АНАЛИТИКА
УДК 325.14 А. ГАЕВА,
кандидат политических наук, старший научный сотрудник отдела Диаспоры и миграции Института стран СНГ SPIN-код: 5021-1033 e-mail: [email protected]
A. GAEVA,
Candidate of Political Sciences, senior researcher of Diaspora and migration Department of Institute of CIS countries
Ключевые слова:
Трудовая миграция, цены на энергоресурсы, инфляция, благосостояние, Евразийский экономический союз, Евразийская миграционная система
Keywords:
work migration, energy prices, inflation, welfare, The Eurasian Economic Union, The Eurasian Migration System
ЦЕНЫ НА ЭНЕРГОРЕСУРСЫ И ДИНАМИКА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
В рамках Евразийской миграционной системы, включающей страны постсоветского пространства1, центром притяжения трудовых мигрантов является Россия, что обусловлено не только её стабильным социально-экономическим и политическим развитием по сравнению с другими государствами СНГ, но и потребностью в восполнении трудовых ресурсов. Указанные обстоятельства предоставляют лучшие экономические возможности для мигрантов и согласно эконометрической модели push and pull factors2 выступают факторами миграционного притяжения.
Низкий уровень благосостояния населения стран-доноров по сравнению со страной назначения — один из основных «выталкивающих» факторов, по-
1 Ивахнюк И. В. Евразийская миграционная система: теория и практика // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Международные отношения». 2008. № 2. С. 21—28.
2 Lee E. S. A Theory of Migration Demography. 1966. Vol. 3. № 1. P. 47-57.
буждающих экономически активное население к миграции в страны, предлагающие более выгодные условия труда и заработную плату. Чем больше разрыв в доходах между страной отправления и страной назначения, тем сильнее стимул к миграции. В основном страны СНГ и ЕАЭС, отправляющие мигрантов в Россию, отличаются довольно высоким уровнем безработицы, низкими душевыми доходами и высокой рождаемостью. Особенно это касается стран Центральной Азии, мигранты из которых преобладают в миграционном потоке в Россию.
Вместе с тем миграция — это инвестиция, требующая определённых финансовых, физических, психологических и других затрат, и если доходы в стране отправления слишком низкие, а разрыв по этому показателю между страной-донором и страной-реципиентом слишком большой, то потенциальный мигрант будет не в состоянии компенсировать издержки миграции, следовательно, миграционный стимул будет нивелирован3.
В структуре расходов домохозяйств значительное место занимает оплата коммунальных услуг и покупка непродовольственных товаров, взаимосвязанных с импортом энергоресурсов, в частности, это оплата газо- и электроснабжения и покупка бензина. Стоимость данных услуг и товаров определяется ценами на природный/сжиженный газ и нефть, устанавливаемыми страной-экспортёром, которой в рамках СНГ/ЕАЭС является Россия. Можно предположить, что чем выше экспортные цены на энергоресурсы для стран СНГ/ЕАЭС, тем выше потребительские тарифы на газ, электроэнергию и цены на бензин внутри этих стран, меньше доходы населения и интенсивнее трудовая миграция в Россию. Но следует отметить, что потребительские цены на товары и услуги тоже регулируются правительствами стран-доноров и не всегда коррелируют со стоимостью импортируемых энергоресурсов.
Гипотеза исследования состоит в следующем: цены, по которым Россия продает энергоресурсы странам-донорам на постсоветском пространстве, выступают косвенным фактором, влияющим на динамику трудовой миграции в Россию из этих стран.
Трудовая миграция в России
Поскольку статистические данные, публикуемые ГУВМ МВД России и Рос-статом, не отвечают требованиям нашего исследования*, косвенно рассчитать
3 Коллиер П. Исход: как миграция изменяет наш мир / пер. с англ. Н. Эдельмана. М.: Институт Гайдара, 2016. С. 57.
* Данные с 2012 по 2015 г. по потокам мигрантов, въехавших с целью осуществления трудовой деятельности, отсутствуют; из-за частных изменений в миграционном законодательстве, а также в результате интеграционных процессов на евразийском пространстве часть трудовых мигрантов из ряда стран (Армения, Киргизия, Казахстан) не учитывается государственной статистикой.
