Научная статья на тему 'Социально-демографический портрет современного мигранта в России цифрами статистики'

Социально-демографический портрет современного мигранта в России цифрами статистики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
893
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудовая миграция / международная миграция / миграционное прибытие / Союз независимых государств / Евразийский экономический союз / демографическая ситуация / государственное регулирование миграции / национальная безопасность / labour migration / international migration / migration arrival / the Commonwealth of Independent States / the Eurasian Economic Union / demographic situation / state regulation of migration / national safety
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-демографический портрет современного мигранта в России цифрами статистики»

Золотарева О.А.

к.э.н., доцент, Российский экономический университет

Zolotareva.OA@rea.ru Михалева К.А.

студент, Российский экономический университет Пушкарева В.Б.

студент, Российский экономический университет

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО МИГРАНТА

В РОССИИ ЦИФРАМИ СТАТИСТИКИ

Ключевые слова : трудовая миграция, международная миграция, миграционное прибытие, Союз независимых государств, Евразийский экономический союз, демографическая ситуация, государственное регулирование миграции, национальная безопасность.

Keywords: labour migration, international migration, migration arrival, the Commonwealth of Independent States, the Eurasian Economic Union, demographic situation, state regulation of migration, national safety.

Неблагоприятная демографическая конъюнктура, сформировавшаяся в современном российском обществе, о п-ределила значимость миграции как основополагающего фактора, влияющего на формирование численности и возрас-тно-полового состава населения. Естественная убыль населения в стране фиксируется на протяжении последних двух лет, миграция же частично компенсирует снижение численности населения. Согласно Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в качестве одного из целевых показателей была выбрана величина миграционного прироста на уровне не менее 200 тысяч человек ежегодно, что базируется на параметрах демографического прогноза и стремлении использования механизма «замещающей миграции» \ На то, что миграция в России является существенным фактором формирования населения трудоспособного возраста, в своем выступлении на заседании Совета Федерации, состоявшемся 11 декабря 2019 г., обратила внимание Н.В. Зубаревич: «В связи с тенденциями сокращения трудоспособного населения страны, обусловленными «эхом» войны, необходимо принятие соответствующих мер по привлечению мигрантов для восполнения естественной убыли» 2.

Формирование российского рынка труда мигрантами носит противоречивый характер. С одной стороны, мигранты пополняют численность рабочей силы, компенсируя естественную ее убыль, с другой - обостряют ряд социально-экономических и демографических проблем. Современные угрозы безопасности страны, которые могут быть вызваны миграцией, обширны.

Существует острая проблема квалификации мигрантов, пересекающих границу Российской Федерации. В рамках современных интеграционных процессов достижение стабильного единого рынка труда возможно за счет роста уровня профессиональной подготовки, а не количества трудовых мигрантов, поскольку именно нехватка квалификации ограничивает возможности трудовых мигрантов на рынке труда и приводит к социально -экономическому дисбалансу3, в том числе, обостряет проблему нелегальной занятости мигрантов.

В связи с этим несанкционированная коммерческая деятельность, зачастую приводящая к появлению неконтролируемого оборота товаров и услуг и уклонению от уплаты налогов, а в долгосрочной перспективе - к усилению теневого сектора и росту безработицы среди коренного населения, также является причиной обострения социально-экономических противоречий.

Не только экономические, культурные и этнические противоречия являются причиной социальных возмущений. Миграция также негативно влияет на санитарно -эпидемиологическое благополучие населения Российской Федерации в связи с возможностью распространения нетрадиционных для нашей страны форм инфекции.

С ростом международных миграционных потоков нарастает угроза незаконного пересечения государственной границы Российской Федерации лицами, являющимися участниками международных террористических организаций, либо участвующих в перемещении подакцизных товаров или оружия. В данном аспекте миграцию необходимо рассматривать как прямой фактор, влияющий на национальную безопасность государства.

