Научная статья на тему 'Ценностный концепт “leadership” в современном американском общественно-политическом дискурсе'

Ценностный концепт “leadership” в современном американском общественно-политическом дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
290
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценность / лидерство / идеал/антиидеал исполнения социальной роли / общественно- политический дискурс / коммуникативные стратегии воздействия. / value / leadership / ideal/anti-ideal of social role performance / sociopolitical discourse / communicative strategies of persuasion and manipulation

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Трощенкова Екатерина Владимировна

В статье обсуждается трактовка ценностного концепта leadership читателями американскойпрессы. Анализ онлайн-комментариев читателей позволяет описать то, как они понимают идеал и антиидеалисполнения социальной роли политического лидера. Дальнейший дискурсивный анализ того, что говорится вконтексте современной политической ситуации сирийского конфликта, показывает, что концепт leadershipзачастую становится основой для продвижения своего кандидата и критики политических оппонентов. Такимобразом, в статье рассматриваются коммуникативные стратегии прореспубликански и продемократическинастроенных комментирующих, которые используют интерпретацию представлений о лидерстве длясолидаризации своей группы и защиты ее позиции по определенным вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE CONCEPT OF LEADERSHIP IN MODERN AMERICAN SOCIOPOLITICAL DISCOURSE

The article discusses the value concept of leadership as it is understood by the readers of American press. The analysis of readers’ on-line comments allows describing how they view ideal and anti-ideal of performing the social role of a political leader. Further discourse analysis of what is said in the current political situation in the context of Syrian crisis shows that the concept of leadership often becomes a basis for promoting a candidate and attacking political opponents. Thus, the article covers pro-Republican and pro-Democratic communicative strategies that use the interpretation of leadership for solidarization of supporters and defense of the position of the group.

Текст научной работы на тему «Ценностный концепт “leadership” в современном американском общественно-политическом дискурсе»

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

УДК 811.111-26; 316.776.33

ЦЕННОСТНЫЙ КОНЦЕПТ “LEADERSHIP” В СОВРЕМЕННОМ

АМЕРИКАНСКОМ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Е.В. Трощенкова

Аннотация. В статье обсуждается трактовка ценностного концепта leadership читателями американской прессы. Анализ онлайн-комментариев читателей позволяет описать то, как они понимают идеал и антиидеал исполнения социальной роли политического лидера. Дальнейший дискурсивный анализ того, что говорится в контексте современной политической ситуации сирийского конфликта, показывает, что концепт leadership зачастую становится основой для продвижения своего кандидата и критики политических оппонентов. Таким образом, в статье рассматриваются коммуникативные стратегии прореспубликански и продемократически настроенных комментирующих, которые используют интерпретацию представлений о лидерстве для солидаризации своей группы и защиты ее позиции по определенным вопросам.

Ключевые слова: ценность, лидерство, идеал/антиидеал исполнения социальной роли, общественнополитический дискурс, коммуникативные стратегии воздействия.

VALUE CONCEPT OF LEADERSHIP IN MODERN

AMERICAN SOCIOPOLITICAL DISCOURSE

E. Troshchenkova

Abstract. The article discusses the value concept of leadership as it is understood by the readers of American press. The analysis of readers’ on-line comments allows describing how they view ideal and anti-ideal of performing the social role of a political leader. Further discourse analysis of what is said in the current political situation in the context of Syrian crisis shows that the concept of leadership often becomes a basis for promoting a candidate and attacking political opponents. Thus, the article covers pro-Republican and pro-Democratic communicative strategies that use the interpretation of leadership for solidarization of supporters and defense of the position of the group.

Keywords: value, leadership, ideal/anti-ideal of social strategies of persuasion and manipulation.

