Актуальные задачи цифровой трансформации экономики РФ
Микрюков Андрей Александрович
к.т.н., доцент, доцент кафедры прикладной информатики и информационной безопасности, РЭУ им. Г.В. Плеханова, [email protected]
В статье рассмотрены актуальные вопросы реализации Программы цифровой экономики РФ и Стратегии развития информационного общества. Анализируется роль и место сквозных информационных и интеллектуальных технологий при создании экосистемы цифровой экономики для обеспечения эффективного взаимодействия бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан.
Рассмотрены задачи цифровой трансформации, в основе которой лежит переход от программно-целевой модели управления экономикой к программно-прогностической. Показана возможность представление процесса функционирования научно-обоснованной модели цифровой экономики как экономической киберсистемы, организационно-технологической базой которой является перспективная система распределенных ситуационных центров органов государственного управления.
Цифровая трансформация предполагает наличие в составе экономической киберсистемы распределенной подсистемы экономико-математических моделей, отражающих динамику управляемых объектов и их реакцию на управляющие воздействия. Обоснована целесообразность использования в составе интеллектуальных систем поддержки принятия решений ситуационных центров когнитивно-информационных технологий, обеспечивающих существенное повышение эффективности управления и решение задач анализа и прогнозирования как на тактическом уровне (предприятия, социально-экономические и организационно-технические системы) так и стратегическом уровне (экономики государства).
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация, сквозные цифровые технологии, экономическая киберсистема, когнитивно-информационный подход.
Введение
Задача эффективной реализации Указа Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы» [1] (далее Стратегия) и Программы «Цифровая экономика Российской федерации», введенной Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017г. № 1632-р. [2] (далее Программа) сегодня является весьма актуальной.
Указанные Стратегия и Программа тесно связаны со Стратегией научно-технологического развития РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 1 декабря 2016г. №642 и рядом других документов, которые направлены на обеспечение экономического суверенитета и конкурентоспособности государства.
Необходимость сохранения экономического суверенитета России определила концепцию реализации электронной (цифровой) экономики на базе: перевода систем государственных и муниципальных услуг на современные цифровые платформы с целью повышения качества услуг и реализации персонифицированного подхода к каждому гражданину и субъекту предпринимательской деятельности; развития национальной технологической инициативы - дорожных карт внедрения новых технологий; развития системы статистических, государственных и открытых данных, основанной на современных технологиях, для целей повышения эффективности государственного управления; стимулирования создания «компаний-платформ» мирового уровня; признания и законодательного регулирования блокчейн - технологий, криптовалют и др.
Лидерами цифровой модернизации экономики являются США и Китай, которые разработали государственные стратегии инновационного развития (Digital Economy в США и Internet Economy в Китае) и поэтапно реализуют их не только на собственных рынках, но и на рынках других стран. Опыт, накопленный в этих странах при решении задач цифровой трансформации, должен найти свое применение и в нашей стране.
В [1] содержится следующая формулировка понятию «цифровая экономика»: «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».
Существуют и другие определения цифровой экономики [3]:
- «Цифровая» (электронная) экономика - это экономика, существующая в условиях гибридного мира.
- «Цифровая» (электронная) экономика - это экономика, характерной особенностью которой является максимальное удовлетворение потребностей всех ее участников за счет использования информации, в том числе персональной.
Под гибридным миром понимается совместное существование реального и виртуального миров.
Цифровая трансформация рассматривается как задача разработки модели цифровой экономики в виде модели экономической киберсистемы, в которой в полной мере реализованы сквозные цифровые технологии. В качестве организационно-технологической базы реализации модели экономической киберсистемы предполагается использование системы распределенных ситуационных центров органов государственного управления.
Модель цифровой экономики как модель экономической киберсистемы
В [3] изложены основные особенности цифровой экономики, к которым необходимо отнести следующие (рис.1):
1. Организация экономической деятельности с широким использованием платформ «Цифровой» экономики.
При этом под платформой понимается коммуникационная и транзакционная среда, участники которой извлекают выгоды от взаимодействия друг с другом. Платформа обладает технологической возможностью предоставлять услуги клиентам на основе применения современных технологий, машинного обучения, облачных технологий и др. с заданным уровнем безопасности.
О
3
в
S
9
2 а
8
00
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
2. Широкое применение персонифицированных сервисных моделей при реализации подходов на основе цифровой экономики.
3. Обеспечение непосредственного взаимодействия производителей и потребителей на основе реализации методов Цифровой экономики.
4. Повсеместное распространение экономики совместного пользования на основе цифровой трансформации.
5. Значительная роль вклада индивидуальных участников в процессы экономической деятельности.
Цифровая трансформация экономики включает решение ряда взаимосвязанных задач. В первую очередь это - изменение программно-целевой модели управления экономикой на программно-прогностическую, позволяющую не только обеспечивать стратегическое планирование эекономического развития, но и эффективно решать задачи прогнозирования развития экономики с широким использованием инструментально-моде-лирующих комплексов на основе современных технологий.
