ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 20. Педагогическое образование. 2023. T. 21 № 4 LOMONOSOV PEDAGOGICAL EDUCATION JOURNAL. 2023. T. 21. No. 4
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
С.А. КРЕМЕНЬ, Ф.М. КРЕМЕНЬ
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВЫБОРА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
(ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»;
e-mail: [email protected]; [email protected])
doi: 10.55959/MSU2073-2635-2023-21-4-77-93
В статье рассматриваются вопросы ценностно-смысловых оснований педагогической профессии в контексте профессионального выбора. Миссия педагога в современном обществе состоит в развитии личности, обладающей духовно-нравственными ценностями, позволяющими противостоять глобальным вызовам. При этом формирование педагогом у ребенка системы ценностей возможно через ценностную систему самого педагога, которая включает в себя ценности профессиональной педагогической деятельности. Подчеркивается осознание на государственном уровне необходимости реализации ценностно-смыслового подхода в подготовке учителей. На основе анализа отечественных и зарубежных психологических и педагогических исследований определяются основные функции ценностей как регулятора активности личности и источника жизненных и профессиональных целей человека. Рассматривается влияние ценностей на профессиональное самоопределение будущего педагога. Приводятся различные классификации ценностей педагогической профессии.
Представлены результаты интервью 90 студентов 1 курса бакалавриата ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Анализ ответов показывает, что большинство респондентов отмечают высокую значимость профессии учителя в современном обществе; среди важнейших характеристик педагогов, оказавших на них положительное влияние, называют профессионализм и морально-нравственные качества; среди мотивов выбора направления профессиональной подготовки выбирают мотивы внутренней ценности (желание работать с детьми и интерес к предмету) и альтруистические. Более половины студентов заявили о желании работать учителем, что свидетельствует
о принятии данных ценностей. В выводах отмечены как положительные стороны, так и риски осознания и принятия студентами профессионально значимых ценностей педагогической профессии.
Ключевые слова: педагогическая профессия; педагогическое образование; ценности педагогической профессии; студенты; профессиональный выбор; внутренние мотивы; ценности личной полезности; ценности социальной полезности; профессиональная идентичность учителя; идеальная модель учителя.
Введение
Современные вызовы и трансформация всех сфер жизни заставляют по-новому взглянуть на ключевую фигуру, которой вверено воспитание будущего российского государства — на учителя. Нехватка педагогов в стране, вызванная рядом причин, в числе которых, с одной стороны, старение педагогических кадров, а с другой — с высокие показатели ухода из школ начинающих учителей. В основе этой проблемы — отсутствие должного внимания к ценностным основаниям педагогической профессии в процессе профессиональной подготовки. Объяснение данной ситуации не сводится только к внешне мотивированному решению абитуриентов, выбирающих педагогическое образование в связи с интересом к предмету или делающих случайный выбор в пользу возможности поступления на бюджет с более низкими баллами. Речь может идти о существовании противоречия между жизненными ценностями современных студентов и ценностями педагогической профессии, остающимися неизменными на протяжении длительного исторического периода. По словам О.Ю. Васильевой, «в педвуз с твердой установкой работать в школе приходит лишь около трети студентов» [1].
Вопросы ценностно-смысловых аспектов педагогического образования, включая этап выбора профессии, становятся не только предметом теоретических и прикладных исследований, но и выходят на уровень национальной политики.
В Концепции развития педагогического образования на период до 2030 года отмечается, что профессиональное образование должно быть основано на реализации ценностно-смыслового подхода к подготовке учителей, на укреплении партнерских отношений между университетами, реализующими программы педагогического образования и школой для «внедрения си-
Высокие показатели ухода из школ начинающих учителей выводят задачи профессиональной подготовки педагогических кадров на уровень национальной политики
стемы мер по выявлению, отбору и сопровождению педагогически одаренной молодежи, включая реализацию программ дополнительного предпрофес-сионального развития и программ профессиональной ориентации школьников,ориентированных на педагогические профессии» [2] и обеспечения согласованности учебных программ, содействующих развитию не только профессиональных навыков, но и ценностей учительской профессии.
Понятие ценностей, будучи междисциплинарным, находится в фокусе изучения философов, социологов, психологов и педагогов. В гуманитарных науках распространено понимание ценностей через убеждения, воспринимаемые индивидом как стандарты, определяющие его деятельность. М. Рокич отмечал, что ориентация на ценности позволяет людям удовлетворять свои потребности социально приемлемыми способами и, следовательно, они формируются культурным контекстом человека. В основе ценностей лежат когнитивные структуры, но они также имеют поведенческие и аффективные измерения [3]. Ценности индивидов являются основой их самооценки и оценки окружающих, также они играют важную роль в постановке личных целей. Они могут влиять на поведение и деятельность неосознанно или стать осознанными в процессе кристаллизации и расстановки приоритетов [4; 5].
