Владимир ЕРЕМЕНКО
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ
В статье рассматривается проблема социальной стабильности общества через призму ценностных оснований парламентаризма как социально-политического явления. Особое значение автор придает функциям парламентаризма как культурного феномена в сочетании с ценностным аспектом.
The problem of society social stability is considered in the article in the light of value bases of parliamentarianism as social and political phenomenon. Special attention the author gives to parliamentarianism’s functions as culture phenomenon in combination with value aspect.
Ключевые слова:
социальная стабильность, парламентаризм, ценности, законодательная власть, политическая система; social stability, parliamentarianism, values, legislative power, political system.
Феномен парламентаризма довольно подробно проанализирован в научной политологической литературе. В подавляющем большинстве литературных источников, освещающих парламентаризм как одно из сложнейших явлений общественнополитической жизни, в качестве основной цели этого феномена указывается сохранение социальной стабильности общества. Влияние парламентаризма на социальную стабильность — несомненно. Однако не все механизмы, обеспечивающие эти влияния, изучены и описаны в научных трудах.
Обратимся к определению понятия «социальная стабильность общества». Чаще всего социальная стабильность рассматривается как устойчивое состояние социальной системы, обеспечивающее ее функционирование и развитие при неизменных структуре и параметрах. Механизмами, обеспечивающими социальную стабильность, являются социальные институты государства и гражданского общества. Рассматривая понятие социальной стабильности общества в историческом контексте, можно сделать вывод о том, что это состояние общества является основной задачей любого государственного строя и политического режима. При различных принципах управления обществом возможно достижение социальной стабильности. Для этого потребуется использование различных властных, государственно-правовых, институциональных механизмов воздействия. В результате социальной эволюции общественных отношений парламентская форма взаимодействия государства и народа была выбрана как оптимальный способ достижения стабильности в обществе. Этот выбор определен историческим развитием человеческой цивилизации и связан с качественным значением, ценностью феномена парламентаризма для человечества. Почему именно эта форма общественно-политической жизни выбрана человечеством для сохранения социальной стабильности? С какими свойствами парламентаризма связан этот исторически обусловленный выбор?
Под парламентаризмом в большинстве научных определений понимается сложное социально-политическое и государственноправовое явление общества, представляющее особой систему управления государством, структурно и функционально основанную на принципах разделения властей, верховенства закона, базирующееся на конституционных нормах.
ЕРЕМЕНКО
Владимир
Иванович —
к.филос.н.,
доцент кафедры
политологии
Северо-Западного
института —
филиала РАНХиГС
Ыу1егетгпко@
yandex.ru
Многогранность парламентаризма как объекта социально-политической реальности дает ученым основание выделять различные его аспекты. С точки зрения институционального подхода роль парламентаризма в обеспечении социальной стабильности определяется тремя факторами.
1. Парламентаризм представляет собой реальный политико-правовой институт, воплощающий в себе единство представительной и законодательной власти в обществе, где существует разделение властей.
2. Парламентаризм может рассматриваться как особый случай расширения власти парламента и образования парламентского правительства (это понятие используется по отношению к определенному виду исполнительной власти; наиболее характерно для парламентской республики).
3. Парламентаризм является определенной идейно-теоретической концепцией, служащей научным обоснованием необходимости общественных функций парламента.
Безусловно, все три аспекта тесно взаимосвязаны между собой.
Прежде всего, правоведы говорят о том, что парламентаризм как идейно-теоретическая концепция выступает основанием политико-правового института законодательной и представительной властей, который, в свою очередь, оказывает определенное влияние и на всю систему построения власти в государстве, обеспечивая механизм стабилизации общества. Основой стабильности некоторые авторы считают «гражданское участие как осознанную (интенциональную) и прямую вовлеченность граждан и организаций гражданского общества в выработку и реализацию политических, правовых и иных социально-значимых решений»1.
