I
ш
*
ci ш
I
ш
CK
s
I
ш с;
со <
CL
С
>
<
<
CL С
о; s
CL
О ш
Центры компетенций как организационно-технологическая основа развития системы распределенных ситуационных центров РФ
к*
Competence Centers as the Organizational and Technological Basis for the System of Distributed Situation Centers in the Russian Federation
УДК 330:351
Зюбан Алевтина Васильевна
старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН (СПИИРАН), кандидат экономических наук, доцент 199178, Санкт-Петербург, В. О., 14-я линия, д. 39
Alevtina V. Z'uban
St. Petersburg Institute for Informatics and Automation of RAS 14 Line of V. O. 39, St. Petersburg, Russian Federation, 199178
Зеленцов Вячеслав Алексеевич
главный научный сотрудник Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН (СПИИРАН), доктор технических наук, профессор 199178, Санкт-Петербург, В. О., 14-я линия, д. 39
Vyacheslav A. Zelentsov
St. Petersburg Institute for Informatics and Automation of RAS 14 Line of V. O. 39, St. Petersburg, Russian Federation, 199178
Соколов Борис Владимирович
заместитель директора по научной работе Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН (СПИИРАН), доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ 199178, Санкт-Петербург, В. О., 14-я линия, д. 39
Boris V. Sokolov
St. Petersburg Institute for Informatics and Automation of RAS 14 Line of V. O. 39, St. Petersburg, Russian Federation, 199178
Настоящее исследование направлено на разработку научно-технических и организационно-технологических основ создания центров компетенций (ЦК) Системы распределенных ситуационных центров (СРСЦ) РФ, которые должны сыграть важную координирующую роль в решении проблем цифровой трансформации отечественной экономики.
Цель. Обосновать необходимость создания ЦК федерального и регионального уровней для обеспечения органов государственной власти и управления РФ соответствующего уровня научно обоснованной методологией, соответствующими новыми информационными интеллектуальными технологиями проактивно-
го мониторинга, прогнозирования и принятия управленческих решений. Определить предназначение ЦК для решения проблем поддержания необходимого уровня устойчивости функционирования социально-экономических, промышленных, технико-технологических и природных объектов и процессов различных классов в условиях формирования цифровой экономики, а также возможных чрезвычайных ситуаций, вызванных социально-экономическими и военно-политическими кризисами, природными катаклизмами и техногенными катастрофами. Методология. В настоящей работе в качестве базовой методологии проведения исследований были выбраны обобщенный системный
* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 17-11-01254).
анализ и современная теория проактивного управления сложными объектами. Результаты. В целом при разработке и развитии ЦК для обеспечения технологической независимости российских разработчиков от зарубежных производителей в области проектирования, создания, эксплуатации и модернизации модельно-алгоритмического, технического, информационного и программного обеспечения систем управления целесообразно ориентироваться на методологию и системотехнические решения, реализованные к настоящему времени при создании национальной интеллектуальной аналитической платформы, в основу которой положена единая доверенная унифицированная многофункциональная информационно-коммуникационная инфраструктура проектирования, разработки, развертывания и эксплуатации распределенных систем поддержки принятия решений в АСУ объектов военно-государственного управления на основе внедрения технологической цепочки «данные — информация — знания — решения». Выводы. В результате выполненных исследований были определены цели, задачи, научно-технические и организационно-технологические основы программы создания ЦК в интересах функционирования и дальнейшего развития СРСЦ РФ. Ключевые слова: цифровая экономика, центры компетенций, ситуационные центры, системы поддержки принятия управленческих решений
This study is dedicated to the development of the scientific, organizational and technological basis for establishing competence centers (CC) of the System of Distributed Situation Centers (SDSC) in the Russian Federation, which should play an important coordinating role in the solution of problems associated with the digital transformation of the Russian economy. Aim. This study aims to substantiate the necessity of establishing CCs at the federal and regional level with the purpose of providing government authorities and administrative bodies of the Russian Federation with adequate science-based methodology and advanced intelligent information technologies for proactive monitoring, prediction and managerial decision-making. Furthermore, the study aims to determine the purpose of CCs for the solution of problems associated with maintaining the required level of sustainable functioning of socio-economic, industrial, technological and natural objects and processes of various classes in the context of the formation of digital economy as well as potential emergencies caused by socio-economic, military and political crises, natural and man-made disasters.
Methods. This study uses generalized systems analysis and the modern theory of proactive management of complex objects as basic research methodology.
