Научная статья на тему 'Централизованный федерализм и «Деполитизация политики» в регионах'

Централизованный федерализм и «Деполитизация политики» в регионах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
171
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мартьянов Виктор Сергеевич

In opinion of the author there are no feedback mechanisms with a society in modern political system of the Russian Federation. False stability dominates over necessary variability of political system, and depolitization of regions and curtailing of real public policy creates sucn an effect of false stabilization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Centralized Federalism and "Depolitisation of Politics" in Regions

In opinion of the author there are no feedback mechanisms with a society in modern political system of the Russian Federation. False stability dominates over necessary variability of political system, and depolitization of regions and curtailing of real public policy creates sucn an effect of false stabilization.

Текст научной работы на тему «Централизованный федерализм и «Деполитизация политики» в регионах»

В. С. Мартьянов

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И «ДЕПОЛИТИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ» В РЕГИОНАХ

В настоящее время региональная политика в России исчезает как таковая. Политика в регионах все менее является классическим публично-идеологическим конфликтом интересов, разрешаемым периодической апелляцией к народу. Региональная политика становится предметом теории управления и администрирования, экономики и статистики, а региональные лидеры в свою очередь превращаются в администраторов и хозяйственников, состоящих на государственной службе. Пространство региональной политики в России свертывается и все менее интересно как предмет политической науки. Региональная политика стремительно теряет единицы для количественного политологического анализа. Ее стержнем является уже не электоральный процесс и система принятия политических решений на уровне субъекта РФ, а скорее вопросы административно-хозяйственного управления и реализации федеральных политических решений. Вышесказанное является следствием комплексной централизации модели российского федерализма. Причиной деполитизации управления российскими регионами стала объективная необходимость «собрать страну», предотвратить «парад суверенитетов», чреватый развалом страны, и установить элементарную вертикальную управляемость по линии «федеральный центр-регион», а также привести региональное законодательство в соответствие с федеральным. С позиций предотвращения центробежных тенденций усиление Российского государства было неизбежно. Проблема заключалась в выборе эффективной стратегии централизации, выборе, который нельзя признать удачным. Деполитизация «региональных политик» была реализована федеральным центром с помощью целого набора мер, основными из которых стали следующие:

1. Введение института полпредов Президента РФ и формирование федеральных округов. Полпредства должны были повысить управляемость на местах и стать каналом объективной информации «из первых рук» о ситуации в регионах. Очевидно, что эффективно управлять 89 субъектами РФ, находясь в федеральном центре и не имея параллельного мониторинга информации (помимо глав регионов), невозможно.

2. Отмена региональных политических партий и объединений, а также возможности политического блокирования. Это лишило региональные элиты своего рода частичного политического суверенитета. В результате региональная элита может проводить собственную политику, только будучи вольно или невольно встроена в ту или иную федеральную партию. Вступление в федеральные структуры типа «Единой России» также накладывает ограничения на свободу действий регионалов, которым отводится роль территориальных кураторов, а не самостоятельных лидеров. Таким образом, «электоральный капитал» регионов фактически уже не принадлежат региональным лидерам.

© В. С. Мартьянов, 2006

ПОЛИтЭКС- 2006. Том 2. № 2

Очевидно, что это изменение снижает самостоятельность региональных элит и возможности политического маневра посредством опоры на «карманные партии».

3. Введение полностью пропорциональной системы на очередных выборах в Государственную Думу, которые пройдут в декабре 2007 г., а также постепенно вводимое избрание по пропорциональной или смешанной системе региональных легислатур. В результате у «независимых» региональных политиков, побеждавших ранее в одномандатных округах, резко сокращаются возможности попадания в партийные списки. Эти списки будут формироваться в федеральном центре, что затруднит лоббирование интересов регионов. Официальная цель изменений выборной системы заключатся в том, чтобы поставить в центр российской политики политические партии. По мнению федерального центра именно в рамках и посредством партий должна проистекать «нормальная» политическая жизнь. Между тем в России сегодня нет сильных и независимых от Кремля федеральных партий, естественно помимо «суперпартии власти». Формирующаяся система с доминирующей партией, по сути, воспроизводит архетип советского однопартийного режима. При этом российские партии уже не идеологичны, но «проект-ны», являясь не столько институтами, представляющими интересы определенных социальных сегментов общества, сколько лоббистскими структурами без внятной идеологии, действующими во имя конкретных финансово-промышленных групп. Поэтому, несмотря на все законодательные меры, призванные укрепить роль партий в российской политике, все более эффективными становятся различные внепартийные общественные инициативы, молодежные движения, сетевые структуры и т. п. Стоит отметить, что реальную политическую эффективность в ходе цветных переворотов последнего времени на просторах СНГ проявили отнюдь не партии, но иные политические структуры.

