Научная статья на тему 'Ценностные предпочтения как основа профессионального самоопределения'

Ценностные предпочтения как основа профессионального самоопределения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
412
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУС БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРЕДЕЛЬНЫЙ МОДУС БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ МОДУС БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ / СУБЪЕКТНЫЙ СТАНДАРТ ВАЛЮАЦИИ / ПРЕДМЕТНЫЙ СТАНДАРТ ВАЛЮАЦИИ / ЦЕННОСТИ УРОВНЯ НОРМАТИВНЫХ ИДЕАЛОВ / ЦЕННОСТИ УРОВНЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фоменко Галина Юрьевна, Куашева Елена Руслановна

Ценностно-мировоззренческая сфера является важнейшей в структуре компетенций современного профессионала. В настоящей статье ценностные предпочтения сотрудников различных структурных подразделений ОВД рассматриваются в качестве основы их профессионального самоопределения. Анализ результатов исследования концентрируется на динамических отношениях и противоречиях между ценностными типами в зависимости от возраста и срока выслуги представителей различных профессиональных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фоменко Галина Юрьевна, Куашева Елена Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные предпочтения как основа профессионального самоопределения»

УДК 159.923.2 ББК 88.411.9 Ф 76

Г.Ю. Фоменко, Е.Р. Куашева

ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. Ценностно-мировоззренческая сфера является важнейшей в структуре компетенций современного профессионала. В настоящей статье ценностные предпочтения сотрудников различных структурных подразделений ОВД рассматриваются в качестве основы их профессионального самоопределения. Анализ результатов исследования концентрируется на динамических отношениях и противоречиях между ценностными типами в зависимости от возраста и срока выслуги представителей различных профессиональных групп.

Ключевые слова: модус бытия личности; предельный модус бытия личности;

экстремальный модус бытия личности; субъектный стандарт валюации; предметный стандарт валюации; ценности уровня нормативных идеалов; ценности уровня индивидуальных приоритетов.

G.Yu. Fomenko, E.R. Kuasheva

VALUE PREFERENCES AS THE BASIS OF PROFESSIONAL SELFDETERMINATION

Abstract. The value-world outlook sphere is the major in competence structure of the modem professional. In the present article value preferences of employees of various structural divisions of the Department of Internal Affairs are considered as a basis of their professional self-determination. The analysis of results of research concentrates on dynamic relations and contradictions between valuable types depending on age and term of a period of service of representatives of various professional groups.

Keywords: modus of the life of the person; limiting modus of the life of the person; extreme modus of the life of the person; the subject standard of valuation; the subject standard of valuation; values of level of standard ideals; values of level of individual priorities.

В настоящее время исследователи всё чаще обращаются к реальной психологии конкретного профессионала, исследовательские подходы становятся всё более интегративными [1, 8, 9]. Предлагается рассматривать современный социально-

профессиональный мир как систему «человек-профессия-общество», в которой профессионал строит свои отношения с профессией и обществом в континууме различных степеней и уровней взаимного соответствия её компонентов. Отмечаются признаки становления новой организационной культуры, стержнем которой являются не столько эффективностные показатели, сколько критерий ответственности организации перед человечеством в целом [1]. Поэтому в настоящее время в психологических исследованиях происходит смещение акцента с изучения профессионализма и профессионального становления отдельного работника с точки зрения изучения его способностей, профессионально-важных качеств и формирования профессиональных знаний, навыков к проблемам диагностики ценностных ориентаций профессионала и превентивного учёта инверсии ценностей.

На современном этапе отмечаются также изменения в характере субъектной активности личности. Причём применительно к профессиональной сфере деятельности в качестве необходимых существенных изменений субъектной активности рассматриваются: возрастание самостоятельности во взглядах и поступках людей;

переосмысление прежних норм и ценностей; рост чувства независимости по отношению к воздействию со стороны организации и общества; усиление чувства ответственности за выбор профессии и место работы; возникновение потребности в повышении квалификации ради достижения определённых целей, в том числе за счёт профессиональной переориентации [1, 3, 6, 7, 8].

В глобализирующемся мире в структуре важнейших компетенций профессионала основная нагрузка приходится на ценностно-мировоззренческую сферу, которая становится ключевой, а её исследование представляется перспективным в теоретическом и прикладном аспекте. При этом силовые ведомства оказываются как бы в эпицентре этих противоречивых процессов.

Исследователи [7, 8] неоднократно отмечали сложность социальной реальности применительно к сотрудникам силовых ведомств.

Как известно, жёсткая, чётко дифференцированная структура этих организаций является строго регламентирующей, что находит своё выражение в психологических особенностях представителей этих видов деятельности.