Будучи осознаваемыми, они становятся для личности идеальной моделью, задающей основание выбора человеком стратегии поведения в конкретной жизненной ситуации, а также стратегии выбора жизненных приоритетов в целом, включая профессию [5]. Ценностные ориентации являются центральным личностным образованием специалиста любой профессии: они отражают сознательное отношение человека к социальной действительности и конкретизируют мотивацию поведения профессиональной деятельности, позволяя определить ее цели [6].
Система ценностных ориентаций, по мнению Л.Н. Антилоговой, тесно связана, с одной стороны, с мотивационно-потребностной сферой, с другой — с системой личностных смыслов, что определяет ее основные функции: «регулятора активности личности и источника жизненных целей человека, определяющего направленность личности, ее саморазвитие и личностный рост» [5, с. 8].
Для нашего исследования представляют особый интерес ценности педагогической профессии, которые являются внутренним регулятором деятельности педагога, определяющим систему его отношений и моделирующим содержание и характер осуществления профессиональной деятельности [7].
Реализация ценностно-смыслового подхода
к подготовке учителей закреплена в Концепции развития
педагогического образования на период до 2030 года
Ценностные ориентации являются центральным личностным образованием педагога, внутренним регулятором, определяющим содержание и характер его деятельности
Для педагогики, как науки и практики о формировании личности и индивидуальности, профессиональные ценности неотделимы от общечеловеческих гуманистических идеалов, которые в совокупности составляют личностно-профес-сиональные основания, образующие сущностное ядро профессии учителя. Обращение к самоанализу и самоопределению педагогической идентичности в современных условиях актуализирует вопросы о ценностно-смысловых основах профессиональной педагогической деятельности и характеристиках ее субъекта [5, с. 6].
Анализ личности учителя, его профессионально значимых качеств в традициях отечественной педагогики демонстрируют устойчивое доминирование нравственных оснований: «опоры в воспитании на педагогическое призвание, умение понимать ребенка, уважать его достоинство, развивать его моральные убеждения и нравственность мышления» [8, с. 9]. Первоочередной задачей современных учителей становится формирование личности, имеющей нравственный стрежень, который помогал бы успешно самореализовываться в мире глобальных вызовов. Следовательно, востребованный сегодня учитель должен ин-тернализовать ценности своей профессиональной деятельности, которые образуют ее «этос — культурный код, устойчивый комплекс профессиональных смыслов, норм, стилей мышления и решения задач» [5, с. 99], который становится важнейшим условием формирования личности профессионала и профессионального сообщества в целом.
Ценности являются основой самоопределения и формирования профессиональной идентичности. Для молодых людей, находящихся в поиске смысла и места в жизни, избрание профессии и овладение ею является важнейшей задачей. Данный процесс предполагает самоидентификацию в системе человеческих ценностей, на основе которых формируется собственная система ценностных ориентаций. В процессе педагогической подготовки она отражает выбор вариантов отношений и действий в конкретных учебно-профессиональных ситуациях, демонстрируя особенности и сложности вхождения в роль педагога. Высокая степень принятия профессиональных ценностей является необходимым условием ее активной реализации в профессиональной и общественной жизни.
Воспитание нравственной личности в современном мире
невозможно без усвоения педагогом
ценностей своей профессиональной деятельности
Понятие «ценности профессионально-педагогической деятельности», по мнению Ю.Б. Дроба-тенко, характеризуют через выделение ряда признаков: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность [5, с. 21].
В педагогической науке существуют различные классификации ценностей, значимых для профессиональной деятельности учителя. На основании включения ценностей профессии педагога в систему общественных отношений выделяются иерархические уровни ценностей: социально-педагогические, профессионально-групповые и лич-ностно-педагогические (И.Ф. Исаев) [9] или ментальные, духовные, педагогические (Е.А. Евсецова) [10]. Также в качестве основания выделяют сферы общественной жизни: социально-политические ценности; интеллектуальные ценности; моральные ценности; ценности профессионально-педагогической деятельности (З.И. Равкин) [11] и материальные, духовные и общественные потребности педагогов: ценности, направленные на реализацию личности в социальной и профессиональной среде; ценности для развития творческой личности; ценности, способствующие самореализации и др. (Е. Н. Шиянов) [12].