4. Хронологическая унификация дат региональных выборов — два раза в год (март и октябрь), которая также сужает возможности для маневров регионалам.

5. Введение системы назначения глав исполнительной власти субъектов РФ. Последнее ведет к тому, что «назначенные» российские губернаторы теряют высокую когда-то степень политической независимости от центра, получаемую в результате прямого избрания населением данной территории. Вследствие этого главы регионов начинают стремительно покидать список влиятельных политиков России. Это отражает реальную потерю влияния и независимости глав исполнительной власти субъектов РФ, которые теперь могут быть напрямую сняты со своих должностей, потеряв политический иммунитет от непосредственного избрания народом.

Например, если весной 2004 г. в рейтинге 100 ведущих российских политиков стабильно находились пять из шести губернаторов УрФО (за исключением курганского губернатора), то через год в апрельском экспертном рейтинге 2005 г., представленном компанией «Глас народа» в «Независимой газете» (от 01.04.2005), в нем остался лишь губернатор Тюменской области Сергей Собянин, занявший 94-е место. По иронии судьбы он и сегодня остается в рейтинге в качестве главы администрации Президента РФ. Однако в рейтинге влияния уже не осталось ни одного регионального политика УрФО. Если раньше глава субъекта РФ нес двойную ответственность перед администрацией

ПОЛИТЭКС- 2006. Том 2. № 2

президента РФ и народом, то сейчас — только перед вышестоящим уровнем власти. С назначаемых глав субъектов фактически снимается ответственность за социальноэкономическое положение региона, которое является главным индикатором их работы. Регионалы становятся исполнителями федеральных проектов и инициатив, основанных на «универсальных методиках», принятых без учета особенностей развития тех или иных территорий. В результате власть начинает оценивать сама себя, и эта оценка оказывается, как правило, неадекватной. Необходимость постоянной и неэффективной коррекции ошибок задним числом становится очевидной на примере «монетизации льгот», реформы ЖКХ и т. п.

6. В марте 2005 г. Президент РФ В. Путин подписал указ «О советах при полномочных представителях президента РФ в федеральных округах». В состав советов будут входить главы исполнительной власти субъектов округа, представители законодательной власти, замгенпрокурора по федеральному округу, руководители крупных партий и общественных организаций. Это нововведение, несомненно, еще больше усилит координирующую и направляющую роль полпредов, особенно в кризисных ситуациях. В чрезвычайных случаях полпреды будут иметь возможность рекомендовать те или иные кадровые решения в регионах. Советы при полпредах, мгновенно переименованные экспертами в «партхозактивы», позволят держать под постоянным наблюдением региональную политико-экономическую элиту, очевидно, станут еще одним дополнительным каналом, с помощью которого федеральный центр будет влиять на региональные политические элиты.

7. Наконец, в ближайшем будущем не исключено принятие закона о непрямом избрании глав крупных муниципальных образований, которое, скорее всего, будет аналогично новому порядку избрания губернаторов. Не секрет, что конфликт «губернатор -мэр областного центра» является типичным для большинства субъектов РФ. Очевидно, что противостояние региональной государственной власти и автономных от нее органов местного самоуправления осложняет построение полной вертикали исполнительной власти. Именно поэтому может быть принято принципиальное политическое решение о продлении этой вертикали в ближайшем будущем до глав крупных муниципальных образований (МО). В результате главы местного самоуправления попадут в зависимость от региональной исполнительной власти. Реализация этой инициативы будет означать ликвидацию автономии местного самоуправления и де-факто превращение России в унитарное государство.

8. Создание общественных палат на уровне РФ и субъектов РФ, выполняющих функцию субститутов гражданского общества. Иллюзия участия во власти, которая сводится к одобрению и легитимации уже принятых политических решений, диктует общественным палатам невольную апологетику существующего status quo, т. е. логику, по которой они оказываются с властной элитой по одну сторону баррикад в качестве ее невольных адвокатов. Согласно федеральному закону «Об общественной палате РФ», состав палаты формируется не гражданским обществом, а органами власти, которые способны создавать лишь свое подобие. Таким образом, ценность общественных палат

ПОЛИтЭКС- 2006. Том 2. № 2 заключается лишь в совокупном «символическом капитале» ее членов, ресурс которого будет использован властвующей элитой для дополнительной моральной легитимации тех или иных властных решений, законов, реформ.

