Научная статья на тему 'Центры изучения интеграции науки в Германии, Швейцарии и Австрии (обзор)'

Центры изучения интеграции науки в Германии, Швейцарии и Австрии (обзор) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центры изучения интеграции науки в Германии, Швейцарии и Австрии (обзор)»

ДОСЬЕ

В. С. Авдонин

ЦЕНТРЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ В ГЕРМАНИИ, ШВЕЙЦАРИИ И АВСТРИИ (ОБЗОР)*

Тенденции интеграции науки, как и сама наука, имеют сегодня глобальный характер. Тем не менее на фоне общих глобальных процессов в современной науке выделяются национальные и региональные сегменты или кластеры, отличающиеся особой интенсивностью протекания процессов и приобретающие лидирующий статус. В области научного развития такой статус сегодня имеют североамериканский (США и Канада) и европейский кластеры. В ситуации конкуренции между ними по многим наукометрическим показателям пока выигрывает американский кластер. Но европейцы не хотят отставать. Развитию науки, в том числе ее рефлексивному осмыслению, анализу ее традиций, тенденций, проблем, в Европе придается огромное значение. И европейские исследователи науки имеют в этом плане определенное преимущество, так как являются непосредственными наследниками великой европейской науки Нового времени, собственно, и породившей современную науку и связанную с ней научно-техническую цивилизацию.

В обзоре исследований науки в европейском регионе мы остановимся на центральной географической зоне континента и на находящихся там научных центрах и учреждениях Германии, Швейцарии и Австрии. Условно ее можно было бы обозначить также как «немецкоязычное научное пространство», и отчасти это действительно так. Но глобальный язык современной науки - английский, и это относится ко всем странам, поэтому привязка регионов науки к каким-либо языковым пространствам сегодня вряд ли возможна и продуктивна. И тем не менее указанная группа стран выделяется не случайно. В историческом плане она наследует то, что, по крайней мере с середины XIX и в первой половине XX в., являлось одним

* Работа выполнена в рамках проекта «Разработка интеграционных методов и методик фундаментальных социально-гуманитарных исследований» (грант РФФИ № 13-06-00789; руководитель М.В. Ильин).

413

из самых успешных и продуктивных в научном плане регионов мира. Выражение «германская (или германоязычная) наука» было тогда вполне привычным и статусным, как и ее конкуренция с «англо-американской наукой», в которой первая (с точки зрения современных наукометрических показателей) демонстрировала определенные преимущества. И хотя сегодня положение несколько иное, данная группа стран продолжает занимать исключительно важное положение в европейской науке по многим направлениям исследований и играть важнейшую роль в производстве научных знаний в современной Европе.

Германия

В Германии традиции рефлексивного изучения науки, научного знания и научной рациональности идут еще со времен немецкой классической философии, если не удаляться на еще большую историческую глубину - в эпохи средневековой учености и Ренессанса, в которые само понятие «Германия» было весьма условным. Кант, Гегель и другие представители немецкой классики предпринимали попытки рефлексивного осмысления научного разума, выдвигали варианты классификации наук и проекты интеграции научного знания. В конце Х1Х - начале ХХ в. в немецких университетах сложились влиятельные школы неокантианства, развивавшие идеи о двух типах наук (науки о природе и о духе) и соответствующих методах (номотетическом и идеографическом). В XX в. рефлексивным осмыслением науки активно занимались влиятельные в Германии направления феноменологии, критического рационализма, а также сложившаяся несколько позднее социология науки. В рамках последней, в частности, формировалось представление о социальных науках как о «третьей научной культуре», призванной преодолевать раскол двух вышеупомянутых научных культур, идущий от классического неокантианства.

В современных условиях тематика исследования науки, в том числе тематика методологической интеграции наук, представлена в Германии в рамках трех научных отраслей: философии (теории) науки, истории науки и социологии науки. В основном исследования по этим направлениям интегрированы в университетских подразделениях, но кроме них существуют и внеуниверситетские центры, учреждения и проекты, созданные при различных научных и академических сообществах.

Берлин является одним из важнейших центров исследований науки в современной Германии. Здесь расположены сразу несколько университетских и внеуниверситетских центров, ведущих работы по этой тематике и находящихся в устойчивой и достаточно разносторонней кооперации. При этом можно отметить, что исследования науки в Берлине получили импульс развития еще во времена ГДР, где в 60-80-е годы прошлого века

414

в рамках Академии наук ГДР были созданы исследовательские подразделения с соответствующей тематикой.

