Ценностные установки «общества переживаний» The Values of the «Society of Experiences»
Богданов Дмитрий Владимирович
Студент 2 курса
Факультет исторического и правового образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Россия, г. Волгоград [email protected]
Bogdanov Dmitry Vladimirovich
Student 2 term Faculty of historical and legal education Volgograd state socio-pedagogical University
Russia, Volgograd [email protected]
Аннотация.
Анализируются основные тенденции современного общества потребления, его переход в общество переживаний на основе идей и концепции, изложенных в труде Герхарда Щульце «Общество переживаний». В статье приводятся аналитические данные различных авторов, занимающихся изучением феномена общества потребления. Выделение чёрт характерных обществу переживаний, его аксиоматика, экзистенциальные и психологические потребности его членов. Анализ современного общества потребления в России и его тенденции.
Annotation.
The author analyzes the main trends of the modern consumer society, its transition to the society of experiences based on the ideas and concept set forth in the work of the Society of Experiences by Gerhard Schults. The article presents the analytical data of various authors studying the phenomenon of the consumer society. Isolation of characteristics characteristic of society, its axiomatics, existential and psychological needs of its members. Analysis of the modern consumer society in Russia and its trends.
Ключевые слова: общество переживаний, общество потребления, дауншифтинг, Герхард Щульце.
Key words: experiential society, consumer society, downshifting, Gerhard Schultz.
Актуальность данной темы определяется многочисленными социальными и культурными изменениями в западном обществе, не укладывающимися в логику ставших уже классическими теорий «общества потребления», «общество спектакля» или «информационного общества» и требующих иных концептуальных подходов и методологических схем для своего осмысления. Такие сложные процессуальные явления как эстетизация повседневности, трансформация форм досуга и потребительских установок, развитие креативных экономик, основанных на индустрии развлечений, формирование «новой рациональности» являются ключевыми индикаторами общества нового типа, теория которого была разработана в 1992 году немецким социологом Герхардом Шульце в работе с говорящим названием «Общество переживаний: культурсоциология современности». К сожалению, этот важный для социологического и культурологического знания труд до сих пор не переведен на русский язык.
Цель нашего исследования состоит в том, чтобы выявить и проанализировать ценностную парадигму современного человека в контексте теории «общества переживаний» Герхарда Шульце. На наш взгляд, достижению этого будет способствовать решение следующих задач:
1. Описание и концептуальный анализ основных положений теории «общества переживаний».
2. Выявление базовых аксиологических, экзистенциальных, психологических установок и мотиваций субъекта современного западного общества.
3. Определение актуальности и применимости теории «общества переживаний» для описания и понимания социокультурных трансформаций в России.
В своем исследовании мы опирались на следующие методы: наблюдение, описание, междисциплинарный интерпретативный анализ, историко-генетический и компаративный методы.
Герхард Шульце фиксирует трансформацию жизненных ценностей и установок европейского индивида, свидетельствующих о переходе общества потребления в качественно иное состояние, обозначенное ученым как «общество переживаний» или «общество впечатлений», которое характеризуется тем, что основной установкой для индивида становится интенсивное наполнение своей жизни разного рода переживаниями: «Проживи свою жизнь», «Наслаждайся своей жизнью». Речь идет о субъективации в форме отказа от массовости в пользу индивидуальности, неординарности, самореализации, уникального опыта. Важно подчеркнуть, что главное - это не отказ от потребительских установок, а появление «новой рациональности»: «фундаментальной переориентации и преобразовании всей модели модерновой рациональности, что лишь частично и фрагментарно находит свое отражение в экономическом поведении» [2]. В настоящее время мы можем наблюдать генезис «нового типа рациональности», который отличается стремлением максимально активно, насыщенно, полно прожить свою жизнь, формируя, таким образом, персональную биографию. Современный человек все чаще богатству, карьере, уважению предпочитает интересную и эмоционально насыщенную жизнь. Характерно, что такая ориентация отчетливо видна в совершенно разных сферах - от образования и потребительских установок до туризма и дауншифтинга. При этом конечно данная тенденция не претендует на статус фундаментального изменения, но, тем не менее, подобная переориентация очень показательна.