Поскольку предметом данного исследования являются ценности, влияющие на выбор педагогической профессии, представляет интерес модель выбора факторов, влияющих на обучение (FIT), широко используемая в зарубежных исследованиях. Х. Уотт и П. Ричардсон, исходя из теории ожидаемой ценности, выделили три вида мотивации выбора профессии учителя, соответствующих следующим ценностям: внутренние мотивы, основанные на ценностях самой деятельности (радость преподавания и работы с детьми), внешние мотивы, связанные с ценностью личной пользы (условиями труда, социальными гарантиями, большим отпуском) и альтруистические мотивы, определяемые стремлением внести свой вклад в улучшение и развитие общества. Исследователи предполагают, что данные ценности являются результатом социального влияния и собственного опыта обучения и преподавания, т.е. выбор профессии учителя может являться следствием общения с родителями, педагогами, включая репетиторов, а также собственный положительный педагогический опыт [13].
Данная модель лежит в основе многочисленных исследований, в частности выявлена связь
Высокая степень
принятия профессиональных ценностей на этапе подготовки является необходимым условием для активной профессиональной реализации личности будущего учителя
Модель выбора факторов, влияющих на обучение, Х. Уотт
и П. Ричардсона связывает мотивацию выбора профессии учителя с разными группами ценностей: ценности деятельности; ценности личной полезности; ценности социальной полезности
между высоким уровнем альтруистических и внутренних мотивов и наличием у студентов образовательных идеалов в отношении личного и социального развития как своих учеников, так и общества в целом. Также ценность социальной полезности положительно коррелирует с высокой начальной удовлетворенностью карьерой [13]. Качественные и количественные результаты показывают, что учителям с альтруистическими мотивами больше нравится преподавать [14].
Материалы и методы
Таким образом, исходя из желания разрешить противоречие, состоящее в том, что, с одной стороны, педагогическая профессия в последние несколько лет входит в число самых популярных у абитуриентов, а с другой стороны, что большое количество молодых учителей покидают школу в течение первых трех лет своей деятельности [15], мы провели исследование с целью определения того, какие ценности педагогической профессии привлекают выпускников, поступающих на педагогическое направление подготовки и связаны ли данные ценности с желанием в будущем работать по профессии.
Мы намеренно не использовали уже существующие методики определения ценностных ориентаций, чтобы не ограничивать респондентов в их ответах, предоставив возможность провести рефлексию собственного опыта. Поэтому в качестве метода исследования был использован опрос в форме заочного интервью. В качестве опрошенных выступили студенты 1 курса филологического факультета ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», обучающиеся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) ^ = 90). Исследование проводилось на второй неделе обучения в вузе.
Респондентам было предложено письменно ответить на открытые по форме вопросы о роли учителя в современном обществе, примерах собственных педагогов, причинах получения педагогической специальности и планах работы по ней после окончания университета. В инструкции предлагалось подробно и аргументированно отвечать на данные вопросы. Поскольку результаты интервью представляли собой целевые документы, для обработки полученного массива данных использовались приемы контент-анализа, что позволило получить не только качественные данные, но и произвести количественный подсчет изучаемых характеристик, сгруппировав их в смысловые категории. В ходе анализа ответов на каждый вопрос, текст разбивался на смысловые единицы, которые группировались в более обобщенные смысловые блоки, частота упоминаний которых под-считывалась в итоге. Таким образом, использовалось сочетание частотной и нечастотной моделей контент-анализа [16].
Результаты
На вопрос о роли учителя в современном обществе 95,6% опрошенных выделили основные образовательные функции профессии — обучение и воспитание. При этом многие отмечали как некое противопоставление, что современный учитель не только дает знания, но и воспитывает (44,4%), развивает (36,7%), социализирует учащихся, готовит их к будущей жизни (34,4%). Ряд студентов отдельно выделили важность работы педагога в формировании личности ребенка (28,9%), раскрытии его способностей (13,3%), воспитании ценностей и морально-нравственных качеств (10%), формировании умения учиться, потребностей в саморазвитии.
Почти половина опрошенных (45,6%) написали о социальной ценности педагогической профессии: более трети отметили непреходящую актуальность профессии на протяжении существования человечества, 20% подчеркнули, что от работы учителя зависит будущее развитие общества, его прогресс. В ответах 18,9% студентов основная роль педагога видится в подготовке будущих граждан. Также 6,7% назвали учителя связующим звеном между поколениями, обеспечивающим преемственность знаний, ценностей и традиций.
