Научная статья на тему 'Ценностный мир в искусстве музыки'

Ценностный мир в искусстве музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
234
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ЦЕННОСТЬ / ПОЗНАНИЕ / ЯЗЫК / МУЗЫКА / PHILOSOPHY / VALUE / KNOWLEDGE / LANGUAGE / MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лазутина Татьяна Владимировна

Музыке принадлежит особая роль в формировании и выражении отношения человека к миру. В статье исследуются вопросы философии музыки. Музыка рассматривается как ценность особого рода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUES the WORLD In ART of MUSIC

Music posesses the special role in formation and expression of the attitude of the man to the world. In clause the questions of philosophy of music are investigated. Music is considered as value of the special sort.

Текст научной работы на тему «Ценностный мир в искусстве музыки»

богатой праздничной обрядностью и культурным многообразием, растущая популярность европейских праздников отражает глубинные процессы, происходящие в китайском обществе, желание и открытость для межкультурного диалога или полилога.

Таким образом, рассмотрев некоторые особенности функционирования традиционных праздников в условиях глобализации, можно отметить следующее.

В данных условиях актуализируется значение интегративной и консервативной функций праздников, так как праздники обеспечивают консолидацию и самоидентификацию людей в коллективе через их непосредственное совместное участие в праздниках. Кроме того, они способствуют выработке общих идеалов и ценностей, придают чувство защищенности и солидарности с коллективом.

Также традиционные праздники, выполняя регуляторную функцию и функцию трансляции социального опыта, с одной стороны, сохраняют этапы развития общества предыдущей эпохи, а с другой -препятствуют застою современной культуры. Праздники, находясь в условиях глобализации, кочуют из одних национальных культур в другие, меняя при этом семантику. В современных условиях глобализации и космополитизации в мире наблюдается тенденция к унификации праздников. Однако одновременно с перечисленными процессами не только в развивающихся, но и даже в некоторых модернизированных высокоразвитых странах достаточно сильны национальные традиции, которые представляют собой сложное наследие этнических религиозносословных комплексов.

Литература

1. Гусева, Н.Р. Индия: общество и традиции [Текст] /Н.Р. Гусева. - М.: Знание, 1990.

2. Жигульский К. Праздник и культура: Праздники старые и новые. Размышления социолога [Текст] /К. Жигульский. - М.: Прогресс, 1985. - 336 с.

3. Маркарьян С.Б., Молодякова Э.В. Праздники в Японии: обычаи, обряды, социальные функции [Текст] /С.Б. Маркарьян,

Э.В. Молодякова. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 248 с.

4. Мид, М. Культура и мир детства: Избр. произведения [Текст] /М. Мид. - М.: Наука, 1998.

5. Население и глобализация. Под ред. Римашевской И.М.; Ин-т соц.-экон. проблем [Текст] /И.М. Римашевская. - М.: Наука, 2002.

6. Народные обычаи в традиционных китайских празднествах [Текст] (на англ.). - Пекин: Изд-во иностранной литературы, 1988. - 125 с.

7. Халперт, Г., Стори Г.М. Рождество в Ньюфаундленде Текст] (на англ.) /Г. Халберт, Г.М. Стори. - Торонто - Буффало -Лондон: Изд-во унив-та Торонто, 1990. - 250 с.

8. Химунина, Т., Конон, Н., Уэлш, И. Обычаи, традици и фестивали Великобритании [Текст] (на англ.) /T. Химунина, Н. Конон, И. Уэлш. - М.: Просвещение, 1984. - 239 с.

9. Мид, М. Социальная организация Мануа [Текст] (на англ.). Бернис П. Бюллетень музея еп., № 76. - Гонолулу, 1930. -218 с.

10. Тенсон, И. А., Войтова, Г. А. Обычаи и образ жизни в Великобритании и США [Текст] (на англ.). - M.: Международные отношения, 1978. - 216 с.

11. Венриксен, В. Рождество в Норвегии. Прошлое и настоящее [Текст] (на англ.). - Ашехонг: Месна-Трук, 1988. - 63 с.

