Глава 7.
ЧЕЛОВЕК ЭКОЛОГИЧНЫЙ: ВОЗВРАЩЕНИЕ В МИР ПРИРОДЫ *
Г.Г. Зейналов
Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева. г. Саранск, Россия
В статье исследуется причина возникновения глобального экологического кризиса. Для разрешения предлагается формировать новую личность - человека экологичного, носителя Ф экологической культуры и активного агента природы, который будет не разрушать, а оберегать, защищать природу, с целью гармонизации взаимоотношений в системе «общество - человек - природа»
Стихийный характер общественного развития, неконтролируемый экономический и научно-технический рост, дегуманизация в культуре привели к острым природным, так называемым экологическим катаклизмам в истории современной цивилизации. Многие ученые причинами данного явления считают абсолютизацию в общественном развитии неограниченного господства человека над возможностями природы, превращение эндогенной, социоцентрической парадигмы, не учитывающей экологических, ресурсных факторов, в основную научную парадигму социального развития.
В начале третьего тысячелетия человечество ищет достойный ответ на «экологический вызов» современности, заявивший о себе со второй половины ХХ века. В 70-х годах ХХ века, в условиях развертывающейся научно-технической революции, шел процесс осознания специфики взаимоотношений общества и природы. В 80-х годах ХХ века вырабатывалась тактика смягчения социально-экологической ситуации и «тушения» острых «экологических пожаров» локального
* Статья издается при поддержке гранта РГНФ. Проект №09-03-23316а/В.
и регионального масштабов. Однако в конце прошлого столетия экологическая ситуация изменилась и с 90-х годах ХХ века императивы экологического выживания требуют более активной разработки и реализации единой глобальной стратегии общемирового развития, обеспечивающей качество окружающей среды цивилизации ХХ1 века. В большинстве случаях это сводится к технологическим и санитарно-гигиеническим вопросам, к борьбе с загрязнением среды. Ясно, кризис, хотя и называется экологическим, но это кризис общества, его культуры, ориентированной всецело на удовлетворения непосредственно социальных потребностей без всякого учета биосферного фактора, который, в конечном счете, является также социальным и опосредованным отношением к природе.
Анализ литературы по экологической проблематике позволяет выделить целый ряд спектров, объясняющих кризис во взаимодействиях общества и природы во второй половине ХХ века. При всем разнообразии мнений, очевидно, что все неблагоприятные стороны современной экологической ситуации обязаны своим появлением непосредственно экологическому невежеству человека. Поэтому, на наш взгляд, гармонизацию взаимоотношений общества и природы необходимо начинать с экологизации нравственного облика самого человека. В таком случае, решение экологической проблемы ставит перед нашей цивилизацией двуединую задачу: 1) гармонизация взаимоотношений с окружающей средой и 2) формирование нового человека. Мы хотели особо выделить вторую, как наиболее сложную. Дело в том, что до сих пор основные усилия людей были направлены на познание окружающего мира с целью его переустройства и адаптации к своим потребностям. В дальнейшем следует ожидать переноса максимума усилий общества на познание самого человека, не только его физической, но и духовной природы, с целью все более полного сближения его с окружающим миром путем ликвидации его экологического невежества.
Неспособность алармистов, несмотря на их активность в последние десятилетия, способствовать смягчению экологических трудностей цивилизации тоже свидетельствует о том, что решения экологических проблем невозможно без изменения традиционных норм и нравственных принципов по отношению к природе, возрастания социальной ответственности каждого человека за последствия своего
воздействия на природу. Данный процесс эффективен как для сохранения природы, так и для формирования полноценного человека, который не будет оторван от своих природных корней. Чисто технократический подход к экологической проблеме не просто узок и ограничен; он гибелен для природы и человека, ибо сбрасывает со счета духовно-нравственные основания человеческого отношения к природе, равнодушно «отодвигает» и цинично попирает ценностно-смысловые пласты этого отношения, питающие то глубинное, чувственное к природе, без которого нет человека. Разумно-ответственное отношение к природе нужно не только природе, также оно нужно самому человеку, чтобы стать - быть человеком, чтобы оберегать и развивать полноту достоинства своего человеческого бытия. Данное обстоятельство превращает проблему экологии в проблему человека, его духовного содержания, которая составит основное содержание нашего столетия. В связи с этим уместно вспомнить слова известного педагога В.А.Сухомлинского о том, что «век математики слышишь на каждом шагу, век электроники, век космоса... Все эти выражения не отражают сущности того, что происходит в наше время. Мир вступает в век ЧЕЛОВЕКА - вот что главное» [11]. Таким образом, проблема человека превращается в стержень будущих не только социально-экономических, но и экологических преобразований. Это понимал Аурелио Печчеи. Он писал: «Нынешний глобальный кризис... является прямым следствием неспособности человека подняться до уровня, соответствующего его новой могучей роли в мире, осознать свои новые обязанности и ответственность в нем» [10, С. 76].