количество легально обозначенных трудовых мигрантов в России возможно по трансграничным денежным переводам физических лиц (нерезидентов) по основным странам-контрагентам. Число трансграничных транзакций, произведённых за год, можно условно приравнять к числу трудовых мигрантов, осуществивших денежные переводы.
У такой методики есть определённые недостатки, поскольку за основу берётся налоговый период, но налоговыми резидентами могут быть и трудовые мигранты, находящиеся в России более 183 дней в году. Также она не учитывает неформальные каналы передачи денежных средств и материальных ценностей4.
Однако статистические данные Центрального банка Российской Федерации по трансграничным переводам физических лиц рассчитаны по единой методологии и демонстрируют более объективную численность трудовых мигрантов в России в темпоральном аспекте.
Для определения доли неофициальных денежных переводов, или хавалы, и нелегальных иностранных работников, необходимо обратиться к данным государственной и ведомственной статистики по трудовой миграции. Разница между числом транзакций в год и числом тех, кто работал в России по разрешительным документам, показывает предполагаемую долю неофициальных денежных переводов и долю нелегальных работников.
Как видно из табл. 1, неформальные инструменты передачи денежных средств доминируют среди мигрантов из стран СНГ/ЕАЭС: число иностранных участников российского рынка труда превышает число трансграничных транзакций, осуществлённых в страны-доноры. Исключением является Таджикистан — за весь период исследования (2013—2017 гг.) ежегодное число денежных переводов в эту страну почти в 2 раза превышало число трудовых мигрантов, что предположительно показывает численность иностранных работников, работающих нелегально. Причём их число до 2015 г. снижалось, в 2016 г. — увеличилось, а в 2017 г. вновь пошло на спад.
В миграционном потоке в Россию преобладают мигранты из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии (рис. 1). На объёмы миграции в Россию из стран СНГ/ ЕАЭС также оказывает влияние ряд факторов, главным образом относящихся к трансформациям российского миграционного законодательства и интеграционным процессам на постсоветском пространстве.
В 2014 г. в российское миграционное законодательство была введена ре-стриктивная мера о запрете въезда в Россию на срок от 3 до 10 лет за нарушение миграционного учёта или осуществление незаконной трудовой деятельности. В том же году установлены новые правила пребывания иностранцев из стран
4 Денисенко М, Козлов В., Фаттахова А. Современные тенденции денежных переводов мигрантов в России и в мире // URL: https://demreview.hse.ru/article/download/1773/2496/
Таблица 1
Число трансграничных транзакций, осуществлённых из России в страны СНГ и ЕАЭС, и число иностранных граждан (ИГ), работавших по разрешительным документам, 2013—2017 гг.*
Страны-доноры** Показатели По годам:
2013 2014 2015 2016 2017
Армения Количество транзакций*** 122,1 133,5 183,1 179,1 135,8
Число трудовых мигрантов**** 115,6 176,2 264,1 209,8 232,2
Белоруссия***** Количество транзакций 16,1 18,7 22,5 26,4 29,5
Число трудовых мигрантов 75,6 86,2 86,4 97,7 124,6
Казахстан Количество транзакций 9,6 12,1 28,6 66,5 22,3
Число трудовых мигрантов 2,2 2,0 70,1 71,6 88,2
Киргизия Количество транзакций 313,6 321,2 334,1 443,5 348,7
Число трудовых мигрантов 149,9 224,8 512,4 361,8 376,8
Таджикистан Количество транзакций 827,3 852,9 691,9 826,9 769,4
Число трудовых мигрантов 450,0 578,2 427,5 401,7 437,2
Узбекистан Количество транзакций 814,1 714,1 619,6 644,5 655,5
Число трудовых мигрантов 1071,6 1246,8 860,2 879,5 984,6
Примечания: * Рассчитано автором по данным ЦБ РФ, Росстата, ГУВМ МВД РФ, Евразийской комиссии.
