Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЙ АНАЛИЗ И СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ МАРКСИСТСКОГО ВЗГЛЯДА НА СВОБОДУ'

ЦЕННОСТНЫЙ АНАЛИЗ И СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ МАРКСИСТСКОГО ВЗГЛЯДА НА СВОБОДУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
79
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКСИЗМ / СВОБОДА / ЦЕННОСТНЫЙ АНАЛИЗ / ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / КОММУНИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хун Чжао, Миронов Дмитрий Геннадьевич

Марксистский взгляд на свободу основан на практической деятельности людей. Согласно ему истина, добро и красота являются одновременно целями и ценностями человеческого развития, реализация которых приводит к достижению единства субъекта и объекта. Марксистское учение о свободе имеет особое значение для организации активной практической деятельности человека, обогащения внутреннего мира людей, расширения их духовной свободы и повышения уровня эстетического восприятия, наслаждения красотой. В статье представлено теоретическое и практическое значение марксистского взгляда на свободу для современного социума, которое имеет чрезвычайно важное влияние на сознательную приверженность людей идеям достижения коммунизма как всеобщей свободы. Отмечается положительный опыт реализации концепции К. Маркса и Ф. Энгельса в Поднебесной, который должен стать примером для распространения ее ценностных приоритетов по всему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE ANALYSIS AND CONTEMPORARY MEANING OF MARXIST WIEW OF FREEDOM

The Marxist view of freedom is based on the practical activities of people. According to him, truth, goodness and beauty are both goals and values of human development, the realization of which leads to the achievement of the unity of subject and object. The Marxist doctrine of freedom is of particular importance for organizing active practical human activity, enriching the inner world of people, expanding their spiritual freedom and increasing the level of aesthetic perception, enjoyment of beauty. The article presents the theoretical and practical significance of the Marxist view of freedom for modern society, which has an extremely important impact on people's conscious commitment to the ideas of achieving communism as universal freedom. There was marked the positive experience of implementation of the concept of K. Marx and F. Engels in the Middle Kingdom, which should become an example for spreading its value priorities around the world.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЙ АНАЛИЗ И СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ МАРКСИСТСКОГО ВЗГЛЯДА НА СВОБОДУ»

Общество: философия, история, культура. 2022. № 6. С. 104-110. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 6. P. 104-110.

Научная статья УДК 1(091):141

https://doi.org/10.24158/fik.2022.6.18

Ценностный анализ и современное значение марксистского взгляда на свободу Чжао Хун1, Дмитрий Геннадьевич Миронов2

■^Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

1ZhaoHong2019@yandex.ru

2d-21312556@yandex.ru

Аннотация. Марксистский взгляд на свободу основан на практической деятельности людей. Согласно ему истина, добро и красота являются одновременно целями и ценностями человеческого развития, реализация которых приводит к достижению единства субъекта и объекта. Марксистское учение о свободе имеет особое значение для организации активной практической деятельности человека, обогащения внутреннего мира людей, расширения их духовной свободы и повышения уровня эстетического восприятия, наслаждения красотой. В статье представлено теоретическое и практическое значение марксистского взгляда на свободу для современного социума, которое имеет чрезвычайно важное влияние на сознательную приверженность людей идеям достижения коммунизма как всеобщей свободы. Отмечается положительный опыт реализации концепции К. Маркса и Ф. Энгельса в Поднебесной, который должен стать примером для распространения ее ценностных приоритетов по всему миру.

Ключевые слова: марксизм, свобода, ценностный анализ, общественное развитие, коммунизм

Для цитирования: Чжао Хун, Миронов Д.Г. Ценностный анализ и современное значение марксистского взгляда на свободу // Общество: философия, история, культура. 2022. № 6. С. 104-110. https://doi.org/10.24158/fik.2022.6.18.

Original article

The Value Analysis and Contemporary Meaning of Marxist Wiew of Freedom

Zhao Hong1, Dmitry G. Mironov2

12Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia 1ZhaoHong2019@yandex.ru 2d-21312556@yandex.ru

Abstract. The Marxist view of freedom is based on the practical activities of people. According to him, truth, goodness and beauty are both goals and values of human development, the realization of which leads to the achievement of the unity of subject and object. The Marxist doctrine of freedom is of particular importance for organizing active practical human activity, enriching the inner world of people, expanding their spiritual freedom and increasing the level of aesthetic perception, enjoyment of beauty. The article presents the theoretical and practical significance of the Marxist view of freedom for modern society, which has an extremely important impact on people's conscious commitment to the ideas of achieving communism as universal freedom. There was marked the positive experience of implementation of the concept of K. Marx and F. Engels in the Middle Kingdom, which should become an example for spreading its value priorities around the world.