Results. Generally, the development and modernization of CCs for ensuring technological independence of Russian developers from for-
eign manufacturers in the field of design, de- ^
velopment, exploitation and modernization of ш
model, algorithmic, technical, information ^
support and software for management systems ^
should be aimed at the methodology and system ^
solutions already implemented during the de- s
velopment of the national intellectual analyt- x
ics platform based on a single trusted unified x
multi-functional information and communica- ш
tion infrastructure for the design, develop- m
ment, deployment and exploitation of distrib- £
uted decision-making support systems in the >
ICSs of military and government administra- 2
tion based on the implementation of the tech- н
nological chain "data — information — knowl- <
edge — decisions". i=
Conclusion. This study determines the goals, ^
objectives, scientific, technical, organizational s
and technological bases for the CC development о
program aimed at the functioning and further i-development of SDSCs in the Russian Federation.
Keywords: digital economy, competence centers, situation centers, managerial decision-making support systems
В настоящее время информация и знания во все большей мере становятся стратегическим ресурсом общества, его движущей производительной силой. На смену индустриальному этапу развития пришла новая эволюционная фаза информатизации, на которой наиболее эффективное и динамичное развитие информационного общества возможно на основе максимально полного использования имеющихся информационных ресурсов и средств их обработки, составляющих основу соответствующих информационных пространств.
Главным ресурсом ускоренного развития современного информационного общества становятся знания, а важнейшим механизмом развития — цифровая экономика, основанная на знаниях. В цифровой экономике на первый план выходят новые информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), которые уже фактически являются технологиями общего назначения так же, как технологии производства тепла и электроэнергии [1]. Главной компонентой цифрового производства и в целом цифровой экономики будут разнообразные классы кибер-физических систем (КФС). Их повсеместное внедрение приведет к гораздо большим изменениям, чем появление и распространение компьютеров и Интернета.
В перспективных КФС, наряду с функциями позиционирования, контроля и диагностики, будут реализованы функции автоматического составления отчетов о состоянии соответствующей подсистемы контролируемого оборудования, в том числе данных о всех возникающих неисправностях; остатке ресурса изнашиваемых деталей; ресурсе расходных
^ материалов; загрузке оборудования и режиме
ш его эксплуатации. Указанные возможности от-
х крывают широчайшие перспективы по авто-
ш матизации и интеллектуализации как самого
^ цифрового производства продукции, так и ее
х обслуживания и эксплуатации во время по-
1 слепродажного функционирования.
ш Ключевой элемент предлагаемого электрон™ ного обслуживания (e-maintenance) — бази-
^ рующееся на веб-технологиях дистанционное
>
администрирование, мониторинг, тестирова-^ ние, диагностика, прогнозирование состояния < эксплуатируемых изделий, реконфигурация 1= их структур, в случае возникновения аварий-^ ных и нештатных ситуаций и отсутствия не-^ обходимых резервов.
2 Ведущей экономической стратегией в новых условиях для многих зарубежных компаний становится стратегия инновационного лидерства, существенно отличающаяся от стратегии конкурентной борьбы [2-4]. Она не связана с поиском последовательных улучшений своих изделий по сравнению с конкурирующими, а направлена на создание абсолютно нового изделия, нового рынка, поиск новых покупателей, пусть даже ценой потери части старых. Анализ существующих тенденций автоматизации, информатизации и интеллектуализации передовых зарубежных экономик на основе рассматриваемой стратегии инновационного лидерства показывает, что переход к цифровой экономике основных стран мира может быть завершен в ближайшие 5-10 лет и приведет к удвоению их ВВП, а также их технологическому отрыву как в объемах производства, так и в производимых товарах и услугах.
В России происходят также широкомасштабные процессы автоматизации и информатизации различных отраслей экономики и жизнедеятельности ее населения. Однако их темпы в силу объективных и субъективных причин не столь высоки как в передовых странах мира. Национальная технологическая инициатива объявлена, и интенсивно готовятся планы ее реализации, некоторые из которых уже начинают осуществляться. Идет работа по внедрению и интегрированному использованию таких новых информационных технологий, как технологии радиочастотной идентификации, мобильные информационные технологии, аддитивные технологии, космические информационные технологии и т. п.
При безусловной важности всех этих направлений необходимо проработанное с учетом специфики нашей страны определение как стратегических, так и текущих (тактических) целей и задач, стоящих перед нашей экономикой и государством в целом, интенсивное изучение зарубежного и отечественного по-
ложительного опыта и использование мобилизационных ресурсов нашей страны на основе четких и конкретных расчетов и многовариантных сценарных прогнозов по возможностям их достижения. Важная роль в решении перечисленных проблем отводится формируемой в настоящее время системе распределенных ситуационных центров (СРСЦ), работающих по единому регламенту взаимодействия, которая рассматривается руководством страны как устойчивый фундамент долгосрочного совершенствования системы государственного, отраслевого, муниципального и корпоративного управления.
Интеграция распределенных ситуационных центров в систему и организация их взаимодействия на основе единого регламента призваны кардинально повысить эффективность информационно-аналитической поддержки реализации государственной политики в сфере социально-экономического и общественно-политического развития и обеспечения национальной безопасности, в том числе в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных (кризисных) ситуаций, а также эффективность поддержки стратегического планирования и мониторинга реализации документов стратегического планирования в Российской Федерации.
