Научная статья на тему 'Ценностный подход к социальной стратификации'

Ценностный подход к социальной стратификации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
371
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЦЕННОСТИ / КЛАССЫ (КАСТЫ) / РЕЛИГИИ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стукова О.В.

В основу работы положены идеи Питирима Сорокина о социальной стратификации и социальном пространстве как ее следствии. Цель настоящей статьи попытка установления связи расслоения современного общества на 3-4 основных страты с соответствующими ценностными особенностями людей этих страт на основе традиционных представлений Древнего Востока. Предлагается авторская модель одно-мерного, 2-мерного и 3-мерного виртуально-субъективных пространств на основе личных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностный подход к социальной стратификации»

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД К СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

© Стукова О.В.*

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

В основу работы положены идеи Питирима Сорокина о социальной стратификации и социальном пространстве как ее следствии.

Цель настоящей статьи - попытка установления связи расслоения современного общества на 3-4 основных страты с соответствующими ценностными особенностями людей этих страт на основе традиционных представлений Древнего Востока. Предлагается авторская модель одно-мерного, 2-мерного и 3-мерного виртуально-субъективных пространств на основе личных ценностей.

Ключевые слова: социальная стратификация, социальное пространство, ценности, классы (касты), религии, личность.

Социальная стратификация по Питириму Сорокину есть дифференциация (или расслоение) некой совокупности людей (населения) на классы (страты) в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, в наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влиянии. До сих пор актуальную проблему представляют механизмы расслоения общества, которые и составляют предмет данной работы.

Питирим Сорокин, один из основателей мировой и российской социологической науки, рассматривал социальную стратификацию вертикальную и горизонтальную; первая наиболее выражена практически - он разделял ее на политическую и экономическую [8-11]. Однако для нас здесь особый интерес представляет впервые сформулированное Питиримом Сорокиным понятие о социальном пространстве индивидуума-гражданина:

«... социальное пространство в корне отличается от пространства геометрического /курсив П. Сорокина/ [8, с. 297-298].

Люди, находящиеся вблизи друг от друга в геометри ческом пространстве (например, король и его слуга, хозяин и раб), в социальном пространстве отделены громадной дистанцией. И наоборот, люди, находящиеся очень далеко друг от друга в геометрическом пространстве (например, два брата или священники, исповедующие одну религию, или же два генерала из одной армии, один из которых в Америке, а другой - в Китае), могут быть очень близки социально.

Весьма принципиальный тезис - из него следует, что люди разных социальных пространств имеют не только разный образ, уклад и уровень жизни, но

* Докторант кафедры Теории и истории социологии, кандидат биологических наук.

и разную психологию, они по-разному видят мир. Но на каком же основании люди могут быть отнесены социумом в то или иное социальное пространство? Сорокин П. утверждает, что сразу после возникновения социальной стратификации в древних обществах, во всяком случае уже в Древнем Риме и Греции, обычно таким основанием были имущественные различия, причем ценз вступления, например, в Риме в касту «всадников» составлял около 4 тыс. фунтов стерлингов (в современном денежном выражении) [8, с. 323].

В наше время имущественное неравенство также имеет решающее значение в социальной иерархии, причем не только экономической. Экономически и политически можно делить любое общество на множество социальных слоев по разным принципам: образование, власть, имущественный уровень... [1]. Политическая и экономическая иерархии содержат сегодня десятки ступеней, и это многим представляется несправедливым: большинство населения никогда не сможет подняться на вершины этих социальных лестниц. И «лифты», описанные П. Сорокиным, здесь мало помогают: понятно, что в реальном социуме положение человека часто не заслужено, не связано с его личностными качествами.

Однако трудно поверить, что одна только имущественная, экономическая иерархия может настолько разграничить людей, что они окажутся в разных социальных пространствах - позволим себе предположить, что первична все же психология человека, основанная на его личных целях и ценностях. Именно на таком основании, а не по имущественному цензу, веками делили общество на касты на Востоке, в частности в буддизме:

«Нужно знать о трех ступенях роста личности - низшей, средней, высшей. Ясно опишу характеристики их и отличия:

а) Того, кто всячески заботится лишь о собственном благополучии, следует считать низшей личностью.