В современном Берлине, прежде всего, следует отметить «Общество исследований науки» (Gesellschaft für Wissenschaftsforschung), созданное в 1996 г. и имеющее статус общественного объединения ученых, специалистов и университетских преподавателей, как занимающихся исследованиями науки в качестве своей основной профессиональной деятельности, так и просто проявляющих к ним устойчивый интерес. В принципе это объединение является общегерманским и даже международным, включая самый широкий круг участников. Но, как и многое в Германии, оно имеет некий регионально-земельный оттенок, объединяя преимущественно исследователей из северной, северо-восточной и центральной частей страны с опорой на регион Берлин - Бранденбург и прилегающие к нему территории. Общество не обладает развитой административной структурой и административно управляемыми исследовательскими подразделениями с утверждаемой тематикой. Его главная задача - следить за развитием сферы исследований науки в Германии, а также в Европе и в мире, организовывать научную коммуникацию по актуальным проблемам этой области, намечать и стимулировать в информационном и экспертном плане наиболее перспективные направления исследований.

Среди тем ежегодных симпозиумов Общества можно назвать: «Наука и технологии в теоретической рефлексии», «Цифровые технологии в гуманитарных науках: вопросы взаимопонимания», «Управление знаниями в науке», «Самоорганизация в науке и технике», «Междисциплинар-ность и институционализация науки» и др. По итогам симпозиумов выпускаются одноименные ежегодники.

Среди многочисленных связей Общества особенно тесна и устойчива его кооперация со структурными подразделениями университетов и других центров по исследованиям науки, расположенных в Берлине.

Университет Гумбольдта (Humboldt-Universität zu Berlin) является еще одной площадкой исследований науки в немецкой столице. Из трех крупнейших вузов Берлина (также Свободный университет Берлина и Технический университет) именно в Университете Гумбольдта исследования науки представлены наиболее заметно. С этой тематикой связаны исследовательские программы Института библиотековедения и информатики и Института социальных наук. Причем последний предлагает также магистерский курс по исследованиям науки (Wissenschaftsforschung). Акцент в его исследовательской программе сделан на комплексное изучение науки в единстве ее эпистемологических, исторических, институциональных, методологических и количественных (наукометрических) аспектов.

Институт истории науки Общества Макса Планка в Берлине (Das Max-Planck-Institut für Wissenschaftsgeschichte, MPWG) - это один из крупнейших центров в сфере исследований науки не только в Берлине, но и во всей Германии. Он входит в число почти 80 исследовательских институтов

415

Общества Макса Планка, которые, как принято считать, создают своим сотрудникам наиболее благоприятные условия для проведения качественных и передовых исследований во многих областях науки. Престиж практически всех институтов Общества Макса Планка очень высок. Преимущественно эти институты занимаются исследованиями в области естественных наук. Но в последние десятилетия среди них развивается и кластер институтов исторических и социальных наук. Институт истории науки в этом плане занимает особое положение. С одной стороны, упор в его исследовательских программах сделан на историю естествознания, с другой - он базируется на методологии исторических социальных и философских наук, что сближает его с институтами социального кластера.

Институт насчитывает более 100 научных сотрудников и включает три основных научных подразделения: отдел «Структурные изменения в системах знаний», отдел «Идеалы и практики рациональности», отдел «Экспериментальные системы и пространства знаний». Отделы объединяют и координируют работу исследовательских групп, занимающихся проектами по соответствующей тематике. Кроме того, в институте созданы и отдельные рабочие группы, ведущие исследования по специальным темам.

Исследования института ориентируются на изучение истории науки в широком историко-культурном, технологическом и институциональном контекстах и в методологическом плане базируются на концепциях исторической эпистемологии. Важное место в них занимают вопросы методологии изучения научного знания, его базовых структур и понятий, проблемы становления, функционирования и трансформации систем научных знаний, соотношения современной науки с научными системами прошлых эпох. В отделе «Структурные изменения в системах знаний» идут исследования по интегральным направлениям «Историческая эпистемология в действии», «Циклы длительной протяженности в развитии познания», «Глобализация познания», «Концепции, методы и история исторической эпистемологии». В рамках этих направлений разрабатываются более конкретные темы и проекты, в том числе относящиеся к интеграции наук.