Следующими не менее важными задачами является:
- смена экономического уклада, изменение традиционных рынков, социальных отношений, государственного управления,связанная с проникновением в них цифровых технологий;
- принципиальное изменение основного источника добавленной стоимости и структуры экономики за счет формирования более эффективных экономических процессов, обеспеченных цифровыми инфраструктурами;
- переход функции лидирующего механизма развития экономики к институтам, основанным на цифровых моделях и процессах.
Широкое применение во всех отраслях экономики должны найти сквозные технологии, представляющие совокупность методов сквозной обработки, в составе которых на базе одной системы существует набор специализированных программ, не зависящих от конкретных методик и позволяющих осуществлять интерактивный обмен данными.
Под сквозной обработкой (straight-through processing, STP) понимается процесс непрерывной, полностью автоматизированной обработки информации [2]. При этом на всех этапах обработки данных исключается ручное вмешательство, что достигается применением стандартных методов обмена информацией между автоматизированными системами.
1. Экономическая деятельность на основе платформ цифровой Экономики.
i. Вклад индивидуальных
участников в процессы экономической деятельноетн.
2. Применение персонлфншфйааыыых сервисны* моделей при
реализации подходов на основе цифровой экономики.
5. Взаимодействие
4. Экономика совместного производителей и
пользования на основе потребителей на основе
цифровой трансформации реализации методов цифровой ЭКОНОМИКИ-
Основные сювозные цифровые технологии
Промышленный интернет вешей
Нейротехнологнн и искусственный интеллект
Компоненты рооотогехннкн и сенсорика
Системы распределенное реестра(блогаейн)
Квантовые технологии
Новые производственные технологии
Рис. 1. Особенности цифровой экономики
Первичные данные могут формироваться как автоматическими системами, так и ручным вводом, но их последующая передача и обработка осуществляется автоматически.
В рамках Программы [2] должны быть реализованы основные сквозные цифровые технологии, представленные на рис.1:
- Большие данные;
- Нейротехнологии и искусственный интеллект;
- Системы распределенного реестра (блокчейн);
- Квантовые технологии;
- Новые производственные технологии;
- Промышленный интернет вещей;
- Компоненты робототехники и сенсорика;
- Технологии беспроводной связи;
- Технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Сквозное проникновение технологий во все отрасли экономики, как в качестве цифровых (нематериальных) активов в форме новых бизнес-моделей, так и в форме промышленного Интернета вещей обусловливает необходимость формирования и обработки больших массивов экономически значимых отраслевых и межотраслевых данных («больших данных»). В свою очередь, сквозное проникновение технологий в социальную сферу, когда практически каждый предмет быта и окружающего человека материаль-
ного и виртуального мира оказывается подключен к глобальному цифровому пространству, формирует предпосылки и возможности для использования соответствующих данных для решения задач оценки и прогнозирования экономической деятельности организаций и предприятий, а также их развития.
Цифровая трансформация предполагает использование разнообразных технологий обработки «больших данных», к которым относятся интеллектуальные технологии, технологии облачных и туманных вычислений, суперкомпьютерные технологии и др.
Одним из наиболее значимых подходов к решению задач обработки больших данных и управления сложными социально- экономическими системами является когнитивно - информационный подход, который представляет собой активно развивающееся научное направление в области решения задач анализа, моделирования, идентификации, оценки, прогнозирования развития, управления развитием слабоструктурированных объектов, систем и ситуаций [4]. В основе когнитивно - нформационного подхода лежит применение когнитивных технологий в сочетании с информационными технологиями. Когнитивно - информационный подход наряду с широким применением сквозных цифровых технологий должен обеспечить смену парадигмы программно-целевой модели управ-
ления на парадигму программно - прогностической модели.
Среди примеров применения когнитивных методов и технологий в прикладных интеллектуальных системах в экономике следует отметить интеллектуальные системы планирования производства, динамические экспертные системы диспетчерского управления предприятием, финансовый анализ и планирование с помощью нейронных сетей и эволюционных алгоритмов, интеллектуальные системы управления инвестиционным портфелем и риск-менеджмента и др. [5].
К особенностям когнитивно - информационного подхода можно отнести следующие:
- процесс решения задач рассматривается как когнитивная(познавательная) составляющая деятельность людей, в которой применение формальных моделей и методов является частью, этапом решения, наряду с этапом формализации представлений о слабоструктурованных системах и ситуациях;
- с целью повышения эффективности практических задач при разработке теоретических моделей и методов важное место отводится формализации человеческого фактора и знаний, накопленных и развиваемых в когнитивной науке.
