Научная статья на тему 'Центры превосходства: перспективы развития в России'

Центры превосходства: перспективы развития в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
центры превосходства / приоритетные направления / прорывные технологии / стратегия научно-технологического развития / научная инфраструктура / инновационная инфраструктура / государственные научные центры / ГНЦ. / centers of excellence / priority directions / breakthrough technologies / science and technology development strategy / research infrastructure / innovation infrastructure / public research centers / PRC
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центры превосходства: перспективы развития в России»

Лягушкина Е.А.

аспирант Финансового университета

[email protected]

ЦЕНТРЫ ПРЕВОСХОДСТВА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ

Ключевые слова: центры превосходства, приоритетные направления, прорывные технологии, стратегия научно-технологического развития, научная инфраструктура, инновационная инфраструктура, государственные научные центры, ГНЦ.

Keywords: centers of excellence, priority directions, breakthrough technologies, science and technology development strategy, research infrastructure, innovation infrastructure, public research centers, PRC.

Государственная поддержка передовых структур в системе науки и инноваций играет в последние десятилетия все более важную роль в научно-технической политике ведущих стран мира. Именно такие структуры обеспечивают национальную конкурентоспособность на ключевых глобальных рынках. В связи с этим увеличиваются потоки ресурсов, направляемых властями на развитие лучших институтов в приоритетных для государства направлениях сферы науки и технологий. Но вместе с тем возникают и проблемы контроля за эффективностью использования средств, наиболее продуктивного объединения усилий разных организаций, распространения их достижений в экономике и т.п. В ответ на эти вызовы постепенно сформировалась особая форма научно-исследовательской организации -центр превосходства [1].

Что же такое «центр превосходства»? В международной практике не существует общепринятого определения либо официального статуса центров превосходства. Так называются (или сами себя называют) многие разнотипные учреждения, например, национальные лаборатории в США, различные передовые научно-исследовательские институты в Германии (в составе научных обществ), объединенные лаборатории в Италии и др.

Центр превосходства - это особая форма финансирования научно-инновационного цикла и технологической кооперации. Они рассматриваются как «гравитационный» центр для научно-технологических консорциумов и для цепочек добавленной стоимости. В XXI веке конкуренция на глобальных рынках высоких технологий идёт скорее не между странами, а именно между консорциумами и цепочками добавленной стоимости [2]. Под «центрами превосходства» мы будем понимать конкурентоспособные организации, которые ведут научные исследования и разработки в приоритетных областях знаний и располагают уникальными материально-техническими ресурсами и кадровыми ресурсами. Центр превосходства можно также рассматривать как особый формат концентрации интеллектуальных ресурсов, в котором предполагается осуществить модель связанного инновационного процесса. Деятельность таких центров отличается высочайшим качеством и направлена на обеспечение приоритета страны по отдельным критическим технологиям. Научные исследования в центрах превосходства носят выраженный междисциплинарный, и даже конвергентный характер. Как правило, центры являются национальными (некоторые - мировыми) лидерами в одном или нескольких направлениях науки и технологий и одновременно служат связующим звеном трансфера знаний с передового фронта исследований непосредственно в национальные компании и лаборатории. Акцент на слове «превосходство» свидетельствует, что такие центры выступают в качестве эталонов для других институтов аналогичного профиля деятельности.

Центры превосходства ориентированы на международную кооперацию значительно больше, чем другие структуры научно-технологического комплекса страны. Оценка эффективности функционирования центров осуществляется членами наблюдательного совета, в который, как правило, входят национальные специалисты, но могут входить и иностранные эксперты. Наблюдательный совет контролирует выполнение задач, обеспечение научно-технического лидерства, количество патентов и другие вопросы деятельности конкретного центра превосходства.

Практика создания центров превосходства в настоящее время довольно широко распространена в ведущих мировых державах. По словам директора ИМЭМО РАН А.А. Дынкина «только в странах ОЭСР количество таких центров уже перевалило за три сотни, активно они создаются и в странах Северо-Восточной Азии. В наиболее актуальных центрах превосходства расходы на одного исследователя превосходят средний уровень по стране - скажем, в Соединённых Штатах - в два раза, в Японии - на 60%, в Германии - на 20%. Этим структурам предоставляется высокая автономия в управлении и гибкость бюджетирования. Государственную поддержку центров превосходства осуществляют правительственные ведомства и региональные власти при софинансировании со стороны бизнеса, а размер финансирования колеблется от 15 до 120 миллионов долларов на срок пять-десять лет при достаточно скромной численности исследователей: 60-100» [2].

