Научная статья на тему 'Ценовая политика на рынках электроэнергии России и Украины'

Ценовая политика на рынках электроэнергии России и Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимчук В.И., Серебренников Б.С.

Тариф на передачу электроэнергии определяется энергоснабжающей компанией (ЭК), но утверждается независимым регулирующим органом с целью недопущения его завышения в результате неоправданных затрат. Тариф на поставку также утверждается комиссией по регулированию в электроэнергетике и является одним из инструментов конкурентной борьбы на розничном рынке. Очевидно, что данный метод основан на затратном принципе ценообразования, но с другой стороны, он единственно достоверный и справедливый.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Illuminated… show. The price strategy at the Ukraine and Russian electric power market

The electric power transformation tariff is determined by the power supply company but approved by independent regulating government body with the purpose to stop the setting of the tariff too high as a result of unjustified expenses. Regulating committee at power industry area also approves supply tariff. The tariff is also one of tools of competitive struggle in the retail market. It is obvious, that the given method is based on cost-is-no-object approach of pricing, but on the other hand, it is the only reliable and right one.

Текст научной работы на тему «Ценовая политика на рынках электроэнергии России и Украины»

свето... представление

ценовая политика на рынках электроэнергии

России и Украины

Окончание. Начало в № 1/2004

Герасимчук В.И.

докт. экон. наук, профессор,

заведующий кафедрой "Международная экономика", декан факультета "Менеджмент и маркетинг" НТУУ "Киевский политехнический институт"

Серебренников Б.С.

аспирант кафедры

"Маркетинг"

факультета

"Маркетинг"

Киевского

национального

экономического

университета

Тариф на передачу электроэнергии определяется энергоснабжающей компанией (ЭК), но утверждается независимым регулирующим органом с целью недопущения его завышения в результате неоправданных затрат. Тариф на поставку также утверждается комиссией по регулированию в электроэнергетике и является одним из инструментов конкурентной борьбы на розничном рынке. Очевидно, что данный метод основан на затратном принципе ценообразования, но с другой стороны, он единственно достоверный и справедливый.

В мировой практике формирования тарифов на электроэнергию можно выделить три основных подхода.

1. Уровень тарифа определяется на основе суммы необходимого дохода, обеспечивающего покрытие расходов ЭК в течение всего периода функционирования и получение заданного объема прибыли. Недостатки метода заключаются в том, что он не учитывает потребности в инвестициях для развития ЭК, поскольку ориентируется на окупаемость уже вложенного капитала. К тому же такие тарифы не учитывают, что зависимость между уровнем средних затрат на генерацию, передачу, распределение электроэнергии и объемом ее выработки носит нелинейный характер, а объем потребительского спроса может существенно изменяться как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

2. Тариф формируется на основе краткосрочных предельных издержек и дифференцируется по периодам времени (часам суток, дням не-

дели, сезонам года). Такие тарифы могут эффективно использоваться для управления спросом потребителей на электроэнергию и мощность. При этом они с высокой степенью точности отражают реальные издержки энергокомпаний. Основным их недостатком является нестабильность во времени. 3. Тариф рассчитывается исходя из долгосрочных предельных затрат ЭК, в которых учитываются будущие расходы на постройку новых мощностей. Такие тарифы ориентированы на развитие электроэнергетики, учитывают перспективы роста рынков сбыта и являются достаточно стабильными.

Учитывая такие факторы, как степень износа основных фондов генерирующих и передающих энергокомпаний России и Украины, неравномерность спроса потребителей во времени, дефицит мощности в национальных энергосистемах, в том числе маневренной, перспективным методом тарифообразования, направленным на решение данных проблем, может быть комбинированное использование второго и третьего подходов. Они не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими, расширяя круг функций, выполняемых тарифом на рынке. В этой связи важно отметить, что формула (1) (см. № 1/2004 «рп» - ред.) является лишь базовой, и розничный тариф в дальнейшем может и должен быть дифференцирован по существенным для ЭК и потребителей параметрам. С этой целью выделим первостепенные задачи (функции) тарифной политики ЭК России и Украины на региональных розничных рынках:

1) обеспечение прибыльности деятельности, достаточной для развития ЭК;

2) обеспечение стабильного финансового положения ЭК;

3) целенаправленное стимулирование потребителей к управлению спросом на электроэнергию и мощность.

