ACTA HISTORICA: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию № 2, 2018
ПЕДАГОГИКА И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ИССЛЕДОВАНИЯ, МЕТОДИКА, РАЗРАБОТКИ
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Д В МИРЕ ПРОФЕССИЙ
Расулов Магомед Алиевич с.н.с.,
Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, РФ. [email protected] Аннотация:
В статье рассматриваются актуальные для молодёжи вопросы, связанные с её профессиональным самоопределением. В данном случае в ней на основе анализа материалов, проведённого автором исследования, в качестве объекта которого выступали выпускники сельских и городских школ Республики Дагестан (РД), выявлены какие профессии для них являются ценностью. В работе также показана зависимость удовлетворённости респондентов выбранной им специальностью от способов её выбора - сами или с помощью родителей. Кроме того, в статье показаны различия в позициях респондентов по рассматриваемым вопросам в зависимости от их социально-демографических признаков. Ключевые слова:
выпускники школ, Республика Дагестан, ценностная ориентация, проф. самоопределение.
Magomed A. Rasulov Senior Researcher, The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation [email protected] Annotation:
The article deals with topical issues for young people related to their professional self-determination. In this case, it is based on the analysis of the materials conducted by the author of the study, the object of which was the graduates of rural and urban schools of the Republic of Dagestan (RD), revealed what professions are valuable for them. The paper also shows the dependence of respondents ' satisfaction with the chosen specialty on the ways of its choice - by themselves or with the help of parents. In addition, the article shows the differences in the positions of respondents on the issues under consideration, depending on their socio-demographic characteristics.
Keywords:
school graduates, the Republic of Dagestan, value orientation, professional self-determination Russia,
В ходе процессов социализации и социальной адаптации, во внутреннем мире личности сформируются и закрепляются определённые ценности, отграничивая значимое (существенное лично для него) от незначимого (несущественного). Одной из таких ценностей является профессия, выбор которой особенно актуализируется ко времени окончания школы. Выпускник, в процессе составления планов на свою предстоящую жизнь, решает очень ответственный вопрос о том, какую профессию выбрать, кем ему/ей стать, исходя из её ценности для себя. Для него это нелёгкая задача, поскольку у него мало жизненного опыта, тем более, если школа не поможет ему в его профориентации.
Как отмечает д. социол. наук, проф., ведущий научный сотрудник кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносов А.И. Кравченко, «Правильный выбор профессии - считай, половина успеха в жизни. Легче бывает развестись с женой и найти себе новую, о чем свидетельствует неутешительная статистика разводов, чем сменить профессию» [1]. Более того, он считает, что в результате недополученных сведений молодой человек, задумывающийся о своем, быть может, самом главном выборе в жизни, на самом деле выбирает не профессию, а место работы[1, с.58].
В силу актуальности проблематики в 1960-1980-е гг. советские социологи проводили немало исследований, посвященных выбору профессии молодёжью. В их поле зрения находились такие вопросы, как привлекательность конкретных профессий, профессиональные ценностные ориентации, мотивы выбора профессии, замещение детьми профессий родителей и т.д. Среди них следует хотя бы упоминать таких крупных отечественных социологов, как В.А.Ядов, М.Н. Руткевич, Ф.Р. Филиппов, М.Х. Титма. В 1990-е и 2000-е гг. серьезные исследования профессиональных ориентаций российских школьников были проведены В.Н. Шубкиным и Ф.Э. Шереги.
Оказали ли новые социально-экономические условия в РФ, связанные с реформированием экономики, системы образования большое влияние на ценностные ориентации и жизненные пути молодежи? Ответу на этот вопрос посвящены столько научных трудов, перечислить их потребуется несколько десятков страниц. Однако, есть одна особенность этих публикаций - в последние годы они носят преимущественно не монографический характер.
Они или статьи, или диссертации, в которых акцентирует внимание на то, что в настоящее время наличие диплома о высшем образовании не является залогом трудоустройства по специальности, а лишь одним из сопутствующих этому факторов. При этом охраняется проблема соответствия этого выбора потребностям рынка труда и тем способностям, которые необходимы для достижения успеха в конкретной трудовой деятельности [2].
«Если производительность труда правильно избравшего профессию и выполняющего работу с желанием принять за 100%, то у человека, охотно работающего, но неправильно выбравшего профессию, она будет равняться 50%, а у работающего без желания, да к тому же еще и неправильно выбравшего профессию, - 30% [3, с 43].
