Научная статья на тему 'Ценностный фактор коллективной памяти россиян как ресурса образа будущего (на примере представителей поколения "х")'

Ценностный фактор коллективной памяти россиян как ресурса образа будущего (на примере представителей поколения "х") Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ / КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ОБРАЗ БУДУЩЕГО / ПОКОЛЕНИЕ "X" / COLLECTIVE MEMORY / CONSTRUING OF SOCIAL REPRESENTATIONS / COLLECTIVE IMAGE OF FUTURE / VALUE ORIENTATIONS / GENERATION "X"

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дробышева Т.В.

В статье изложены результаты эмпирического исследования проблемы выявления психологических ресурсов жизнеспособности разных поколений. В исследовании принимали участие 125 человек представители поколения «X» (дата рождения с 1969 по 1984 год). Проанализировано содержание коллективной памяти, выделены исторические периоды и персоны, значимые в будущем. Показано, что ресурс поколения проявляется в отказе от «революционных» сценариев развития общества, которые связаны с социальными и экономическими экспериментами государства. Выполнен анализ связи ценностных ориентаций и представлений о прошлом, значимых для образа будущего. Обнаружено, что ценностный механизм конструирования элементов коллективной памяти активизируется в ситуации отсутствия достаточной информации об объекте или ее противоречивом характере. Подтвердилась выявленная в наших ранних исследованиях тенденция, связанная с реагированием всей ценностной системы в процессе конструирования значимых представлений. Показано, что ценность «свободы как независимости» в ценностной структуре выполняет роль «стержневого» элемента системы. В обыденном сознании респондентов она имеет больше связей с представлениями, чем другие ценностные ориентации. Данный факт указывает на ее функцию «системообразующего фактора» в процессе конструирования представлений о прошлом, значимых для образа будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дробышева Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The value factor of the collective memory of Russians as a resource for construing an image of future (on the example of representatives of generation "X")

The article describes the results of an empirical studying the problem of identifying psychological resources of the viability of different generations. The study involved 125 people representatives of the generation «X» (date of birth from 1969 to 1984).The content of collective memory has been analyzed, historical periods and persons, significant in the future have been singled out. It is shown that the generation resource manifests itself in the rejection of the «revolutionary» scenarios for the development of society that are associated with the social and economic experiments of the state. The analysis of the connection of value orientations and ideas about the past, significant for the image of the future was performed. It was found that the value mechanism for constructing collective memory is activated in the situations when there is insufficient information about the object or information had a contradictory character. As in our early studies, the trend associated with the reaction of the entire value system in the process of constructing meaningful representations was revealed. It is shown that the value of «freedom as independence» plays the role of a «core» element of the system of values orientations. In the ordinary consciousness of respondents, it has more connections with representations than other value orientations. This fact points to its function as a «system-forming factor» in the process of constructing the representations of the past that are significant for the image of the future.

Текст научной работы на тему «Ценностный фактор коллективной памяти россиян как ресурса образа будущего (на примере представителей поколения "х")»

Дробышева Т.В.

ценностный фактор коллективной памяти

россиян как ресурса образа будущего (на примере представителей поколения «х»)1

Проблема ценностной детерминации психики и поведения личности, группового поведения, развития общества с разных позиций рассматривается в работах широкого круга специалистов - социологов, философов, представителей разных отраслей психологии (А.Р. Акбурдина, Р.В. Гольников, Е.М. Вечканова, Л.М. Дмитриева, Е.Ю. Суворова, Ф.М.Неганов, Ф.С. Файзуллин, И.Н. Ханов и др.). В контексте социально-психологического анализа функций ценностных ориентаций авторы обращаются к вопросам мотивации социального поведения, принятия решения, межличностного взаимодействия, установления взаимопонимания, стиля общения, отношения к значимым социальным явлениям и т.п. (А.Ю. Горохов, Ю.А. Желтонова, Н.А.Журавлева, Ю.Н. Зарубина, О.С. Дейнека, И.К. Киямов, Ю.Н. Кузнецова, А.А. Лобов, Е.Г. Руновская, J. Jahangiri, и др.). Объектом исследований в данных работах традиционно является личность, диада или малая группа.