От того каким этот человек будет, какова будет система его нравственных ценностей, зависит не только его личная судьба, без преувеличения можно сказать, и судьба всего мира. Именно нравственно-экологический облик выступает как интегративное выражение мировоззренческой культуры и зрелости этого человека как гражданина, созидателя общества, культуры. Поэтому нравственно-экологический облик этого человека сегодня беспокоит всех, кому небезразличны судьбы человечества и цивилизации.
Немаловажной темой для размышления является название человека будущего, носителя экокультуры и хранителя природы. На наш взгляд, больше всего подходит для этого понятие «ЧЕЛОВЕК
ЭКОЛОГИЧНЫЙ» (Homo ecologus). Так как именно он гармонирует в себе интересы природы, общества и человека [5, С. 118 - 130].
Естественно, в философской науке уже существуют понятия, которые, абсолютизируя отдельные функции, раскрывают человека с определенной стороны. Допустим, понятия «человек играющий», «человек разумный», «человек деятельный», «человек моральный», и др. освещают отдельные функции человека. Мы, по мере возможности, постараемся их проанализировать. Использование понятия «человек экологичный» означает не отказ от прежних («человек разумный», «человек играющий» и др.), а наполнение их новым экогума-нистическим содержанием, которое соответствует новому общепланетарному статусу человека.
Основным понятием, раскрывающим сущность современного человека, является «человек разумный». Данное понятие объясняет сущность человека через эффективно организованный общественный труд, видит в корне становления человека и его культуры именно активность человеческого разума.
В XIX веке философская антропология обогатилась еще одним образом человека - человек деятельный. Он нашел отражение в натуралистических, позитивистских и прагматических учениях и отличается от концепции «человека разумного». Внутри данной концепции человек рассматривается как особый вид животного. Сущность человека заключается не в том, что он обладает разумом, а в том, что принадлежит природе. А, все что связано с мышлением, чувствами, желаниями, оценивается как символическое выражение инстинктивных импульсов. Человек всего лишь высокоразвитое живое существо. Дух, разум - это всего лишь возведение на новую ступень психических способностей животных. Земные творения человека, его культура объясняются не как результат его деятельности, а как итог волевых усилий [13, С.51-61].
«Человек играющий» выражает такую же существенную функцию, как и другие понятия, подчеркивая универсальность социального начала в человеке, считая человека общественным существом. В книге «Человек играющий» Й. Хейзинга обосновывает значение игры в развитии основных культурных форм человечества, в игровое пространство помещает не только искусство, но и философию, науку, политику, юриспруденцию, военное дело. В таком случае, игра авто-
ром раскрывается как всеобщий источник становления человеческих качеств, культуры и как всеобщий метод социальной жизни, анализируется средствами культурологического мышления. Понятие культуры для Й. Хейзинги связано прежде всего с самосознанием свободного, нравственно ответственного индивида как члена человеческого коллектива. Высокий уровень культуры в ту или иную эпохи обеспечивается равновесием между духовными и материальными ценностями [12].
Точно так же понятие «человек моральный» раскрывает пути становления нравственного мира человека, формирования его нравственного облика через широкий гуманистический идеал [6].
Опираясь на проведенный краткий анализ, можно сказать, что ни одно из понятий не отвечает современным требованиям экологической ситуации. Поэтому необходим ввод нового понятия «человек экологичный», который, с одной стороны, выражает интересы окружающей среды, а с другой - показывает нравственно-экологичный облик будущего человека. Тем более, что данное понятие не отрицает существующие старые, а обогащает их экологическим содержанием и императивами, включает их в себя.