Для общества переживаний характерны изменения в экономическом базисе и возникновение «экономики впечатлений», что отличает эту концепцию от концепции общества потребления. Джозеф Пайн и Джеймс Гилмор в книге «Экономика впечатлений» утверждают, что западный покупатель перестал довольствоваться стандартизированной продукцией и стремится получить товар или услугу, созданную персонально для него, соответствующую его внутреннему миру. Новая экономика все больше ориентируется на ощущения потребителя. При покупке переживания потребитель «платит за незабываемые минуты своей жизни, подготовленные компанией, т.е. за собственные чувства и ощущения» [6]. Примером подобных отношений на современном рынке между клиентом, желающим получить определённые эмоции, и продавцом, оказывающим ему эту эмоцию, может послужить игра «Battlefield 5», вышедшая в 2018 году. Компания разработчик для удовлетворения потребностей комьюнити SJW (Social Justice Warriors -- (БСС) Борцы за Социальную Справедливость) и современных трендов, характерных для стран западной Европы и северной Америки, решила добавить в мир игры возможность играть за женских персонажей и редактировать персонажа в ущерб исторической направленности своего продукта.
Таким образом, в обществе переживаний к тем критериям выбора средств для достижения цели, что существовали ранее в обществе потребления добавляются новые - чувственные и эстетические. В этом выражается «эстетическая потребность т.е. в чувственном восприятии мира и в психическом возбуждении посредством именно чувственного восприятия» [7]. В обществе переживания человек перестает ориентироваться лишь на внешнюю составляющую и всё больше обращается к миру внутренних переживаний свойственных только ему [9], поэтому его жизненные ценности, карьерные траектории и потребительские установки в меньшей степени зависят от рекламы и культа звезд. Происходит смена внешне ориентированного потребителя с установкой: «Как достигнуть X?», на внутренне ориентированного, постоянно задающего себе вопрос: «А чего я хочу?». Такой субъект покупает не то, что статусно и престижно, а то, что ему нравится. Наиболее ярко эта тенденция проявляется, когда люди вообще перестают приобретать демонстративные блага. Схожая идея была
выражена психоаналитиком Э. Фроммом в работе «Иметь или быть» (1976), в которой утверждается, что ценностная парадигма современного общества предлагает человеку 2 модуса жизни: «иметь» - ориентация на обладание максимальным количеством благ и «быть» - ориентация на наиболее полноценное существование и самосознание себя в мире с высокой ценностью индивидуального опыта. По Герхарду Шульце это означает, что человек стремится к тому, чтобы достичь чего-то в себе самом. Субъект становится сам для себя объектом, чтобы достичь этого состояния [8; 420].
Сегодня в Европе и Северной Америке любой человек может позволить себе кредит, на который он в состоянии купить машину, дом, оплатить обучение. Поэтому на первое место выходит не количество, а качество обладаемого - те эмоции и чувства, что может подарить именно эта машина. Большее значение начинает играть не функциональные возможности предмета, а то, как он выглядит. Из-за этого человек начинает воспринимать свою жизнь иначе, не просто как данность, а как произведение искусства, эпизоды которого составляют историю lifestyle в инстаграме. Туризм в этом смысле является очень показательной сферой. На обещании особенных, эксклюзивных переживаний работает вся туристическая отрасль. Люди едут в другую страну не просто для того, чтобы изучить язык, кухню, культуру, природу, а для того, чтобы вписаться в рекламируемый эмоциональный ландшафт и засвидетельствовать данный опыт в социальной сети с помощью фотографий. Путешественник нередко предпочитает самолету передвижение автостопом, обещающее гораздо больше эмоций и впечатлений.
