Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО БЫТИЯ'

ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО БЫТИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТИЕ / СУЩЕЕ / МАТЕРИЯ / ЦЕННОСТЬ / ИСТИНА / ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Клёцкин М.В.

Статья посвящена философскому осмыслению формального аспекта ценностного отношения. Проанализирована взаимосвязь категорий бытия, сущего и мышления, и предложена праксеологическая модель их объединения. Обоснован тезис о том, что ценностность - фундаментальная онтологическая характеристикабытия,котораяструктурновсегдаестькакрезультатреализацииценностногоотношения и обращения с вещами. Внутри бытийного мира сущее становится доступным для деятельности. На основании проведённого анализа устанавливается, что материальное бытие существует как бытие не осознанное, не принявшее определённую сознанием форму - как потенциальное бытие. Сущее есть как истинное в модусе необходимости, а как материальное - в модусе возможности (или способности). Главное достоинство предложенной модели - открытость для диалога и коммуникации и учёт сущностных потребностей субъекта осуществления деятельности, возможность самоорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUABLE ASPECT OF MATERIAL BEING FORMATION

The article is devoted to philosophical reflection on the formal aspect of the value relationship. We analyze the relationship between the categories of existence, entity and thinking. The praxeological model of their union is offered. The thesis is substantiated that worthiness is fundamental ontological characteristic of being that exists structurally as a result of the realization of the value relationship and the handling of things. Inside the existent world, entity becomes accessible for action. On the basis of the analysis, it is established that material being exists as unconscious being, as potential being, it does not have a form defined by consciousness. Entity is truth in the mode of necessity; it is material in the mode of possibility (or ability). The main advantage of this model is openness to dialogue and communication and accounting of the essential needs of the activity’s subject, the ability to self-organization.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО БЫТИЯ»

УДК 1:111

М.В. Клёцкин, кандидат философских наук, ФГАОУ ВО «Самарский Университет», кафедра «Истории и философии науки» e-mail: samkoms@mail.ru

ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО БЫТИЯ

Статья посвящена философскому осмыслению формального аспекта ценностного отношения. Проанализирована взаимосвязь категорий бытия, сущего и мышления, и предложена праксеологическая модель их объединения. Обоснован тезис о том, что ценностность - фундаментальная онтологическая характеристикабытия,котораяструктурновсегдаестькакрезультатреализацииценностногоотношения и обращения с вещами. Внутри бытийного мира сущее становится доступным для деятельности. На основании проведённого анализа устанавливается, что материальное бытие существует как бытие не осознанное, не принявшее определённую сознанием форму - как потенциальное бытие. Сущее есть как истинное в модусе необходимости, а как материальное - в модусе возможности (или способности). Главное достоинство предложенной модели - открытость для диалога и коммуникации и учёт сущностных потребностей субъекта осуществления деятельности, возможность самоорганизации.

Ключевые слова: бытие, материя, сущее, ценность, истина, практика.

Хайдеггер постоянно говорит об «отсылке» от для-того-чтобы к некоему а-для-этого [10, с. 88]. Это формальный аспект онтологии ценностного отношения. Ценностное отношение фундируется этим отсыланием. Цельность отсыланий является конститутивной для наличного бытия окружающего сущего и природы, в частности, как чего-то пригодного. Остаётся вопрос: как пригодное есть? Ответ, что пригодное это бытие сущего верен, но слишком общ. Необходимо специфицировать особое, вещественное поле бытия индивида. Таким полем, на наш взгляд, является материальное бытие [3, 4, 5, 7, 8, 9].

Образ окружающего мира создаётся и структурируется сознанием, однако свойства, делающие сущность пригодной, определяются скрытым от сознания (но раскрывающимся в ходе познания мира) особым видом бытия сущего, который раньше мы уже назвали «материальным» из-за его «порождающего» характера [6, с. 107]. Планета Уран, например, существовала до того, как стала доступна нашему сознанию, была частью самого по себе сущего и бытия, но бытия неосознанного. Так же как бытие в целом, материальное бытие - это всегда бытие сущего, но существующее как бытие не осознанное, не принявшее определённую сознанием форму - как потенциальное бытие. Потенциальное материальное бытие есть лишь как неопределённое, неоформленное; актуальным (принявшим форму) его делает работа сознания, придающая материи форму пригодности. Принявшее форму бытие называют действительностью, так как оно пригодно для деятельности и характеризуется движением как своим атрибутом. Материя визуализируется способом «вокруг», поэтому индивидуальное бытие существует способом «внутри материального бытия» - в окружающем материальном мире сущего. «Пребывающая [природная основа] есть сопричина, наряду с формой, возникающих

[вещей] - как бы их мать» [2, с. 80]. Понятие «материи» используется Аристотелем при описании практической деятельности, так как для неё всегда необходим вещественный, сущий материал. В этом случае словом «материя» обозначается неопределённое сущее, ставшее материалом деятельности. Изменяя такой материал, мы меняем сущее и своё бытие. Умозрительные сущности, существующие только как фантазм (круг, кентавр), не материальны и не меняются сами по себе. «Материя есть не у всего, а у тех вещей, которые возникают друг из друга и переходят друг в друга; а то, что начинает и перестает существовать, не переходя одно в другое, материи не имеет» [1, с. 230-231].