Человек как сложнофункциональная, многоуровневая система в своем духовном, физическом развитии проделал долгий и чрезвычайно сложный путь и является результатом исторического, социального, политического, экономического развития человечества. В этом процессе огромную роль играло взаимоотношение общества с природой. Данный процесс мы условно можем поделить на 4 этапа: 1) Человек не выделяет себя из естественной природной среды, от других живых существ; 2) Человек чувствует свое различие от животных, отделяет себя от природы. Зато естественно-природные объекты наделяет человеческими качествами (душой, волей, сознанием и т.д.); 3) Человек, осознавая свое интеллектуальное превосходство над природой, ставит себя выше ее и идет на духовное самоотчуждение от нее; 4) Развитие науки ярко показывает генетические связи человека с природой. И человек возвращается к природе, имея огромный жизненный опыт и знания, но в другом качестве - в качестве активного агента ее, который берет на себя нелегкую функцию: изучения потенциальных возможностей природы и защита ее не только антропогенного воздействия общества, но и опасностей космического рода.
Естественно, функцию активного агента природы сможет выполнять лишь человек экологичный. Так как он является результатом исторического и социального развития общества и носителем экологическим сознанием. В основе экологического сознания, по Вернадскому, лежит идея единства человека человечества с живым веществом и биосферой в целом: «Человек и человечество теснейшим образом прежде всего связаны с живым веществом, населяющим нашу планету ... Человек живет в биосфере и от нее не отделим» [3, С. 14, 122]. Поэтому результаты деятельности человека должны быть связаны с сознанием единства и равенства всех людей, единства человека и природы.
Если исходить от учений В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, то человек экологичный - закономерный результат эволюции человека до масштабов всей биосферы. В таком случае, актуальной становится идея Вернадского о том, что ноосферное сознание должно иметь глобальный характер: «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может - должен - мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте» [3, С. 28].
В работе «Научная мысль как планетное явление» В.И. Вернадский выдвигает стратегию выживания, соответствующую новой роли человека экологичного и включающую в себя и такие условия: усиление политических, экономических и иных связей внутри мирового сообщества; преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере; создание благоприятных условий для свободного развития научной мысли и ограждение ее от религиозных, философских и политических давлений; продуманное развитие системы образования с целью борьбы с голодом, болезнями и другими проблемами цивилизации; разумное преобразование первичной природы с целью удовлетворения материальных, эстетических, духовных потребностей численно возрастающего населения [3]. В его лице биосфера рождает защитника своих интересов, а человек находит свою социальную сущность и земное предназначение. Духовное отчуждение от природы, абсолютизация каких-то человеческих функций были поисками человека самого себя, своего места в этом мире и смысла жизни в общечеловеческом масштабе.
После распада СССР идущие в мире интеграционные процессы создают благоприятные условия для становления человека экологичного. Но процесс становления человека экологичного отличается от процесса становления человека разумного. Если процесс формирования человека разумного шел под влиянием его потребительских интересов и стихийно, то становления человека экологичного должно быть управляемо и должно опираться на направленное внедрение экологических знаний в сознание людей. Ибо современный кризис во взаимодействиях общества и природы не оставил времени для хаосов, неразберих и стихии.
Следует отметить, что, употребление слов «экологический», «экология» в отношении человека еще не достаточно, чтобы он автоматически интериоризировался. Для этого должны произойти изменения в носителе культуры - в человеке, в его духовном содержании, от этого зависит судьба не только самого человека, но и всего мира.
Экологизация сознания человека, таким образом, означает глубокую мировоззренческую перестройку. Фундаментом для этого служит экологическая культура как неотъемлемое ядро социальной сущности человека экологичного.
Если в целом культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности, обеспечивающих прогресс общества, - то экологическая культура является такой ее частью, которая обусловливает соответствия социальной деятельности требованиям жизнепригодности природной среды. «Культура - это огромное целостное явление, которое делает людей населяющих огромное пространство, из простого населения народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства» [7, С. 350].
В таком случае, экологическую культуру как новый тип культуры характеризует Е. В. Никонорова, считая ее основанием для восстановления «... связи с природой в истинно человеческом ее понимании, т. е. связи посредством деятельности, основанной на знании законов природы и функционирования биосферы - вписывающиеся в универсальные взаимосвязи» [9, С. 22].
