Научная статья на тему 'Место человека и специфика его многосторонних взаимоотношений в глобализирующемся мире'

Место человека и специфика его многосторонних взаимоотношений в глобализирующемся мире Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3753
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Глобализация / Человек / взаимоотноешение / Благо / регионализация / культура / цивилизация / общество

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Салихов Г. Г.

В статье рассматриваются философские проблемы, связанные с человеком и спецификой его многосторонних взаимоотношений в глобализирующемся мире. Отмечается, что в эпоху глобализации взаимоотношение становится реальной формой бытия, а отношение возможной. Человек по своей природе всегда стремится быть в общении. Люди в основном хотят строить отношение с выгодой для себя, но реальность приводит к взаимоотношениям с конкуренциями, противостояниями и взаимоуважениями. На этой почве возникает множество затруднений в жизни современного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место человека и специфика его многосторонних взаимоотношений в глобализирующемся мире»

УДК 1:316

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА И СПЕЦИФИКА ЕГО МНОГОСТОРОННИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ

© Г. Г. Салихов

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: + 7 (3472) 236 66 68.

E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются философские проблемы, связанные с человеком и спецификой его многосторонних взаимоотношений в глобализирующемся мире. Отмечается, что в эпоху глобализации взаимоотношение становится реальной формой бытия, а отношение — возможной. Человек по своей природе всегда стремится быть в общении. Люди в основном хотят строить отношение с выгодой для себя, но реальность приводит к взаимоотношениям с конкуренциями, противостояниями и взаимоуважениями. На этой почве возникает множество затруднений в жизни современного человека.

Ключевые слова: глобализация, человек, взаимоотноешение, благо, регионализация, культура, цивилизация, общество.

Актуальность проблемы места человека и специфики его многосторонних взаимоотношений в глобализирующемся мире обоснована тем, что мир сегодня стал слишком сложным для его восприятия. Тенденция развития современного мирового общества ведет к мысли, что оно движется с ускорением, приближенным к геометрической прогрессии. Но данное движение нельзя воспринимать лишь как однолинейное отношение. Оно следует от некоего первоначального центра в своем логическом хаосе, в рамках закономерного беспорядка, с периодами бифуркаций, самоорганизации и взаимоотношений. Человечество всегда стремилось к познанию подобных законов бытия, выстраивало теории о развитии природы, возникновении жизни, социальном обустройстве. Но все эти учения возникали в основном с оглядкой назад, о сути реальных событий люди «догадывались» спустя время. Накопленный опыт о прошлом чаще оказывался обманчивым в настоящем и будущем, людям казалось, что прошлое лежит в логике, в рамках причинно-следственных явлений и закономерностей, а настоящее - в случайностях и противоречиях, будущее - в хаосе. На современном этапе, согласно М. Г. Делягину, базовое противоречие развитого общества, которое лишь начинало складываться и проявляться в ходе научно-технической революции и распространения информационных технологий, на вершине этого процесса - в условиях глобализации и тотального доминирования технологий формирования сознания - обнажилось в полном объеме и во всей своей безобразной самоочевидности [1, с. 193]. Это противоречие последовательно обостряется, носит антагонистический характер и пока не имеет приемлемого выхода.

В современной мировой и российской науке проблема человека и его роли в глобализирующемся мире занимает одно из ведущих мест. Однако все вопросы, связанные с эпохой глобализации, раскрываются в основном в рамках мировой экономики и рыночных отношений. В нашей статье

данная проблема рассматривается в философском аспекте. Научная проблема поставленного нами вопроса, ее новизна заключаются не в масштабе и сфере воздействия современного мира на жизнь человека, но в явной сознательной направленности глобализации и выстраивании сознательных отношений и взаимоотношений в мире со стороны отдельных стран и регионов.