Материя изменяется в практической деятельности в новую определённость под влиянием потребности (лишённости). «Лишённость» (стерпоц) - удачный философский термин, используемый Аристотелем для обозначения потребности и нуждаемости в чём-либо. «А о лишенности говорится в различных значениях. А именно: она означает, во-первых, что нечто чего-то не имеет; во-вторых, что хотя чему-то свойственно иметь что-то от природы, однако оно не имеет его» [1, с. 235]. Лишённость порождает образ желаемого сущего, воплощаемый затем в практике. Такой образ всегда ещё не материален, но стремится к осуществлению в материи. «Причин три и начал три, два из них - это противоположение, одна сторона которого - определение, или форма, другая - лишенность, а третья - материя» [1, с. 302]. Возникновение вещей наличного бытия всегда происходит под влиянием лишённости. Материал деятельности может быть и нематериальным, то есть может быть иногда сущим, иногда нет (когда мы говорим об умозрительных сущностях, например о треугольнике). Материя же это всегда вещественное бытие сущего. Сущее-само-по-себе приводит бытие в движение, в котором меняются как материя бытия, так

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

и потребности индивида. Становящаяся материалом материя приобретает определённость, становится пригодной (или непригодной) для чего-либо, то есть чем-то ценностным. Как материал деятельности материя это возможность осуществления потребности, становящаяся в практике действительностью, обладающей способностью (материей) новых изменений. Материя связывает возможность и действительность, но не является той и другой одновременно (как это иногда утверждается). Категория материи всегда относится к возможному, а не действительному бытию; материал же - наоборот. Сущее есть как истинное в модусе необходимости, а как материальное - в модусе возможности (или способности). Но не будет ошибкой сказать, что физическая действительность материальна, так как действительность всегда содержит потенциал изменений в будущем - возможность (и способность), могущую стать действительной. При этом неверно говорить, что материя действительна, так как одновременно модальности возможности и действительности не совместимы в описании какого-либо состояния бытия.

Бытие соотносится с сущим-самим-по-себе в модусе ценностного отношения, оно само-из-готовляется. Ценностное отношение - имя для бытийного стремления к овеществлению потребностей. Поэтому всякая сущность-понятие, являясь осуществлением ценностного отношения, ценна. Бытие не просто находит сущее-само-по-себе как данность, а воспроизводит его (а значит и себя) в образе пригодном для потребления. Окружающий мир имеет образ произведённый мышлением-бытием. Хайдеггер трактовал то, что мы назвали «ценностным отношением», как один из способов (наряду с познанием) «озабочения» и обращения с встречным внутримировым сущим [10, с. 85]. «Это сущее тут не предмет теоретического «миро» - познания, оно потребляемое, изготовляемое и т.п.» [10, с. 86]. Познанное сущее Хайдеггер назвал «das Zeug» («материал»), проводя параллель с греческим словом «прагмата», обозначающее вещи как материал для деятельности. В русском переводе «Бытия и времени» термин «das Zeug» потерял вещественный и материальный характер, его перевели просто как «средство».

Материал есть «нечто для того чтобы...», он «подручен» в своём способе бытия. Озаботившее зрение «о-сматривает» материал, а не просто «смотрит» (созерцает) как в картезианской онтологии. Практика подразумевает подручный материал для производства чего-то, что предстаёт как цель деятельности. Даже природа не существует для индивида в её чистой наличности, а также рассматривается как материал практической деятельности. Материал может быть неприменим с точки зрения обращения с ним, но всегда остаётся подручным и оценивается как подручный. Простая бытийная

наличность сущего становится полем «применяющего обращения». Если отсутствие необходимого материала становится заметным, то подручное становится «навязчивым», беспокоящим. Навязчивость подручного бытия заставляет, по Хайдеггеру, развязаться с ним, отбросить. Так подручное перестаёт быть подручным и переходит в разряд незаметного бытия-в-себе сущего. Новое размыкание этого «в-себе» высвечивает истину бытия миро-окружного сущего. Наличный мир есть то, «в чём» сущее всегда уже было, и к чему как к самому себе оно постоянно возвращается в практике.

«Все сущности, воспринимаемые чувствами, имеют материю. И сущностью является то, что лежит в основе; в одном смысле - это материя (я говорю здесь о материи, поскольку эта последняя, не будучи отдельно данною вещью в действительности, является таковою в возможности), в другом -понятие и форма - то, что как отдельная вещь может обособляться <только> мысленно, а на третьем месте - то, что состоит из материи и формы, что одно только подлежит возникновению и уничтожению и безусловно обладает самостоятельным существованием» [1, с. 261]. В данном отрывке речь идёт о физических сущностях, они лежат в основе познания наличного бытия, ведь именно о них в первую очередь сказывается суждение - они онтологическое подлежащее всякого суждения (субстанция). В самом общем смысле такой субстанцией является сущее-само-по-себе, которое возможно интерпретировать как материю всех физических явлений. Атом, например, сущ сам по себе, то есть существует в сущем независимо от мышления.

