ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СФЕРЕ
Т.А. Бубич, студент
Калужский филиал Финансового университета при Правительстве РФ (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-5-1-58-63
Аннотация. В данной в статье описаны основные функции ЦБ РФ в финансовой сфере и его значение в формировании грамотной кредитно-денежной политики государства. Также в статье Центральный Банк Российской Федерации рассматривается как важнейший орган, выполняющий надзорно-контрольные функции на территории нашей страны, а также подробно рассказано о борьбе ЦБ РФ с легализацией преступных доходов на территории РФ, представлена динамика сомнительных операций на территории нашей страны, а также их основные виды. Раскрывается вопрос взаимодействия ЦБ РФ и Росфинмониторинга по вопросу легализации доходов полученных незаконным путем. Далее рассматривается вопрос, как Российская Федерация участвует в глобальной борьбе против легализации преступных доходов, а также финансированию терроризма и распространению оружия.
Ключевые слова: ЦБ РФ, контроль, надзор, финансовая сфера, финансовый контроль, денежные средства, банковское регулирование, кредитно-денежная политика, легализация преступных доходов, незаконная деятельность, Росфинмониторинг.
Контроль - это одна из главных задач управленческого процесса, так как он способен не только идентифицировать и устранить недостатки и неточности работы какого-либо процесса, но и дает стимул для обновления и продолжения деятельности. В связи с этим, контроль, несомненно, проявляется во многих сферах и аспектах жизнедеятельности общества.
Естественно, что в финансовой сфере и сфере бюджетных правоотношений контроль выступает в качестве одной из важных составляющих. На сегодняшний день одним из главных способов определения того, насколько эффективно используются бюджетные средства является контроль в финансовой сфере или финансовый контроль.
Во всех цивилизованных странах должен присутствовать данный вид контроля, который осуществляется специальными уполномоченными органами. Данные органы следят за соблюдением действующего законодательства, грамотным ведением финансовой документации и отчетности, своевременным исполнением плана государственных расходов и доходов, а также
за соблюдением общепризнанных правовых норм в процессе перемещения финансовых ресурсов органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. В Российской Федерации государственный финансовый контроль представляет собой сложный процесс исследования, сопоставления, диагностики и анализа различных сфер экономики. Финансовый контроль является частью деятельности государства в области финансового регулирования и выполняет координирующую роль на всех уровнях реализации государством его контрольной функции.
Именно финансовый контроль обеспечивает надежное, бесперебойное функционирование финансовой системы, реализацию финансовой политики, осуществляемой государством, играет роль в обеспечении финансовой безопасности. Основной целю государственного финансового контроля гарантия эффективности процесса образования и расходования государственных денежных средств.
Особенная роль в реализации финансового контроля принадлежит Центральному
банку России. Как орган государственного управления, который наделён властными полномочиями, он создает условия для развития денежно- кредитных отношений в стране и, следовательно, контролирует их.
Центральный банк Российской Федерации - это высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков, а также и других кредитных учреждений. В ходе взаимоотношений с коммерческими банками Центральный банк РФ стремится к созданию условий для устойчивости всей банковской системы, а также проводит деятельность, направленную на защиту интересов населения и кредиторов. Также ЦБ РФ определяет порядок создания коммерческих банков, контролирует его соблюдение и лицензирует их на право осуществления деятельности.
Главной задачей Центрального банка России является то, чтобы методами денежно-кредитной политики обеспечить нормальное экономическое развитие экономики страны, т. е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, благоприятствовать росту занятости населения, повышению качества и увеличению количества производства всех видов продукции, расширению операций с импортными партнерами.
Как субъект денежно-кредитной политики, Центральный Банк РФ отслеживает финансовые потоки, объем денежной массы страны, деятельность кредитных организаций, способствует росту деловой активности и решению многих макроэкономических проблем. ЦБ РФ влияет на объективные предпосылки формирования сбережений юридическими и физическими лицами и их последующего преобразования в инвестиции. Такими объективными предпосылками, находящимися в компетенции ЦБ РФ, являются темпы роста инфляции, курс национальной валюты, уровень процентной ставки.
В деятельности Центрального банка Российской Федерации, являющегося субъектом финансового права, новым этапом развития в контрольно-надзорной
сфере связан с наделением с 1 сентября 2013 г. ЦБ РФ полномочиями по регулированию, контролю и надзору на финансовых рынках (Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ) [1].