Остановимся на том, что в социальнофилософском контексте исследования места человека и специфики его многосторонних взаимоотношений в глобализирующемся мире, на реальную действительность бытия следует смотреть как на нечто по существу своему подлежащее развитию и в процессе развития переходящее из одного состояния к другому. Состояние, от которого начинается переход мира людей к глобализации, можно назвать состоянием человека, когда он впервые начинает строить свое отношение к внешнему миру, к окружению. Этап, которым заканчивается это отношение, назовем взаимоотношением, которое становится формой. Взаимоотношение в этом случае становится целью развития человеческой культуры, выливающееся в форму глобализации, или во взаимоотношение на мировом уровне. Таким образом, взаимоотношение в эпоху глобализации становится действительной формой бытия, а отношение

- возможной. Известно, что люди в основном хотят строить любые отношения с выгодой для себя, но реальность приводит к взаимоотношениям с конкуренциями, противостояниями, взаимоуважениями. В мире культуры, доступном наблюдению, отношения неразрывно связаны с взаимоотношениями. Но если иметь в виду предельные пункты мирового процесса в связи с глобализацией, то следует предположить отношения, лишенные всяких взаимоотношений и наоборот. При необходимости более четкого сопоставления понятий «отношение» и «взаимоотношение», следует уточнить, что отношения также многообразны, как многообразны вещи и их свойства. Необходимо различать внутрен-

ние отношения различных, особенно противоположных, сторон объекта и его внешние взаимоотношения с другими объектами. При этом учитывается, во-первых, относительный характер различения внутренних отношений и внешних взаимоотношений, во-вторых, их переходы друг в друга, и, в-третьих, то обстоятельство, что внешние взаимоотношения зависят от внутренних, являются их проявлением и обнаружением. Особый характер в жизни имеют общественные отношения.

Первое отношение человека к ближайшему окружению должно быть мыслимо не просто как его отношение к внешнему миру без присутствия взаимоотношений, а как взаимоотношение в возможности. Это потому, что отношение, представляя собой субстрат, лишенный каких либо форм взаимоотношений, тем не менее, несет в себе задатки и предрасположение ко всяким формам взаимоотношения. Процесс перехода отношения к взаимоотношению является движением, при котором к движимому относится отношение, к движущему - взаимоотношение. К принципам движения глобализации можно отнести и отношения, и взаимоотношения, а также причину и цель. Последние два входят в рамки взаимоотношения, которое, составляя понятие и сущность глобализации, служит одновременно и причиной, и целью движения. Следовательно, взаимоотношение, порождающее процессы глобализации, является не как механической причиной всего движения в мире человечества, а как цель, к которой стремятся люди, как к объекту их тяготения.

А. Н. Чумаков пишет: «Для правильного понимания динамики и сущности социальных процессов, принявших на соответствующем этапе своего развития формы глобализации, а также с целью различения реальных событий и их отражения в языке на уровне категорий важно обратить внимание на тесную взаимосвязь и взаимодополняемость широко распространенных понятий «культура», «цивилизация», «глобализация», которые задают самый крупный масштаб во взглядах на историю» [2, с. 161]. При этом движение или изменение в культуре человечества, проявляющиеся во всяком переходе от возможности к действительности, бывают пространственные

- перемена места; качественные - превращение; количественные, такие как увеличение или уменьшение; и субстанциональные, такие как возникновение и уничтожение. Абсолютного субстанционального изменения глобализации быть не может. Относительное изменение происходит в трех первых родах движения: пространстве, качестве и количестве глобализации. Данные три рода движения представляют собой градации движения глобализации от низшего к высшему. Причем, движение глобализации к высшему обусловливается движением в пространстве. Пространственное движение глобализации является основным для всех остальных форм. Но это не говорит о том, что все в мире объ-

ясняется именно движением и механическими причинами. Это не положительные причины движения, а только необходимые его условия. Положительное значение принадлежит конечным причинам или целям, а в процессе движения глобализации господствует лишь смена и разнообразие.

Весь мир, глобальная культура человечества представляют собой иногда ряд регионов и государств, концентрированно расположенных вокруг одного мирового культурного региона или страны. В связи с этим возникает учение об ограниченности глобальной культуры в пространственном отношении. Пространство глобализации есть только граница окружающей мировой культуры по отношению окружаемой национальной или региональной. Вне мира человеческих обществ нет пространства культуры, пустоты не существует. Из этого вытекает, что без существования культуры не может быть и ее времени, а время глобализации есть только число движений в отношении к «прежде» и «после», можно добавить и «сейчас». В то же время говорят, что каждая малая или национальная культура способна существовать отдельно от высших мировых культур, но высшая всегда существует в соединении с малыми, проявляясь в различных формах отношений и взаимоотношений.

