Научная статья на тему 'Ценностный аспект образа святого в житийной литературе'

Ценностный аспект образа святого в житийной литературе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1637
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИТИЕ / СВЯТОЙ / ЦЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / LIFE-STORY / SAINT / VALUE / MORALITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Новиков Дмитрий Валерьевич

Анализ педагогической, философской литературы позволил выявить большой ценностно-образующий потенциал житийной литературы. Изучая труды подвижников благочестия, читатель приобщается к традиционной нравственной культуре, учится уважать слабых, достигать поставленных целей через труд, переносить трудности и стеснения, видеть высшие ценности, ставить перед собой задачи и действовать по замыслу в соответствии со смыслом жизни. Яркий и эмоциональный образ святого создает условия для формирования и принятия нравственного идеала. Его действия становятся эталоном добродетельной жизни. Такие особенности житийной литературы могут быть использованы для разработки программ нравственного воспитания младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ASPECT OF SAINT'S IMAGE IN LIFE-STORY LITERATURE

The analysis of life-stories, pedagogical, philosophical literature permitted to reveal a great value-forming potential for the usage of life-stories literature in pedagogical field. When one learns a saint's life-story, he shares a traditional moral ideals and culture, learns to respect the weak, to achieve his aims with the help of labor, to endure difficulties and inconveniences, to be able to see the superior values, to challenge tasks and to act according to the plan, according to the sense of life. Vivid and emotional image of the saint creates the necessary conditions and atmosphere for forming and adopting the moral ideal. His deeds become the standard of virtual life. Such peculiarity features of the life-story literature could be used to work out different programs of moral education for primary school pupils.

Текст научной работы на тему «Ценностный аспект образа святого в житийной литературе»

УДК 371+373.31

ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ ОБРАЗА СВЯТОГО В ЖИТИЙНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

© Дмитрий Валерьевич НОВИКОВ

Калужская епархия русской православной церкви, г. Калуга,

Российская Федерация, клирик, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, аспирант кафедры педагогики, e-mail: novikovdm@yandex.ru

Анализ педагогической, философской литературы позволил выявить большой ценностнообразующий потенциал житийной литературы. Изучая труды подвижников благочестия, читатель приобщается к традиционной нравственной культуре, учится уважать слабых, достигать поставленных целей через труд, переносить трудности и стеснения, видеть высшие ценности, ставить перед собой задачи и действовать по замыслу в соответствии со смыслом жизни. Яркий и эмоциональный образ святого создает условия для формирования и принятия нравственного идеала. Его действия становятся эталоном добродетельной жизни. Такие особенности житийной литературы могут быть использованы для разработки программ нравственного воспитания младших школьников.

Ключевые слова: житие; святой; ценность; нравственность.

В исследовании была поставлена цель выявить ценностное содержание житийной литературы, ее педагогические значение. Особенности, которые были выявлены, актуализировали вопросы по формированию нравственного идеала и духовно-нравственных ценностей через образ святого.

Житийная литература это один из важных педагогических средств формирования нравственной культуры младшего школьника, а также один из компонентов национальной культуры, определяющих нравственные идеалы целых поколений (см.: [1, с. 1]).

Образ святого является носителем духовно-нравственных ценностей, выразителем общенациональных идей добра, справедливости, милосердия, трудолюбия.

Через русскую святость ребенок приобщается к истории страны, к идеалам, ценностям, питающим ее веками, жизненному укладу. Житийная литература поучительна и назидательна, насыщена яркими образами и примерами добродетельной жизни. Святые формировали нравственный идеал народа. Через это нравоучительное чтение человек познавал образцы благочестивого поведения, приобретал ориентиры в окружающем мире, научался различать добро и зло. Действия святого, его подвиги становились эталоном жизненных ценностей. Неслучайно житие называют поучением, наставлением и назиданием о благочестивой жизни. «Житие -говорит В.О. Ключевский - более чем поучает: поучая, оно настраивает, стремится пре-

вратить душеполезный момент в молитвенную наклонность. Оно описывает индивидуальную личность, личную жизнь, но эта случайность ценится не сама по себе, не как одно из многообразных проявлений человеческой природы, а лишь как воплощение вечного идеала» [2, с. 324].

Житие называют назиданием в живых лицах, святых поучительными типами. Житие не биография, а назидательный панегирик в рамках биографии, как и образ святого в житии не портрет, а икона. Потому в ряду основных источников древнерусской истории жития святых Древней Руси занимают свое особое место [3]. И.А. Ильин жития святых и героев (национальная святость и доблесть) относил к числу национальных сокровищ образования наряду с русским языком, поэзией, историей [4, с. 219].