б) А тот, кто отворачивается от счастья мирского и, отбросив зло, радеет лишь о собственной нирване, - средняя личность.

в) Кто всецело, искренне желает покончить со всеми страданиями других, мучительно ощущая их как свои - тот личность высшая» (Чж. Атиша, Х-Х1 вв.) [7].

Приведенное выше определение трех типов (стадий развития) личности -взято из классического буддийского трактата Ламрим [7]. Ниже мы примем за основу именно эти 3 основных ступени-страты и покажем их актуальность. Попробуем найти и сформулировать личностные качества, с одной стороны - объективные и необходимые для причисления человека к той или иной страте, а с другой стороны - зависящие от ценностных устремлений самого человека, т.е. изменяемые им в течение жизни. Последнее обстоятельство демократично и гуманно, т.к. предполагает, что человек может, изменив свои взгляды и ценности, перейти на следующий социальный уровень (страту-касту-класс).

Для простоты выделим 3-4 основные, на том основании, что они -

1) во-первых - совпадают с вековыми традиционными кастами-классами Востока (мы рассмотрим в проекции на современное состояние российского общества);

2) ценностные установки, а значит и психология людей, принадлежащих к каждой из этих страт-классов, существенно различаются, что мы и возьмем за основу нашей модели.

Наиболее жесткую стратификацию населения мы находим в Древней Индии. Принципы разделения людей на социальные группы здесь закреплены в традиционных верованиях - в индуизме-брахманизме и его священном своде Ведах / Вишну-Пурана и др. [3] в виде классической системы классификации каст-варн Варна-Ашрама-Дхарма, что в переводе и означает примерно «Обязанности и долг социальных варн».

Здесь каждая каста (в дальнейшем местный термин варна мы заменим на более привычный европейскому уху синоним «каста») имеет свои социальные обязанности и предписания в виде социального долга (дхарма). Принадлежность к кастам считалась врожденной и на всю жизнь закрепляла человека в данном социальном слое. В то же время традиция устанавливала конкретные причины рождения человека в той или иной касте - выполнение или невыполнение им своего гражданского долга, соблюдения нравственных и религиозных норм (ниже мы их рассмотрим детальнее). Предполагалось, что честное исполнение дхармы обеспечивает в следующем воплощении рождение (переход) в более высокую социальную группу (касту-варну). Все же главным критерием принадлежности к той или иной касте считается внутренняя сущность человека, его духовный уровень - так и ныне известны брамины, способные с первого взгляда на младенца определить его касту.

В Древней Иудее к Х веку до н.э. общество не имело религиозно закрепленных страт за исключением касты левитов-жрецов. Даже рабы часто приравнивались к приемным детям (раб = дитя обозначался одним словом). Однако традиционные представления о делении людей на социальные страты именно по их мировоззрению - по цели в жизни, взглядам на труд и др. ведущим ценностям - все же бытовали в Иудее. Мы можем судить об этом по такому яркому историческому факту, известному из легенды.

Первый социологический опрос в истории для определения ценностной принадлежности человека к той или иной социальной группе по преданию провел царь Соломон при строительстве своего знаменитого храма -он отбирал рабочих с нужным ему духовно-личностным уровнем, задавая им простой вопрос: - ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ? И вольнонаемные рабочие, везущие одинаковые тачки с камнями, отвечали ему либо:

А) - Камни тащу, будь они неладны! (негативное отношение к труду здесь важно).

либо (Б) - Зарабатываю на хлеб, кормлю семью! (материально-мотивированная позиция).

либо (В) - Я строю Храм! (чисто духовная мотивация/ Из истории известно, что мудрый Соломон нанял на строительство только последнюю группу. Посмотрим, как выглядят эти основные социальные группы на нашей модели (буквенные обозначения совпадают со стратами в тесте царя Соломона и отчасти с буддистской системой):

Рис. 1. Три основные социальные группы и мерности 3-х социальных пространств, где X, Y, Z - пространственные координаты, а t - время, причем сумма мерностей нашего мира = const = 4

(по СМинковскому и Вл. Ефимову) (принцип схемы [5])

На рис. 1 показаны схемы трех основных типов пространственно-временного устройства мира, субъективно существующие в нашем мире для людей разного духовно-личностного уровня.