** С 2015 г. по странам-членам ЕАЭС приведены данные по въезду с целью осуществления трудовой деятельности
*** Количество трансграничных транзакций, осуществленных за год;
**** Число ИГ, имевших действующие разрешения на работу и патенты на осуществление трудовой деятельности на конец года, тыс. чел.
***** Приведены данные по въезду с целью осуществления трудовой деятельности, т. к. в рамках Союзного государства граждане Белоруссии имеют равные права с российскими гражданами при трудоустройстве.
с безвизовым порядком въезда — так называемое правило 90/180, которое предусматривает обязательный выезд за пределы России на 90 дней по окончании 90 дней, проведённых в России без разрешительных документов.
Указанные репрессивные меры повлияли на снижение числа трудовых мигрантов, приезжающих в Россию5. Особенно это заметно в случае с трудовыми мигрантами из Таджикистана и Узбекистана: в 2015 г. число мигрантов и данных стран снизилось почти на 150 тыс. и на 100 тыс. чел., соответственно.
На миграционных потоках закономерным образом отразился интеграционный процесс на постсоветском пространстве: в результате создания и расширения ЕАЭС в 2015 г. были сняты основные барьеры, препятствующие доступу мигрантов из стран-участниц на национальные рынки труда, и гарантирована их социальная защита. Упрощенная процедура трудоустройства способствовала увеличению трудового потока в Россию из Киргизии в 2016 г. более чем на 100 тыс. чел. (рис. 1).
В условиях экономической рецессии в России в 2014—2015 гг., растущего миграционного давления со стороны граждан Украины и ужесточения российского миграционного режима трудовой поток из стран, не входящих в евразийский блок, значительно сократился. Особенно интенсивно указанные негативные
Рис. 1. Трудовая миграция из стран СНГ/ЕАЭС, 2013-2017 гг., чел.
5Денисенко М, Козлов В., Фаттахова А. Современные тенденции денежных переводов мигрантов в России и в мире // URL: https://demreview.hse.ru/article/download/1773/2496/
факторы отразились на мигрантах из Узбекистана и Таджикистана: в 2015 г. общая численность работников из этих стран уменьшилась в среднем на 15—20%6. При этом число мигрантов из Киргизии в 2015—2016 гг. только возросло (рис. 1), что свидетельствует о положительном влиянии евразийской интеграции на социальную и экономическую защищённость мигрантов из ЕАЭС на российском рынке труда.
Таким образом, состав, объём и интенсивность миграции в Россию определяют как внутрироссийские, так и наднациональные процессы.
Взаимосвязь цен на энергоресурсы и миграции
Миграционная активность населения стран-доноров зависит от его социально-экономического положения. Для оценки данного показателя автор использовал категорию валового национального дохода на душу населения7, рассчитанного Всемирным банком ( GNIper capita, Atlas method — current US dollar), который является одним из базовых в международной статистике и демонстрирует уровень жизни, или благосостояния, в государстве.
Во всех странах, задействованных в исследовании и являющихся отправляющими по отношению к России, более низкие доходы на душу населения по сравнению с российскими. Значительный разрыв в доходах наблюдается между Россией и странами—лидерами трудовой миграции: Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном (рис. 2). Меньший разрыв в доходах — между Россией и Казахстаном и между Россией и Белоруссией, откуда и менее интенсивны миграционные потоки (рис. 1, рис. 2). Прослеживается чёткая корреляция между уровнем дохода на душу населения в стране и миграционной активностью: из постсоветских стран с низким уровнем жизни населения на работу в Россию приезжают больше людей, чем из стран, уровень жизни населения в которых ненамного отличается от российского. Это говорит о том, что диспропорции в социально-экономическом развитии выступают определяющими факторами, интенсифицирующими миграцию на пространстве СНГ/ЕАЭС.
Обращаясь к тарифам и ценам на потребительские товары и услуги, необходимо учесть фактор инфляции. Изменение темпа инфляции (рис. 3) показывает, как растут цены на потребительские товары в странах — донорах постсоветского пространства, оказывая прямое влияние на покупательную способность населения, уровень жизни и его благосостояние.
