Научная статья на тему 'Ценностные основания информационного общества'

Ценностные основания информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
207
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Знамцева Ольга Петровна

Проводится социально-философский анализ феномена информационного общества. Автор делает акцент на его ценностных основаниях. Сегодня понятие информации и информационного общества имеют много позитивных и негативных трактовок. В работе обосновывается необходимость формирования у людей грамотности в области информационных технологий, во избежание бесконтрольной власти информационной элиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Value Foundations of Information Society

The article gives the socio-philosophical analysis of the information society phenomenon. The author emphasizes its value foundations. Today the concept of information and information society has many positive and negative interpretations. The work proves necessity of IT literacy formation in order to prevent uncontrolled authority of information elite.

Текст научной работы на тему «Ценностные основания информационного общества»

О.П. Знамцева,

соискатель Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

1^ нформатизация имеет четкую связь с экологически безопасным, устойчивым развитием общества. Основа информационной экономики -знания, или интеллектуально-информационный ресурс. Знания имеют неоспоримые преимущества по сравнению с материальными ресурсами - фундаментом предыдущих этапов развития общества. Материальные ресурсы жестко подчиняются законам сохранения: если вы берете что-то у природы - вы обостряете экологические проблемы, если же пытаетесь взять у соседа - порождаете конфликты и войны. Социально-экономическая структура общества, базирующаяся на информационной экономике, уже по своей сущности избегает большинства социально-экономических и экологических проблем и в потенциале предполагает экспоненциальное развитие общества по основным его параметрам («знания порождают знания»).

Часто понятие «информация» используют, не задумываясь о глубине его содержания, отождествляя понятия «знание», «данные», «информация». Очевидно, что «обиходное» употребление термина «информация» совершенно неуместно, когда речь идет о теориях информации. Нередко в этих теоретических построениях термин «информация» наполнен разным смыслом, а следовательно, сами теории высвечивают лишь часть граней некоторой системы знаний, которую можно назвать общей теорией информации, или «информо-логией», - наукой о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации.

Возникновение информологии как науки можно отнести к концу 1950-х годов, когда американский инженер Р. Хартли сделал попытку ввести количественную меру информации, передаваемую по каналам связи [1, с. 65]. Создатель статистической теории информации К. Шеннон обобщил результат Хартли и его предшественников. Его труды явились ответом на бурное развитие в середине века средств связи: радио, телефона, телеграфа, телевидения. Теория информации Шеннона позволяла ставить и решать задачи оптимального кодирования передаваемых сигналов с целью повышения пропускной способности каналов связи, подсказывала пути борьбы с помехами на линиях и т.д.

Новый этап теоретического расширения понятия информации связан с кибернетикой - наукой об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах. Оставаясь на позициях шенноновского подхода, кибернетика формулирует принцип единства информации и управления, который особенно

1 73

важен для анализа сути процессов, протекающих в самоуправляющихся, самоорганизующихся биологических и социальных системах.

Попытки построить модели понятия информации, охватывающие семантический аспект знания, содержащегося в некотором высказывании относительно обозначаемого объекта, привели к созданию ряда так называемых логико-семантических теорий (Р. Карнап, И. Бар-Хиллел, Дж.Г. Кемени, Е.К. Вой-швилло и др.) [2, с. 28].

Понятие тезауруса является фундаментальным в предложенной Ю.А. Шрейдером теоретической модели семантической теории информации, в которой учитывается в явной форме роль приёмника. Согласно этой модели тезаурус -это знания приёмника информации о внешнем мире, его способность воспринимать те или иные сообщения [3].

В прагматических концепциях информации этот аспект является центральным, что приводит к необходимости учитывать ценность, полезность, эффективность, экономичность информации, то есть те ее качества, которые определяющим образом влияют на поведение самоорганизующихся, самоуправляющихся, целенаправленных кибернетических систем (биологических, социальных, человеко-машинных).

