Таким образом, введение в повсеместную практику территориальных органов внутренних дел предлагаемых нами мер позволит повысить эффективность использования дактилоскопического учета в раскрытии преступлений, в частности преступлений, расследование по которым приостановлено по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 208 УПК РФ.
Список литературы
1. О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3806.
2. Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации проведения государственной дактилоскопи-
ческой регистрации: приказ МВД России от 31 августа 2007 г. № 769.
3. О внесении изменений в приказ МВД России от 31 августа 2007 г. № 769: приказ МВД России от 8 ноября 2010 г. № 775.
4. ГИАЦ МВД России. Состояние преступности в России за 2011 год. М., 2011.
5. Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Кузнецов А.Ю, Пантус А.Л., Смирнов Г. Ф. Государственная и криминалистическая дактилоскопия в современной России: учеб. пособие / под ред. В.В. Серегина. Люберцы, 2002.
6. Самищенко С.С. Современная дактилоскопия: теория, практика и тенденции развития: ав-тореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2003.
7. Федорович В.Ю. Организационные и научно-технические основы использования автоматизированных дактилоскопических идентификационных систем в раскрытии и расследовании преступлений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.
E-mail: [email protected]
В.С. ОБИДИН,
кандидат юридических наук, доцент
З.Н. СТОЛЯРОВА,
адъюнкт* кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка
(Академия управления МВД России)
Центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства:
опыт создания и ведения
В статье рассмотрен опыт создания и ведения автоматизированной информационной системы Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства -одного из важных инструментов обеспечения установленного режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Учет, режим пребывания, Центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, информационное обеспечение, автоматизированные информационные системы, автоматические программные комплексы (системы).
* Ранее — старший следователь по особо важным делам СЧ по РОПД СУ при УВД по Тверской области.
Внешняя миграция для многих государств стала важным фактором их экономического и социального развития. Начало массовой миграции на территорию нашей страны приходится на 90-е гг. ХХ в., и в настоящее время Россия занимает второе место после США по количеству внешних мигрантов (более 12 млн человек в год) [9].
Учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — иностранные граждане) играет важную роль в реализации их прав и законных интересов, в частности права на свободу передвижения по территории России, способствует предупреждению и пресечению правонарушений, противодействию незаконной миграции, укреплению в стране правопорядка.
47
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)
48
Анализ статистической отчетности территориальных органов ФМС России (по форме 1-РД) показывает, что нарушения иностранными гражданами установленного порядка въезда, выезда и режима пребывания на территории Российской Федерации носят массовый характер. Незаконное пребывание иностранных граждан на территории России создает условия для установления ими криминальных связей с представителями преступного мира, а также для повышенного внимания последних к данной категории населения нашей страны [8].
Законно находящиеся в Российской Федерации иностранные граждане обязаны иметь при себе действительные заграничные паспорта, зарегистрированные в установленном порядке, визы или приглашения, миграционные карты и предъявлять их по требованию компетентных органов.
Типичными нарушениями режима пребывания иностранных граждан на территории РФ являются подделка документов, удостоверяющих личность иностранных граждан; истечение сроков действия виз, их утрата; отсутствие регистрации по месту жительства либо уведомления о своем месте пребывания и передвижения по стране, включая районы с регламентированным посещением иностранными гражданами.
Многолетняя практика деятельности органов внутренних дел и территориальных органов ФМС России по обеспечению устойчивого режима пребывания иностранных граждан на территории РФ убедительно показала, что повышение эффективности функционирования всего государственного механизма и контроля за миграционной ситуацией в стране возможно лишь при условии своевременного и действенного учета въезда, выезда и пребывания на территории России всех категорий иностранных граждан.
Учет необходимо осуществлять на всей территории страны, накапливать учетные данные в единой информационной базе данных с обеспечением к ней доступа с любой точки регистрации, учета и контроля за пребыванием иностранных граждан.
В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» под миграционным учетом понимается деятельность по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах и их перемещениях по территории РФ [2].
Каждая поездка иностранных граждан в Россию состоит из этапов определенной последовательности, на каждом из которых различные государственные органы и их под-
разделения выполняют возложенные на них функции по учету иностранных граждан.
В заинтересованных федеральных органах исполнительной власти функционируют или находятся на стадии создания автоматизированные информационные системы (АИС) и формируются соответствующие информационные ресурсы, необходимые для осуществления регистрации, учета и контроля за въездом, выездом и пребыванием в России иностранных граждан.
В частности, такие работы ведутся МВД России (АИС «ИБД Регион»), МИД России (АИС «МСПВ», «ОПИГ», «Консул»), ФСБ России (АИС «Поток», «Дельта-и»), ФПС России (АИС «Дельта-поток», «МСПВ», «Пограничник»).