Аксиологические проблемы больших социальных групп наиболее представлены в исследованиях, раскрывающих динамику ценностного сознания представителей социальных групп в разных исторических условиях изменяющегося общества [2, 3, 5, 6 и др.]. Роль ценностного фактора феноменов коллективного сознания (социальных представлений, коллективных переживаний, коллективных чувств и т.п.) не часто становится предметом исследований в области социальной психологии. Традиционно анализ в таких работах направлен на выявление соотношения коллективных феноменов и ценностных ориентаций (ЦО) в структуре обыденного сознания представителей больших социальных групп [1, 15]. Разрабатываемый нами подход предполагает выявление функций ЦО в процессе конструирования социальных представлений (СП), коллективных чувств, коллективного образа будущего, коллективного символического коупинга [см.: 4, 9, 13, 14 и др.]. К примеру, в исследованиях СП о бедности была обнаружена и описана функция «оценивания», «механизм ценностного контроля», показаны различия в конструировании ядра и периферии СП [7 и др.]. В работах, раскрывающих связи ЦО и коллективных чувств относительно значимых социальных явлений выявлялись различия в «кристаллизации» стабильных и динамичных чувств в обыденном сознании представителей разных социальных групп [8] и т.п. Одна-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (Проект №17-06-00854)

ко рассмотрение ЦО как фактора коллективной памяти конкретного поколения, ее ресурса в конструировании образа будущего ранее не предпринималось, что определяет новизну и актуальность проводимого исследования.

Феномен «коллективной памяти»в рамках разрабатываемого подхода Т.П. Емельяновой и ее коллегами [см.: 8, 9 и др.] рассматривается как концептуальный аналог социальных представлений, обращенных к событиям прошлого [9]. По мнению исследователей, объектами коллективной памяти являются исторические события, личности (значимые фигуры прошлого). Среди характеристик коллективной памяти обращают на себя внимание эмоциональность и значимость воспоминаний, их изменчивость во взаимосвязи с динамикой социальной среды [там же]. В настоящей работе делается попытка проанализировать связь элементов коллективной памяти, ориентированных на образ будущего, и ценностных ориентаций респондентов как «внутренних факторов». Данная работа носит пилотажный характер: выявление и анализ роли ЦО в процессе конструирования коллективной памяти в ее взаимосвязи с образом будущего у представителей конкретного поколения. По своему содержанию это исследование может быть включено в более широкое научное направление изучения макропсихологического состояния современного российского общества (см., например: [10, 12 и др.]). ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ2

Все вышеизложенное определило цель исследования - выявление и последующий анализ связи ценностных ориентаций и представлений о прошлом как ресурсе конструирования образа будущего в обыденном сознании представителей поколения «X».

Задачи исследования:

1. Раскрыть содержание коллективной памяти о ключевых периодах и личностях (значимые фигуры прошлого) в отечественной истории, которые, по мнению представителей поколения «X», могут повториться в будущем.

2. Проанализировать содержание представлений о связи прошлого и будущего России у представителей поколения «X».

3. Выявить связь между ценностными ориентациями и представлениями о значимых ключевых периодах, личностях отечественной истории, связи прошлого и будущего в обыденном сознании представителей поколения «X».

Методики. Для выявления представлений коллективной памяти о событиях прошлого применялся шкальный опросник «Исторические периоды прошлого, значимые для будущего», а также опросник «Связь времен» (в модиф. Т.А. Нести-ка). С целью изучения исторических персон, значимых в будущем, использовали прием ранжирования. Структура ценностных ориентаций изучалась с помощью методики Е.Б. Фанталовой. Методы статистического анализа: критерий Спирмена, частотный анализ, дескриптивная статистика.

Описание выборки. В исследовании принимала участие группа респондентов (125 чел.) - представители поколения «X» в возрасте от 34-35 лет и до 48-49 лет (рожденные с 1969 по 1984 год). Это группа работающих взрослых включала 60% женщин и 40% мужчин, преимущественно с высшим образованием (85%), 2 В проведении исследования принимали участие М.Ю. Войтенко, М.М. Дробышева 26

состоящих в официальном или гражданском браке соответственно, (65% и 8%).

Предваряя результаты исследования, кратко охарактеризуем представителей поколения «X», которых часто называют «поколением прагматиков», и которое сформировалось в условиях «двойных стандартов». По сравнению с предыдущими поколениями, они более легко переживали крушение «советской системы». Их потребность в кардинальных преобразованиях сформировалась под влиянием несбывшихся надежд их родителей. Их характеризуют глобальная информированность и техническая грамотность, а также индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, прагматизм, надежда только на себя.