ЦБ РФ с помощью своих контрольных полномочий исполняет текущий контроль деятельности кредитных организаций, а также предварительный контроль.
Статья 56 ФЗ-86 говорит нам о том, что Банк России является надзорным органом над всеми "точками" банковской системы РФ. Он ведет анализ деятельности отдельных банков и финансовых холдингов. Главная задача - сохранение стабильности банковской системы РФ [2].
Функции регулирования и надзора Банка России, установленные настоящим Федеральным законодательством, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Департамент обеспечения банковского надзора. Данный орган анализирует состояние и прогнозирует перспективы развития национального банковского сектора и его составляющих для подготовки тактических и стратегических решений в области банковского надзора и совершенствования его нормативно-правовой базы.
Для этого данный Департамент использует разнообразные инструменты и методы оценки и мониторинга рисков кредитных организаций, в том числе организует и проводит стресс-тестирование кредитных организаций и банковского сектора в целом.
Во взаимодействии со структурными подразделениями банковского надзора Департамент для повышения эффективности процессов банковского надзора вырабатывает единые стандарты надзора за деятельностью кредитных организаций, банков и банковских групп.
На практике объем функций Центрального Банка по этой части самый объемный. На российском рынке работают десятки финансовых структур и объектов финансовой сферы. Кроме банков и микрофинансовых организаций это ломбарды, различного рода кооперативы, инвестиционные компании, бюро кредитных историй, негосударственный пенсионный фонд
и пр. И все они находятся под началом Центрального Банка РФ, для каждой отрасли разрабатываются индивидуальные методы работы и нормативно-правовые акты.
Установление определенных рамок регулирования банковской деятельности всегда сопровождается системой мер по обеспечению соблюдения этих рамок. Таким образом, выстраивается особая система, называемая банковским надзором. В частности банковский надзор является практическим инструментом банковского регулирования. Следовательно, банковское регулирование и банковский надзор представляют собой единый процесс, поскольку они имеют единый объект деятельности, а также общую цель.
В современных условиях особую актуальность и распространение приобретает дистанционный банковский надзор. Он предполагает анализ деятельности банков на основании представленных документов и отчетности органу по надзору. Существенным недостатком такого вида надзора можно считать то, что он основывается
на отчетных данных и сведениях, передаваемых самим банком. Из-за этого с возрастанием у банка конкретных проблем и сложных ситуаций увеличивается риск получения от банка недостоверной и неполной информации о реальном положении дел организации. Эффективный надзор за деятельностью банков в этом случае затруднен.
Хочется уделить особое внимание такой проблеме, как легализация преступных доходов. Несомненно - это серьезное экономическое преступление. Преступники стремятся скрыть истинное происхождение и назначение своих финансовых средств, которые зачастую получены незаконным путем. Например коррупцией, уклонением от уплаты налогов, деятельностью террористических организаций, наркобизнесом и другими преступными видами деятельности.
Для этого, в качестве прикрытия, они используют обыкновенные финансовые операции или хозяйственную деятельность. Это называется сомнительными операциями.
Рис. 1. Структура сомнительных операций в банковском секторе в 2020 году [9]
Для государства борьба с сомнительными операциями является очень важной задачей, ведь невозможно эффективно бо-
роться с криминалом, не перекрыв его финансовые потоки.
Рис. 2. Транзитные операции повышенного риска (%) [9]
Банк России ведет борьбу с сомнительными операциями в финансовой системе во взаимодействии с Росфинмониторингом, правоохранительными органами, ФНС и другими контрольными органами.
В результате целенаправленной борьбы объем сомнительных операций в последние годы постоянно уменьшается. Объем сомнительных операций в Российской Федерации в 2020 году уменьшился на 26%. По сравнению с 2019 годом вывод денежных средств за рубеж по сомнительным основаниям уменьшился на 21% [9].
Эффективность механизма противодействия незаконным финансовым потокам возможна, только если финансовая система сама ставит заслон для экономической активности преступных элементов. Исходя из этого, банки могут не давать одобрение в открытии счетов и вкладов клиентам, которые по каким-либо причинам вызывают у банка подозрения.
Работа по выявлению сомнительных операций для банков является очень сложной и дорогостоящей. Центральный Банк России на постоянной основе оказывает им всяческую поддержку, например, выявляет основные признаки сомнительности операций, а также делится с банками информацией о гражданах, которым ранее уже было отказано в обслуживании из-за сомнений в их добросовестности.