Российский культуролог В.А. Куренной, описывая трансформации ценностной парадигмы современного западного субъекта, когда на первое место выходят не элитное потребление, статусность или практичность приобретаемого предмета, а личный комфорт и переживаемый человеком опыт, в качестве иллюстрации приводит следующий кейс. В 1980-е годы в Германии внезапно возникает спрос на большие военные внедорожники, которые, учитывая высокое качество дорог в стране, не могли быть использованы по своему прямому назначению, но обещали автовладельцу особые эмоции и переживания от использования [3]. Примером трансформации жизненных установок также может служить огромная популярность компьютерных игр, являющихся банком безграничного опыта. В аспекте «общества переживаний» игры и сам игровой процесс представляют собой идеальный продукт, который настраивается под запросы своего потребителя и гарантирует разнообразные ощущения от страха и удивления до наслаждения и познания.
Отдельно стоит остановиться на таком феномене современной культуры, как дауншифтинг, который, на наш взгляд, имеет прямое отношение к теории Г. Шульце «общество переживаний». Дауншифтинг (англ. downshifting, переключение автомобиля на более низкую передачу, а также замедление или ослабление какого-либо процесса) — термин, обозначающий ценностную установку «жизни ради себя», «отказа от чужих целей». Люди, причисляющие себя к дауншифтерам, склонны отказываться от стремления к пропагандируемым общепринятым благам (постоянному увеличению материального капитала, карьерному росту и т.д.), ориентируясь на «жизнь ради себя». Наибольшее развитие дауншифтинг получил в США и Австралии. Некоторые исследователи отмечают прямую корреляцию между уровнем жизни и количеством людей, пересматривающих своё отношение к жизни, форме заработка, мотивации к труду.
Масштабное фестивальное движение, развернувшееся во всем мире, также характеризуют собой саму суть «общества переживания», поскольку опыт данного мероприятия уникален, его нельзя получить больше ни в каком другом месте. Отсюда все возрастающее количество музыкальных, кинематографических, исторических, фольклорных, театральных и других фестивалей, популярность которых порождает отдельное направление -событийный туризм. Примером может служить фестиваль «Burning Man» в США, аналогов которого в мире не существует. Суть фестиваля состоит в создании сообщества радикального самовыражения, при этом полностью полагающегося только на себя. Данный сюжет подтверждает одно из главных положений теории «общества
переживаний» Герхарда Шульце, которое состоит в том, что возрастающее значение эстетического восприятия в широком - нехудожественном - смысле слова, влечет к структурным изменениям в обществе. Изменение внутренней мотивации ведет к тому, что люди начинают объединяться на других основаниях. Меняется характер общества, которое перестало быть классовым, а начинает структурироваться по образам жизни, по стилям потребления, по культурным ориентациям, субкультурным интересам. Например, многочисленные волонтерские организации и объединения, на наш взгляд, привлекают большое количество людей, потому, что обещают участникам испытать сильные эмоции, чувство сопричастности важному событию, дают возможность получить оригинальный опыт. «"Общество переживаний", между тем, - это не общество атомизированных индивидов. Человек как "социальное животное" стремится найти "разделённое бытие", быть понятым. Наполненная эмоциями жизнь также ищет отклика-понимания. Более того, в коллективных переживаниях эмоции ещё более интенсифицируются. Коллективное переживание аутентичных "моему бытию" эмоций настолько сильно и значимо, что напрочь лишает "внешнюю" мотивацию старой рациональности, нацеленной на долгосрочное поведение, какого-либо смысла (так, участие в протестных митингах в Москве объясняется именно этими мотивами). Другое дело, проблема поиска людей (коллектива), подобным образом эмоционально переживающих бытие» [5].