1 Социальный бюллетень Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации на тему «Миграция населения в России: тенденции, проблемы, пути решения» от мая 2018 года. - http://ac.gov.ru/files/publication/a/16766.pdf

2 Выступление профессора кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктора географических наук Н. Зубаревич на тему «Тенденции развития российских регионов» от 11 декабря 2019 года. - http://council.gov.ru/events/multimedia/video/120844/

3 Гаева А.С. Миграционные процессы на Евразийском пространстве // Россия и современный мир. - М., 2019. -https://cyberleninka.rU/article/n/migratsionnye-protsessy-na-evraziyskom-prostranstve

Более того, нельзя отрицать возможность появления коррупции среди органов власти, регулирующих миграционные потоки, что может быть причиной снижения доверия к государственным служащим.

Негативные демографические сдвиги, обусловленные дезинтеграционными процессами народов Российской Федерации в ходе миграции, выражаются в виде оттока коренного населения, либо в изменении его этнического состава в регионах России с высокой интенсивностью миграционного оборота. Комплексно данная проблема выражается в демографической и территориальной экспансии, поскольку в крайнем случае изменение демографических центров, порождаемое интенсивной миграцией, не только создает угрозу утраты суверенитета страны над ее ресурсами, но и бросает вызов территориальной целостности страны в связи с возможными трансформациями национальных анклавов в самостоятельные административные образования \

Среди проблем, возникающих в сфере управления миграцией со стороны государства, ключевыми являются совершенствование нормативно-правовой базы, а также содействие культурной и социальной адаптации и интеграции мигрантов, в этом контексте необходимо найти баланс между экономическим развитием страны и безопасностью государства и общества2.

Как бы то ни было, в настоящее время приток мигрантов значительно покрывает отток населения из Российской Федерации, компенсируя его естественную убыль.

Отметим, что общность исторического, социального и культурного развития государств постсоветского пространства, схожесть демографических процессов, а также взаимная заинтересованность в контролируемом миграционном обороте стимулируют выработать согласованные оценки демографических перспектив миграции среди стран в составе СНГ3.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) порядка 85-90% мигрантов, пересекающих территорию Российской Федерации - это граждане стран постсоветского пространства. За период с 2014 г. по 2018 г. (выбранный не случайно, обоснованный образованием ЕАЭС) число прибывших мигрантов в Российскую Федерацию из стран СНГ составило 2 млн. 613 тыс. чел., а число выбывших в страны СНГ мигрантов - 1 млн. 52 тыс. чел. Средний ежегодный уровень миграционного покрытия в анализируемом периоде составил 1656 %о, то есть на каждую 1000 человек, выбывших из России, в среднем ежегодно приходилось 1656 прибывших мигрантов. За пять лет уровень миграционного покрытия сократился с 1903 % в 2014 г. до 1283 % в 2018 г. (на 32,6 %). В 2018 г. на каждую 1000 человек, выбывших из России, стало приходиться прибывших меньше на 620 человек, чем в 2014 г. В наибольшей степени уровень миграционного покрытия сократился между Россией и странами ЕАЭС (на 37,5%), также существенно уменьшение со странами СНГ (на 34,5%), тем не менее, Россия с этими странами является принимающей стороной, что определено ее функцией «локомотива» для стран постсоветского пространства.

Выявленные изменения в миграционных потоках, характерных для России, географические центры которых -страны-члены СНГ, в частности, страны-члены ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия), - определяют необходимость детального анализа динамики и социально-демографической структуры прибывающих, что позволило бы сформировать представление о портрете мигранта как трудового ресурса страны. При этом характеристика современного трудового мигранта будет определяться по подавляющему большинству в численности прибывших - по мигрантам из стран СНГ.

За рассматриваемый период в среднем ежегодно в Российскую Федерацию прибывало 583,9 тыс. чел., при этом из стран СНГ - 522,6 тыс. чел., в том числе из стран ЕАЭС - 165,3 тыс. чел. Число прибывших в Россию мигрантов из стран дальнего зарубежья за пятилетний период было незначительно и составляло в среднем ежегодно 61,3 тыс. чел.