Таким образом, действующая элита создает политическую систему, в которой нет точки прерывания самореференции, механизмов эффективной обратной связи с обществом. Это означает, что элита всех уровней все более лишается способов быстрого реагирования на изменения в обществе. Ложный круг стабильности возникает именно тогда, когда политические инициативы могут быть инициированы только федеральным центром, а позитивные ответы просимулированы «эрзацами гражданского общества» и региональными лидерами как исполнителями федеральной повестки дня на местах. Система замыкается на саму себя. Таким образом, элита оказывается не в состоянии своевременно реагировать на серьезные внешние и внутренние запросы и угрозы. Централизация властных полномочий в подобной модели федерализма оказывается формальной и неэффективной. В условиях унитарного федерализма элиты теряют чувствительность к росту социальной напряженности, накопление которой можно разрешить только через социальный взрыв и иные конфликтные сценарии.

Модель централизованного российского федерализма все острее напоминает механизмы функционирования власти в советском обществе. Структурная трансформация властных институтов воспроизводит исторический российский инвариант единой вертикали власти. Сегодня высшая элита страны уже стала новым политбюро. В данном случае неважно, кто конкретно из членов нового политбюро является (или будет избран на очередных выборах) действующим генсеком (президентом). Отличие от СССР лишь в том, что новое политбюро реально контролирует подавляющую часть крупной собственности в стране, в то время как в СССР крупные активы формально принадлежали государству, а элита осуществляла лишь управленческие функции.

При всех плюсах, таких как восстановление элементарной управляемости Российским государством, соблюдение федерального законодательства и профилактика регионального сепаратизма, деполитизация регионов имеет ряд негативных следствий. Унификация российских регионов привела к тому, что региональная политика стала «зависимым приложением» федеральной политики, не имеющим права политической инициативы и поля для «автохтонной» политической деятельности. Региональным лидерам приходится просто встраиваться в федеральные политические холдинги, чтобы оставаться в политике.

Между тем у населения на фоне последовательной либерализации государства в виде сброса государством социальных обязательств и двусмысленной социальноэкономической политики нарастают усталость и недовольство от несменяемости региональных и федеральных руководителей. Региональные выборы демонстрируют все более отчетливое стремление избирателей к ротации действующей политической элиты. Отсутствие же реальных механизмов электорального влияния на исполнительную власть ведет к тому, что накопленный социальный протест не выражается через выборы, но переносится (часто с помощью искусных политтехнологов) прямо на улицы. В

ПОЛ^ТЭКС- 2006. Том 2. № 2

результате элита, в отсутствие электоральных и иных механизмов обеспечения обратной связи и общественного консенсуса, рискует в случае ухудшения социальноэкономического ситуации оказаться в тяжелом положении. Примеры эффективных демонстраций против «монетизации льгот», роста тарифов на услуги ЖКХ, голодовок против невыплаты зарплат и т.п. ясно показывают, что электорат готов к активным действиям. Свертывание форм публичной демократической политики и «деполитизация региональных политик» в целом ведут к тому, что протестная и иная социальная активность общества, а также политические инициативы на уровне регионов не будут иметь реальных возможностей для своего воплощения. В результате в случае наступления кризисной социально-экономической ситуации эта активность будет реализована в разрушительных для действующего политического режима формах.

Поэтому меры по деполитизации регионов на самом деле не повлекли реального стабилизирующего эффекта. В реальности российская политическая система лишь потеряла ряд важных двусторонних связей с «жизненным миром» российской политики. Дело в том, что политическое (властное) как таковое избегает любых формализаций, связанных с политическими институтами. Например, недееспособность формальных политических лидеров и собственно политических организаций оказывать влияние на политику ведет лишь к политизации неполитических общественных организаций, своего рода «проклятой стороны» официальной политики, контрполитики, неконструктивной и неконтролируемой оппозиции в виде маргиналов и радикалов.

Ведущие центры силы в России начинают понимать, что время политической апатии последних лет проходит. Здесь одним из самых точных индикаторов грядущих перемен является рост политической активности молодежи. В настоящее время в политически зрелый возраст входит новое поколение — «дети перестройки». Они не помнят СССР, не знают, что такое пионерия и комсомол, но зато прекрасно осведомлены об успешном опыте «цветных переворотов» на пространстве СНГ. Электорат готов к активным действиям, что подтверждает и рост явки на выборы. Молодежь является важнейшим политическим ресурсом тех, кто сможет ее организовать и взять под свое крыло. Сегодня и Кремль, и оппозиция осознали, что российская молодежь была предоставлена в политическом плане сама себе и, образно говоря, находится без присмотра старших товарищей, являясь в то же время важнейшим и активнейшим сегментом российского общества. Поэтому и те, и другие в срочном порядке пытаются создать эффективные молодежные проекты.