Житие уникально по своему содержанию ценностного компонента. Такие ценности, как милосердие, сострадание, любовь к ближнему, трудолюбие представлены в житийной литературе особенно ярко. Образ святого является носителем ортодоксальных ценностей, которые формировали духовный стержень русской нации. Житие построено по принципу индуктивности и в этом его одна из особенностей. От частного примера святого читателю транслируется общая система духовно-нравственных ценностей. Например, описание в житии преподобного Сергия его внешнего вида, любви к труду, простоты в общении способствуют форми-

рованию у читателя представлений о доброте, нестяжательности. «Игумен Сергий всегда ходил в бедной, ветхой одежде. Один раз в монастырь пришел крестьянин, чтобы побеседовать с преподобным. Ему указали Сергия, который в лохмотьях трудился на огороде. Крестьянин не поверил, что это и есть игумен». Пример незлобия и милосердия показан в житии преподобного Пафнутия, где описывается эпизод, когда великий князь Боровский Василий, отправил татарина Ермолая, чтобы сжечь обитель преподобного Пафнутия. «Князь Василий дал ему (татарину Ермолаю) приказание поджечь обитель преподобного, этот варвар поспешил с радостью. Преподобный, встретив татарина, ласково назвал его по имени и спросил, зачем он пришел. Такая приветливость святого мгновенно преобразила звероподобный нрав Ермолая. Он раскаялся в своем злом умысле и откровенно рассказал, зачем был послан. Потом, испросив прощение и благословение, ушел ничего не сделав дурного обители» [5, с. 45-46].

Жития способствуют формированию таких основополагающих ценностей, как трудолюбие, созидательность. Большое количество житийной литературы описывает труды святых на земле, упражнениях в ремесле. В житии ничего не происходит по «по-щучьему велению». Автор дает понять, что даже чудеса исцеления, прозорливости происходят после усердных молитвенных трудов, поста, воздержания. Такое восприятие воспитывает нравственную культуру труда. Жития построены по формуле «сначала труд и терпение - потом плоды трудов», но никак не наоборот.

Труд и трудолюбие возводится в ценность нравственного порядка. Один из основателей русского монашества Феодосии Печерский заложил основы отношения к труду как деятельности богоугодной, поставив труд в один ряд с молитвой. Примеры особого почитания труда древними русскими святыми свидетельствуют о том, что «христианский идеал связывался с зарождавшимися на Руси добродетелями трудолюбия, с заботой об общем достатке монастыря, княжества или обычной сельской общины. Русские святые простотой и смирением утверждали идеалы близкие и понятные крестьянству, идущие от основ народной жизни. Русская святость расцветала на народной почве, облагоражи-

вая и одухотворяя ее» [6, с. 21]. Примером служит и преподобный Сергий Радонежский, выполнявший крестьянскую и плотницкую работу. «Игумен преподобный Сергий сам пек просфоры, кутью варил и свечи делал. Каждый вечер он потихоньку обходил все монашеские кельи. Если кто-то празднословил, игумен стучал этому брату в окошко. Наутро же звал провинившегося, беседовал с ним и наставлял». Поучителен пример преподобного Феодосия Печерского: «Феодосию было тринадцать лет, когда умер его отец. Отрок в это время стал еще усерднее к труду и вместе со своими рабами трудился в поле». Православная концепция предусматривает самосовершенствование человека через труд, который рассматривается как проявление и выражение духовной жизни.

Образ святого раскрывает суть таких добродетелей, как смирение и простота. Житие дает основы межличностных отношений между теми, кто имеет и кто нуждается. Святой независимо от своего положения работал и одевался как простой монах. Вряд ли человек, выставляющий напоказ свои богатства, титулы мог назваться святым. Преподобный Пафнутий во время строения храма «сам трудился как простой работник, нося на своих плечах камень, воду и все необходимое для постройки... Себе он выбирал все худшее и в пище и во всем, касающемся удобств, одежды: мантия, ряска, сшитая из овчины, и обувь не годилась ни одному нищему...» [5, с. 47-49].

Житие не оставляет без внимания такие ценности, как любовь к своему Отечеству и народу. Показательны примеры патриотизма и преданности своей Родине в житии святых Дмитрия Донского, Александра Невского, Феодора Ушакова.

Житие актуализирует духовные ценности, способствует пониманию смысла человеческой жизни, показывает пример того, как нужно переживать тяжелые испытания, оставаясь верным своим идеалам. Образ высочайшей степени терпения, любви, самопожертвования несут жития мучеников и пример святого Иова многострадального.

