Научная статья на тему 'Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера'

Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера»

Юбилей

57

рантуру и докторантуру, формируемого на основе соглашений между вузами и в рамках реализации совместных научно-технических программ. Чрезвычайно актуальным является развитие сети диссертационных советов и обеспечение соответствующей их нагрузки. В дотационном регионе, где сравнительно невысок общий уровень доходов населения и соответственно ограничены возможности обучения в аспирантуре на внебюджетной основе, большие сомнения вызывает возможность достижения нового аккредитационного показателя для университетов - «4 аспиранта на 100 студентов приведенного контингента».

Вместе с тем мы пытаемся адекватно реагировать на изменения в политическом, экономическом и образовательном пространстве страны, региона и своевременно решать возникающие проблемы. В начале

Н. ДРАННИКОВА, профессор, руководитель ЦИТКЕС

Интеграция усилий научных, образовательных и управленческих структур по стабилизации социально-экономической, экологической, социокультурной обстановки в северных регионах России в настоящее время приобретает особую актуальность. Не вполне корректные способы осуществления реформы образования и науки, неясные прогнозы, касающиеся ее результатов, могут создать в высшей степени проблемную ситуацию. Негативными последствиями, по нашему убеждению, могут стать снижение научно-образовательного потенциала региона, отток адаптированного к местным условиям (природной и социокультурной среде) населения, дезинтеграция социума и многое другое. Стандартизация жизни и широкое распространение массовой культуры нивелируют значение местных особенностей, у населения теряется чувство принадлежности к «месту», что от-

2006 г. в университете был проведен детальный и всесторонний анализ фактического состояния дел в области подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. На основе полученных данных разработана и утверждена Ученым советом «Программа развития системы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров в ПГУ на 2006-2010 годы», определяющая стратегию развития вуза на ближайшую перспективу. Аналогичные перспективные программы были разработаны и всеми кафедрами университета.

Таким образом, Поморский государственный университет, своевременно выявляя свои проблемные зоны и конкурентные преимущества, изыскивает новые возможности и подходы, способствующие развитию и совершенствованию системы подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера

рицательно влияет на развитие всех сфер жизни региона.

58

Высшее образование в России • № 5, 2007

Большую роль в сохранении и развитии локального самосознания выполняет фольклор, заключающий в себе многовековую коллективную память. Фольклор способствует осознанию ценности и значимости места проживания как отдельных локальных групп, так и этноса в целом. В частности, это подтверждает большая исследовательская работа, результаты которой были представлены в недавно изданной нами книге [1].

Лаборатория фольклора (далее - ЛФ) при ПГУ была создана в 1995 г. Архив ЛФ приобрел статус базового фольклорного архива Архангельской области. В 2006 г. лаборатория была преобразована в Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера (далее - ЦИТКЕС).

ЦИТКЕС занимается региональным изучением фольклорной культуры и работает над исследовательской темой «Фольклор Европейского Севера: система локальных вариантов». Большое значение ее сотрудниками придается экспедиционной и собирательской работе. ЛФ были организованы многочисленные научные экспедиции в различные районы Архангельской области [2]. Архивные материалы, накопившиеся за два последних десятилетия, были систематизированы: созданы жанровый и топографический указатели архива, указатели аудиозаписей и компакт-дисков, сделаны реестры полевых аудиозаписей. Несмотря на трудности, связанные со сбором материала, начиная с 1997 г. архив увеличился в 10 раз.

Публикация фольклорных текстов -один из основных этапов работы ЦИТКЕС: в 1998 г. было начато издание серии книг «Фольклор Севера», в которых тексты, находящиеся в архиве, будут группированы по жанровому и локальному признакам. Первая книга этой серии, в которую вошли эпические песни (былины и пр.), имеет одноименное название - «ФольклорСевера». В 2002 г. было опубликовано второе издание этой серии - «Архангельские сказки (из материалов ЛФ)».

