Научная статья на тему 'Ценностные основания разрешения техногенного кризиса'

Ценностные основания разрешения техногенного кризиса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / VALUES / ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIETAL DEVELOPMENT / ИНТЕРЕСЫ И ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / INTERESTS AND NEEDS OF HUMANITY / СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС ЦИВИЛИЗАЦИИ / SYSTEMIC CRISIS OF CIVILIZATION / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / INSTITUTIONALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гунзенова Карина Васильевна

Разрешение глобального комплексного кризиса современной цивилизации мыслится в рамках революционного и эволюционного путей. Первый предполагает применение методов регулирования рыночной экономики, что в перспективе ведет к новому кризису и не учитывает долгосрочные интересы человечества. Эволюционный же путь связан с изменением ценностных основ общественного развития, в результате чего достигается баланс между удовлетворением материальных и духовных потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE FOUNDATIONS OF SOLUTION OF THE TECHNOGENIC CRISIS

The solution of complex global crisis of modern civilization is conceived in the framework of the revolutionary and evolutionary pathways. The first involves the use of methods of regulation of the market economy, which in perspective leads to a new crisis and ignores long-term interests of humanity. The evolutionary path is associated with a change of value foundations of social development, which results in a balance between satisfying the material and spiritual needs.

Текст научной работы на тему «Ценностные основания разрешения техногенного кризиса»

деятельности и управления водными ресурсами; совершенствованию российского экологического законодательства в соответствии с международными стандартами; повышению роли экологической экспертизы.

Литература

1. Трансграничный диагностический анализ бассейна озера Байкал / под ред. С. Марайниссен. - Улан-Удэ, 2013. - С.20.

2. Проектный документ «Комплексное управление природными ресурсами трансграничной экосистемы бассейна Байкала» Глобального экологического фонда //. -

URL: http: //baikal.iwlearn.org/ru/proekt (дата обращения 25.02.2012).

Данилова Зинаида Андреевна, доктор социологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Байкальского института природопользования Сибирского отделения РАН, г. Улан-Удэ, e-mail: ziha@ mail.ru

Danilova Zinaida Andreevna, doctor of sociological sciences, professor, leading research fellow, Baikal Institute of Nature Management, SB RAS, Ulan-Ude, e-mail: ziha@mail.ru

УДК 316:1 © K.B. Гунзенова

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ ТЕХНОГЕННОГО КРИЗИСА*

*Статья подготовлена в рамках проекта РНФ № 14-18-02006

Разрешение глобального комплексного кризиса современной цивилизации мыслится в рамках революционного и эволюционного путей. Первый предполагает применение методов регулирования рыночной экономики, что в перспективе ведет к новому кризису и не учитывает долгосрочные интересы человечества. Эволюционный же путь связан с изменением ценностных основ общественного развития, в результате чего достигается баланс между удовлетворением материальных и духовных потребностей.

Ключевые слова: ценности, общественное развитие, интересы и потребности человечества, системный кризис цивилизации, экономика, устойчивое развитие, институционализация.

K.V. Gunzenova

VALUE FOUNDATIONS OF SOLUTION OF THE TECHNOGENIC CRISIS

The solution of complex global crisis of modern civilization is conceived in the framework of the revolutionary and evolutionary pathways. The first involves the use of methods of regulation of the market economy, which in perspective leads to a new crisis and ignores long-term interests of humanity. The evolutionary path is associated with a change of value foundations of social development, which results in a balance between satisfying the material and spiritual needs.

Keywords: values, societal development, interests and needs of humanity, systemic crisis of civilization, economy, sustainable development, institutionalization.

Технократическая парадигма развития, лежащая в основе современной цивилизации, ориентирована, с одной стороны, на повышение уровня жизни мирового населения, с другой -способствует нравственному разложению и деградации окружающей природной среды. Высокая степень материализма общественного сознания, складывающегося под влиянием общественного бытия, выражается в отношении человека к природе. Окружающая природная среда не воспринимается как субъект взаимоотношений, потребности которого следует учитывать при развитии общества.

