Научная статья на тему 'Ценовая политика стимулирования инновационного развития экономики'

Ценовая политика стимулирования инновационного развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценовая политика стимулирования инновационного развития экономики»

- механизм интеграции регуляторов и структур.

И.М. Албекова и Р.Г. Емцов предлагают инструменты регулирования разделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические, институциональные1. Макроэкономические инструменты определяют общеэкономический климат и влияют на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим; микроэкономические -воздействуют на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации хозяйствующих субъектов и включают государственные органы, объединения предпринимателей, информационные системы. Совокупность инструментов государственного регулирования включает в себя также экономическое прогнозирование, составление индикативного плана, разработку и реализацию адресного плана, разработку и реализацию целевых комплексных программ по решению наиболее приоритетных задач.

К формам регулирования можно отнести любую совокупность инструментов регулирования, объединенных по какому-либо признаку. В частности, могут быть экономические, административные, правовые формы регулирования. В ряде работ предложена классификация форм государственного регулирования по степени вмешательства государства в экономические отношения, степени свободы объекта управления в связи с воздействием на него субъекта2. К.Н. Нилов подразделяет формы регулирования на следующие виды деятельности: нормотворческая, организационно-координационная (принятие и реализация программ), оперативно-управленческая, контрольно-надзорная, правоохранительная3.

Метод регулирования - способ воздействия управляющего субъекта на объект для достижения поставленных целей и реализации функций регулирования. Среди методов регулирования различают прямые и косвенные. К прямым методам относят такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты хозяйствования приходят к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях органов власти, т.е. по принуждению. Методы косвенного воздействия заключаются в том, что государство не оказывает прямого воздействия на субъект хозяйствования и принимаемые им решения. Данную классификацию В.В. Мищенко дополняет административными, экономическими и макроэкономическими методами регулирования4. Д. С. Львов в зависимости от содержания и характера воздействия на объект различает информационные, макроэкономические, ресурсные (затратные) и институциональные методы5.

В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести, никак не претендуя на полноту перечисления, к следующим моментам6:

1) государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);

2) в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;

3) осударственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны;

4) фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;

5) государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.

Новиков В.Е.

д.э. н., профессор Российской таможенной академии

Дербенева Г. Ф.

к.э.н., доцент РУДН

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

ЭКОНОМИКИ

1. Мировое лидерство и рейтинг России в инновационном развитии

В условиях высокой интегрированности национальных экономик в мировую экономику лидерство имеет та страна, в которой наиболее высокий уровень инновационного развития. В начале XXI века он определяется пятым и

1 Албекова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. - М: Дело и Сервис, 1998.

2 Подробно см.: Мильнер Б. Теория организации: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003.

3 Нилов К.Н. Предпринимательское право: практикум. - М.: Флинта, МПСИ, 2008 - 304 с.

4 Инвестиционный менеджмент: учебное пособие / кол. авторов; под ред. В.В. Мищенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008. - 400 с.

5 Львов Д.С. Экономика развития. - М.: Экзамен, 2002.

6 Ивасенко, А.Г. Инновационный менеджмент: учебное пособие. / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, А.О. Сизова. - М.: КНОРУС, 2009. - 416 с.

шестым технологическим укладами. Ключевые технологии настоящего (пятого) и перспективного (шестого) уровней, обеспечивающих конкурентоспособность странам на мировом уровне, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Ключевые технологии, обеспечивающие лидерство на мировом рынке

Номер уклада Ключевые технологии Лидеры на мировом уровне

Пятый Микроэлектроника Япония

Нефтегазовая энергетика Страны ОПЕК, Россия

Биотехнология микроорганизмов Великобритания, США, Россия, Германия

Персональные компьютеры США, Япония

Интернет США

Шестой Нанотехнологии Ввиду отсутствия статистической информации выделение явных лидеров не представляется возможным

Системы искусственного интеллекта

Глобальные информационные сети

Альтернативная энергетика: водородная, электрохимическая солнечная, ветряная, биодизельное топливо

Биотехнология растений, животных, лекарств Дания, Швеция

Источник: Построение авторов.

Как следует из табл. 1, в настоящее время лидерами на мировом рынке являются те страны, в которых уровень развития отраслей промышленности соответствует пятому технологическому укладу и который характеризуется компьютерной революцией, формированием глобальных научно-исследовательских сетей, распространением Интернет-технологий. Технологическими лидерами являются США, страны Западной Европы (особенно Германия) и Япония. В то же время уровень развития и динамизм инновационной сферы (науки, наукоемких отраслей и компаний) этих стран определяет структуру производства, возможности для устойчивого экономического роста и развития конкурентных преимуществ национальных экономических систем.