6 Население России 2015. Двадцать третий ежегодный демографический доклад / отв. ред. С. В. Захаров. М.: Изд. дом ВШЭ, 2017. С. 300.
7 База данных Всемирного банка // URL: http://databank.worldbank.org/data/
Рис. 2. ВНД на душу населения, долл.
Рис. 3. Темп инфляции на потребительские товары в странах- донорах трудовых
ресурсов, %
За весь период исследования в экономике Белоруссии наблюдалась дефляция на потребительские товары, при этом цены на все группы товаров и услуг, связанных с поставками энергоресурсов, возросли. Так же темпы дефляции наблюдались в Армении в 2016—2017 гг., Казахстане в 2015—2017 гг., Киргизии в 2015—2016 гг., Узбекистане с 2013—2015 гг. и Таджикистане в 2013 г.
Наиболее интенсивный темп инфляции (темп прироста общего уровня цены на потребительские товары) наблюдался в Киргизии — в 2017 г. он составил 718,3% к предыдущему году, и Таджикистане — 188% в 2016 г. (рис. 3).
Тарифы на услуги и цены на непродовольственные товары, связанные с поставками энергоресурсов, практически во всех странах — донорах за период исследования с 2013 по 2017 г. возросли: тарифы на природный (сжиженный в Таджикистане) газ для населения во всех странах, кроме Армении и Киргизии; цены на бензин — во всех странах, кроме Армении, тарифы на электричество — во всех странах задействованных в исследовании.
В Армении в 2016—2017 гг. цены газ и бензин правительству удалось снизить за счёт подписания с Россией договора на поставки природного газа по более выгодной цене — 150 долл. за 1 куб. м. В Киргизии аналогичная ситуация — снижение цены на поставки газа до 150 долл. в 2016 г. повлияло на снижение цены на газ для населения*.
В случае Таджикистана речь идёт о тарифах на сжиженный газ, так как поставки природного газа из Узбекистана были прекращены в 2012 г.8. На данный момент внутри страны используется в основном первый тип топлива, фактически поставляемый Россией через Казахстан, соответственно, на конечную цену для потребителей влияет как российская, так и казахская сторона.
Как правило, цены на российские энергоресурсы для стран постсоветского пространства устанавливаются и регулируются долгосрочными контрактами, но в результате анализа потребительских цен на газ, электроэнергию и бензин выяснилось, что за период исследования (с 2013 г. по 2017 г.) в ряде стран они возрастали перманентно (на газ, электроэнергию, бензин — в Белоруссии, Казахстане; на электроэнергию и бензин — в Узбекистане), в ряде стран колебались (на газ — в Киргизии и Узбекистане, на бензин — в Киргизии, Таджикистане). Это говорит о том, что рост потребительских цен на данную группу товаров и услуг в большей степени обусловлен внутренней политикой правительств национальных государств СНГ/ЕАЭС, направленной на достижения целей внутриэлитной борьбы или усиление влияния в регионе, а не российскими экспортными ценами на энергоресурсы.
Повышение цен на потребительские товары и услуги ухудшают положение местного населения и интенсифицируют миграцию.
8 Мониторинг и Раннее Оповещение в Таджикистане // URL: https://untj.org/files/Publications/ DRMP/
* В данной работе не исследуются дополнительные экономические, политические, социальные факторы, которые могут влиять на снижение потребительских цен, поскольку их анализ выходит за её рамки.
Так, резкий рост цен на бензин (с 3000 до 4300 сомов/л) и тарифов на электричество (со 180,1 до 254,6 сомов за 1 кВт-ч) в Узбекистане повлияли на рост трудовой миграции в Россию: число трудовых мигрантов увеличилось на 11 072 чел. в 2017 г. по сравнению с 2016 г.
В 2016 г. в Казахстане резко снизился уровень доходов населения (с 11 420 до 8800 долл. на душу населения), в том числе и в результате роста потребительских цен на газ, бензин, электричество, что, соответственно, привело к увеличению трудовой миграции в Россию почти на 38 тыс. чел. по сравнению с 2015 г.
