Научная статья на тему 'Ценностный потенциал физической культуры в социализации пожилых людей'

Ценностный потенциал физической культуры в социализации пожилых людей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
290
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценность / физическая культура / социализация / пожилой человек / value / physical training / socialization / the elderly person (chronologically gifted)

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рямова Ксения Александровна

Освоение ценностей физической культуры способствует активному воздействию не только на физические способности пожилого человека, но и на его чувства, сознание, интеллект, что обеспечивает формирование устойчивых социально-психологических проявлений: положительных мотиваций, ценностных ориентаций, интересов и потребностей в сфере физической активности и здоровом стиле жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рямова Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The value potential of physical training in socialization of chronologically gifted

Mastering of values of physical training promotes active influence not only on physical abilities of the elderly person, but also on its feelings, consciousness, mentality and intelligence that provides formation of stable socially-psychological displays: positive motivations, valuable orientations, interests and needs in sphere of physical activity and healthy style of a life.

Текст научной работы на тему «Ценностный потенциал физической культуры в социализации пожилых людей»

УДК 613.98:613.71

ББК Ч511.144

Рямова Ксения Александровна

соискатель г. Екатеринбург Ryamova Xenia Aleksandrovna

The competitor Yekaterinburg

Ценностный потенциал физической культуры в социализации пожилых людей The value potential of physical training in socialization of chronologically gifted

Освоение ценностей физической культуры способствует активному воздействию не только на физические способности пожилого человека, но и на его чувства, сознание, интеллект, что обеспечивает формирование устойчивых социально-психологических проявлений: положительных мотиваций, ценностных ориентаций, интересов и потребностей в сфере физической активности и здоровом стиле жизни.

Mastering of values of physical training promotes active influence not only on physical abilities of the elderly person, but also on its feelings, consciousness, mentality and intelligence that provides formation of stable socially-psychological displays: positive motivations, valuable orientations, interests and needs in sphere of physical activity and healthy style of a life.

Ключевые слова: ценность, физическая культура, социализация, пожилой человек.

Key words: value, physical training, socialization, the elderly person (chronologically gifted).

Увеличение доли пожилых людей в общей численности населения - характерная социально-демографическая особенность современного мира. По данным ООН, количество лиц в возрасте 60 лет и старше увеличилось за последние тридцать лет почти в два раза, а к 2020 году, в соответствии с прогнозами демо-

графического департамента, уровень пожилого населения возрастет до 1 млрд 100 млн человек [1, с. 7]. Главные причины этой доминирующей тенденции -увеличение продолжительности жизни благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения, росту разносторонней активности пожилых людей [5, с. 118].

В России в 2006 году пенсионеры составляли примерно 27 процентов населения страны, из них 7 миллионов продолжают работать, так как являются специалистами высокой квалификации, имеющими высшее и среднее профессиональное образование.

Приведенная статистика наглядно показывает, что только четверть людей, достигших пенсионного возраста, продолжают активную социально-полезную деятельность, оставаясь профессионально компетентными, адекватно реагирующими на изменяющиеся условия. Большая часть оказывается беспомощной в освоении оптимального образа жизни, становясь социально невостребованной. Именно эти люди становятся отдельной, во многом самостоятельной социально-демографической группой, требующей особого подхода [5, с. 89]. Это проявилось в принятии нашим правительством целых пакетов специальных законов и подзаконных актов.

Однако, несмотря на принятые меры, продолжительность жизни мужчин в современной России составляет 58-62 года, у женщин на 5-7 лет больше [2, с. 39, 9]. Все это указывает на необходимость принятия срочных мер с концентрацией усилий специалистов из разных областей знаний.

На основе анализа научной литературы [8, 10, 11] и социально-педагогической практики удалось выявить основные факторы, позитивно или негативно влияющие на комплекс физических и духовно-нравственных качеств пожилых людей, определяющих уровень их здоровья и продолжительность жизни. Условно эти факторы можно систематизировать в зависимости от возможности воздействия на них профилактическими мероприятиями разного рода.