В перспективе (в первые десятилетия XXI века) лидерство на мировом рынке будет определять уже формирующийся шестой технологический уклад. Основой замещения пятого технологического уклада шестым является совершенствование средств производства, и технологий на базе нанотехнологий, глобальных информационных сетей, систем искусственного интеллекта, альтернативной энергетики, биотехнологии растений, животных, лекарств. Именно их использование должно привести к повышению производительности труда и созданию благоприятной основы для экономического роста. Переход к новому укладу предполагает формирование новой промышленной политики на национальном, межотраслевом и отраслевом уровнях, новой структуры инвестиций, новых типов инфраструктуры, обеспечивающих соответствующие производственные условия. Страны-лидеры пятого уклада сохраняют свои позиции и в шестом. Для достижения уровня страновой конкурентоспособности необходимо определить и выявить ключевые факторы, обусловливающие его достижение.

Устойчивый уровень конкурентоспособности и экономического роста страны является производной от структуры промышленности и технико-технологического уровня развития ее отраслей. Этот уровень определяет ключевые факторы, влияющие на показатели конкурентоспособности страны.

На сегодняшний день оценка уровня страновой конкурентоспособности проводится самыми различными организациями. Наиболее авторитетным источником является ежегодный доклад по мировой конкурентоспособности Всемирного экономического форума (World Economic Forum), в котором рассчитываются страновые индексы мировой конкурентоспособности (GCI - global competitiveness index).

Индексы конкурентоспособности первой десятки стран и России приведены в табл. 2.

Таблица 2

Показатель глобальной конкурентоспособности в 2007-2010 гг.

Страна Место в рейтинге Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI)

2007-2008 гг. 2009-2010 гг. 2007-2008 гг. 2009-2010 гг.

США 1 2 5,67 5,59

Швейцария 2 1 5,62 5,60

Дания 3 5 5,55 5,46

Швеция 4 4 5,54 5,51

Германия 5 7 5,51 5,37

Финляндия 6 6 5,49 5,43

Сингапур 7 3 5,45 5,55

Япония 8 8 5,43 5,37

Великобритания 9 13 5,41 5,19

Нидерланды 10 10 5,40 5,32

Россия 58 63 4,19 4,15

Источник: The Global Competitiveness Report 2007-2008. The Global Competitiveness Report 2009-2010.

Методика расчета вС1 учитывает следующие факторы:

♦ базовые факторы: общее состояние экономики, развитость инфраструктуры;

♦ факторы, увеличивающие эффективность экономики: эффективность рынков, уровень образованности населения и готовность экономики к нововведениям;

♦ факторы, в основном связанные с инновационной активностью.

Согласно данным табл. 2 наивысшее значение вС1 в докризисном периоде имели США, уступившие его в кризисной ситуации Швейцарии. Кроме этого из десятки лидеров выбыла Великобритания и вместо нее вошла Канада. Это позволяет сделать вывод, что в целом эта группа стран имеет благоприятное сочетание ключевых факторов, определяющих уровень и потенциал роста страновой конкурентоспособности. Необходимо отметить, что к десятке наиболее конкурентоспособных стран относятся технологически развитые страны с высоким уровнем инновационной активности в промышленном производстве.

Россия, занимавшая в докризисном периоде 58 место в рейтинге, переместилась на 63 место. вС1 соответственно снизился с 4,19 до 4,15.

Конкурентоспособность государства на мировом уровне в условиях глобализации порождает необходимость такой структуры и механизма управления ресурсами, которые создавали бы условия для экономического роста и повышения производительности труда. Это в полной мере относится к России, перед которой стоит задача достижения высокого научно-технического и научно-технологического уровней за счет эффективной промышленной политики. В связи с этим актуальность выбора концепции формирования промышленной политики для России определяется следующими факторами:

- устойчивой тенденцией зависимости экономического роста от экспорта сырья,

- отсутствием согласованности стратегий инновационного развития отраслей на долгосрочную перспективу.

Согласно оценкам, содержащимся в стратегиях развития отраслей промышленности, их уровень в России на сегодняшний день определяется как неконкурентоспособный.

В ситуации же, когда на пороге нового столетия Россия столкнулась с необходимостью поиска дальнейшей стратегии развития промышленности, все более острой становится для страны проблема повышения конкурентоспособности на мировом и национальном уровнях. Поэтому в условиях глобального финансового кризиса и нарастающего конкурентного напряжения в борьбе за мировое лидерство особенно важно осуществлять мониторинг конкурентной позиции страны. Определяет конкурентные преимущества для любой страны доля в ВВП и ассортимент продукции с высокой добавленной стоимостью. Поэтому для инновационного пути развития России чрезвычайно актуальным является формирование государственной промышленной политики.