Однако такая корреляция наблюдается не всегда: например, в 2017 г. в Казахстане цены выросли на все товары и услуги, связанные с поставками энергоресурсов, но трудовой миграционный поток в Россию из этой страны, напротив, уменьшился по сравнению с 2016 г. Показатели трудовой миграции в Россию из Белоруссии, вне зависимости от положительной постоянной динамики потребительских цен, сохранялись практически на одном и том же уровне на протяжении 2013—2017 гг.
Таким образом, обращаясь к гипотезе, сформулированной в начале исследования, можно сказать, что, во-первых, не во всех случаях контрактные цены на российские энергоресурсы оказывают прямое влияние на рост потребительских цен на газ, электроэнергию и бензин в национальных государствах постсоветского пространства; во-вторых, не во всех случаях рост последних косвенно стимулирует увеличение трудового миграционного потока в Россию. В дальнейшей работе над этой темой будет осуществлен более детальный анализа взаимосвязи цен на энергоресурсы с учетом их колебаний, региональных условий импорта/ экспорта и трудовой миграции на постсоветском пространстве.
Список литературы
База данных Всемирного банка // URL: http://databank.worldbank.org/data/ [Baza dannyh Vsemirnogo banka // URL: http://databank.worldbank.org/data/] Денисенко M., Козлов В., Фаттахова А. Современные тенденции денежных переводов мигрантов в России и в мире // URL: https://demreview.hse.ru/article/ download/1773/2496/
[Denisenko M., Kozlov V., Fattahova A. Sovremennye tendencii denezhnyh perevodov migrantov v Rossii i v mire // URL: https://demreview.hse.ru/article/download/1773/2496/] Ивахнюк И. В. Евразийская миграционная система: теория и практика // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Международные отношения». 2008. № 2. С. 21-28.
[Ivahnyuk I. V. Evrazijskaya migracionnaya sistema: teoriya i praktika // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya «Mezhdunarodnye otnosheniya». 2008. № 2. S. 21-28]
Коллиер П. Исход: как миграция изменяет наш мир. М.: Института Гайдара, 2016. С. 57.
[Kollier P. Iskhod: kak migraciya izmenyaet nash mir. M.: Instituta Gajdara, 2016. S. 57] Мониторинг и Раннее Оповещение в Таджикистане // URL: https://untj.org/files/ Publications/DRMP/
[Monitoring i Rannee Opoveshchenie v Tadzhikistane // URL: https://untj.org/files/ Publications/DRMP/]
Население России 2015 г. Двадцать третий ежегодный демографический доклад / отв. ред. С. В. Захаров. М.: Изд. дом ВШЭ. 2017. С. 300.
[Naselenie Rossii 2015 g. Dvadcat' tretij ezhegodnyj demograficheskij doklad / otv. red. S. V. Zaharov. M.: Izd. dom VSHEH. 2017. S. 300]
Российский статистический ежегодник 2017 // URL: http://www.gks.ru/free_doc/ doc_2017/year/year17.pdf
[Rossijskij statisticheskij ezhegodnik 2017 // URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/ year/year17.pdf]
Сведения о численности граждан государств-членов Евразийского экономического союза, въехавших в страну для осуществления трудовой деятельности за 2012— 2017 гг. // URL: https://goo.gl/4PPh4W
[Svedeniya o chislennosti grazhdan gosudarstv-chlenov Evrazijskogo ehkonomicheskogo soyuza, v»ekhavshih v stranu dlya osushchestvleniya trudovoj deyatel'nosti za 2012—2017 gg. // URL: https://goo.gl/4PPh4W]
Россия и страны Содружества Независимых Государств 2017 г. // Федеральная служба государственной статистики. // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_05/Main.htm [Rossiya i strany Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv 2017 g. // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_05/Main.htm] Lee E. S. A Theory of Migration Demography. 1966. Vol. 3. № 1. P. 47-57.