Рассматривая роль педагога в современном обществе, опрошенные обратили внимание на расширение спектра профессиональных задач как особенность современной педагогической деятельности: 10% отметили, что современные учителя дополняют или заменяют родителей, проводя с детьми не меньшее количество времени; 15,6% считают, что учитель должен быть авторитетом для учащихся, чей пример должен мотивировать и вдохновлять детей; 27,8% выделили роль наставника, помощника. Последняя функция актуальна также в контексте трансформации информационных процессов, когда учитель не столько должен дать новые знания, т.е. информацию, сколько научить ее находить и с ней работать. Для этого педагог должен владеть современными технологиями. Еще 11,1% студентов рассматривают учителя как психолога, способного найти общий язык с каждым учеником.
Всего 6,7% обратили внимание на проблему снижения значимости педагогической профессии в обществе, падение ее авторитета и ценности, что выражается в неуважении к педагогам со стороны учащихся и родителей, бесправии, невысокой заработной плате. Несколько человек отметили, что в современном цифровом обществе учитель как транслятор информации
В исследовании
ценностей педагогической
профессии, привлекающих будущих учителей, использовался метод интервью, позволяющий респондентам в свободной форме представить рефлексию собственного опыта
имеет много конкурентов в виде альтернативных источников информации, а знания, полученные в школе, зачастую не актуальны в жизни.
На вопрос «Были ли у Вас учителя, которые оказали на Вас большое влияние?» только один опрошенный ответил отрицательно, 88,9% отметили положительный пример своих педагогов, 12,2% большое запомнили отрицательные характеристики педагогов, которые оказали на них существенное влияние. Мы сопоставили специальность педагога, оказавшего положительное влияние, с профилем подготовки, выбранным студентами. Таких соответствий оказалось 33,3%, тогда как в 50% случаев предмет любимого педагога был другим. Можно предположить, что у половины студентов собственный выбор педагогической профессии связан скорее с личностно-профес-сиональным влиянием учителя в широком плане, а не узкопредметным интересом. Следует отметить, что значительно чаще назывались учителя русского языка и литературы, а также истории и обществознания, по сравнению с естественными и точными предметами. Очевидно, что в содержании гуманитарных дисциплин больше выражены человекоцентрирован-ные ценности, привлекающие к педагогической профессии. Также 5,6% студентов писали о первом учителе, 17,8% — о классном руководителе, в этих случаях важно отметить влияние педагога не только как предметника, но и как организатора и воспитателя. В 6,7% случаев опрошенные привели пример собственных родителей или других родственников, работающих по педагогической специальности. Столько же опрошенных отметили, что существенное влияние на их формирование и развитие оказали родители как наставники и воспитатели. Помимо школьных учителей были названы репетиторы (10%) и педагоги дополнительного образования (3,3%).
Характеризуя любимых педагогов, 54,4% опрошенных отметили любовь к своему предмету и 46,7% умение интересно его преподнести, в частности используя разнообразные методики, интересные приемы и формы работы. Более трети (36,7%) студентов подчеркнули, что их педагоги могли свою любовь к предмету передать ученикам; 17,8% респондентов важным качеством учителя назвали умение понятно объяснить материал, повторить его при необходимости.
В ответах о роли учителя в современном обществе значительно преобладают ценности социальной полезности и понимания сущности педагогической деятельности
Абсолютное большинство опрошенных (88,9%) отметили положительный пример своих педагогов, оказавших влияние на выбор специальности
Среди важнейших характеристик педагога 43,3% назвали способность понимать учеников, находить подход к каждому, 33,3% выделили доброту, доброжелательность, 36,7% — отзывчивость, готовность всегда оказать поддержку и помощь. Любовь к детям как главное качество и ценность их любимых педагогов отметили в 34,4% случаях, уточнив, что она проявляется в вере в способности ученика (12,2%), такие педагоги учат не просто передавая знания, а помогают достигать цели, преодолевать трудности, воспитывают ответственность, формируют умение иметь и выражать собственное мнение.
Еще из значимых качеств выделяли эмоционально-волевые и деловые качества: стрессоустой-чивость (17,8%) и всегда спокойное поведение (11,1%), сочетание строгости и справедливости (18,9%), трудолюбие (11,1%), ответственность и дисциплинированность (16,7%). У классных руководителей также выделяли умение работать с классом, проводить интересные мероприятия (12,2%), умение сплачивать класс (5,6%).
Опрошенные студенты отмечали в своих учителях харизму и артистизм (10%), хорошо развитые навыки коммуникации (13,3%) и чувство юмора (14,4%). Часть респондентов отмечали возможность пообщаться с педагогами на разные темы, не только в рамках дисциплины (12,2%), выделяли широкий кругозор педагогов (6,7%).
