Научная статья на тему 'Центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства: опыт создания и ведения'

Центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства: опыт создания и ведения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1572
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧЕТ / РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК ДАННЫХ ПО УЧЕТУ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / CENTRAL DATABANK ON FOREIGN CITIZENS AND PERSONS WITHOUT CITIZENSHIP / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFORMATION PROVISION / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / AUTOMATED INFORMATION SYSTEMS / АВТОМАТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (СИСТЕМЫ) / THE AUTOMATED PROGRAM SYSTEMS / REGISTRATION / MODE OF STAYING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Обидин В. С., Столярова З. Н.

гражданства: опыт создания и ведения В статье рассмотрен опыт создания и ведения автоматизированной информационной системы Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства одного из важных инструментов обеспечения установленного режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Обидин В. С., Столярова З. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The central databank on foreign citizens and the persons without citizenship: the experience of its creation and maintaining

The experience of creation and maintaining the automated information system of the Central databank on foreign citizens and persons without citizenship is considered as one of the most important instruments of providing the established mode of staying in the territory of the Russian Federation of foreign citizens and persons without citizenship.

Текст научной работы на тему «Центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства: опыт создания и ведения»

Таким образом, введение в повсеместную практику территориальных органов внутренних дел предлагаемых нами мер позволит повысить эффективность использования дактилоскопического учета в раскрытии преступлений, в частности преступлений, расследование по которым приостановлено по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 208 УПК РФ.

Список литературы

1. О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3806.

2. Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации проведения государственной дактилоскопи-

ческой регистрации: приказ МВД России от 31 августа 2007 г. № 769.

3. О внесении изменений в приказ МВД России от 31 августа 2007 г. № 769: приказ МВД России от 8 ноября 2010 г. № 775.

4. ГИАЦ МВД России. Состояние преступности в России за 2011 год. М., 2011.

5. Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Кузнецов А.Ю, Пантус А.Л., Смирнов Г. Ф. Государственная и криминалистическая дактилоскопия в современной России: учеб. пособие / под ред. В.В. Серегина. Люберцы, 2002.

6. Самищенко С.С. Современная дактилоскопия: теория, практика и тенденции развития: ав-тореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2003.

7. Федорович В.Ю. Организационные и научно-технические основы использования автоматизированных дактилоскопических идентификационных систем в раскрытии и расследовании преступлений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.

E-mail: [email protected]

В.С. ОБИДИН,

кандидат юридических наук, доцент

З.Н. СТОЛЯРОВА,

адъюнкт* кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка

(Академия управления МВД России)

Центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства:

опыт создания и ведения

В статье рассмотрен опыт создания и ведения автоматизированной информационной системы Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства -одного из важных инструментов обеспечения установленного режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Учет, режим пребывания, Центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, информационное обеспечение, автоматизированные информационные системы, автоматические программные комплексы (системы).

* Ранее — старший следователь по особо важным делам СЧ по РОПД СУ при УВД по Тверской области.

Внешняя миграция для многих государств стала важным фактором их экономического и социального развития. Начало массовой миграции на территорию нашей страны приходится на 90-е гг. ХХ в., и в настоящее время Россия занимает второе место после США по количеству внешних мигрантов (более 12 млн человек в год) [9].

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — иностранные граждане) играет важную роль в реализации их прав и законных интересов, в частности права на свободу передвижения по территории России, способствует предупреждению и пресечению правонарушений, противодействию незаконной миграции, укреплению в стране правопорядка.

47

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)

48

Анализ статистической отчетности территориальных органов ФМС России (по форме 1-РД) показывает, что нарушения иностранными гражданами установленного порядка въезда, выезда и режима пребывания на территории Российской Федерации носят массовый характер. Незаконное пребывание иностранных граждан на территории России создает условия для установления ими криминальных связей с представителями преступного мира, а также для повышенного внимания последних к данной категории населения нашей страны [8].

Законно находящиеся в Российской Федерации иностранные граждане обязаны иметь при себе действительные заграничные паспорта, зарегистрированные в установленном порядке, визы или приглашения, миграционные карты и предъявлять их по требованию компетентных органов.