Однако ниша комсомола до сих пор остается вакантной, а действующая власть раз за разом терпит фиаско в попытке занять эту нишу своими политическими проектами. После последовавших провалов сначала созданной в администрации Президента РФ молодежной организации «Идущие вместе», а затем «нашистов» стало очевидно, что жизнеспособные и эффективные молодежные проекты можно создать только «снизу», через инициативу масс в регионах. В результате в последнее время практически во всех крупных российских городах активизировались разного рода инициативные группы, претендующие на роли реальных молодежных лидеров. Поскольку парламентские выборы

ПОЛ^ТЭКС- 2006. Том 2. № 2

2007 г. и президентские — 2008 г. уже не за горами, создавать эффективные молодежные движения необходимо уже сегодня. Отнюдь не случайно заместитель главы администрации Президента РФ «по идеологии» Владислав Сурков проводит в последнее время многочисленные встречи с реальными лидерами российской молодежи, известными рок-музыкантами, спортсменами, руководством студенческих организаций. Свежий опыт ряда постсоветских стран показывает, что организованные молодежные движения могут сыграть в политической истории страны гораздо более важную роль, чем мертворожденные политические партии, которые во множестве можно наблюдать на российской политической сцене. Самоорганизация молодежи идет тем быстрее, чем яснее она убеждается в том, что у нее имеется реальная возможность влияния на властные решения.

Опыт актуальных «цветных революций» на пространстве СНГ и за его пределами наглядно продемонстрировал, что многие активные сегменты общества не контролируются действующей политической элитой, будучи предоставлены сами себе. Вместе с тем их автономия достаточна для эффективного противостояния власти. Отсюда популярность различных концептов сетевой, горизонтальной и иных нетрадиционных демократий. Для предотвращения негативного развития события федеральным центром был инициирован целый ряд политических проектов, направленных на контроль и включение в поле власти потенциально опасных для него сегментов общества: создание альтернативной и лояльной сети профсоюзов, лояльных молодежных политических проектов, клонов «партии власти», таких как «Родина», «Российская партия пенсионеров» и т. д. Тем не менее централизация власти не является гарантом политической стабильности. Более того, вертикаль власти может впасть в ступор именно тогда, когда от нее потребуются быстрые политические решения, и именно там, где политики уже превратились в исполнителей различного рода директив.

В ходе реформ 90-х годов XX в. постсоветское общество пережило катастрофу своих базовых, фундаментальных оснований. В тяжелой экономической ситуации всеобщего распада революционный по своей сути дискурс социальной справедливости — «согласно каким ценностным основаниям будем жить дальше» — был неуместен. Любые стратегии и социальная рефлексия неуместны, когда задачей для большинства является обыкновенное выживание в совершенно новых структурах повседневности. Однако общественные трансформации и «реформы» не могут длиться бесконечно. Однажды активные социально-политические преобразования заканчиваются. И тогда наступает этап стабилизации и саморефлексии общества, пережившего социальный шок реформ. И здесь, в условиях благоприятной экономической конъюнктуры, проблема общественной справедливости сразу занимает ключевое место, поскольку «революция свободы» 1991 г. не завершена без «революции справедливости» и, строго говоря, является лишь ее преддверием (см.: Делягин, 2005).

Российское общество, прошедшее очередной переломный этап своей истории, должно, прежде всего, определиться, согласно каким ценностям и целям стоить жить дальше. Этот этап уже начался. И формальными мерами, связанными с ситуативной

ПОЛИТЭКС- 2006. Том 2. № 2

адаптацией элиты к вызовам текущего момента, прагматизмом, популизмом, централизацией власти и политических институтов, данную проблему не решить. Действующая элита даже не ставит вопрос о справедливости, не говоря о концептуальном ответе, который можно было бы действительно положить в основание нового общественного консенсуса в России, т. е. того широкого согласия, которого сегодня, к сожалению, нет. Поэтому Россия остается внутренне расколотой и конфликтной страной с неопределенным будущим, несмотря на все проведенные ранее и проводимые ныне реформы и национальные проекты. Они, во-первых, не затрагивают самой сути общественного строя, во-вторых, не предлагают смысла существования России в будущем. А этот смысл, как и условия совместного проживания действующей элиты и остального общества, отнюдь не самоочевиден.

Литература

Делягин М. Социально-экономическая программа // Свободная мысль-ХХ1. 2005. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.