Научная статья на тему 'Гражданский гуманизм социологической концепции П. А. Сорокина'

Гражданский гуманизм социологической концепции П. А. Сорокина Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
583
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / SOCIAL SPACE / HUMANISTIC POTENTIAL / INTEGRAL PERSONALITY / SOCIAL INSTITUTIONS / SOCIAL MOBILITY / SOCIAL STRATIFICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ульяновский Виктор Иванович

На основе ряда работ российского и американского периода творчества П.А. Сорокина в статье рассматриваются особенности гражданского гуманизма социологической концепции, где проблемы морали и ценности человеческой жизни тесно переплетаются с политикой. Показано, что культура, альтруистическая любовь являются главными источниками гуманизации человеческой истории. Раскрыты эвристический потенциал концепции социального пространства и противоречивый характер социальной мобильности в современном российском обществе. Обращается внимание на богатство как важнейший социальный лифт, способствующий изменению социального статуса и продвижению людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CIVIL HUMANISM OF P.A. SOROKIN’S SOCIOLOGICAL CONCEPT

The paper dwells on the peculiarities of civil humanism of P.A. Sorokin’s sociological concept, based on a number of his works written during his life in Russia and the USA. In these works, the issues of morality and value of human life are closely intertwined with politics. Culture and altruistic love prove to be the main sources of humanization in human history. Further, the paper unlocks the heuristic potential of the social space concept and the contradictory nature of social mobility in contemporary Russian society. Wealth appears to be an essential means of social mobility, allowing people to move within a social hierarchy and get promoted.

Текст научной работы на тему «Гражданский гуманизм социологической концепции П. А. Сорокина»

11. Tsennostnye orientatsii lichnosti i massovaya kommunikatsiya: materialy vstrechi sotsiologov II [Value Orientations of a Person and Mass Communication: Proc. 2nd Meeting of Sociologists]. Kaariku, 1967. Tartu, 1968. 209 p.

Dregalo Aleksandr Alekseevich

Institute of Economics and Management, Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov;

Arkhangelsk Scientific Centre, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Arkhangelsk, Russia)

THE LABYRINTHS OF HUMAN SOCIALIZATION

The paper deals with the issues of human socialization within the socio-philosophical approach. The author uses P.A. Sorokin’s idea about institutionalization of a new school subject - Native Studies. This subject shall include “accumulative knowledge of natural sciences and humanities” about the country, its history, culture and traditions. The author analyzes the current programs used at schools and reveals certain contradictions in their content. The paper shows typical erroneous approaches to the moral education of schoolchildren and university students. Among them are: trial-and-error solution, excessive politicization of the process and underestimation of the importance of everyday human existence. The author believes that this problem can be solved by enhancing the role of school and university teachers as the subjects of spiritual enrichment of a person and his/her value system.

Keywords: patriotism, native studies, socialization, social risk, social technologies.

Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Новгородский, д. 8;

e-mail: adregalo@atknet.ru

Рецензент - Кудряшова Е.В., доктор философских наук, профессор, ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

УДК 316.77

УЛЬЯНОВСКИЙ Виктор Иванович, доктор социологических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления института экономики и управления Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник Архангельского научного центра Уральского отделения РАН. Автор более 160 научных публикаций, в т. ч. 11 монографий

ГРАЖДАНСКИЙ ГУМАНИЗМ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ П.А. СОРОКИНА

На основе ряда работ российского и американского периода творчества П.А. Сорокина в статье рассматриваются особенности гражданского гуманизма социологической концепции, где проблемы морали

© Ульяновский В.И., 2014

и ценности человеческой жизни тесно переплетаются с политикой. Показано, что культура, альтруистическая любовь являются главными источниками гуманизации человеческой истории. Раскрыты эвристический потенциал концепции социального пространства и противоречивый характер социальной мобильности в современном российском обществе. Обращается внимание на богатство как важнейший социальный лифт, способствующий изменению социального статуса и продвижению людей.

Ключевые слова: социальное пространство, гуманистический потенциал, интегральная личность, социальные институты, социальная мобильность, социальная стратификация.