В 2018 г. по сравнению с 2014 г. число прибывших в Российскую Федерацию сократилось на 25,1 тыс. чел. (на 4,2%), в среднем ежегодно убывая на 1,1%. Число прибывших мигрантов из стран СНГ и из стран дальнего зарубежья также сократилось - на 3,5 и 10,7% соответственно. Прибытие же мигрантов в Россию из стран ЕАЭС, наоборот, значительно увеличилось - на 29,8 тыс. чел. (на 19,6%). В первую очередь, это обусловлено образованием ЕАЭС, а также упрощением процедуры регистрации прибывающих на территорию России мигрантов и их постановки на учет в контексте проводимой национальной политики Союза. Отметим, что из некоторых стран СНГ, не входящих в состав ЕАЭС, число прибывших мигрантов, напротив, сократилось. Например, прибытие в Россию из Узбекистана за рассматриваемый период снизилось на 57,8%, а из Республики Молдовы - на 4,4%. Особая ситуация наблюдается в Украине, число прибывших мигрантов в Российскую Федерацию из которой в 2018 г. увеличилось на 8,7%, что может быть объяснено сложившейся политической ситуацией в 2014 г. (табл. 1).

1 Аналитические материалы на тему «Современные проблемы незаконной миграции» Поскребетьева С.В. в рамках научного семинара Аналитического управления Аппарата Совета Федерации на тему «Проблемы миграции внутри и вокруг России» от 1 декабря 2015 года. - http://council.gov.ru/media/files/41d59a121da25cf62a52.pdf

2 Збышко Б.Г. Особенности экономико-правового регулирования занятости населения и трудовой миграции в России // Труд и социальные отношения. 2015. - № 4. - С. 60-74.

3 Демографическое развитие постсоветского пространства: сб. статей и аналитических материалов / Под ред. М .Б. Денисенко, В.В. Елизарова. - М: Экономический факультет МГУ имени М.В, Ломоносова, 2018. - С. 9. - https://www.econ.msu.ru/sys/ raw.php ?o=44887&p=attachment

Таблица 1

Динамика числа прибывших мигрантов в Россию за период 2014 -2018 гг.

Число прибывших мигрантов, тыс. Изменение числа

Страны чел. прибывших мигрантов

2014 г. 2018 г. тыс. чел. %

Прибывшие - всего 590,8 565,7 -25,1 -4,2

из стран СНГ - всего 529,4 510,9 -18,4 -3,5

из стран ЕАЭС - всего, в том числе: 152,1 181,9 29,8 19,6

Армения 46,6 46,4 -0,2 -0,4

Беларусь 17,9 19,0 1,1 6,1

Казахстан 59,1 72,1 13,0 22,0

Киргизия 28,5 44,4 15,9 55,8

Из стран, не входящих в ЕАЭС, - всего, в том числе: 377,3 329,0 -48,3 -12,8

Азербайджан 26,4 26,7 0,3 1,1

Респу блика Молдова 32,1 30,7 -1,4 -4,4

Таджикистан 54,7 67,9 13,2 24,1

Туркмения 6,0 10,5 4,5 75,0

Узбекистан 131,3 55,4 -75,9 -57,8

Украина 126,8 137,8 11,0 8,7

Из стран дальнего зарубежья - всего 61,4 54,8 -6,6 -10,7

Как в 2015 г., так и в 2017 г. наблюдалась положительная тенденция роста числа прибывших в Российскую Федерацию мигрантов. В связи с подписанием договора о создании ЕАЭС 1 января 2015 г. Российской Федерацией, Беларусью и Казахстаном, в 2015 г. значительно увеличилось число мигрантов, прибывающих в Россию из Казахстана (на 11,3%). А вот на миграцию с Беларусью созданный Союз на начальном этапе практически не оказал влияния: показатель, напротив, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. сократился на 1,1%. Рост масштабов прибытия мигрантов в 2015 г. также был связан с существенным вкладом мигрантов из Украины, увеличение численности которых было вызвано политической и социально -экономической обстановкой в стране, что стимулировало интенсивность массовых и стихийных миграций. В 2017 г. евразийская интеграция оказала существенное влияние на миграцию между странами -участниками. Так, прибытие из Беларуси и Киргизии в Россию в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличилось на 45,9%, из Армении - на 6,8%, из Казахстана - на 3,4%. Однако в 2016 г. и 2018 г. было зафиксировано значительное сокращение прибывших в страну мигрантов или, так называемые, спады первой и второй волн. Данная динамика свидетельствовала об уменьшении эффективности мер в рамках концепции ЕАЭС о свободном перемещении рабочей силы. В частности, как в 2016 г., так и в 2018 г. показатель значительно сократился в Беларуси на 17,8% и 10,5% соответственно.