С другой стороны, казалось бы, сами ведомства заинтересованы в людях-предметах как оптимальном типе функционера, отвечающем всем требованиям системной организации этих служб.

Однако современная жизнь и в рамках служебной деятельности создаёт всё больше ситуаций, требующих проявления собственно субъектных характеристик: чувство контроля над ситуациями; принятие на себя безусловных обязательств по планированию собственной жизни и ответственность за выполнение намеченного и результаты; способность воспринимать любой негативный поворот в собственной жизни как вызов собственной жизнестойкости; необходимость творчески самостоятельно реагировать на изменяющиеся жизненные условия. Эта система требований удовлетворяет субъектному стандарту валюации по К. Обуховскому. Субъектный стандарт валюации предполагает, что человек воспринимает себя как источник своих поступков, собственные цели как предмет своих интенций, мир вокруг как шанс для своих возможностей [5]. Субъектный стандарт валюации обязателен в случае предпочтения личностью предельного модуса бытия [7, 8].

К последствиям отсутствия и неразвитости субъектных качеств относится утрата чувства контроля над своей судьбой и как следствие - состояние беспомощности, определяющее образ жизни [5]. В нашей интерпретации это то, что мы назвали экстремальным модусом бытия, поскольку любые события, не имеющие по своим объективным параметрам повышенного градуса экстремальности, тем не менее воспринимаются личностью как таковые [7, 8].

Исследования показали, что у большинства военнослужащих превалирует стремление к предметному стандарту валюации [7, 8]. Предметный стандарт валюации предполагает, что мы должны воспринимать: себя как выполняющих критерии

предписанной нам роли, наши цели как отвечающие нашим обязательствам, мир вокруг нас как сферу, в которой мы делаем то, что от нас требуется [5].

Казалось бы, всё адекватно: система требует - подобный тип сотрудника преобладает. Однако, как это ни парадоксально, этот тип военнослужащего не является оптимальным, поскольку этот путь предметного стандарта связан с личными потерями, профессиональной деформацией и недостаточной идентификацией со статусом военнослужащего со всеми вытекающими отсюда последствиями неудовлетворительного выполнения своих обязанностей. В концентрированном виде это проявляется при необходимости выезда в командировку в районы со сложной оперативной обстановкой, а также в таком факте, что количество дней нетрудоспособности военнослужащих значительно превышает аналогичный показатель вольнонаёмного персонала.

Предлагаемые новые концептуальные подходы и основанные на них инновационные технологии работы с военнослужащими позволяют прогнозировать

особенности профессионализации личности, а соответственно и эффективности выполнения ею служебных обязанностей уже на этапе профессионального отбора, исходя из предпочтения личностью определённого способа жизнедеятельности (модуса бытия в нашей терминологии). При этом ценностное самоопределение является одним из конституирующих факторов модуса личностной бытийности [7, 8].

Мониторинг ценностных представлений в процессе профессионализации (в аспекте его содержания, динамики и противоречий) позволяет прогнозировать кризисные явления как на уровне конкретного профессионала, так и отдельных профессиональных групп и системы в целом.

В настоящей статье предпринято уточнение особенностей ценностного самоопределения сотрудников различных структурных подразделений ОВД в аспекте его динамики и противоречий в зависимости от возраста и срока выслуги.

Объект исследования: ценностные предпочтения сотрудников различных

структурных подразделений ОВД.

Предмет исследования: противоречия ценностных предпочтений сотрудников различных структурных подразделений ОВД.

Выборку составили 127 сотрудников ОВД. Из них: 49 сотрудников уголовного розыска (УР); 26 сотрудников управления борьбы с экономическими преступлениями (УБЭП); 25 сотрудников управления налоговых преступлений (УНП); 27 сотрудников патрульно-постовой службы (ППС). Исследование проводилось на базе Медикосанитарной части МВД по Республике Адыгея (Центр психофизиологической диагностики). Результаты были проанализированы по трём возрастным группам: первая 25 - 29 лет, вторая группа 30 - 35 лет, третья группа - старше 36 лет (Табл. 1).

Таблица 1.

Возрастное распределение респондентов по группам

УР УБЭП УНП ППС

25-29 лет 25 14 16 12

30-35 лет 15 7 4 8

Свыше 36 лет 9 5 4 7

Всего: 49 26 25 27

Анализировались особенности ценностных предпочтений, их динамика и противоречия как основы профессионального самоопределения личности. Использована методика Шварца, теоретической основой которой является сформулированная в работах этого автора теория динамических отношений между ценностными типами [2].

