_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
Курс «Композиционное моделирование» тесно связан с курсом «Основы архитектурного проектирования» и строится на совмещении тем курсов. Фактически каждому конкретному заданию по архитектурному проектированию найдена соответствующая тема композиционного моделирования. Параллельное проведение данных дисциплин на младших курсах дает много интересных находок в проектном и композиционном творчестве. Список используемой литературы:
1. Современный толковый словарь русского языка. М.: Изд. Ридес Дайджест, 2004. 960 с.
2. Ле Корбюзье. Архитектура XX века. Изд. Прогресс, 1977. 301 с.
3. Азизян И.А., Добрицына И.А., Лебедева Г.С. Теория композиции как поэтика архитектуры. М.: Изд. Прогресс-Традиция, 2002. 510 с.
4. Степанов А.В. Объемно-пространственная композиция. М.: Стройиздат, 1997. 253 с.
© Коврижкина О.В., 2016
УДК 727.3
Курякова Наталия Борисовна
канд. техн. наук, доцент ПНИПУ, г.Пермь, РФ E-mail: [email protected] Пируцкая Алёна Викторовна студент магистратуры ПНИПУ, г.Пермь, РФ E-mail: [email protected]
ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРМИ
Аннотация
В статье представлена концепция центра художественного образования в городе Перми. Обоснована актуальность объединения малых образовательных учреждений архитектурно-художественного профиля. Обозначены проблемы учебных заведений архитектурно-художественного профиля города Перми. Представлены и проанализированы объекты-аналоги. Выдвинуто предположение о том, что центр художественного образования может претендовать на роль центра культурной жизни города и региона, а его здание может стать для города брэндовым объектом.
Ключевые слова
Центр художественного образования, многоступенчатое образование, образовательное учреждение искусства и архитектуры, учебный корпус, концепция
К В России и в мире существует тенденция к объединению и укрупнению учебных заведений. Так, в России в рамках первого этапа реформы образования начиная с 2006 года создавались федеральные университеты: в 2006 году путём объединения четырёх крупных вузов был образован Сибирский университет, затем Южный федеральный университет. В настоящее время в России существуют десять федеральных университетов [1].
В 2015 году Минобрнауки в целях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации объявило о начале формирования региональных опорных университетов [2]. Формирование опорных многофункциональных университетов стало вторым этапом реформы образования.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
Университетами Европы, начиная с 2000-х годов, было проведено более ста слияний. В настоящее время эта тенденция только усиливается. Например, в Эстонии количество учебных заведений в период между 2000 и 2012 годами сократилось с 41 до 29. Таллинский университет объединил в себе восемь институтов и колледжей [1].
Необходимость объединения вузов часто продиктована экономическими причинами (увеличение финансирования объединённого вуза, сокращение дублирующих кафедр) и демографической ситуацией, которая в настоящее время характеризуется сокращением количества студентов. Поэтому вузам с небольшим контингентом учащихся выгодно объединяться с более крупными. Так, после образования Технологического Института Карлсруэ (Германия) в него поступило на 20% больше студентов, а финансирование увеличилось на 50%.
Следует отметить, что крупным вузам легче повысить свой рейтинг. Так, Новый Университет Аалто в Финляндии поднялся на 50 строчек в рейтинге мировых университетов Quacquarelli Symonds. При слиянии вузов возникает синергетический эффект, открываются новые возможности и перспективы для студентов и преподавателей [1, 2, 4].
Вышеперечисленные причины объединения актуальны не только для больших, но и для малых учебных заведений, в том числе для учебных заведений города Перми.
В статье авторы рассматривают учебные заведения Перми архитектурно-художественного профиля. Актуальность исследования заключается в потребности в укрупнении малых образовательных учреждений архитектурно-художественного профиля и в потребности города Перми в брэндовом объекте.
Цель работы состоит в разработке концепции центра художественного образования в городе Перми. К задачам относится анализ объектов-аналогов, выбор учебных заведений архитектурно-художественного профиля для объединения, разработка программы развития центра, выбор территории для расположения, предложения по брэндингу здания центра.