Что касается характеристик тех учителей, которые запомнились с отрицательной стороны, то были упомянуты: слишком высокая требовательность и суровость в преподавании, которые способствовали формированию негативного отношения к предмету; отсутствие такта и неумение сдерживать эмоции в общении, что в целом характеризовалось как неумение взаимодействовать с детьми. Также некоторые студенты отметили ряд педагогов как абсолютно равнодушных к своему предмету и неспособных к его объяснению.
При анализе ответов на вопрос о причинах поступления на педагогическую специальность мы выявили достаточно разнообразные мнения респондентов. Наиболее часто выбираемой причиной является желание работать с детьми: 36,7% отметили, что любят детей, с удовольствием с ними общаются, 45,6% хотели бы заниматься обучением детей, в первую очередь, их развитием, 27,8% уверены, что смогут заинтересовать учащихся своим предметом. 12,2% опрошенных считают, что у них есть педагогические способности, столько же студентов отметили имеющийся положительный опыт педагогической работы (в основном в дни самоуправления в школе, при занятиях с младшими братьями и сестрами, при репетиторстве);
Любовь к детям как главное качество и ценность их любимых педагогов отметили 34,4% респондентов
5,6% упомянули успешный опыт внеучебной работы с детьми (на площадках и в лагерях). Некоторые студенты в ответах указали, кто и когда повлиял на их выбор педагогической профессии: 11,1% мечтали стать учителями с детства, 8,9% последовали рекомендациям родителей, 22,2% вдохновил пример школьных учителей.
Часть студентов в ответах отметили социальную значимость, актуальность и востребованность профессии педагога (38,9%), несколько человек выразили мнение, что обществу нужны молодые учителя, обладающие актуальными в современном мире компетенциями, 12,2% респондентов считают работу учителя интересной, разноплановой, дающей возможности проявить творческие способности, 15,6% отвечающих придают важное значение возможностям самообразования и саморазвития, которые дает педагогическая профессия.
Около трети (28,9%) студентов основной причиной выбора направления подготовки выделили интерес к учебному предмету.
Ряд опрошенных (20%) рассматривают педагогическое образование как хорошую, универсальную базу, в частности для развития умений взаимодействовать с людьми (13,3%). По их мнению, полученные знания можно применить не только работая в сфере образования, но и в смежных отраслях, например, занимаясь научно-исследовательской деятельностью, а также при воспитании и образовании собственных детей в будущем. Как правило, данные студенты не определились с выбором профессии, либо планируют работать в другой сфере, тем не менее отмечая полезность педагогического образования.
Всего 10% ответивших связывают выбор данного направления подготовки для поступления с внешними обстоятельствами (например, с наличием бюджетных мест), при этом одна из студенток отмечает, что «случайно» выбрав место обучения, поменяла свое отношение к получаемой специальности и заинтересовалась ею.
Важным показателем отношения к профессии является сформированность намерения осуществлять в будущем педагогическую деятельность. На вопрос «Хотели бы вы работать по данной специальности?» 46,7% респондентов ответили «да», 10% — «скорее да». Эти студенты подчеркивали значимость педагогического труда для развития общества, а также положительную отдачу от работы с детьми.
Для большинства респондентов поступление на педагогическое направление подготовки связано
с ценностями профессиональной деятельности или социальной полезности
Всего 10% ответивших связывают выбор данного направления подготовки для поступления со случайными обстоятельствами
Треть опрошенных еще не приняли окончательного решения, такая неуверенность связана с необходимостью попробовать свои силы во время практики (25,6%). Также среди неопределившихся многие отметили, что было бы полезно несколько лет поработать в профессии для приобретения различных компетенций. 10% опрошенных считают для себя подходящей преподавательскую деятельность, но не хотят работать в школе, рассматривая варианты работы в вузе, репетиторство, работу в частных образовательных организациях.
Не выразили желания работать по профессии 15,6% студентов: часть из них объяснила свое решение тем, что профессия, по их мнению, имеет низкий социальный статус и мало оплачивается, но есть и такие, кто считает, что не обладает необходимыми характеристиками (коммуникативными, эмоционально-волевыми) для того, чтобы качественно выполнять профессиональные функции.
