Научная статья на тему 'Ценностный аспект инноваций и развитие конкуренции'

Ценностный аспект инноваций и развитие конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
619
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INNOVATION / COMPETITION / INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коротун О. Н.

Глобальные изменения, коснувшиеся сферы экономики, однозначно отразились на состоянии предприятий промышленности, обнажив проблемы, связанные с конкурентоспособностью продукции на внешнем и на внутреннем рынке. Конкурентоспособность определяет траекторию развития предприятия. Выбор наилучшего сочетания внешних и внутренних факторов, направленных на обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности, целесообразно дополнить установлением причин низкой инновационной активности предприятий. Причинами неэффективного инновационного поведения, низкого уровня инвестиций в интеллектуальную собственность, обеспечивающих устойчивое развитие предприятия и рост конкурентоспособности, является инновационная близорукость. На практике инновационная близорукость обнаруживается как неоптимизирующее (оппортунистическое) поведение, проявляющееся в предпочтении инвестиций в материальные активы над нематериальными. Особенностью принятия решения в управлении инновационным процессом определяется степенью неопределенности достижения поставленных целей, в рамках инновационного процесса, и по узким направлениям инновационного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUABLE ASPECT OF INNOVATIONS AND COMPETITION DEVELOPMENT

The global changes concerned spheres of economy were unequivocally reflected in a condition of the enterprises of the industry. This changes bared the problems connected with competitiveness of production on international and home market. Competitiveness defines a trajectory of development of an enterprise. Choice of the best combination of the external and internal factors directed on maintenance of necessary level of competitiveness is expedient to add with an establishment of the reasons of low innovative activity of the enterprises. The reasons of inefficient innovative behavior, low level of investments into the intellectual property providing a sustainable development of the enterprise and competitiveness growth is an innovative short-sightedness. In practice innovative short-sightedness is found out as not optimising (opportunistic) behavior shown in preference of investments for material actives over non-material. Feature of decision-making in management of innovative process is defined by degree of uncertainty of achievement of goals within the limits of innovative process and in narrow directions of innovative movement.

Текст научной работы на тему «Ценностный аспект инноваций и развитие конкуренции»

ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ ИННОВАЦИЙ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ

Коротун О.Н., аспирант кафедры «Маркетинг и менеджмент» Московского государственного технического университета МГТУ-МАМИ

Глобальные изменения, коснувшиеся сферы экономики, однозначно отразились на состоянии предприятий промышленности, обнажив проблемы, связанные с конкурентоспособностью продукции на внешнем и на внутреннем рынке.

Конкурентоспособность определяет траекторию развития предприятия.

Выбор наилучшего сочетания внешних и внутренних факторов, направленных на обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности, целесообразно дополнить установлением причин низкой инновационной активности предприятий.

Причинами неэффективного инновационного поведения, низкого уровня инвестиций в интеллектуальную собственность, обеспечивающих устойчивое развитие предприятия и рост конкурентоспособности, является инновационная близорукость. На практике инновационная близорукость обнаруживается как неоптимизирующее (оппортунистическое) поведение, проявляющееся в предпочтении инвестиций в материальные активы над нематериальными.

Особенностью принятия решения в управлении инновационным процессом определяется степенью неопределенности достижения поставленных целей, в рамках инновационного процесса, и по узким направлениям инновационного движения.

Ключевые слова: инновации, конкуренция, интеллектуальная собственность.

VALUABLE ASPECT OF INNOVATIONS AND COMPETITION DEVELOPMENT

Korotun O., The post-graduate student, Marketing and Management chair, Moscow State Technical University MGTU-MAMI

The global changes concerned spheres of economy were unequivocally reflected in a condition of the enterprises of the industry. This changes bared the problems connected with competitiveness of production on international and home market.

Competitiveness defines a trajectory of development of an enterprise. Choice of the best combination of the external and internal factors directed on maintenance of necessary level of competitiveness is expedient to add with an establishment of the reasons of low innovative activity of the enterprises.

The reasons of inefficient innovative behavior, low level of investments into the intellectual property providing a sustainable development of the enterprise and competitiveness growth is an innovative short-sightedness. In practice innovative short-sightedness is found out as not optimising (opportunistic) behavior shown in preference of investments for material actives over non-material.