РЕЗУЛЬТАТЫ И Ж ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ содержания коллективной памяти о ключевых периодах и значимых фигурах прошлого в контексте конструируемого образа будущего в обыденном сознании представителей поколения «X»

Результаты исследования показали, что часть респондентов хотела бы в будущем видеть Россию такой, какая она была в дореволюционный период (45% респондентов). Тем не менее почти треть участников исследования отвергла такое будущее для своей страны (28%). Подобная амбивалентность образа исторических периодов сложилась в сознании респондентов и относительно периода «хрущевской оттепели» (42% и 28%). По всей видимости, ореол романтизма этих двух периодов является стереотипным, конструируемом СМИ и предыдущим поколением родителей, в представлениях которых «хрущевская оттепель» ассоциируется с детством и ожиданиями позитивных изменений, а «дореволюционный период»длительное время выступал «образцом» для сравнения с достижениями «советского периода». В то же время большой процент негативных ответов относительно проекции этих периодов на их будущее указывает на отказ другой части респондентов видеть в событиях прошлого какие -либо «ростки будущего».

Амбивалентность мнения участников исследования относительно «брежневского времени» связана с их жизненным опытом. С одной стороны, этот период совпадает с периодом их детства и отрочества, а потому включает позитивные воспоминания (38%). С другой стороны, с позиции 40-летних людей, это время осознается как период «застоя» в развитии страны, предшествующий тем социально-экономическим трансформациям, которые пришлись на этап их личностного становления (29%). Обнаружили, что в обыденном сознании респондентов более точно выражена позиция относительно перспективы повторения таких исторических периодов как: «после Февральской революции» (65% - негативных ответов и 7% - позитивных), «после Октябрьской революции» (69% и 8%), «время перестройки» (76% и 3%) и «правления Ельцина» (79% и 4%). Можно только предположить, что негативная модальность содержания образов пост-революционных исторических периодов сконструирована СМИ и общественным дискурсом. В то время как основным источником негативной информации относительно двух других периодов перемен в обществе является собственный жизненный опыт респондентов. Проблемы низкого качества жизни населения, характерные для середины 80-х и 90-х годов, могут быть рассмотрены как травмирующие факторы,

определяющие стойкое негативное отношение представителей поколения «х» к этим историческим периодам, а также их нежелание когда-либо пережить такие события повторно.

Подтверждение вышесказанному находим в результатах корреляционного анализа связи разных исторических периодов. Он показал, что восприятие респондентами периодов «после Февральской революции», «после Октябрьской революции», «время перестройки» и «правление Ельцина» положительно связаны между собой (кр. Спирмена, при р<0,001; р<0,05). Данный факт косвенно указывает на смысловую нагрузку в понимании этих периодов, характеризуемых высокой степенью не прогнозируемости, динамичности происходящих событий, спецификой порождения новых социальных и экономических явлений, что согласуется с мнением других исследователей. К примеру, по мнению исследователей, масштаб и радикальность социально-экономических явлений, которые происходили в российском обществе в 1990-е годы, сопоставимы разве что с 1920-ми годами, когда экономические изменения глубоко касались форм и отношений собственности [11].

В представлениях участников исследования, среди наиболее предпочитаемых персон прошлого и настоящего, выступающих в роли героев будущего, на первом месте - Петр I (32% респондентов), В.В. Путин (18%), А.С. Пушкин (7%). Второе место в этом рейтинге заняли Екатерина II (11,5%) и Ю.А. Гагарин (6%). Третье место участники исследования отдали А.В. Суворову (5%),а четвертое разделили М.В. Ломоносов (7,4%) и Г.К.Жуков (6%). На пятом месте - С П. Королев (3,7%) и Д.И. Менделеев (3%). Сопоставляя с результатами исследования предыдущего года (см. [7]), заметим, что список ключевых фигур в истории России, значимых в будущем, пополнился деятелями российской науки и литературы. К примеру, на первое место наряду с руководителями страны респонденты поставили великого русского поэта А.С. Пушкина. По всей видимости, такая тенденция связана с событиями прошедшего года (переход экономики на стадию устойчивого развития; новые социальные программы; достижения российских ученых, тематические культурные программы и т.п.), которые актуализировали в сознании участников исследования значимость выше упомянутых исторических персон.

Анализ содержания представлений о связи прошлого и будущего России в обыденном сознании представителей поколения «х».