Keywords: Marxism, freedom, value analysis, social development, communism

For citation: Hong Zhao & Mironov D.G. (2022) The Value Analysis and Contemporary Meaning of Marxist Wiew of Freedom. Society: Philosophy, History, Culture. (6), 104-110. Available from: doi: 10.24158/fik.2022.6.18 (In Russian).

Когда Маркс и Энгельс создавали свою теорию, они четко сформулировали ее методические предпосылки, согласно которым теоретические постулаты должны основываться на реальной практической деятельности людей, отражать человеческое понимание мира и отражать трансформации этого понимания. Итогом должна была стать теория, показывающая, как достигается подлинная человеческая свобода и каждый индивид получает возможность всестороннего развития. Марксистский взгляд на свободу и всестороннее развитие человека исходит из реальной практики социума. «Животные поддерживают собственное выживание в процессе инстинктивной и пассивной адаптации к окружающей среде, поэтому способ существования животных -это их инстинктивная деятельность. В отличие от этого, люди поддерживают свое собственное

© Хун Чжао, Миронов Д.Г., 2022

выживание и развитие в процессе активного целенаправленного преобразования природы, поэтому способ человеческого существования - это практическая деятельность» (Ян Гэн, 2012). Итак, в этом смысле марксистский взгляд на свободу проистекает из практики, и его ценность -тоже. Однако учение об освобождении человека и его всестороннем развитии направлено на то, чтобы показать, как люди движутся от актуального общества к обществу будущего. Практика -это не только процесс производства и воспроизводства людей, но также «и вся полнота материальных условий для целостного, универсального развития производительных сил индивида» (Маркс, Энгельс, 1968: 288). Следовательно, конечной целью практической деятельности человеческого общества всегда было стремление к «человеческой свободе и всестороннему развитию», а также желание построить для этой цели чистый мир «истины», «добра» и «красоты». Другими словами, практическая деятельность должна соответствовать не только гражданским, но и нравственным законам. Кроме того, каждому человеку необходимо учитывать социальное влияние и значимость своих действий для других. Для этого они должны базироваться на представлениях об истине, добре и красоте. Нравственные категории являются определяющими в достижении людьми настоящей свободы. Рассмотрим их подробнее.

Истина - это объективные положения, которые можно понять только с помощью рационального мышления. Она очевидна, достоверна и является основой знаний и практики для людей, для дальнейшего понимания и преобразования ими окружающего мира.

Добро - это основа и конечная цель знания с эпистемологической точки зрения. Добро является высшей нравственной ценностью. Разумное существование подчинено добру, это универсальная истина. Онав концентрированномвиде выражает ценностную коннотацию марксистского взгляда на свободу.

Красота - это своего рода субъективное и объективное единство.

В марксистском взгляде на свободу существует диалектическое единство между истиной, добром и красотой. Красота - это средство достижения истины, истина - это предпосылка добра, добро - это единство истины и красоты и высший стандарт для их измерения. Когда все три категории объединяются, тогда происходит освобождение человеческого общества - устанавливается коммунизм. Дело в том, что объекты практики оцениваются не только как «истинные», но также как «хорошие» и «прекрасные». Благодаря практической деятельности людей объединяются «должное» и «действительное», «идеальное» и «реальное», «ценность» и «факт», «цель» и «средство», «ожидание» и «результат». То есть «добро» и «красота», как и «истина», не только остаются в поле мысли, сознания людей, но также входят в область феноменального и материализуются в результате практической деятельности. При этом люди также обретают свободу -свободу покорять и преобразовывать природу, руководить действиями людей или законосообразной субъективной инициативой, глубже проникать в тайны окружающего мира в процессе практики, постигать закон, а также свободу развития собственной инициативы, личности и творчества. Формирование концепции свободы, освобождение человеческого общества и реализация коммунизма - все это результаты постоянного стремления людей к истине, добру и красоте. Следовательно, ценностная цель марксистского взгляда на свободу заключается в достижении человеческой свободы и всестороннего развития, а также в том, чтобы дать людям логическое понимание будущего общества, веру и мужество для стремления к свободе. «Ценностный идеал человеческой свободы и всестороннего развития - это высшая ценностная мера для измерения состояния общественного развития, регулирования социальной активности людей и корректировки процесса исторического развития» (Чэнь Лицзюнь, Чжан Сюэцзюнь, 2003).