Обсуждение
Результаты исследования показывают, что большая часть студентов, поступивших на педагогическое направление подготовки, осознает социальную ценность педагогической профессии в современном обществе, в полной мере понимает ее цели и содержание. Такое отношение к профессии можно объяснить положительным влиянием их собственных учителей, которое отметили около 90% опрошенных. При описании педагогов наиболее часто упоминаются профессионализм в преподавании предмета и морально-нравственные качества, проявляющиеся в отношении кучащимся. Объясняя свой выбор при поступлении, более 50% студентов отметили желание работать с детьми, около 40% выделили социальную значимость и востребованность профессии и менее трети назвали интерес к предмету. Данные свидетельствуют о мотивации, основанной на профессиональных и социальных ценностях поступивших, среди которых практически нет случайных людей. Важным показателем принятия профессиональных ценностей является готовность к работе по полученной специальности, о которой заявили также более половины студентов — будущих педагогов. Еще треть опрошенных не приняли окончательного решения, поскольку хотят проверить себя в практической деятельности, однако они убеждены в пользе педагогического образования, а также в высокой степени ответственности учителя за качество своей работы.
Около половины опрошенных планируют работать по специальности, треть считают, что для принятия окончательного решения им необходимо попробовать себя в педагогической практике
Полученные данные опровергают идею о несоответствии современных ценностей молодежи более традиционным ценностям педагогической профессии. Очевидно, что участвовавшие в исследовании студенты отчетливо понимают и осознанно принимают эти ценности. На их формирование значительное влияние оказывают различные факторы, среди которых выделяется положительный пример собственных педагогов, личные склонности и способности, осознание общественной значимости выбранной профессии. При этом необходимо отметить существование возможных рисков преобладания внутренних и альтруистических мотивов при выборе педагогической профессии, которые могут привести к высокой нагрузке в период учебы, а также разочарованию при столкновении с профессиональной реальностью, не соответствующей идеализированным представлениям. Наличие подобных представлений у студентов — будущих педагогов на начальном этапе обучения подтверждается другими нашими исследованиями [17]. Для минимизации данных рисков, мы считаем важным направлением профессиональной подготовки формирование внешних мотивов профессии учителя, связанных с развитием представлений о профессиональной карьере [18; 19]. Нам видится перспективным продолжение исследования в направлении сопоставления полученных данных с результатами исследований представлений студентов об их собственных профессионально значимых характеристиках и возможностях их развития.
Заключение
Очевидно, что принятие ценностей педагогической профессии на этапе выбора и профессионального обучения является важным показателем педагогического потенциала студентов и начинающих педагогов, который необходимо поддерживать и сопровождать. Ценностно-смысловой подход должен стать основой развития системы образования, задавая вектор мировоззрения, нравственных убеждений и глубокого понимания другого человека [20, с. 164].
Важным аспектом изучения ценностных оснований выбора педагогической профессии является их целенаправленное формирование на этапе предпрофессиональной подготовки. В современных исследованиях [21] концептуально-технологического совершенствования функционирования сети психолого-педагогических классов доказывается, что ценности педагогической деятельности должны встраиваться в реалии современного мира, образуя ценностно-смысловые доминанты, обеспечивающие развитие эмоциональной устойчивости и адаптационных возможностей личности в периоды глобальных вызовов.
Список литературы
1. «Учитель должен вдохновлять»: Президент РАО Ольга Васильева рассказала «РГ», зачем в школе наставники и как сегодня преподавать историю. URL: https://rg.ru/2023/01/16/kod-uchitelia.html (дата обращения 20.02.2023). Режим доступа: сайт «Российская газета — Федеральный выпуск». № 8 (8953). Текст: электронный.
2. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г. (утверждена Распоряжением Правительства от 24.06.2022 № 1688). URL: http://static.government.ru/media/files/5hVU IZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZAwtA5.pdf. Режим доступа: сайт «Правительство России». Текст: электронный.
3. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press. 1973. 438 p.
4. Brown D., Brooks L., and associates. Career choice and development. San Francisco: Jossey-Bass. 1996. 544 p.
5. Алексеев С. Г., Алексеева Т.Ю., Антилогова Л. Н. [и др.]. Ценностно-смысловые ориентиры деятельности педагога в условиях цифрового общества: монография / под общ. ред. Н.В. Чекалевой. Омск: Изд-во ОмГПУ. 2022. 400 с.
6. Зеер Э. Ф., Павлова А. М. Психология профессионального образования: практикум. М.: «Академия». 2008. 144 с.
7. Петухова Е. А. Профессионально-педагогические ценности преподавателя: креативность // Известия Алтайского государственного университета. 2013. Т. 1. № 2 (78). С. 68-70.
8. Васильева О. Ю., Басюк В. С., Казакова Е. И. Традиционные ценности современного российского педагогического образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022. № 4. С. 4-17.
9. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия». 2004. 208 с.