Literature

1. Guseva, N.R. India: Society and Traditions [Тех!]. - М.: Znaniye, 1990.

2. Zhigulsky K. Holiday and Culture: New and Old Holidays. The Reflections of a Sociologist [Text]. - М.: Progress, 1985. - 336 p.

3. Markarjan, S.B., Molodyakova E.V. Holidays in Japan: Customs, Rites, Social Functions [Тех^ - М.: Nauka. The main editorial office of Oriental literature, 1990. - 248 p.

4. Mead, M. Cultural Patterns and the World of Childhood: Selected works [Text]. - М.: Nauka, 1998.

5. Population and Globalization. Ed. by Rimashevskaya I.M., Institute of Social and Economical Problems [Тех]. - М.: Nauka, 2002.

6. Folk Customs at Traditional Chinese Festivities [Text]. - Beijing: Foreign Languages Press, 1988. - 125 p.

7. Herbert Halpert and G.M. Story. Christmas Mumming in Newfoundland [Text]. - Toronto Buffalo London: University of Toronto Press, 1990. - 250 p.

8. Khimunina T., Konon N., Walshe I. Customs, Traditions and Festivals of Great Britain [Text]. - М.: Prosveshcheniye, 1984. - 239 p.

9. Mead M. Social Organization of Manua [Text] / M.Mead. Bernice P. Bishop Museum Bulletin, 76, Honolulu, 1930. - 218 p.

10. Tenson I.A., Voitova G.A. Habits and Ways in Great Britain and the United States[Text]. - M.: International relations, 1978. -216 p.

11. Venriksen Vera. Christmas in Norway. Past and Present [Text]. - Aschehong: Mesna-Trykk, 1988. - 63 p.

Сведения об авторах

Бурменская Дарима Баировна - ассистент кафедры англ. языка факультета иностранных языков Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита, е-mail: DarimaB_79@mail.ru. Data on authors

Burmenskaya Darima Bairovna - a junior lecturer of the English Department (FFL) of Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N.G. Chernyshevsky, Chita, e-mail: DarimaB_79@mail.ru.

УДК78.03:1 ББК 87.3

Т.В.Лазутина

ЦЕННОСТНЫЙ МИР В ИСКУССТВЕ МУЗЫКИ

Музыке принадлежит особая роль в формировании и выражении отношения человека к миру. В статье исследуются вопросы философии музыки. Музыка рассматривается как ценность особого рода.

Ключевые слова: философия, ценность, познание, язык, музыка.

T.V.Lazutina

VALUES THE WORLD IN ART OF MUSIC

Music posesses the special role in formation and expression of the attitude of the man to the world. In clause the questions of philosophy of music are investigated. Music is considered as value of the special sort.

Key words: philosophy, value, knowledge, language, music.

История человечества представляет собой систему ценностей, данную в динамике, отражающую уровень научного, технического развития общества. Современное общество находится на переломном этапе своего развития, вследствие чего возникающий вопрос о стратегии развития современной цивилизации трансформируется в плоскость ценностной проблематики, а также их изменений.

Наше время характеризуется как процесс наступления науки и техники на природу, своеобразного «натиска на природу» (А.В.Грибакин), что приводит к преобразованию традиционных форм социальной жизни людей, нарастанию чувства абсурдности бытия. Отсюда следует потеря смысла жизни человечества и утрата традиционных ценностей. Выход из своеобразного духовного кризиса должен быть найден благодаря поиску ценностей, которые обладают наибольшей устойчивостью и непосредственной значимостью для жизни людей. В качестве такой ценности может быть рассмотрено бытие музыки. Получается, что потребность выявления особенностей бытия человека, мира его ценностей обусловливает появление тенденций сквозь призму аксиологии рассматривать онтологические, гносеологические и другие вопросы, поэтому можно считать, что аксиологический подход применим ко всем сферам культуры, частью которой является музыкальная культура.