Типичными нарушениями режима пребывания иностранных граждан на территории РФ являются подделка документов, удостоверяющих личность иностранных граждан; истечение сроков действия виз, их утрата; отсутствие регистрации по месту жительства либо уведомления о своем месте пребывания и передвижения по стране, включая районы с регламентированным посещением иностранными гражданами.

Многолетняя практика деятельности органов внутренних дел и территориальных органов ФМС России по обеспечению устойчивого режима пребывания иностранных граждан на территории РФ убедительно показала, что повышение эффективности функционирования всего государственного механизма и контроля за миграционной ситуацией в стране возможно лишь при условии своевременного и действенного учета въезда, выезда и пребывания на территории России всех категорий иностранных граждан.

Учет необходимо осуществлять на всей территории страны, накапливать учетные данные в единой информационной базе данных с обеспечением к ней доступа с любой точки регистрации, учета и контроля за пребыванием иностранных граждан.

В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» под миграционным учетом понимается деятельность по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах и их перемещениях по территории РФ [2].

Каждая поездка иностранных граждан в Россию состоит из этапов определенной последовательности, на каждом из которых различные государственные органы и их под-

разделения выполняют возложенные на них функции по учету иностранных граждан.

В заинтересованных федеральных органах исполнительной власти функционируют или находятся на стадии создания автоматизированные информационные системы (АИС) и формируются соответствующие информационные ресурсы, необходимые для осуществления регистрации, учета и контроля за въездом, выездом и пребыванием в России иностранных граждан.

В частности, такие работы ведутся МВД России (АИС «ИБД Регион»), МИД России (АИС «МСПВ», «ОПИГ», «Консул»), ФСБ России (АИС «Поток», «Дельта-и»), ФПС России (АИС «Дельта-поток», «МСПВ», «Пограничник»).

На наш взгляд, перечисленные выше, созданные и вновь создаваемые ведомственные АИС предназначены для решения частных задач. Эти системы работают автономно и пока не имеют реальной возможности функционировать в составе единого интегрированного комплекса. При этом наблюдается неоправданное дублирование информации, отсутствует оперативный межведомственный обмен данными, не отработан порядок сбора, обработки, каталогизации, архивации и актуализации информации, в ряде случаев не обеспечивается в должной мере комплексность и достоверность накапливаемых информационных ресурсов.

Существующая межведомственная разобщенность не позволила создать единую нормативную правовую, информационную, информационно-техническую и организационно-методическую базу для интеграции АИС и их информационных ресурсов, что препятствует проведению систематического анализа учета и контролю за находящимися в стране иностранными гражданами.

Указанные факторы обусловили принятие постановления Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. № 186 «Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании Центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в РФ, в том числе участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» (ЦБД УИГ) [4].

Целью создания ЦБД УИГ являлось повышение эффективности информационного обеспечения деятельности ФМС России, МВД России, МИД России, ПС ФСБ России и других федеральных органов исполнительной власти по учету иностранных граждан на основе внедрения перспективных средств

аппаратно-программного и информационно-телекоммуникационного, правового и ресурсного обеспечения.

ЦБД УИГ представляет собой специализированную межведомственную автоматизированную информационную подсистему, содержащую информацию об иностранных гражданах, въезжающих, пребывающих (проживающих) и выезжающих из РФ, предназначенную для совместного ведения и использования заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и являющуюся составной частью государственной информационной системы миграционного учета [4].

ЦБД УИГ находится в ведении ФМС России и является ее информационным ресурсом, который подлежит защите от несанкционированного доступа в порядке, установленном федеральным законом. Распространение информации об иностранном гражданине, содержащейся в ЦБД УИГ, запрещается, поскольку она содержит персональные данные и является конфиденциальной [4].

Формирование данной информационной системы преследует следующие цели:

а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности в сфере миграции;

б) обеспечение прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации;

в) подборка полной, достоверной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан и осуществлении ими трудовой деятельности, необходимой для оценки миграционной ситуации на территории Российской Федерации, выработки и реализации мер, направленных на регулирование миграционных процессов на ее территории [5, 6].