В житийной литературе, описывающей подвиги преподобных, часто акцентируется внимание на самосовершенствовании человека, борьбе со своими внутренними недостатками. Поучителен пример святого препо-

добного Тихона Калужского. В поисках подходящего места для подвижнической жизни, преподобный Тихон поселился в дупле огромного дуба. Стал мучеником по произволению, умерщвляя тело строгим житием, многолетними постами, ночными стояниями на молитве. «Отшельник претерпевал невыразимые трудности. Жил в лесу зимой и летом, дремал, прислонившись к дереву, питался ягодами и кореньями, грибами и съедобными злаками, произраставшими в лесу» [7, с. 14]. Такой пример обращает устремление человека в область духовных ценностей и потребностей. Читатель понимает, что человеку не так уж много нужно, как он привык думать. Подвиг преподобного заставляет человека задуматься работать над своим духовным несовершенством. Святой становится образом и эталоном духовных ценностей и относительности материальных благ.

Говоря об идеале совершенной святости, философ В. С. Соловьев подчеркивает мысль о том, что «через уподобление святым, может совершенствоваться человек и определить истинность своих поступков». Житийная литература точнее других источников передает сам смысл подвига в том виде, каким он представлялся для современников и, в свою очередь, формируют воззрения верующих последующих поколений на подвиг [8, с. 40].

Жития формировали взгляды древнерусских читателей на идеал святости, на возможность спасения, воспитывали филологическую культуру (в лучших своих образцах), создавали идеальные формы выражения подвига святого. Труды память и подвиги святых становятся больше чем пример добродетельной жизни, они, по замечанию В.О. Ключевского, из исторического события превращаются в народную идею, и становятся практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом.

Через житие ребенок отождествляет себя с национальной культурой. Жития и святой это один из элементов, дающих возможность приобщиться к русской культуре. Профессор С.И. Маслов считает, что «жития святых должны быть непременным фактом духовнонравственного образования детей. Ребенок всегда ищет и находит образец для подражания, который воспринимает, в первую очередь, эмоционально. Идеал есть образец, эмоциональный пример в мыслях и поведе-

нии. В нравственном воспитании идеалом могут быть лучшие представители человечества. «Так что давайте изучать не калек, -писал А. Маслоу, - а наибольшее, какое сможем найти, приближение к целостному, здоровому человеку. Мы найдем у таких людей качественные отличия - другую систему мотивации, другие эмоции и ценности, другое мышление и восприятие. В некотором смысле только святые представляют собой человечество» [9, с. 48].

Жития святых, воплотивших в своей земной жизни высшие, нравственные идеалы, расширяли кругозор и помогали понять окружающий мир, взаимодействия людей, вводили в атмосферу подвижнического духа, учили различать истинность и ложность, добро и зло, праведность и грех.

В доказательство сказанному приведем данные опроса школьников начальных классов г. Калуги, которые дают общую картину целеустремленности школьника, их жизненных приоритетов.

Опрошенные были разделены на две группы, где критерием служило наличие в образовательной программе предметов, связанных с изучением житий святых. 1 группа -учащиеся 4-5 классов общеобразовательных школ г. Калуги, 2 группа - учащиеся 4-5 классов православной гимназии г. Калуги.

Перед учащимися были поставлены вопросы: «Какие три вещи взяли бы они с собой, если бы попали на необитаемый остров, чем бы занялись на необитаемом острове, кто для них является примером и на кого хотели быть похожими»? Ответы учащихся были распределены по трем категориям, представленным в табл. 1 (ответы учащихся 4-5 классов общеобразовательной школы) и в табл. 2 (ответы 2 группы - учащиеся 4-5 классов православной гимназии г. Калуги).

Ответы 1 группы сосредоточены в плоскости получения удовольствий и ожидания от жизни материальных благ - 61,8 %; отдали предпочтение труду, созиданию, наблюдению - 34,3 %. Ответы 2 группы имеют противоположную направленность, предпочтению труду отдали - 69,9 % респондентов, в пользу праздности ответили - 28,3 %. Причем, ответы второй категории имеют более широкий спектр созидательной деятельности.

В ответах на вопрос: «Что бы взяли с собой на необитаемый остров» в обеих группах

почти все опрошенные назвали одежду и еду, инструменты (топор, пилу), спички. По остальным категориям были выявлены различия, представленные в табл. 3.

В качестве идеалов и героев 1 группа респондентов выбрала близких, знакомых, друзей - 38 %; героев телесериалов, мультфильмов (Джек Воробей, ранетки, Николай Валуев и др.) - 27 %; святых - 2 % (Александр Невский, Илья Муромец); ответили нет или не знаю - 33 %.

Во 2 группе ответы были распределены следующим образом: близкие знакомые, друзья - 27 %; герои телесериалов, мультфильмов - 3 %, святые (святой Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, Илья Муромец, св. Мария Палестинская, блаженная Матрона Московская) - 38 %; нет или не знаю - 32 %. Часто учащиеся в каче-

стве своих героев и идеалов выбирали своих небесных покровителей.