Во-второй половине 2021 года Банк России планирует запустить платформу для банков «Знай своего клиента» - систему, которая будет предоставлять необходимую информацию о возможном уровне риска вовлеченности в проведение сомнительных
операций потенциальных и уже существующих клиентов. Это сократит и издержки банков, и число необоснованных отказов клиентам.
Незаконные финансовые операции часто носят международный характер, поэтому борьба с проблемой отмывания финансовых средств, полученных преступным путем, и финансированием терроризма ведется на глобальном уровне. Для эффективной борьбы с этими явлениями разработаны и постоянно совершенствуются международные стандарты в сфере противодействия отмыванию денежной массы, финансированию терроризма, распространению оружия (ПОД/ФТ/ФРОМУ). Разработкой стандартов и контролем за их выполнением всеми государствами занимается специальная межправительственная организация -Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF). Банк России принимает активное участие в работе FATF и взаимодействует с зарубежными партнерами в сфере ПОД/ФТ.
Основные положения, регламентирующие вопросы ПОД/ФТ/ФРОМУ, содержатся в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [3].
Также Центральный Банк Российской Федерации подвергает контролю проведение валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями. Валютный контроль направлен на поддержу и увеличение устойчивости валюты Россий-
ской Федерации и стабильности внутренне- направлениям - более 10 тысяч. Разумеет-го валютного рынка страны. Это направле- ся, такое внушительное число участников ние деятельности регулируется Федераль- серьезно усложняет работу по осуществ-ным законом от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О лению Банком России своих надзорных валютном регулировании и валютном кон- полномочий.
троле» [4]. Таким образом, сегодня существует не
В качестве еще одной проблемы, с ко- мало проблем, связанных с осуществлени-торой сталкивается сегодня Центральный ем Центральным Банком России своей банк Российской Федерации в рамках надзорно-контрольной функции. Данные осуществления своих надзорных полномо- проблемы требуют особого внимания, так чий, можно выделить проблему большого как только рациональное использование количества участников на финансовом надзорных функций со стороны Централь-рынке и в финансовой сфере в целом. Та- ного банка Российской Федерации являет-ким образом, на сегодняшний только за- ся необходимым условием эффективного крепленных видов финансовых организа- регулирования правоотношений на финан-ций и различных лиц, которые действуют совом рынке в частности в сфере кредито-на финансовом рынке более 18, а тех, кто вания. специализируется по иным финансовым
Библиографический список
1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» от 23.07.2013 N 251-ФЗ.
2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 20.04.2021) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
3. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
4. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-Ф3.
5. Государственные и муниципальные финансы: учебник / Слепов В.А., под ред., Чало-ва А.Ю., под ред. - М.: КноРус, 2019. - 335 с.
6. Деятельность Центрального Банка РФ как органа финансового контроля. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberpedia.su/9x581f.html (дата обращения: 13.04.2021).
7. Пастушенко Елена Николаевна Центральный банк Российской Федерации как орган финансового контроля // Информационная безопасность регионов. - 2017. - №3-4 (28-29).
8. Родионова Е.С. Значение государственного финансового контроля // Молодой ученый. - 2018. - № 36 (222). - С. 39-40.
9. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbr.ru. (дата обращения: 13.04.2021).
THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A STATE FINANCIAL CONTROL BODY IN THE ECONOMIC SPHERE
T.A. Bubich, Student
Kaluga branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Kaluga)
Abstract. This article describes the main functions of the Central Bank of the Russian Federation in the financial sector and its importance in the formation of a competent monetary policy of the state. Also in the article, the Central Bank of the Russian Federation is considered as the most important body that performs supervisory and control functions on the territory of our country, and also tells in detail about the struggle of the Central Bank of the Russian Federation against money laundering in the Russian Federation, presents the dynamics of dubious transactions on the territory of our country, as well as their main types. The article reveals the issue of interaction between the Central Bank of the Russian Federation and Rosfnmonitoring on the issue of legalization of illegally obtained income. It further examines how the Russian Federation participates in the global fight against money laundering, terrorism financing and the proliferation of weapons.
Keywords: Central Bank of the Russian Federation, control, supervision, financial sphere, financial control, monetary funds, banking regulation, monetary policy, legalization of criminal proceeds, illegal activity, Rosfinmonitoring.