ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ПОЖИЛЫХ РОССИЯН: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
© Никитина О.А.*
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
В работе представлены результаты социологического исследования россиян в возрасте «65 +», которые позволили выявить специфические потребности этой группы в рекреации и туризме.
Ключевые слова социально-демографические сегменты, потребности в рекреации и туризме, старение населения, пожилые люди.
Старение населения - это новый демографический вызов, объективно обусловленный развитием здравоохранения, улучшением бытовых условий жизни, изменением производственного уклада национальной экономики, диверсификацией сервисных секторов экономики страны [2, 5]. Для России проблема старения населения чрезвычайно актуальна, т.к. уже сейчас в некоторых регионах центральной России доля пожилого населения составляет более 28,7 %.
Старение населения характерное для всех развитых государств мира ставит новые задачи не только перед системой здравоохранения, но и перед формированием новой социальной политики. На модификацию потребностей демографической группы оказывают влияние социальные и психологические проблемы, характерные для пожилого возраста. Одним из наиболее значимых в этом отношении событий является выход на пенсию или фактическое прекращение трудовой деятельности, что существенно влияет на его поведение как потребителя [1].
В рамках исследования нами проводился уличный опрос, целью которого было выявление потребностей пожилых людей в социокультурной деятельности и рекреации. Выборка составила 65 человек в возрасте 65 лет и старше. В опросе принимали участие как жители города Санкт-Петербурга, так и гости города.
В ходе исследования выявились любимые занятия пожилых людей, среди них - чтение книг (58 %); просмотр телепередач (72 %); концерты (25 %); физкультура и спорт (14 %); экскурсии (12 %); пешие прогулки (31 %); настольные игры (15 %); посещение музеев, выставок, кинотеатров и т.п. (18 %); работа на приусадебном участке (37 %); рукоделие (32 %); туристические походы (3 %); общение с друзьями (46 %); посещение клубов по интересам
* Профессор кафедры Сервисной и конгрессно-выставочной деятельности, доктор экономических наук.
Социальные процессы в современном мире
175
(хобби) (2 %), также цветоводство, реставрирование автотехники, рыбалка, охота (11 %).
71 % респондентов хотели бы приобрести дополнительные знания и навыки, а именно освоить компьютерные программы и Интернет, изучить экономические и финансовые науки, приобрести медицинские знания, обучиться основам бизнеса, развивать вокальные данные и творческие способности, освоить ландшафтный дизайн, приобрести юридические и психологические знания, посещать открытые лекции и клубы по интересам, заниматься йогой, повышать свой кругозор и эрудицию.
Таким образом, с выходом на пенсию появляется достаточно свободного времени, которое пожилые люди хотят использовать с пользой для себя и своих близких.
35 % респондентов в период проведения опроса планировали путешествие, из них 20 % - планировали навестить родственников, 15 % собирались в путешествие самостоятельно. Из 65 опрошенных, 8 человек были гостями города, т.е. сами являлись туристами.
В ходе опроса были выявлены причины того, что мешает респондентам в получении дополнительных знаний и навыков, здесь выделяются физические возможности и возраст (34 %), недостаточная информированность (18 %), нехватка денежных средств (12 %), недостаток свободного времени (18 %), сложность в усвоении знаний (9 %), и только 18 % опрошенных заявили об отсутствии проблем в получении новых знаний.
На вопросы анкеты о том, что следует предлагать в качестве рекреации людям в возрасте «65+» респонденты предложили следующие мероприятия:
- организовывать больше концертов в дневное время;
- развивать однодневный туризм для пожилых людей;
- предлагать краткосрочные (2-3-х дневные) городские туры для пожилых людей;
- привлекать пожилых людей к разного рода социальным мероприятиям в качестве волонтеров;
- организовывать турниры по шахматам;
- создавать больше клубов по интересам и создавать тематические туры;
- увеличить количество небольших выставок в удобных местах, например, в микрорайонах проживания (практически все пожилые люди отрицательно отнеслись к посещению крупных выставочных комплексов);
- создавать школы и учреждения досуга для пожилых людей;
- проводить открытые лекции, научные семинары и экскурсии;
- создавать общие разновозрастные клубы для наилучшей преемственности поколений и более крепкой связи времён.
176 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Респонденты отметили, что хотят получать своевременное информирование и рекламирование планируемого или существующего социокультурного или туристского продукта.