Feature of decision-making in management of innovative process is defined by degree of uncertainty of achievement of goals within the limits of innovative process and in narrow directions of innovative movement.

Keywords: innovation, competition, intellectual property.

Важным результатом инновационной деятельности является значительное количество прогрессивных нововведений, которые находят реальные воплощения. Диапазон возможного распределения нововведений реализуется в момент контакта с потребностями человека. Таким образом, практика определяет ценность как непосредственно, так и опосредованно в системе социальных отношений.

Глобальные изменения, коснувшиеся сферы экономики однозначно отразились на состоянии предприятий промышленности, обнажив проблемы, связанные с конкурентоспособностью продукции на внешнем и на внутреннем рынке.

Конкуренция как элемент соперничества между производителями продукции и услуг представляется естественным состоянием рыночных отношений.

Без сомнения, конкурентоспособность определяет траекторию развития предприятия и его экономики. Развитие предприятия, переход его на положительную ветвь происходит тогда, когда в структуру целенаправленно вводится инновационный элемент и контролируется эволюционное развитие. Вся продукция, которое выпускает предприятие, является ключевым звеном связи между производителями и потребителями. «Продукт», как один из основных элементов системы, обеспечивающий необходимый уровень конкурентоспособности, должен быть ориентированы не только на повышение своей рыночной стоимости, но и на «социализацию товара», разрешающий возникшее противоречие между запросами потребителей и техническим уровнем продукта, который определяется уровнем реализации объектов интеллектуальной собственности в продукте. При этом предприятие одновременно получает возможность повысить свою долю на рынке и финансовые результаты деятельности.

Выбор наилучшего сочетания внешних и внутренних факторов, направленных на обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности, целесообразно дополнить установлением причин низкой инновационной активности предприятий. Причинами неэффективного инновационного поведения, низкого уровня инвестиций в интеллектуальную собственность, обеспечивающих устойчивое развитие предприятия и рост конкурентоспособности, является инновационная близорукость. На практике инновационная близорукость обнаруживается как неоптимизирующее (оппортуни-

стическое) поведение, проявляющееся в предпочтении инвестиций в материальные активы над нематериальными.

При разработке инновационной стратегии, обеспечивающей необходимый уровень конкурентоспособности, следует исходить из того что многообразие направлений развития предприятий можно свести к двум формам развития, различным по своему содержанию и последствиям. Первая форма развития основывается на принципах адаптационного (классического) типа, наподобие биологического развития, например дарвиновские механизмы естественного отбора. Сюда относятся интеграция, повышение уровня сервиса, снижение издержек.

Другая форма возможного развития основывается на производстве товаров, формирующихся и отвечающих запросам потребителей. В этой связи инновационная стратегия предприятия реализуется в рамках второй формы развития и состоит в том, что этот путь реализуется в виде двух инновационных стратегий. Первая стратегия поведения заключается в приобретении исключительных прав на объект интеллектуальной собственности и производство нового конкурентоспособного продукта по лицензионному соглашению. В этом случае, при незначительном уровне риска, за счет снижения трансакционных издержек достигается более высокий уровень финансовых результатов.

Второй вид инновационной стратегии имеет совершенно иную природу и заключается в проведении активной инновационной политики, когда предприятие стремится самостоятельно и первым выйти на рынок с принципиально новым продуктом, основанным на новом поколении инноваций, которые обеспечат получение интеллектуальной ренты. В общетеоретическом плане такая стратегия предполагает существенную перестройку всей системы деятельности предприятия на основе трансформационных издержек, направленных на создание и воспроизводство интеллектуальной собственности на самом предприятии. Такая перестройка на предприятии происходит в соответствии с этапами жизненного цикла. Как известно, изменения в системе происходят в тех случаях, когда нагрузки на систему начинают превосходить некоторый порог. Тогда ее старое состояние теряет устойчивость, и система как бы выходит на пересечение нескольких каналов развития, в этом случае возможна различная совокупность новых состояний.

В математике такие точки ветвления, потери однозначности

траекторий развития называются точками бифуркации, а сами механизмы, выводящие систему в состояние неопределенности — бифуркационными. Применительно к траектории жизненного цикла продукта точка бифуркации — это период перехода с траектории жизненного цикла продукта, основанного на старых изобретениях, к жизненному циклу продукта, основанного на совокупности нового поколения интеллектуальной собственности. Для сохранения конкурентоспособности очень важным является установление этого момента (точки бифуркации) во времени и по характеру самих нововведений.