Процессы разработки, совершенствования и дальнейшего развития СРСЦ требуют реализации комплексных междисциплинарных интеграционных подходов, базирующихся на соответствующей регламентированной проектной деятельности, которую следует осуществлять согласно отечественному законодательству в центрах компетенций (ЦК) федерального, регионального и муниципального уровней государственного управления [Там же]. Необходимость создания ЦК вызвана:
1) острой нехваткой отечественных специалистов (системных аналитиков и управленцев), обладающих требуемым уровнем знаний, умений и навыков в области комплексной обработки и анализа разнотипных данных, информации и знаний о социально-экономической, общественно-политической сферах, знаний, умений и навыков в области принятия управленческих решений в кризисных ситуациях, связанных с природными катаклизмами, техногенными катастрофами, социально-экономическими и военно-политическими кризисами;
2)слабой научной проработкой вопросов автоматизации и интеллектуализации решения задач многовариантного прогнозирования динамически изменяющейся обстановки, связанной с функционированием объектов военно-государственного управления, задач комплексного упреждающего
моделирования состояний указанных объектов, задач проактивного мониторинга и управления ими; 3) необходимостью проведения на государственном уровне независимой высококомпетентной экспертной поддержки, консалтинга и аудита проектов руководящих документов, правовых актов, образовательных программ, технико-технологических решений, связанных с текущей и проектной деятельностью ситуационных центров.
Необходимость создания центров компетенций
Одной из характерных особенностей развития современной цивилизации является стремительно растущая сложность взаимосвязей, взаимозависимости и взаимодействия различных сфер жизни и деятельности человека. Наиболее остро эти аспекты проявляются при возникновении различных масштабных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, которые без оперативного принятия специальных мер могут привести к большим человеческим жертвам, материальным потерям и ряду других негативных последствий.
В условиях существования реальных угроз интересам национальной безопасности РФ решающее значение приобретают организационные механизмы, информационные технологии и системы оперативного формирования, принятия и реализации решений по управлению всеми видами ресурсов, находящимися в распоряжении органов государственной власти и управления. Для нейтрализации угроз и минимизации потерь, вызываемых чрезвычайными ситуациями, органы государственной власти и уполномоченные ими структуры должны быть готовы решать, по крайней мере, следующие пять групп взаимосвязанных проблем.
1. Выявление потенциальных угроз возможных чрезвычайных ситуаций вследствие социально-экономических кризисов, природных и техногенных катастроф, разработка типовых вариантов решений по их предотвращению, локализации и стабилизации.
2. Разработка предложений и проектов решений, направленных на повышение устойчивости объектов инфраструктуры народнохозяйственного комплекса к действию дестабилизирующих и разрушительных факторов возможных чрезвычайных ситуаций.
3. Выявление тенденций возникновения и раннее обнаружение потенциальных угроз, оценка и прогнозирование возможностей возникновения чрезвычайных ситуаций.
4. Оперативное формирование и обоснование решений по управлению всеми видами ре-
сурсов с целью минимизации негативных 2 последствий разрушительных и дестабили- ш зирующих факторов в условиях возникшей х чрезвычайной ситуации. ш
5. Оценка негативных последствий чрезвычай- ^ ной ситуации и разработка проектов реше- ^ ний, направленных на их ликвидацию с ми- х нимальными затратами. ш
Актуальность комплекса рассматриваемых ™ проблем обусловила создание как за рубежом, ^ так и в нашей стране многочисленных госу- < дарственных, отраслевых, ведомственных, му- ^ ниципальных, корпоративных ситуационных < центров (СЦ). Многолетний опыт их эксплуа- >= тации и применения позволил выделить сле- ^ дующие их основные недостатки и недоработ- ^ ки [1; 5-7]: 2
1) в большинстве случаев при автоматизации основных функций управления в СЦ (прежде всего мониторинга, прогнозирования, планирования и регулирования) не проводился всесторонний анализ существующей (неавтоматизированной) технологии сбора, обработки данных, информации и принятия решений, не вырабатывались предложения и рекомендации по переходу на новые информационные технологии, не обосновывалась необходимая степень автоматизации деятельности СЦ;
2) многие СЦ имеют характер информационных систем, в которых не автоматизированы процессы, связанные с собственно принятием управленческих решений в динамически изменяющейся обстановке, или удельный вес автоматизации последних процессов незначителен по сравнению с автоматизацией процессов сбора и обработки данных и информации; слабо используются возможности привлечения методов и алгоритмов комплексного (системного, упреждающего) моделирования состояний объектов военно-государственного управления (ОВГУ) для обоснования решений;
3) наблюдается значительная несогласованность по целевой ориентации, техническому, математическому, программному, информационному, организационному обеспечению СЦ различных уровней управления, СЦ, находящихся на одном уровне в рамках фиксированной иерархической структуры соответствующей организации;
4) СЦ еще не обеспечивают требуемую ориентацию на многокритериальный выбор управленческих альтернатив в условиях дефицита времени и неопределенности складывающейся обстановки; об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что в общем числе решаемых в СЦ задач на задачи оптимизации и многокритериального выбора приходится лишь несколько процентов;
^ 5) во многих СЦ отсутствует необходимое мо-
ш дельно-алгоритмическое, программно-ин-
х формационное обеспечение для проведения
ш системного анализа эффективности функ-
^ ционирования как ОВГУ, так и самого СЦ
х в целом, а также управления качеством их
функционирования;
ш 6) качество информационного обеспечения СЦ
™ еще не достигло требуемого уровня, в част-
^ ности, не обеспечивается необходимая филь-
>
< трация информации, отбор информации в соответствии с уровнем руководства и
< представление ее в компактном виде;
1= 7) развитие программных и технических средств ^ общения «человек — ЭВМ», диалоговых про-^ цедур общения (создание интеллектуальных 2 интерфейсов) существенно отстает от запросов практики; 8) создание СЦ не увязывается соответствующим образом с задачами развития, наделением данной системы высокой степенью гибкости и адаптации к изменениям в окружающей обстановке.