Например, на основе концепции длительных циклов развития познания изучается трансформация представлений о пространстве в различных познавательных парадигмах (от древнейших до современных), исследуется эволюция понятий в космологии, механике, квантовой физике, теории относительности. В направлении «Историческая эпистемология в действии» акцент сделан на концепции развития науки как комплексной системы, включающей также системы представления знаний - от устных и письменных языков до современных компьютерных технологий, тоже входящих в эволюцию систем знаний. На этой основе осуществляются изучение и разработка принципов представления научного знания, в том числе научного наследия прошлого, в цифровой форме, а также способов работы с ним в интернет-пространстве. В частности, в 2000-е годы институт был одним из главных участников общеевропейского проекта ЕСНО

416

(Европейское культурное наследие в Интернете), вдохновленного концепцией введения исторической эпистемологии в интернет-пространство. И сегодня работа в этом направлении активно продолжается.

Одна из тенденций исследований науки в современном Берлине -все более тесная кооперация усилий расположенных здесь научно-исследовательских и образовательных центров, общественных объединений и культурно-просветительских учреждений. Примером может служить так называемый интеграционный «проект высокого уровня» (Exzellenzcluster) «Топосы. Формирование и трансформация пространства и познания в древних цивилизациях» (Topoi. The formation and transformation of space and knowledge in ancient civilisations) В нем объединены усилия Института Макса Планка, всех университетов Берлина, научных обществ и музейного комплекса немецкой столицы. Проект исследует многообразные отношения между пространством и знанием в цивилизациях Средиземноморья и Передней Азии на протяжении 1 тыс. лет (с 500 г. до н.э. до 500 г. н.э.).

Нельзя также не упомянуть еще об одном центре исследования науки, находящемся в Берлине. Это - Институт Лейбница по междисциплинарным исследованиям (Leibniz-Institut für interdisziplinäre Studien, LIFIS), созданный в 2002 г. Институт не располагает собственной исследовательской базой, а выполняет функцию «сетевой структуры», занимающейся организацией коммуникации между научными организациями различного профиля, отдельными учеными и специалистами экономики, политики и социальной сферы, а также общественностью. Финансируется из членских взносов и частных пожертвований. Формы работы - организация Лейбниц-форумов, поддержка междисциплинарных исследовательских проектов, издательская, образовательная, просветительская деятельность. Приоритетные задачи - поддержка междисциплинарных исследований в актуальных областях науки (новые материалы, новые источники энергии, микроэлектроника и др.), а также рефлексивные исследования науки в духе концепции «науки в контексте». Институт привлекает к участию в форумах и обеспечивает публикацию работ известных немецких и зарубежных специалистов в области философии, социологии и истории науки, издает сетевой журнал «LIFIS ONLINE» (http://www.leibniz-institut.de/page/index.php), сотрудничает с другими центрами исследования наук в Берлине.

Помимо Берлина видный центр исследований науки сложился в Университете Билефельда. Этот университет относится к числу «молодых» университетов Германии. Он был открыт в 1969 г. в период бурных событий в социальной, политической и культурной истории ФРГ, связанных с подъемом массовых социальных движений и проведением политических преобразований. Это наложило отпечаток на учебный и исследовательский профиль этого университетского центра. С самого начала в нем был сделан упор на обучение и исследования в области социальных наук, а важный вклад в их становление внесли видные немецкие социологи Хельмут Шельский и Никлас Луман. В дальнейшем социологические ис-

417

следовательские подразделения университета приобрели не только общегерманскую, но и международную известность.

При университете был создан Центр междисциплинарных исследований (ZiS), который предоставляет условия для работы исследовательским группам, в том числе международным, для проведения инновационных междисциплинарных исследований. Разработку программ и проектов исследований осуществляют сами участники, а центр оказывает им содействие, создавая условия для исследований. За время существования центра в нем работали многие известные ученые в области социально-политических, экономических, естественных наук, ориентированные на междисциплинарную интеграцию исследовательской работы. Концепция работы центра, совершенствование и развитие принципов его организации были разработаны научными подразделениями университета, занимающимися социологией науки. А изучение непосредственной практики работы междисциплинарных исследовательских групп позволило углублять эти исследования, которые ведутся в основном на базе этнометодологии и методологии «исследования науки и технологий» (STS).