Стремление к свободе осуществляется людьми определенного качества в определенном обществе при определенном взаимодействии с природой. Согласно такой точке зрения, марксистский взгляд на свободу выдвигает особые ценностные требования к отношениям между человеком и обществом, а также между человеком и природой. Назовем их.

1. Постоянное развитие активной гражданской позиции личности, самосовершенствование каждого человека. В современном цивилизованном обществе, в основе функционирования которого лежит рыночная экономика, необходимо популяризировать сознательный творческий образ жизни, стержнем которого является проявление гражданской ответственности личности. На Западе появление понятия «гражданин» связано с формированием категории равноправия в социуме. Возникновение гражданства является «сознательным отражением и требованием внутреннего духа свободной и автономной деятельности человечества» (Юань Цзуше, 2003: 352). В состав понятия гражданства входит осознание рациональности, законности, необходимости участия в общественной жизни и активная позиция личности. Это обязатальные требования для политической эмансипации социальных членов цивилизованного общества, которая представляет собой «сведение человека, с одной стороны, к члену гражданского общества, к эгоистическому, независимому индивиду, с другой - к гражданину государства, к юридическому лицу» (Маркс, Энгельс, 1955а: 406).

Проявлением роста гражданственности в современном обществе является установление и совершенствование демократического централизма. В социалистических же условиях обеспечивается сотрудничество граждан друг с другом на принципах справедливости, свободной конкуренции и саморазвития. Последнее можно охарактеризовать как стремление к самосовершенствованию, реализуемое с применением доступных социальных и внутренних личностных средств индивида.

Совершенство личности - это проявление единства истины, добра и красоты в человеке, что считается более драгоценным, чем физическая жизнь. Формирование личностного совершенства является результатом основанного на практике мышления, культуры, навыков, морали, чувств развития человека. Общество постоянно развивается, поэтому сознание и мышление людей также должны изменяться и улучшаться соответственно социальным требованиям. Так, люди должны уметь анализировать и использовать в собственной практической деятельности инновационные технологии, являющиеся знаком времени для социума, обладать научным мировоззрением, твердой верой в свои силы, прагматическим стремлением к достижению лучшего, взаимодействовать друг с другом на основе равенства и уважения.

Совершенствование личности является активной движущей силой для достижения человеческого освобождения, поэтому Маркс писал: «Лишь тогда, когда действительный индивидуальный человек воспримет в себя абстрактного гражданина государства и в качестве индивидуального человека в своей эмпирической жизни, в своём индивидуальном труде, в своих индивидуальных отношениях станет родовым существом; лишь тогда, когда человек познает и организует свои "собственные силы" как общественные и потому не станет больше отделять от себя общественную силу в виде политической силы, - лишь тогда свершится человеческая эмансипация» (Маркс, Энгельс, 1955а: 406).

2. Преобразование, восстановление и улучшение существующей социальной структуры. Это важная часть марксистского взгляда на свободу. Установление коммунистического общества требует совокупных усилий всех ячленов общества. Это не результат независимой практики отдельного человек, а социальная система, которая предполагает взаимосвязь и координацию друг с другом членов общества, что требует разумного ее организационного устройства. В процессе эмансипации человечества, с каждым шагом, который человечество делает вперед, должны происходить соответствующие изменения в социальной системе. В «Нищете философии» Марксом отмечено: «Освобождение угнетенного класса необходимо подразумевает создание нового общества. Для того чтобы угнетенный класс мог освободить себя, нужно, чтобы приобретенные уже производительные силы и существующие общественные отношения не могли долее существовать рядом» (Маркс, Энгельс, 1955в: 184). Какую систему установила «система, созданная коммунистами»? С точки зрения реального социального развития разумная и полная общественная структура должна включать четыре составляющих: высокоразвитую социально-экономическую систему, научно управляемую систему социальной организации, передовую и благородную систему социальных концепций и адекватную систему социального обеспечения. Создание такой структуры является общественной основой реализации свободы человека.