В чем же состоят причины существования перечисленных выше недостатков (проблем), связанных с созданием и развитием СЦ? Одна из главных причин имеет методологический характер и состоит в том, что при разработке СЦ зачастую игнорируются требования системного подхода к проектированию сложных организационно-технических комплексов. Это, в частности, проявляется в осуществлении автоматизации лишь отдельных этапов процесса сбора и обработки информации или в решении на ЭВМ некоторых расчетных задач без рассмотрения проблемы автоматизации процессов управления в целом. Другими словами, не осуществляется комплексная автоматизация и интеллектуализация соответствующих процессов.
Практика показывает, что автоматизации должны подвергаться только хорошо изученные и достаточно стабильные процессы и технологии, для которых разработаны конструктивные формальные средства описания (модели), методы, алгоритмы и методики решения соответствующих прикладных задач. Таким образом, проблемы создания и развития СЦ — это, прежде всего, модельно-алгоритмические и информационные проблемы, требующие для своего решения разработки фундаментальной теоретической базы.
Говоря о причинах технико-технологических, следует, прежде всего, подчеркнуть то, что традиционная технология создания СЦ предполагает использование большого числа специалистов (конструкторов, программистов, администраторов баз данных, менеджеров, инженеров, техников и т. п.), которые вручную, применяя традиционную бумажную техноло-
гию, формируют облик будущей системы. При такой технологии разработчики аппаратно-программных средств постоянно сталкивались и сталкиваются с целым рядом трудно разрешимых проблем, к числу которых можно отнести проблему неадекватности структуризации облика СЦ; проблему несогласованности структурных частей СЦ; проблему несогласованности, двусмысленности, избыточности (либо неполноты) проектной документации. Все перечисленные проблемы являются следствием сложности СЦ как объектов анализа и проектирования. Долгое время в нашей стране из-за наличия ведомственных барьеров и отставания в области микроэлектроники средства автоматизации обработки информации и управления имели низкий уровень унификации и с их помощью решался узкий круг задач, что являлось также одной из причин неудач при создании СЦ.
Среди причин организационного характера следует еще раз указать, что многие руководители организаций, где осуществлялась разработка и внедрение СЦ, как правило, перепоручали все вопросы по координации и контролю работ, связанных с созданием СЦ, другим должностным лицам, не обладающим необходимыми полномочиями (не выполнялся один из основных принципов разработки СЦ — принцип первого руководителя). Кроме того, в самих организациях зачастую наблюдался определенный консерватизм, при котором структура и функции СЦ осознанно либо неосознанно подгонялись под существующую сложившуюся организационно-технологическую структуру (говоря другими словами, автоматизировался непроизводительный труд).
Подводя итог, необходимо констатировать, что на современном этапе развития науки и техники достигнут достаточно высокий уровень развития аппаратно-программных средств сбора, передачи и обработки информации, которые входят в состав любого СЦ, постоянно происходит их модификация, улучшаются технико-экономические характеристики. Вместе с тем анализ показывает, что каждый из действующих сегодня СЦ представляет собой уникальный объект, с самого начала своего создания ориентированный на специфику только своей предметной сферы и использование оригинальных концептуальных подходов.
В связи с этим возникают естественные проблемы с тиражированием полученных решений в каждом конкретном СЦ на другие предметные области и объединением различных СЦ в единую систему анализа ситуаций и принятия решений на более высоком в соответствующей иерархии уровне управления. В масштабе страны, региона или отрасли такой «индивидуальный» и нескоординированный
подход к созданию ситуационных центров приводит к неоправданно высоким и недостаточно эффективным затратам интеллектуальных, временных и материальных ресурсов и, в целом, существенно замедляет процесс удовлетворения растущих потребностей в создании СЦ для управления ОВГУ в условиях формируемой в РФ цифровой экономики, а также в кризисных и чрезвычайных ситуациях. С этой целью в России в настоящее время проводится объединение СЦ в рамках СРСЦ, работающих по единому регламенту.