Одним из ярких примеров прагматических теорий информации является поведенческая модель коммуникации - бихевиористская модель Акоффа-Май-лса. Исходным в ней является целевая устремленность получателя информации на решение конкретной проблемы. Получатель находится в «целеустремленном состоянии», если он стремится к чему-нибудь и имеет альтернативные пути неодинаковой эффективности для достижения цели. Так как «целеустремленное состояние» характеризуется последовательностью возможных действий (альтернатив), эффективностью действия и значимостью результата, передаваемое получателю сообщение может оказывать воздействие на все три компонента в различной степени. В соответствии с этим передаваемая информация подразделяется на «информирующую», «инструктирующую» и «мотивирующую». Таким образом, для получателя прагматическая ценность сообщения состоит в том, что оно позволяет ему наметить стратегию поведения при достижении цели построением ответов на вопросы: что, как и почему делать на каждом очередном шаге? Для каждого типа информации бихевиористская модель предлагает свою меру, а общая прагматическая ценность информации определяется как функция разности этих количеств в «целеустремленном состоянии» до и после его изменения на новое «целеустремленное состояние» [4, с. 18].

Следующим этапом в развитии прагматических теорий информации явились работы американского логика Д. Харраха, построившего логико-прагматическую модель коммуникации. Одной из слабостей бихевиористской модели является ее неподготовленность к оценке ложных сообщений. Модель Харраха предполагает учет общественного характера человеческой коммуникации. В соответствии с ней получаемые сообщения должны быть сначала подвергнуты обработке, после которой выделяются сообщения «годные к употреблению». Именно к совокупности годных к употреблению сообщений должны быть применены критерии прагматической ценности.

1 74

Теория информации в трактовке Шеннона возникла как средство решения конкретных прикладных задач в области передачи сигналов по каналам связи. По-существу, она являлась и является прикладной информационной наукой. Совокупность наук, изучающих информационные процессы в том или ином их специфическом содержании и форме, во второй половине прошлого века увеличивалась довольно быстро. Это кибернетика, теория систем, документалистика, лингвистика, символическая логика и другие. Стержнем, объединяющим все эти исследования, служит общая теория информации - информология, в основу которой положены синтаксические, семантические и прагматические концепции информации.

Сегодня согласно концепции «трех волн» О. Тоффлера человечество находится в третьей, постиндустриальной фазе своего развития, что выражается во всеобщей компьютеризации и информатизации социальных процессов. Следствием этого является снижение роли человеческого фактора, выражающегося в индивидуальности, ослабление влияния на социализацию индивида первичных социальных групп, рост единообразия, стандартизации и механики. Человек в информационном обществе все больше рассматривается с точки зрения профессиональной пригодности и функциональных способностей. Главная ценность современного общества - информация - остро нуждается в коммуникационных механизмах, способных обеспечивать ее поступление из одного пункта в другой, причем данными механизмами могут выступать не только сугубо технические устройства, но и люди.

Многими современными авторами излагаются взгляды, согласно которым, в силу изменений, происходящих в техногенную эпоху, на смену «гуманитарной» культуре, доминировавшей в организациях в конце ХХ в., уже приходит новая, «технократическая» культура [5, с. 14]. Формирование технократических стереотипов в сознании людей, способствующих формализации и стандартизации производственных отношений, ведет к стремительному и глубокому проникновению новых информационных технологий в бизнес-среду, формирует новое сообщество людей с новым групповым сознанием. Это происходит не только в силу известного философского положения о зависимости сознания от свойств среды. В процессе повышения квалификации исполнитель рабочих заданий все больше погружается в мир технологий, с ростом их сложности мировоззрение исполнителя при обучении гипертрофируется.

Естественно, новая информационная среда обитания не может не влиять на сознание человека. Ощущение себя элементом информационного общества неминуемо ведет к критичным изменениям на индивидуальных уровнях идентификации, убеждений и ценностей, способностей и поведения. Даже обыденное сознание нам говорит, что мировоззрение персонала, проводящего 80% или более рабочего времени в корпоративной информационной сети, кардинально отличается от мировоззрения персонала 1970-х годов. Работающий в информационной сети персонал, как правило, представляет собой особый социально-экономический тип. Программисты как социальный тип личности характеризуются высокой дисциплиной, ответственностью, целеустремленностью, упорством, а также смиренностью и скромностью, тягой к новому,

неприятием потребительского отношения к жизни, специальными навыками работы и руководства.