Очевидно, что выбор профессии очень серьезная проблема для ответственной молодёжи. Было время, когда в ВУЗ поступали ради заветной корочки. В недалёком 2010г. Андрей Фурсенко, будучи главой Минобразования и науки РФ, озвучил шокирующие данные - в российских вузах, по его словам, учатся только 15, от силы 20% студентов, остальные 80% приходят на лекции пообщаться с друзьями. Таких студентов министр предложил отчислять, чтобы не расхолаживали тех, кто хочет учиться[4]. Их отчисляю по различным основаниям, среди которых и разочарование выбранной ими специальностью.
Вот результаты исследования, проведенного учеными Института образования НИУ ВШЭ и государственного Университета Огайо (США) «Изучение факторов выбытия студентов из высокоселективных вузов России и США» (опубликованные в 2018г.) : 22 % студентов российских вузов не заканчивают обучение в срок. 31 % студентов, отчисленных из университетов, разочарованы в избранной специальности. 21 % не нашел баланса между обучением в вузе и своими увлечениями. У 19 % возникли проблемы с успеваемостью из-за совмещения учебы и работы. То есть у 71 процента отчисленных студентов явный конфликт между учебой и собственными интересами.[5] Это следствие отсутствия хорошо организованной работы по профориентации учащихся в школах РФ.
Исследователи отмечают, что «российская система профориентации одна из самых плохих в мире» [6]. «В начале учебного (2017 - автор) года министр образования Ольга Васильева на Общероссийском родительском собрании заявила: надо возвращать профориентацию в школы, и чем скорее, тем лучше. Правда, те же самые слова звучали из уст министра ровно год назад, а воз с места не сдвинулся, - отмечает Е. Епифанцева»[7].
Как отмечает В. Петров, Министр образования РФ О.Васильева считает успехом её ведомства то, что в 2016г. 45% абитуриентов подали документы только в один вуз. Это, на её взгляд, говорит о том, что они совершают сознательный выбор, то есть не бегают по вузам, а поступают целенаправленно^]. Это, на наш взгляд, не успех работы образовательных учреждений, а, скорее всего, результат изменения ценностных ориентаций самых учащихся.
Вице-премьер Правительства РФ О. Голодец сказала, что доля людей без высшего образования в стране будет увеличиваться [9]. Это осознание того, что не всем специальностям необходимо иметь высшее образование и государство может более эффективно использовать ресурсы в подготовке кадров в необходимом соотношении. В этой связи, на наш взгляд, министр отмечала, что растёт процент поступающих в инженерные, технические вузы, и неплохо в этом году с поступлением в средние специальные профессиональные заведения (ССУЗы): стало больше на 800 тыс. учащихся[8]. Основной контингент поступающих в ССУ-Зы - выпускники 9-х классов. Особенно они нуждаются в помощи в ценностной ориентации в мире профессий.
«Большинство учащихся просто не чувствуют свои сильные или слабые стороны, творческую или техническую направленность, любовь к тому или иному предмету, культуре, профессии. В большинстве своем выпускников школ не могут осознанно осуществить свой профессиональный выбор, в виду того, что не обладают полным объемом информации об учебных заведениях и не владеют ситуацией на региональном рынке труда. Но, как показы-
вает практика, даже студенты первого курса не осознают нужность и важность выбранной ими профессии» [10, с. 38].
Конечно, родители, безусловно, помогают своим детям в решении этой жизненно важной проблемы. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии, но, однако, всегда ли их желание приносит им ожидаемый успех.
В Дагестане с большой долей вероятности можно сказать, что у выпускников школ 11 классов нет такого стремления к получению среднего специального образования. Они, продолжая учёбу в школе после окончания 9 классов, ориентируются на получение высшего образования. Исследование, проведённое нами среди этой категории учащихся РД,7 показало, что независимо от уровня их знаний почти все они собирались поступать в ВУЗы, однако, некоторые из них после того как не смогли устроиться в ВУЗ вынуждено могут переориентироваться на ССУЗы.
Респондентам, задавая вопрос «Кем Вы хотите стать?», автор вынужден был, введя вариант «Другое», оставить его полузакрытым. Ответы выпускников 11 классов по этому вопросу распределились следующим образом (см. табл. 1).
Таблица 1. Распределение респондентов по их ответам на вопрос «Кем Вы хотите стать?» ( % от числа опрошенных учащихся)_
Профессии Всего в том числе по:
полу вере местожительству Благосост.
муж. жен. верующ. ко- леб- лющ Не верующ гор. село посёлок благ не благ.