Как справедливо отмечают исследователи теории «общества переживаний» носитель «новой рациональности» перманентно сталкивается со специфическими трудностями, неизвестными ранее. Такому человеку зачастую непросто понять, чего он на самом деле хочет, ведь целью его действия является он сам. Просчитывать средства достижения цели также затруднительно, поскольку они «требуют весьма сложных процедур интерпретации внутренних состояний, в которой играют роль как внешние (например, критики), так и внутренние инстанции интерпретации» [2]. Как следствие отсутствуют понятные критерии оценки, определяющие добился ли человек желаемого, ощутил то, что хотел. С другой стороны, в обществе, где люди имеют внутреннюю ориентацию, очень проблематично навязывать им жесткие формы, воздействовать на общественное сознание и манипулировать ими. Проблема банально заключается в том, что субъект сам не знает, чего хочет, он находится в постоянном поиске, его подстерегает выбор «необеспеченного бытия», потому что результаты обещаны, но не гарантированы. «В этом смысле это общество - не общество сытых людей, это общество страдающих людей и более того, с учетом новоевропейской философии сознания, можно сказать, что эти проблемы только усиливаются» [2].
Следующие условия определяют, на наш взгляд, возникновение «общества переживаний»: развитая экономика с высоким уровнем благосостояния человека, ориентированная на индивида культура, свободное демократическое общество и отсутствие определяющей роли религии или идеологии. Исходя из этого очевидно, что российское общество на сегодняшний день представляет собой молодое общество потребления, поэтому говорить о массовом распространении «мотивации переживаний» у нас пока не приходится. В России пока еще не сложилось «общество переживаний» из-за низкого уровня потребления, культурной консервативности, популярности пассивных форм досуга, неспособности людей к новому опыту и знанию вследствие непонимания и неприятия современных форм духовной и материальной культуры, отсутствия опыта восприятия культурных инициатив. Популярность экономического, юридического, менеджериального образования в России объясняется тем, что эти профессии по-прежнему считаются статусными и высокооплачиваемыми. Если в обществе потребления профессия обеспечивала определенный статус в социуме, материальное благосостояние, уважение, то в рамках ценностных установок «общества переживаний» с преобладающей внутренней мотивацией выбор трудовой деятельности будет связан с проектом жизни как счастья, когда различия между работой и досугом нивелируются. Распространенные жизненные цели и мотивы людей позволяют сделать вывод, что в современном
российском обществе господствует мышление в категориях экономического потребления, а действия и поступки людей определяются с точки зрения соответствия внешне заданным критериям и ценностям - материальной выгоды, престижа, моды.
Список используемой литературы:
1. Колодий Н.В. Культура как ресурс экономики впечатлений // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2011. №4. С. 94-102.
2. Круглый стол «Эстетизация повседневности: дефиниции, тенденции, перспективы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Kruglyj -stol-Estetizariya-povsednevnosti-definitii-tendentii-perspektivy (дата обращения: 21.01.2018).
3. Куренной В.А. FAQ. Общество переживаний // ПостНаука [Электронный ресурс]. URL: https://postnauka.ru/faq/6214 (дата обращения: 12.02.2018).
4. Неделевская И.Г., Козловская Н.В. Тренды современного общества в оптике теории «общества переживаний» // Конференция «Ломоносов 2017». [Электронный ресурс]. URL: http://conf.msu.ru/archive/Lomonosov_2017/data/10799/uid126772_report.pdf (дата обращения: 10.04.2018).
5. Орехов К.А., Пятилетова Л.В. Человек в «обществе переживаний»: из «старого» общества в «новое» // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78716 (дата обращения: 11.04.2018).
6. Сувалко А.С. Эмоциональный капитализм: коммерциализация чувств. Препринт C89 WP20/2013/05/ Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом. Высшей школы экономики, 2013. 48 с.
7. Щеглова Л.В. Значение этики в эпоху эстетизма // Известия ВГПУ. 2003. № 2(03). С. 3-9.
8. Gerhard Schulze. Erlebnisgesellschaft: Kultursoziologie der Gegenwart. Campus Verlag, Frankfurt/New York 1992, 2005.