Объектом исследования является возможность формирования центра художественного образования. Предметом исследования являются учебные заведения Перми архитектурно-художественного профиля.
Для архитектурно-художественных учебных заведений Перми характерны проблемы недостаточности аудиторного фонда (Академия живописи ваяния и зодчества И. Глазунова, Детская Художественная школа) [3]. В ВУЗах и колледжах архитектурно-художественного направления существует проблема увеличения численности студентов (Академия живописи ваяния и зодчества И. Глазунова, Художественное училище, Пермский гуманитарно-технологический институт, Уральский гуманитарный институт). Студенты, выбирающие учебные заведения художественного профиля, часто поступают учиться в другие города, например, Екатеринбург.
Ввиду неблагоприятной экономической ситуации и с целью решения вышеперечисленных проблем авторы статьи считают целесообразным объединение нескольких образовательных учреждений Перми архитектурно-художественного профиля в центр художественного образования. Следует отметить, что центр художественного образования может претендовать на роль центра культурной жизни города, региона.
Архитектурный облик и качества внутреннего пространства архитектурных школ и школ дизайна должны быть сформированы с целью воспитания у студентов визуальной и пространственной культуры [4], а также мотивации профессиональной и творческой деятельности студентов. Кроме того, современные образовательные технологии также требуют новых пространств и архитектурных форм. Поэтому современное здание центра художественного образования имеет все предпосылки для того, чтобы стать брэндовым объектом.
Объектами для объединения и образования центра художественного образования являются Академия живописи ваяния и зодчества И. Глазунова, Художественное училище, Детская Художественная школа, направление «дизайн» Пермского гуманитарно-технологического института, а также «декоративно-прикладное искусство» и «дизайн среды» Уральского гуманитарного института.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
В качестве объектов слияния авторами не рассматриваются крупные образовательные учреждения (строительный факультет Пермского национального исследовательского политехнического университета, Пермский строительный колледж).
Центр художественного образования, по мнению авторов, должен представлять собой систему многоступенчатого образования и объединять учреждения высшего профессионального (ВПО: Академия живописи ваяния и зодчества И. Глазунова, Уральский гуманитарный институт), среднего профессионального (СПО: Художественное училище, Пермский гуманитарно-технологический институт) и среднего (СО: Детская Художественная школа) образования. Многоступенчатая система образования реализует современную концепцию непрерывного образования, способствует коммуникации студентов. Так же нельзя исключать дополнение данного коммуникационно-образовательного пространства иными площадками для дополнительного развития в сфере дизайна и художественного мастерства.
Исходя из приведенных выше предпосылок, количество учащихся центра художественного образования по предварительным подсчётам составит около 1000 человек.
Объектами-аналогами для центра художественного образования могут служить университетский образовательный центр «Ролекс» (Лозанна, Швейцария, рис.1), Орестад-колледж (Коппенгаген, Дания), Спитцеровская школа архитектуры (Нью-Йоркск, США), Женский университет Ewha (Сеул, Корея) [4], кампус Вестминстерского колледжа (Лондон, Великобритания, архитектурное бюро Schmidt Hammer Lassen Architects, рис.2) [6].
Рисунок 1 - Образовательный центр «Ролекс»
Рисунок 2 - Кампус Вестминстерского колледжа
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х
Рисунок 3 - Проект культурно-образовательного центра в Махачкале
Особого внимания заслуживают международные воркшопы, такие, как «Пространство образования будущего» (рис.3) под руководством японского архитектора Хироки Мацуры, посвящённый разработке концепции здания культурно-образовательного центра в Махачкале [5].
Анализ тенденций в проектировании зарубежных образовательных учреждений и применяемых инновационных решений в организации пространства архитектурных школ приводит к выделению следующих принципов [4, 5, 6]:
• свобода внутреннего пространства и возможность его перепланировки;
• применение современных технологий образования;
• наличие центрального пространственного ядра - рекреационно-коммуникативного пространства, которое является центром архитектурной композиции; простые, открытые, ясные формы здания;
• интеграция здания в городскую и природную среду.
