Научная статья на тему 'Ценностные основы социальных отношений'

Ценностные основы социальных отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1287
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / РЕГУЛЯТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / VALUES / REGULATING DEVICES FOR BEHAVIOR AND ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Худякова Наталья Леонидовна

В статье доказывается, что методология исследования человеческих ценностей, разработанная автором в ранней работе, может получить применение при изучении социальных отношений. Автор рассматривает ценностные основания оптимальной формы социальных отношений между индивидами, группами и человечеством в целом. Предполагает, что задача может быть решена лишь на основе адекватного осмысления природы ценностей и более детализированного изучения законов ценностного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Axiological Foundations of Social Relations

This paper tries to establish that the methodology of studying the human values developed in the author's earlier work can be applied to the research of social relations. The author considers axiological foundations of optimal form of the social relations which helps to coordinate human interests whether they are individual, group or universal. She argues that this task can be resolved on the base of an adequate account of the nature of values and a more detailed investigating the laws which govern the world of values.

Текст научной работы на тему «Ценностные основы социальных отношений»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 4 (258). Философия. Социология. Культурология. Вып. 23. С. 7-10.

Н. Л. Худякова

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В статье доказывается, что методология исследования человеческих ценностей, разработанная автором в ранней работе, может получить применение при изучении социальных отношений. Автор рассматривает ценностные основания оптимальной формы социальных отношений между индивидами, группами и человечеством в целом. Предполагает, что задача может быть решена лишь на основе адекватного осмысления природы ценностей и более детализированного изучения законов ценностного мира.

Ключевые слова: ценности, регулятивы поведения и деятельности.

Ценности являются основным регуля-тивом поведения и деятельности человека, определяя направленность его активности. В качестве таковых они обусловливают характер социальных отношений.

Социальные отношения всегда предполагают исторически определенные общественные формы этих отношения, а, значит, и реализацию лежащих в их основе определенных ценностей. В традиционных обществах такие формы складывались постепенно в ходе длительного согласования того, что выступало объективно значимым для разных групп людей в конкретных условиях места и времени. В современном динамичном обществе, отличающемся большим числом коммуникативных связей, наблюдается неустойчивость общественных форм отношений, выстраиваемых на основе ценностей, не позволяющих согласовать интересы разных индивидов, групп людей и государств. Между тем позитивное развитие современного мира, поскольку оно происходит в контексте глобальных проблем, может быть осуществлено только через построение оптимальной формы социальных отношений как отношений устойчивого согласия. В качестве ценностной основы

такой формы отношений в последние годы настойчиво предлагается ориентация на толерантность. Но, как показывает жизнь, это не привело к желаемым результатам. С нашей точки зрения, только изучение природы ценностного мира человека, закономерностей возникновения и существования ценностей поможет выявить ценностные основы оптимальной формы социальных отношений, позволяющей согласовать интересы индивидов, различных социальных групп, отдельных государства и всего человечества.

Социальные отношения как отношения между людьми, складывающиеся в конкретных условиях места и времени в исторически определенных общественных формах, всегда воспроизводят содержание личностного опыта этих людей. Этот опыт состоит из трех компонентов: личностной системы ценностей; знаний, которые представлены в сознании человека как целостная картина мира; освоенных им видов и способов деятельности.

В личностном опыте человека усвоенный человеком общественный опыт интегрируется с его индивидуальными переживаниями, с опытом индивидуального существования. Этот процесс осуществляется через возник-

новение личностных ценностей, которые мы рассматриваем как структуры индивидуального сознания. Исследования, проводимые с позиций аксиологического онтологизма1, позволили прийти к выводу, что общественные и культурные ценности, прежде всего, возникают как личностные ценности. Они представляют собой мыслительные формы, фиксирующие стремления человека к тому, что предстаёт для него как значимое само по себе, соответствует его предельным на момент возникновения ценностей социально-культурным и природным возможностям и создает для него сферу должного (проект будущего). Значимой самой по себе выступает та форма культурно-опосредованных отношений человека с миром и с самим собой, которая переживается им как сущностно необходимая, так как направлена на удовлетворение его базовых потребностей и обеспечивает разрешение или предотвращение возникающих при этом противоречий2.