Итак, экологическая культура - неотъемлемая часть общей культуры, включающей систему социальных отношений, моральных цен-
ностей, норм и способов взаимодействия общества или человека с окружающей природной средой, - формируемая в общественном или индивидуальном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений, способствует здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности каждого человека.
Экологическая культура - это не только экологизация культуры, но и ее нравственное обогащение. В рамках современных социально-гуманитарных наук применяется и понятие «экология культуры». Понятие «экология культуры» впервые в 1980 году использовал академик Д.С. Лихачев. Известный ученый расширяет научные границы экологии и в ее предметное поле вводит саму культуру. Он пишет: «...экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для сохранения жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» [8]. В данном случае, понятие экология определяет духовную чистоту, экофильность культуры
Итак, экология культуры - это не просто забота о сохранении культурных ценностей, а понимание взаимосвязанности всех частей культуры и защита ее содержания от инородных элементов, затрудняющих ее гармоничное функционирование и развитие.
Наш век, как век человека, должен стать эрой подлинной гуманизации культуры, достижения чего невозможно без ее экологизации. Сегодня страницы научной литературы полны материалами об экологии. Многие ученые в экологии, в экологическом сознании видят альтернативу безнравственности, бездуховности, замены утраченных идеалов, интегрирующего начала. В связи с чем остро встает проблема выработки у каждого члена общества ответственности за сохранение жизнепригодных свойств биосферы - переориентация сознания, связанного с изменением ценностного статуса природы и формированием экологического аспекта деятельности каждого отдельного человека.
Вообще ориентация индивидуального сознания человека на эко-логичность - явление вполне естественное, тем более практические победы человека разумного над природой - всего лишь духовное отчуждение его от природы. За что она (природа) мстит ему различными катаклизмами. Поэтому сегодня актуальна задача утверждения высокой духовной культуры, гражданственности, а самое главное -гуманного отношения к природе. Дискуссии по этим вопросам ведутся неравнодушно и достаточно резко. И это не случайно. Многие годы в обществе существовал стереотип экофобного отношения к природе, который справедливо вызывает сегодня серьезные упреки. Но парадокс состоит в том, что экология как одна из принципиальных характеристик мировоззрения современного человека воспринимается лишь как охрана природы. На самом деле экологическое сознание связано с нравственным сознанием и идеей гуманизма, наивысшим выражением которого является развитие человеческого духа, прежде всего, в его исторически прогрессивных проявлениях. Иначе говоря, историческое становление личности можно рассматривать и как становление ее нравственного сознания - специфического и свойственного только человеку, способного понимать свое место в мире, в обществе, (скорее всего переосмысления своего места). Одно из фундаментальных противоречий, с которым столкнулось человечество на этом пути - это противоречие между недостаточным нравственным развитием и необычайно возросшими интеллектуально-технологическими возможностями. Следует обратить внимание на то, как мощь компьютерного века, соединяясь с моралью прошлого, рождает угрозу существования всего человечества.
Философско-методологический анализ условий и факторов современной экологической ситуации неизбежно приводит к постановке проблемы качественного преобразования старых ценностей, формирования принципиально новых идеалов и целей на базе экологического мышления, без чего невозможно дальнейшее позитивное развитие цивилизации и формирование человека экологичного.
Речь идет об общечеловеческих ценностях, которые постепенно выкристаллизовываются, вкрапливаясь в различные мировоззренческие и этические системы и концепции, сохраняют себя, свою общечеловеческую и гуманистическую суть в вихре взаимодействия об-
щества и природы. Увеличения общечеловеческих ценностей в истории человечества, возрастания их удельного веса в жизни общества -один из основных критериев общественного прогресса и процесса становления нового человека. Данный процесс должен основываться на идеи гуманизма, который расширяя свои границы, кроме человека, под свою защиту берет и природу. Гуманное отношение к природе -результат многовекового стремления человека к подлинной духовной свободе, к обретению им самого себя, истинной человечности.