Культура вообще, и музыкальная в частности, как известно, является своеобразным показателем развития общества. А.Н.Сухотин в работе «Научнохудожественные пересечения», выявляя специфику форм художественного и научного видов освоения реальности, указывает, что «<...> Наше время отмечено напряженным ростом могущества главных культур - науки и искусства», присутствие которых «ощущается во всех точках социального пространства, поскольку они вторгаются в каждый срез общественного бытия, заметно воздействуя на все проявления жизни разными - в соответствии с их природой и назначением - способами» [4.С.3]. Закономерно возникает вопрос относительно наличия зависимости степени развития духовной культуры общества от качественного уровня присутствующих в нем науки и искусства. На память приходят слова Ж.-Ж.Руссо, который в рассуждениях о возрождении науки и искусств скептически заметил: «Приливы и отливы воды в океане не строже подчинены движению ночного светила, чем судьба нравов и добропорядочности - успехам наук и искусства. По мере того как они озаряют наш небосклон, исчезает добродетель, и это явление наблюдается во все времена и во всех странах» [3.С.14]. Конечно, нельзя категорично заявлять об отсутствии связи между степенью развития общества и его духовной культуры и уровнем развития

научных технологий, но и не следует абсолютизировать это взаимовлияние. Так, с позиции современной европейской культуры одноголосная музыка Древней Греции, возможно, будет уступать в передаче смысла, мира эмоций многоголосию ново-

европейской музыки. Несомненно, в зависимости от особенностей конкретной исторической эпохи на первый план выдвигаются ценности, наиболее соответствующие ей (если вести речь о жизни современной России, то духовные ценности играют особую роль, выступая в качестве ориентира нравственной личности).

Современная ситуация в культуре характеризуется тем, что наблюдается рост интереса к вопросам воспитания личности как реакция на противостояние традиционной и модернизированной культур. Это приводит к выводам о необходимости взращивания сферы духовного, выражением которой является музыкальная культура общества, вследствие чего осмысление музыки с философской точки зрения звучит особенно актуально. Модернизация предполагает трансформации прогрессивных форм деятельности, технологий, что обусловливает смену языковых средств фиксации музыки.

Музыка, являясь частью культуры, проникает во все сферы бытия. На всех уровнях бытия функционируют ценности, являющиеся к тому же неравнозначными и если брать за основу анализа феноменов культуры аксиологический ракурс, то, согласно Ю.И.Мирошникову, восприятие ценностей будет выстраиваться на основе принципа иерархизма [1.С.34]. Получается, что ценности не только имеют для субъекта различную меру значимости, но важна классификация рядоположенных ценностей, а именно их иерархия, что находит отражение в современной философии. Несмотря на многообразие мира ценностей, выделяют четыре типа ценностных ориентаций (по В.И.Плотникову) [2]: Первый тип характеризуется индивидуальной значимостью и ориентацией человека на самого себя, например, здоровье, комфорт. Для второго типа характерна ориентация на то ближайшее окружение, с которым индивид вступает в непосредственный контакт. К основным разновидностям данной группы ценностей относятся любовь, дружба. Специфической чертой ценностей второго типа является равенство отношений между индивидами. Третий тип ценностей ориентирован на мыслимую индивидом сферу межгрупповых отношений между людьми. Примером такой группы ценностей являются власть, богатство, престиж. Четвертый тип ценностей формируется вокруг универсально значимых ориентиров, имеющих родовой смысл, таких как истина, добро, вера.

Ценностный мир человека крайне разнообразен. Система материальных и духовных благ, которые

человек и общество признают определяющими при взаимодействии - ценностные ориентации, складываются в процессе жизнедеятельности индивида.

Музыка передает вышеназванные ценности в динамике посредством развитого языка, где реализуются принцип иерархизма. Она способствует созиданию общечеловеческих ценностей, поэтому индивид, «вплетенный» в ход истории музыкальной культуры, создает, сохраняет и транслирует ценности, такие как красота, добро, истина, выступающие,в неразрывном единстве, образуя некое «триединство в Боге» (С. А. Левицкий). Ценность как универсальная категория творчества «пронизывает» процесс символизации в музыке, под которым понимается процесс наделения переносным значением музыкальных феноменов. Придерживаясь взгляда Ф.Соссюра, что «система единиц, которая является системой знаков, является одновременно системой ценностей», можно утверждать, что в качестве ценности может выступать музыкальный язык и музыкальная речь.