Благодаря широкому применению когнитивно-информационных технологий должно произойти значительное снижение трудозатрат на рутинную офисную работу, в том числе обработку стандартных документов.
Проведенный анализ показал, что наиболее полно и эффективно когнитивно - информационный подход в цифровой экономике может быть реализован в информационно-аналитической среде ситуационного центра, ядром которой является интеллектуальная система поддержки принятия решений.
Управленческая деятельность с использованием ситуационных центров основана на следующих принципах [6]:
- непрерывного мониторинга и моделирования протекающих процессов, прогнозирование сценариев развития ситуаций;
- визуализации управленческих ситуаций и определения причинно-следственных связей анализируемых событий;
- организации коллективной выработки решений с использованием информационных ресурсов, интеллектуальных информационных технологий и средств отображения информации;
- обеспечения оперативного синтеза альтернативных решений.
С учетом сказанного, современными тенденциями развития и совершенствования СЦ являются:
- разработка и проектирование системы распределенных СЦ (СРСЦ),
- построение СЦ с использованием когнитивного подхода,
- реализация в сети распределенных ситуационных центров конвергентной парадигмы, обеспечивающей согласованную групповую работу специалистов при выработке рационального решения, и устойчивую сходимость процессов согласования решений относительно целей и путей их достижения.
Система распределенных ситуационных центров, опираясь на развитую подсистему экономико-математических моделей, отражающих динамику управляемых объектов и их реакцию на управляющие воздействия должна стать новым инструментом государственного управления и в перспективе будет преобразована в сеть когнитивных центров, позволяющих прогнозировать не только чрезвычайные и кризисные ситуации, но и управлять текущей экономической деятельностью на макро- и микро- уровнях [7,8] Когнитивные центры будут функционировать циклически выполняя совокупность взаимосвязанных укрупненных алгоритмов: мониторинг - моделирование - прогноз - планирование - предупреждение - мониторинг.
Когнитивные системы моделирования, лежащие в основе когнитивного СЦ обеспечивают возможность познавать окружающую среду и адаптироваться к ней или изменять ее за счет накопленных в процессе функционирования знаний и приобретенных навыков. Они позволяют получать содержательные, иногда даже парадоксальные решения.
Теоретическую основу когнитивных систем моделирования составляют когнитивные методы, которые объединяют методы познания, т.е. восприятия, накопления информации, мышления, объяснения и понимания, т.е. использования информации при «рассудительном» решении задач.
Сетевой подход к реализации Программы цифровой экономики позволил сформулировать такое понятие как экономическая киберсистема, которое знаменует начало новой управленческой революции [9,10]. Принципы и методы экономической кибернетики для построения экономической киберсистемы впервые были сформулированы в книге Н. Веду-ты «Экономическая кибернетика». В основу экономической киберсистемы поло-
жена технологическая возможность формирования виртуального киберпростран-ства, ядром которого является научно-обоснованная экономико-математическая модель (совокупность моделей), позволяющая существенно повысить эффективность управления экономикой.
Построение модели цифровой экономики как экономической киберсисте-мы на базе СРСЦ с масштабным использованием сквозных цифровых технологий и платформ позволит эффективно реализовать задачу цифровой трансформации экономики. Построенная модель экономической киберсистемы позволит в последующем применять сетеценрти-ческие методы управления и прогнозирования экономики, как на тактическом так и стратегичком уровнях.
Заключение
В статье рассмотрены актуальные задачи цифровой трансформации экономики, в основе которой лежит переход от программно-целевой модели управления экономикой к программно-прогностической модели.
Научно-обоснованная экономико-математическая модель цифровой экономики может быть представлена в виде модели экономической киберсистемы, организационно-технологической базой которой является система распределенных ситуационных центров органов государственного управления. Функционирование интеллектуальных систем поддержки принятия решений ситуационных центров основывается на когнитивно -информационном подходе, который обеспечивает существенное повышение эффективности управления и решение задач прогнозирования как на тактическом уровне (предприятия, социально-экономические и организационно-технические системы) так и стратегическом уровне (экономики государства). В дальнейшем планируется создание единой национальной сети когнитивных центров проектирования будущего.
Литература
1. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».
2. Программа «Цифровая экономика Российской федерации», Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017г. № 1632-р.
3. Введение в «Цифровую» экономику // А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. -
О £
Я
3
9
2 е
8
ВНИИГеосистем, 2017. - 28 с. (На пороге «цифрового будущего». Книга первая).
4. Бодякин В.И. Концепция разработки когнитивной системы социально-экономического управления // Труды ИПУ РАН. 2011. - С. 503-507 http:// www.rkpr.inion.ru/files/download/ 1 0 0 0 2 2 0 7 1 / 100022071.doc?1310721486471. (Дата обращения 3.05.2018г.)
5. Н. М. Абдикеев, А. Н. Аверкин, Н. А. Ефремова Когнитивная экономика в эпоху инноваций // Вестник РЭА, 2010, № 1, С.3-21.