Основываясь на значительной неоднородности потребителей электроэнергии, специфике процесса ее потребления, сложности экономических взаимоотношений между потребителя-

важным этапом

сегментирования

энергорынка

является выбор

адекватных

критериев

(признаков)

сегментирования

пеци-кхцсиейг)-

х сег-

необходимо

_решить проблему оснащения

_потребителей

системами

_комплексного

_коммерческого

учета потребления электроэнергии _и мощности

ми и ЭК, приходим к выводу, что реализация этих функций должна строиться на принципах:

а) дифференцированного подхода к потребителям;

б) гибкости тарифной политики. Платформой для эффективного внедрения этих принципов является сегментирование розничного рынка электроэнергии - сложный, однако, крайне необходимый для повышения

ективности взаимодействия энергосистемы, ЭК и потребителей процесс, поскольку менно на его основе возможно достижение следующих положительных результатов:

1. Обеспечение процедуры всестороннего де тального исследования потребителей (специ фических характеристик, интересов, реа в рамках сегмента.

2. Учет специфики потребителей разных се ментов при формировании дифференцированной тарифной и кредитной политики.

3. Повышение точности прогнозирования уровня и характера спроса на электроэнергию и мощность.

4. Более адекватное прогнозирование уровня и характера оплаты потребителями услуг ЭК.

5. Повышение эффективности маркетинговых коммуникаций.

6. Повышение точности оценки эффективности ценовых решений ЭК.

7. Совершенствование структуры управления маркетинговыми затратами.

Важным этапом сегментирования энергорынка является выбор адекватных критериев (признаков) сегментирования. Учитывая, что цель сегментирования - это разработка дифференцированной тарифной политики, необходимо чтобы критерии сегментации и дифференциации были эквивалентными. Следует отметить, что сегментирование региональных рынков целесообразно осуществлять поэтапно, согласно принципу «от общего к частному». То есть необходимо постепенно детализировать и уточнять исходные общие критерии, в случае целесообразности вводя новые, более адекватные. Этот процесс не должен рассматриваться

как конечный, поэтому периодически следует пересматривать соответствие текущей сегментации целям и задачам тарифной политики ЭК. Основываясь на анализе практики дифференцированного тарифообразования экономически развитых стран мира (Германии, Франции, Великобритании, Италии, США и др.), актуальных проблемах национальных энергорынков, коммерческих целях ЭК, считаем, что рациональными критериями сегментирования небытовых потребителей должны быть:

- объем и характер потребления электрической мощности;

- гибкость технологического процесса;

- объем потребления электроэнергии;

- уровень и характер оплаты потребителей;

- уровень питающего напряжения.

Для населения такими критериями могут быть объем и характер потребления электроэнергии.

Очевидно, что для реализации дифференцированной тарифной политики необходимо решить проблему оснащения потребителей системами комплексного коммерческого учета потребления электроэнергии и мощности, что требует разработки специальных стимулирующих программ. В данном случае перспективным решением может быть предоставление товарного кредита (установка систем учета), предусматривающего оплату оказанных услуг за счет средств, сэкономленных в результате перехода на расчеты по дифференцированным тарифам. Такой путь создаст экономическую заинтересованность потребителей, поскольку им не нужно будет изыскивать дополнительные (собственные либо заемные) средства для реализации проекта.