Большое значение имеет выбор участка для расположения центра художественного образования. Согласно современным тенденциям, к территориям учебных заведений предъявляются следующие требования:
• развитая транспортная инфраструктура;
• безопасность;
• наличие рекреационных территорий;
• наличие резервных территорий для развития.
Концепция центра художественного образования в Перми заключается в объединении малых учебных учреждений Перми архитектурно-художественного профиля, а также иных площадок для дополнительного развития в сфере дизайна и художественного мастерства. А также в создании комфортной, творческой, профессионально-ориентированной, конкурентно-способной среды обучения с многоступенчатой структурой образования. По мнению авторов статьи, концепция центра художественного образования предусматривает проектирование современного, функционального учебного корпуса лаконичной формы, со смелым стилевым решением, небольшой этажности (до 4 этажей), гармонично вписывающегося в городскую среду.
Список использованной литературы:
1. Объединение университетов: причины и последствия. BBC [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bbo.eom/tussian/society/2015/11/151125_europe_njssia_merging_universities (дата обращения: 10.12.2015);
2. Опорные университеты [Электронный ресурс]. - URL: ^1р://опорныйуниверситет.рф/аЬоШ; (дата обращения: 10.12.2015);
3. Курякова, Н.Б., Запольских, Т.Ю., Пируцкая, А.В. Исследование и анализ комфортности учебного корпуса Уральского филиала Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Строительство и архитектура. - 2015. - №2. - С. 205-217. doi: http://dx.doi.Org/10.15593/2224-9826/2015.2.14;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
4. Пучков М.В. Архитектура университетских комплексов // монография - Екатеринбург: Изд-во Урал. унта, 2010. - 172 с.;
5. Шалина Е. Очертания «Периметра»: сила точного жеста // Архитектурная платформа. Архитектура. Общественные здания. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.archplatforma.ru/?act=1&catg=38&nwid=4002 (дата обращения: 06.03.2016);
6. Архитектурная платформа. Архитектура. Общественные здания. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.archplatforma.ru (дата обращения: 06.03.2016).
© Курякова Н.Б., Пируцкая А.В., 2016
УДК 72.728.1
Самолазова Евгения Константиновна
студент 2 курса магистратуры архитектурного факультета Южный Федеральный Университет Академия Архитектуры и Искусств Научный руководитель: Трухачева Галина Александровна канд. арх., профессор кафедры «Архитектура жилых и общественных зданий»
Южный Федеральный Университет Академия Архитектуры и Искусств г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КРУПНЕЙШЕГО
ГОРОДА
Аннотация
Рассматривается современный подход к комплексному освоению территорий в исторической части крупнейшего города на примере г. Ростова-на-Дону, рассматриваются задачи и приводятся варианты решения проблем при благоустройстве и комплексном развитии территорий центральной части города.
Ключевые слова
Многофункциональный жилой комплекс, комплексное освоение территории, историческая часть города.
В настоящее время проекты комплексного освоения территорий, в которых совмещается строительство жилых и инфраструктурных объектов, становятся все более актуальными в России. Требованиям комплексной застройки территории соответствуют многофункциональные жилые комплексы, в рамках которых предусмотрена вся необходимая социальная, торговая и инженерно-транспортная инфраструктура. Проекты жилых комплексов такой конфигурации создаются в соответствии с концепцией комплексного освоения территории в едином архитектурном стиле. Жилое пространство комплекса организовывается с учетом расположения объектов обслуживания, пешеходных и рекреационных зон, парковок, детских школ и садов. Именно подобная застройка в максимальной степени отвечает критериям современной жизни и в самодостаточном мини-городе внутри мегаполиса создается однородное социальное окружение с комфортным проживанием и досугом.
При современном укладе жизни люди хотят заниматься привычными делами, не покидая пределов мегаполиса. Их потребности значительно изменились в сторону комплексных инфраструктурных решений, поэтому большую актуальность имеют проекты, которые не просто решают инфраструктурные задачи, а используют масштабы объекта, чтобы создать интересное, живое, зеленое, удобное общественное пространство. Для государства интересно развивать подобные проекты, так как без участия инвестиций нельзя провести реальную реформу городского пространства.