Когда перечитываешь богатейшее творческое наследие Питирима Александровича Сорокина (1889-1968), по-новому предстает глубина и особенность его социологии. Из «одного из родоначальников буржуазных теорий социальной мобильности и стратификации» [7, с. 627] он обрел славу социолога-гуманиста с мировым именем. В благодарственном письме от 25 мая 1955 года коллеги отделения социальных отношений Гарвардского университета пророчески отмечали, что труды П.А. Сорокина обеспечили ему «прочное место в анналах науки и гуманизма» [6]. Научные труды П.А. Сорокина охватывают огромный пласт проблем изучения общества, несут в себе просветительский и гуманистический потенциал.

Как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм формируется в эпоху Возрождения, обретая в дальнейшем различные направления: религиозный, светский, просветительский, научный, этический и др. Отличительной чертой гуманистического мировоззрения П.А. Сорокина, по нашему мнению, является гражданский гуманизм, где проблемы ценности человеческой жизни и морали тесно переплетаются с политикой.

Высокие нравственные принципы повседневной жизни П.А. Сорокин усвоил еще в детстве среди народа коми. В своей автобиографии он отмечает, что «общинная мораль и нравы коми основывались на обычаях золотого века, десяти заповедях и взаимопомощи. Эти нравственные принципы рассматривались как данные свыше, безусловно, обязательные и императивные. В качестве таковых они составляли основу человеческих взаимоотношений не на словах, а на

деле» [1, с. 14]. Нравственные ценности христианства он проносит через всю свою жизнь.

Успешно окончив Гамскую школу второй ступени, П. Сорокин получает рекомендации к продолжению образования в учительской семинарии, готовившей учителей для церковноприходских школ. Новый круг общения, народный гнев, вылившийся в революцию 1905 года, существенным образом изменили его мировоззрение. В 17 лет П.А. Сорокин вступил на путь революционной деятельности, став одним из лидеров партии социалистов-революционеров. Он пишет: «политическая индифферентность уступила место революционному порыву. Я превратился в активного агитатора за свержение царизма», став «бродячим миссионером революции» [1, с. 37].

Первый научный труд П.А. Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда» был написан, когда он был еще студентом Санкт-Петербургского университета. В работе на основе гуманистической морали строится диалектика концептов преступления и кары, подвига и награды. Источником преступления является конфликт разнородных шаблонов поведения, и, как следствие, резко возрастает амплитуда кар и наград. Через одно-два-три поколения шаблоны поведения выравниваются, необходимость в слишком суровых карах и слишком высоких наградах отпадает. Когда мир будет составлять единую замиренную группу, тогда надобность в карах и наградах исчезнет, преступлений и подвигов больше не будет, тогда, считает П. Сорокин, возникнет сверхчеловек, стоящий по ту сторону права и морали [4].

Аресты царской полицией в 1906 и в 1913 годах, а в 1918 году большевистским правительством за участие в антибольшевистских организациях и агитацию против власти заставили его по-новому взглянуть на ценность жизни. В автобиографии П. Сорокин пишет о пережитых ужасах «красного террора»: «Наконец, меня арестовали и приговорили к смерти. Ежедневно в течение шести недель я ожидал расстрела и видел, как расстреливали моих друзей и заключенных. Кому понадобилось, в чьих интересах лишать жизни этих молодых людей? Их смерть необходима во имя счастья человечества и светлого будущего последующих поколений. Хотел бы я посмотреть новые поколения, которые построят свое счастье на крови и страданиях предыдущих генераций» [2, с. 133].

Наверное, в эти сложные повороты судьбы он пришел к пониманию, что «жизнь, даже самая тяжелая, - это самое драгоценное сокровище в мире. Следование долгу - другое сокровище, делающее жизнь счастливой и дающее душе силы не изменять своим идеалам. Третья вещь, которую я познал, заключается в том, что жестокость, ненависть и несправедливость не могут и никогда не сумеют создать ничего вечного ни в интеллектуальном, ни в нравственном, ни в материальном отношении» [1, с. 144-145].

