Войлокова Н.А. N.A. Voylokova
Войлокова Наталья Александровна Voylokova Natalia Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого факультет искусств, социальных и гуманитарных наук (магистратура, II курс) Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University the Faculty of Arts, Social Sciences and Humanities (2nd year undergraduate student) Контактная информация: [email protected] ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ БИБЛИОТЕКАРЯ (АНАЛИЗ КОДЕКСА ЭТИКИ РОССИЙСКОГО БИБЛИОТЕКАРЯ)
VALUE BASES OF PROFESSIONAL ETHICS OF THE LIBRARIAN (THE CODE OF ETHICS ANALYSIS OF THE RUSSIAN LIBRARIAN)
Аннотация: Статья посвящена анализу различных аспектов профессиональной этики библиотекаря (этического кодекса поведения). В статье выделяются этические принципы, правила и механизмы реализации профессиональной этики. Анализируются перспективы развития профессиональной этики библиотекаря в виртуальной реальности.
Annotation: The article is devoted to the analysis of various aspects of the professional ethics of a librarian (code of ethics). The article highlights ethical principles, rules and mechanisms for the implementation of professional ethics. The prospects of the development of professional ethics of a librarian in virtual reality are analyzed.
Ключевые слова: профессиональная этика, этический кодекс, ценности, виртуальная реальность, библиотекарь.
Key words: professional ethics, code of ethics, values, virtual reality, librarian.
Время науки The Times of science
В настоящее время происходит активная информатизация и виртуализация всех сфер жизни человека. Профессиональная сфера библиотекаря - не исключение. С переходом библиотеки в виртуальную
реальность остро встали вопросы использования информации, ее многократно увеличенного объема, перегруженности, достоверности, права на интеллектуальную собственность, авторского права. Все эти вопросы непосредственно связаны с основными функциями человека данной профессии. Одной из задач библиотекаря становится выполнение этих функций, основываясь на правилах этического поведения.
Говоря про профессиональную сферу, необходимо раскрыть понятие профессиональной этики. Профессиональная этика понимается как принципы и нормы этики, сложившиеся в рамках конкретной профессии; этические добродетели и ценности профессии, нормы профессионального поведения оформляются в виде профессиональных этических кодексов, которые конкретизируют цели и задачи профессиональной деятельности [3, с. 205]. Соответственно, у библиотекаря нормы профессионального поведения отражаются в «Кодексе этики российского библиотекаря» (далее - Кодекс), который был принят на XVI Ежегодной сессии Конференции Российской библиотечной ассоциации в г. Тюмень, 26 мая 2011 г. [2].
Целью настоящей статьи является определение моральных ценностей профессии библиотекаря по этическому кодексу в соответствии с рубриками данного кодекса, анализ перспектив развития профессиональной этики библиотекаря в виртуальной реальности, а также прогнозирование будущего профессии библиотекаря. Для определения профессиональных ценностей, которые лежат в основании этики библиотекаря, проведем этический анализ Кодекса, в ходе чего постараемся выявить наличие в нем следующих нравственных ценностей: совесть, любовь к человеку, уважение, милосердие и достоинство.
«Совесть - способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания» [5, с. 449]. Данная нравственная ценность раскрыта в принципах Кодекса через отношения с другими людьми и обществом: «Библиотекарь руководствуется профессиональным долгом, а не
Войлокова Н.А. N.A. Voylokova
личными взглядами или предпочтениями политических, экономических, религиозных и других организаций». В отношениях с пользователем: «Библиотекарь не рекомендует недостоверные, заведомо ложные материалы, сознает опасность и вред, который они могут нанести личности и обществу», а также «защищает право пользователя на частную жизнь и конфиденциальность сведений о его информационной деятельности, руководствуясь при этом чувством социальной ответственности». В отношениях с коллегами библиотекарь должен «соблюдать принцип конфиденциальности личной информации; результаты сторонней интеллектуальной деятельности использовать добросовестно, не допуская плагиата». По отношению к своей профессии: «Библиотекарь не допускает получения личной материальной или иной выгоды за счет пользователей, коллег, книготорговых фирм и других поставщиков товаров и услуг; не совершает поступков, наносящих ущерб престижу библиотечной профессии, заботится о ее высоком общественном признании» [2].
Любовь (к человеку в общем смысле) - «отношение к кому-либо или чему-либо как к безусловно ценному» [5, с. 241]. Данная ценность отражена в профессиональном этическом Кодексе библиотекаря через указание на социально-политический и социокультурный контекст деятельности библиотеки: «Библиотекарь противостоит цензуре, экономическим, политическим и иным барьерам при обеспечении доступа пользователей к информации, знаниям и культурному наследию; соблюдает установленные законом меры по предотвращению использования информации в целях насилия, распространения расовой и религиозной ненависти, национальной, политической и другой дискриминации; способствует позитивному межкультурному диалогу этнических, языковых и культурных групп, представленных в обществе». Один из ведущих принципов Кодекса -отношения с пользователем: «Библиотекарь обеспечивает права пользователя на доступ к культурным ценностям; обеспечивает равенство прав пользователей на библиотечное обслуживание, вне зависимости от их пола, расы, национальности, имущественного или должностного положения, политических или религиозных убеждений, состояния физического здоровья; способствует социализации личности,
Время науки The Times of science
формированию гражданского сознания, способствует позитивному межкультурному диалогу этнических, языковых и культурных групп; проявляет доброжелательность, честность; пропагандирует книгу и чтение как источник интеллектуального и духовного развития личности» [2].