3. Справедливое распределение социальной власти. Б. Рассел отмечал, что борьба за власть - одно из различий между людьми и животными. Он утверждает: «Среди безграничных желаний человечества стремление к власти и стремление к чести являются высшим приоритетом» (Russell, 1938). Реализация свободной власти также требует необходимого справедливого и разумного ее распределения. Монтескье глубоко изложил эту мысль в своей книге «О духе законов» (Монтескье, 1999). Он предположил, что наиболее эффективной гарантией гражданских свобод является разделение властей, то есть распределение государственных функций (полномочий) между отдельными и независимыми лицами, то есть власть правительства разделена на законодательную, исполнительную и судебную. В этом случае исключены злоупотребления полномочиями для достижения так называемой «свободы». Также должен быть отработан механизм ограничения власти, иначе она легко превратится в диктатуру и станет орудием «удушения» свободы. Следовательно, в процессе стремления людей к свободе, при справедливом и разумном распределении социальной власти необходимо осуществлять демократическое политическое строительство. Содержание такой политики состоит в том, чтобы позволить всем людям иметь власть. Эти идеи позже были применены марксистами в ходе пролетарской революции, хотя впервые они были озвучены в социуме на стадии ранних буржуазных революций. В «Манифесте Коммунистической партии» сказано: «Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии» (Маркс, Энгельс, 1955в: 446). Такая политика может обеспечить не только власть народа, но и работу системы контроля власти, тем самым работая на реализацию свободы каждого человека. Таким образом, без распределения власти не может быть свободы.

4. Опосредование отношений между человеком и природой для достижения гармонии и единства. Человеческое существование и развитие не могут быть отделены от природы. Природа является основным состоянием всего предметного мира и материальной основой для выживания человеческого общества. Изначально люди были рабами природы, то есть субъектами, зависимыми от нее; они были бессильны перед лицом стихийных угроз. С развитием науки и техники способность человечества подчинять себе природу постепенно увеличивалась и в конечном итоге достигла максимума. Однако чрезмерное использование своего преимущества, доминирование человека над природой привели к множеству неожиданных и негативных последствий для людей. Следовательно, для достижения человеческой свободы необходимо не доминировать над природой, а сотрудничать с ней, формировать гармоничные отношения между индивидом и окружающей средой. Они воплощаются в единстве процессов гуманизации природы и натурализации человека. С одной стороны, это позволяет человеческой практике достичь состояния свободы и сознания, с другой - обеспечивает естественному миру существование и развитие в органичном состоянии.

В настоящее время, хотя наука и технологии становятся все более и более продвинутыми, а субъективная инициатива людей усиливается, отношения между ними и природой становятся все более гармоничными, концепция признания человека в качестве господина над природой постепенно ослабевает, и люди все больше уважают и оберегают природу. Это очень мудрое решение, поскольку человечество погибнет. Понимание этого проникло в сознание людей.

В свете сказанного имеет смысл рассмотреть современное значение марксистского взгляда на свободу.

«Цель философского исследования состоит не только в том, чтобы описать жизнь, раскрыть законы "бытия" (включая внешний мир и человеческое мышление), сделать мышление ясным и экономичным. Эра, в которой мы живем, создала фундаментальные ценности, которые могут направлять нашу жизнь» (Фэн Пин, 2002).

Марксистский взгляд на свободу основан на практике и руководствуется историческим материализмом. Он теоретически указывает направление развития и устремления человеческого общества. В его рамках объективно и разумно анализируются потребности людей, а также отношения диалектического единства между человеком и обществом, человеком и природой. Специфической социальной формой этого диалектического единства отношений является коммунистическое общество, реализация которого станет признаком достижения человеческого освобождения, к которому мы стремимся. Человечество получает полное освобождение, и это должно сделать его истинным хозяином природы и общества: «Всякая эмансипация состоит в том, что она возвращает человеческий мир, человеческие отношения к самому человеку» (Маркс, Энгельс, 1955а: 406). Это утверждение определяет цель человеческого стремления и направление общественного развития, тем самым делая его деятельность более осознанной.

Марксистский взгляд на свободу позволяет нам более ясно понять теоретический смысл коммунистической практики. Маркс и Энгельс однажды отметили, что человеческое освобождение состоит в достижении коммунизма, который представляет собой не просто научную идеологическую систему и разумную организацию общества, это практика человеческоо существования, базирующаяся на принципах равноправия. «Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние» (Маркс, Энгельс, 1955б: 34).