Рисунок 1.

Динамика числа прибывших мигрантов в Российскую Федерацию за период 2014-2018 гг., тыс. чел.

Одним из основных аспектов в анализе трудовой миграции является ее территориальная структура, позволяющая выявить гражданство трудовых мигрантов, оценить происходящие структурные сдвиги и, как следствие, помогающая регулировать миграционные процессы в стране.

В 2014 г. наибольшее число мигрантов прибывало в Россию из Украины (23,9%) и Узбекистана (24,8%). Также была велика доля мигрантов из Казахстана (11,2%), Таджикистана (10,3%) и Армении (8,8%), в то время как доля прибывших мигрантов из остальных стран не превышала 6%, что говорит о территориальной асимметрии миграционных по токов РФ.

В 2018 г. зафиксировано следующее. Наибольший удельный вес мигрантов приходится на Украину, с 2014 г. он увеличился на 3 п.п. и составил 27,0%. Такой объем миграции из Украины объясняется высокой мобильностью граждан в результате эскалации военного конфликта на востоке страны. Кроме того, значительная доля мигрантов прибывала в Российскую Федерацию из Казахстана (14,1%), Таджикистана (13,3%) и Узбекистана (10,8%). Фактором трудовой миграции из Таджикистана и Узбекистана является уровень социально -экономического развития данных стран. Население, не обладая возможностями для трудоустройства и стабильного заработка, перемещается в страны, испытывающие потребность в трудовых ресурсах и предлагающие лучшие условия труда. В частности, в ЕАЭС экономически благополучной страной с сокращающейся долей трудоспособного населения является Россия. Увеличение доли прибывших мигрантов из Казахстана непосредственно связано с упрощением въезда и снятием ограничений для осуществления трудовой деятельности для граждан стран -членов ЕАЭС. В целом изменения в структуре прибытия в Российскую Федерацию по странам СНГ свидетельствуют о существенной/значимой трансформации в миграции за рассматриваемый период (2014-2018 гг.), что подтверждается значением рассчитанного интегрального индекса структурных различий В.М. Рябцева, которое составило 0,199 (при значении 0,151-0,3 говорят о существенных сдвигах в структурах) (рис. 2).

Рисунок 2.

Территориальная структура числа прибывших в Российскую Федерацию мигрантов из стран СНГ

в 2014 г. и 2018 г., %

В 2018 г. наибольшее число мигрантов из стран СНГ прибывало в Центральный (35,7%), Сибирский (13,4%) и Северо-Западный (13,1%) федеральные округа. В частности, в 2018 г. большинство мигрантов из Казахстана (53,8%) прибывало в регионы России, входящие в состав Сибирского и Центрального федеральных округов. Большая часть мигрантов из Таджикистана также прибывала на территорию Центрального (29,0%) и Сибирского (22,6%) федеральных округов. Основная часть мигрантов из Украины, Республики Молдова, Таджикистана и Узбекистана была сосредоточена в регионах Центрального федерального округа, их совокупный удельный вес в общей численности мигрантов из стран СНГ, прибывающих на территорию округа, в 2018 г. составил 69,6%. Отметим некоторые общие тенденции в направлениях прибытия мигрантов из отдельных стран СНГ. Мигранты из Армении, Украины и Республики Молдова, в основном, прибывают в регионы Российской Федерации, входящие в состав Центрального, Северо-Западного и Южного федеральных округов. А наибольшее число мигрантов из Азербайджана, Узбекистана и Таджикистана сосредоточено на территории Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов (рис. 3).

100%

Рисунок 3.

Структура числа прибывших в Российскую Федерацию мигрантов из стран СНГ по федеральным округам России в 2018 г., % 772

В частности, большинство мигрантов из Украины прибывало на территорию г. Москва, Московской области, Краснодарского края, Белгородской и Воронежской областей, их численность в 2018 г. составила 31,3 тыс. чел. В свою очередь, Новосибирская, Омская и Челябинская области являлись центром прибытия мигрантов из Казахстана -численность прибывших из Казахстана в 2018 г. в эти регионы России составила 22,5 тыс. чел. Основная часть мигрантов, прибывших в Россию из Таджикистана, приходилась на Тюменскую, Новосибирскую области и Красноярский край, их численность в 2018 г. была равна 15,2 тыс. чел. (рис. 4).