Механизация и автоматизация процесса производства преобразовали мышление и жизненные приоритеты человека. Стандарты и алгоритмы материалистического миропонимания заставляют индивидов стремиться к максималь-

ному удовлетворению экономических потребностей. В таких условиях интересы человека противопоставляются природным, придавая их взаимоотношениям хищнический, эксплуататорский характер. В.В. Мантатов обращает внимание на то, что интеллектуальные силы человечества направлены на «частный капитал», а не на «общее благо» [5, с. 5].

Производитель, ориентированный на собственную прибыль, заинтересован в экономическом аспекте освоения природных ресурсов и не обращает внимания на социальные и экологические интересы общества. А государство, призванное создавать рациональные условия для взаимоотношений человека и природы, в своем развитии стремится к высоким показателям ВВП, отражающим рост производства.

14(2) /2014

Как следствие, непременными атрибутами развития социума становятся: кризис перепроизводства, безработица, низкое качество товаров, различные монополии и политическая нестабильность. Возрастающие потребности личности, расширение и усложнение психологического пространства, расширение понятий «свобода» и «необходимое качество жизни» делают кризис не только неизбежным, но и фактически перманентным явлением.

Поскольку общество по сути своей является сложной системой, то вопросы его дальнейшего развития и разрешения сложившегося системного кризиса могут быть рассмотрены с точки зрения общей теории систем. В ее рамках процессы, направленные на управление системой и планирование результатов ее функционирования, выражаются в виде «улучшения» и «проектирования», существенно отличающихся друг от друга. «Улучшения» мыслятся как приведение системы к действующим стандартам и идеалам, в то время как «проектирование» направлено на выработку новых, нестандартных методов разрешения существующих проблем, в том числе через изменение основных представлений о функционировании системы [1, с. 17-40]. Соответственно, мы можем выделить два подхода к разрешению цивилизационных проблем, предполагающих:

1. Реформирование системы в действующих ценностных рамках цивилизации (где главным системообразующим элементом выступает экономика);

2. Трансформацию ценностной системы как культурного основания новой цивилизации (предполагает системные изменения).

Согласно первому подходу предполагается, что возникновение проблем в духовно-нравственной, социально-политической и эколо-го-экономической сферах - временное явление, разрешимое в процессе дальнейшего экономического и технико-технологического развития. Кризисные состояния системы обусловлены циклическим характером колебания уровней производства и потребления в сфере экономики, главном форварде общественного развития. Соответственно причинами выступают естественные сбои в рыночном механизме и субъективные ошибки проводимой политики.

Международное разделение труда, информационная революция, стандартизация технологических процессов, развитие транспортной системы способствуют процессу всемирной интеграции и унификации. В таких условиях экономики государств становятся в высокой степени взаимозависимы, что способствует быстрому

распространению кризиса и тяжести его разрешения. Отличительной особенностью XXI в. является глобализация.

В целях сохранения баланса действующей системы предполагается необходимым:

- формирование платежеспособного рынка для интенсификации потребления и производства;

- формирование искусственных потребностей и соответствующих секторов экономики;

- диверсификация продукции и сегментирование рынка;

- реформирование и внедрение инновационных технологий производства;

- разработка и внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;

- развитие правового механизма зеленой экономики;

Так, с точки зрения политэкономиста Дж. Соммерса, в целях предупреждения развития существующих проблем в катастрофические, требуется применение мер «аналогичных тем, что были в 1930-е гг.» с той разницей, что сегодня мы «близко подошли к экологическим границам системы» [7, с. 93-94].

Следует иметь в виду, что экономический кризис рассматривается не только как следствие диспропорции общественного производства, но и выступает в качестве импульса для развития и достижения сбалансированности в экономике. Благодаря кризису усиливается конкуренция, сокращаются издержки, обновляется техническая основа производства, увеличиваются инвестиции в новые сектора экономики. Кризис способствует интенсивному развитию экономики и сопряженных отраслей человеческой жизнедеятельности.