К первой группе факторов следует отнести физиологические показатели: возраст, пол и отягощенность заболеваниями. Вторую группу факторов состав-

ляют социально-культурные особенности: уровень образования, профессиональные преимущества или вредности, насыщенность жизни отрицательными или положительными событиями. К третьей группе факторов можно причислить условия проживания, семейное положение, состояние соматического здоровья и наличие или отсутствие чувства одиночества. В отличие от факторов, представленных в двух предыдущих группах, в последнем случае имеется возможность их коррекции.

На основании многолетнего мониторинга самочувствия пенсионеров (всего обследовано 175 человек 58-76 летного возраста) удалось сформировать дидактическую концепцию преодоления пожилыми людьми типичных физических и духовно-нравственных проблем с целью улучшения качества жизни.

При этом учитывалось, что старение людей - объективный процесс, его темпы и интенсивность в значительной мере зависят от индивидуально-генетических предпосылок, а также и от характера социально-экономических, общественно-политических и ментальных особенностей общества.

Целый ряд глобальных социальных катаклизмов в России разрушил внутренние ценности пожилых людей, в результате утрачены иллюзии юности, находятся под сомнением личностные ориентиры. Все это способствует развитию повышенной тревожности и депрессивных состояний [3, с. 104].

Для того, чтобы уменьшить тревожность, мы, посредством адекватных психолого-педагогических мероприятий, снижали личностную значимость стрессогенных ситуаций. При этом мы большое внимание уделяли проблеме одиночества пожилого человека, которое далеко не всегда проявляется как объективное отсутствие близких людей, родственников, друзей. Скорее оно возникает как субъективно-негативное переживание пожилым человеком своей ненужности для жизни близких и дорогих ему людей, отсутствия или недостатка их внимания к его проблемам, недооценки или значимости его проблем. Под воздействием одиночества блокируются проявления коммуникативной компетентности пожилого человека. Блокировка нарушает проявление субъективности личности в общении, ведет к деформации отношений с другими людьми

и фрустрации. Устранение деструкций возможно при комплексной терапии, которая синтезирует все три основных уровня общения: межличностный, личностно-групповой и личностно-социальный. Для этого необходимо, чтобы психика пожилого человека перешла в режим рефлексивного функционирования, который позволит мобилизовать резервные возможности человека с заменой цели и переоценкой всей ситуации.

На наш взгляд, всем вышеперечисленным моментам соответствует технология, которую применял в своей повседневной жизни академик А. М. Амосов [1]. Он считал, что использование средств оздоровительной физической культуры мобилизует все психосоматические процессы организма, переводя его на более адекватный уровень реагирования.

Проведенный нами пилотный опрос 180 жителей Екатеринбурга в возрасте 60-80 лет показал, что более 90% интервьюируемых испытывают желание совершать групповые занятия физическими упражнениями в форме прогулок и подвижных игр. Однако для этой возрастной группы в стране практически не существует организованных форм занятий, а немногочисленные группы здоровья и клубы любителей бега не имеют должной материальной базы и финансовой поддержки. Соответственно отсутствует и дидактическая система инструктора, которая должна представлять собой совокупность документов и дидактических материалов, с помощью которых инструктор-преподаватель мог бы осуществлять обучение, развитие и воспитание пожилых людей на групповых и самостоятельных занятиях. При этом следует учитывать, что для данного контингента эффективна не всякая двигательная активность. Желательно, чтобы занятия были организованы с учетом индивидуальных особенностей к выбору средств и методов воспитания.

Содержание физкультурного воспитания включает в себя три основных направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (телесное).

Сущность социально-психологического воспитания сводится к процессу формирования у пожилых людей оптимальной жизненной философии, убеж-

денности, потребностно-деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Положительный эффект социально-психологического воспитания будет достигнут, если ценности физической культуры будут прочувствованы человеком, поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации будут подкрепляться активной физкультурно-оздоровительной деятельностью.

Помимо сказанного, физическая культура позволяет представить человека как биосоциальное единство и вместе с тем предлагает широкий спектр форм, средств и методов управления индивидуальным состоянием личности. По силе воздействия данный феномен является одним из самых значительных, поскольку любая из ценностей физической культуры «работает» на воспроизводство здоровья человека.