Высшее благо или высшая цель человеческой деятельности в блаженстве, утверждают философы. Развитие культуры должно вести людей к этому. Но люди не могут добиться этого блага в одиночестве и по отдельности. Следовательно, глобализация является дорогой в данном направлении. Однако человеческое благо всего лишь субъективная сторона стремления людей. Существует и объективная половина всего этого - это добродетель. В ходе движения мира к счастью необходимо руководствоваться именно вторым направлением, оно ценнее первого. В строительстве глобального мира, в своих отношениях и взаимоотношениях люди должны отдавать предпочтение добродетели, как ценной в себе самой. Оно состоит в разумной деятельности человечества перед лицом множественности культур в мире.

Разумная деятельность человека, согласно Аристотелю, делится на две половины: теоретическую и практическую или, этическую. В основе добродетели лежит разум, но добродетель это не только лишь знание, это одинаковое направление разума и свойства воли. Поэтому в процессе отношения и взаимоотношений в эпоху глобализации человечеству нужно не только знание положительных и отрицательных сторон инновационной техники и технологий в мировом масштабе, но и проявление свободы воли. Воля между двумя крайностями процесса глобализации всегда выберет середину. Но середина определяется усмотрением разума. На практике глобализации наблюдается, что воля определенной части человечества идет наперекор разуму. Это подтверждает то, что одного ус-

мотрения разумом середины между крайностями оказывается недостаточно. Кроме разума людям необходимо усилие воли, естественное предрасположение к доброму началу, к доброжелательности. Только тогда глобализация во всех формах отношений и взаимоотношений будет проходить в рамках добродетели, окажется прочным состоянием мировой системы, каковым она должна быть по своей идее.

Человек по своей природе всегда стремится быть в общении. Идеал этого общего стремления есть достижение доброго и прекрасного. Люди не могут не строить взаимоотношения, не общаться на мировом уровне - это общение и есть глобализация. П. Сорокин заметил: «Как бы не отличались друг от друга идеациональная и чувственная культура, общества, являющиеся их носителями, обязательно должны располагать «общим фондом» сходных поведенческих актов. Этот фонд состоит в первую очередь из всех тех актов, которые необходимы для удовлетворения элементарных биологических потребностей» [3, с.767]. Поведенческие акты и есть отношения и взаимоотношения людей в рамках современной глобализации, которая вписывается в логику истории, хотя она и беспрецедентна. Взлет современной глобализации есть совпадение истории с новыми реалиями, которая, однако, может смениться и на аналог дезинтеграции.

Если глобализация предполагает человечество, или, точнее, мировую систему и мировую цивилизацию, то регионализация имеет в виду культуру отдельного региона, ряда государств, этносов. Культура и цивилизация отличаются, прежде всего, по своим функциям: культура есть процесс самоопределения и создания различных ценностей; цивилизация как социокультурное явление характеризует массовое внедрение ценностей материальной и духовной культуры в социум. В силу присущего людям социального инстинкта они нуждаются в обществе для сохранения физической жизни и нравственного прогресса. Поэтому цивилизация, как результат деятельности социума вообще, моложе культуры, она возникает, функционирует и проявляет жизнеспособность благодаря строительству городов, развитию торговли и рыночным отношениям во всем. Чем больше общения в пространстве, включая различные формы отношений и взаимоотношений, тем больше прогресса. Из этого вытекает, что глобализация должна быть высшей формой человеческого бытия на планете. Но тогда педагогическим предназначением новой мировой системы обязано стать параллельно решение задачи по взаимоотношению, охране человечеством мира и воспитанию индивидов к добродетели.

Известно, что мировая система должна соответствовать характеру и потребностям людей, для которых она предназначена. Каждая форма социального устройства, будь это государственная, региональная или мировая система, которая образуется в процессе глобализации, может быть хорошей,

если ею достигается общее человеческое благо и нормальные взаимоотношения, а не выгода отдельного государства, региона, нации или этноса. Все страны и регионы имеют право на равное участие и взаимоотношения в процессе глобализации, но на практике к этому допускаются отдельные субъекты лишь по достижении определенного экономического, политического, правового, социального уровня и выполнения отдельных требований в рамках мирового стандарта. Те государства, в которых отсутствует достаточная база, все равно будут вовлекаться в процесс глобализации самой жизнью, но это обернется для них большими потерями и односторонностью форм отношений.