Устойчиво значимое для человека, отраженное в его личностных ценностях, возникает на основе содержания его личностного опыта и актуализируется через его часть. При этом в опыте людей содержится гораздо больше, чем они применяют в своей деятельности, при построении своих отношений с другими людьми. Многое из того, что они знают и умеют, не востребовано ими, так как не было пережито как личностно значимое в определенных отношениях. Часто именно личностными ценностями создается ограничение в использовании личностного опыта. Личностными ценностями также определяется и необходимость пополнения личностного опыта: что значимо для человека, то и интересно, и необходимо, а значит, активно включается в его личностный опыт. Таким образом, интернализация ценностей задает направленность развитию личностного опыта человека и создает соответствующие тенденции изменений социальных отношений. Но какие это ценности?

При определении ценностей, позволяющих выстраивать оптимальную форму социальных отношений, мы исходим из того, что любое отношение человек строит как культурно-опосредованное, т. е. через деятельность. Этот процесс начинается с создания человеком мысленного образа, проекта предстоящего отношения, который затем и реализуется им. Создание такого образа происхо-

дит как воспроизводство личностных ценностей, т. е. тех мыслительных форм, которые фиксируют стремления человека к устойчиво значимому для него. В результате этого воспроизводства поведение и деятельность человека, а также выстраиваемые им отношения, всегда отличаются качествами, которые он выделяет как наиболее для себя значимые. В этих качествах в той или иной степени получают реализацию все ценности, входящие в систему личностных ценностей, что и позволяет рассматривать их как ценностные основы поведения и деятельности человека, как ценностные основы его отношения с миром и самим собой.

Ценностные основы отношений - это начало установления человеком культурно-опосредованной формы отношений с действительностью, в качестве которого выступает его личностная система ценностей, существующая в различных модификаци-онных формах. Модификационные формы личностной системы ценностей отражают различные иерархические соподчиненности и взаимодополняемости входящих в неё ценностей, которые устанавливаются в зависимости от выстраиваемых человеком отношений. При этом иерархическая соподчинен-ность ценностей отражает различную степень общезначимости ценностей, входящих в систему личностных ценностей. Ценности, отличающиеся высокой степенью общезначимости для индивида в одних отношениях, могут обладать меньшей степенью личностной значимости для него в других отношений, соответственно меняя своё место в иерархической системе ценностей. Различные сочетания в системе личностных взаимодополняемых ценностей также складываются в зависимости от выстраиваемых человеком отношений. Так, посредством модификаци-онных форм системы личностных ценностей зафиксировано стремление человека к построению определенных отношений с теми качествами, которые были пережиты субъектом в подобных отношениях как значимые сами по себе3.

Ценностные основы отношения проявляются как ценностная направленность деятельности человека, отражающая предметную направленность его активности, характерную именно для совершаемой им конкретной деятельности и выстраиваемых при этом отношений.

Анализ особенностей проявления проективной функции системы личностных ценностей позволяет сделать вывод, что характер социальных отношений определяется не отдельно взятыми, а всеми личностными ценностями человека, которые складываются в особенную форму существования системы этих ценностей. С одной стороны, для каждого человека она строго индивидуальна, но, с другой стороны, она должна отражать и то, что объективно выступает общезначимым для различных людей, для разных социальных групп. Первое обусловлено природой ценностного мира человека, который, прежде всего, возникает из переживаний индивидами личностно значимого. Второе необходимо для выстраивания человеком устойчивых социальных отношений, обеспечивающих согласованное удовлетворение всех его базовых потребностей. Ориентация при построении социальных отношений на общезначимое для различных групп людей (вплоть до группы, включающей все человечество) порождает исторически определенные общественные формы этих отношений, их обязательную нормативность.

