УДК 1:316
ЦЕНТР И ПЕРИФЕРИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ © Г. Г. Салихов
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (3472) 236 66 68.
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы, связанные с государством, экономикой, культурой, политикой. Отмечается, что в процессе глобализации меняется и наука, образовательная система в мировом масштабе. Создается полярность, в которой одна половина это периферия, другая — центр. К проблемам образования и воспитания человека в духе, соответствующем отношению государства и мировой системы не следует относиться с безразличием, если люди стремятся к достойному существованию в рамках мирового масштаба.
Ключевые слова: глобализация, центр, периферия, образование, культура, человек, собственность, благосостояние, рынок, государство.
В настоящее время, в связи с глобализационными процессами, мир все больше продолжает обретать картину единого целого, но с одновременным разделением на центр и периферию и расхождением на отдельные их составляющие. Из этого вытекает, что в силу сложившихся обстоятельств на уровне глобального бытия народы, проживающие в центре мировой системы, как правило, начинают считать себя образованными, благородными и более подготовленными к жизни не только у себя в регионе, но и повсюду. Население периферийной части планеты предполагается таковым только у себя на родине. В первом случае свобода человека, его благородство, образованность, выставляется в философском плане как явление безусловное, само собой разумеющееся, в другом случае - небезусловное.
В действительности все эти доводы о проблемах различия между гражданами различных регионов могут иметь под собой некоторое основание. В целях иллюстрации подобной картины приведем пример, что два региона и их население нуждаются во взаимоотношениях, но, как правило, если взаимоотношения складываются нецивилизованно, тогда наносится вред им обоим. Что полезно или вредно для части, таково оно и для целого, наносящее ущерб управление зависимыми регионами обратно пропорционально причиняет вред и самому центру мировой системы. Поэтому при глобализации более полезны центру и периферии миросис-темы взаимные дружеские отношения. Их взаимоотношения должны основываться на естественных началах. Если отношения будут строиться на насилии и несправедливости, тогда между ними не прекратятся противостояния. Власть мировой системы и власть отдельного государства не являются тождественными, хотя могут быть и подобные утверждения. Первая - это власть над свободными и равными государствами с открытым обществом, другая - власть над гражданами страны.
В процессе глобализации изменяются наука и образовательная система в рамках мирового масштаба. Появляется опять полярность, в которой одна половина становится периферией, другая -
центром. На окраине будут преподаваться в основном дисциплины, относящиеся к области технического направления. В этом случае может оказаться оправданным, что «всякого рода и возраста учащиеся и учившиеся имеют обыкновенно в виду только сведения, а не уразумения. Они полагают свою честь в том, чтобы иметь сведения обо всем, обо всяких камнях, или растениях, или сражениях, или опытах и вообще и в особенности обо всех книгах. Им не приходит и в голову, что сведение есть только средство для уразумения, но само по себе имеет или мало, или не имеет никакой ценности» [1, с. 1219]. Такое обучение постепенно распространяется и на другие области в зависимости от необходимости работ более высокого или насущного характера. Подобное положение может быть подкреплено различными международными соглашениями. При этом конкретной наукой управления глобализацией и мировой системой, пользования результатами человечества, центр глобализации сохраняет за собой. В целях некоторого нивелирования возникающих проблем различного характера мировой центр начинает готовить к таким профессиям управления представителей самой периферии. При этом одно из немногих направлений, ведение которым не оставит центр, это - мировая политика, хотя речь постоянно ведется о всеобщей мировой деполитизации.
Рассматривая проблему человека, уровня его культуры, образования в рамках процессов глобализации, разделяя мир на центр и периферию, необходимо обратить внимание и на понятие «собственности», определяющее благосостояние людей. При подходах к этому вопросу следует различать искусство накопления и искусство наживать, хотя первоначально можно было бы их и не разделять. Они, возможно, со стороны кажутся одним и тем же, или, по крайней мере, не далекими друг от друга. Различие между ними в том, «...что одно из них существует по природе, другое не по природе, но больше за счет известной опытности и технического приспособления» [2, с. 427]. На данном этапе и возникает искусство накапливать, наживать состояние.
236
раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
Следуя дальше, можно задаться вопросом о том, тождественны ли искусство наживать состояние и обычная трудовая деятельность, работа на производстве, в сельском хозяйстве, в отрасли добычи и переработки сырья, в науке, образовании? Ответ следует ожидать такой, что они не равнозначны. Труд и работа также могут быть доведены до состояния искусства; трудом можно накопить богатство, стать самостоятельным. В вопросе об искусстве наживы состояния речь идет о приобретении, а не о добыче физическим или интеллектуальным трудом. В искусстве наживы чаще может заключаться источник имущественного благосостояния и наличия собственности. В связи с этим разграничиваются «собственность» и «богатство». Ибо не всегда собственность может являться богатством, она может быть необходимым источником пропитания, получения прибыли, объектом проживания, ведения хозяйственной деятельности.