На наш взгляд, перечисленные выше, созданные и вновь создаваемые ведомственные АИС предназначены для решения частных задач. Эти системы работают автономно и пока не имеют реальной возможности функционировать в составе единого интегрированного комплекса. При этом наблюдается неоправданное дублирование информации, отсутствует оперативный межведомственный обмен данными, не отработан порядок сбора, обработки, каталогизации, архивации и актуализации информации, в ряде случаев не обеспечивается в должной мере комплексность и достоверность накапливаемых информационных ресурсов.
Существующая межведомственная разобщенность не позволила создать единую нормативную правовую, информационную, информационно-техническую и организационно-методическую базу для интеграции АИС и их информационных ресурсов, что препятствует проведению систематического анализа учета и контролю за находящимися в стране иностранными гражданами.
Указанные факторы обусловили принятие постановления Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. № 186 «Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании Центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в РФ, в том числе участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» (ЦБД УИГ) [4].
Целью создания ЦБД УИГ являлось повышение эффективности информационного обеспечения деятельности ФМС России, МВД России, МИД России, ПС ФСБ России и других федеральных органов исполнительной власти по учету иностранных граждан на основе внедрения перспективных средств
аппаратно-программного и информационно-телекоммуникационного, правового и ресурсного обеспечения.
ЦБД УИГ представляет собой специализированную межведомственную автоматизированную информационную подсистему, содержащую информацию об иностранных гражданах, въезжающих, пребывающих (проживающих) и выезжающих из РФ, предназначенную для совместного ведения и использования заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и являющуюся составной частью государственной информационной системы миграционного учета [4].
ЦБД УИГ находится в ведении ФМС России и является ее информационным ресурсом, который подлежит защите от несанкционированного доступа в порядке, установленном федеральным законом. Распространение информации об иностранном гражданине, содержащейся в ЦБД УИГ, запрещается, поскольку она содержит персональные данные и является конфиденциальной [4].
Формирование данной информационной системы преследует следующие цели:
а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности в сфере миграции;
б) обеспечение прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации;
в) подборка полной, достоверной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан и осуществлении ими трудовой деятельности, необходимой для оценки миграционной ситуации на территории Российской Федерации, выработки и реализации мер, направленных на регулирование миграционных процессов на ее территории [5, 6].
Основной нормативной базой для ведения ЦБД УИГ являются Федеральные законы от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [1]; от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [3]; Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. № 186 «Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации» [4]; постановление Правительства РФ от 14 февраля 2007 г. № 94 «О государственной информационной системе миграционного учета» [5]; совместный приказ МВД, МИД, ФСБ, Минэкономразвития,
Мининформсвязи России от 10 марта 2006 г. № 148/2562/98/62/25 «О ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации» [7].
Функционирование ЦБД УИГ предполагает ее ежесуточное пополнение соответствующей информацией. Например, ФМС России в установленные сроки поставляет следующие данные относительно иностранных граждан:
— о приглашениях и визах, оформленных на иностранных граждан, а также о миграционных картах, регистрациях, разрешениях на работу, документах на получение временного убежища, статуса беженца, предоставления политического убежища, приобретения гражданства РФ, полученных разрешениях на временное проживание либо видах на жительство и др.;
— об административных правонарушениях, совершенных иностранными гражданами и в отношении них, в том числе об административном выдворении либо депортации [4].
В свою очередь, МВД России представляет информацию о привлечении к административной ответственности иностранных граждан, а также о преступлениях, совершенных иностранными гражданами, и в отношении них.
Обмен информацией с ЦБД УИГ осуществляется на электронных или бумажных носителях почтой с сопроводительным письмом на официальном бланке за подписью уполномоченного должностного лица, или с абонентских пунктов поставщиков в режиме электронной почты по защищенным линиям связи, либо путем непосредственного взаимодействия информационных систем поставщиков с ЦБД УИГ [4].
Доступ к информации ЦБД УИГ осуществляется на федеральном и региональном уровнях посредством запросов, передаваемых на исполнение в ФМС России (федеральный уровень) и территориальные органы ФМС России (региональный уровень).
Доступ подразделений органов внутренних дел субъекта Российской Федерации, органов внутренних дел на транспорте, органов внутренних дел, обслуживающих территории с ограниченным доступом и режимным объектом к информации ЦБД УИГ на региональном уровне осуществляется с помощью запросов, передаваемых на исполнение в территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации в форме письменных запросов на бумажных носителях, телеграмм и шифротелеграмм, устных запросов по теле-
49
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)
фону, факсимильных запросов, письменных запросов в виде электронных сообщений по магистральной сети передачи данных (далее — МСПД) МВД России, формализованных запросов-файлов, подготовленных в едином формате обмена данными и переданных в виде электронного сообщения по МСПД, запросы к ЦБД УИГ на региональном уровне в режиме онлайн.
При обращении к учету могут выдаваться сведения по различным совокупностям реквизитного состава ЦБД УИГ и информация аналитического характера. Результаты проверки направляются инициатору запроса по тем же каналам, по которым поступил запрос.