Не приняв в душе советской власти, но понимая, что старые утопические идеи недееспособны и отсутствуют политические силы, способные противостоять коммунистическому режиму, П. Сорокин отходит от политической деятельности. Он решает посвятить себя науке и преподаванию социологии, тем более что еще в 1917 году при Временном правительстве А.Ф. Керенского социология была введена в число изучаемых дисциплин в университетах.

В 1920 году увидела свет его «Система социологии», которая в 1922 году была представлена к публичной защите и получила одобрение оппонентов и слушателей, фактически став магистерской диссертацией.

С гуманистических позиций П.А. Сорокин рассматривает проблемы толерантности, весьма актуальные для современной России. В обществе глубоких социальных контрастов,

противоречий, конфликтов толерантность является важнейшим условием стабильности. Обращаясь к истокам христианства, П. Сорокин предостерегает от понимания толерантности как пассивного воздержания от действия. Этика христианства не является этикой пассивного бездействия. Это этика высшей толерантности [5, с. 195].

Будучи свидетелем трех российских революций, Питирим Сорокин отрицает революцию как форму разрешения социальных проблем. Он критически оценивает итоги социалистической революции, когда обещанная свобода обернулась диктаторским деспотизмом власти, жесточайшей гражданской войной и катастрофическим обеднением народа. В работе «Социология революции» он утверждает, что «.. .революция суть худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс. На словах обещается реализация величайших ценностей, на деле же. достигаются совершенно другие результаты. Революции скорее не социализируют людей, а биологизируют; не увеличивают, а сокращают базовые свободы; не улучшают, а скорее ухудшают экономическое и культурное положение класса. Чего бы она не добивалась, достигается это чудовищной и непропорционально великой ценой» [5, с. 270]. Опыт истории показывает, что все революции совершаются под одними лозунгами, но через некоторое время эти лозунги забываются и плодами революции пользуется новая политическая элита. Расхождение между идеалами и лозунгами революций и их реальными результатами П.А. Сорокин называет «законом социального иллюзионизма».

По мнению П.А. Сорокина, реформы не должны попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктам; тщательное научное исследование конкретных условий должно предшествовать любой практической реализации их реформирования; каждый реконструктивный эксперимент вначале следует тестировать на малом социальном масштабе; реформы должны проводиться в жизнь правовыми и конституционными средствами. Революции же презирают эти ограничения [5, с. 271].

Как трагедию мира воспринимает П.А. Сорокин начавшуюся Вторую мировую войну. Он полагал, что существующие теории и рецепты уничтожения войн политическими средствами и демократическими преобразованиями не гарантируют их уничтожения. В поисках специфического механизма спасения общества, идущего к гибели, П.А. Сорокин обращается к поиску путей нравственного совершенствования общества на основе альтруистической любви. Эта бескорыстная, созидательная любовь, о которой мы знаем все еще очень мало, потенциально является огромной энергией - настоящей misterшm tremendum et fascinosum (лат. -«тайна великая и завораживающая»). Именно созидательная любовь потенциально обладает огромной энергией, и проблема состоит в том, как сделать людей альтруистичными, чтобы люди вели себя как представители человечества, объединенные в одну крепкую семью [1, с. 196-197].

По мнению П. Сорокина, любовь, созидающий альтруизм - это путь спасения человечества. А такие методы и древние приемы воспитания альтруизма, как йога, буддизм - из арсенала монашеских орденов, - остались непревзойденными по своей изобретательности, тонкости и эффективности. Понимание феномена бескорыстной созидательной любви невозможно без адекватных знаний об обществе, культуре, системе ценностей. Культура - главный источник гуманизации человеческой истории.

П. Сорокин уделяет большое внимание изучению динамики социокультурных и ценностных систем. Этим проблемам посвящены работы «Социальная и культурная динамика», «Социальная мобильность», «Кризис нашего века» и др. Изучать общество он предлагает как с точки зрения объективных изменений социокультурных суперсистем, так и с точки зрения интегральной сущности человека. По мнению П. Сорокина, общий принцип социокультурной суперсистемы, на основе которой формируется историческая и социальная жизнь обществ, -это господствующая система истин, философии, мировоззрения, религии, литературы, эстетики, искусства, экономики и политики.