Для усиления вопросов координации научно-исследовательской, учебно-образовательной, а также производственно-коммерческой и инновационной деятельности, направленных на совершенствование и развитие существующих и перспективных СЦ в рамках формируемой СРСЦ, в ее структуре предусматривается соответствующая взаимосвязанная система федеральных и региональных центров компетенций в области цифровой экономики и управления. Указанные ЦК должны стать базовыми центрами развития проектного управления цифровой экономикой РФ в целях реализации отечественной стратегии инновационного лидерства.
Цели, задачи и принципы создания и функционирования регионального центра компетенций
Цель создания регионального центра компетенций (РЦК) состоит в обеспечении органов государственной власти и управления РФ соответствующего уровня научно обоснованной методологией, соответствующими новыми информационными интеллектуальными технологиями проактивного мониторинга, прогнозирования и принятия управленческих решений, а также реализующими их доверенными унифицируемыми многофункциональными (ДУМ) программно-аппаратными комплексами (ПАК), предназначенными для решения проблем поддержания необходимого уровня устойчивости функционирования различных классов социально-экономических, промышленных, технико-технологических и природных объектов и процессов в условиях формирования цифровой экономики, а также возможных чрезвычайных ситуаций, вызванных социально-экономическими и военно-политическими кризисами, природными катаклизмами и техногенными катастрофами.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих базовых задач, стоящих перед РЦК:
• проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке и реализации перспективных интеллектуаль-
ных информационных технологий и систем 2 поддержки принятия управленческих реше- ш ний в региональном СЦ, а также созданию х соответствующего модельно-алгоритмиче- ш ского, программного, информационного и ^ технического обеспечения, необходимых и ^ достаточных для разработки систем ситуа- х ционного управления различного уровня; ш
• разработка методологии и методик ком- ™ плексного (системного, упреждающего) мо- ^ делирования сценариев развития событий < в социально-экономической, общественно- ^ политической сферах деятельности субъекта < РФ в условиях возможных кризисов, при- 1= родных и техногенных катастроф; ^
• реализация по заказам региональных вла- ^ стей проектов создания, совершенствования 2 и развития региональных систем ситуационного проактивного управления и осуществление научно-технического сопровождения
и обеспечения процессов их функционирования, включая трансфер новых технологий и подготовку кадров в этой области;
• обеспечение подготовки и тренировки командного и управленческого персонала формирований первого реагирования, представителей региональных органов власти и администраций, а также субъектов хозяйствования к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
• объединение научно-технических потенциалов и разработка предложений по координации деятельности региональных учреждений фундаментальной науки, образования, промышленности, направленной на решение актуальных задач, связанных с повышением качества жизни населения и обеспечения безопасности соответствующего субъекта РФ.
Говоря о принципах создания и функционирования РЦК, объединим их исходя из уровня обобщения в три группы: методологические, технологические и организационно-технические.
К числу методологических принципов создания и функционирования РЦК следует отнести принципы неокончательных решений, поглощения разнообразия, иерархической компенсации, дополнительности, полимодельно-сти и многокритериальности, самоподобного рекурсивного описания и моделирования объектов исследования, гомеостатического баланса взаимодействия; преодоления принципа разделения; принципы, положенные в основу создания онтологий; принципы Ле-Шателье — Брауна (любое внешнее воздействие порождает ответную реакцию самоорганизации, направленную на ослабление этого эффекта); принципы декомпозиции и агрегирования; принцип рационального многокритериального компро-
^ мисса при наличии неустранимых пороговых ш информационных и временных ограничений; х принцип интерактивного итерационного форш мирования решения в условиях неопределен-^ ности и противоречивости исходной инфор-х мации.
к т/.
К числу технологических принципов со-ш здания и функционирования РЦК следует ™ отнести объектно-ориентированный подход ^ к описанию предметной области (ПрО) РЦК
< и соответствующего регионального СЦ; сер-^ висно-ориентированные технологии построе-
< ния систем сбора, обработки, анализа данных, 1= информации и дистрибуции знаний; персо-^ нифицированный пользовательский интерес фейс, автоматически настраиваемый к усло-2 виям используемого числа распределенного
аудио- и видеозаписывающего оборудования телеконференцсвязи и формирующий мультимедийный вывод с учетом информационной значимости передаваемых потоков, технического оснащения зала ситуационного центра и возможностей клиентских устройств; организационное, информационное и функциональное единство в рамках единого информационного пространства и унифицированной программной платформы на базе единой модели представления данных; технологии распределенной разработки, непосредственное участие экспертов (аналитиков) и инженеров по знаниям в концептуальном и логическом проектировании онтолого-ориентированных баз знаний, построении сценариев интеллектуальной оперативно-аналитической обработки информации с опорой на принцип «программирование без программирования»; комплексное (системное) субъектно-объектное моделирование исследуемой ПрО, а также развивающихся в ней ситуаций, с широким набором описательных и предсказательных моделей (комбинированное использование ана-литико-имитационных, логико-лингвистических, логико-вероятностных, логико-алгебраических, гибридных моделей и полимодельных комплексов); открытый исходный код и отсутствие лицензионных отчислений зарубежным производителям; кросс-платформенная поддержка.