2. Методический подход к формированию государственной промышленной политики

Методический подход к выявлению факторов, влияющих на конкурентоспособность отраслей промышленности страны предлагается базировать на концепции национальных конкурентных преимуществ М. Портера. М. Портер определил критерий страновой конкурентоспособности на мировом уровне: доля в объеме экспорта высокотехнологичной продукции. Состав и доля в мировом объеме экспортируемой продукции стран-лидеров приводятся в табл. 4.

Таблица 4

Состав и доля в мировом объеме экспорта продукции стран-лидеров в 2004-2005 гг.

Продукция инновационных отраслей промышленности Доля экспорта в мировом объеме, %

Германия США Япония Великобритания

Автомобили 22,16 6,00 16,43 4,94

Двигатели внутреннего сгорания 17,72 31,07 13,32 19,69

Авиакосмические летательные аппараты 15,34 37,83 - -

Автозапчасти 14,59 14,02 11,20 3,47

Электрооборудование 13,91 - 11,18 -

Телекоммуникации 7,25 - 5,44 5,41

Компьютеры компьютерное оборудование 6,59 9,48 - -

Контрольно-измерительное оборудование - 22,20 - -

Робототехника - - 19,22 -

Источник: ЦпСа! ИаМЪоок о£ 2006. ЦЫ.

Из табл. 4 следует, что экспорт США, Германии, Великобритании и Японии представлен исключительно продукцией инновационных отраслей экономики. В экспорте автомобилей и автозапчастей наибольший удельный вес занимает продукция Германии. Лидером на мировом рынке авиакосмических летательных аппаратов, двигателей внутреннего сгорания и контрольно-измерительного оборудования являются США. Японии принадлежит самая большая доля экспорта в мировом объеме робототехники.

Состав и доля в мировом объеме экспорта продукции России приведена в табл. 5.

Таблица 5

Состав и доля в мировом объеме экспорта продукции России в 2004-2005 гг.

Продукция отраслей промышленности энергетического сектора Доля экспорта в мировом объеме, %

Никель 26,26

Нефть и продукты переработки 18,99

Удобрения 14,56

Источник: Unctad handbook of statistics 2006. UN.

Как видно из табл. 5, в экспорте России высокотехнологичная продукция отсутствует. Перед страной стоит задача развития конкурентных преимуществ, решать которую необходимо в рамках государственной промышленной политики, включающей структурную (выделение приоритетных и группировка отраслей), инфраструктурную (определение организационно-правовых форм предприятий), инвестиционную и ценовую политику.

Целью государственной промышленной политики должно являться формирование структуры и выделение в качестве приоритетных таких отраслей, развитие которых вызывает мультипликативный эффект экономического роста национальной экономики в целом и достижения уровня страновой конкурентоспособности на мировом рынке.

Цель промышленной политики предполагает следующий подход к ее формированию.

1. Представляем структуру национальной экономики секторами, каждый из которых включает перечень отраслей. Структуризация экономики России приводится в табл. 6.

Таблица 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структуризация экономики России

Сектор экономики Отрасль экономики

сельское хозяйство

Потребительский пищевая и легкая промышленность

ЖКХ и бытовое обслуживание

социальные услуги

наука и научное обслуживание

Инновационный машиностроение и металлообработка

химия и нефтехимия

строительство

электроэнергетика

топливная промышленность

Энергосырьевой черная и цветная металлургия

лесной комплекс

стройматериалы

транспорт и связь

Инфраструктурный торговля

финансы, кредит, управление

Источник: Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года. - М.: Институт стратегических исследований, 2006. - С. 38.

Как следует из табл. 3, в цикле выделяются четыре сектора. Значимость каждой отрасли определяется ее принадлежностью к тому или иному сектору.

2. Уровень научно-технического развития экономики определяет инновационный сектор, а потому отрасли, входящие в него, необходимо отнести к категории приоритетных.

3. Энергетические потребности именно этих отраслей должны удовлетворяться в первую очередь. Таким образом, должен быть выделен инновационно-энергетический блок (ИЭБ). Уровень развития этого блока будет определять научно-технический уровень отечественной экономики и ее конкурентные возможности на мировом рынке.

4. Для достижения уровня необходимой конкурентоспособности ИЭБ определяются возможности использования научных разработок для выпуска продукции, соответствующей пятому и шестому технологическим укладам и объем, формы и источники инвестиций.