Основной нормативной базой для ведения ЦБД УИГ являются Федеральные законы от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [1]; от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [3]; Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. № 186 «Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации» [4]; постановление Правительства РФ от 14 февраля 2007 г. № 94 «О государственной информационной системе миграционного учета» [5]; совместный приказ МВД, МИД, ФСБ, Минэкономразвития,

Мининформсвязи России от 10 марта 2006 г. № 148/2562/98/62/25 «О ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации» [7].

Функционирование ЦБД УИГ предполагает ее ежесуточное пополнение соответствующей информацией. Например, ФМС России в установленные сроки поставляет следующие данные относительно иностранных граждан:

— о приглашениях и визах, оформленных на иностранных граждан, а также о миграционных картах, регистрациях, разрешениях на работу, документах на получение временного убежища, статуса беженца, предоставления политического убежища, приобретения гражданства РФ, полученных разрешениях на временное проживание либо видах на жительство и др.;

— об административных правонарушениях, совершенных иностранными гражданами и в отношении них, в том числе об административном выдворении либо депортации [4].

В свою очередь, МВД России представляет информацию о привлечении к административной ответственности иностранных граждан, а также о преступлениях, совершенных иностранными гражданами, и в отношении них.

Обмен информацией с ЦБД УИГ осуществляется на электронных или бумажных носителях почтой с сопроводительным письмом на официальном бланке за подписью уполномоченного должностного лица, или с абонентских пунктов поставщиков в режиме электронной почты по защищенным линиям связи, либо путем непосредственного взаимодействия информационных систем поставщиков с ЦБД УИГ [4].

Доступ к информации ЦБД УИГ осуществляется на федеральном и региональном уровнях посредством запросов, передаваемых на исполнение в ФМС России (федеральный уровень) и территориальные органы ФМС России (региональный уровень).

Доступ подразделений органов внутренних дел субъекта Российской Федерации, органов внутренних дел на транспорте, органов внутренних дел, обслуживающих территории с ограниченным доступом и режимным объектом к информации ЦБД УИГ на региональном уровне осуществляется с помощью запросов, передаваемых на исполнение в территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации в форме письменных запросов на бумажных носителях, телеграмм и шифротелеграмм, устных запросов по теле-

49

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)

фону, факсимильных запросов, письменных запросов в виде электронных сообщений по магистральной сети передачи данных (далее — МСПД) МВД России, формализованных запросов-файлов, подготовленных в едином формате обмена данными и переданных в виде электронного сообщения по МСПД, запросы к ЦБД УИГ на региональном уровне в режиме онлайн.

При обращении к учету могут выдаваться сведения по различным совокупностям реквизитного состава ЦБД УИГ и информация аналитического характера. Результаты проверки направляются инициатору запроса по тем же каналам, по которым поступил запрос.

В результате создания и внедрения ЦБД УИГ произошло сокращение объема ручного труда по обработке информации при одновременном обеспечении ее полноты, достоверности и актуальности, повысилась оперативность обработки сведений, была достигнута унификация нормативно-справочной и правовой информации, входных и выходных документов, описаний информационных объектов и правил задания и предоставления их реквизитов. Все это способствовало эффективному функционированию ЦБД УИГ в качестве межведомственной информационной системы, что выразилось в повышении оперативности и полноты распределения и передачи организационно-распорядительной и нормативно-справочной информации между подразделениями разного уровня, оперативности и полноты обмена информацией с внешними источниками (государственными органами власти и управления, а также органами власти субъектов Российской Федерации).

Ввод в действие ЦБД УИГ позволил сократить затраты по ресурсам различных министерств и ведомств РФ (деньги, персонал, время) и повысить достоверность данных за счет исключения многократного дублирования ввода и передачи одних и тех же данных об иностранном гражданине при пересечении им государственной границы РФ, учете по месту пребывания и проживания.