Схема А: в одномерном социальном пространстве человек имеет только 1 степень свободы (пространственное измерение Х), которое задано его ЕДИНСТВЕННОЙ ЦЕННОСТЬЮ - «дай!», куда включены все основные биологические потребности человека и не более того. Люди столь примитивного уровня (Человек Низкий - определение, принятое в Ведах и в буддистских источниках [7]) - это не только бомжи или люмпен, уголовные, но и все коррумпированные элементы, ориентированные лишь на ПРИСВОЕНИЕ ВСЕГО - по сути «духовные младенцы = рабы» Их сугубо рабская психология - естественная ОСНОВА ПРЕСТУПНОСТИ. Работать они не хотят - см. выше Тест царя Соломона. Жизнь сама по себе - уже для них ад: движимые единственной младенческой мотивацией «дай!», они ПОЧТИ БЕЗ ВЫБОРА влачатся судьбой по узкому коридору, как ком с горы, т.к. время в их мире 3-мерно (4 - 1 = 3 мерности), т.е. это шар, в котором их и крутит, и несет слепая их Судьба. Таково их социальное пространство - как мы видим, оно одномерно и беспросветно.

В наше время, когда власть денег позволила многим лицам данной социальной группы получить реальную власть (ведь это не только люмпен, но ВСЯ КОРРУМПИРОВАННАЯ часть чиновников, олигархов и др.), более того - власть над СМИ и умами тысяч людей, мы видим наглядный результат: активную люмпенизацию масс-культуры, навязывание их «ценностей», а значит - и такого типа социального пространства - миллионам. Следствие

этого: массовая духовная деградация молодежи, когда потребности и цели узко ограничены элементарными потребительскими ценностями, а также общее психологическое субъективное ощущение сужения свободы, ухудшения, снижения качества жизни даже при его материальном повышении. Что мы и наблюдаем с начала 90-х годов и почти до настоящего момента.

Питирим Сорокин предсказывал такую морально-ценностную деградацию западного общества [9-11]; и ее подтверждают западноевропейские философы, особенно русского происхождения [4, 6].

Схема Б: мирные обыватели (в Индии это каста вайшьи, или по-славянски веси - жители малых городов: крестьяне, торговцы и ремесленники). В наше время в России (как и всегда) - это ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО населения, особенно городского, не зависимо от рода занятий -основные Труженики, в массе своей работающие ради денег, при этом, как правило, атеисты (ниже мы поясним, насколько верования важны в данной модели).

В число их ценностей входят (кратко) - все биологические плюс материальные Ценности. В их плоском социальном пространстве уже появляется 2-я мерность (ось У) - «сделать», т.к. у них появилась потребность делать что-то и получать от этого удовлетворение. Однако их плоский мир, 2-мерное социальное пространство имеет пока 2-мерное время (4 - 2 = 2) -то самое классическое Колесо Сансары Востока, «беличье колесо» Судьбы, в котором они и вертятся, влекомые все время назад, вспять - инерцией памяти. А движение вперед всегда требует нравственных усилий. Назовем эту социальную страту - Человек Простой, или Труженик.

Схема В: (в Индии - каста кшатрии, - воины и государственные деятели вплоть до царя). Сейчас это - независимо от профессии - Настоящие Интеллигенты (в русском понимании), люди Сознательной Духовности -имеющие уже выраженное устремление к духовно-личностному росту, к Богу (или Его «псевдонимам» - это Истина, Добро, Красота как главные Духовные Ценности) - см. вертикальную ось 2. Обитатели 3-мерного социального пространства - Интеллигенты: и верующие, и считающие себя атеистами, но честно служащие Истине (ученые), или Красоте (деятели искусства), Добру - по сути лица, бессознательно устремленные к Духовности, к Богу.

Питирим Сорокин сформулировал интегральную сущность человека как некую Цель - приближение к Высшей Ценности нашего мира - единству Истины, Добра и Красоты (= в сумме Бог):

«Новая интегральная теория человеческой личности не отрицает, что человек является животным организмом, наделенным «бессознательным» рефлексо-инстинктивным механизмом тела, но она подчеркивает, что помимо этой формы бытия человек является сознательным, рациональным мыслителем и сверхсознательным творцом или духом» [11].