Анализ парламентских механизмов социальной стабилизации общества изучался в разных науках, с разных сторон. Прежде всего, выделяется неоднородный характер этих механизмов. Одни из них относятся к институциональной среде парламентской деятельности, другие отражают технологическую сторону парламента, третьи носят выраженный поли-
1 Ефимов О.И. Гражданский дискурс и участие: взаимовлияние различных социальных практик // Личность. Культура. Общество, 2010, т. XII, вып. 3, с.57-58.
тический характер, четвертые связаны с особенностями персонального состава народных представителей, пятые — с культурными особенностями самого общества. Политическая и социальная стабильность в политической науке связывается с определенными формами власти современных государств — президентской, парламентской и смешанными политическими системами.
Основное противоречие институционального подхода к определению парламентаризма и политических реалий состоит в том, что наличие парламентских структур и парламентаризма как социально-политического феномена не гарантирует стабильности социума. Эффективность их функционирования зависит от многочисленных факторов, связанных с ними непосредственно или оказывающих косвенное влияние. Это система партий, политическая зрелость различных социальных групп, особенности политических коммуникаций, психологические качества политических лидеров, способы реализации парламента в общественной жизни, взаимосвязь парламентской культуры с общей политической культурой в стране и т.д.
Очевидно, что парламентаризм как важнейшее социальное образование современного общества не может быть изучен без обращения к его культурологической составляющей.
Функциональной особенностью представительного института власти является совокупность знаний, привычек, поведенческих стереотипов и социальных установок людей, взаимодействующих в парламенте. Изучение таких неформальных социокультурных факторов — «внутренней среды» — существенно расширяет аналитические возможности изучения любой организации, что было показано в 40-50-х гг. XX в. Г. Саймоном2.
Предметом культурологического анализа парламентаризма является совокупность нормативно-ценностных и духовных предпосылок его развития. Парламент в культурологическом понимании предстает как некое отражение общества: еще Ш. Монтескье3 упоминал о том, что едва ли можно найти две абсолютно идентич-
2 Simon H.A. Administrative Behavior. — New York, 1957.
3 Монтескье Ш.Л. О духе законов // Избранные произведения.— М., 1955.
ные социально-политические системы. Парламентаризм, как и любое социально значимое явление, институционально оформленное в обществе, опирается в своем функционировании и развитии на определенную совокупность ценностных оснований. Под ценностными основаниями парламентаризма мы будем понимать компоненты социальной и политической системы, которые наделяются особым значением в общественном сознании, рассматриваются как важное условие стабильности социального развития и, что немаловажно, регулируют поведение индивидов, участвующих в парламентских взаимодействиях. Большинство ценностных оснований парламентаризма было неоднократно осмыслено в отечественной и зарубежной социально-философской литературе. Их объединяющей чертой является связанность с существующей системой культуры и социальной структурой общества. Исходя из этого, представляется логичной следующая систематизация основных ценностей, являющихся социально-культурной основой функционирования парламентаризма, обеспечивающего стабильность общества.
1. Демократизм и прогрессивность общественного развития. Распространение в мире идей парламентаризма играет роль общественного прогресса. Уникальность парламента как института государственной власти состоит в наличии обратной связи: парламент как представительный орган испытывает влияние своих избирателей. В плане же представительства парламент является важнейшим и наиболее демократическим институтом гражданского общества, обеспечивающим доступ граждан к управлению государством. Более того, по мнению ряда исследователей, парламентаризм как явление сопрягается исключительно с демократическим типом политико-правового режима1. Для современного государства наличие парламента является однозначным показателем демократичности целей его развития.
2. Доверие. Доверие со стороны общества является, с нашей точки зрения, основным социальным источником парламентаризма, обеспечивающим стабиль-
1 Гуляева Е.А. Парламентаризм как концептуальное и институциональное основание конституционализма: опыт отраслевого и сравнительно-правового анализа : автореф. дис. ... к.ю.н. - СПб., 2006.