Результаты анализа (% позитивных ответов с наиболее выраженной степенью согласия) представлений о связи прошлого и будущего России дополняют выше приведенные прогнозы участников исследования. Так, наиболее выражены в группе следующие суждения: «знание истории дает возможность извлечь уроки для будущего» (73,1% респондентов); «не понимая своего прошлого, нельзя построить будущего» (73,9%). Третья часть участников исследования согласилась с тем, что: «различные события российской истории связаны причинно-следственной связью» (36,1% респондентов); «ключевые события российской истории являются частью единого целого» (35,4%); «основные эпохи в истории нашей страны тесно связаны друг с другом» (30%). И только одно из суждений, с которым согласились

30% респондентов - «будущее России не предсказуемо», носило пессимистичный характер. Чуть менее выраженная в данной группе совокупность суждений о связи прошлого и будущего страны, также представляет интерес в связи с ее содержательным наполнением: «На протяжении истории России менталитет российского народа оставался прежним» (29,2%); «России удалось сохранить свои обычаи и традиции своей истории» (23,9%); «российский народ сохранил свои ценности, несмотря на смену исторических эпох»(26,9); «несмотря на смену исторических времен ценности и мировоззрение россиян мало изменились» (19,3). Все вышеперечисленные представления были положительно связаны между собой (кр. Спирмена, при р<0,001). Не связано с данной группой представлений суждение «чтобы построить будущее, надо сбросить оковы прошлого», которое разделяет примерно пятая часть участников исследования (21,6%).

То есть, в сознании представителей поколения «X» присутствует понимание факта связи исторического прошлого и будущего страны. Возможно, по этой причине они так жестко отвергают сценарии «революционных» периодов», и рассматривают привлекательными в будущем фигуры разных типов политических лидеров, которых объединяет деятельность по укреплению обороноспособности страны и ее экономической независимости. Становится понятным и тот факт, что сохранение традиций, обычаев, ценностей, мировоззрения россиян, в представлениях респондентов, играет важную роль в установлении связи прошлого и будущего страны. Однако выраженность в обыденном сознании представителей поколения «X» таких суждений, как «будущее России не предсказуемо», «чтобы построить будущее, надо сбросить оковы прошлого», косвенно указывает на существующую противоречивость в системе их представлений о прошлом как ресурсе будущего.

Взаимосвязь ценностных ориентаций и представлений о значимых ключевых периодах, персонах отечественной истории, связи прошлого и будущего в обыденном сознании представителей поколения «X»

Предваряя анализ связей, кратко опишем структуру ЦО респондентов (приписанные ранги по средним значениям). Так, выделяется группа наиболее значимых ЦО (ядерных), которые, как показывают наши исследования, а также работы других авторов[2, 5 др.], наименее динамичны во времени и отличаются стабильностью, устойчивостью по отношению к внешним воздействиям. В данном случае речь идет об ориентациях на ценность здоровья (1 ранг), счастливой семейной жизни (2 ранг), любви (3 ранг), наличия хороших и верных друзей (4 ранг). Вторая группа ЦО занимает в структуре промежуточное положение. Это категория менее значимых, но наиболее динамичных ориентаций, которые отвечают за мобильность, адаптацию личности к изменяющимся условиям. В исследованной группе респондентов к этой категории относятся ориентации на ценности: свободы как независимости (5 ранг), уверенности в себе (6 ранг), познания (7 ранг), наличия интересной работы (8 ранг), активной деятельной жизни (9 ранг). Как можно заметить, содержательно вся эта группа ЦО определяет направленность личности на самореализацию в деятельности. Наименее значимые

ЦО, занимающие последние ранги (10, 11 и 12), - это ориентации на ценности материально обеспеченной жизни, творчества, красоты природы и искусства. Последние относятся к типу эстетических ЦО.

Анализируя структуру ЦО, следует подчеркнуть, что характерные для представителей этого поколения, принимавших участие в исследовании, ориентации на базовые ценности личной жизни - здоровье, семью, любовь, друзей могут быть рассмотрены как ценностный ресурс поколения, т.к. по данным других исследователей [см. 5 и др.], значимость в 90-е гг. именно этой совокупности ЦО в сознании взрослого населения не изменялась, что позволило россиянам преодолеть навязывание зарубежных образцов культуры, сохранить свой менталитет и др.