Для американской лингвокультуры ценность “leadership” имеет большое значение, поскольку оказывает существенное влияние на коммуникативные стратегии общественнополитического дискурса. При этом существует целый ряд нерешенных проблем, связанных с описанием данного концепта. Как отмечает во введении редактор сборника статей, посвященных вопросам политического лидерства, Р. Куто, в многочисленных книгах про политиков лидерство обычно приравнивается к тому, что делает политический лидер, т.е. сводится к вопросу осуществления власти над другими людьми. Другая проблема состоит в том, что лидерство до недавнего времени чаще рассматривалось в контексте исследований корпоративной культуры, чем политологии [7]. Тем не менее, лидерство в политологическом осмыслении как отношения между лидерами и их последователями подробно анализировалось в целом ряде работ [4; 5; 8]. В лингвистике же этот концепт, особенно с точки зрения видения

role performance, sociopolitical discourse, communicative

рядовых участников общественно-

политического дискурса, не получил достаточного описания.

Интересные лингвистические данные были получены Ю.С. Вашталовой, которая с опорой на данные проекта FrameNet Ч. Филлмора и собственного ассоциативного эксперимента с американскими респондентами

проанализировала представления о “leadership” и пришла к выводу о том, что в американской лингвокультуре «лидерство подразумевает доминирование» [1, c. 40] и в первую очередь ассоциируется с фигурой президента [1, c. 75]. Этот исследователь в своей работе рассматривает использование этой ценности для фрейминга ситуации в речах политических деятелей США. Однако в этой работе нас интересует то, как в своих коммуникативных стратегиях данную ценность используют не политики, а масса читателей американской прессы, которые пишут комментарии к онлайн-статьям. В настоящее время с развитием Интернет-коммуникаций и

повышением влияния активности

425

пользователей форумов и социальных сетей на общественно-политические процессы выбор такого предмета исследования представляется актуальным.

В американских общественно-

политических дискуссиях вопросы лидерства сейчас занимают важное место в связи с непростым положением президента Обамы (традиционно обозначаемым выражением “lame duck”) на исходе второго президентского срока, когда в Конгрессе преобладают представители оппозиционной

республиканской партии, а внешняя политика США вызывает неоднозначные реакции избирателей. В связи с этим в качестве материала для дискурсивного анализа было рассмотрено 363 комментария к двум статьям в газете The New York Times [3; 6], где обсуждаются проблемы Сирии и борьбы с ИГИЛ. Целью исследования было изучить то, как комментирующие представляют себе положительный и отрицательный варианты исполнения роли лидера страны, и описать, каким образом эти представления используются в атакующих и защитных коммуникативных стратегиях и стратегиях продвижения кандидата в набирающей обороты президентской кампании.

Дискуссия, касающаяся сирийского вопроса, борьбы с ИГИЛ и позиции США, развивается в контексте вскрывшихся фактов искажения военным руководством данных относительно успешности действий США, скандала с потраченными огромными средствами на подготовку для борьбы с исламистами всего нескольких десятков «умеренных оппозиционеров» правительству Ассада и альтернативных предложений РФ по решению проблем региона. Одна из рассматриваемых статей [3] в обсуждении вопроса о том, стоит ли Б. Обаме встречаться с В. Путиным, задает противопоставление фигур президента США и президента России: Пр. 1 «Mr. Putin views Mr. Obama as weak, and Mr. Obama views Mr. Putin as a thug <...>». Это противопоставление в сентябре 2015 года активно развивается в комментариях читателей именно в аспекте обсуждения проблемы “leadership”, что в целом является проявлением тенденции, обозначившейся уже в дискуссии, вызванной статьей В. Путина в этой газете в сентябре 2013 года, когда Россия выступила с планом уничтожения химического оружия в Сирии.

Несмотря на то, что содержательно позиция российского лидера вызывает у большинства комментирующих

настороженность или даже открытую агрессию вплоть до сравнений со змеей (Пр. 2 «Why not talk to Putin? Because talking to a Russian is like talking to a snake. That didn't work out well in the garden and it has never worked out in the world of nations. It's not the forked tongue or the slick skin. It's the venom»; «Trying to "negotiate" with Putin is like negotiating with a cobra»), с точки зрения концепта “leadership” Обама получает более негативную характеристику, что видно из анализа отрицательно коннотированных определений и ярлыков, которые применяются в отношении него в дискуссии.