ность общества. Действительно, без доверия со стороны граждан немыслимо развитие парламентских институтов и стабилизация социума. Доверие является продуктом тех моральных норм и ценностей совместного проживания и управления государством, которые сложились и функционируют в данном конкретном обществе с учетом его культурной специфики. Доверие как социальная и культурная ценность дает возможность парламентариям и представителям различных социальных групп сотрудничать, понимать друг друга, находить взаимоприемлемые пути и способы решения существующих разногласий, генерировать устойчивые формы политического, социального, экономического, межнационального равновесия и порядка. Другими словами, доверие выступает ценностной основой парламентаризма, выполняет стратегическую и рациональную, прагматическую роль в стабилизации общества2.
3. Ответственность, добросовестность, честность, справедливость. Эта группа ценностей релевантна предыдущей и хорошо выражается максимой А.Ф. Кони о том, что «деятельность законодателя должна быть построена на целях и требованиях морали: служение обществу только тогда будет полезным, когда в него будет внесена строгая нравственная дисциплина и когда интерес общества и человеческое достоинство личности будут ограждаться с одинаковой чуткостью и усердием»3.
Народ, доверяя избранным депутатам ведение государственных дел, рассчитывает на их политическую мудрость, честность и справедливость. Еще Цицерон отмечал, что справедливость в вопросах доверия именуется добросовестностью.
4. Патриотизм. Патриотизм как ценностное осознание парламентариями общества и государства, которое они представляют, является особой ценностью — сопринадлежностью к единому социокультурному пространству, преемственности поколений. Кроме того, идея духовного единства личности и общества, его исторического прошлого, настоящего и будущего, позволяет парламентариям консолидировать различные социальные
2 Yamagishi T., Cook K.S. Generalized Exchange and Social Dilemmas // Social Psychology Quarterly, 1993, v. 56.
3 История права России. — М., 2000.
группы вокруг решения общей проблемы сохранения и обустройства государства. Континуум ценностей демократизма и прогрессивности общественного развития, доверия, ответственности, добросовестности, честности, справедливости и патриотизма составляет основу взаимодействия власти и подвластных. Взаимодействие в данном случае представляет собой форму социальных отношений, которые способствуют преодолению конфликта целей, норм, интересов, ценностей различных социальных субъектов, достижению ими компромиссов, снижению напряженности, стабилизации общества.
Итак, опираясь на ценностные основания парламентаризма, можно выделить функции парламентаризма как культурного феномена, обеспечивающие социальную стабильность в обществе:
— функция адаптации: парламентаризм обеспечивает приспособление человека к окружающей среде, в частности, участие индивида в управлении обществом;
— нормативно-регулирующая функция: функционирование парламента развивает систему норм и требований, которые предъявляет общество к индивидам в политической сфере;
— функция социализации и воспитания: вовлечение индивида в социально-политическую жизнь, усвоение им определенного социального опыта, норм, знаний, ценностей; становление важных и необходимых норм политической деятельности и политического поведения;
— интегративная функция состоит в объединении людей в социальные группы,
государство, мировое сообщество на основе усвоения ценностей парламентаризма;
— информационная функция: распространение необходимых знаний об элементах политической системы и их функционировании;
— коммуникативная функция способствует установлению политического взаимодействия с политико-правовой, идеологической и социальной системами, определению степени соответствия политической коммуникации законам ментальной и информационной идентичности, уровня согласования пространственно-временных характеристик социальных, политических процессов и политических коммуникаций в социальноинформационных координатах.
В заключение можно сделать следующий вывод. Парламентаризм опирается в своем функционировании и развитии на определенную совокупность ценностных оснований. Ценностные основания парламентаризма — это компоненты социальной и политической системы, которые наделяются особым значением в общественном сознании, рассматриваются как важное условие стабильности социального развития и, что немаловажно, регулируют поведение индивидов, участвующих в парламентских взаимодействиях. Континуум ценностей демократизма и прогрессив -ности общественного развития, доверия, ответственности, добросовестности, честности, справедливости и патриотизма образует определенную самовоспроизво-дящуюся систему, составляющую основу диалога власти и подвластных.