Еще одна исследовательская тема, над которой с 2004 г. работает ЦИТКЕС, - это «Изучение норвежской и севернорусской фольклорных культур с целью развития межкультурной коммуникации в североевропейском регионе». За это время была создана методологическая база исследования, которая позволила определить общие и отличительные черты в фольклорной культуре двух соседних стран (Норвегии и России). Состоялись экспедиции к норвежским саамам и в д. Сафоново Мезенского района - этническое пограничье, место проживания русских, ненцев и коми. По материалам экспедиций сделан фильм о коренных народах побережья Баренц-региона. Полученные данные включены в учебные курсы и программы. Выпущена серия статей, опубликованных в различных городах России и Норвегии. В Норвегии издана книга Натальи Дранниковой и Роальда Ларсе-на «По следам чуди. Чудь в исторических источниках, преданиях и сагн из Северной Норвегии и Архангельской области» (Tromse: Arktisk forlag, 2006. 264 s.).

Начиная с 1993 г. ЛФ, а затем ЦИТКЕС систематически проводят научные конференции. В 1993-1994 гг. в рамках Международного Соловецкого форума были организованы заседания секции «Фольклор и этнография Русского Севера». В 1996 г. на базе Северодвинского гуманитарного института состоялась конференция «Народная культура Русского Севера. Живая традиция». В 1998 г. совместно с Научным советом по фольклору была организована школа-семинар «Народная культура Русского Севера: Искусство собирания. Экспериментальная текстология. Локальные традиции». На базе ПГУ состоялись два российско-финских симпозиума «Народные культуры Русского Севера: Фольклорный энтитет этноса» (2001; 2003 гг.). В симпозиумах приняли участие ведущие ученые-фольклористы из России и Финляндии. Работа симпозиума носила комплексный характер: наряду с фольклористами в нем приняли участие этнологи и топонимисты.

Юбилей

59

В 2001 и 2003 гг. при поддержке Института мировой литературы РАН были проведены VII и VIII Школы молодого фольклориста. В 2004 и 2006 гг. была организована работа школ по изучению и собиранию фольклора для работников культуры Архангельской области «Актуализация фольклорных традиций». Главной задачей конференций было показать, что фольклор не исчезает, а переходит в новое качество. Невозможно говорить об исчезновении фольклора, пока происходит процесс коммуникации и существует человеческая речь.

С 1999 г. ЛФ приступила к созданию электронной версии своего архива и к использованию информационных технологий в процессе преподавания фольклора. Работа проходила в нескольких направлениях: создание сайта ЦИТКЕС и мультимедийной базы данных архива; разработка ИСС и учебных компакт-дисков. В 1999 и 2001 гг. были получены гранты РФФИ (проекты № 99-07-90332 и 01-07-90228), а также грант Минобразования (2003 г.). Работа над проектами проходила совместно с отделом информационных технологий ПГУ.

С 2000 г. ЦИТКЕС имеет свой сайт на сервере Поморского государственного университета (http://folk.pomorsu.ru/). За это время он модернизировался и пополнялся новыми материалами. Сайт активно используется нами как учебный ресурс и частично переведен на английский язык. На нем представлена история ЦИТКЕС, выставлены научные и учебно-методические материалы, топографический указатель архива, сведения о конференциях, информация об экспедициях с картами, на которых обозначен их маршрут, фотоальбом, информация о курсовых и дипломных работах, некоторые выдержки из оцифрованного звукового ряда. Публикации с сайта вносятся в список литературы, необходимой для подготовки к семинарам по курсу «Устное народное поэтическое творчество» (далее -УНПТ).

С 1999 г. ЛФ перешла на новый уровень хранения фольклорных записей - элект-

ронные текстовые и звуковые базы данных в формате MP3. Редкие и ценные аудиома-териалы сохраняются в оригинале.

С 2000 г. ЛФ перешла к видеофиксации фольклора и переводу видеоматериалов в цифровую форму в формате AVI, MPEG2, MPEG4 и др. Наилучшего качества цифрового видеоматериала удалось добиться при съемке на цифровую видеокамеру и сохранении роликов в формате DV, который позволяет вести серьёзную последующую обработку.