Полагаем, что для дальнейшего развития ЦБД УИГ необходимо решить ряд важных вопросов, например дублирования информации. Это связано с тем, что иностранные граждане при каждом въезде на территорию Российской Федерации и заполнении миграционной карты допускают ошибки в своих установочных данных. При внесении вручную в ЦБД УИГ информации, считанной с миграционной карты, формируется новое досье на иностранного гражданина, что впоследствии приводит к дублированию сведений, поскольку измене-

ние букв в установочных данных автоматически влечет создание нового досье в ЦБД УИГ. Иногда такая ситуация является следствием ошибки оператора, вносившего в установочные данные иностранного гражданина плохо читаемые буквы, сведения, некорректно внесенные самим иностранцем, или же ошибкой в написании сведений.

Во избежание вышеуказанных ситуаций планируется установка сканеров машинос-читываемой строки на все пункты пропуска Российской Федерации.

Список литературы

1. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г. с изм. и доп. от 1 февраля 2012 г.) // Рос. газ. 2002. 31 июля.

2. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2011 г.) // Рос. газ. 2006. 20 июля.

3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 6 апреля 2011 г.) // Рос. газ. 2006. 29 июля.

4. Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: постановление Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. № 186 (в ред. от 7 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1348.

5. О государственной информационной системе миграционного учета: постановление Правительства РФ от 14 февраля 2007 г. № 94 // СЗ РФ. 2007. № 8. Ст. 1012.

6. О создании Центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 15 ноября 2002 г. № 1606-р // СЗ РФ. 2007. № 47. Ст. 4694.

7. О ведении и использовании Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации: приказ МВД России, МИД России, ФСБ России, Минэкономразвития России, Мининформсвязи России от 10 марта 2006 г. № 148/2562/98/62/25 //

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 15.

8. О системе отчетности территориальных органов Федеральной миграционной служб: приказ ФМС России от 8 февраля 2007 г. № 31

(в ред. от 19 октября 2011 г.) // СПС Консуль-тантПлюс.

9. Официальный сайт ФМС России. URL: http:www.fms.gov.ru (дата обращения: 27 августа 2012 г.).

E-mail: [email protected]

О.А. ПЕШКОВА,

доцент кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения,

кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

Особенности материальной ответственности сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел

Автор исследует институт материальной ответственности в целом и материальную ответственность сотрудников органов внутренних дел в частности.

Условия наступления материальной ответственности, ущерб, противоправное поведение, вина, причинная связь, виды материальной ответственности, порядок привлечения к материальной ответственности.

Система органов внутренних дел в России переживает процесс реформирования и к сотрудникам полиции предъявляются новые, более высокие требования в части тщательного исследования новейших положений действующего законодательства, регулирующего как деятельность органов внутренних дел в целом, так и круг вопросов, относящихся к материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел в частности.

С принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [1], а также Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] не было внесено изменений в правовое регулирование института материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел.

Вышеуказанными законами установлено, что служба в органах внутренних дел является одним из видов федеральной государственной службы, следовательно, вопросы материальной ответственности можно регулировать

специальными актами о государственной службе [3, 4]. Однако в правовых актах, регулирующих службу в федеральных государственных органах, указано, что материальная ответственность государственных служащих определяется требованиями трудового законодательства.

Так, в период реформирования органов внутренних дел сфера материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел России внутриведомственными актами не регламентируется, и, таким образом, сотрудники органов внутренних дел в случае причинения ими материального ущерба государству при исполнении своих обязанностей должны нести ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством.

Хотелось бы отметить, что теория трудового права всегда выделяла общую и специальную материальную ответственность. Наступление материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел, состоящих на службе и причинивших ущерб, можно считать одним из специальных видов материальной ответственности.

Сотрудник органа внутренних дел, как и любой работник, несет материальную ответственность перед работодателем в случае причинения ущерба имуществу; за ущерб, причиненный разглашением коммерческой (служебной) тайны; при нарушении обязательств по ученическому договору.

Материальная ответственность в случае совершения уголовного, административного правонарушения, связанного с посягательством на собственность работодателя, наступает независимо от факта привлечения со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.