Следовательно, физическая культура базируется на приоритете общечеловеческих моральных и духовных ценностей. Она включает в себя духовное совершенствование личности, способствует сохранению полнокровной и активной человеческой жизни, здоровья, здорового стиля жизни, уважения и сопереживания. Все эти личностные ценности заложены в основе физической культуры [7].

На основании анализа научной литературы и практического опыта автором была разработана модель педагогической поддержки личности пожилого человека, в которую входили цели, задачи и три основных компонента: деятельностно-процессуальный, содержательный и аналитико-результативный.

Содержательный компонент призван был решать основную задачу - это создание необходимых педагогических условий для поддержания физических и нравственно-духовных качеств пожилого человека. Он содержит такие блоки, как мотивационный, аксиологический, коммуникативно-кинезиологический, организационный и рефлексивный.

Реализация модели педагогической поддержки личности пожилого человека подтвердила эффективность предпринятого направления. Так, у большинства пожилых людей, игнорирующих физкультурно-оздоровительные за-

нятия, отмечался низкий уровень физического, психического и социального здоровья.

В то время как у активно занимающихся повысилась мотивация к здоровому образу жизни и укреплению здоровья, снизился уровень тревожности, достоверно улучшилась двигательная подготовленность, что проявилось в улучшении аэробной производительности. У многих активно включается рефлексивно-оценочная деятельность, что указывает о приобретении необходимых знаний и навыков сравнительного анализа в области здоровьесбережения. Развиваются и коммуникативные умения, что проявляется в межличностном и личностно-групповом общении. Положительный рост вышеперечисленных параметров помогает пожилым людям адаптироваться к изменяющимся условиям, в результате чего растет уровень их самооценки и комфортности.

Наиболее интересными, с нашей точки зрения, представляются данные рангового теста, отвечающие на вопрос: «Что необходимо для высокого качества жизни пожилых людей?»

Из результатов, приведенных в табл. 1, видно, что доминирующими категориями хорошего качества жизни у участвующих в исследовании являются: хорошее здоровье, отсутствие заболеваний (1 ранг), позитивный жизненный настрой (2 ранг) и широкий круг общения (3 ранг). Более низкая ориентация у них в данной иерархии - материальное благополучие и возможность отдыхать в соответствии со своими желаниями.

Для людей, не занимающихся оздоровительными мероприятиями, хорошее качество жизни определяется в первую очередь удовлетворенностью отношениями в семье и материальным благополучием, а также возможностью свободы и независимости. Меньше всего в данной иерархии они ориентированы на возможность заниматься самообразованием и иметь позитивный жизненный настрой. Для них характерна доминанта, определяющая удовлетворение материальной сферы.

Таблица 1.

Обобщенные ранги ответов пожилых людей на вопрос: «Что необходимо для высокого качества жизни?»

Варианты ответов Занимающиеся в группе здоровья Не занимающиеся в группе здоровья

1 Возможность свободы, независимости 10 4

2 Удовлетворенность местом в обществе 4 5

3 Удовлетворенность отношениями в семье 5 3

4 Материальное благополучие 6 2

5 Иметь широкий круг общения (много друзей, знакомых) 3 6

6 Возможность отдыхать в соответствии со своими желаниями 9 1

7 Хорошее физическое здоровье 1 8

8 Уверенность в себе 8 7

9 Позитивный жизненный настрой 2 9

10 Иметь возможность заниматься самообразованием 7 10

Помимо восстановления и сохранения психологических и социально-значимых качеств, особое внимание в нашей программе (почти 60% времени) уделено физическому воспитанию пожилого человека. Это объясняется тем, что физическое воспитание, по мнению Л. И. Лубышевой [7], определяет единство интеллектуального, мировоззренческого и двигательного компонентов, а развитие двигательных функций во многом определяет здоровье человека в целом [1, 6]. Мониторинг функциональных резервов и двигательной подготовленности, наш собственный опыт и результаты исследований Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта позволили с допустимой погрешностью составить режимы физических нагрузок для пожилых лиц с различным уровнем двигательной подготовленности и функциональных резервов (табл. 2).