Уважение - «отношение к людям, в котором (в соответствующих действиях, мотивах, социальных условиях жизни общества) практически признаётся достоинство личности» [4, с. 362]. Библиотекарь должен «уважительно и доброжелательно относиться ко всем пользователям, реальным и потенциальным» [2].
Милосердие - «сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку» [5, с. 262]. Оно отражается в следующих принципах Кодекса по отношению к коллегам: «Библиотекарь проявляет доброжелательность, уважение и честность; участвует в формировании корпоративной культуры коллектива и следует ей в целях эффективной совместной работы и товарищеской взаимопомощи; способствует профессиональному становлению молодых кадров» [2].
«Достоинство (в общем смысле) - «характеристика человека с точки зрения внутренней ценности, соответствия собственному предназначению» [5, с. 126]. Достоинство как ценность раскрыто в Кодексе в отношениях с коллегами: «Библиотекарь стремится заслужить свою репутацию профессионализмом и моральными качествами, не прибегает к нечестным приемам соперничества». По отношению к своей профессии библиотекарь соблюдает такие правила: «стремится к профессиональному развитию и повышению квалификации, культурному самообразованию как неотъемлемым условиям выполнения своей социальной миссии и профессионального долга, а также прилагает усилия к повышению социального престижа своей профессии и признанию ее перспективной роли в информационном обществе» [2].
Таким образом, профессиональные ценности российского библиотекаря, зафиксированные в Кодексе, отражают нравственные ценности прикладной этики.
Согласно «Атласу новых профессий», разработанному Агентством стратегических инициатив, библиотекарь является устаревающей
Войлокова Н.А. N.A. Voylokova
интеллектуальной профессией на горизонте 2013-2030 годов: «Оцифровка всех библиотек с возможностью доступа к любой информации 24/7 из любой точки мира производит революцию в библиотечном деле. Библиотекари в их нынешнем виде исчезнут, но деятельность по управлению архивами перейдет в сетевые решения» [1, с. 152].
Для обеспечения оптимальной работы в современных условиях библиотеки переходят в область виртуального пространства, что предполагает трансформацию правил «Кодекса этики российского библиотекаря». Как человек, работающий с людьми, в своей деятельности библиотекарь руководствуется нравственными правилами «личностного» типа. Но когда его должностные функции в большей степени подразумевают «удаленное» использование информационно-коммуникационных технологий, ценности меняются. В связи с этим должность библиотекаря становится больше похожа на должность системного администратора или менеджера по коммуникациям.
Рассмотренные нравственные ценности профессии библиотекаря -достоинство, совесть, милосердие, уважение, любовь (к человеку) - должны быть в перспективе направлены на обеспечение информационной безопасности читателей - пользователей виртуальной библиотеки и помощь им в ориентировании в виртуальном пространстве, а также на контроле за использованием информации в целях недопущения плагиата и др. В этическом кодексе сказано: «Знание и соблюдение Кодекса является делом чести, совести и профессиональной ответственности», вероятно, в деятельности библиотекаря будущего важнейшими окажутся именно эти ценности [2].
Литература
1. Атлас новых профессий / [П. Лукша и др.]; Агентство стратегических инициатив, Моск. шк. упр. Сколково. - М., 2014. 168 с.; то же [Электронный ресурс]// Бизнес-школа Сколково: офиц. сайт. URL: https: / / www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SED eC_Atlas.pdf (дата обращения: 28.10.2019).
2. Кодекс этики российского библиотекаря: принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XVI Ежегодная сессия, 26 мая 2011 г., город
Войлокова Н.А. N.A. Voylokova
Тюмень [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека: офиц. сайт. М., 2011-2019. URL: https://www.rsl.ru/photo/l_ORS/1-O-BIBLIOTEKE/7-documenty/codex.pdf (дата обращения: 23.10.2019).
https://www.rsl.ru/photo/l_ORS/1-O-BIBLIOTEKE/7-documenty/codex.pdf (дата обращения: 23.10.2019).
3. Назарова, Ю. В. Профессиональная этика и этикет: из опыта реализации преподавания дисциплины // Проектирование и реализация образовательного процесса на основе ФГОС ВО: материалы XLIII учебно-методич.конф. профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, 22-23 марта 2016 г.) / общ. ред. В. А. Панин. - Тула, 2016. - С. 205-206.
4. Словарь по этике / под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
5. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. - 671 с.