Возникнув, социокультурная суперсистема получает свою логику развития, эволюционирует по своим внутренним законам. Эти изменения составляют суть социокультурной динамики. В своем историческом изменении социокультурная система циклически проходит идеацио-нальную, идеалистическую (интеграционную) и чувственную фазы. Главный критерий выделения той или иной фазы - определенный способ осмысления реальности.

Важное место в творчестве П. Сорокина занимает выдвинутая им концепция интегральной личности, которая формируется под воздействием космических, биологических, социально-психологических, но прежде всего - социокультурных факторов. Идеал интегральной личности должен соответствовать интегральной ценности существующего мира -Истины, Красоты и Добра. Здесь просматривается следование христианскому идеалу -духовно богатой личности, но бедной материально. Доброта, утверждает П.А. Сорокин, может положить конец агрессивности индивидов и групп, преобразовать враждебные отношения в дружеские. Но проблема в том, что достижения в области Добра значительно уступают достижениям в области Истины и Красоты.

К сожалению, при осуществлении революционных преобразований в России никогда не ставился вопрос о гуманности путей и средств достижения поставленных целей, об их адекватности интегральной природе человека.

Неисчерпаемым эвристическим потенциалом в понимании структурной организации общества обладает представленная П.А. Сорокиным концепция социального пространства. Внутренний смысл социально-пространственного восприятия общественных отношений состоит в том, что оно позволяет стереоскопически отразить специфику социального мира человека - его социальное окружение, круг общения, уровень сближения или отчуждения как между людьми, так и субъектами власти. К сожалению, активная роль субъекта в конструировании социального пространства, его полей - экономического, политического, духовного и других - не воспринимается неко-

торыми учеными и политиками. Ошибка некоторых политиков, и прежде всего российских, состоит в том, что, как и в условиях прошлого тоталитарного режима, в проведении глобальных социальных экспериментов народным массам, личности отводится роль статистов, лишенных своих собственных смыслов жизни и поведения.

В качестве каналов вертикальной мобильности П.А. Сорокин указывает такие социальные институты, как семья, армия, церковь, школы, политические и профессиональные организации. Это не только каналы вертикальной циркуляции, но в то же время «сито», которое тестирует, просеивает, отбирает и распределяет индивидов по различным стратам и позициям [5, с. 405].

Социальная статистика последних лет свидетельствует о существенной деградации первичной ячейки общества - семьи как социального института, что проявляется в увеличении числа рождений детей вне зарегистрированного брака (до 40 %), социальных сирот при живых родителях, росте детской и подростковой преступности и др.

Переживает кризис школа, образование как социальный институт. Существующая система образования вступила в противоречие с потребностями экономики, но не общества! Гуманистическое общество должно поощрять молодых людей, стремящихся к знаниям, а обращенные к молодежи примитивные призывы политиков получать рабочие профессии, характерные для отживающих свой век третьего-четвертого экономического уклада, объективно не могут обладать привлекательностью.

Стремление молодежи к получению высшего образования оправдано не только престижностью умственного, управленческого труда, но и материальными соображениями. Гэри Бэк-кер, лауреат Нобелевской премии по экономике (1992), первым осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Анализируя пожизненные заработки лиц с высшим образованием, он показал существенный разрыв их доходов в сравнении с лицами, имеющими среднее образование.

Согласно подсчетам Беккера, инвестиции в образование, человеческий капитал приносят более высокую норму процента, чем инвестиции в ценные бумаги.

В отечественных учебниках по социологии стыдливо умалчивается раскрытый П.А. Сорокиным весьма важный канал вертикальной социальной циркуляции - организации по созданию материальных ценностей и соответствующие им группы, институты, банды, способные к накоплению этих ценностей. Он указывает, что богатство, как и во времена первобытных племен, является еще одним «социальным лифтом», способствующим продвижению людей. С увеличением богатства изменяется и статус человека. В обществе, где «.накопление богатства - один из самых простых и действенных способов социального продвижения» [5, с. 402-403], формируется великий разрыв нравственных ценностей. Это уже аксиома: преуспевающий предприниматель становится политическим или государственным деятелем, а получив неподконтрольную власть, способствует развитию собственного бизнеса и бизнеса ближайшего окружения.