Об антиидеале (а следовательно, от противного, и об идеале) исполнения данной роли можно судить по реакции читателей на деятельность Обамы как политического лидера. Центральный компонент негативной характеристики Обамы как лидера страны -это слабость. Озвученное в статье определение повторяется в форме прилагательного «weak» и производного от него существительного «weakness» 20 раз. Другими способами

вербализации этой характеристики являются: Пр. 3 «powerless»; «spineless intellectual

leader»; «they walk on him»; «comical

simulacrum of Commander-in-Chief»; «allergic to the use of force»; «feckless foreign policy»; «a man to be trifled with».

Слабость как негативная характеристика лидера трактуется с точки зрения нескольких более конкретных качеств. Во-первых, это нерешительность: Пр. 4 «indecisive»; «dithered on his "red-line" in Syria»; «by the time Obama stops dithering he will be out of office». Особый интерес представляет ассоциация слабости и нерешительности с позицией сомневающегося интеллектуала: Ср. «spineless intellectual

leader» и Пр. 5 «And though nuance in thought and actions is adored and encouraged on university faculties, it is neither respected nor admired in most of the world». Здесь негативная характеристика Обамы пересекается с негативными стереотипами относительно всей демократической партии [2].

Во-вторых, может подчеркиваться отсутствие четкой собственной позиции и стратегии по достижению поставленных задач: Пр. 6 «no strategic vision»; «no strategy»; «Russia has a geopolitical agenda based on their national interest, and our is a fragmented one based on the particular interests of different groups»; «clueless»; «no clue».

В-третьих, отмечается отсутствие смелости в действиях политика: Пр. 7 в дискуссии 7 раз повторяется слово «fear», 4 раза «afraid», 4 раза «coward»; «cowardice», а также

426

встречаются иронические употребления антонимичной лексики - «So Mr. Obama is afraid of talks with Mr. Putin. So in fact, the President talks only with people he agrees with. How very courageous».

Отсутствие названных качеств

воспринимается как некомпетентность и неспособность политика выполнять возложенные на него функции, наивность и глупость: Пр. 8 «incompetent»; «incompetence»; «inept»; «ineptness»; «ineptutude»; «naivety»; «being childish»; «dumb».

При этом в связи с тем, что фигура политического лидера рассматривается как представитель всей страны, своего рода «лицо группы», отсутствие адекватного лидерства воспринимается болезненно, как удар по самой нации: Пр. 9 фрагменты комментариев к статье [3] «The US does not need Russia to solve the Syria Crisis. We need effective and decisive leadership. But Obama dug himself and our Nation into a hole with his ineffective, waffling politics in this crisis and he needs Putin to pull him out of the hole. <...> Obama gives away our National interest to get his deal with Putin to save himself politically»; «Even while the American president seems to present doubt on the goodness of his people and the greatness of his nation»; к статье [6] «The loss of the President's credibility is damaging to the U.S». Именно важность роли, которую играет концепт “leadership” в процессах национальной самоидентификации, обеспечивает его актуальность как опоры коммуникативных стратегий воздействия в общественно-политическом дискурсе.

Наличие описанной ассоциативной связи между лидером и всей страной открывает широкие возможности для манипуляции общественным мнением. Естественным логическим ходом является перенос ответственности за ошибки подчиненных на лидера, что активно делается читателями в комментариях к статье [6]: Пр. 10 «President Obama's legacy is distortions, and misleading statements and suppression of information. Should anyone be shocked when those under him do the same?»; «Obama doesn't like bad news so he never hears any. He's surrounded himself with sycophants». Эта глобальная коммуникативная стратегия концентрации недовольства текущей политикой США на Обаме как лидере страны, складывающаяся из координации

коммуникативных стратегий отдельных участников дискуссии, используется в своих интересах сторонниками республиканцев, которые в частности пытаются исправить негативные впечатления, оставшиеся от

республиканцев времен администрации Дж. Буша младшего: Пр. 11 «To those believing the Obama administration didn't direct this strategy to downplay ISIS, you have no right to claim Bush lied about wmd's».