Однако период роста экономики сменяется очередным кризисом, что является естественной и неотделимой стадией общего развития. Иные варианты преодоления цикла спада и кардинальные изменения экономической системы обусловливают неконтролируемость экономических процессов. Метод от обратного - ограничение потребностей либо уменьшение уровня производства - означает прекращение развития и упрочение кризисной стадии. Вместе с тем движение прогресса в указанных рамках приближает систему к экологическим границам воспроизводства.

Как видно, рыночная идеология дает ограниченное понимание кризиса. Проблемы, с которыми сталкивается мировое сообщество, понимаются линейно и односложно. Предпринимаемые меры для выхода из такого состояния рас-

считаны на краткосрочные перспективы и не учитывают дальнейшую динамику процесса.

В таких условиях следует обратиться к вопросу об эффективности экономики с точки зрения реализации подлинных целей развития человечества. Воспринимаемая в качестве безусловного культурного центра сегодня, она не всегда являлась в таковом качестве. Вопрос «во имя чего может быть оправдано смертоубийство?» позволяет отыскать основу цивилизационного развития. В. Хесле, отвечая на него, указывает, что войны прежде инициировались по религиозным и национальным причинам [8, с. 21-25].

Материалистическое миропонимание способствовало экстенсивному и интенсивному освоению пространства, развитию научно-технической мысли, глобализации, но заложенные основы культуры создали предпосылки для противоречия такого образа жизни самой жизни. Глобализация, согласно Л.Е. Гринину, создала условия для проявления последствий противоречия «между тягой к мировой и региональной интеграции и национальным эгоизмом, между общепланетарными судьбами человечества и корпоративно-национальной ограниченностью» [3, с. 47]. Ориентация на практическое освоение действительности обострила экзистенциальные вопросы. Дальнейшее развитие и отхождение от нравственной природы человека во имя ценностей, имеющих преходящий и неустойчивый характер, обостряют кризис человеческой самоидентификации.

Кризис, принимающий апокалиптический характер, приводит к пониманию возникшего противоречия с высшей категорией человеческого бытия - стремлением жить. Удовлетворение экономических потребностей, как и все прочие ценности, составляющие смысл существования, теряют свою значимость без самого существования. В этой связи жизнь становится главным мотивом любой деятельности человека, составляет основу желаний, стремлений, интересов и потребностей. М. Рубинштейн, подчеркивал, что во все многообразие концепций миро- и жизнепонимания выделяют «стремление жить и быть» в качестве «последней предпосылки, пропитывающей сложную ткань мотивов и сил человеческой деятельности» [6, с. 266].

Угроза экологической катастрофы свидетельствует о невозможности продолжения развития в соответствии с действующими критериями, не разрешающими проблемы, но способствующими их усугублению и усложнению. Прогресс человечества в отсутствии нравственно-этического ценностного основания может означать его гибель. Истинное преодоление кризиса цивили-

зации разрешается путем постановки новых ценностных ориентиров, обеспечивающих гармоничное существование в бытийной уникальности.

Становление концепции устойчивого развития, провозглашенной в качестве альтернативы технократической парадигме, опирается на решение прикладных аспектов: создание ресурсосберегающих технологий, использование чистых видов энергии, переработка вторсырья и т.д. Но значимость этих действий теряется без главного составляющего - осознания каждым необходимости устойчивого развития и формирования ответственного поведения. В отсутствии общественного сознания, релевантного устойчивому развитию, все достижения в этом русле остаются достоянием узкого круга пользователей и существенно не меняют мировую действительность.

Трансформации ценностной системы, позволяющей добиться гармонии в удовлетворении духовных и материальных потребностей, препятствуют особенности функционирования психики человека и его социальная природа. Процесс образования и утверждения новых культурных образцов, норм и правил носит противоречивый, растянутый во времени характер.

Поскольку ценностно-смысловая матрица общества копируется на личностный уровень, индивид воспринимает ее как часть собственного мировоззрения. В последующей деятельности он руководствуется сформированными образцами, воспринимая их в качестве наиболее рациональных и адекватных форм взаимодействия с действительностью. Сознание субъекта является отражением действующих в обществе норм и правил, которые благодаря процессу социализации и интернализации становятся внутренними [2, с. 198]. Поскольку элементы системы в результате интеграции преобразовываются в более сложные и крупные, индивидуальное сознание находит свое отражение в институтах государства. В конечном итоге, сознание каждого конкретного человека формирует государственную политику.