В качестве примера можно привести темы междисциплинарных исследований, проводившихся в ZiS в 2010-2012 гг.: «Коммуникация в условиях катастроф», «Культурная конструкция каузальной когниции», «Месседж квантовой физики - попытка синтеза», «Стохастическая динамика: математическая теория и области применения», «Конкуренция и контроль в духовной сфере и в мозгу: новые перспективы исследования внимания и зрения», «Нормативные аспекты общественного здоровья», «Равновесие религиозной аккомодации и прав человека при разработке конституций». (Последние три группы продолжают исследования до 2014 г.)

Социологические подразделения Университета издают «Журнал по социологии» (Zeitschrift für Soziologie http://zfs-online.org/index.php/zfs/article/ view), являющийся весьма авторитетным изданием этого профиля в Европе, где тематике социологии науки уделяется заметное место.

Еще один центр исследования наук, о котором следует сказать, был создан сравнительно недавно в Университете им. Шиллера в Йене. В отличие от Университета Билефельда этот немецкий университет - старинный, он имеет богатую историю, связанную, в том числе, с работой там классика немецкой философии Гегеля, а также известного немецкого логика и математика Готтлоба Фреге, занимавшегося разработкой логических основ математических наук. Именно традициям изучения в университете основ логики и математики был обязан своим учреждением Центр изучения структурных наук, получивший имя Фреге (Frege Centre for Structural Sciences). При этом в заявлении по поводу открытия центра в 2008 г. также сказано, что Фреге-центр в Университете Шиллера в Йене является первым в мире специальным центром изучения структурных наук, и это связано с возрастающей ролью этих наук в развитии современно-

418

го научного мышления. Руководитель центра Бернд-Олаф Кюпперс отмечает, что изучение структурных наук, к числу которых относятся не только логика, математика, общая теория систем, но и кибернетика, синергетика, теория сетей, теория самоорганизации и другие, позволяет обнаружить фундаментальные структуры научного мышления. Деятельность центра предполагает развитие широкой международной и междисциплинарной научной коммуникации. Среди проектов Фреге-центра следует назвать Центр компетенции чистых и прикладных структурных наук (COMPASS), «Форум: научная жизнь в Йене», «Эволюция семантических систем» и др. Седи последних публикаций: Аrtmann S. Historische Epistemologie der Strukturwissenschaften (2010), Selbstorganisation von Wissenschaft (2011), Küppers B-O. Die Berechenbarkeit der Welt: Grenzfragen der exakten Wisse-schaften (2012), Evolution of Semantic Systems (2013).

Австрия

В Австрии традиции рефлексивного изучения науки связаны в основном с деятельностью так называемого Венского кружка (а до этого еще и с работами видного физика и теоретика науки Эрнста Маха), члены которого в 20-30-е годы прошлого века занимались разработкой проблем логических оснований научного знания. Многие из них были связаны с Венским университетом и вели там свои исследования. Деятельность кружка приобрела мировую известность и оказала существенное влияние на развитие философии науки в ХХ в.

И сегодня исследования науки в Австрии развиваются в основном на базе Венского университета. Они составляют важную часть в учебных и исследовательских программах нескольких его факультетов и научных центров. Особенно активно они проводятся на факультете философии и наук об образовании, историко-культурологическом факультете, а также на факультете социальных наук. Инновационным проектом университета является введение с 2010 г. интеграционной модели образования и исследований в области истории науки и философии науки (history and philosophy of .science, HPS), объединяющей учебную и исследовательскую инфраструктуру факультета философии и наук об образовании (теория и философия науки) и историко-культурологического факультета (история науки). Причем создание современной интеграционной модели HPS прямо увязывается с историческими традициями исследования науки в Венском университете, включая Маха и организатора Венского кружка Моритца Шлика. Интеграционная программа, ориентированная на магистерский диплом в области HPS, базируется на тесной кооперации исследовательских модулей Института философии и Института современной истории Венского университета, а также Института Венского кружка, входящего в инфраструктуру факультета философии и наук об образовании.