Нормативность определенных групп социальных отношений формируется под влиянием многих факторов, к числу которых относятся сложившаяся система производства и потребления, разделения труда, властных полномочий и т. п., и закрепляется как ценностные основы этих отношений. Ценностные основы социальных отношений (ЦОСО) отражают стремление людей к воспроизводству тех качеств этих отношений, которые позволяют успешно реализовать определенную социальную функцию и по отношению к ней определяются как значимые. При этом не всякие значимые, нормативные качества социальных отношений закрепляются в их ценностных основах, а только те, которые обязательно должны присутствовать во всех вариативных способах их организации. Поэтому ЦОСО всегда являются отражением инвариантных качеств, формой выражения концептуальных основ этих отношений.

Определение ценностных основ определенных групп социальных отношений заключается в выявлении того, что выступает объективно значимым для качественного выполнения основной социальной функции в отношениях этого вида и в установлении степени значимости того, что определено как

объективно значимое. Поиск общезначимого инварианта начинается с выявления сущност-но значимого для определённых отношений человека с действительностью. Сущностно значимое выявляется на основе изучения сущностных качеств человека и выявление того объективно необходимого, что позволяет в полной мере проявиться этим качествам.

Если исходить из того, что в ЦОСО должно быть согласовано значимое и для человечества, и для государств, и для общества, и для других людей, и для индивида - субъекта построения социальных отношений, то при их определении необходимо выявить то, что значимо для проявления в этих отношениях родового, культурно-исторического и индивидуального. Эти уровни значимого для человека отражает иерархическая структура ЦОСО.

Системообразующим элементом этой системы могут быть ценности, отражающие объективно значимое для существования человека как такового, т. е. сущностно значимое. Именно они в первую очередь определяют характер оптимальной формы всех отношений человека с действительностью. В том числе и социальных отношений. Определение сущ-ностно значимого для существования человека в социальных отношениях производится на основе выявления и изучения родовых качеств человека; условий его существования, позволяющих в полной мере этим качествам проявиться; его базовых потребностей и установления взаимосвязей между ними.

В результате проведенных исследований4 было выяснено, что наиболее важным для человека с точки зрения родового значимого является его открытость миру и культурная опосредованность выстраиваемых им отношений с действительностью. Устойчивое проявление этих качеств возможно в отношении Любви как таковом, которое выстраивает только сам человек через свою деятельность. В нашем исследовании мы установили, что Любовь, а точнее стремление человека к установлению отношения Любви на основе следования принципам Добра, Истины и Красоты, является ценностью родового значимого, возникающей на конечном этапе развития ценностного мира человека. Ориентация воспитания на эту ценность задает направленность развития ценностного мира человека, позволяющую наиболее полно актуализироваться открытости человека миру в тех культурноопосредованных отношениях, которые он вы-

страивает, и гармонично согласовать индивидуальную и общественную стороны его бытия. Общая ориентация на отношение Любви как таковое в социальных отношениях может существовать как ориентация на Согласие, Партнерство, Соседство, Дружбу и т. п.

Названные ценности образуют ядро ценностной основы социальных отношений, в которых возможно развития человека как существа любящего, точно мыслящего, свободного и плодотворного, способного самостоятельно согласовывать свои интересы с интересами других людей, общества, государства и человечества в нашем быстроменяющемся, разнообразном мире.

Примечания

1 Плотников, В. И. Ценностный мир человека и его судьба // Двенадцать лекций по философии. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. юрид. акад., 1996. С. 193-224.

2 Шелер, М. Положение человека в космосе // Проблемы человека в западной философии : пер. с нем. М. : Прогресс, 1988. С. 31-95.

3 Худякова, Н. Л. Аксиологические основы поведения человека : учеб. пособие. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2010. С. 71.

4 Худякова, Н. Л. Ценностный мир человека : возникновение и развитие. Челябинск : Околица : Тендерлайн, 2004. С. 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.