Э. Дюркгейм отмечал, что эффективность и оперативность разрешения кризиса во многом зависит от субъективного влияния индивидов, наделенных управленческой властью [4]. При этом данные группы субъектов обладают потребностями, сформированными под влиянием проводимой политики предшествующих представителей власти. В результате чего получается замкнутый круг: индивиды стремятся к власти для обеспечения условий и способов производства и распределения благ, создающих возмож-

14(2) /2014

ность для сверхобогащения, навязанного в качестве высшей ценности общества. Эта зависимость от предшествующего развития, препятствующая изменениям, занимает ключевое положение в проектировании институциональных основ устойчивого развития цивилизации.

Стремление к сохранению культурной системы, хотя и естественно, противоречит объективной логике и необходимым условиям выживания человечества. Желание жить как «высшая категория» раскрывает другую сторону цивили-зационного развития, выходящую за рамки антропоцентризма. С этой точки зрения не человек и природа выступают как объекты, проектируемые согласно идеалам и образцам действующей культуры, а культура образуется согласно нравственно-этическим представлениям. Тогда кризис следует рассматривать не как очередной вызов, требующий ответа в соответствии с заданной парадигмой развития, а как переходный этап от одной формы культуры к другой, предполагающий смену ценностных оснований.

При сохранении действующей парадигмы интеллектуальные и материальные ресурсы общества направлены не на гармоничное развитие человека и человечества, а на замещение индивидуального общественным во всех возможных проявлениях. Информационная революция обеспечивает необходимые условия распространения псевдоэтики и псевдокультуры в глобальных масштабах, где расстояния не имеют принципиального значения, а граница между реальным и виртуальным мирами стерта.

В отличие от стремления к идеологизированным благополучию и комфорту, движение в соответствии с ценностными ориентирами устой-

чивого развития полностью отвечает краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным интересам человечества. Образование новых идеалов и ценностей общественного развития представляет собой гармонизированный путь разрешения кризиса.

Литература

1. Ван Гиг Дж. Прикладная общая теория систем. -М.: Мир, 1981. - Т.1. - 336 с.

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960. - 198 с.

3. Гринин Л.Е. Нежеланное дитя глобализации. Заметки о кризисе // Век глобализации. - 2008. - №2 - С.46-53.

4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / пер. с фр. и послесл. А.Б. Гофмана. -М.: Наука, 1990. - 575 с.

5. Мантатов В.В. Концептуальная революция: конференция ООН по устойчивому развитию «РИО +20». -Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2013. - 220 с.

6. Рубинштейн М.М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу. -М.: Территория будущего, 2008. - Т.1. -480 с.

7. Соммерс Дж. Корни кризиса и дальнейшая перспектива / Закат империи США: кризисы и конфликты. - М.: МАКС Пресс, 2013.

8. Хесле В. Философия и экология. - М.: Ками, 1994. -192 с.

Гунзенова Карина Васильевна, аспирант кафедры ЮНЕСКО по экологической этике Института устойчивого развития Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, г. Улан-Удэ, e-mail: coren.gun@gmail.com Gunzenova Karina Vasilievna, postgraduate student, department of UNESCO on environmental ethics, Institute of Sustainable Development, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, e-mail:coren .gun@ gmail.com

УДК 101.1:316 © Л.В. Мухамедьярова, О.В. Газизова

ОСНОВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

В статье с позиции социальной философии рассмотрен феномен коррупции в общественной сфере, выявляются факторы устойчивости массового бессознательного восприятия коррупции обществом, обосновывается оценка коррупции как архетипа. Проявления коррупции рассматриваются в качестве «доцивилизацион-ной» формы поведения, получившей современные формы выражения в государственном управлении. Обозначены меры, способствующие формированию антикоррупционной культуры в России.

Ключевые слова: коррупция, коррупционное поведение, детерминанты коррупции, антикоррупционная устойчивость, архетип.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.