Научная статья на тему 'Централизованность - свойство этнической системы'

Централизованность - свойство этнической системы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
94
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ЭТНОСИСТЕМА / ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА / ДИССИПАТИВНАЯ СТРУКТУРА / НЕРАВНОВЕСНОСТЬ / НЕЛИНЕЙНОСТЬ / ЦЕНТРАЛИЗОВАННОСТЬ / ОБОСОБЛЕННОСТЬ / СОВМЕСТИМОСТЬ / ОБРАТНЫЕ СВЯЗИ / ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Игошева М. А.

В статье рассматриваются отдельные свойства этносистемы. Автор обосновывает положение о том, что свойство централизованности этноса предполагает наличие целого ряда других его характеристик, в частности, обособленность, совместимость, наличие обратных связей, адаптивность и эмерджентность. Многопараметровость свойств этнической структуры, сложность описания ее связей, неоднозначность их взаимозависимостей предполагает необходимость построения сложных математических моделей для количественного описания процесса этногенеза. Вместе с тем, в заключение высказывается мысль о том, что качественное рассмотрение свойств открытой диссипативной этнической системы позволяет прогнозировать пути ее развития. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке этнологической, философской, культурологической и естественных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Централизованность - свойство этнической системы»

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОСТЬ - СВОЙСТВО ЭТНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

© Игошева М.А.*

Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону

В статье рассматриваются отдельные свойства этносистемы. Автор обосновывает положение о том, что свойство централизованности этноса предполагает наличие целого ряда других его характеристик, в частности, обособленность, совместимость, наличие обратных связей, адаптивность и эмерджентность. Многопараметровость свойств этнической структуры, сложность описания ее связей, неоднозначность их взаимозависимостей предполагает необходимость построения сложных математических моделей для количественного описания процесса этногенеза. Вместе с тем, в заключение высказывается мысль о том, что качественное рассмотрение свойств открытой диссипативной этнической системы позволяет прогнозировать пути ее развития. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке этнологической, философской, культурологической и естественных наук.

Ключевые слова: этнос, этносистема, открытая система, диссипатив-ная структура, неравновесность, нелинейность, централизованность, обособленность, совместимость, обратные связи, эмерджентность.

Одним из первых ученых, охарактеризовавшим этнос как открытую систему, был Л.Н. Гумилев [4, с. 130]. В его модели этногенеза энергия, полученная в период образования этнической общности, расходуется за время жизненного существования. Первоначальный энергетический заряд постепенно затухает, этноструктура приходит в равновесное состояние, что характерно для процессов в закрытой системе. В итоге пассионарная энергия уменьшается, этническую целостность губят деструктивные процессы. В соответствие с теорией диссипативных структур этнос необходимо рассматривать только как систему открытого типа [2]. Его открытость следует из целого ряда обстоятельств, например, ландшафт входит в этносферу частично, ибо некоторая часть находится за ее пределами; энергия, получаемая членами этнического сообщества извне, преобразовываемая и возможно направляемая вовне; взаимодействие этносов, обеспечивающее культурный обмен между народами и др.

Как и любая система открытого типа, этнокультурная, в соответствие с общими положениями законов синергетики, обладает свойствами неравновесности, диссипативности, нелинейности, централизованности, обособленности, совместимости и др.

* Доцент кафедры «Философия и история Отечества», кандидат философских наук, доцент.

Рассмотрим важнейшую для этносистемы характеристику -централи-зованность - свойство системы быть управляемой из единого центра [3]. Руководствуясь его командами, все части системы пользуются заранее определенными правами. При излишнем усложнении системы или невозможности единого руководства, центр отдает часть своих властных полномочий подсистемным образованиям, происходит децентрализация управления.

Применительно к этнической системе анализируемое свойство ярко иллюстрируется на примере суперэтнической общности «советский народ». Данное сложное образование, структурными элементами которого являлись более 100 больших и малых народов, характеризовалось такими чертами: общность исторических судеб, тесное сотрудничество и взаимопомощь народов, интернационализм и патриотизм. Был достигнут высокий уровень интеграции экономик союзных республик. Успешно развивалась единая в своем национальном многообразии советская культура. У наций и народностей СССР все больше становилось общенациональных черт. Вместе с тем, разные этносоциальные общности, входившие в состав СССР, получили разную степень суверенизации: одни - статус союзных республик, другие автономных и т.д. Все части суперэтнической общности пользовались определенными правами, обозначенными в советских конституциях, и руководствовались стратегиями центра. И так это продолжалось до середины 90-х гг. XX в. Однако, в результате политики гласности и демократизации, начавшаяся децентрализация управления и ослабление государственной власти Москвы позволили в республиках активизироваться националистским и сепаратистским силам, усилиться тенденциям противостояния центру, антироссийским и антирусским настроениям у местных политических элит. Этим и другим негативным явлениям не было противодействия со стороны союзных органов (центра), что, в конечном счете, привело к распаду СССР и «параду суверенитетов» бывших союзных республик, превратившихся в самостоятельные государства.

Свойство централизованности этнической системы предполагает ряд других ее характеристик - обособленность, совместимость и наличие обратных связей.

Обособленность этнической системы проявляется в стремлении к автономии, изолированности тех или иных ее подсистем [3]. Такому процессу способствуют противоречия целей и интересов этнической общности в целом и отдельных ее структур. Часто наблюдаются процессы обособления на основе личных связей, симпатий, общих взглядов, этнической принадлежности и т.д. Известно, что этническая культура наряду с интеграционными функциями выполняет и этнодифференцирующие, направленные на сохранение своей идентичности. Это во многом объясняет противостояние современным глобализационным процессам и стремление к автономии со стороны особенно малых этнических образований, создающих барьеры против размы-

вания их самобытности: резко сокращается число межнациональных браков, повышается значение элементов традиционной культуры и др.