По мнению отечественных экспертов, центры превосходства в европейском понимании выступают в качестве организационного инструмента для работы с программами и институтами, они также встроены в общую систему управления научно-техническим развитием и технологические цепочки добавленной стоимости. Например, в Герма-

нии под «центрами превосходства» понимаются исследовательские проекты, которые могут повысить конкурентоспособность страны. В Финляндии это партнерские объединения наиболее успешных лабораторий. Зачастую «центры превосходства» отбираются государством по конкурсу, победители которого получают дополнительное финансирование [3].

В России в настоящее время не созданы благоприятные условия для развития центров превосходства. Причиной тому - дефицит ресурсов, ограниченность рынков и устаревшая технологическая инфраструктура. Для страны особенно важно создание и развитие таких центров превосходства, функционирование которых сможет привести к повышению конкурентоспособности национальной экономики. Соответственно, для таких центров нужна благоприятная правовая, финансовая и кадровая среда [2]. По мнению экспертов, целевой задачей таких структур должно стать формирование консорциумов и цепочек добавленной стоимости с центром прибыли и центром системной интеграции продукции или услуг на территории России.

В России под центрами превосходства чаще всего понимаются государственные организации, например институт РАН, университет или отраслевой институт. Эксперты, отмечают недостаточную гибкость таких структур в части внутреннего управления, распоряжения ресурсами и финансирования, недостаточную направленность на вовлечение результатов своей интеллектуальной деятельности в инновационные процессы, неспособность создать вокруг себя соответствующий инновационно-производственный пояс [4].

Потребность России в создании центров превосходства определяется следующими факторами:

1) замедленные темпы технологической модернизации экономики;

2) отставание от ведущих мировых держав в сфере прорывных технологии;

3) необходимость сохранения конкурентоспособности лидирующих направлений развития страны (например, оборонной промышленности);

4) необходимость совершенствования институциональной структуры научно-технологического комплекса страны;

5) низкий спрос бизнеса на разработку новшеств и внедрения их в конкретное производство;

6) отсутствие эффективной коммуникации разработчиков новых технологий и потенциальных потребителей их результатов.

Необходимость создания центров превосходства обсуждалась на президентском Совете по науке, который прошел в начале 2016 года. Президент РФ В.В. Путин дал поручение подготовить предложения по формированию отечественных центров превосходства. Предварительные предложения экспертов включали в себя следующие пункты:

- По аналогии с практикой создания территорий опережающего развития для Восточной Сибири и Дальнего Востока, создавать отечественные центры превосходства ведущих научных и образовательных организаций, которые условно можно назвать центрами опережающего роста. Для них потребуется максимальная либерализация бюджетных, административных, кадровых, экспортно-импортных и закупочных процедур.

- Стимулировать создание на базе центров, консорциумов научно-прикладных исследовательских организаций, бизнес-структур, в том числе малого, среднего бизнеса, производственных площадок, центров коллективного пользования, университетских школ. Задачей такого консорциума должно стать выстраивание полного инновационного цикла, подготовка и сертификация кадров, патентная защита, национальная международная сертификация и маркетинг. На время участия в консорциуме целесообразно ввести благоприятные налоговые режимы для включённых в него групп компаний.

- В целях преодоления административных барьеров наделить руководителя центра максимальными полномочиями - под личную ответственность, с прохождением всех надзорных процедур, которые распространяются на чиновников класса «А».

- Финансирование центров осуществлять за счёт реструктуризации соответствующих госпрограмм, за счёт нормативного выделения средств из Российского научного фонда (РНФ) и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), за счёт привлечения отечественных и зарубежных венчурных и инвестиционных фондов.

- Создать проектный офис центров опережающего роста с участием высококвалифицированных специалистов различных федеральных органов исполнительной власти для наработки изменений в нормативной среде [2].

В организационном плане центры могут представлять собой как отдельные учреждения (лаборатории, исследовательские институты университетов и др.), так и сетевые центры.

Таким образом, учитывая предложенные экспертами варианты развития центров превосходства, можно сформулировать основные требования, которым должны удовлетворять организации, претендующие на статус центра превосходства:

- наличие уникальной высококачественной материально-технической базы;

- наличие высококвалифицированного персонала;

- наличие максимально гибкой структуры (как правило, созданной на базе уже существующих структур) в плане внутреннего управления и распоряжения ресурсами;

- ориентация на получение инновационных результатов в приоритетных областях науки с их последующим внедрением в производство;

- способность к междисциплинарным исследованиям;

- наличие условий для мобильности высококвалифицированного персонала;

- признание национальной научной общественностью и активное взаимодействие исследовательскими, образовательными и бизнес структурами;

- независимость от колебаний объемов государственной поддержки [5].