419

Институт Венского кружка, созданный в 1991 г., занимается в основном исследованием архивов и документов Венского кружка, а также исторической реконструкцией формирования и развития логического эмпиризма и его роли в истории философии науки. Институт ориентируется на продолжение традиций Венского кружка, среди которых выделяется связь философии и конкретных наук и внимание к логико-эмпирическому, критико-рациональному и аналитическому способу мышления. Институт также декларирует идеи сближения теории и истории науки. Среди актуальных исследовательских проектов института, которые осуществляются, как правило, в тесном взаимодействии с Институтом философии, можно отметить проект «Вильгельм Дильтей и Рудольф Карнап: историческое и системное изучение». В нем речь идет о сопоставлении историко-гуманитарной методологии науки Дильтея и логико-структурной методологии науки близкого к логическому эмпиризму Карнапа, в которых пытаются обнаружить общие тенденции, ведущие к интеграции науки. Ряд проектов института связаны с осмыслением проблематики и истории Венского кружка: «Между логицизмом и металогикой», «Реализм и строгая теория», «Политика логического эмпиризма» и др. Среди завершенных проектов можно отметить проект «История науки и / или теория науки», результаты которого имели международный отклик. В нем авторы обосновывают идею мегатренда последних десятилетий в исследованиях науки в Германии, Австрии и других странах, который ведет к «историзации» классической теории науки, к ее сближению с историей науки. Нетрудно заметить, что выводы этого проекта могли повлиять на введение интегрального похода к изучению науки в Венском университете в рамках упоминавшейся выше программы HPS. Можно также отметить весьма активное взаимодействие ведущихся в Вене исследований в области философии и истории науки с расположенными здесь же центральными органами Европейской ассоциации философии науки (European Philosophy of Science Association, EPSA).

Что касается программ исследований науки на факультете социальных наук университета Вены, то они с вышеуказанной кооперацией связаны слабо. Здесь исследования в основном проводятся в рамках Института исследований науки и техники и базируются преимущественно на социологических, экономических, культурологических методах. Наука здесь рассматривается как социальная подсистема, тесно связанная с практикой, включающая экономические, технологические, культурные компоненты. Проекты института в основном направлены на изучение процессов формирования общества знаний. Базовые темы исследований - «Культуры и практики производства знаний», «Контакты наук и общественности: коммуникация и интеракция», «Этические и социальные измерения новых областей исследований: примеры наук о жизни и нанотехнологий» и др. Институт также осуществляет разработку методов исследований науки в социокультурных и экономико-политических контекстах. В связи с этим

420

указывается на разработку методов оценки научной коммуникации в обществе, методов экспериментальных сценариев, методов формирования «пространств участия», методов биографических интервью и др.

Швейцария

В Швейцарии рефлексивные исследования науки не имеют таких богатых традиций, как в Германии и Австрии. Тем не менее научные и технические достижения швейцарских ученых хорошо известны (включая, например, Альберта Эйнштейна, который опубликовал свои открытия, работая в Берне). А научно-техническая политика в этой стране считается одной из самых благоприятных в мире, что способствовало привлечению в Швейцарию крупнейших международных научных проектов мирового уровня (ЦЕРН, Европейский центр компьютерных наук IBM и др.). Несомненно, что свой вклад в это вносят и разработки в области исследований науки, ведущиеся в этой стране.

Исследования науки в Швейцарии проводятся в основном в университетах и университетских центрах. Среди них, прежде всего, следует упомянуть крупнейший университет страны - Федеральную высшую политехническую школу в Цюрихе (ETZ). Здесь исследования по данной тематике проводятся в научных структурах факультетов философии, истории техники, литературных и культурных наук, а также в двух специализированных центрах - Центре истории знания (Zentrum Geschichte des Wissens) и в Коллегиум Гельветикум (Collegium Helveticum ETH Zürich). Особенно примечательна работа последнего. Коллегиум был создан в 1997 г. (при участии также Университета Цюриха) в целях развития междисциплинарного диалога представителей различных наук и реализации междисциплинарных и трансдисциплинарных проектов и даже получил второе наименование - «Лаборатория трансдисциплинарности». В проекты Коллегиума вовлекаются представители естественных, гуманитарных, математических, инженерно-технических наук, медицины, архитектуры и искусства, а также научных подразделений промышленных корпораций и общественности. В рамках Коллегиума функционируют также подразделения рефлексивно-методологического профиля, ориентирующиеся на осмысление трансдисциплинарной практики в науке. Среди них можно отметить проект «Архив Людвика Флека», ведущий работу по сбору и анализу материалов, связанных с публикацией в Швейцарии в 1935 г. известной работы Флека «Возникновение и развитие научного факта», считающейся классической для современных исследований науки. С исследованием и развитием практики трансдисицплинарной интеграции в науке связан и еще один проект, реализующийся при поддержке швейцарских академий наук. Это - проект «Трансдисциплинарная сеть» («td-net»), включающий целый спектр мероприятий исследовательского, коммуникационного и информационного ха-