В нашем исследовании выявляется, что процесс глобализации, ведя к разделению характера и направления самой деятельности людей, за периферией закрепляет работу по добыче и переработке источников сырья. Центр постепенно совершенствует искусство наживы, приобретения собственности в мировом масштабе. В процессе подобного итога в эпоху глобализации окончательно утвердится поляризация мира, страны и регионы займут свою нишу в лагере управляющих и управляемых.
Остановимся на том, что процесс глобализации требует расширения свободных рынков, мировой торговли. При исследовании этой проблемы необходимо поднять некоторые ее философские стороны. Начнем с того, что примем положение, при котором будет теоретически утверждаться факт двоякого предназначения каждого объекта или предмета. Известно, что в любом случае предметом пользуются как таковым, но не в одинаковом плане и предназначении. В одном случае это может быть применение в собственных непосредственных нуждах, в другом как предмет обмена на что-то другое. Таким образом, оказывается, что все объекты владения могут являться предметом обмена и торговли.
Далее, если учесть, что строительство городов и торговля развивают цивилизацию, то в процессе глобализации будет расширяться именно торговля. В первую очередь, это - торговля на уровне транснациональных корпораций. Известно, что розничная торговля не имеет по своей природе никакого отношения к искусству наживать состояние. Ее назначением является удовлетворение бытовых потребностей и нужд людей, восполнение запаса семьи. Но из этой розничной торговли получает свое развитие искусство наживать состояние. Складывается оптовая торговля, формируются финансовые потоки, вовлекаются людские и технические ресурсы. Торговля, таким образом, по мере развития опытности, становится искусством наживать.
В условиях глобализации торговля постоянно совершенствуется. В связи с этим в обществе создается понимание, когда под богатством начинают подразумевать лишь финансовые средства. Предполагается, что искусство наживать состояние и вся торговля, вместе взятые, направлены к цели приобретения денег, в чем особенно нуждается периферия. Но не деньги могут оказаться настоящим бо-
гатством, таковым является само искусство наживать состояние, орудием которого является торговля. К тому же, на постоянное усовершенствование, развитие и расширение торговли направлено развитие глобализации. Предметами торговли и обмена в мире становится все: политика, экономика, наука, образование, культура, финансы, людские ресурсы. В свете этого центральная часть глобализованного мира старается лидировать в области торговли в планетарном масштабе. Периферия в основном вывозит, и завозит в пределы страны по нужде и необходимости, с целью удовлетворения потребностей, а центральные государства - с целью накопления состояния и наживы.
Многие трудности ряда государств, регионов могут быть обусловлены невладением искусством торговли на мировом уровне. Например, отдельным странам периферии предоставляются финансовые кредиты, оказывается поддержка в различных ее формах, но в итоге все средства заново переходят в собственность центральных регионов, но уже с увеличенными процентами. Это потому, что не следует одинаково рассматривать торговую деятельность с искусством наживать.
В ходе продолжающегося процесса глобализации нельзя уповать на то, что центральные регионы, накопив у себя богатство, начнут искать пути оказания помощи остальным странам, будут выделять им средства на развитие культуры и экономики. Ибо богатство, накопляемое искусством наживать, не имеет пределов, цели никогда не достигает окончательно, целью оказывается само богатство и обладание деньгами. Развитые регионы никогда не накопят достаточного с их позиции богатства, у них не будет лишних средств, которые можно было бы направить на развитие бедных регионов. Для того чтобы подобное случилось, нужна политика глобализации и ее теория. Но когда их нет, процессом глобализации управляет свободный рынок, а политикой свободного рынка управляет центральный регион, или точнее, ряд стран «золотого миллиарда». В этом случае ожидать одинаково равного взаимоотношения между регионами мира трудно.
То, что богатые страны не желают, и не будут делиться с бедными, кормить голодающих, связано с самой природой бытия, ибо в мире людей идет постоянное накопление богатства. Так, например, Аристотель, размышляя над вопросами накопления богатства, приходит к утверждению, что «...в основе этого направления лежит стремление к жизни вообще, но не к благой жизни; и, так как эта жажда беспредельна, то и стремление к тем средствам, которые служат к утолению этой жажды, также безгранично» [2, с. 431]. Размышляя над этим, можно полагать, что в жизни не все могут стремиться к обогащению, их целью могут стать духовное, телесное, интеллектуальное, эстетическое наслаждения. Но проблема в том, что по обычному представлению для получения этого блага становятся необходимы средства, собственность. Тогда получается, что вся деятельность людей, ищущих наслаждения и удовлетворения, опять будет направлена на наживу. Из этого следует, что именно в таком положении находится и метрополия глобализации.