К организационно-техническим принципам создания и функционирования РЦК следует отнести принципы системности, модульности, адаптируемости (гибкости), непрерывности развития (открытости), стандартизации и унификации, «новых задач», надежности, совместимости, однократности ввода данных и информации, «дружелюбности», эффективности (окупаемость), безопасности.
В целом, при разработке и развитии РЦК для обеспечения технологической независимости российских разработчиков от зарубежных
производителей в области проектирования, создания, эксплуатации и модернизации мо-дельно-алгоритмического, технического, информационного и программного обеспечения систем управления целесообразно ориентироваться на методологию и системотехнические решения, реализованные к настоящему времени при создании национальной интеллектуальной аналитической платформы (НИАП), в основу которой положена единая доверенная унифицированная многофункциональная информационно-коммуникационной инфраструктура проектирования, разработки, развертывания и эксплуатации распределенных систем поддержки принятия решений в АСУ ОВГУ на основе внедрения технологической цепочки «данные — информация — знания — решения».
Организационно-функциональная структура регионального центра компетенций
Организационная структура РЦК включает в себя его руководство в лице директора РЦК, заместителей директора, отвечающих за соответствующие направления деятельности центра, а также три основных подразделения: управление образовательной деятельности; управление научно-исследовательской деятельности; управление производственно-коммерческой и инновационной деятельности. В состав каждого управления, исходя из особенностей того или иного РЦК и стоящих перед ним задач, могут входить соответствующие отделы и лаборатории. Кроме того, в состав РЦК могут входить вспомогательные подразделения, обеспечивающие жизнедеятельность организации.
Основными функциями управления образовательной деятельностью являются:
• подготовка и переподготовка специалистов по программам дополнительного образования и программам повышения квалификации в области комплексной обработки, интеграции и анализа разнотипных данных, информации и знаний о социально-экономической, общественно-политической сферах, в области комплексного упреждающего моделирования и принятия управленческих решений в кризисных ситуациях, связанных с природными катаклизмами, техногенными катастрофами, социально-экономическими и военно-политическими кризисами;
• координация работ, проводимых в региональных высших учебных заведениях по подготовке специалистов для регионального ситуационного центра по программам высшего профессионального образования (бакалавриат и магистратура);
• организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, сборов и мастер-классов с представителями региональных органов государственного и муниципального управления для их ознакомления с новейшими достижениями в области цифровой экономики и управления.
К основным функциям управления научно-
исследовательской деятельностью относятся:
• разработка требований, предъявляемых к существующим и перспективным информационным технологиям интеграции и самоорганизации вычислительных и коммуникационных программно-аппаратных комплексов, в том числе КФС и интегрированных интеллектуальных систем поддержки принятия решений (ИИ СППР) в интересах создания интеллектуального пространства в субъекте РФ, а также развития региональной цифровой экономики;
• разработка модельно-алгоритмического, программного и информационного обеспечения для прогнозирования состояния и развития создаваемого интеллектуального пространства в субъекте РФ, инфраструктуры его цифровой экономики на базе повсеместного внедрения КФС и соответствующих ИИ СППР;
• разработка и развитие методологических, методических и технологических основ интеграции адаптивных и самоорганизующихся информационно-вычислительных и телекоммуникационных программно-аппаратных комплексов на концептуальном, модельно-алгоритмическом, информационном и программном уровнях для повышения эффективности регионального цифрового промышленного производства;
• разработка и развитие методологических, методических и технологических основ системного (комплексного, гибридного) моделирования и многовариантного прогнозирования событий, происходящих в региональной социально-экономической, общественно-политической сферах на основе междисциплинарных исследований и интеграции неокибернетики, информатики и общей теории систем;
• разработка и развитие методологических, методических и технологических основ системного (комплексного, гибридного) моделирования адаптивных и самоорганизующихся информационно-вычислительных и телекоммуникационных программно-аппаратных комплексов, в том числе КФС и ИИ СППР;
• разработка методологических, методических и технологических основ обеспечения требуемого уровня катастрофоустойчивости (в том числе и информационной безопасности) адаптивных и самоорганизующихся
информационно-вычислительных и теле- ^ коммуникационных программно-аппарат- 5 ных комплексов, в том числе КФС и ИИ х СППР к различным классам индифферент- ш ных и целенаправленных возмущающих воз- ^ мущений; х
• разработка методологических, методических 1 и технологических основ комплексного мно- ш гокритериального оценивания, анализа и ™ выбора эффективных вариантов динамиче- ^ ского структурно-функционального синтеза < и управления развития адаптивных и са- ^ моорганизующихся информационно-вычис- < лительных и телекоммуникационных про- >= граммно-аппаратных комплексов, в том чи- ^ сле КФС и ИИ СППР
и повсеместного практического использова- 2 ния интеллектуального пространства в субъектах РФ.