5. В рамках промышленной политики формулируются условия для стимулирования инноваций (определение формы и уровня цен в согласовании с вложенным капиталом).

3. Принципы ценовой политики в стимулировании инновационного развития экономики России

Социально-экономическое развитие общества предполагает предоставление необходимого объема и качества благ для удовлетворения возрастающих потребностей его членов. Ограничением в использовании данного закона при формировании промышленной политики является уменьшение природных и трудовых ресурсов, используемых в воспроизводстве жизнедеятельности всего населения. Отсюда вытекает закон постоянного роста производительности труда, а, следовательно, инновационного развития экономики.

Инновации являются источником роста производительности общественного труда. Они возникают как результат совпадения научно-технических разработок и потребности в этих разработках со стороны производства. Потребность же производства в инновациях обусловливается возросшими общественными потребностями.

Таким образом, инновационное развитие экономики предполагает, что существует постоянный спрос на инновации для удовлетворения возрастающих общественных потребностей, что существуют и развиваются источники создания научных разработок, лежащих в основе инноваций, и имеется спрос на научные разработки со стороны производства. В противном случае инновационное развитие экономики невозможно.

Дополнительно созданная в результате роста производительности общественного труда продукция не должна изыматься из процесса общественного воспроизводства. Она - источник роста средней зарплаты работников материальной и бюджетной сфер, увеличения фондов накопления. Однако существуют различные способы изъятия этой продукция из процесса воспроизводства. Например, это может быть понижение оплаты труда, снижение объема накоплений, вывоз капитала за рубеж. Опережающее повышение цен по сравнению с доходами потребителей, увеличение налогов на конечных потребителей, особенно лиц с низкими и средними доходами приводит также к снижению объемов потребления. Следовательно, если часть вновь созданной стоимости выводится из процесса воспроизводства, спрос на инновации падает или прекращается.

Спрос на инновации со стороны производства может быть снижен из-за соотношений цен на отечественную и импортную продукцию на внутреннем рынке, ориентирующих потребителей на использование импортной продукции. Это происходит в том случае, если установлены заниженные таможенные пошлины и завышенные таможенные квоты на ввоз импортной продукции обрабатывающих отраслей промышленности, особенно с высокой долей добавленной стоимости. В результате структура производства приобретает сырьевой характер, исчезают отрасли высоких технологий, где генерируются новые идеи и возникают инновации.

Инновационное развитие экономики также окажется невозможным, если не будет возрастать подготовка высококвалифицированных кадров и увеличиваться вложение средств в развитие фундаментальной науки. Прикладная наука в рыночных условиях может развиваться за счет средств производителей инновационной продукции, если будет потребность общества в этой продукции.

Сокращение, стагнация или замедление роста общественного потребления создает угрозы существованию того или иного общества и из практики хорошо известно, что все страны стремятся к увеличению потребления, повышению качества жизни. Для этого необходимо, чтобы государство максимально способствовало раскручиванию маховика роста производительности труда. В вечном соревновании стран и народов побеждает тот, кто быстрее и сильнее раскручивает этот маховик. Поэтому в воспроизводственном цикле производство - распределение - обмен - потребление и накопление должно быть как можно меньше помех и потерь. Одним из внешних регуляторов этого цикла является цена, которая участвует в регулировании процесса воспроизводства на всех его стадиях во взаимодействиях с другими регуляторами: налогами, кредитом, валютным курсом, бюджетом, таможенными пошлинами, заработной платой. Чем эффективнее взаимодействуют эти категории, тем быстрее вращается маховик повышения производительности труда. Темпы роста производительности общественного труда отражают эффективность этого взаимодействия. Выстраивание векторов взаимодействия цен с другими экономическими регуляторами, соотношений цен на продукцию различных отраслей и видов продукции можно назвать ценовой политикой. Цена здесь опосредует обмен результатами труда всех производителей и участников процесса воспроизводства, ибо заработная плата - это цена труда.

Поэтому целью ценовой политики является стимулирование инноваций, реализации новых идей и разработок в производстве новых продуктов удовлетворения общественных потребностей.

Маховик повышения производительности общественного труда, наращивания количества инноваций начинает раскручиваться с развития образования и науки. Об этом свидетельствует опыт высокоразвитых и развивающихся стран, отечественный опыт создания научно-технического потенциала, существовавший в Советском Союзе.

В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года заложены целевые макроэкономические индикаторы экономического роста. В качестве таких индикаторов на первом и втором этапах реализации Концепции выступают приросты производительности труда, инвестиций в основной капитал и расходы на НИОКР. Они приведены в табл. 7.