Гуманизм нашего времени, опираясь на ценности эпохи Возрождения и Нового времени, исторически не мог выйти за пределы реальности - господства общества над природой. И должны были сложиться объективные условия для появления, во-первых, учения, указывающего на истинные причины социальной несвободы личности, способы их устранения и, во-вторых, для гуманизма, в широком смысле требующего человечности не только к человеку, но и к природе.
Многовековое стремление человека к подлинной духовной свободе, обретению им самого себя, истинной человечности раскрывается через гуманное отношение к природе. Именно формирующийся новый гуманизм станет важнейшим жизненным принципом человека экологичного. Эту позицию питает очень давняя традиция, в соответствии с которой самые благородные стремления человека рассматриваются как проявление в нем «природно-нравственного» начала (киники, Демокрит, Ж.Ж. Руссо, Л.Фейербах и т.д.).
Естественно, ядром новых гуманистических идей должен стать нравственный идеал. Те идеалы, которые выработаны в Новое время и призывают к завоеванию природы (Ф. Бэкон), уходят в прошлое. Вместо них приходят новые, оберегающие природу и объявляющие человечество единым перед историей. Сегодня, перед угрозой экологического кризиса, гибели человечества, все большее признание приобретает данная идея единства человечества в его исторической судьбе. Это есть поиск человеком самого себя (в первую очередь, в нравственном плане). Здесь бесспорный приоритет имеет высшая ценность для человека - жизнь и ее сохранение. Проблема сохранения жизни - сложная нравственная задача, без решения которой не может быть осуществлено развитие цивилизации, и она теснейшим
образом связана с проблемой исторического будущего человечества. В основе этого процесса лежит практическое осознание того, что среди привилегий и ценностей для человека самой важной является жизнь. Такая постановка вопроса противоречит европейской этической традиции, где, согласно Сократу, Платону и многим классикам европейской философии, ценностное содержание жизни (свобода, равенство) ставится выше самого факта жизни.
Видимое противоречие между современной постановкой вопроса о жизни и традициях европейского гуманизма, возвышавшего нравственное качество жизни, объясняется тем, что существенно изменился характер связи человека с природой и историей как итог деятельности человека. Именно это положение можно считать одним из важнейших выводов нашего времени. Во-первых, речь идет не просто об отношении человека к своей собственной жизни, а о жизни вообще как о пространстве, охватывающем все живое. Во-вторых, жизнь перестала быть только естественной предпосылкой существования человека, она все более становится продуктом сознательной деятельности, предметом морального выбора. Жизнь как общепланетарное явление зависит от того, каким смыслом будет наполнено бытие отдельного человека. Отсюда вытекает следующее двуединое требование: 1) отстоять право на жизнь как на планетное явление; 2) сделать жизнь достойной человека - наполнить ее экогуманистиче-скими ценностями [4, С. 14-15].
Понятно, кризис современной цивилизации обязан своим появлением непосредственно невежеству человека, в первую очередь, экологическому, а точнее - противоречию между его недостаточно развитыми нравственными качествами и необычайно возросшими интеллектуально-технологическими возможностями, направленными на изменение окружающей среды. Создание высокой науки, могущественной техники никак не повлияли на нравственные показатели людей. В начале ХХ1 века человек, как две тысячи лет тому назад, не задумываясь, прибегает к насилию, используя при этом достижения НТР.
Это общий кризис ценностного сознания современного человека, отстающего от вызовов времени, одно из фундаментальных противоречий, с которым столкнулось человечество. Его проявления свойст-
венны как элите, так и простым людям, так как для большинства людей будущее воспринимается скорее отстраненно и даже фаталистически - «на наш век хватит», а там будь, что будет...» [2, С. 46]. Данная проблема сегодня затрагивает каждого человека независимо от его национальной и социальной принадлежности. Как отмечает Н.А. Бердяев, современный «человек попал во власть и рабство собственного изумительного изобретения - машины... Машина убийственно действует на душу, поражает, прежде всего, эмоциональную жизнь, разделяет целостные человеческие чувства». По его мнению, машина «... перерождает лицо земли и человека, дегуманизирует и обезличивает...» [1, С.344-345] их.
Следовательно, сущность стратегии современного социально-экологического развития направлена на развитие «человеческих качеств» человека и необходимо разработать механизм духовно-нравственного обновления общества и человека ХХ1 века. Новый экологизированный гуманизм, как качественное состояние человека экологичного, создает предпосылки для будущих экологических действий, ориентированных на сохранение природного (включая человека) бытия и развития социально-экономических, становится мерой общественного развития.