Основными функциями управления производственно-коммерческой и инновационной
деятельности являются:
• разработка программно-аппаратных комплексов для систем ситуационного управления регионального уровня, реализующих результаты научно-исследовательской деятельности РЦК;
• проведение организационно-технических мероприятий по внедрению в региональном СЦ интеллектуальных технологий аналитической обработки, интеграции и анализа данных и знаний, интеллектуальных систем поддержки принятия решений в кризисных ситуациях, реализации на региональном уровне концепции единых информационных ресурсов, единого информационного пространства, обеспечивающих интеграцию разнородной полной, непротиворечивой, достоверной и актуальной информации;
• участие в развертывании систем сбора и хранения разнородной информации на основе оперативно-аналитической и интеллектуальной обработки данных с использованием технологий потоковой обработки;
• обеспечение многоаспектной экспертной поддержки региональных систем ситуационного управления в условиях возникших чрезвычайных ситуаций;
• накопление и систематизация опыта проектного управления в региональных органах государственной власти Российской Федерации; разработка типовых форм, планов, шаблонов, проектов, иных документов и соответствующих рекомендаций по их применению;
• формирование реестра документации по проектному управлению по ранее реализованным приоритетным и ведомственным проектам (программам), связанным с деятельностью регионального СЦ;
^ • оказание содействия в организации монито-
ш ринга региональных проектов (программ),
х проведении оценки и иных контрольных ме-
ш роприятий, разработке рекомендаций по их
^ итогам; обеспечение консультационной под-
х держки при разрешении сложных ситуаций в управлении проектами (программами).
со
< Программа создания и развития РЦК
> и ее конечные результаты
<
^ Результаты выполнения программы создания < и развития РЦК обеспечат создание единой 1= методической и научно-технологической базы ^ для проектирования, разработки и обеспечения ^ эффективного функционирования региональны ных центров ситуационного управления, основанной на достижениях теории принятия решений, программно-целевого управления, планирования и прогнозирования в сложных системах, математического моделирования и др. с использованием программно-аппаратных средств ГРИД-технологий и перспективных высокопроизводительных (суперкомпьютерных) вычислительных систем. Выполнение программы позволит решить следующие задачи:
• разработать эффективную методологию подготовки и принятия управленческих решений в области обеспечения безопасного и устойчивого развития субъекта РФ в условиях возникновения и развития чрезвычайных ситуаций различного типа;
• разработать методологию и проводить на регулярной основе по заказам органов государственной власти и управления прогнозные исследования и мониторинг социально-экономических, технико-технологических и природных объектов и процессов, давать на основе этих исследований экспертные заключения и рекомендации с целью повышения уровня устойчивости и безопасности указанных объектов и процессов в условиях чрезвычайных ситуаций;
• разработать методы оценки всех видов ущербов и потерь от чрезвычайных ситуаций и создать модельно-алгоритмический комплекс для программно-целевого планирования и управления комплексами операций по минимизации негативных последствий чрезвычайных ситуаций;
• разработать научно-обоснованную методологию и технологию поддержки управленческих решений в области координации процессов планирования и управления социально-экономическим развитием субъекта РФ в условиях цифровой экономики;
• разработать научно-методические рекомендации, формализованные модели и системы непрерывного мониторинга качества жизни и безопасности населения субъекта РФ;
• создать организационно-управленческие механизмы и соответствующие маркетинговые технологии продвижения разработанных в РЦК технологий и услуг рассматриваемого типа на внутренние и международные рынки;
• создать научно обоснованную методологию и проектно-технологическую базу для разработки и реализации инвестиционных проектов создания межгосударственных, национальных и региональных центров ситуационного управления и их научно-технического обеспечения;
• создать модельно-алгоритмический комплекс и соответствующие компьютерно-информационные технологии для экспертной поддержки и научного-методического обеспечения систем ситуационного управления всех уровней;
• создать учебно-тренировочную базу и комплекс интеллектуальных тренажеров для подготовки командного и управленческого персонала сил первого реагирования, представителей органов исполнительной власти и субъектов хозяйствования для действий в условиях чрезвычайных ситуаций.