Физик 5,7 9,9 1,7 4,8 13,6 - 6,7 3,8 3,1 5,4 —
Математик 4,8 3,6 6,0 5,9 — - 6,7 3,8 — 4,9 —
Историк 3,5 6,3 0,9 2,7 13,6 - 1,7 5,1 6,3 2,5 14,3
Экономист 5,7 3,6 7,7 6,5 9,1 - 9,2 2,6 3,1 6,4 4,8
Врач 35,1 21,6 47,9 36,6 22,7 36,4 37,5 33,3 34,4 36,0 28,6
Юрист 18,0 23,4 12,8 18,3 13,6 18,2 14,2 21,8 18,8 18,2 23,8
Другие 29,4 33,3 25,6 29,6 27,3 36,4 25,0 33,0 40,0 29,6 33,3
Очевидно, что независимо от социальных признаков респондентов в выборе профессиональных ценностей преобладают две специальности - врача и юриста. Профессии врача отдали предпочтение треть опрошенных выпускников. Они преимущественно - девушки, более благополучные по материальному состоянию учащиеся. Место проживания респондентов, отчасти и отношение их к религии, оказались нейтральными признаками в этом выборе. На втором месте в их выборе, как было отмечено выше, оказалась профессия юриста. На эту специальность указал каждый пятый опрошенный выпускник, преимущественно мужского пола, из менее благополучной семьи, проживающий в сельской местности, а также в поселке «Ленинкент».
Значительная часть - почти каждый четвертый респондент в позиции «Другое» указал свой вариант. «Спектр» выбранных ими специальностей (профессий) по этой позиции таков: учитель (филолог, педагог), писатель, дизайнер (модельер), режиссер, художник, спортсмен (борец, футболист, боец ММА), военный, архитектор, археолог, пилот, бизнесмен, экономист и т.д. Кроме того, двое опрошенных посчитали, что это вопрос не публичный, секрет, а еще двое хотели стать Президентом РФ, 7 учащиеся пока не определились и 11 вовсе не
7 Опрос среди выпускников школ проводился в 2016г. в городах Махачкала, Буйнакск, в посёлке Ленинкент, а также в Казбековском, Каякентском, Кулинском, Чародинском районах РД. Выборочная совокупность составила 228 чел. Она по социально-демографическим признакам распределяется следующим образом: по полу: 111 юношей (48,7%), 117 девушек (51,3%); по вере: 186 - верующие (81,6%), 22 - колеблющие (9,6%), 12 - неверующие (5,3%), 8 - нет ответа (3,5%); по местожительству: городские - 122 (51,8%), сельские - 78 (34,2), посёлковые - 32 (14,0%).
195
ответили. Отдельно следует отметить позиции ещё двоих респондентов, которые, используя некоторую неопределенность в формулировке вопроса в анкете, сказали, что хотят стать порядочным и достойным человеком.
Суммируя все эти показатели респондентов, выбравших профессию, получилось такое распределение их по профилю научного направления:
- естественники - 97, в т.ч. 80 хотят стать врачами, 12 - физиками.
- гуманитарии - 85, из них 41 - юрист.
- техники-технологии (включая точные науки) - 20, в т.ч. 11 математика, 5- военных.
Возникает вопрос: «А где же рабочие профессии, кто должен работать на фабриках и
заводах?» Конечно, они умирающие профессии, но пока эти предприятия не оснащены роботами, есть потребность в них, особенно в квалифицированных специалистах.
Ради справедливости следует подчеркнуть, что среди 20 респондентов, выбравших профессии технического направления, оказался один (из Казбековского района), который хотел стать сварщиком, реально оценивая силу своих знаний. Кроме того, ещё 4 девушки из этого же района также ответственно отнеслись к оценке уровня своих знаний и возможностей приобретения профессии: они хотели стать не врачами, а медсестрами. Это как исключение из правил и, вероятно, в школе Дылыма уделяет должное внимание ценностной ориентации учащихся в выборе профессий.
Однако, многие респонденты, ориентируясь поступить в ВУЗы, проявляют присущий молодёжи максимализм. Ведь многие опрошенные, говоря о текущих проблемах своей жизни, «тряслись», что не наберут нужное количество баллов или не смогут сдать ЕГЭ.
Конечно, каждому хочется иметь высшее образование, хотеть не запрещается, но без прочной базы школьного образования, тяжело усвоить программы ВУЗа и вследствие чего, в лучшем случае, станет посредственным специалистом, которого при трудоустройстве отсеют проводимые везде в последнее время конкурсы, в худшем случае его/её отчислят. Важно, чтобы выбор жизненного пути определялся по способностям и интересам, не исходя из престижности той или иной профессии.
Общая нацеленность выпускников на продолжение образования после окончания школы в ВУЗах - это свидетельство слабой профориентации, ведь не все они учатся на «хорошо», не говоря об отличниках. В школе «селекции» должно обратить внимание не меньшее, чем образовательному процессу. Общество нуждается в этом.