Конечно, в этом «движении реальности» неизбежны различные противоречия, такие как субъективное и объективное, знание и практика и т. д. Чтобы понять и разрешить их, необходимо следовать марксистскому взгляду на свободу, использовать его как руководство к действию и постоянно анализировать и изучать практику коммунизма, чтобы достичь единства субъективности и объективности, а также сочетания теории и практики.

Марксистская теория - это алгоритм действий людей, а его взгляд на свободу - это теоретическая основа для реализации человеческих усилий по достижению коммунизма, для социальных преобразований на основе разумности и соответствия человеческим потребностям. Общество, созданное с помощью этой теории, должно быть рациональным и свободным. Оно полностью отражает раскрепощение человеческой личности. Конечно, реализация любой теории общественного развития предполагает определенные этапы и региональные различия. Следовательно, в процессе сегодняшней мировой интеграции возникновение и существование мультиполяризации можно полностью понять и оправдать теоретическими постулатами марксистской теории.

В соответствии с идеями К. Маркса и Ф. Энгельса существует теоретический план политического, экономического и культурного строительства общества. Политическая эмансипация -важное содержание марксистского взгляда на свободу. Политическая демократизация - основное условие ее реализации, предполагающее распределение власти. По этой причине марксист-

ский взгляд на свободу предлагает максимизацию индивидуальных прав и справедливость социальных прав, чтобы гарантировать, что каждый имеет разумные и равные возможности для участия в социальных делах. Только обладая пониманием распределения власти в теории, мы можем создать конкретные схемы для реализации национальных политических систем с высокой работоспособностью на практике, с учетом реальных условий.

Выдающимся экономическим достижением мировой истории является экономическая глобализация. Каждая страна, регион, нация и отдельный человек, чтобы обеспечить свои производственные и жизненные потребности, должны присоединиться к глобальной экономической интеграции, стать участниками мирового рынка. Таким образом, экономическая глобализация заложила прочную материальную основу для освобождения человечества, то есть для создания свободного общества. По этой причине Маркс и Энгельс уделяли большое внимание развитию производительных сил. Они отмечали: «Развитие производительных сил является абсолютно необходимой практической предпосылкой ещё и потому, что без него имеет место лишь всеобщее распространение бедности; а при крайней нужде должна была бы снова начаться борьба за необходимые предметы и, значит, должна была бы воскреснуть вся старая мерзость» (Маркс, Энгельс, 1955б: 33).

В культурном отношении марксистский взгляд на свободу дает нам теоретическую основу для создания модели культурного разнообразия. С одной стороны, формирование и развитие всемирной истории не исключает и не отрицает существования отдельных культур, каждая из которых относительно концентрированно отражает специфику страны или нации, а также составляет богатство мировой культуры. С другой стороны, потребности людей разнообразны в зависимости от культуры. Следовательно, существование разных культур может удовлетворить потребности разных людей, а также может отражать культурную свободу людей. Таким образом, тенденция развития культуры - культурное разнообразие. Столкнувшись с возможностями культурной диверсификации, люди должны относиться к ней правильно, они не могут и не должны измерять и регулировать другие культуры с помощью своей модели, также как не должны позволять другим культурам фундаментально отрицать свою культуру. Вместо этого необходимо идентифицировать их и относиться к ним в соответствии с имеющимися потребностями.

Марксистский взгляд на свободу обеспечивает также теоретическую основу для создания и улучшения гражданского сознания и личности. Гражданство - это реальное проявление стремления людей к свободе. Оно «составляет столпы современной демократической политики, рыночной экономики и верховенства закона, а также является важной внутренней движущей силой общества» (Юань Цзуше, 2003: 361). Установление гражданства - это постепенный процесс, который является «естественным результатом политической и человеческой эмансипации в результате ду-ализации гражданского общества и политического государства» (Юань Цзуше, 2003: 361). При установлении такого гражданства необходимо руководствоваться марксистской концепцией свободы. Согласно ей она государство рассматривается как великий организм, в котором должны реализоваться правовая, нравственная и политическая свобода, причём отдельный гражданин, повинуясь в целом законам государства, подчиняется только естественным законам своего собственного разума (Маркс, Энгельс, 1955а: 112). Из этого мы можем заключить, что установление демократической политики, надежность системы и продвижение морали - первостепенные задачи в процессе установления гражданства. Помимо этих внешних (социальных) факторов требуются также внутренние (личные), зависящие от самого человека. Чем выше степень совершенства личности индивида, тем развитее его гражданское сознание. Причем оно является проявлением не только индивидуальных приоритетов, но также включает преданность общественному делу и требует, чтобы каждый индивид в совокупности с другими защищал интересы социума. В этой связи Маркс однажды заметил: «Они считают долгом человека требовать прав человека и гражданина не только для себя самого, но и для всякого человека, выполняющего свои обязанности. Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав» (Маркс, Энгельс, 1960: 13).