На данных опроса мы можем констатировать глубокие различия категорий респондентов и наблюдать зависимость более высоких показателей направленности на созидательную деятельность, чем на пассивный образ жизни у учащихся с изучением религиозного компонента и ближе знакомых с житийной литературой. Ответы на вопросы у учащихся православной гимназии более глубокие и осмысленные. Они имеют более широкое представление о том, чем можно заняться на необитаемом острове. Почти все респонденты православной гимназии отвечали, что будут молиться на острове. Именно этот ответ свидетельствует о знакомстве с жизнью и подвигами святых, где большей частью повествуется об уединении святого для молитвенных трудов.

Таблица 1

Ответы учащихся 4-5 классов общеобразовательной школы

Категория ответов Отдых, игра Труд Другое

Наиболее частые ответы Купаться, играть, гулять, заниматься бездельем, отдыхать, общаться с друзьями, играть в футбол, ловить рыбу, искать сокровище, стрелять по мишеням, веселиться Изучать природу, строить жилище, рисовать, построить завод с оружием и техникой, писать дневник спасти мир

Кол-во ответов в % 61,8 34,3 3,9

Таблица 2

Ответы учащихся 4-5 классов православной гимназии г. Калуги

Категория ответов Отдых, игра Труд Другое

Наиболее частые ответы Кататься на катере, танцевать, купаться, загорать, играть Учиться в школе, читать, молиться, выращивать огород, изучать остров, кормить животных, построить корабль и дом, работать и заниматься хорошими делами, лечить животных, учить язык животных, завести детей, искать людей и учить их грамоте, разводить животных, заниматься пчеловодством, земледелием, сделать пляж и магазин, чтобы приезжали люди, построить город и стать президентом Создать тайное общество защиты Земли, строить карьеру

Кол-во ответов в % 28,3 69,9 1,8

Таблица 3

Процентное соотношение ответов 1-й и 2-й групп по категориям

Наименование категории Общеобразовательные школы г. Калуги, % Православная гимназия г. Калуги, %

Предметы быта: холодильник, телевизор, кресло, мобильный телефон, ноутбук 56,1 25,2

Материальные блага: Деньги, доллары 42,1 7,4

Духовные блага: Икону, молитвослов, Библию 1,8 67,4

Анализ данного эксперимента дает основания полагать, что образ святого формирует устойчивую нравственную ориентацию, актуализирует такие ценностные образования как труд, усердие, созидательность, помощь ближним.

Отсутствие научного подхода к житийной литературе, как источнику формирования нравственных ценностей младших школьников, ставит новые задачи перед исследователями: сформировать критерии отбора житийной литературы и составить сборник в соответствии с этими критериями; разработать методологическую базу для изучения житийной литературы; провести экспериментальную работу по эффективности формирования нравственных ценностей и нравственного идеала через образ святого в житийной литературе.

Житийная литература может быть использована как основное или вспомогательное средство по нравственному становлению личности, формированию таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, тер-

пение, трудолюбие, нестяжание (бескорыстность), любовь к ближним и Родине.

1. Федотов Г. Святые древней Руси. М., 1990.

2. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988.

3. Розов Н.Н. Книга древней Руси. XI-XIV вв. М., 1977.

4. Ильин И.А. О грядущей России. Избранные статьи. США Свято-Троицкий Монастырь -Корпорация Телекс, 1991.

5. Жития святых святителя Дмитрия Ростовского. Месяц май. Оптина пустынь,1992.

6. Киселев А.Ф. Выбор // Педагогика. М., 2008. № 9.

7. Преподобный Тихон Калужский. Житие, чудеса и история монастыря им основанного. М., 2006.

8. Дмитриев Л.А. Литературные судьбы жанра древнерусских житий // Славянские литературы. М., 1973.

9. Маслов С. И. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания // Педагогика. М., 2008. № 9.

Поступила в редакцию 16.01.2012 г.

UDC 371+373.31

VALUE ASPECT OF SAINT’S IMAGE IN LIFE-STORY LITERATURE

Dmitriy Valeryevich NOVIKOV, Kaluga Diocese of Russian Orthodox Church, Kaluga, Russian Federation, Clergyman, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Post-graduate Student of Pedagogical Department, e-mail: no-vikovdm@yandex.ru

The analysis of life-stories, pedagogical, philosophical literature permitted to reveal a great value-forming potential for the usage of life-stories literature in pedagogical field. When one learns a saint's life-story, he shares a traditional moral ideals and culture, learns to respect the weak, to achieve his aims with the help of labor, to endure difficulties and inconveniences, to be able to see the superior values, to challenge tasks and to act according to the plan, according to the sense of life. Vivid and emotional image of the saint creates the necessary conditions and atmosphere for forming and adopting the moral ideal. His deeds become the standard of virtual life. Such peculiarity features of the life-story literature could be used to work out different programs of moral education for primary school pupils.

Key words: life-story; saint; value; morality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.