Украина Казахстан Таджикистан Узбекистан Армения Киргизия Республика Молдова Азербайджан Беларусь Туркмения

шш

И!

50 000 100 000

Число прибывших из стран СНГ. чел.

□ Другие регионы России ' ^Московская область

и г Санкт-Петербург В г Москва

□ Новоа ¡бир екая область 0 Кр аснодар скин кран

Ш Тюменская область

□ Кр аснояр скийкр ан

□ Омская область

■ Смоленская область В Челябинская область

■ Республика Мордовия

Н Респу блнка Башкортостан

□ Камчатский кр ан НАстраханская область

150 000 пВоронежская область

Рисунок 4.

Распределение числа прибывших в Российскую Федерацию мигрантов из стран СНГ

по субъектам России в 2018 г., чел.

Наибольшая доля прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ мужчин как в 2014 г., так и в 2018 г. -это лица в трудоспособном возрасте, удельный вес которых в возрастной структуре составил 89,3 и 84,0% соответственно. Прибывшие в Российскую Федерацию мигранты мужского пола моложе трудоспособного возраста составили 6,6% в 2014 г. и 10,8% в 2018 г. от их общей численности, а старше трудоспособного возраста - 4,1 и 5,2% соответственно. За период с 2014 г. по 2018 г. в соответствии со значением индекса структурных различий В.М. Рябцева, которое составило 0,039, возрастная структура прибывших мигрантов мужского пола в Российскую Федерацию существенно не менялась, зафиксирован весьма низкий уровень различия структур (рис. 5).

4.1% 6.6%

■ моложе трудоспособного возраста

□ в трудоспособном возрасте

□ старше трудоспособного возраста

2018 г. 5.2% Ю.8%

Рисунок 5.

Возрастная структура числа прибывших в Российскую Федерацию мужчин -мигрантов

из стран СНГ в 2014 г. и 2018 г., %

В структуре численности женщин-мигрантов за базисный и отчетный годы наибольшую долю также составляли лица в трудоспособном возрасте (71,1 и 71,8% соответственно в 2014 г. и в 2018 г.). Удельный вес женщин моложе трудоспособного возраста в возрастной структуре прибывших в Российскую Федерацию женщин-мигрантов из стран СНГ составил в 2014 г. 12,6%, в 2018 г. показатель снизился на 2,5 п.п. и составил 10,1%. Удельный вес женщин -мигрантов старше трудоспособного возраста в отчетном году составил 18,1%, увеличившись по сравнению с базисным периодом на 0,8 п.п. Оценка изменений в возрастной структуре прибытия в Российскую Федерацию по странам СНГ на основе рассчитанного интегрального индекса структурных различий В.М. Рябцева, значение которого составило 0,016, свидетельствует о тождественности возрастной структуре прибывших в базисном и отчетном периодах времени, то есть ее неизменности с 2014 г. по 2018 г. (рис. 6).

В анализируемый пятилетний период (за время существования ЕАЭС) численность прибывших в Российскую Федерацию мигрантов из стран СНГ в трудоспособном возрасте в среднем ежегодно сокращалась на 1,7%. С наибольшей интенсивностью (на 4,5% ежегодно) сокращалась численность прибывших в Россию мужчин -мигрантов трудоспособного возраста из стран СНГ при росте численности прибывших женщин -мигрантов трудоспособного возраста ежегодно на 3,3%.

Рисунок 6.

Возрастная структура числа прибывших в Российскую Федерацию женщин-мигрантов

из стран СНГ в 2014 г. и 2018 г., %

Указанные изменения масштабов прибытия, в первую очередь, отразились на половозрастной структуре числа прибывших в Россию из стран СНГ. Наравне с увеличением доли прибывших женщин трудоспособного возраста в общей численности прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ мигрантов с 27,8% в 2014 г. до 32,0% в 2018 г., доля мужчин-мигрантов трудоспособного возраста интенсивно сокращалась и в 2018 г. была равна 46,1%, что ниже уровня 2014 г. на 8,7 п.п.