421

рактера, важным элементом которого является создание и развитие онлайн-сети по проблемам трансдисциплинарной интеграции в науке.

Среди других университетов Швейцарии, где активно ведутся исследования науки, можно отметить также университеты Базеля и Люцерна. И в том и в другом они интегрированы в кластер социальных и культурных наук. При этом Университет Люцерна предлагает магистерскую степень в области исследований науки. Исследовательские проекты в этой сфере в основном ориентированы в духе социологии науки, исторической эпистемологии, институционализации научных практик, а также проблематики этики науки.

Сайты исследовательских организаций

Gesellschaft für Wissenschaftsforschung e.V. [Общество исследования науки в Берлине]. -

Mode of access: http://www.wissenschaftsforschung.de/ Humboldt-Universität zu Berlin [Университет Гумбольта в Берлине]. - Mode of access:

http://www.hu-berlin.de/ The Formation and Transformation of Space and Knowledge in Ancient Civilizations [Междисциплинарный проект «Топосы»]. - Mode of access: http://www.topoi.org/ Leibniz Institut - LIFIS [Институт междисциплинарных исследований Лейбница в

Берлине]. - Mode of access: http://www.leibniz-institut.de/ Max Planck Institute for the History of Science - Home [Институт истории науки Общества

Макса Планка в Берлине]. - Mode of access: http://www.mpiwg-berlin.mpg.de The ZIF [Центр междисциплинарных исследований Университета Билефельда]. - Mode of

access: http://www.uni-bielefeld.de/ZIF/Allgemeines/ Friedrich-Schiller-Universität Jena // Weltweit erstes Zentrum für Strukturwissenschaften gegründet [Центр структурных наук им. Фреге Университета Йены]. - Mode of access: http://www.uni-jena.de/PM080619_FregeZentrum. html Historisch-Kulturwissenschaftliche Fakultät [Историко-культурологический факультет Венского университета]. - Mode of access: http://hist-kult.univie.ac.at/fakultaet/ Fakultät für Philosophie und Bildungswissenschaft: Institut für Philosophie [Институт философии Венского университета]. - Mode of access: http://philbild.univie.ac.at/institutesubeinheiten/ institut-fuer-philosophie/

Wissenschaftsgeschichte und Wissenschaftstheorie-(History and Philosophy of Science, HPS): Home [Интегрированная программа «История и философия науки» Венского университета]. - Mode of access: http://hps.univie.ac.at/home Institut Wiener Kreis» Das Institut [Институт Венского кружка Венского университета]. -

Mode of access: http://wienerkreis.univie.ac.at/das-institut/ Институт социальных наук Венского университета. - Mode of access: http://sciencestudies. univie.ac.at/home/

Institut für Wissenschafts- und Technikforschung Home [Исследовательские направления Высшей федеральной политехнической школы Цюриха (ETZ)]. - Mode of access: http://www. zgw.ethz.ch/

422

www.collegium.ethz.ch: home [Коллегиум Гельветикум]. - Mode of access: http://www. collegium. ethz.ch/de/

Akademien Schweiz [Проект «Трансдисциплинарная сеть» (td-net)]. - Mode of access:

http://www.transdisciplinarity.ch Wissenschaftsforschung: Wissenschaftsforschung [Программа «Исследования науки» Университета Базеля]. - Mode of access: http://wifo.unibas.ch/wissenschaftsforschung/ Profil - Universität Luzern [Программа «Исследования науки» Университета Люцерна]. -Mode of access: http://www.unilu.ch/deu/profil2_586086.html

В. С. Авдонин

423

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.