Научная статья на тему 'Ценностный потенциал физической культуры и спорта в образовательном процессе'

Ценностный потенциал физической культуры и спорта в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ОБУЧАЮЩИЙ АСПЕКТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ / THE MOTIVATIONAL ASPECT AND LEARNING ASPECT OF PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рютина Лариса Николаевна, Рютина Анна Евгеньевна

Актуальность данной темы заключается в приобщении обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом для успешной трудовой деятельности. Для подтверждения эффективности внедряемой нами модели педагогического обеспечения обучающихся в процессе физического воспитания, выявлялось отношение к собственному здоровью. Необходимость целенаправленной подготовки обучающихся и накопления фонда теоретических и практических данных о потенциале физической культуры и спорта обусловили направленность учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностный потенциал физической культуры и спорта в образовательном процессе»

2. Хоки Р., Милановиц М. Кембриджские экзамены - The First Hundred Years: A history of English language assessment from the University of Cambridge: A history of English language assessment from the University of Cambridge 1913 - 2013, Кембридж: Кембридж Юниверсити Пресс, 2013. C. 110-113.

VALUE POTENTIAL OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

IN THE EDUCATIONAL PROCESS 1 2 Ryutina L.N. , Ryutina A.E. (Russian Federation)

Email: Ryutina428@scientifictext.ru

1Ryutina Larisa Nikolaevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS; 2Ryutina Anna Evgenyevna - Student, FACULTY OF ECONOMICS AND FINANCE, IRKUTSK STATE UNIVERSITY OF RAILWAY AND TRANSPORT, IRKUTSK

Abstract: the relevance of this topic lies in the inclusion of students to regular physical culture and sport, professional activity. To confirm the effectiveness of implemented model ofpedagogical support of students in physical education were revealed with respect to their own health. The need for targeted training of students and the accumulation of a Fund of theoretical and practical data on the potential of physical culture and sports determined the orientation of the educational process.

Keywords: health, the motivational aspect and learning aspect of physical education.

ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И СПОРТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 12 Рютина Л.Н. , Рютина А.Е. (Российская Федерация)

1Рютина Лариса Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физической культуры и спорта; 2Рютина Анна Евгеньевна - студент, факультет экономики и финансов, Иркутский государственный университет путей и сообщения, г. Иркутск

Аннотация: актуальность данной темы заключается в приобщении обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом для успешной трудовой деятельности. Для подтверждения эффективности внедряемой нами модели педагогического обеспечения обучающихся в процессе физического воспитания, выявлялось отношение к собственному здоровью. Необходимость целенаправленной подготовки обучающихся и накопления фонда теоретических и практических данных о потенциале физической культуры и спорта обусловили направленность учебного процесса.

Ключевые слова: здоровье, мотивационный аспект, обучающий аспект, физическая культура.

Современная наука относит возникновение аксиологии-науки о ценностях (от греч. axia-ценность, logos-учение) ко второй половине XIX- началу XX в. Ценностное отношение по мнению В.А. Сластенина и Г.И. Чижаковой - внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений [4].

European science № 6(28) ■ 84

Физическая культура и спорт может рассматриваться лишь через человека, поскольку он создает культуру и сам формируется в процессе ее освоения, получает свое «второе рождение». Это тесно связано со становлением, развитием и возвышением его потребностей, приобщением к ценностям физической культуры и спорта в системе высшего образования. Поэтому перед университетом стоит задача заниматься созданием условий направленных на формирование ценностного отношения обучающихся к физической культуре и спорту, здоровью, развитию профессионально-значимых физических качеств [1].

Учитывая значение здоровьесбережения в образовании, мы сконструировали содержательную структуру подготовки девушек и юношей с опорой на понимание педагогического обеспечения, как стратегию их профессионально-личностного становления и направленности на саморазвитие [2].