С целью гармонизации ценообразования между оптовым и розничным рынками, эффективной дифференциации розничных тарифов для небытовых потребителей в течение суток, целесообразно внедрить 24 тарифные зоны, соответственно определяя тарифные ставки для каждого часа суток на месячный период. Это даст возможность более адекватно отображать временную дискретизацию электропотребле-

для небытовых потребителей в течение суток целесообразно внедрить 24 тарифные зоны

_прогнозируемым уровнем инфляции

_и средней ценой

краткосрочного кредита

ния небытовых потребителей, более гибко управлять спросом на электроэнергию и мощность во времени, а также обеспечит стабильность количества и продолжительности тарифных зон.

Учитывая тот факт, что коммерческая деятельность многих предприятий характеризуется сезонностью (при непрерывности производственного процесса), что затрудняет своевремен-ую оплату ими потребляемой электроэнергии : создает финансовые трудности для ЭК и всего энергорынка, актуальным является поиск пу-беспечения платежной дисциплины таких потребителей. Перспективным вариантом решения этой проблемы представляется осуществление политики краткосрочного товарного кредитования потребителей энергоснаб-жающими компаниями на взаимовыгодных договорных условиях. Очевидно, что для успешной реализации данного варианта процентная ставка за кредит, предоставленный ЭК, должна находиться в пределах между прогнозируемым уровнем инфляции за соответствующий период и средней ценой краткосрочного кредита на финансовом рынке.

Для бытовых потребителей необходимо совершенствование тарифной политики на основе проведения следующих мероприятий:

1. Замена многочисленных льгот в оплате за электроэнергию, поощряющих расточительность потребления, адресными выплатами, исходя из норм минимально необходимых потребностей человека в электроэнергии. Причем часть электроэнергии, потребленной свыше норм, должна полностью оплачиваться населением.

2. Введение пени за несвоевременную оплату электроэнергии с целью стимулирования платежной дисциплины среди населения. Ее размер должен быть не ниже официального уровня инфляции за соответствующий период. Радикальным вариантом решения проблемы платежной дисциплины представляется переход от практики помесячной оплаты за потребленную электроэнергию пост-фактум к предоплате при использовании электронных счет-

чиков с депозитными магнитными карточками, когда по исчерпании оплаченного лимита энергоснабжение абонента автоматически прекращается. С целью создания у населения заинтересованности в процедуре осуществления предоплаты целесообразно предусмотреть определенную скидку к тарифу, потери от которой будут покрываться за счет поступлений от штрафов за просроченные платежи. Таким образом, будет осуществляться «двойное» стимулирование как своевременной, так и предварительной оплаты за электроэнергию. 3. В рамках социальной политики целесообразно дифференцировать тарифы для населения по критерию объема потребления, первоначально выделив 3 группы потребителей, характеризующихся высоким, средним и низким уровнями потребления. Тариф для группы со средним потреблением должен оставаться на прежнем уровне, а тарифы для двух других групп изменяются сбалансированно. То есть сначала устанавливается скидка к тарифу для групп населения с низким уровнем потребления. Затем определяются прогнозные потери от реализации электроэнергии по сниженным тарифам, сумма которых будет компенсироваться за счет соответствующего повышения тарифов для групп с высоким электропотреблением. Важным условием здесь является стабильность общего дохода от реализации электроэнергии населению до и после дифференциации тарифов, что подразумевает проведение периодической корректировки соотношения между текущими тарифными ставками.

Gerasimchuk V.I.

The doctor of Economic Science The professor

The head of the sub-faculty of

International Economy

The dean of the faculty of

Management and Marketing

Kiev polytechnic university

Serebrennikov B.S.

The post-graduate student of

marketing faculty

Kiev national economic university

Illuminated... show

The price strategy at the Ukraine

_and Russian electric power

market

The end.

The beginning is in № 1/2004

The electric power transformation tariff is determined by the power supply company but approved by independent regulating government body with the purpose to stop the setting of the tariff too high as a result of unjustified expenses. Regulating committee at power industry area also approves supply tariff. The tariff is also one of tools of competitive struggle in the retail market. It is obvious, that the given method is based on cost-is-no-object approach of pricing, but on the other hand, it is the only reliable and right one.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.