Однако наибольшую активность в попытках использовать накопившийся негатив в отношении Обамы проявляют сторонники Д. Трампа. Фактически эксплуатируется уже сложившаяся группа людей, чьи мнения совпали. Комментаторы солидаризируются с этой группой на основе отрицательного отношения к Обаме как лидеру, а затем, используя лозунги в поддержку своего кандидата, пытаются создать ощущение, что вся группа солидаризована и в своих политических предпочтениях в предвыборной гонке: Пр. 12 фрагменты комментариев к статье [6] «American politicians who don't have a clue about the real conditions on the ground or in the air <... > They more often respond based on party talking points or leadership demands, not on the implications of real objective <... > When Trump says the people governing us are "stupid", there's a grain of truth in that fatuous insult»; «So there is strong support for simply nuking the entire region and ridding the world of all the terrorists factions <...> What would Trump do? Vote for Trump. Trump2016. Lets nuke all the terrorists, and build a new golf course»; к статье [3] «Anytime Obama talks to any foreign leader we, the USA, end up with a bad deal. The man simply gives away the house. Answer, President Trump».

Защитные коммуникативные стратегии продемократически настроенных читателей в значительной мере строятся на реинтерпретации действий (например, готовности вести переговоры с Россией) не как проявления слабости лидера, а как сильный ход с его стороны и, соответственно, попытках приписать отрицательные лидерские качества оппонентам. Фрагменты комментариев к статье [3]: Пр. 13 «Fear is the hallmark of our so-called "conservative" citizens. They don't know what they like, they don't have any proposals to make, they just FEAR. Yet they stand up at baseball games and sing lustily about "The Hooooome of the Braaaaaave!!!"»; «Ask the make-war-not-love and don't-give-peace-a-chance Republicans what they would do, then do the opposite. Given the Bush-Cheney-neocon's disastrous track record on their take-down of Saddam Hussein and their "preemptive" war in Iraq that resulted in the destabilization of the entire Middle East, when have the Republicans been right about anything related to foreign

427

policy these days? (or anything else, for that matter!). Thank goodness Obama is our President at this juncture. The NY Times is right. Obama's inclination is toward finding common ground and reducing conflict if possible. Now imagine what Donald Trump or any of the other 15 or 16 GOP candidates would do in response respond in this situation as POTUS».

Готовность к переговорам в этом случае подается как проявление силы, гибкости и гуманизма лидера: фрагменты комментариев к статье [3] Пр. 14 «Meet with the man! Who cares about looking weak?! There are people's lives at stake!»; «Understanding Putin's perspective is not a sign of weakness but a sign of an open mind willing to hear different points of view for consideration. It's the sign of a good leader. Exactly the opposite of what a guy like Cheney or Trump would do».

Другой вариант стратегии защиты -вывести комментаторов, высказавшихся об Обаме как слабом лидере, из группы «своих» и обвинить в проплаченности их комментариев: к статье [3] Пр. 15 «to all the Putin-paid trolls who are flooding this comment section: We know who you are and we know who's paying you. Your absurd screed which is long on twisted fiction and short on facts only further reinforces the perception that Putin is indeed delusional and irrational». Таким образом, подрывается

Литература:

1. Вашталова Ю.С. Риторические особенности американского политического дискурса: когнитивно-семантический аспект (на материале речей политических лидеров США) // Дисс. на соиск. степени канд. филол. наук. - СПб, 2009. - 190 с.

2. Трощенкова Е.В. Социокультурные

стереотипы как основа функционирования словесных ярлыков в американском медийном дискурсе // Homo Loquens: актуальные вопросы лингвистики и методики преподавания

иностранных языков: Сборник научных статей. -Вып. 4. - Отв. ред. И.Ю. Щемелева. - СПб: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2012. - С. 290-302.

3. Baker P., Kramer A. Obama Weighing Talks With Putin on Syrian Crisis // The New York Times. 15.09.15 URL: http://www.nytimes.com/2015/09/16 /world/middleeast/white-house-split-on-opening-talks-with-putin.html?_r=0

4. Burns J. Leadership. New York: Harper & Row, 1978. - 544 p.

5. Heifetz R. The scholarly/practical challenge of leadership // Reflections on leadership. Ed. by R.A. Couto. Lanham, MD: University Press of America, 2007. - P. 31-44.