В педагогическом исследовании рассматривался показатель эмоционально -ценностного критерия готовности студентов к здоровьесберегающей деятельности - это активная позиция личной ответственности за здоровье свое и участников образовательного процесса (таблица 1). Интенсивность отношения личности к здоровью измерялась как количественная характеристика с помощью субтеста «Индекс отношения к здоровью» С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, построенного по принципу альтернативных плюсов. Испытуемым, так же как и на констатирующем этапе, был предложен выбор между двумя высказываниями (А и Б) в соответствии с тем, что они чувствуют или думают в определенных ситуациях. Эта методика диагностирует, насколько в целом сформировано отношение к здоровью у данного человека, как сильно оно проявляется. Набранные баллы по этой методике суммируются, и находится среднее арифметическое значение, которое сравнивается с ключом диагностики.

Таблица 1. Интенсивность отношения студентов к сохранению и укреплению здоровья

Группа Отношение Общий показатель

эмоциональное познавательное практическое динамичное

до после до после до после до после до после

Э1- М 10,8 13,3 5,6 7,5 8 9,56 4,6 5,8 29 35,16

К1- М 10,67 11,27 5,8 6,3 8,2 8,5 4,8 5,1 29,47 31,17

Э2-Ж 10,59 14 5,7 7,2 8,5 9,8 5 5,7 29,66 35,7

К2-Ж 10,7 10 5,6 6 8,3 8,2 4,7 5,3 29,3 29,5

Как видно сравнительный анализ результатов в таблице показывает, что общий показатель интенсивности отношения к здоровью, который трактуется как показатель активной позиции личной ответственности выпускников технического вуза за здоровье, в экспериментальных группах увеличился на 6 баллов, а в контрольных группах он прибавил всего 1 пункт. Такая ситуация является достаточно убедительным доводом в пользу эффективности внедренной нами модели педагогического обеспечения, которая, в частности, способствует развитию мотивационно-личностного компонента готовности студентов к здоровьесбережению и увеличения профессионального долголетия [3].

Физическая культура и спорт располагают колоссальным историческим потенциалом и возможностями для формирования личностных ценностей.

Эффективным средством использования этого потенциала для формирования ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом у студентов могут быть и спортивно-массовые мероприятия.

Изучение мотивации у студентов к мероприятиям по физической культуре и спорту, один из критериев образовательного процесса, а мотив следует рассматривать

85 ■ European science № 6(28)

как нечто, что находится внутри и во внешней среде, которое его побуждает к действиям или бездействию.

Студентам, сознательно включаясь в процесс организации и проведения мероприятий, конечно, необходимо учитывать стандартные требования: участие максимально возможного количества студентов; студенты должны быть непосредственно организаторами и участниками, а роль преподавателей сводится лишь к функциям консультанта; наличие чётко разработанного плана и сценария мероприятия.

Направленное формирование ценностного отношения к здоровью в процессе физического воспитания студентов вузов, актуально, поскольку происходит самоопределение, выбор идеалов, и как следствие закладывается фундамент для формирования тех ценностей личности, которые будут определять дальнейшую жизнедеятельность студентов.

Список литературы /References

1. Виленский М.Я. Основы профессиональной направленности студентов педагогических институтов / М.Я. Виленкий. М., 1980. 320 с.

2. Гончаров В.Д. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов: реальность и перспективы / В.Д. Гончаров // Теория и практика физической культуры, 1993. № 7. С. 12-13.

3. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов ВУЗов: научно-методический и организационные основы/ В.И. Ильинич. М.: Высш. школа, 1978. 153 с.

4. Майерс Т. Анатомические поезда / Т. Майерс. изд-во: Harcourt Pub- lishers Limited, 2007. 289 с.

Список литературы на английском языке /References in English

1. Vilensky M.Ya. Fundamentals of professional orientation of students of pedagogical institutions / M. J. Bilenki. M., 1980. 320 p.

2. Goncharov V.D. Professionally-applied physical training of students of higher education institutions: reality and perspectives / V. D. Goncharov // the Theory and practice of physical culture, 1993. № 7. P. 12-13.

3. Ilinich V.I. Professionally-applied physical training of students of Universities: scientific-methodical and organizational bases/ V. I. ilinich. M.: Vyssh. School, 1978. 153 p.

4. Myers T. Anatomical train / T. Myers. publishing house: Harcourt Publishers Limited, 2007. 289 p.

European science № 6(28) ■ 86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.