10. Evsetsova E.A., Dobrotvorskaya S.G., Ponomarev A.F. Pedagogical Orientation of Student Teachers to Universal Values / V International Forum on Teacher Education, Kazan Federal University, Russia. 27-31 May 2019. ARPHA Proceedings. 2019. V. 1. P. 171-182.
11. Равкин З. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. № 5. С. 87-90.
12. Шиянов Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. Москва; Ставрополь. 1991. 206 с.
13. WattH.M.G., Richardson P. W. Motivational Factors Influencing Teaching as a Career Choice: Development and Validation of the FIT-Choice Scale // The Journal of Experimental Education. 2007. 75 (3). P. 167-202.
14. Simonsz H., Leeman Y., Veugelers W. Beginning student teachers' motivations for becoming teachers and their educational ideals // Journal of Education for Teaching. 2022. P. 1-15.
15. Валеева Р. А., Парфилова Г. Г., Демакова И.Д. и др. Мотивация профессиональной карьеры будущих педагогов // Образование и саморазвитие. 2022. Т. 17. №3. С. 169-186.
16. Таршис Е.Я. Перспективы развития метода контент-анализа // Социология: Методология, методы, математические модели. 2002. № 15. С. 71-92.
17. Кремень С.А., Цицикашвили К. П. Представления о будущей профессии студентов-первокурсников как основа формирования профессиональной идентичности учителя // Учитель и время. 2022. Вып. 17. C. 47-53.
18. Кремень С.А., Кремень Ф.М. Непрерывное образование как фактор карьерного развития учителя // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2022. № S3 (38). С. 164-168.
19. Kremen S. A., Kremen F.M. Career Development of Future Teachers: Research on American and Russian Students // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2020. Vol. LXXVIII - IFTE2019. P. 316-331.
20. БасюкВ. С., Казакова Е.И., ВрублевскаяЕ.Г. Результаты мониторинга педагогического образования: ценностно-смысловая интерпретация // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022. № 4. С. 152-168.
21. Брель Е.Ю., СмышляеваЛ.Г. Концептуально-технологическое обновление практики психолого-педагогических классов // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022. № 3. С. 95-110.
Сведения об авторах
Кремень Сергей Анатольевич — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», Смоленск, Россия. ORCID ID: 0000-0001-61629986. E-mail: [email protected]
Кремень Фаина Маратовна — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», Смоленск, Россия. ORCID ID0000-0001-5451-4347. E-mail: [email protected]
© С.А. Кремень, Ф.М. Кремень, 2023
The Value Bases for Choosing a Teaching Profession S.A. Kremen, F.M. Kremen
The research raises questions about the value-semantic foundations of the teaching profession in the context of professional choice. The mission of a teacher in contemporary society is to develop a person who has spiritual and moral values that make it possible to withstand global challenges. Simultaneously, the formation of a system of values by a teacher in a child is possible through the teacher's value system of the teacher himself, which includes the values of the teaching profession. At the state level, the government recognized the need to implement the value-semantic approach in the training of teachers. Based on the analysis of Russian and foreign psychological and pedagogical research, the authors determined the main functions of values as a regulator of personality activity and a source of life and professional goals of a person. The influence of values on the professional self-determination of the future teacher is considered. Various classifications of values of the teaching profession are given. The results of interviews with 90 first-year undergraduate students of Smolensk State University studying in the area of study 44.03.05 "Pedagogical Education (with two majors) are presented". An analysis of the responses shows that the majority of respondents note the high importance of the teaching profession in today's society. According to the respondents, the most important characteristics of teachers that have positively affected them are professionalism and moral qualities. The motives for choosing the direction of professional training include the motives of intrinsic value (desire to work with children and interest in the subject) and altruistic motives. More than half of the students declared their desire to work as a teacher, which indicates the acceptance of these values. The conclusions noted the positive aspects and the risks of students' awareness and acceptance of professionally significant values of the teaching profession.
Keywords: teaching profession; teacher training; teaching profession values; students; professional choice; intrinsic value; personal utility value; social utility value; teacher professional identity; ideal teacher model.
References
1. "Uchitel' dolzhen vdohnovljat'": Prezident RAO Ol'ga Vasil'eva rasskazala "RG", zachem v shkole nastavniki i kak segodnja prepodavat' istoriju. URL: https://rg.ru/2023/01/16/kod-uchitelia.html Rezhim dostupa: sajt "Ros-sijskaja gazeta — Federal'nyj vypusk". № 8 (8953). Tekst: elektronnyj.