Еще один аспект ценностной структуры, на который следует обратить внимание, но который сложно раскрыть подробно в силу ограничения объема публикации - это ее сетевой анализ. Корреляционный анализ всех ЦО показал, что они образуют разное количество связей друг с другом. Однако одна из них - ценность «свободы как независимости поступков и действий», положительно коррелирует со всеми остальными, по сути выполняя роль стержневого элемента системы. Следовательно, роль этой ЦО во взаимосвязи других ЦО и представлений может быть определена как связующего элемента системы представлений.

Анализ связей (коэф. Спимена, при р<0,05*;р<0,001**)ЦО и представлений об исторических периодах как возможных сценариев будущего страны показал следующее. Из всех периодов только один - «после Февральской революции», не связан с ценностной системой. Т.е. сам факт его отвержения в сознании участников исследования, по всей видимости, обусловлен не его значимостью (ценностью) в сознании респондентов, а тем, что он ассоциируется с революционными действиями. Все остальные периоды обнаруживают связи с ценностями разного уровня (т.е. наиболее и наименее значимыми). Так, выявлено, чем выше в ценностном сознании респондентов значимость любви (г= -0,18*) и свободы как независимости в поступках и действиях (г=-0,30**), тем в меньшей степени они хотели бы в будущем пережить события «сталинского времени». Чем выше значимость свободы (г=0,33**) и счастливой семейной жизни (г=0,19*), тем в большей степени участники исследования рассматривают дореволюционное время как возможный сценарий в будущем. Проекция «хрущевской оттепели» на образ будущего связана с высокой значимостью в сознании респондентов ориентации на ценность интересной работы (г=0,23*), а проекция «брежневского времени» - с низкой значимостью материально обеспеченной жизни (г=-0,24**). Также, чем выше ценность активной деятельной жизни, тем ниже вероятность проекции периодов «после Октябрьской революции» (г=-0,18*) и «Правления Ельцина» (г=-0,21*) на будущее.Напомним, что в ценностной структуре представителей поколения «х» ориентации на материальные ценности имеют достаточно низкую значимость. В связи с этим не удивляет тот факт, что повторение периода перестройки в будущем рассматривают только те респонденты, для кого значима материально обеспеченная жизнь(г=0,22) и мало значима ценность свободы (г=-0,24**) как

независимости, и наоборот.

Корреляционный анализ (коэф. Спирмена, при р <0,05*; р<0,001**) связи ЦО и представлений об исторических персонах, которые могут стать предметом гордости в будущем, показал, что включение в этот список Петра I связано с высокой значимостью в сознании респондентов ценности свободы как независимости (г=0,19*), в то время как оценка личности Ю.А. Гагарина в будущем определялась высокой значимостью для респондентов такой ценности как уверенность в себе (т.е. отсутствии сомнений)(г=0,22*). Интересно, что выбор Екатерины II и С.П. Королева как значимых исторических личностей в будущем обусловлены одной и той же ЦО. Т.е. чем выше значимость эстетических ценностей (красота природы и искусства), тем выше вероятность включения в этот список Екатерины П(г=0,23 *) и тем ниже вероятность оценки личности С.П. Королева как значимой в будущем исторической личности(г= -0,17*). Оценка личности А.В. Суворова как предмета национальной гордости в будущем обусловлена высокой значимостью двух ЦО, одна из которых включена в ядро ценностной структуры. Речь идет об ориентации на ценность здоровья (г=0,23*) и ценность интересной работы (г=0,22*). Наконец, включение в список личностей, которыми потомки будут гордиться, известного ученого - Д.И. Менделеева обусловлено низкой значимостью ценности любви (г= -0,21*). Поскольку, данная ЦО в структуре наиболее значима, то это объясняет тот факт, что только 3% участников исследования упомянули его имя, при этом поставив на низкие позиции. К примеру, А.В. Суворова пусть небольшая часть респондентов (5%), но поставила на более высокие позиции.

Отдельно следует заметить, что включение ряда личностей в список тех, кем будут гордиться потомки, не было связано с ЦО. Речь идет о М.В. Ломоносове, А.С. Пушкине, В.В. Путине и Г.К. Жукове. По всей видимости, выбор данных кандидатур по тем или иным причинам не вызывал сомнения у респондентов.