Во многих крупных корпорациях существует система ранжирования служащих, которые, как и в закрытом обществе, отличаются друг от друга цветом и покроем униформы. Характерен пример крупной сети магазинов, где сотрудники склада, работающие «на подхвате», одеты в желтые майки, стажеры носят белую рубашку и бледно-желтый галстук, а продавцы (то есть стажеры, подтвердившие свою профессиональную пригодность) - белую рубашку и яркожелтый галстук, консультанты носят поверх рубашки светло-коричневые пиджаки, а начальники отделов одеты в обычные строгие костюмы. Видна строгая дифференциация персонала, подобно дифференциации сословий или каст. Соответственно каждая профессиональная страта ограничена в сфере своего влияния и полномочий не только должностными инструкциями, но и внешним видом, это не может не влиять на психику человека. Только в закрытом обществе привилегированные слои могли носить определенные виды тканей, использовать определенные цвета и форму одежды. Низший служащий подобной корпорации должен вдвойне ощущать свою ничтожность и малый ранг в иерархии профессиональной группы, чем такой же служащий в компании, не использующей техногенное управление - приемы и методы закрытого общества - для повышения эффективности своей работы.

Данные факты показывают, что реальным полноправным цельным человеком в такой организации является тот, кто носит обыкновенный среднестатистический костюм и ничем не выделяется внешне. Остальные - те, кто «не дорос», - технологический инвентарь: обезличенная масса, из которой следует максимально выжимать ее профессиональные способности.

Управление техногенного характера имеет опасную тенденцию, которая, если ничего не менять, проявится в ближайшем будущем в виде гуманитарного кризиса, основанного на деиндивидуализированном подходе к персоналу. Эффективный менеджмент может позитивно реализовать себя тогда, когда учитываются не только чисто технические аспекты производства, но и аспекты гуманитарные: благополучный микроклимат на производстве, надежные социальные гарантии, возможность карьерного роста, нормированный восьмичасовой рабочий день, хорошо оборудованная дешевая столовая для персонала, спортзал, туристические базы отдыха. Важно, чтобы социальные гарантии и гуманитарный подход были едиными для всего персонала предприятия / организации независимо от должностной иерархии.

Сегодня профессиональное овладение современными инструментами и технологиями требует таких затрат времени и интеллектуальных усилий от индивида, что на мировоззрение последнего технологии начинают оказывать влияние, соизмеримое с влиянием среды. В связи с этим в новую информационную эру образовательный фактор социальных конфликтов, до этого не проявлявший себя, превращается в критичный, если связанные в едином процессе исполнители рабочих заданий не могут эффективно взаимодействовать в силу разрыва культур, к которым они принадлежат.

Основной принцип развития и функционирования общества основан на

разделении труда, в силу чего каждый человек зависит в той или иной степени от других. Но в информационном обществе разделение труда особенно сильно проявляется, так что можно говорить о наличии определенных категорий людей, высшие из которых являются гармонично развитыми личностями, а низшие представляют из себя «запчасти и узлы» для выполнения конкретной технологической операции. И такое деление не надуманно, оно вполне обосновывается отсутствием времени и возможностей у людей «низшей категории» на чтение высокоинтеллектуальной литературы, слушание классической и ретро музыки, посещение театров и других организаций культуры [6, с. 22]. Их бытие ограничено жесткими технологическими рамками, ставящими их перед выбором: зарабатывать на существование либо быть аутсайдерами.

Ценности информационного общества изначально предполагают, что техника сама все сделает за человека. Зачем читать, когда можно купить компакт-диск с дайджестом требуемого произведения и ознакомиться с аннотацией либо бегло пролистать файл, используя «поиск», для нахождения требуемого фрагмента. Следствием этого является интеллектуальная деградация и ограниченное сознание нового поколения.