Конкуренция порождает стремление улучшить качество производимой продукции, расширить ее спектр ассортимента, снизить издержки производства. Являясь практически главным фактором реакции промышленных предприятий к нововведениям, она стимулирует превращение рыночных отношений к высокоэффективному труду, в системе экономического принуждения. В тот же момент, конкуренция в сфере инновационной деятельности - это своего рода конкурс неординарных решений социально-экономических, научно-технических и других важных вопросов.

Разные потребности побуждают потребителей искать в продуктах различные выгоды. Ценность каждого индивида, играет ориентационную роль в жизнедеятельности человека. Ценностное отношение образует особый перечень факторов регулирующих рычагов в рыночной экономике. Ценность определяется ее вовлеченностью в общественные отношения. При этом аспекте наука, так или иначе, косвенно или прямо влияет на человеческие потребности через технику или производство или, возможно, быт. В разной степени она влияет на цели, интересы людей, их идеалы и таким образом воздействует на развитие новых ценностей. В то же самое время науку следует отнести к сфере ценностей интеллектуально развитого общества, и человека в частности.

Для ученого, творца научного знания в науке постоянно есть потребность в поиске новой идеи, или концепции, рассматриваемые эвристическая ценность. В течении всех исследований происходит внутренаучная оценка, проводятся эксперименты, сопоставление теорий и гипотез с объективной реальностью. При этом, проявления реальности рассматриваются как ценность практического знания, которое играет важную роль в экономических отношения и жизнедеятельности общества в целом.

Несомненно, что подвергнуть оценке можно только вещественное проявление результата научного поиска, которое имеет практическую составляющую и тем самым обеспечивает конкурентоспособность продукта за счет применения новейшего изобретения.

Следует рассмотреть тот аспект, когда конкуренция между организациями идет в разрезе преодоления так называемых «патентных барьеров». Дополнительный доход от продаж возможно повысить за счет использования инновационных направлений в сфере управленческого и маркетингового спектра, которые в свою очередь помогают снижать издержки обращения. Для предотвращения незаконного использования новаций другими предприятиями-конкурентами, права на них должны быть «патенцировны», возможно даже в режиме ноу-хау. Таким образом, исключительные права одной организации будет представлять собой «патентный» барьер для других организаций.

Как известно, интеллектуальную собственность на изобретения закрепляют патентом и лицензией. Это позволяет творческому субъекту иметь реальные дивиденды, будь то индивид или организация. Важно, что в этом русле происходят слияния рационального и эмоционально-иррационального начал, где владельцы интеллектуальной собственности соединяют свободы выбора научно-практической деятельности со здравым просчетом экономической необходимости. Роль интеллекта в среде инновационной деятельности динамично растет, так как конкурентоспособность производимой продукции находится в зависимости от ее наукоемкости.

Без сомнения, обладатель интеллектуальной собственности может монополизировать рынок на срок действия охранного документа и, в то же время такая форма защищает рынок от недобросовестной конкуренции.

Статическую сторону такой монополистической конкуренции характеризует операционным, производственный рычаг, который определяется числом нематериальных активов разного рода альтернативного характера, что в свою очередь затрудняет организациям - конкурентам проходить патентные барьеры. И в этой связи предприятии как собственник исключительного права — получает дополнительный выигрыш в цене, в объеме продаж, издержках.

Не так давно, в период монополии больших научно-технический организаций, «конкуренция» воспринималась как нечто отрицательное, не соответствующее правилам соревнования. Монопольное положение промышленных предприятий создавалась системой распределения неконкурентоспособного продукта по потребителям, что естественно не могло способствовать развитию конкурентной сферы.

Однако, как явление, конкуренция не отвергалась в области оборонного производства. В этом ракурсе преобладала форма неценовой конкуренции, показателем которой являлось превосходство технических параметров оборонной отечественной продукции по сравнению с зарубежным аналогом. Со стороны государства для предприятий «оборонки» создавались тепличные социально-экономические условия и обеспечение необходимыми ресурсами.