Корреляционный анализ (коэф. Спирмена, при р<0,05*; р<0,001**) ЦО и суждений о связи прошлого и настоящего страны показал, что наибольшее число связей с ЦО образуют те представления, которые, с одной стороны, имеют высокую значимость у достаточно большого процента респондентов, с другой стороны, не связаны по смыслу (и корреляционными связями) с другими представлениями, имеющими такой же высокий процент распределения ответов. Речь идет о суждении: «чтобы построить будущее, надо сбросить оковы прошлого», которое коррелирует с ориентациями на ценность красоты природы и человека (г=0,19*), материально обеспеченной жизни (г=0,25**) и свободы как независимости в поступках и действиях (г=0,17*), а также о суждении «будущее России не предсказуемо», связанном с ориентациями на активную деятельную жизнь (г=0,19*), уверенность в себе (г=0,25**), красоту природы и искусства (г=0, 20*) и творчество (1=0,20*). Интерпретируя связи, чем выше значимость эстетических и материальных ценностей, а также ценности свободы, тем выше убежденность в том, что для построения будущего России надо освободиться от груза прошлого. Также, чем выше значимость активной деятельной жизни, уверенности в себе, эстетических ценностей, тем в большей степени респонденты уверены в том, что

будущее России не предсказуемо. Кроме того, несколько корреляционных связей образует суждение «на протяжении истории России менталитет российского народа оставался прежним». Оно коррелирует с двумя ядерными ЦО, т.е. ориента-циями на ценность любви (r=0,21*), ценность наличия хороших и верных друзей (r=0,35**), а также уверенности в себе (r=0,18*). Т.е. чем выше значимость данных ориентаций на ценности, тем выше степень согласия с этим суждением в группе представителей поколения «X». Другие суждения, с которыми согласилась треть респондентов, также образуют связи с ЦО. Так, представления о том, что «российский народ сохранил свои ценности, несмотря на смену исторических эпох» и «России удалось сохранить свои обычаи и традиции на протяжении истории», коррелируют с ориентацией на ценность красоты природы и искусства (r=0,22* и r=0,19*).Обнаружена связь между представлением о том, что «различные события российской истории связаны причинно- следственной связью» и ориентацией на ценность познания (r=0,18*). Еще три суждения, с которыми наименее всего были согласованы в группе респондентов, а именно: «в России нет никакой связи между событиями прошлого, настоящего и будущего» (только 8% респондентов согласились с ним), «зная прошлое нашей страны, можно предсказать ее будущее» (19%) и «чем глубже мы заглядываем в прошлое, тем дальше можем предвидеть будущее» (14%), образуют связи с ориентациями на ценность здоровья (r=0,20*), наличия хороших и верных друзей (r= -0,18*) и свободы как независимости (r=0,22*). Отметим, что наиболее значимые в группе суждения о связи прошлого и будущего не образуют корреляционных связей с ценностной системой респондентов. По всей видимости, понимание того, что «знание истории дает возможность извлечь уроки для будущего» а «не понимая своего прошлого, нельзя построить будущего» не вызывают сомнений в обыденном сознании респондентов в силу аксиоматичности данных суждений, сформированных еще на уроках истории в школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя приведенные выше результаты, заметим, что наиболее значимые в сознании респондентов исторические периоды, отличающиеся негативной модальностью, тем не менее могут быть рассмотрены как некий ресурс конструируемого ими образа будущего, поскольку для представителей поколения, принимавших участие в исследовании, важным в построении образа «общества будущего» является их отказ от тех сценариев его развития, которые связаны не столько с революционными событиями, сколько с социальными и экономическими экспериментами государства. Возможно, по этой причине прогноз представителей поколения «х» относительно событий прошлого, которые, по их мнению, могут повториться в будущем, не был столь масштабным, как предполагалось. Лишь небольшой процент из них высказался, что, в первую очередь, наиболее вероятно повторение революционных событий, восстаний, раскола в обществе (27% респондентов), а во вторую, - «подъем России, развитие культуры и экономики»; «освоение Сибири и Севера»; «станем великой державой» (10%) и т.п., а также «войны, вмешательство в жизнь других стран», «мировые конфликты» и т.п. (12%).