6. Ильин Н.И., Демидов Н.Н., Новикова Е.В. //Ситуационные центры. Опыт, состояние, тенденции развития. М.: Медиа Пресс, 2011.
7. Малинецкий Г.Г., Митин Н.А. //Сеть когнитивных центров - основа управления федерального и регионального уровней. Сайт С.П. Курдюмова. http:// spkurdyumov.ru/networks/set-kognitivnyx-centrov/ (Дата обращения 3.05.18г.).
8. Когнитивные центры как информационные системы для стратегического прогнозирования / И.В.Десятов [и др.] // Препринты ИПМ им. М.В.Келдыша. 2010. № 50. 28 с. URL: http://library.keldysh.ru/ preprint.asp?id=2010-50. (Дата обращения 3.05.2018г.)
9. Ведута Е.Н. Цифровая экономика приведет к экономической киберсистеме // Международная жизнь. - 2017. - №10. - С.87-102.
10. Ведута Е.Н., Джакубова Т.Н. // Стратегии цифровой экономики // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск №63. Август 2017. С.43-66. http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/
vestnik/2017/vipusk_63._avgust_2017_g./
strategii_zifrovoi_ekonomiki/ veduta_dzhakubova.pdf (Дата обращения
оо 3.05.2018г.)
Actual problems of digital transformation of the russian economy
Mikryukov A.A.
Plekhanov Russian Economic University
The article deals with topical issues of the the Russian Federation digital economy program implementation and the development Strategy of the information society. The role and place of end-to-end information and intellectual technologies in the creation of digital economy ecosystem is analyzed to ensure effective interaction between business, scientific and educational community, state and citizens.
The problems of digital transformation, which is based on the transition from the programtarget model of economic management to the software-prognostic. It is shown that it is possible to present the process of functioning of the scientifically grounded model of the digital economy as an economic cybersystem, the organizational and technological base of which is a promising system of distributed situational centers of government.
Digital transformation involves the presence in the economic cybersystem distributed subsystem of economic and mathematical models that reflect the dynamics of controlled objects and their reaction to the control action. The expediency of using of cognitive information technologies as a part of intellectual systems of decision support of situational centers providing essential increase of management efficiency and the decision of tasks of the analysis and forecasting both at tactical level (the enterprises, socio - economic and organizational-technical systems) and strategic level (economy of the state) is proved.
Key words: digital economy, digital transformation, end - to-end digital technologies, economic cybersystem, cognitive and information approach.
References
1. Presidential Decree of May 9, 2017 No. 203 «On the Strategy for the Information Society Development in the Russian Federation for 2017-2030».
2. The program «Digital Economy of the Russian
Federation», Order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017. № 1632-r.
3. Introduction to the «Digital» Economy. Keshelava
V.G. Budanov, V.Yu. Rumyantsev and others; under the Society. Ed. A.V. Keshelava; Ch. «Digits.» Cons. I.A. Zimnenko. -VNIIgeosystem, 2017. - 28 p. (On the threshold of the «digital future.» Book one).
4. Bodyakin V.I. The concept of the development
of the cognitive system of socio-economic management // Proceedings of the ISP RAS. 2011. - P. 503-507 http://www.rkpr.inion.ru/ files/download/1 0 0 0 2 2 0 7 1 / 100022071.doc?1310721486471. (Date of circulation 3.05.2018).
5. NM Abdikeev, AN Averkin, NA Efremova Cognitive
economics in the era of innovation // Vestnik REA, 2010, No. 1, P.3-21.
6. Ilyin NI, Demidov NN, Novikova EV // Situational
centers. Experience, condition, development trends. Moscow: Media Press, 2011.
7. Malinetsky GG, Mitin N.A. // The network of
cognitive centers is the basis of management of federal and regional levels. The site of S.P. Kurdyumov. http://spkurdyumov.ru/networks/ set-kognitivnyx-centrov/ (Date of circulation 3.05.18).
8. Cognitive centers as information systems for
strategic forecasting / IVDesiatov [and others] // Preprints of the iMm them. M.V. Keldysh. 2010. № 50. 28 with. URL: http:// library.keldysh.ru/preprint.asp?id=2010-50. (Date of circulation 3.05.2018).
9. Veduta E.N. The digital economy will lead to an
economic cyber system // International life. -2017. - №10. - P.87-102.
10. Veduta EN, Dzhakubova TN // Strategies of the
Digital Economy // Public Administration. Electronic bulletin. Issue number 63. August 2017. P.43-66. http://e-journal.spa.msu.ru/ uploads/vestnik/2017/ vipusk__63._avgust_2017_g./ strategii_zifrovoi_ekonomiki/ veduta_dzhakubova.pdf (Date of circulation 3.05.2018).
&
6 a
2 о