Совместимость - свойство взаимоприспособляемости и взаимоадаптивности частей этносистемы [6]. В этнической общности могут возникать противоречия ее интересов с интересами подсистем. Характеристика совместимости этнической общности может быть проведена по целому ряду факторов - экономических, политических, культурных и др. Показательным примером в данном контексте рассуждений может быть национальная политика Советского государства по преодолению отсталости многих народов (подсистем), вошедших в 1922 г. в состав СССР (суперэтническая система). Для решения этой задачи были обеспечены ускоренные темпы развития союзных республик за счет перераспределения ресурсов из более развитых этнических образований (русский народ) в пользу отсталых. Если в центральных промышленных регионах за годы первой пятилетки (1928-1932 гг.) объем промышленного производства вырос в 2 раза, то в национальных республиках и областях - более чем в 3,5 раза, а в республиках Средней Азии -почти в 5 раз. Если в начале 1920-х гг. национальные районы и республики по уровню грамотности отставали в десятки раз от тоже невысокограмот-ных регионов центра страны, то уже к 1939 г. этот уровень вплотную приблизился к среднесоюзному. В результате огромной созидательной деятельности русского народа и управленческого ресурса центра к 1970-м гг. были выровнены уровни экономического и культурного развития народов, т.е. достигнута совместимость подсистем [7, с. 351]. До 80-х гг. XX в. конфликтов в данной суперсистеме не возникало, что говорит о хорошей совместимости работы подразделений этносистемы, обеспеченной национальной политикой центра. Однако после обозначенного исторического рубежа, в силу ослабления внимания к проблемам национальных отношений со стороны управленческого ресурса, возникли новые проблемы, что требовало менять «правила игры», систему ресурсного распределения и пр. в условиях нарастания сепаратистских тенденций в республиках. С разработкой новых правил центр затянул, что в свою очередь привело к распаду суперэтнической общности СССР.

Наличие обратных связей в этнической системе проявляется в том, что информация с выхода этноса (или входящих в него подсистем) поступает на вход. Центр управления (например, правительство, президент и т.д.) сравнивают результаты деятельности этносистемы с поставленными целями и, если это необходимо, принимают управленческие решения, корректирующие работу этноса [6]. Ценрализованность, являясь одной из характеристик открытой этнической системы, может играть как положительную, так и отрицательную роль. В частности, положительные обратные связи могут усиливать благоприятные процессы и в тоже время отрицательные могут приводить к деструкции системы и, в конечном счете, к разрушению и гибели этноса.

Следует отметить такое свойство этносистемы, как адаптивность - способность этнической системы изменяться под влиянием факторов внешней среды. Адаптивные этносы способны приспосабливаться к новым внешним условиям, саморегулироваться и восстанавливать устойчивость жизнедеятельности, т.е. сохранять состояние квазиравновесия [6].

И наконец, еще одна отличительная характеристика этнической системы: свойства этноса не являются суммой свойств его элементов. Как показывает анализ процессов этногенеза, зачастую свойства этнической общности как целого значительно превосходят сумму возможностей составляющих ее подсистем - субэтносов, консорций, конвиксий. Такое проявление характеристик этнической целостности в теории диссипативных структур получило название эмерджентность - «... осуществление функций системы более широкого (глобального) уровня независимо от функций ее компонентов» [8, с. 159]. Эмерджентность выражается через параметры состояния, упорядоченности, структуры, организованности, управляемости и т.д.

Наиболее существенное проявление эмерджентных свойств этнообра-зования просматривается через его структуру, определяющую не только количество составляющих элементов системы, но и их взаимоотношение, что в конечном результате регулируется центром. Эмерджентность демонстрирует еще одну грань целостности исследуемого объекта: чем централи-зованность этнической целостности выше, тем больше отличаются свойства совокупности от суммы свойств элементов. Правда, в случае конструктивной политики центра.

Таким образом, обособленность, совместимость, наличие обратных связей, адаптивность и эмерджентность являются проявлением свойства цен-трализованности этнической системы.

Многопараметровость свойств этноса, сложность описания их связей, неоднозначность их взаимозависимостей предполагает необходимость построения сложных математических моделей для количественного описания этногенеза. Однако, даже качественное рассмотрение свойств открытой диссипативной этносистемы позволяет прогнозировать пути ее развития.

Список литературы:

1. Арнольд В.И. Теория катастроф // Современные проблемы математики. Фундаментальные направления. Т. 5 (Итоги науки и техн. ВИНИТИ АН СССР). - М., 1985. - 278 с.

2. Боголюбов Н.Н. Собрание научных трудов в 12-ти тт. - М.: Наука, 2006. - Т. 5: Неравновесная статистическая механика, 1939-1980. - М.: Наука, 2006. - 804 с.

3. Большаков А.С. Менеджмент: учебное пособие. - СПб.: «Издательство «Питер», 2000. - 160 с.

4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994. - 640 с.

5. Гумилев Л.Н. Сущность этнической целостности (Ландшафт и этнос. XII) // Вестник ЛГУ. Сер. Геология и география. - 1971. - № 24. - С. 97-106.

6. Крайнюченко И. В., Попов В. П. Системное мировоззрение. Теория и анализ: учебник для вузов. - Пятигорск: ИНЭУ 2005. - 218 с.

7. Тавадов Г.Т. Этнология: учебник. - М.: ИТК «Дашков и К», 2009. -408 с.

8. Эшби УР. Введение в кибернетику. - Изд. 2-е, стереотипное. - М.: «КомКнига», 2005. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.