Марксистский взгляд на свободу основан на обществе и природе и теоретически предоставляет людям научный метод правильного понимания и признания свободы. Марксистская философия считает, что существование всего не изолированно, а взаимосвязано. Таким образом, марксистский взгляд на свободу показывает, что она является единством человека, общества и природы. Это не спонтанный синтез, а результат сознательной практики. В прошлом, пытаясь понять идею свободы, люди рассматривали ее с точки зрения атрибута человеческого общества обществом, игнорируя при этом отношения между людьми и природой, обществом и природой, что вело на практике к неизбежным проблемам. Это пример одностороннего и неполного понимания марксистского взгляда на свободу. Следовательно, необходимо избавиться от концепции, ориентированной только на личность или общество, и сформировать гармоничную и единую концепцию развития личности, общества и природы в практике свободы.

С точки зрения практического значения марксистского взгляда на свободу следует сказать следующее. Он предоставляет нам научные методы и принципы разрешения реальных социальных противоречий. Развитие человеческого общества по сей день связано как с позитивными, так и с негативными тенденциями внутри него. Отношения в социуме характеризуются противоречивостью и риском возникновения конфликтов между людьми, людьми и обществом, людьми, обществом и природой. Схематично противостоящие стороны можно обозначить следующим образом: независимость личности и личная зависимость, демократия и автократия, справедливость и эгоизм, равенство и привилегии, власть и обязательства, развитие и защита и т. д. Когда человечество вошло в общество товарной экономики, эти противоречия и конфликты стали более заметными. Особенно это очевидно, когда некоторые люди ставят свои личные и безграничные эгоистические желания выше общества и природы и пытаются их реализовать за счет социального хаоса и разрушения окружающей среды. Решение этих проблем требует философского осмысления, исторического, диалектического и специального анализа и исследования. Марксистский взгляд на свободу является ключом к преодолению указанных проблем. Его можно использовать в качестве руководства, чтобы иметь возможность реализовывать концепции и идеи по гармоничной интеграции человека, общества и природы в исторический процесс. Это поможет не только реализовать личные желания индивидов, но и будет способствовать развитию социальной цивилизации и обеспечению экологического равновесия.

Марксистский взгляд на свободу определяет практические цели и подходы к воспитанию и всестороннему развитию людей. Осуществление человеческого освобождения в конечном счете зависит от осознания его гражданской осведомленности, совершенствования личности и улучшения индивидуальных качеств. Чтобы достичь идеала свободного общества, марксистское учение обозначает очень четкую реалистичную цель обучения людей, которая состоит в том, чтобы использовать передовые теории для развития человека с научным мировоззрением, твердой верой, прагматизмом, живущего в справедливом обществе. Только такой человек может воплощать на практике ценности истины, добра и красоты, способен сознательно разрешать и контролировать различные противоречия и конфликты, а также координировать и уравновешивать отношения между людьми; только такие люди могут по-настоящему стать гражданами современного общества и способствовать свободному прогрессу человечества.

Следует отметить, что марксистский взгляд на свободу укрепил наши представления о возможности достижения коммунизма. Это не фантастика и не утопия, а неизбежность исторического развития в единстве высших устремлений человечества, результат наиболее совершенного сочетания объективной основы и субъективной инициативы. Конечно, мы не можем отрицать, что путь достижения коммунизма полон трудностей, сложностей и неопределен во времени, он требует совместных усилий многих из нас. Хотя мы не можем реализовать коммунизм за короткий период времени, каждый из наших идеалов является частью общих идеалов человечества. Жизнь каждого нашего поколения - это приближение к высшей цели человечества, глубокий опыт совершенной жизни и самопревосхождения. Этот опыт, варьирующийся от установления личных идеалов до завершения социальных преобразований, должен основываться на марксистской концепции свободы.