В примере неценовой конкуренции можно привести деятельность в области ядерной энергетики, космической техники, военной техники и другие отрасли оборонного направления. При таком режиме назначают головную организацию (ОКБ или ЦНИИ), возглавляемую специалистом в конкретной сфере для создания определенного вида техники. Такая организация получала необходимые средства и занималась финансированием из своего фонда затраты на работы, производимые по договору контрагентами (опытными заводами, лабораториями вузовской науки, НИИ, СКВ), осуществляла прием, выполнение, контроль сроков.

Формированию конкурентного рынка способствует развитие договорных отношений между участниками инновационной деятельности. В этой связи конкурентная борьба появляется в выполнении разработок и исследований когда оценке подвергается неординарное изобретение или полезная модель, т.е. составляющие инновационной деятельности. Соответственно, осваивая в производстве новая продукция получит свою объективную оценку, в момент реализации ее как уже товара.

В условиях рыночных отношений большинство организационно-технических мероприятий представлены в форме новаций, которые ранее не использовались. В первую очередь к ним следует отнести организацию инновационной деятельности в виде конкурса, и представление результатам НИОКР в форме товара, организацию оплаты труда по результатам, а не по затратам. Договорное ограничение во время финансировании отдельных видов опытноконструкторских работ. Естественно все эти моменты напрямую связаны с развитием конкуренции, которые повышают их социальную и экономическую значимость.

Опираясь на данные о фактических результатах деятельности научно-технических организаций, а затем на уточнение экспертами на перспективный период времени, инвестор проводит конкурсное выполнение НИОКР. Развитие договорных отношений в инновационной сфере между исполнителем и заказчиком позволяет осуществлять оценку результатов на промежуточных стадиях еще до окончании НИР. Необходимость таких действий обуславливается тем, чтобы уменьшать экономический риск инвестора.

Если промежуточные результаты оказались не важными, то исследовательская организация автоматически отсеивается и ей в дальнейшем потребуется находить нового заказчика или искать заемные средства для дальнейшей своей инновационной деятельности.

Следует выделить, что приоритетными направлениями инновационной деятельности являются информационные технологии, электроника, лазерная техника, оптико-волоконные средства связи, плазменные технологии и т.д.

Фактор развития конкуренции в наукоемкой отрасли промышленности предполагает значительно увеличить эффективность инновационной деятельности. Конкурсный отбор, и рожденная на этой почве конкуренция стимулируют повышение наукоемкости научно-технического решения путем прямого инвестирования в творческую изобретательскую деятельность, в создание полезного продукта.

Особенностью принятия решения в управлении инновационным процессом определяется степенью неопределенности достижения поставленных целей, в рамках инновационного процесса, и по узким направлениям инновационного движения. В этой связи следует иметь комплексное представление о всей проводимой работе, выполняемой в процессе инновационной деятельности. Менеджмент инноваций направлен на принятие решений способных обеспечить создание конкурентоспособной продукции, по-

ложительное достижение запланированных результатов от инновационной деятельности. Тем не менее, существует высокая неопределенность в достижении желаемого результата. При этом каждому результату свойственна своя промежуточная цель, которой, в свою очередь, свойственна своя, определенная ситуация требующая адекватного решения в процессе управления. В одних ситуациях управленческое решение нацелено на снижение коммерческого инвесторского риска, в других - на изменения в многочисленных конструкторских документациях при изготовлении опытного образца нового изделия. Достижению конечной цели требуется конкретное решение по снижению коммерческого риска инвесторов.

Литература:

1.Амиров С.Д. Стратегия социально - экономического развития города в период становления рыночного хозяйства: Монография- М.: Экономика , 2003.

2. Глазьев С.Ю.Теория долгосрочноготехнико-экономического развития. — М.: Владар, 1993

3. Управление организацией: Учебник для студентов вузов (под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина Н.А.) Изд. 4-е, перераб., доп. Авторы: Гунин В.Н., Баранчеев В.П., Азоев Г.Л-М.: Инфра-М, 2008г.

4. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, соцмализм и демократия-М.:ЭКСМ0,2007

КОРПОРАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Дмитриев О.Б., соискатель Института экономики и социальных отношений

В зависимости от характерных особенностей структуры собственности, степени ее концентрации, особенностей механизмов финансового регулирования, фондовых рынков и национального законодательства могут формироваться различные модели управления корпоративными образованиями. В статье показано, что, как правило, превалирует неоднозначное понимание содержания и функций управления корпоративными образованиями. Как свидетельствует экономическая практика ряда стран, имеет место традиционное разделение исследуемых моделей, хотя во многом данное разделение условно и осуществляется для выделения характерных черт, которые в условиях глобализации могут смешиваться и видоизменяться.