Потребность выявления особенностей многомерного бытия человека, мира его ценностей, составляет важный аспект науки о музыке и диктует обращение к музыкальной аксиологии, где одним из самых трудных вопросов является следующий - как отличить подлинные ценности от псевдоценностей? Язык музыки, выполняя информационнокоммуникативную функцию, являющуюся генеральной, позволяет, воздействуя прежде всего на эмоциональную сферу личности, культивировать нравственные устои общества. Но возникает вопрос -всякая ли музыка имеет данную способность к сбережению духовности?

Существует условное разделение музыки на так называемую «классическую» (академическую) элитарную музыку и массовую, рассчитанную на широкие слои населения. Музыка быта существует как обыденная речь. Сейчас в музыкальной культуре присутствует своеобразное передвижение по шкале ценностей и нередко «высокое» меняется местом с «низким». Так, в современной нам «коммерционали-зированной» музыке, доступной для большинства россиян, звучащей на радио и телевидении (самых массовых каналах трансляции информации), где присутствуют произведения, несущие слушателю отрицательный заряд эмоций (взять хотя бы засилье музыкально-звучащего на радиостанциях тюремных образов шансона, чуждых отечественной музыкальной традиции и представляющих собой пример ан-тимузыкального). Существуют арт-практики, ин-

сталляции, где сознательно или бессознательно выражается протест против общества, культуры, жизни, который принимает вид репрезентации жестокости. В ряде современных произведений искусства культивируются образы, где изображение повседневности достигает своего апогея, при этом объектом отношения художника (идеализирующего, романтического, критического, гротескного, иронического, эстетизирующего и т.п.) являются рядовые фрагменты повседневности. Получается, что любой произвольно взятый фрагмент повседневности превращается в художественный. Но следует помнить, что целью искусства является передача эстетического отношения человека к происходящему в действительности, показ его разнообразных переживаний, а не копирование. Искусство может изображать явления и предметы окружающей действительности, а также фантастичные, иррациональные предметы, абстрактные понятия со всей убедительностью, но делает это специфически - в художественных образах.

Итак, музыка - социокультурный феномен, представляющий собой специфический способ видения мира, с помощью которого люди осознают себя и окружающий мир, используя особую систему языковых средств. Музыка представляет собой особый язык, который способствует созданию общеродовых ценностей.

Литература

1. Мирошников Ю.И. Аксиология: концепция эмотивизма [Текст] / Ю.И.Мирошников. - Екатеринбург: УрО РАН, 2007. -162 с.

2. Плотников В.И. Двадцать лекций по философии [Текст] / В.И.Плотников. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001. - С. 372.

3. Руссо Ж.-Ж. Сочинения [Текст] / Ж.-Ж.Руссо; Пер. с фр. Н.И.Кареева и др./ Сост. и ред. Т.Г.Тетенькина / Калининград: Янтарный сказ, 2001. - 416 с.

4. Сухотин А. К. Научно-художественные пересечения [Текст] / А.К.Сухотин. - Томск: Изд-во ТомГУ, 1998. - 198 с.

Literature

1. Miroshnikov J.I.Aksiology: the concept of emotivism [Text] / J.I.Miroshnikov. - Ekaterinburg: Ут the Russian Academy of Sciences, 2007. - 162 p.

2. Carpenters V.I.Twenty of lectures on philosophies [Text] / V.I.Plotnikov. - Ekaterinburg: Bank of the cultural information, 2001. - P. 372.

3. Russo a. Compositions [Text] / Z.-Z.Russo; the Lane with фр. N.I.Kareeva and other / Editor. T.G.Tetenkina / Kaliningrad, 2001. -416 p.

4. Suhotin A.K. scientifically crossings [Text]. - Tomsk: Publishing house TomGu, 1998. - 198 p.

Сведения об авторах

Лазутина Татьяна Владимировна - кандидат философских наук доцент кафедры философии Тюменского государственного нефтегазового университета, Тюмень, e-mail: LazutinaTV@yandex.ru Data on authors

Lazutina Tatiana Vladimirovna- Oandidate of philosophical sciences, the senior lecturer of faculty of philosophy, Tyumen, email: LazutinaTV@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.