В преподавании курса «Устное народное поэтическое творчество » используются созданные нами учебные компакт-диски. Для каждого семинара имеется свой компакт-диск (например, «Мифологические рассказы», «Эпические песни», «Волшебные сказки» и др.). На компакт-диски помещены наиболее репрезентативные мультимедийные материалы, снятые в экспедициях, а также жанровые указатели и статьи.

Работа над ИСС была закончена в 2005 г. Она представляет собой фольклорную базу данных и программу «Систематизатор» или «Каталог», посредством кото-рыхпроисходит заполнение (внесение данных в базу) и последующая работа с ними. Документы хранятся в виде текстовых, аудио- и видеофайлов. ИСС ориентирована на работу как в локальной, так и в глобальной сети. Интерфейс программы включает в себя режимы редактирования (занесения данных) и поиска. Программа имеет оболочку для поиска в базе данных, доступных через Интернет.

Предполагается активное использование ИСС в учебном процессе. В настоящее время ИСС находится в стадии заполнения и содержит около 1100 записей различных жанров. Жанровая классификация, положенная в основу программы, является авторской. Она основывается на современных научных классификациях фольклора,адаптирована к культурной традиции Архангельского региона и носит обучающий характер. Необходимо отме-

60

Высшее образование в России • № 5, 2007

тить единство требований к оформлению папок с материалами фольклорной практики и к содержанию электронной базы данных. Оформление папки происходит строго в соответствии с современными научными критериями, положенными в основу ИСС. Для этого в 2004 г. были изданы методические рекомендации «Систематика и оформление материалов фольклорной практики» [3].

ИСС облегчает дальнейшее издание фольклорных материалов, так как благодаря поисковой системе тексты распределены по жанрам, районам и другим признакам, которые исследователь и каталогизатор посчитают существенными для полного описания материалов. Кроме того, появилась возможность издания вместе с книгой компакт-диска. В 2006 г. по итогам экспедиций в Пинежский район был издан компакт-диск «Электронный атлас традиционной Пинежской культуры». Проделанная работа позволяет разработать дистанционный курс обучения по дисциплине «УНПТ».

Подведем некоторые итоги. Создание ЦИТКЕС в Архангельске позволило поднять работу по изучению и преподаванию фольклора в регионе на принципиально иной, более высокий уровень; деятельность ЦИТКЕС ввела архангельских

фольклористов в мировое научное сообщество культурных антропологов. Перспективы дальнейшей работы ЦИТКЕС видятся в более активном изучении традиционной культуры народов Европейского Севера, разработке дистанционного курса обучения по культурной антропологии, в издании фильмов и книг, представляющих культуру народов циркумполярной зоны.

Литература

1. Дранникова Н.В. Локально-групповые

прозвища в традиционной культуре Русского Севера. Функциональность, жанровая система, этнопоэтика. — Архангельск, 2004.

2. Дранникова Н.В. Экспедиции Поморс-

кого университета // Живая старина. — 1999. - №1; Она же. Материалы к Пи-нежскому этнодиалектному словарю // Живая старина. — 2000. — № 1; Она же. Отчет о пинежской фольклорной экспедиции 1998 г. Поморского государственного университета. — Архангельск, 1999.

3. Дранникова Н.В, Кандыбо В.А, Мень-

шиков А.А. Систематика и оформление материалов фольклорной практики. — Архангельск, 2004.

М. ДРУЖИНИНА, доцент

I Iоводом для написания статьи послу жило желание автора включиться в обсуждение вопросов обеспечения качества высшего профессионального образования современных специалистов. Во многих статьях журнала «Высшее образование в России» ученые высказывают идеи о необхо-

Языковое образование специалиста: отношение университетского и внеуниверситетского сообщества

димости изучения взаимосвязи профессионального и языкового образования специалистов [1], внешней и внутренней, образовательной и языковой среды университета [2, 3], педагогики и профессиональной лин-гводидактики [4], процессов обеспечения качества и педагогической деятельности [5],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.