2. Koncepcija podgotovki pedagogicheskih kadrov dlja sistemy obrazovanija na period do 2030 g. (utverzhdena Rasporjazheniem Pravitel'stva ot 24.06.2022
№ 1688). URL: http://static.government.ru/media/files/5hVUIZXA2JMc PrHoJqfohMeoToZAwtA5.pdf Rezhim dostupa: sajt "Pravitel'stvo Rossii". Tekst: elektronnyj.
3. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press. 1973. 438 p.
4. Brown D., Brooks L., and associates. Career choice and development. San Francisco: Jossey-Bass. 1996. 544 p.
5. Alekseev S. G., Alekseeva T. Yu., Antilogova L. N. [i dr.]. Tsennostno-smyslovye orientiry deyatel'nosti pedagoga v usloviyakh tsifrovogo obshchestva: mono-grafiya / pod obshch. red. N.V. Chekalevoi. Omsk: Izd-vo OmGPU. 2022. 400 s.
6. ZeerE. F., Pavlova A. M. Psikhologiya professional'nogo obrazovaniya: praktikum. M.: "Akademiya". 2008. 144 s.
7. Petukhova E.A. Professional'no-pedagogicheskie tsennosti prepodavatelya: kreativnost' // Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. T. 1. №2 (78). S. 68-70.
8. Vasil'eva O. Yu., Basyuk V.S., KazakovaE.I. Traditsionnye tsennosti sovre-mennogo rossiiskogo pedagogicheskogo obrazovaniya // Vestnik Mos-kovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2022. № 4. S. 4-17.
9. Isaev I. F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii. 2-e izd., ster. M.: Izdatel'skii tsentr "Akademiya". 2004. 208 s.
10. EvsetsovaE.A., Dobrotvorskaya S.G., Ponomarev A.F. Pedagogical Orientation of Student Teachers to Universal Values / V International Forum on Teacher Education, Kazan Federal University, Russia. 27-31 May 2019. ARPHA Proceedings. 2019. V. 1. P. 171-182.
11. Ravkin Z. I. Razvitie obrazovaniya v Rossii: novye tsennostnye orientiry (kontseptsiya issledovaniya) // Pedagogika. 1995. № 5. S. 87-90.
12. ShiyanovE.N. Gumanizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya: sostoyanie i perspektivy. — Moskva; Stavropol'. 1991. 206 s.
13. WattH.M.G., Richardson P. W. Motivational Factors Influencing Teaching as a Career Choice: Development and Validation of the FIT-Choice Scale // The Journal of Experimental Education. 2007. 75 (3). P. 167-202.
14. Simonsz H., Leeman Y., Veugelers W. Beginning student teachers' motivations for becoming teachers and their educational ideals // Journal of Education for Teaching. 2022. P. 1-15.
15. Valeeva R. A., Parfilova G. G., Demakova I. D. i dr. Motivatsiya professional'noi kar'ery budushchikh pedagogov // Obrazovanie i samorazvitie. 2022. T. 17. № 3. S. 169-186.
16. Tarshis E. Ya. Perspektivy razvitiya metoda kontent-analiza // Sotsiologiya: Metodologiya, metody, matematicheskie modeli. 2002. № 15. S. 71-92.
17. Kremen' S.A., TsitsikashviliK.P. Predstavleniya o budushchei professii stu-dentov-pervokursnikov kak osnova formirovaniya professional'noi identich-nosti uchitelya // Uchitel' i vremya. 2022. Vyp. 17. C. 47-53.
18. Kremen'S.A., Kremen'F.M. Nepreryvnoe obrazovanie kak faktor kar'ernogo razvitiya uchitelya // Vestnik Naberezhnochelninskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2022. № S3 (38). S. 164-168.
19. Kremen S. A., Kremen F. M. Career Development of Future Teachers: Research on American and Russian Students // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2020 Vol. LXXVIII - IFTE2019. P. 316-331.
20. Basyuk V. S., Kazakova E. I., Vrublevskaya E. G. Rezul'taty monitoringa pedagogicheskogo obrazovaniya: tsennostno-smyslovaya interpretatsiya // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2022. №4. S. 152-168.
21. Brel'E. Yu., Smyshlyaeva L. G. Kontseptual'no-tekhnologicheskoe obnovlenie praktiki psikhologo-pedagogicheskikh klassov // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2022. № 3. S. 95-110.
About the Authors
Kremen Sergei Anatol'evich — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Smolensk, Russia. ORCID ID: 0000-0001-6162-9986. E-mail: [email protected] Kremen Faina Maratovna — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Social Work, Smolensk State University, Smolensk, Russia. ORCID ID: 0000-0001-5451-4347. E-mail: [email protected] © S. A. Kremen, F.M. Kremen, 2023