В результате выполненных исследований были определены цели, задачи, научно-технические и организационно-технологические основы программы создания центров компетенций в интересах функционирования и дальнейшего развития СРСЦ РФ. Предварительный анализ показывает, что основными источниками эффективности программы являются:
• сокращение стоимости и сроков реализации проектов создания РЦК за счет использования единой методологии, унифицированных проектно-технических решений и средств программно-технического обеспечения;
• повышение эффективности функционирования РЦК и соответствующих региональных ситуационных центров за счет централизованной подготовки и поддержания высокой квалификации персонала центров;
• повышение оперативности и компетентности РЦК и соответствующих региональных ситуационных центров на основе использования современных интеллектуальных компьютерно-коммуникационных технологий принятия решений, экспертных систем, математического и имитационного моделирования динамики развития ситуаций и программно-целевых методов планирования операций;
• предложение широкого спектра услуг рассматриваемого класса третьим сторонам, включая проектирование и создание «под ключ» национальных РЦК и соответствующих региональных ситуационных центров, подготовку и переподготовку управленческих кадров к действиям в условиях чрез-
вычайных ситуаций, трансфер технологий ситуационного управления в чрезвычайных ситуациях и др.
Литература
1. Добрынин А. П., Черных К. Ю., Куприяновский В. П., Куприяновский П. В., Синягов С. А. Цифровая экономика — различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA и другие) // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Vol. 4, N 1. Р. 4-11.
2. Андрусенко Т. Б. Центры знаний // Генеральный директор. 2006. № 11.
3. Arnold E., Stern P., Calberg M. Long term industrial impacts of the Swedish competence centres // VINNOVA Analysis. 2013. N 10. P. 80.
4. Шилова М. А., Галимов Р. М. Формирование инновационных центров компетенций // Master's Journal. 2014. N 1. P. 263-269.
5. Вагин В. Н., Еремеев А. П. Некоторые базовые принципы построения интеллектуальных систем поддержки принятия решений реального времени // Известия Российской академии наук. Теория и системы управления / РАН. 2001. № 6. С. 114-123.
6. Охтилев М. Ю., Соколов Б. В., Юсупов Р. М. Интеллектуальные технологии мониторинга и управления структурной динамикой сложных технических объектов. М.: Наука, 2006. 410 с.
7. Попов Э. В., Фоминых И. Б., Кисель Е. Б., Ша-пот М. Д. Статические и динамические экспертные системы. М.: Финансы и статистика, 1996. 320 с.
References
1. Dobrynin A.P., Chernykh K.Yu., Kupriyanovskiy V.P., Kupriyanovskiy P. V., Sinyagov S. A. Tsifrovaya eko-
nomika — razlichnye puti k effektivnomu primeneniyu <
tekhnologiy (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG 5
DATA i drugie) [Digital economy — various ways to ^
the effective use of technology (BIM, PLM, CAD, ^
IOT, Smart City, BIG DATA, and others)]. Interna- ^
tional Journal of Open Information Technologies, s
2016, vol. 4, no. 1, pp. 4-11. Available at: http:// x injoit.org/index.php/jl/issue/view/38.
2. Andrusenko T. B. Tsentry znaniy [Knowledge cen- 5 ters]. General'nyy direktor, 2006, no. 11. m
3. Stern P., Arnold E., Carlberg M., Fridholm T., Ro- 2 semberg C., Terrell M. Long term industrial impacts > of the Swedish competence centres. Vinnova Analysis, 2 2013, no. 10. 80 p. Available at: http://www2.vin- fE nova.se/en/Publications-and-events/Publications/Pro- < ducts/Long-Term-Industrial-Impacts-of-the-Swedish- i= Competence-Centres/. x
4. Shilova M. A., Galimov R. M. Formirovanie innova- s
cl
tsionnykh tsentrov kompetentsiy [Formation of inno- o vative competence centers]. Master's Journal, 2014, i-no.1, pp.263-269.
5. Vagin V. N., Eremeev A. P. Nekotorye bazovye prin-tsipy postroeniya intellektual'nykh sistem podderzhki prinyatiya resheniy real'nogo vremeni [Some basic principles of design of intelligent systems for supporting real-time decision making]. Izvestiya Ros-siyskoy akademii nauk. Teoriya i sistemy upravleniya, 2001, no.6, pp.114-123.
6. Okhtilev M. Yu., Sokolov B. V., Yusupov R. M. Intel-lektual'nye tekhnologii monitoringa i upravleniya strukturnoy dinamikoy slozhnykh tekhnicheskikh ob"ektov [Intellectual technologies for monitoring and managing the structural dynamics of complex technical objects]. Moscow: Nauka Publ., 2006. 410 p.
7. Popov E. V., Fominykh I. B., Kisel' E. B., Shapot M. D. Staticheskie i dinamicheskie ekspertnye sistemy [Sta-ti c and dynamic expert systems]. Moscow: Finansy i statistika, 1996. 320 p.