Как мы уже установили выше, бытие всегда для-себя-бытие и как таковое ценностно в смысле приспособления к движению сущего. Пространственная определённость сущего образует видимую картину наличного бытия, которая воспринимается сознанием как данная независимо от индивида. Как будто кажимость сущего есть само сущее. В этом заключается онтологическая ошибка так называемых метафизических материалистов. Объекты наличного бытия это не сущее, а бытийный образ сущего. Существование физических объектов в наличном бытии фундировано не только сущим, но и индивидуальным бытием, трансформирующим, с помощью органов чувств, импульсы сущего в наглядную эмпирическую самоданность сущего самого по себе - в наличное бытие природы. О-существление сущего непосредственно в движении становления, которое осмысляется человеком пространственными и временными интервалами. Для-себя-бытие, осваивая сущее, творит его вид-ность, становясь наличным бытием, но генуинно сохраняя ценностный характер «для-себя». Сущее или на-ходится в окружающем индивида мире сущего или создаётся им. Сущее становится видимостью - осознанным бытием, представленным как

вещественный, окружающий индивида мир сущего. Разного рода сущности составляют мир бытия индивида, в котором сущее присутствует в образе саморазвивающегося и различающегося знака-символа. Так сущее-само-по-себе мыслится, а бытие разворачивает свой имманентный смысл.

Итак, внутри бытийного мира сущее становится доступным для деятельности. Формально, как показал Хайдеггер, бытие становится пригодным «для чего-то» и применимым «к чему-то» [10, с. 103]. Скажем больше, осознанное (наличное) бытие имеет структуру, подчинённую необходимости сознательной деятельности. Деятельность, если говорить в общем, осуществляется в обращении с сущим, представленным в наличном бытии в знаковой форме пригодности. Наличное бытие никогда не является «просто наличным», созерцательным, оно всегда для чего-то, всегда пригодно. Бытие пригодным (ценным) есть истинное бытие вещи, то чем стало её материальное бытие в форме наличности. Вещь сначала только материальна, то есть бытийствует лишь потенциально, а истинное бытие действительности (то, какой она является «на самом деле») она приобретает, принимая форму пригодности. Продолжая пример с Ураном: планета Уран была частью материального бытия до того как стать физическим объектом наличного бытия, но истинное бытие эта планета приобрела после её открытия (что подразумевает как её восприятие мышлением, так и её осознание). Образованное в процессе реализации ценностного отношения понятие

планеты Уран и есть истинное бытие этой планеты. Истинное постольку, поскольку оно пригодно для использования в сознательной деятельности. Истинное бытие вещи - всегда бытие ценностное.

Фундаментальная онтология начинается с противоречия бытия и сущего, противоречия, разрешающегося в становлении бытия. Ставшее наличным бытие есть осознание и представление сущего в подручном виде. Человек способен ис-пользовать вещи как орудия покорения сущего, представленного в наличном бытии, способен реализовывать свои потребности, достигая истины своего бытия. Истина с этой точки зрения - разрешение противоречия между желанием и действительностью, воплощение желания (бессознательного или сознательного) в бытии. То есть истина - это то, что есть как результат деятельности. Истина, таким образом, устанавливается в практике, бытий-ствует, а не задана как что-то самосущее. Истина, если рассматривать её исконный, а не формальнологический смысл - это состояние удовлетворения потребности как цель деятельности. В том числе и в науке, где стремясь к истине, учёный стремится не к культурному идеалу или другой абстрактной идее, а к снятию напряжения противоречия между индивидуальным бытием и сущим. Так сущее становится познаваемым и используемым, оно о-сваивается, и при-сваивается через потребление. В основе познания лежит ценностное отношение, точнее - познание опосредует ценностное отношение.

Литература

1. Аристотель. Собр. соч. в 4-х томах. Т. 1. - Москва: Мысль, 1975. - 550 с.

2. Аристотель. Собр. соч. в 4-х томах. Т. 3. - Москва: Мысль, 1981. - 613 с.

3. Волкова, Н.П. Бесконечное как материя (к проблеме бесконечного в метафизике Плотина) // Философская мысль. - 2015. - № 8. - С. 1-30.

4. Гагинский, А.М. О смысле бытия и значениях сущего: историко-философские разыскания // Философский журнал. - 2016. - № 3. - С. 59-76.

5. Доброхотов, А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - Москва: Издательство Московского университета, 1986. - 248 с.

6. Клёцкин, М.В. Бытие сущего // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 5 (67). - С. 106-108.

7. Клёцкин, М.В. Ценностный смысл категории «бытие» // Интеллект. Инновации. Инвестиции. -2016. - № 2. - С. 74-76.

8. Орлов, Е.В. Философский язык Аристотеля. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011. - 317 с.

9. Прохоров, М.М. Онтология: «бытие и небытие» или «бытие и сущее»? // N0: Философские исследования. - 2013. - № 5. - С. 1-102.

10. Хайдеггер, М. Бытие и время. - Харьков: Фолио, 2003. - 503 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.