Осуществлён анализ различия показателей по типам ценностей, характеризующих два уровня их функционирования: уровень нормативных идеалов («Обзор ценностей») и уровень индивидуальных приоритетов («Личностный профиль»).

Первый уровень более стабилен и отражает представление человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения. Эта структура ценностей оказывает наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляется в реальном социальном поведении. Второй уровень выявляет ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности, и соотносится с конкретными поступками человека.

В предыдущей статье [9] мы высказали предположение, что первый тип ценностей может быть рассмотрен также как стратегические жизненные цели, общие мировоззренческие ориентиры; второй тип ценностей - как тактические жизненные цели.

Дальнейшая работа в этом направлении позволяет предположить, что первый тип применительно к процессам профессионализации может быть рассмотрен как ценности, которые превалируют в той или иной профессиональной группе в качестве её стандартов.

Человек в своём поведении ориентируется на определённые ценности, существующие в обществе или в референтной для него социальной группе. Эти ценности

входят в структуру его убеждений в виде определённых образцов оценивания окружающего мира, которые становятся основой выбора собственных поступков.

Таблица 2.

Средние показатели значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов (на уровне

убеждений)

Типы ценностей Средние показатели значимости типов ценностей

УР УБЭП УІІІІ ППС

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

1.Конформность 4,18 3,90 4,52 4,59 4,30 4,22 3,97 5,08 4,12 2,45 2,2 2,09

2.Традиции 2,88 2,32 3,53 2,93 3,00 3,12 2,46 2,85 2,68 2,15 2,16 2,23

3. Доброта 4,27 3,91 4,80 4,86 4,57 4,96 4,51 4,65 4,84 2,83 2,83 3,36

4. Универсальность 2,96 2,96 3,43 3,02 3,83 3,80 3,08 3,25 3,60 2,97 3,59 3,1

5. Самостоятельность 4,21 3,87 4,47 4,07 3,97 4,64 3,84 4,73 3,92 3,97 4,56 4,0

6. Стимуляция 2,98 3,07 2,79 3,02 2,99 2,78 2,57 3,40 2,30 3,18 3,68 2,49

7. Гедонизм 4,06 2,89 3,30 4,00 2,61 3,18 3,16 4,30 3,44 3,62 3,9 2,66

8. Достижения 4,17 4,17 4,54 4,67 4,41 4,40 3,89 5,08 4,26 5,25 5,54 5,41

9. Власть 3,86 3,32 3,99 3,45 3,14 3,46 3,12 3,73 4,14 5,01 5,15 4,46

10. Безопасность 4,96 4,88 4,73 5,06 5,39 4,60 4,93 5,80 4,92 4,72 4,96 4,37

Установлено, что у сотрудников ППС наблюдалось устойчивое преобладание на уровне нормативных идеалов и предпочтений во всех трёх возрастных группах ценностей Достижения, Безопасности и Власти при столь же согласованном отвержении таких ценностей, как Традиции, Конформность и Доброта [9]. Это подтверждает сделанные ранее относительно данной когорты сотрудников выводы об их выраженном стремлении к властным полномочиям на фоне парадоксальной потребности в социальной защищённости [7; 8].

Таким образом, в данной профессиональной группе на первый план выступает стремление к самовозвышению в сочетании с мотивационной целью в безопасности. При этом потребность в самовозвышении не уравновешивается социально-стабилизирующими типами ценностей. В связи с этим не исключено, что цели самовозвышения эти личности будут добиваться недостаточно социально приемлемыми способами [9].

Рассматриваемые в данной статье профессиональные группы (УР, УБЭП и УНП) существенно отличаются от ППС.

Таблица 3.

Ранговые значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов

Типы ценностей Ранговые значения типов ценностей

УР УБЭП УІІІІ ППС

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

1.Конформность 4 4 4 4 4 5 3 2,5 5 9 9 10

2.Традиции 10 10 7 10 8 9 10 10 9 10 10 9

3. Доброта 2 3 1 2 2 1 2 5 2 8 8 5

4. Универсальность 9 8 8 8,5 6 6 8 9 7 7 7 6

5. Самостоятельность 3 5 5 5 5 2 5 4 6 4 4 4

6. Стимуляция 8 7 10 8,5 9 10 9 8 10 6 6 8

7. Гедонизм 6 9 9 6 10 8 6 6 8 5 5 7

8. Достижения 5 2 3 3 3 4 4 2,5 3 1 1 1

9. Власть 7 6 6 7 7 7 7 7 4 2 2 2

10. Безопасность 1 1 2 1 1 3 1 1 1 3 3 3

Отмечается сходство в ценностных предпочтениях УР и УБЭП. Причём в первой группе УР и третьей группе УБЭП выявляется наличие конкурирующих ценностных типов: Безопасности и Самостоятельности (открытость изменениям и консерватизм). При этом можно предположить, что проявление каждого из указанных типов, а соответственно и конфликт между ними может быть смягчён Добротой (через самотрансцендентность).

