Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И ОБЩЕСТВА'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
701
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Аксиология / Бездуховность / Натуралистический психологизм / Трансцендентализм / Культурно-исторический релятивизм / Историзм / Идеология / Ценности / Axiology / Lack of spirituality / Naturalistic psychologism / Transcendentalism / Cultural and historical relativism / Historicism / Ideology / Values

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Адухов Н.М., Абдулаева И.А.

В статье говориться о том, что такое ценностные ориентиры человека, их роль в человеческой жизни, также каковы ценностные ориентиры и в обществе в целом, на какие ценности общество больше всего опирается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUES OF HUMAN LIFE AND SOCIETY

The article talks about what the value orientations of a person are, their role in human life, as well as what are the value orientations in society as a whole, on what values the society most relies on.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И ОБЩЕСТВА»

УДК 159.9

Адухов Н.М. студент 2 курса филологический факультет филиал ФГБОУ «Дагестанский государственный университет»

г. Кизляр

Абдулаева И.А., кандидат философских наук

доцент преподаватель

Дагестанский государственный университет

г. Кизляр

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И

ОБЩЕСТВА

Аннотация: в статье говориться о том, что такое ценностные ориентиры человека, их роль в человеческой жизни, также каковы ценностные ориентиры и в обществе в целом, на какие ценности общество больше всего опирается.

Ключевые слова: Аксиология, Бездуховность, Натуралистический психологизм, Трансцендентализм, Культурно-исторический релятивизм, Историзм, Идеология, Ценности.

Adukhov N.M. 2nd year student the philological faculty of the branch of the Federal State Budgetary Educational institution «Dagestan State University»

Kizlyar

Abdulaeva I.A., candidate of Philosophy

Associate Professor Lecturer Dagestan State University Kizlyar

VALUES OF HUMAN LIFE AND SOCIETY

Annotation: The article talks about what the value orientations of a person are, their role in human life, as well as what are the value orientations in society as a whole, on what values the society most relies on.

Keywords: Axiology, Lack of spirituality, Naturalistic psychologism, Transcendentalism, Cultural and historical relativism, Historicism, Ideology, Values.

Наличие устоявшихся ценностных ориентаций свидетельствует о зрелости человека как личности. Проявляются они в деятельности и поведении человека. Они являются своеобразным индикатором иерархий преимуществ, которые человек предоставляет материальным или духовным ценностям в процессе своей жизнедеятельности. Ценностная ориентация, сформирована на уровне убеждений, адекватно проявляется в реальном поведении и деятельности человека.

Человек живет в обществе, ставит перед собой цели и стремится их осуществить, ищет смысл жизни, свое предназначение в своей же деятельности. Затем, в чем человек видит смысл своей жизни, какие цели преследует, любыми средствами пытается их достичь, есть на что направлены сущностные силы человека как деятеля, можно судить о самом человеке, о его ценностную сущность, о ее мораль, место в обществе ( коллективе), ее ценность для жизнедеятельности других людей, среди которых он живет.

Ценности - это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.

Ценностные ориентиры - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний.

Ценностная ориентация - это избирательное отношение к носителю ценности, который может быть реальным предметом удовлетворения потребностей отдельного человека или социальной общности. В ценностной ориентации аккумулируется жизненный опыт людей.

Формально ценности делятся на положительные и отрицательные, абсолютные и относительные, объективные и субъективные.

Одним из компонентов теоретической философии является аксиология. Аксиология (от греч. axios — ценный и logos — учение) — философское учение о природе ценностей и их роли в жизни общества и человека.

У каждого человека своя шкала ценностей, и в этом его сила и его слабость. Слабость многократно приумножается разрывом культуры и цивилизации, когда общество воспроизводит себя, опираясь не на культуру, а на техники и технологии цивилизации; когда реализуется не принцип общения, а приобщение к тем искушениям, которые предлагает человеку цивилизация в обход культуры.

Основное назначение аксиологии — показать место и роль ценностей в жизни общества и человека.

Натуралистический психологизм отождествляет ценность и предметную реальность, рассматривая в качестве критерия ценности ее полезность, способность удовлетворять потребности человека.

Для трансцендентализма ценность — это идеальное бытие в мире, и как таковое оно не зависит от потребностей человека, его желаний. Это идеальное бытие в жизни общества или в жизнедеятельности человека заявляет о себе как чистая нормативность, обеспечивающая проект желаемой действительности.

Для культурно-исторического релятивизма характерна идея аксиологического плюрализма, т.е. идея сосуществования разных, но равноправных ценностных ориентиров вместо единой «системы координат», данной свыше для всех народов и на все времена.

Историзм рассматривает ценности в их социально-исторической и экономической обусловленности. Каждый способ производства, каждая система общественных отношений, каждая общественно экономическая формация формирует свою систему ценностей для развития общества и человека.

В обществе в целом сфера производства ценностей оказывается изначально раздвоенной. С одной стороны - идеология, с другой -философия, искусство. Особняком стоит религия, которая может становиться на ту или иную сторону. В этом раздвоении ценностных систем заложена духовная движущая сила общественного развития. Раздвоение всегда означает и борьбу, и взаимное дополнение, и невозможность существования этих систем друг без друга.

Идеология есть совокупность идеалов, целей и ценностей, которая отражает и выражает потребности и интересы больших групп лиц - слоев, сословий, классов, профессий или всего общества. В последнем случае наиболее общие положения она заимствует или получает извне, из сферы политического управления общественными процессами. Идеология создается, как правило, профессионалами своего дела, людьми хорошо подготовленными как теоретически, так и практически.

Бездуховность - серьезная болезнь, которая поражала и продолжает поражать многие общества. Главным виновником всегда выступает идеология. Если определенным политическим силам выгодно, чтобы миллионы людей видели смысл жизни в потреблении все равно чего - кино, развлечений, еды или одежды, то такая идеология будет создана профессиональными идеологами.

Вывод

Окружающий нас мир многолик и разнообразен. Мы живем в период сложных социальных перемен, когда становление подрастающего человека протекает в ситуации ценностно-нормативной неопределенности. И не смотря на все жизненные трудности, каждый из нас стремится найти в мире своё место, открыть себя, реализовать свои возможности. Как

подготовиться к взрослой, самостоятельной жизни не разрушая себя и мир в котором ты живешь? Каждый человек - это микрокосмос, уникальный в своём проявлении, но свободной личностью, обладающей психологической культурой, готовой нести ответственность за своё поведение и поступки, может считаться тот, кто оказывается способным строить свои отношения с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей. У каждого человека могут быть свои ценности, которые влияют на его поведение. По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе, - прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры. Современная молодежь России проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность.

Использованные источники:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - М., 2004.

2. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976. Т. 1.

3. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М., 2001.

4. Вебер М. Сочинения. М., 1985.

5. Виндельбанд В. О свободе воли. Спб., 1994.

6. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

7. Гулыга А. В. Кант. М., 1977.

8. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов н/Д., 1983.

9. Золотухина-Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей //Философские науки. 2007. № 1. С. 11—18.

10. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 2002.

11. Малахов В.А. Ценность как категория культуры // Философская мысль, 2002. № 5. С. 76-85.

12. Ручка А.А. Социальные нормы и ценности. Киев, 2006.

13. Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 2-е изд., исправ. и доп. - М.: Юристъ, 2006.

14. Философский энциклопедический словарь. - М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.