При этом хочется отметить, что для данного контингента большое внимание, особенно на первом (восстановительном) этапе занятий, уделялось упражнениям общеразвивающей направленности и упражнениям на гибкость. Это связанно с тем, что в мышечно-суставных элементах находится большое

количество афферентных рецепторов, подающих импульсы в двигательно-чувствительные зоны коры больших полушарий [4]. Такой способ стимуляции высших нервных центров очень важен для пожилых людей, так как этот процесс стимулирует в клетках коры выработку эндорфинов - нейрогормонов «счастья» [3, с. 68].

На втором этапе (этап развития), который длится от 8 до 14 месяцев, 70% времени уделялось музыкально-ритмическим занятиям, на которых в парах или в группах пожилые люди изучали, опробовали и выполняли под наблюдением фитнес-инструктора танцевальные упражнения в различных связках. Интенсивность и длительность двигательных действий при этом варьировались в зависимости от уровня двигательной подготовленности и стиля танца (пульсовой режим не превышал 135 ударов в минуту).

Таблица 2.

Рекомендуемый режим двигательной активности для лиц пожилого возраста с учетом исходного уровня их физической подготовленности

Показатели Уровни физической подготовленности

Низкий Средний Высокий

Режим занятий восстановительный развивающий подцеживающий

Интенсивность нагрузки 65-70% от макс, (частота сердечных сокращений) 70-80% от макс, (частота сердечных сокращений) 70-90% от макс, (частота сердечных сокращений)

Длительность одного занятия 20-30 мин. 20-40 мин. 20-40 мин.

Кол-во урочных занятий 2 в неделю 2-3 в неделю 2-3 в неделю

Кол-во самост. занятий 1 в неделю 1-2 в неделю 2-3 в неделю

Энерготраты 150-200 ккал. 250-300 ккал. 300-400 ккал.

Третий этап нами обозначен как поддерживающий. Он характерен тем, что функциональное развитие, коммуникативные умения, уровень рефлексии и самооценки занимающихся можно охарактеризовать как высокий, а адаптацию - условно полной. При этом люди, участвующие в программе «педагоги-

ческая поддержка личности пожилого человека», уже сами могут выстраивать свою собственную стратегию учения, выступая при этом активным участником образовательного процесса, который организован в виде совместной деятельности обучаемого и обучающего. На этом этапе, с помощью специальных тренингов, поддерживался необходимый уровень мотивации к организованной форме занятий физической культурой с соблюдением здорового образа жизни. При этом происходит переориентация к ценностному пониманию «здоровья» с переоценкой всей ситуации достижения цели.

Полученные данные подтверждают тот факт, что реализуемая программа включает в себя необходимые педагогические условия, способствующие социализации пожилого человека. Сюда входит:

- научно-методическое обеспечение процесса педагогической поддержки пожилого человека, способствующего повышению уровня здоровьесберегаю-щей компетентности;

- создание благоприятной педагогической среды, предполагающей доверительность отношений;

- определение наиболее типичных физических и духовно-нравственных проблем, препятствующих пожилым людям моделировать прогрессивное личностное развитие;

- использование в образовательном процессе физкультурно-педагогических технологий, направленных на поддержку процессов самопознания, самоопределения, самоактуализации и самореализации пожилого человека.

Результаты, выявленные в процессе опытно-поисковой работы по реализации «модели педагогической поддержки стареющего человека», показывают, что у пожилых людей с признаками хронического и острого стресса через 8-14 месяцев занятий снизился уровень тревожности, исчезли признаки депрессии, улучшились функциональные показатели. Изменились и ценностные ориентации к собственному здоровью (методика Рокич). Здоровье само по себе перестало являться абсолютной ценностью. Оно стало тем необходимым инструментом, с помощью которого пожилой человек реализует свои цели, желания, смыслы.

Помимо этого, созданная дидактическая система и программа оказалась наиболее эффективной для пожилых людей, страдающих чувством одиночества, так как в процессе групповых занятий синтезируются два основных уровня общения: межличностный и личностно-групповой.

Вышесказанное позволяет заключить, что внедрение педагогической модели создает необходимые условия для освоения ценностями физической культуры, способствуя активному воздействию не только на физические способности пожилого человека, но и на его чувства, сознание, интеллект, что обеспечивает формирование устойчивых социально-психологических проявлений: положительных мотиваций, ценностных ориентаций, интересов и потребностей в сфере физической активности и здоровом стиле жизни.