В результате создания и внедрения ЦБД УИГ произошло сокращение объема ручного труда по обработке информации при одновременном обеспечении ее полноты, достоверности и актуальности, повысилась оперативность обработки сведений, была достигнута унификация нормативно-справочной и правовой информации, входных и выходных документов, описаний информационных объектов и правил задания и предоставления их реквизитов. Все это способствовало эффективному функционированию ЦБД УИГ в качестве межведомственной информационной системы, что выразилось в повышении оперативности и полноты распределения и передачи организационно-распорядительной и нормативно-справочной информации между подразделениями разного уровня, оперативности и полноты обмена информацией с внешними источниками (государственными органами власти и управления, а также органами власти субъектов Российской Федерации).
Ввод в действие ЦБД УИГ позволил сократить затраты по ресурсам различных министерств и ведомств РФ (деньги, персонал, время) и повысить достоверность данных за счет исключения многократного дублирования ввода и передачи одних и тех же данных об иностранном гражданине при пересечении им государственной границы РФ, учете по месту пребывания и проживания.
Полагаем, что для дальнейшего развития ЦБД УИГ необходимо решить ряд важных вопросов, например дублирования информации. Это связано с тем, что иностранные граждане при каждом въезде на территорию Российской Федерации и заполнении миграционной карты допускают ошибки в своих установочных данных. При внесении вручную в ЦБД УИГ информации, считанной с миграционной карты, формируется новое досье на иностранного гражданина, что впоследствии приводит к дублированию сведений, поскольку измене-
ние букв в установочных данных автоматически влечет создание нового досье в ЦБД УИГ. Иногда такая ситуация является следствием ошибки оператора, вносившего в установочные данные иностранного гражданина плохо читаемые буквы, сведения, некорректно внесенные самим иностранцем, или же ошибкой в написании сведений.
Во избежание вышеуказанных ситуаций планируется установка сканеров машинос-читываемой строки на все пункты пропуска Российской Федерации.
Список литературы
1. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г. с изм. и доп. от 1 февраля 2012 г.) // Рос. газ. 2002. 31 июля.
2. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2011 г.) // Рос. газ. 2006. 20 июля.
3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 6 апреля 2011 г.) // Рос. газ. 2006. 29 июля.
4. Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: постановление Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. № 186 (в ред. от 7 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1348.
5. О государственной информационной системе миграционного учета: постановление Правительства РФ от 14 февраля 2007 г. № 94 // СЗ РФ. 2007. № 8. Ст. 1012.
6. О создании Центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 15 ноября 2002 г. № 1606-р // СЗ РФ. 2007. № 47. Ст. 4694.
7. О ведении и использовании Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации: приказ МВД России, МИД России, ФСБ России, Минэкономразвития России, Мининформсвязи России от 10 марта 2006 г. № 148/2562/98/62/25 //
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 15.
8. О системе отчетности территориальных органов Федеральной миграционной служб: приказ ФМС России от 8 февраля 2007 г. № 31
(в ред. от 19 октября 2011 г.) // СПС Консуль-тантПлюс.
9. Официальный сайт ФМС России. URL: http:www.fms.gov.ru (дата обращения: 27 августа 2012 г.).
E-mail: [email protected]
О.А. ПЕШКОВА,
доцент кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения,
кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)
Особенности материальной ответственности сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел
Автор исследует институт материальной ответственности в целом и материальную ответственность сотрудников органов внутренних дел в частности.
Условия наступления материальной ответственности, ущерб, противоправное поведение, вина, причинная связь, виды материальной ответственности, порядок привлечения к материальной ответственности.
Система органов внутренних дел в России переживает процесс реформирования и к сотрудникам полиции предъявляются новые, более высокие требования в части тщательного исследования новейших положений действующего законодательства, регулирующего как деятельность органов внутренних дел в целом, так и круг вопросов, относящихся к материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел в частности.
С принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [1], а также Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] не было внесено изменений в правовое регулирование института материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел.
Вышеуказанными законами установлено, что служба в органах внутренних дел является одним из видов федеральной государственной службы, следовательно, вопросы материальной ответственности можно регулировать
специальными актами о государственной службе [3, 4]. Однако в правовых актах, регулирующих службу в федеральных государственных органах, указано, что материальная ответственность государственных служащих определяется требованиями трудового законодательства.
Так, в период реформирования органов внутренних дел сфера материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел России внутриведомственными актами не регламентируется, и, таким образом, сотрудники органов внутренних дел в случае причинения ими материального ущерба государству при исполнении своих обязанностей должны нести ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством.
Хотелось бы отметить, что теория трудового права всегда выделяла общую и специальную материальную ответственность. Наступление материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел, состоящих на службе и причинивших ущерб, можно считать одним из специальных видов материальной ответственности.
Сотрудник органа внутренних дел, как и любой работник, несет материальную ответственность перед работодателем в случае причинения ущерба имуществу; за ущерб, причиненный разглашением коммерческой (служебной) тайны; при нарушении обязательств по ученическому договору.
Материальная ответственность в случае совершения уголовного, административного правонарушения, связанного с посягательством на собственность работодателя, наступает независимо от факта привлечения со-