В остальных группах ситуация более гармоничная (поскольку представлены сферы консерватизма, самовозвышения и самотрансцендентности): приоритетными являются Безопасность, Доброта и Достижения. Причём необходимо отметить, что данная конфигурация ценностных приоритетов соотносима с результатами, полученными в процессе эмпирического исследования В.Н. Карандашевым на ином контингенте обследуемых, а также результатами материалов Европейского социального исследования, касающихся россиян, представленных Институтом социологии РАН [2, 4]. При этом, вероятно, в динамике между открытостью изменениям и консерватизмом всё же больше акцентирован последний полюс, поскольку четвёртое место в ценностных предпочтениях устойчиво занимает Конформность. На это же указывает и конфигурация наименее значимых ценностей, к которым относятся: Традиции и Стимуляция (риск и новизна).

На втором уровне индивидуальных предпочтений рассматриваемые профессиональные группы отличаются существенно и приобретают своеобразную окраску.

Таблица 4.

Средние показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов (на

уровне конкретных поступков)

Типы ценностей Средние показатели значимости типов ценностей

УР УБЭП УНП ППС

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

1.Конформность 2,17 2,28 1,80 2,36 2,23 1,88 2,27 2,33 2,68 1,94 2,1 2,31

2.Традиции 1,13 1,41 1,14 1,62 1,29 0,56 1,04 0,53 1,24 1,24 1,03 1,29

3. Доброта 1,80 2,05 1.82 2,44 2,27 1,98 2,17 1,93 1,92 1,89 1,91 1,9

4. Универсальность 1,75 2,15 2,26 1,95 2,17 1,78 2,01 2,08 2,12 1,88 1,8 1,81

5. Самостоятельность 2,33 2,35 2,50 2,41 1,99 2,36 2,70 2,68 2,24 2,4 3,09 2,80

6. Стимуляция 1,99 1,65 1,30 1,65 1,36 2,04 2,28 2,65 1,48 1,63 2,68 1,73

7. Гедонизм 2,46 1,95 1,01 1,55 0,86 1,58 2,66 2,63 2,44 2,33 4,74 2,07

8. Достижения 2,64 2,37 1,60 2,19 1,54 1,90 3,04 3,10 2,84 2,72 3,1 2,44

9. Власть 2,27 2,01 1,27 1,48 0,97 1,64 2,85 2,73 2,82 2,32 2,84 2,04

10. Безопасность 3,26 3,19 2,46 2,70 2,61 2,24 3,74 4,00 4,30 3,45 2,83 3,3

У сотрудников УР отмечается довольно гармоничная картина, за исключением первичной и базовой - Безопасности - это и стремление к самовозвышению, и открытость изменениям (первая группа - Достижения, Гедонизм; вторая группа - Достижения, Самостоятельность, третья группа - Самостоятельность, Универсализм). Причём в содержательном плане наблюдается явная позитивная динамика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У сотрудников УБЭП ценности «Индивидуального профиля» наиболее соответствуют тем, которые присутствуют на нормативном уровне (первая группа). Во второй возрастной группе усиливается консерватизм. В третьей возрастает открытость изменениям: Самостоятельность и Стимуляция (риск и новизна).

УНП является единственной профессиональной группой, где важны властные полномочия и в целом ценности самовозвышения, причём стабильно во всех группах: Безопасность, Достижения, Власть.

Таблица 5.

Ранговые значения типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов

Типы ценностей Ранговые значения типов ценностей

УР УБЭП УНП ППС

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

1.Конформность 6 4 5 4 3 6 7 7 4 6 7 4

2.Традиции 10 10 9 8 8 10 10 10 10 10 10 10

3. Доброта 8 6 4 2 2 4 8 9 8 7 8 7

4. Универсальность 9 5 3 6 4 7 9 8 7 8 9 8

5. Самостоятельность 4 3 2 3 5 2 4 4 6 3 2 2

6. Стимуляция 7 9 7 7 7 3 6 5 9 9 6 9

7. Гедонизм 3 8 10 9 10 9 5 6 5 4,5 1 5

8. Достижения 2 2 6 5 6 5 2 2 2 2 3 3

9. Власть 5 7 8 10 9 8 3 3 3 4,5 4,5 6

10. Безопасность 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4,5 1

Анализ наименее значимых ценностей показал следующее.