Библиографический список

1. Амосов, Н. М. Преодоление старости. [Текст] / Н. М. Амосов - М. : Изд-во ВЛАДО-ПРЕСС, 1996. - 176 с.

2. Александрова, М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии [Текст] / М. Д. Александрова - Л. : Наука, 1974. - 185 с.

3. Белов, В. И. Энциклопедия здоровья : Молодость до ста : Справ. изд. -2-е изд. [Текст] / В. И. Белов - М. : Химия, 1994. - 400 с.

4. Дубровский, Д. И. Психические явления и мозг [Текст] / Д. И. Дубровский - М. : Наука, 1971. - 384 с.

5. Дильман, В. М. Климакс, рак, старение. [Текст] / В. М. Дильман - М. : Наука, 1987.- 216 с.

6. Зуев, Е. И. Волшебная сила растяжки. [Текст] / Е. И. Зуев - М. : Советский спорт, 1990. - 64 с.

7. Лубышева, Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью. // Теория и практика физической культуры [Текст] / Л. И. Лубышева. - 1997. - № 6. - С. 38-43.

8. Halestrap, A. P., Woodfield, K. Y., Connem, C. P. Oxidative stress, thiol reagents, and membrane potential modulate the mitochondrial permeability transition by affecting nucleotide binding to the adenine nucleotide translocase. J Biol Chem 1997 Feb 7, 272 (6), Р. 3346-54.

9. Selye, H. Stress in health and desease. Boston ; London, 1976. - Р. 158-170.

10. Skulachev, V. P. Cytochrome c in the apoptotic and antioxidant cascades. FEBS Lett. 1998 Feb 27; 423 (3): 275-80. Review.

11. Schild, L., Reinheckel, T., Wiswedel, I., Augustin, W. Short-term impairment of energy production in isolated rat liver mitochondria by hypoxia /

reoxygenation : involvement of oxidative protein modification. Biochem J. 1997. Nov 15; 328 (Pt 1): 205-10.

Bibliography

1. Amosov, N. M. Overcoming of an old age. [Text] / N. M. Amosov M. : Publishing house VLADO-PRESS, 1996. - P. 176.

2. Aleksandrova, M. D. The problems of social and psychological gerentology [Text] / M. D. Aleksandrova St.P. : The Science, 1974. - P. 185.

3. Belov, V. I. Encyclopedia of health : the Youth up to hundred : B. R. edition 2 [Text] / V. I. Belov M. : Chemistry, 1994. - P. 400.

4. Dubrovsky, D. I. The mental phenomenon and a brain [Text] / D. I. Dubrovsky M. : The Science, 1971. - P. 384.

5. Dilman, V. M. Climax, a cancer, ageing. [Text] / V. M. Dilman M. : The science, 1987.- P. 216.

6. Zuev, E. I. Magic force of the extension. [Text] / E. I. Zuev M. : The Soviet sports, 1990. - P. 64.

7. Lubyusheva, L. I. Modern valuable potential of physical training and sports and a way of its development by a society and the person. // The Theory and practice of physical training [Text] / L. I. Lubyusheva Scientific-theoretical magazine № 6. - 1997. - P. 38-43.

8. Halestrap, A. P., Woodfield, K. Y., Connern, C. P. Oxidative stress, thiol reagents, and membrane potential modulate the mitochondrial permeability transition by affecting nucleotide binding to the adenine nucleotide translocase. J Biol Chem 1997 Feb 7, 272 (6), P. 3346-54.

9. Selye, H. Stress in health and desease. Boston ; London, 1976. P. 158-170.

10. Skulachev, V. P. Cytochrome c in the apoptotic and antioxidant cascades. FEBS Lett. 1998. Feb 27; 423(3): 275-80. Review.

11. Schild, L., Reinheckel, T., Wiswedel, I., Augustin, W. Short-term impairment of energy production in isolated rat liver mitochondria by hypoxia / reoxygenation : involvement of oxidative protein modification. Biochem J. 1997. Nov 15; 328 (Pt 1): 205-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.