доверие ко всем высказавшим недовольство Обамой как лидером страны.

Анализ общественно-политических

дискуссий показывает, что в американской лингвокультуре на настоящий момент в представлениях о хорошем лидере доминирует ассоциация с силой, которая трактуется как наличие отчетливых представлений о целях и путях их достижения, и с проявлением политической воли в реализации своих планов без колебаний и сомнений. Исходя из этих представлений разные группы, участвующие в развертывании общественно-политического дискурса, строят свои коммуникативные стратегии таким образом, чтобы представить своего кандидата как соответствующего идеалу политического лидера, а оппонентов -как воплощение антиидеала. Сложившаяся достаточно устойчивая тенденция у большой группы комментирующих воспринимать Обаму как слабого лидера используется в своих целях теми, кто пытается за счет ассоциации с данной группой канализировать это недовольство в поддержку своего кандидата. Ответные защитные стратегии демократов направлены на переосмысление действий Обамы в позитивном ключе относительно представлений о том, как должен поступать лидер страны, или на дискредитацию группы, высказавшей сомнение в его лидерских качествах.

6. Mazzetti M., Apuzzo M. Analysts Detail Claims That Reports on ISIS Were Distorted // The New York Times. 15.09.15 URL: http://www.nytimes.com/2015/09/16/us/politics/analyst s-said-to-provide-evidence-of-distorted-reports-on-isis.html?_r=0

7. Political and civic leadership: A reference handbook. Ed. by Richard A. Couto. Vol.1 SAGE publications, Inc., 2010. - 1125 p.

8. Tucker R. Politics as leadership. Columbia: University of Missouri Press, 1995. - 192 p.

References:

1. Vashtalova Ju.S. Ritoricheskie osobennosti amerikanskogo politicheskogo diskursa: kognitivno-semanticheskij aspekt (na materiale rechej politicheskih liderov SShA) // Diss. na soisk. stepeni kand. filol. nauk. - SPb, 2009. - 190 s.

2. Troshhenkova E.V. Sociokul'turnye stereotipy kak osnova funkcionirovanija slovesnyh jarlykov v amerikanskom medijnom diskurse // Homo Loquens: aktual'nye voprosy lingvistiki i metodiki prepodavanija inostrannyh jazykov: Sbornik nauchnyh statej. - Vyp.

4. - Otv. red. I.Ju. Shhemeleva. - SPb: Otdel operativnoj poligrafii NIU VShJe, 2012. - S. 290-302.

3. Baker P., Kramer A. Obama Weighing Talks With Putin on Syrian Crisis // The New York Times. 15.09.15 URL: http://www.nytimes.com/2015/09/16/ world/middleeast/white-house-split-on-opening-talks-

428

with-putin. html?_r=0

4. Burns J. Leadership. New York: Harper & Row, 1978. - 544 p.

5. Heifetz R. The scholarly/practical challenge of leadership // Reflections on leadership. Ed. by R.A. Couto. Lanham, MD: University Press of America, 2007. - P. 31-44.

6. Mazzetti M., Apuzzo M. Analysts Detail Claims That Reports on ISIS Were Distorted // The

New York Times. 15.09.15 URL: http://www.nytimes.com/2015/09/16/us/politics/analyst s-said-to-provide-evidence-of-distorted-reports-on-isis.html?_r=0

7. Political and civic leadership: A reference handbook. Ed. by Richard A. Couto. Vol.1 SAGE publications, Inc., 2010. - 1125 p.

8. Tucker R. Politics as leadership. Columbia: University of Missouri Press, 1995. - 192 p.

Сведения об авторе:

Трощенкова Екатерина Владимировна (г. Санкт-Петербург, Россия), кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английской филологии и лингвокультурологии, Санкт-Петербургский государственный университет, e-mail: [email protected]

Data about the author:

E. Troshchenkova (St-Petersburg, Russia), candidate of philological sciences, docent, associate professor of the Department of English Language and Cultural Studies, St-Petersburg State University, email: [email protected]

429

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.