Гуманитарный аспект управления в постиндустриальном обществе и должен заключаться в целенаправленном поддержании интеллектуального уровня развития сотрудников предприятия. В случае, если ограничиваться только контролем за технологическими процессами, то с течением времени просто не станет управленцев, так как старое поколение отойдет от дел, а молодой управленческий персонал будет не в состоянии глобально мыслить. Его кругозор и способность принимать решения будут намного меньше, нежели у тех, кто им руководил и ввел в свое время систему закрытого общества в организациях.

«Социологи констатируют не только то, что большинство существующих в наше время в Соединенных Штатах классовых различий объясняется главным образом разницей полученного образования, но и то, что новый «класс интеллектуалов» де-факто стал доминирующей группой современного общества» [6, с. 23]. Именно интеллектуальные способности человека и качество его образования в значительной мере определяют в постиндустриальном обществе уровень его доходов и социальный статус.

Для нормального развития и существования открытого общества важно, чтобы интеллектуально развитыми были как можно больше людей, а не только избранный класс «меритократов», то есть, по определению британского футуролога М. Янга, интеллектуальная элита [7, с. 15].

Библиографический список

1. Хартли, Р. Передача информации [Текст] / Р. Хартли // Передача информации и ее применение. - М., 1959.

2. Карнап, Р. Значение и необходимость. Исследования по семантике и модальной логике [Текст] / Р. Карнап. - М., 1959.

3. Шрейдер, Ю. А. Экспертные системы: их возможности в обучении [Текст] / Ю. А. Шрейдер // Вестник высш. шк. - 1987. - № 2. - С. 14-19.

4. Робертсон, Д. С. Информационная революция [Текст] / Д. С. Робертсон // Информационная революция: наука, экономика, технология : реферативный сб. / ИНИОН РАН. - М., 1993.

5. Рубцов, С. В. Философское и политическое содержание «технократической» культуры организации [Текст] / С. В. Рубцов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. - № 2. - С. 12-15.

6. Иноземцев, В. Л. Наука, личность и общество в постиндустриальной действительности [Текст] / В. Л. Иноземцев // Российский химический журнал. - 1999. - № 6. - С. 22-25.

7. Young, M. The Rise of Meritocracy: 1958-2033 [Текст] / М. Young. - London, 1958.

СОЦИОДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ КОНТРКУЛЬТУРЫ

виях распространения процессов глобализации, когда культурная и ценностная стандартизация мирового сообщества неизбежна. В настоящее время повышается вероятность появления контркультурных процессов. Именно поэтому необходимо исследование условий возникновения, форм проявления и трансформации контркультуры. В целях прогнозирования событий в сфере культуры важна разработка моделей контркультуры.

В современной науке термин «контркультуры» используется в двух смыслах: «во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре, и, во-вторых, она отождествляется с западной молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре» [1, с. 86].

Контркультура не может быть сведена к субкультуре, однако субъектом контркультуры выступает какая-либо субкультура или их совокупность, ценности которых претендуют на общезначимость. На примере контркультуры середины XX в. возможно рассмотрение соотношения феноменов молодежных субкультур и контркультуры.

Момент выделения молодежи в самостоятельную социально-демографическую группу исследователи связывают с началом Нового времени. Этому способствовали разделение труда и последующая индустриализация, обусловившие характер социокультурной дифференциации, изменение структуры свободного времени. Научно-технический прогресс привел к увеличению срока, необходимого для приобретения знаний и навыков в овладении будущей профессией. Такая ситуация может привести к увеличению срока приобретения стабильного социального статуса индивидом до 30-35-летнего возраста.

В современных индустриальных обществах разрыв между детством и зрелостью достаточно велик. Положение современной молодежи изначально носит

И.В. Ковшова,

аспирант Саратовского государственного технического университета

R

азработка методологии контркультуры особо актуальна в уело-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.