При этом численность прибывших в Россию мигрантов нетрудоспособных возрастов постепенно росла. В частности, численность мигрантов моложе трудоспособного возраста в среднем ежегодно увеличивалась на 9,0%, а старше трудоспособного возраста - на 2,5%. Таким образом, рост численности мужчин и женщин в возрасте 55-70 лет в совокупности с ростом численности детей до 18 лет в 2018 г. по сравнению с 2014 г. позволяет говорить о том, что миграция РФ со странами СНГ не ограничивается «трудовым» аспектом, поскольку мигранты трудоспособного во з-раста прибывают на территорию РФ с семьями (рис. 7). В первую очередь, это обусловлено подписанием соглашения о создании ЕАЭС, согласно которому дети трудящегося из государств-членов, совместно проживающие с ним на территории России, имеют право на посещение дошкольных учреждений, получение образования, а также скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) в том же порядке, что и своим гражданам и независимо от наличия медицинского страхового полиса. Срок временного пребывания этой категории граждан, а также членов их семей определяется сроком действия заключенного трудового или гражданско -правового договора. При этом трудящимся государств -членов не требуется получения разрешений на работу, сдачи экзаменов на знание русского языка, истории и основ законодательства Российской Федерации, приобретения за свой счет медицинской страховки \ Кроме того, миграция семей характерна для Украины, жители которой, в первую очередь, хотят обезопасить своих близких, а также обеспечить своим доступ к качественному образованию, медицинскому обслуживанию и другим общественным благам.

Рисунок 7.

Половозрастная пирамида прибывших в Российскую Федерацию мигрантов из стран СНГ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в 2014 г. и 2018 г., тыс. чел.

1 Договор о Евразийском экономическом союзе. - https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0003610/itia_05062014

774

Миграционные потоки в целом со странами СНГ за изучаемый пятилетний период можно характеризовать как трудовую миграцию в связи с тем, что на протяжении рассматриваемого периода преобладающая часть мигрантов -это лица в трудоспособном возрасте.

Несмотря на то, что мигранты компенсируют нехватку рабочей силы в Российской Федерации, все также остается проблема «качества» миграции, а именно: проблема уровня профессиональной подготовки прибывающих в с тра-ну мигрантов. Согласно данным Росстата, в Российскую Федерацию прибывают в основном лица, имеющие среднее общее (полное) образование и среднее профессиональное (среднее специальное) образование, то есть рабочие низкой квалификации, создающие угрозу снижения интеллектуального потенциала российского общества и формирования человеческого капитала страны в целом.

В 2014 г. 49,4% прибывающих в Россию мигрантов имели среднее профессиональное и среднее общее образование, однако за пятилетний период удельный вес данной категории мигрантов возрос на 1,9 п.п. и 2018 г. составил 51,3%, то есть около половины прибывающих в Россию мигрантов в 2018 г. не имели высшего образования. В свою очередь, доля мигрантов, прибывших на территорию Российской Федерации с высшим про фессиональным образованием, в 2018 г. снизилась по сравнению с 2014 г. на 4,7 п.п. и составила 14,0% (табл. 2). За рассматриваемый период уровень произошедших структурных различий в структуре прибывших в Российскую Федерацию мигрантов по уро в-ню образования низкий, что подтверждается полученным значением интегрального индекса В.М. Рябцева, которое составило 0,097.

Таблица 2

Структура прибывших в Российскую Федерацию мигрантов из стран СНГ по уровню образования в 2014 и 2018 гг.

Уровень образования Численность прибывших, тыс. чел. Удельный вес прибывших, %

2014 г. 2018 г. 2014 г. 2018 г.