Итак, у 3-й страты (В) появляется Духовное Устремление к Истине, Добру и (или) Красоте - как главная Ценность, зачастую ставимая выше всех других. Мы знаем случаи, когда художники и музыканты отдавали жизнь ради Прекрасного, живя в нищете; когда ученые ради Истины шли на костер, умирали с голоду на мешках семенного зерна (в блокаду в Ленинграде); шли в лагеря и на расстрел - ради той же Истины, Добра и Справедливости... Они уже ВЫШЛИ из пресловутого «Колеса Сансары». Их Время - лишь ось «Вперед и Вверх!» Зацикливание на прошлом или возврат к примитивным ценностям низших страт (соблазн денег, власти) - грозят падением на более низкие Уровни Бытия (об этом библейская притча о жене Лота, которая, обернувшись - окаменела).

Существующие в обществе антагонизмы, вражду, непонимание легко объяснить разными ценностными установками социальных групп. Так группы А и даже частично Б не понимают и с подозрением относятся к группе В (Интеллигентам): т.к. не в состоянии буквально - вместить их высоких Ценностей. Здесь мы должны принять логику и терминологию Олдоса Хаксли [2]: «врата восприятия» личности, «широта сознания» расширяются по мере восхождения по этим трем ступеням личностного развития. Человек субъективно-плоского социального пространства не может даже допустить существования ценностей вертикальных, духовных. Это и есть извечное противоречие между атеистами и верующими, «физиками» и «лириками», Обывателями и Интеллигентами.

Существует в восточной традиции еще гипотетическая, чисто религиозная 4-я ступень: 4-й тип мира - 4-мерное социальное пространство Святых, но показать его на бумаге невозможно. Там 4 мерности пространства и СОВСЕМ НЕТ ВРЕМЕНИ. Поэтому Святые и провидят будущее - это уже Жизнь в Вечности.

ВЫВОДЫ:

1. Выше были представлены схемы, показывающие, что по меньшей мере:

- существуют 3 основных социальных группы с разными ведущими ценностями и целями;

- эти 3 основных типа людей живут даже в собственных социальных пространствах разной мерности - т.е. формируют свой субъективно-виртуальный мир, существенно отличный от миров др. социальных групп. Именно поэтому взаимопонимание между людьми разных групп часто затруднено.

2. Для перехода в более высокую социальную группу - достаточно изменить мировоззрение: понять убожество прежней своей жизни и принять ценности более высокие, духовные.

3. При духовно-личностной деградации, переходе к более утилитарным, НИЗКИМ идеалам - человек сразу же ПАДАЕТ на предыдущий

уровень-страту со всеми вытекающими последствиями: мир кажется ему «с овчинку», мрачным и более жестоким - уже за счет изменения параметров его личного социального пространства.

Список литературы:

1. Глотов М.Б. Проблема социальной стратификации в отечественной социологии // Пробл теор. социол. - СПб., 2012. - Вып. 9. - С. 241-253.

2. Олдос Хаксли. Возвращение в дивный новый мир. - М.: АСТРЕЛЬ, 2012.

3. Вишну-Пурана. - СПб.: Изд.Общества Ведич. Культуры, 1995. - Т. 1: 6-11. - С. 34-35.

4. Горичева Т. Православие и постмодернизм. - Л.: Изд. ЛГУ, 1991.

5. Ефимов В.П. С начала. - СПб.: Астра-Принт, 1997. - 152 с.

6. Ильин И.А. О грядущей России. - Изд. Свято-Трицк. монастыря и Корпор.Телекс, Джорданвилл, США, 1991. - С. 70.

7. Ламрим (Большое руководство к этапам Пути пробуждения). Т. 2. -СПб.: Тибетский Дом, 1997. - С. 134-135.

8. Питирим Сорокин. Социальная стратификация и мобильность. - М.: Политиздат, 1992. - 550 с.

9. Сорокин П. Социальная и культурная динамика (главы из кн.). - М.: ИЭ РАН, 1999; Мат-лы Междунар. науч. симп., посв. 110-летию со дня рожд. П. А. Сорокина. 4-6 февр. 1999. - М.; СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999.

10. Питирим Сорокин. Жизнеописание, мировоззрение, цитаты. - СПб.: Невский Пр. - Вектор, 2007. - 176 с.

11. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. - М., 1993. -С. 143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.