Многие существующие в нашей стране учреждения, которые занимаются научными исследованиями, не удовлетворяют большинству этих требований по причине негибких организационно-правовых форм. Крайне важно, чтобы в ближайшие годы появилась возможность перехода от унитарных предприятий и бюджетных учреждений к новым, более эффективным формам. Одним из наиболее перспективных в этом плане является вариант автономных учреждений [3].

Кроме того, одним из главных препятствий на пути развития центров превосходства в России является несовершенная система оценки потенциала того или иного научного учреждения для получения соответствующего статуса. В такой ситуации достаточно рискованно направлять значительные материальные и трудовые ресурсы на развитие организаций, которые априори считаются лучшими в своей отрасли. Это является одной из причин того, что вокруг государственных научных центров (ГНЦ), которые можно считать прообразом центров превосходства, в России не была создана качественная инновационная инфраструктура, позволяющая гибко и эффективно взаимодействовать науке и бизнесу. Поэтому признается целесообразным начать создание центров превосходства с разработки эффективных инструментов оценивания, а не с выделения бюджетных средств на выполнение краткосрочных программ с размытыми критериями результативности.

Министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов отметил, что «университеты также могут формулировать собственные технологические инициативы и стремиться к технологическому лидерству, создавать не отдельные технологии в догоняющем режиме, а работать на опережение, формируя новый технологический облик мира и находя решения глобальных проблем». Таким образом, поддержка экспериментальных центров на базе ведущих исследовательских университетов и научно-исследовательских институтов сможет повысить эффективность их деятельности и позволит в будущем получить статус системных центров превосходства.

Отметим, что формирование и функционирование центров превосходства может осуществляться и в рамках реализации Национальной технологической инициативы — государственной программы мер по поддержке развития в России перспективных отраслей, которые в течение следующих 20 лет (до 2035 г.) могут стать основой отечественной и мировой экономики.

Подводя итог, стоит отметить, что в России уже существуют аналоги зарубежным центрам превосходства, но проблемы для их дальнейшего развития до сих пор не решены. К числу таких проблем относятся:

- инновационная пассивность отечественного бизнеса и низкий в целом спрос на инновации;

- отсутствие сводной и актуальной информации о направлениях, качестве и результатах выполняемых в России исследований и разработок, потенциале и практике их коммерциализации [5];

- несовершенная институциональная среда и нормативно-правовая база, в соответствии с которой определяется правовое положение организаций национального научно-технологического комплекса;

- недостаточное внимание органов государственной власти к стимулированию инновационных проектов, предлагаемых организациями.

Создание в России инфраструктуры необходимой для функционирования центров превосходства является важнейшей задачей в области инновационно-технологического развития для органов государственной власти и управления. Центры превосходства, обеспечивающие результативное взаимодействие образования, науки и промышленности, в перспективе могут стать эффективным механизмом генерации знаний и инноваций.

Список литературы

1. Заиченко С.А. Центры превосходства в системе современной научной политики // Форсайт. - М., 2008. - № 1. - http:// cyberleninka.ru/article/n/tsentry-prevoshodstva-v-sisteme-sovremennoy-nauchnoy-politiki

2. Стенограмма заседания Совета по науке при Президенте РФ от 21.01.2016. - http://www.kremlin.ru/events/president/news/51190

3. Блинникова Н. Редакция новостного портала Университета ИТМО - http://www.ifmo.ru/ru/viewnews/5450/dognat_i_peregnat: _v_rossii_budut_sformirovany_%C2%ABcentry_prevoshodstva%C2%BB.htm

4. Осадчук Е.В. Доклад и обсуждение на XI Ежегодной научной конференции РИЭПП «Роль центров коллективного пользования в стратегии научно-технологического развития России» // Наука. Инновации. Образование. - М., 2016. - № 2 (20).

5. Гретченко А.А. Перспективы создания центров превосходства инфраструктуры инновационной деятельности в России // Межд. молодежный научный форум «Ломоносов-2012»: тез. докл. XIX Межд. Научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «ЛОМОНОСОВ». - М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.