Высшее профессиональное (высшее) 863,6 676,4 18,7 14,0

Неполное высшее профессиональное (незаконченное высшее) 113,0 111,5 2,4 2,3

Среднее профессиональное (среднее специальное) 1185,3 1043,5 25,7 21,6

Начальное профессиональное 63,6 115,9 1,4 2,4

Среднее общее (полное) 1091,7 1432,4 23,7 29,7

Основное общее (среднее общее неполное) 228,3 286,0 4,9 5,9

Начальное общее (начальное) и не имеющие образования 61,1 99,3 1,3 2,1

Уровень образования не указан 1007,0 1060,2 21,8 22,0

В 2018 г. наиболее высокий уровень образования отмечается у лиц, прибывших в Россию из Украины. Знач и-тельная их часть - это лица со средним профессиональным образованием (32,0%) и с высшим профессиональным образованием (29,0%). Также достаточно высокий уровень образования у мигрантов, прибывших из Казахстана в 2018 г.: 26,7% мигрантов имеют высшее профессиональное образование и 26,3% - среднее профессиональное образование. Однако доля прибывших мигрантов в Россию из Казахстана в общем числе прибывших незначительна и в 2018 г. она составила лишь 14,1%, в то же время порядка 49,2% прибывших в Россию мигрантов - это лица со средним общим образованием, прибывающие в Россию из Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана, Армении, Киргизии и Таджикистана (рис. 8).

100,0

30,0

60,0

40,0

20,0

ЙЦЯ

Ш-л

ш

Еа

мя

¿lis

□ Уровень образ о ваш мне укачан

9 Начальное общее (начальное) и не имеющие образования

И Основное общее (среднее общее неполное)

О Среднее общее (полное)

■ Начальное профессиональное

О Среднее профессиональное (среднее специальное)

-с <

Ж

& -.у л ^ if ^

d*

Н Неполное высшее профессиональное (незаконченное высшее)

□ Высшее профессиональное (высшее)

Рисунок 8.

Структура прибывших в Российскую Федерацию мигрантов из стран СНГ по уровню образования и стране выбытия в 2018 г., %

775

На основании проведенного статистического исследования был получен портрет типичного мигранта, прибывающего на территорию Российской Федерации:

1) мужчина трудоспособного возраста (30-34 года) со средним профессиональным (средним специальным) образованием, прибывший из Украины в Центральный федеральный округ РФ, в частности: в г. Москва, Московскую область и Белгородскую области;

2) мужчина трудоспособного возраста (20-24 года) со средним общим (полным) образованием, прибывший из Таджикистана в Центральный федеральный округ РФ, в частности: в Калужскую и Московскую области, либо в Сибирский федеральный округ РФ, а в частности: в Новосибирскую область и Красноярский край;

3) мужчина трудоспособного возраста (20-24 года) со средним профессиональным (средним специальным) или высшим профессиональным (высшим) образованием, прибывший из Казахстана в Сибирский федеральный округ РФ, в частности: в Новосибирскую и Омскую области, либо в Уральский федеральный округ, а в частности: в Челябинскую область.

Полученный социально-демографический портрет мигранта Российской Федерации позволяет сделать выводы и о том, что в условиях открытого рынка труда характер трудовой миграции может стать угрозой для занятости коренного населения России, в связи с чем может возникнуть проблема социальных волнений. Социально - демографический образ мигранта также несколько противоречит ключевым концепциям, признанным в рамках программы циф-ровизации экономики. В условиях постоянного роста информационных потоков существует необходимость подготовки кадров, обладающих знаниями для развития национального ИТ-сектора и создания инновационных технологий, что идет вразрез с фактом прибытия низкоквалифицированной рабочей силы. Более того, существующий характер миграции, способствующий формированию диаспор, которые не ассимилируются с коренным населением, порождает демографическую экспансию, которая может стать реальной угрозой для российского общества. В первую очередь, демографическая экспансия ведет к утрате исторически сложившихся доминирующих демографических, социально -экономических, политических и религиозных позиций; утрате исконной территории и, в крайнем случае, - к утрате суверенитета.

Подводя итог, следует отметить, что миграция не является однозначно негативным явлением. Однако в настоящее время сложился образ мигранта, который не соответствует концепции цифровой модернизации экономики, не способствует развитию инновационного общества и человеческого капитала России. В соответствии с этим, нео б-ходимо дифференцировать оказываемые прибывающим мигрантам преференции с целью стимулирования регионального развития России.

Список источников

1. Федеральный закон от 28.06.1997 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О беженцах"».

2. Федеральный закон от 22.12.2014 № 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской федерации».

3. Федеральный закон от 17.06.2019 №145-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных гр аждан в РФ"».

4. Договор о «Евразийском экономическом союзе» (ред. от 15.02.2018). - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855/0be36c1fcadd0cdd1f8 c0984ef99fbc7d8da61b9/

5. Росстат. - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140096034906

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.