Общечеловеческие доминаты являются сердцевиной нравственно-экологического содержания человека экологичного. Они были известны во всей разумной истории существования человека, но лишь идеально, как абстрактное положение, особая форма общественного сознания. Влияние общечеловеческих ценностей на ход истории было ничтожно, и в настоящее, также в будущее время перед человеком экологичным будет стоять задача перевода их на язык практических действий в областях политики, экономики, культуры, чтобы они действительно стали внутренней мерой и предельными критериями многообразной предметной деятельности людей. В этом плане анализ философской литературы показывает, что успех или провал большинства человеческих начинаний зависит от того, сумеет ли общество грамотно взаимодействовать с окружающей средой. Но для того, чтобы сознательно и экологически обоснованно управлять природными процессами, необходимо знать законы развития природы. Поэтому весьма важно, чтобы человек экологичный, помимо вы-
сокой профессиональной квалификации, владел основами общих экологических знаний.
Всеобщий кризис промышленно-индустриальной цивилизации и угроза скорого экологического кризиса стимулируют появление качественно нового типа личности - человека экологичного. Важнейшим показателем данной личности будет «человеческое отношение» к природе, когда биосфера будет не просто «среда» физического существования человека, а основа социально-экономического и социокультурного развития. Именно поэтому особую актуальность приобретает задача формирования новой личности как носителя нового типа культуры, обеспечивающей действительную гармонию взаимоотношений человека, общества и природы. Именно экологическая культура явится социальной средой для формирования «человека экологичного», индивидуума, осуществляющего взаимодействие с природой в соответствии с ее законами, в направлениях, обеспечивающих гармонизацию, рационализацию и оптимизацию взаимоотношений человека, общества и биосферы. Тем самым будет обеспечен, с одной стороны, контроль над процессами биосферного масштаба на основе общечеловеческих принципов. С другой стороны, это будет комплексное решение проблемы человека - формирования универсальной личности, активно воздействующей на общественную жизнь, полностью удовлетворяющей свои материальные и духовные потребности и управляющей собственными отношениями с природой.
Таким образом, человек экологичный как носитель экологической культуры и экологического сознания, воспитанный на основе общечеловеческих ценностей экологического образования, развивается и функционирует как проявления объективной закономерности переориентации взаимоотношений общества и природы.
Опираясь на выше сказанное, можно резюмировать: 1) человек экологичный - закономерный результат исторического становления человека; 2) именно в «человеке экологичном» человек находит свою социальную сущность как агента природы; 3) именно с формирования «человека экологичного», элементарной единицы общества, надо начинать гармонизацию взаимоотношений общества и природы. От
интенсивности данного процесса во многом будет зависеть дальнейшее прогрессивное развитие общества и цивилизации.
Литература:
1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М., 1994.
2. Вебер А.Б. Возможно ли устойчивое развитие? // Свободная мысль. 1998. №.5. - С. 42-55.
3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. -М.: Наука, 1991.
4. Гусейнов А. А. Новое мышление и этика // Этическая мысль: научн.-публицист. чтения. - М., 1989. - С. 11-19.
5. Зейналов Г.Г. Духовный контекст устойчивого развития // Зей-налов Г.Г. Человечество в поисках альтернативного пути развития. - М.: Прометей, 1999. С. 118 - 130.
6. Кучинский С. А. Человек моральный. - М.: Политиздат, 1989.
7. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб., 2006,
8. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном - Письмо сорок первое «Память культуры // http://www.litru.ru/?book= 49366&page=55
9. Никонорова Е.В. Формирование экологической культуры государственного служащего. - М.: Изд-во РАГС, 1996.
10. Печчеи А. Человеческие качества. - М: Прогресс, 1985.
11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974 г. // http://www.pedlib.ru/Books/1/0214/1 0214-190.shtml ^
12. Хейзинга Й. Homo luden. В тени завтрашнего дня. - М.: Прогресс - Академия, 1992.
13. Шлегель Ф. Об эстетической ценности греческой комедии // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. - т.2. - 1983. - С. 51- 61.