Марксистский взгляд на свободу основан на актуальной реальности и при этом выходит за рамки этой реальности. Это требует от нас следовать ему при определении направлений общественного развития. Только так у человечества получится осознать, что такое человеческая свобода. Приведем пример комплексного развития. Китай - большая страна с населением 1,4 млрд человек. Такое количество людей нелегко привести к свободе и всестороннему развитию, внедряя в их сознание руководящие принципы и политические ориентиры. Данное обстоятельство требует того, чтобы Коммунистическая партия Китая упорно работала над продвижением и реализацией свободного и всестороннего развития людей с помощью стратегий омоложения страны, развития науки и образования, укрепления положения страны в мировом пространстве с помощью внедрения независимых инноваций и использования талантов граждан. Сегодня мы должны преодолеть догматизм в изучении марксистского взгляда на свободу, исходя из реальности Китая и в соответствии с международной ситуацией, учитывая национальные особенности построения социализма в Поднебесной. В гармоничном социалистическом обществе мы стремимся найти путь к человеческой свободе и всестороннему развитию. Если Китай сможет хорошо следовать этому пути, это определенно повлияет на весь мир и будет способствовать более быстрому освобождению всего человечества. Это будет еще одним большим вкладом Китая в человеческий прогресс.

Список источников:

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 50 т. М., 1955а. Т. 1. 700 с.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 50 т. М., 1955б. Т. 3. 630 с. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 50 т. М., 1955в. Т. 4. 616 с. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 50 т. М., 1960. Т. 16. 840 с. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 50 т. М., 1968. Т. 46. Ч. 1. 560 с. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М., 1999. 672 с.

ШШЛЛ®^» , ЖШ : 2002 ^ = Фэн Пин. Восстановление философии ценности. Пекин, 2002. 7 с.

: 2012^ = Ян Гэн. Исследование марксистского взгляда на историю.

Пекин, 2012. 272 с. (на кит. яз.)

йй» 2003 ^ = Юань Цзуше. Право и свобода. Пекин, 2003. 364 с.

, 2003 ^ (2) = Чэнь Лицзюнь, Чжан Сюэцзюнь.

Внутреннее море и практическое значение гуманистического духа марксизма. Ланьчжоу, 2003. 105 с. Russell B. Power: A New Social Analysis. L., 1938. 305 р.

References:

Chen Lijun & Zhang Xuejun (2003). [The Inner Sea and Practical Meaning of Humanistic Spirit of Marxism]. Lanzhou. 105 p. (in Chinese).

Feng Ping (2002). [Restoring the Philosophy of Value]. Beijing. 7 p. (in Chinese).

Marks, K. & Engel's, F. (1955) Sochineniya [Essays]. Vol. 1. Moscow. 700 р. (in Russian).

Marks, K. & Engel's, F. (1955) Sochineniya [Essays]. Vol. 3. Moscow. 630 р. (in Russian).

Marks, K. & Engel's, F. (1955) Sochineniya [Essays]. Vol. 4. Moscow. 616 р. (in Russian).

Marks, K. & Engel's, F. (1960) Sochineniya [Essays]. Vol. 16. Moscow. 840 р. (in Russian).

Marks, K. & Engel's, F. (1968) Sochineniya [Essays]. Vol. 46-1. Moscow. 560 р. (in Russian).

Montesk'e, Sh. L. (1999) O dukhe zakonov [About Spirit of Laws]. Moscow. 672 р. (in Russian).

Russell, B. (1938) Power: A New Social Analysis. London. 305 р.

Yang Geng (2012) [Study of the Marxist View of History]. Beijing. 272 р. (in Chinese).

Yuan Zishi (2003) [Law and Freedom]. Beijing. 364 p. (in Chinese).

Информация об авторах Чжао Хун - аспирант кафедры истории зарубежной философии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия.

Д.Г. Миронов - кандидат философских наук, доцент кафедры истории зарубежной философии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=734097.

Information about the authors Zhao Hong - Postgraduate Student, Department of History of Foreign Philosophy of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.

D.G. Mironov - PhD in Philosophy, Associate Professor of the Department of History of Foreign Philosophy, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=734097.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 16.05.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 06.06.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 07.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.