Связывая будущее своей страны с фигурами политических лидеров из разных эпох, которых объединяет общность деятельности по укреплению обороноспособности страны и ее экономической независимости, представители поколения «X» таким образом конструируют образ экономически независимого и обороноспособного государства, которым они хотели бы видеть свою страну в будущем. Понимая связь прошлого и будущего в истории любой страны, ценностно значимыми в обыденном сознании респондентов становятся их представления о менталитете народа (его ценностях, традициях, мировоззрении), который остается стабильным не зависимо от социально-экономических трансформаций. По всей видимости, такая ориентация на стабильность - наследство периода детства, которое пришлось на то время, когда можно было что-то планировать на будущее.

Раскрывая роль ценностного фактора коллективной памяти как ресурса образа будущего в обыденном сознании поколения «X», отметим следующее. Во-первых, обнаружено, что механизм «ценностного контроля» за конструированием представлений коллективной памяти активизируется в ситуациях либо отсутствия достаточной информации об объекте, либо ее противоречивого характера (т.е. ситуациях когнитивного диссонанса). Во-вторых, подтверждается выявленная в наших ранних исследованиях тенденция, связанная с реагированием всей ценностной системы (не зависимо от ранга той или иной ценности) в процессе конструирования значимых представлений. В-третьих, получены данные для последующего, более глубокого анализа роли «стрежневой» характеристики ценностной системы в конструировании образа будущего. В частности, в данной работе, анализируя все взаимосвязи ЦО с изучаемыми представлениями, обращает на себя внимание тот факт, что ценность «свободы как независимости» в сознании респондентов имеет больше связей, чем другие ЦО, что свидетельствует о ее роли «системообразующего фактора»3.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гребенникова О.В., Хузеева Г.Р., Кончаловская М.М., Аянян А.Н. Социальные представления и ценностные ориентации в картине мира современных подростков: мозаика противоречий //Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 53. С. 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n53/1428-grebennikova53. html (дата обращения 06.09.2018)

2. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. М.: Эдиториал УРСС, 1996. 224 с.

3. Дмитриева Л.М., Суворова Е.Ю. Современное российское общество: динамика ценностных ориентаций. М.: Изд-во «Наука», 2005. 209 с.

4. Дробышева Т.В. Факторы и механизмы экономической социализации личности в группах работающих и неработающих пенсионеров // Наука. Культура. Общество. 2015. № 4. С. 115-129.

3 Исследование проведено в рамках Гранта РФФИ № 17-06-00854

4. Журавлев А.Л., Дробышева Т.В. Ценностные ориентации формирующейся личности в разные периоды развития российского общества // Психологический журнал. 2010. Т. 31, N 5. С. 5-16.

5. Журавлева Н.А. Психология социальных изменений: ценностный подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 524 с.

6. Емельянова Т.П., Дробышева Т.В. Структурно-функциональный подход к анализу социальных представлений о бедности (на примере работников бюджетной сферы) // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 3. С. 250-262.

7. Емельянова Т.П., Дробышева Т.В. Коллективные чувства в отношении значимых социальных явлений: сравнительный анализ групп студентов православных и светских вузов // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2017. Т. 10. № 53. С. 1.URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 05.09.2018).

8. Емельянова Т.П., Дробышева Т.В. Характеристики коллективной памяти в контексте социально-психологических особенностей двух поколений // Горизонты гуманитарного знания. 2017. № 5. С. 71-85.

9. Емельянова Т.П., Кузнецова А.В. Представления коллективной памяти об эпохе Петра I и его личности у представителей различных социальных групп // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 28. С. 9. URL: http://psystudy.ru (07.09.2018).

10. Макропсихология современного российского общества /Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В.Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.

11. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений /Отв. ред. А.Л.Журавлев, Е.В.Шорохова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. С. 11-37.

12. Юревич А.В., Журавлев А.Л. Количественная оценка психологического состояния современного российского общества // Современная социальная реальность России и государственное управление: Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2012 году. В 2-х т. Том 1. М.: ИСПИ РАН, 2014. С. 92-100.

13. Юревич А.В., Журавлев А.Л., В.А.Соснин, Китова Д.А., Т.А. Нестик. Массовое сознание и поведение: тенденции социально-психологических исследований. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.

14. Takacs J. "It is only extra information...": Social representation and value preferences of gay men in Hungary //Beyond the Pink Curtain: Everyday life of LGBT people in Eastern Europe. PolitikeSymposion. Mirovnilnstitut, Ljubljana, 2007. pp. 185-197.

15. Hansla A. Value Orientation, Awareness of Consequences, and Environmental Concern.Department of Psychology, University of Gothenburg. Sweden, 2011. 34 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.