У сотрудников УР выявляются противоречия в первой группе: на уровне нормативных представлений - ценность Доброты высокая, а на уровне индивидуальных -низкая. В третьей группе - незначимая ценность Власти, что особенно важно в сравнении с ППС и УНП.

В УБЭП отмечается согласованность и идентичность наименее значимых ценностей во всех группах: Власть, Гедонизм и Традиции. Вновь необходимо подчеркнуть незначимость власти, что свидетельствует о позитивных профессиональных установках, препятствующих развитию профессионального маргинализма.

Для сотрудников УНП наряду с Традициями наименее важны ценности самотрансцендентности (Универсальность и Доброта).

Таким образом, из обследуемых групп (помимо ППС) наиболее настораживает динамика ценностных предпочтений в структурном подразделении УНП в плане предпосылок развития у его сотрудников профессионального маргинализма.

На основе выше изложенного можно предположить, что основное противоречие в отношении ценностных предпочтений, которое наблюдается в этих профессиональных группах, концентрируется между субъектным и предметным стандартами валюации (по К. Обуховскому).

Полученные результаты согласуются и подтверждаются данными динамического (по сути, лонгитюдного) психодиагностического наблюдения и обследования (на протяжении всего периода служебной деятельности сотрудников), которые включают, помимо стандартного комплекса методик психодиагностического обследования, и клиническую беседу. Однако на данном этапе исследования мы можем пока говорить о выявленных тенденциях, а верификация высказанных нами предположений нуждается в применении методов математической статистики, что является перспективой дальнейшей работы.

В заключении ещё раз подчеркнём [7], что анализ особенностей ценностносмыслового самоопределения профессионала является важным аспектом изучения флуктуаций между различными модусами бытия личности в экстремальных условиях жизнедеятельности.

Примечания:

1. Ермолаева Е.П. Социальные функции и стратегии реализации профессионала в системе «Человек - профессия - общество» // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 4. С. 30-40.

2. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.

3. Кимберг А.Н. Идентичность и проблемы самоопределения молодого человека // Проблемы развития личности курсанта: теория и исследования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.Д. Некрасов. Краснодар, 2007. С. 22-25.

4. Магун В., Руднев М. Похожи ли мы на европейцев? // Psychologies. 2009. № 38. С. 53-59.

5. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Речь, 2003. 296 с.

6. Рябикина З.И. Личностное развитие и профессиональный рост в контексте субъектнобытийного подхода // Проблемы развития личности курсанта: теория и исследования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.Д. Некрасов. Краснодар, 2007. С. 11-22.

7. Фоменко Г.Ю. Личность как субъект бытия в экстремальных условиях: дис. ... д-ра психол. наук. Краснодар, 2006.

8. Фоменко Г.Ю. Личность в экстремальных условиях: два модуса бытия. Краснодар, 2006.

342 с.

9. Фоменко Г.Ю., Куашева Е.Р. Противоречия ценностного самоопределения сотрудников патрульно-постовой службы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2008. С. 210-215.

References:

1. Yermolaeva E.P. Social functions and strategies of realization of the professional in system “The person - a trade - a society”//Psychological journal. 2005. Vol. 26, No. 4. P. 30-40.

2. Karandashev V.N. Schwarz's technique for studying values of the person: the concept and a methodical manual. SPb.: Speech, 2004. 70 p.

3. Kimberg A.N. Identity and problems of self-determination of the young man//Problems of development of the person of the cadet: the theory and researches: materials of Russian Sci.-Prac. Conf. / Ed. S.D.Nekrasov. Krasnodar, 2007. P. 22-25.

4. Magun V., Rudnev M. Do we look like Europeans?//Psychology. 2009. No.38. P. 53-59.

5. Obukhovsky K. Galaxy of requirements. Psychology of inclinations of the person. SPb.: Speech, 2003. 296 p.

6. Ryabikina Z.I. Personal development and professional growth in a context of the subject-life approach//Problems of development of the person of the cadet: the theory and researches: materials of Russian Sci.-Prac. Conf. / Ed. S.D.Nekrasov. Krasnodar, 2007. P. 11-22.

7. Fomenko G. Yu. The person as the subject of life in extreme conditions: Dissertation of Doctor of Psychology degree. Krasnodar, 2006.

8. Fomenko G. Yu. The person in extreme conditions: two life moduses. Krasnodar, 2006. 342 p.

9. Fomenko G. Yu, Kuasheva E.R. Contradiction of value self-determination of employees of a patrol and inspection service// Bulletin of Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop, 2008. P. 210-215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.