Ключевые слова: акционер, аудитор, внешний директор, защита от поглощений, инсайдер, корпорация, приватизация, слияние, управленческие решения, фидуциар.

CORPORATE EDUCATION AS A MANAGEMENT MODEL

Dmitriev O., Institute of Economics and Social Relations, the competitor

Depending on the characteristics of ownership structure, its degree of concentration, the characteristics offinancial regulation, capital markets and national legislation can form different models of governance by corporate entities. The article shows that, as a rule, prevails ambiguous understanding of the content and functions of management of corporate entities. As the economic practices of some countries, there is a traditional division of the model, although in many respects this division of probation and made to highlight the salient features that in the context of globalization can be mixed and modified.

Keywords: shareholders, auditors, outside directors, protection from takeovers, insider, corporation, privatization, mergers, management decisions, fiduciary.

В российской экономике активно складываются корпоративные образования, а вместе с ними модель корпоративного управления. В настоящее время - это система управления акционерными предприятиями, основанная на осуществлении корпоративного контроля при помощи прямых или косвенных методов, наиболее приемлемых экономическим условиям. Как мы видим, специфика управления корпорациями заключается в том, что, с одной стороны, работают элементы управления объединяемыми подразделениями, а с другой, налицо управленческие принципы, задаваемые свойствами новой системы.

В то время как в экономической литературе идут споры о преобладании одной из двух противоположных моделей - германской и австрийской, отечественная модель управления корпоративными образованиями имеет свой принципиальный характер, что объясняется чисто внутри российскими причинами, такими как последствиями приватизации, высокой степенью износа основных фондов, неразвитостью финансовых рынков, слабостью правовых норм, нестабильностью макроэкономической ситуации.

Сложилась ситуация, при которой более половины приватизированных предприятий не находятся под контролем трудовых коллективов, а концентрация прав собственности сосредоточилась в руках высшего менеджмента. Между тем, данное обстоятельство в ряде случаев не дает возможности принимать эффективные управленческие решения. Деятельность предприятия не реализуется в полной мере из-за положения менеджмента как доминирующего собственника вследствие недоверия трудового коллектива как владельца акционерного капитала. Имеются прецеденты плохого исполнения государством функций собственника (когда оно выступает доминирующим собственником предприятия), что создает условия несправедливого положения доминирующего акционера. В результате возникает возможность практического участия независимых внешних директоров как элемент корпоративного управления в качестве противовеса доминирования менеджеров в советах директоров.

1 Тепман Л.Н. Корпоративное управление. М., 2009. С.69.

Немаловажный фактор, который, как и предыдущий, во многом определяет формирование отечественной модели управления корпоративными образованиями, это высокая степень концентрации капитала в виде концентрации акций одного предприятия в рамках узкого круга акционеров.

Между тем, развитие той или иной модели корпоративного управления зависит как от механизма защиты прав акционеров, так и от функций и задач совета директоров.

Не менее остро обозначила аспекты эффективной модели управления промышленных образований корпоративного типа и глобальная конкуренция, а условия, характеризующиеся институциональными изменениями, привели к активизации интегрированных процессов на основе формирования и дальнейшего функционирования корпоративных образований.

Внедрение ряда ключевых положений по организации корпоративного управления показало преимущества корпоративных образований, основой которых является консолидация капитала и интегрированное взаимодействие участников, что позволяет обеспечить более устойчивое и эффективное развитие, сформировать новое конкурентное окружение, реально стать участниками глобальной мировой экономики.

Что вызывает необходимость поиска источников внешних факторов развития предприятий? Основным движущим мотивом западных компаний можно назвать применение некоторых ключевых положений по организации корпоративного контроля, широко применяемых в зарубежной практике, и как следствие, проведение работы по организации систем внутреннего контроля, в частности, в направлении создания действенной системы внутреннего контроля и постоянное раскрытие информации о ней в отчетности предприятия; организации системы взаимодействия внутреннего контроля с комитетом по аудиту; по обеспечению прозрачности деятельности предприятий, т.е. зависит от степени развития правого обеспечения.1 Что касается нашей страны, то это потенциал, который еще рационально не реализован в действующем бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.