Таблица 7

Целевые индикаторы экономического роста в 2008-2020 гг.

Индикаторы экономического роста Прирост в целом за период, %

2008-2012 гг. 2013-2020 гг.

Производительность труда 40-41 71-78

Инвестиции в основной капитал 80-85 115-123

Расходы на НИОКР 1,4-1,6 ВВП 3,0 ВВП

ВВП 37-38 64-66

Источник: на основании утвержденной Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Как следует из табл. 7, Концепцией заложена тенденция последовательного прироста ВВП, хотя темп прироста уменьшается. Тем не менее, в 2016-2020 гг. среднегодовой темп прироста ВВП по варианту инновационного развития почти в 2 раза превышает вариант инерционного развития. По сравнению с проектом данной Концепции целевые индикаторы экономического роста скорректированы в сторону уменьшения. В проект закладывались следующие показатели:

♦ доля высокотехнологичного сектора в ВВП должна составлять 17-20% (2006 год - 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - 2,0-3 процентных пунктов (2006 г. - 1,3);

♦ доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, 40-50% (2005 г. - 9,3%), доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции - 25-35% (2005 г. - 2,5%);

♦ внутренние затраты на исследования и разработки 3,5-4% ВВП (2006 год - 1% ВВП);

♦ производительность труда должна быть увеличена почти вдвое;

♦ энергоемкость должна быть снижена не менее чем на 40 процентов.

В качестве целевого индикатора инновационного развития экономики России выбрана доля высокотехнологичного сектора в структуре добавленной стоимости (ДС) промышленности и экономики в целом. Структура ДС приведена в табл. 8.

Таблица 8

Структура ДС промышленности (в ценах 2007 г.)

Сектора промышленности Доля в общем объеме добавленной стоимости, %

2007 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г.

инновационный 10,9 11,1 13 17,0

нефтегазовый 18,7 16,6 13,7 12,7

сырьевой 7,7 7,3 7,0 6,9

Экономика в целом 100 100 100 100

Источник: на основании утвержденной Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Из табл. 8 следует, что даже в 2015 г. наиболее высокая доля ДС приходится на нефтегазовый сектор. Однако к 2020 г. предполагается, что инновационный сектор будет превосходить нефтегазовый сектор по рассматриваемому показателю на 4,3 процента.

Выделение в промышленности инновационного сектора определяет изначально структурную политику как первый шаг промышленной политики.

Для характеристики экономической политики любой страны важно, в какой мере внутренний спрос (общественно-необходимые потребности) удовлетворяет отечественное производство. Данные о соотношении этих показателей для потребностей инновационного развития России в долгосрочной перспективе приводятся в табл. 9.

Таблица 9

Целевые индикаторы внутреннего спроса и производства

Среднегодовой темп прироста При] рост в целом за период, %

2008-2010 гг. 2011-2015 гг. 2016-2020 гг.

Внутренний спрос 9,7 7,3 6,7

Промышленное производство 5,7 5,3 5,1

Импорт 20,0 8,7 6,5

Доля источников покрытия прироста внутреннего спроса: 100 100 100

внутреннее производство 57,5 73,0 76,4

импорт 42,5 27,0 23,6

Источник: на основании утвержденной Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

Приводимый в табл. 9 внутренний спрос и доля внутреннего производства в его покрытии могут быть обеспечены только за счет инвестиций. Поэтому следующим шагом в формировании промышленной политики является определение источников и форм инвестирования капитала. Отсюда для ценовой политики вытекает задача определения формы и уровня цены в согласовании с вложенным капиталом (обоснование нормы прибыли и рентабельности в структуре цены с позиций стимулирования импортозамещения).

Таким образом, ценовая политика стимулирования инновационного развития экономики рассматривается как формирование целевой (проектной) цены продукции, имеющей добавленную стоимость уровня производства, признаваемого инновационным. Определение уровня такой цены - приоритетное право производителя (независимо от организационно-правовой формы предприятия). При разногласиях по этому вопросу между производителем и потребителем возможно снижение цены, однако в этом случае должна быть предусмотрена возможность компенсации производителю затрат на осуществление воспроизводственного цикла выпуска и реализации его продукции на величину скидки для потребителя.

Уровень целевой цены на инновационную продукцию только тогда будет соответствовать требованиям конкурентоспособности продукции выделенных отраслей ИЭБ на мировом уровне, если производительность труда в этих отраслях, по нашему мнению, будет не ниже 65 процентов к производительности труда в США. Производительность труда обусловливает уровень затрат в производстве и, следовательно, себестоимость продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.