Далее в процессе глобализации и во всех формах отношений и взаимоотношений человечества начинает проявляться необходимая поляризация мира на центр и периферию. В отличие от деления мира на прогрессивный Запад - отсталый Восток, богатый Север - бедный Юг, предлагаемое разделение на центр - периферию, способствует более доступному исследованию характера глобализации и ее последствий. А. В. Малюкова говорит: «1. Все во всем - такова структура глобалистики. Весь ХХ век можно рассматривать структурно. Однако равновесие биполярного мира было нарушено в конце 80-х гг. По законам философии и структуры такое состояние объективно временное, т. к. должно быть два полюса, ибо декомпенсация приводит к катастрофе. 2. Противостояние Запада и Востока крайне актуально в связи с проблемами терроризма. Нерешенность этой проблемы тоже ведет к катастрофе. Противостояние Севера и Юга, богатых и бедных также приводит к тяжелым драмам» [4, с. 126]. Это выражается и в том, что в мире наблюдается картина, когда центр глобализации все более берет на себя право управления человечеством, расширяет сферы досуга, туризма, услуг, науки, образования, а на периферию возлагается физический труд по обеспечению человечества необходимыми предметами потребления. Это происходит по ведению центральной части мира в рамках парадоксального требования усиления гуманного отношения к жителям периферии. Регионы и отдельные государства выступают против усиливающегося поглощения их культуры глобальной мировой системой, ибо не может быть в многоликом мире единой общности культуры, наций, географических территорий. Главная мысль всех отношений и взаимоотношений людей в мире должна быть такова, что воспитание граждан в любом государстве, регионе, уголке планеты должно вести человечество к достижению умственной и нравственной высоты в рамках гуманистических требований.

В заключение отметим, что по праву любое бытие имеет причинно-следственную связь от прошлого через настоящее - к будущему. Отличие только лишь в том, что каждая причина имеет несколько следствий, включая и тупиковые варианты.

Незнание путей необходимого дальнейшего продвижения ставит человека в недоумение, приводит к потере контроля, утрачиванию форм взаимоотношений. Для сравнения скажем, что эволюция природы происходит по более устойчивой схеме, ибо за период ее существования произошла самоорганизация; качественные и количественные изменения, образования новых форм в ней двигаются в доминирующем направлении. Так продолжится до тех пор, пока бытие не исчерпает цель и целесообразность, не образуется новый доминант, или не произойдет случайная катастрофа.

В структуре же социального бытия намного сложнее, что вызвано двойственностью человеческого положения, недостаточным пониманием и осознанием форм отношений и взаимоотношений. С одной стороны человек, как биологический вид, продолжает оставаться внутри природы, подчинен ее законам, движется вместе с ней и пребывает во взаимоотношении. С другой - человек, являясь деятельным и мыслящим субъектом, отделяет себя от природы, использует природные ресурсы в борьбе с проявлениями той же самой природы, старается сроить только лишь отношения, ориентированные на себя и в свою пользу. В этом плане общеизвестная палиндромия обнаруживает свою проблематику во всех сферах человеческого бытия, включая социум и природу, она активизирует скрытые пласты человеческого сознания. Особенностью палиндромов является то, что смысл, с од-

ной стороны, открыт, а с другой - завуалирован. В своих отношениях человек стал мыслить палин-дромически, симметрично. Однако человек - это социальное существо, он создает семью, общество, моделирует будущее. В силу этого социальное бытие обязательно переходит в форму процесса его воспроизведения и обновления, постоянно находится в движении и изменении, включая различные формы взаимоотношений. Значение человеческих индивидов в социальном бытии возрастает по мере того, как жизнь социума предстает в качестве становления. В жизни возможны различные варианты развития событий. Глобализация привела к различным формам отношений и взаимоотношений людей на современном этапе. В этом аспекте взаимосвязанное бытие людей, их взаимоотношения, оказываются фундаментальным слоем бытия. Присутствующие при этом различные сочетания индивидуального бытия людей в рамках отношений и взаимоотношений обнаруживают значение активных сил и структур социального процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Делягин М. Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. М.: ИНФРА-М, 2003. 768 с.

2. Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. М.: Проспект, 2005. 432 с.

3. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006. 1176 с.

4. Малюкова А. В. Философско-методологические исследования глобализма // Вестник Росс. Фил. Общ. 2005. №2. С. 126-128.

Поступила в редакцию 19.12.2008 г. После доработки — 07.09.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.