Уже в ранних публицистических работах, предчувствуя грядущую катастрофу, П.А. Сорокин обращает внимание на значение уверенности в завтрашнем дне для успешного проведения социальных преобразований. «Для того чтобы жизнь любого общества могла функционировать правильно, необходимо, чтобы в данном обществе была некоторая уверенность в завтрашнем дне. ... В нашем обществе в данное время эта уверенность почти отсутствует. Жизнь большинства людей стала жизнью “из момента в момент”. <...> Сознание большинства как-то свыклось с мыслью о всяких ужасах и катастрофах. Они уже мало пугают. При таких условиях естественно, что жизнь каждого человека и всей страны в целом превратилась в жизнь по инерции. По инерции еще работает кое-как государственный аппарат. По инерции каждый что-то делает. . При таких условиях трудно сейчас осуществить в стране какую-либо органическую планомерно проводимую реформу» [3, с. 308-309].

Как видим, идеи П.А. Сорокина, направленные на признание ценности человеческой жизни и гуманизацию условий человеческого бытия, не

теряют своей актуальности в настоящее время, наоборот, их гуманистический потенциал получает развитие в отечественной и зарубежной науке.

Список литературы

1. Сорокин П.А. Дальняя дорога: автобиография: пер. с англ. / общ. ред., предисл. и примеч. А.В. Липского. М., 1992.

2. Сорокин П.А. Долгий путь. Сыктывкар, 1994.

3. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994.

4. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. М., 2006.

5. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество: пер. с англ. / общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов. М., 1992.

6. Сорокин С.П. Мемуары. URL: http://pitirim.org/index.php/unsorted/sergei-sorokin/memoirs?showall=&limitstart (дата обращения: 20.01.2014).

7. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

References

1. Sorokin P.A. A Long Journey: The Autobiography ofPitrim A. Sorokin. College and University Press, 1963 (Russ. ed.: Sorokin P.A. Dal’nyaya doroga: avtobiografiya. Moscow, 1992).

2. Sorokin P.A. Dolgiyput’ [A Long Journey]. Syktyvkar, 1994.

3. Sorokin P.A. Obshchedostupnyy uchebnik sotsiologii. Stat’i raznykh let [A Popular Sociology Textbook. Articles of Different Years]. Moscow, 1994.

4. Sorokin P.A. Prestuplenie i kara, podvig i nagrada. Sotsiologicheskiyetyudob osnovnykhformakh obshchestvennogo povedeniya i morali [Crime and Punishment, Service and Reward]. Moscow, 2006.

5. Sorokin P.A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Man. Civilization. Society]. Moscow, 1992.

6. Sorokin S.P. Memuary [Memoirs]. Available at: http://pitirim.org/index.php/unsorted/sergei-sorokin/ memoirs?showall=&limitstart (accessed 20 April 2014).

7. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar ’ [Encyclopedic Dictionary of Philosophy]. Moscow, 1983, p. 627.

Ulyanovsky Viktor Ivanovich

Institute of Economics and Management, Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov;

Arkhangelsk Scientific Сentre, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Arkhangelsk, Russia)

THE CIVIL HUMANISM OF P.A. SOROKIN’S SOCIOLOGICAL CONCEPT

The paper dwells on the peculiarities of civil humanism of P.A. Sorokin’s sociological concept, based on a number of his works written during his life in Russia and the USA. In these works, the issues of morality and value of human life are closely intertwined with politics. Culture and altruistic love prove to be the main sources of humanization in human history. Further, the paper unlocks the heuristic potential of the social space concept and the contradictory nature of social mobility in contemporary Russian society. Wealth appears to be an essential means of social mobility, allowing people to move within a social hierarchy and get promoted.

Keywords: social space, humanistic potential, integral personality, social institutions, social mobility, social stratification.

Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Новгородский, д. 8;

e-mail: uvi29@mail.ru

Рецензент - Кудряшова Е.В., доктор философских наук, профессор, ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.