Источниками информирования, из которых пожилые люди хотели бы получать сведения о планируемых социокультурных мероприятиях, являются газеты (54 %), телевидение (69 %), радио (15 %), рассылка по электронной почте (6,5 %), Интернет-реклама (4 %).
Также 58 % отметили, что специальные программы для пожилых людей необходимо сделать более доступными в финансовом плане, мотивируя это в первую очередь не низкими доходами, а наличием достаточного свободного времени и желанием больше потреблять социокультурных и туристских услуг.
В ходе опроса, пожилые люди также отвечали на вопрос: Активно ли они принимают участие в специализированных мероприятиях для пожилых людей, проводимых администрацией города - 60 % ответили, что да, 40 % - нет, из-за пассивности, отсутствия компании, возраста и состояния здоровья.
В опросе также исследовалось мнение пожилых людей о влиянии путешествий на их психо -эмоциональный комфорт.
100 % респондентов считают, что само планирование путешествия дает надежду, улучшает эмоциональный настрой, повышает жизненный тонус и интерес к жизни.
Однако только 35 % готовы отправиться в путешествие на дальние расстояния.
На вопрос, каких трудностей Вы опасаетесь при планировании путешествий и в самих путешествиях, были даны ответы: собственная пассивность, не знают куда надо обращаться (60 %), транспортные трудности (40 %); думают, что для путешествий есть возрастные ограничения (60 %); финансовые (25 %); состояние здоровья (20 %).
Таким образом, наше исследование показало, что большинство пожилых людей хотят вести активную жизнь, получать дополнительные знания и навыки, осваивать новые технологии, общаться, наполнить жизнь событиями, получать положительные эмоции. Удивительно, что при проведении социологического опрос респонденты не ставили ухудшение материального положения с выходом на пенсию на первое место среди своих проблем.
Выяснилось, что пожилые люди легче приспосабливаются к плохому материальному положению, чем к постоянному психологическому напряжению, одиночеству. Одиночество - вот что мучает сегодня людей. Это мощный дестабилизирующий фактор, влияющий на здоровье и на психоэмоциональное состояние.
Таким образом, сегодня наблюдается формирование активного запроса в обществе в сегменте пожилых людей на услуги туризма и рекреации, что уже давно считается нормой для этой группы населения за рубежом [3, 4]. Однако низкая активность российского бизнеса в сегменте пожилых потре-
Социальные процессы в современном мире
177
бителей, на наш взгляд, обусловлена распространенными стереотипами, которые подменяют собой отсутствие информации о сегменте и непониманием его особенностей и приемов взаимодействия с ним. По сути, пожилые потребители представляют для турбизнеса «слепую зону», что означает, что у организаторов турбизнеса нет реалистичного представления о данной группе потребителей и нет желания сделать эту группу более понятной, в том числе из-за устоявшихся стереотипов. Поэтому можно предложить ряд перспективных продуктов, использующих технологии туризма и рекреации для пожилых людей: рекреативно-оздоровительные технологии; анимационные социокультурные технологии; информационно-коммуникативные технологии; обучающие технологии; творчески развивающие технологии; технологии предпринимательства; игровые технологии; технология волонтерской деятельности.
Список литературы:
1. Синявская О.В. Российские пенсионеры: в чем их бедность и уязвимость? // Журнал СПЭРО. - 2006. - N 4. - С. 66-78.
2. Смирнова Т.В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция // Социологические исследования. - 2008. - № 8: Август. - C. 49-55.
3. Alen Elisa, Juan Luis Nicolau, Nieves Losada, Trinidad Dommguez. Determinant factors of senior tourists’ length of stay // Annals of Tourism Research. -2014. - Volume 49: November. - P. 19-32.
4. SooCheong (Shawn) Jang, Chi-Mei Emily Wu. Seniors’ travel motivation and the influential factors: An examination of Taiwanese seniors // Tourism Management. - 2006. - Volume 27, Issue 2: April. - P. 306-316.
5. Health at a Glance: Europe 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/health/reports/docs/health_glance_en.pdf.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
© Семченко И.В.* *, Гусева Т.С.*
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
В настоящее время образование в нашей стране претерпевает существенные изменения, которые могут повлиять на формирование иден-
* Доцент кафедры Туризма и социально-культурного сервиса, кандидат социологических наук.
* Доцент, кандидат социологических наук.