Следует отметить, что периферия также обладает искусством наживать состояние, которое является необходимым, но оно у нее направлено на до-
бывание средств жизни и имеет свои пределы и границы. Центр же владеет искусством наживать состояние не необходимо, оно безгранично. Как правило, глобализация как процесс, включает государства и регионы мира в свой оборот. В обязанности управления складывающейся при этом мировой системой входит сведение в единое целое всего человечества и разделение труда между регионами. Что же касается транснациональных корпораций, их стремлений к монополии, сверхприбыли, то это стремление к безграничному богатству. Глобализация в этом смысле становится способом монополизации мирового пространства и управления им группой государств, или центром мировой системы.
Но любое управление или руководство предполагает минимум два аспекта власти. К ним относятся политическое и экономическое руководство. Центральные регионы и государства управляются в основном методами политических решений, периферия - методами экономических принуждений. К руководству мировой системой допускаются развитые государства, имеющие больший опыт управления. Получается, что человечество всегда на словах стремиться к стиранию граней различия, но в реальной жизни оно само заинтересовано в сохранении внешних различий. Периферия, отдельные регионы и государства проявляют желания войти в мировую систему, пребывать в едином культурном, образовательном, экономическом пространстве и даже в некоторой степени подчиняться, в цивилизованном смысле слова, более развитому центру, но центр отстаивает в этом более всего свои интересы.
Центр, руководящий процессами глобализации, во всех вопросах проявляет наибольшую заботу лишь о своих гражданах. В центральных регионах развито образование, экономика, политика. Прекрасно владея знанием о том, что для хорошего подчинения людей периферии своей политике, необходимо сделать их космополитами, центр постоянно активизирует и специфический процесс глобализации образования. Прогресс образования является положительным явлением по своей природе, но это проходит под интегрированием в местное образование отдельных отраслей знания, призванных формировать сознание населения, направленное опять на глобализацию и космополитизацию. В связи с этим следует сказать, что «всякая деятельность может рассматриваться с двух сторон или точек зрения: во-первых, со стороны своих внутренних субъективных оснований в действующем и, во-вторых, со стороны своего осуществления в предмете действия» [3, с. 553]. В рамках глобализации идет процесс не только складывания представления о ней, но и глобализация самого сознания человечества, взращивание мирового менталитета. Одновременно формируется понятие долга, ответственности и обязанности людей перед мировой цивилизацией, человечеством, планетой. Человек начинает мыслить в планетарном масштабе, ощущать себя гражданином мира, родиной для него
становится весь земной шар. Естественно, в масштабах такого мышления человек теряет понятие родины в рамках отдельного государства с его специфической культурой, этнической принадлежностью.
Специфика в том, что именно население периферийных стран в процессе глобализации сознания все больше теряет свое, становится принадлежащим миру. Центр же глобализации проявляет заботу, направленную на развитие образования, культуры стран периферии с целью выработать у их граждан понятия добра, добродетели, для укрощения своеволия регионов, способных наносить ущерб или стать препятствием на пути дальнейшей глобализации. Центральные регионы придают импульс к поддержанию культуры отсталых государств, но вовсе не считают своей обязанностью обучать их население всем секретам экономики, политики, они больше практикуют назидание. В обществе, построенном на собственности и стремлении к прибыли, редко встречаются люди, ценностной ориентацией которых является гуманизм в полном смысле слова. Для большинства же людей существование, направленное на «обладание», представляется естественным и единственно мыслимым [4, с. 409]. Ко всем этим проблемам не следует относиться с безразличием, если люди стремятся к достойному существованию в рамках мирового масштаба.
В заключение делается вывод, что глобализация является естественным процессом современной эпохи, это революционный переворот в мировом масштабе. Все регионы и государства втягиваются в этот процесс, культурные, экономические отношения людей начинают строиться в планетарном масштабе. Мир становится единым, и в то же время он многолик, мозаичен. Складывающаяся мировая система делится на центр и периферию цивилизованного мира, которые нуждаются друг в друге, и в то же время противостоят друг другу. Отношения между ними складываются не всегда с выгодных позиций. Но, несмотря на это, регионы должны стремиться к сотрудничеству и взаимоотношениям на всех уровнях экономики, политики, образования, культуры. Сегодня невозможно обеспечить нормальный уровень жизни граждан страны, не пребывая в рамках мировой системы, не выстраивая различные формы взаимоотношений с остальными государствами и всем человечеством, а также, не обеспечив людей необходимой свободой. Однако, при этом требуется постоянное стремление к сохранению и собственной культуры нации, достоинства граждан страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы. Новые афоризмы. Мн.: Литература, 1998. -1408 с.
2. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Мн.: Литература, 1998. -1392 с.
3. Соловьев В. В. Философское начало цельного знания. Мн.: Харвест, 1999. -912 с.
4. Фромм Э. Человек для себя. Революция надежды. Иметь или быть. М.: АСТ МОСКВА, 2006. -602 с.
Поступила в редакцию 20.08.2006 г. После доработки — 18.03.2009 г.