Обращаем внимание на то, что выпускники в подавляющем большинстве ориентированы на традиционные специальности, чем на перспективные профессии, например, информационных технологий (1Т).
Тем более профориентационная работа должна быть поставлена на высокий уровень. Профессий тысячи, как отмечает Е.А.Климов, простой их перечень занимает целую книгу [11, с.21], а учащиеся в лучшем случае имеют преставление о трёх десятках из них. Отдача от такой работы в целом принесёт пользу, как индивиду, занятому поиском своей ниши в обществе, так и государству. Например, по ряду специальностей Россия ежегодно теряет более 10 процентов студентов. Статистические данные свидетельствуют о ежегодном отчислении по собственному желанию ввиду неправильного избрания профессиональной деятельности 2,8 процентов студентов, более 5 процентов кадров молодых специалистов выбирают другую сферу профессиональной деятельности после «отрабатывания» обязательного срока работы по направлению. Проявление в экономических потерях государства результатов смены профессиональной деятельности и затянувшегося периода адаптации составляют ежегодно около 50 млрд. рублей [12, с. 43].
Она должна проводиться в достаточно раннем возрасте, а не в годы окончания учебного процесса в школе. Это соответствует в настоящее время и особенностям реформирования российского образования, в отличие от советской системы, главной задачей которой состояла давать ученикам базовые знания по всему спектру существующих знаний. В силу этого, ученики в сложном и ответственном выборе своего дальнейшего пути не должны рассчитываться только на помощь родителей и советы друзей. Кроме того, в настоящее время экзамены, как в 9, так и в11 классах, стали обязательными для учеников начальных школ. Это уже даёт возможность достаточно рано определить некоторую склонность каждого ученика. Более того, в данном вопросе основную роль играет профессионализм преподавателей,
но что говорить об уровне подготовки педагогических кадров нашей республики, если более 50% учителей не подтвердили свою квалификацию [13, с.3]. Не потому ли качество знаний учащихся, не всегда соответствуют требованиям государственного стандарта. Получаемые порой на ЕГЭ высокие баллы не являются адекватным отражением уровня знаний учащихся. Например, в РД 2017 году 1778 учащиеся (или каждый десятый выпускник школы) получили золотую медаль «За особые успехи в учении», однако, из этих отличников 99 не смогли поступить в ВУЗы [14].
Помощь родителей своим детям в выборе профессии также не всегда совпадает с их желанием уже после становления студентами специальных учебных заведений. Результаты опроса учащихся колледжей дали такие результаты8 (см.таб.2)
Таблица 2. Удовлетворённость студентов ССУЗов РД профессией в зависимости от спо-срба её выбора (кол-во респондентов / % от их числа в группах).__
Способы ^^^ выбора профессии^\ Кол-во (чел)/ % Степень удовлетворённости студентов выбранной профессией (специальностью) Нет ответа
Да, нравится Скорее «Да», чем «Нет» Скорее «Нет», чем «Да» Нет
Профессию выбрал(а) сам(а) 97 / 100% 55 / 56,7 27 / 27,8 8 / 8,2 2 / 2,1 5 / 5,2
По рекомендации родителей 118 /100 35 / 29,7 52 /44,1 17 / 14,4 10/8,5 4 / 3,4
По рекомендации друзей 3 / 100% 1 / 33,3 1 /33,3 1 / 33,3 — -
Другое 12 / 100% 4 / 33,3 6 / 50,0 1 / 8,3 1/8,3 -
Всего по выборке 230 / 100 95 / 41,3 86 / 37,4 27 /11,7 13/5,7 9 / 3,9
Очевидно, что подавляющее большинство (93,5%) респондентов стали студентами того или иного ССУЗа, выбрав себе специальность двумя способами: по собственному желанию (42,2%) или по рекомендации родителей (51,3%). (Они меньше всего подвержены влиянию друзей). Эти показатели довольно значимо различаются, и поэтому есть необходимость установить взаимосвязь между удовлетворённостью респондентов своей специальностью и фактором выбора её тем или иным способом. Одним словом, необходимо установить последствия этих двух способов выбора для студентов.
Эти последствия содержатся в данных той же таблицы 2. Сравнение соответствующих показателей в первых двух её позициях показывает наличие существенных различий в степени удовлетворённости респондентов той специальностью, на которую они учатся.
Полностью удовлетворённых будущей специальностью среди тех, кто выбрал её сам(а), оказались 56,7%. Таких среди опрошенных учащихся ССУЗов, выбравших профессию по рекомендации родителей, - только лишь 29,7%. Более того, среди первых доля совсем неудовлетворенных составляет 2,1%, а у вторых - 8,5%. И это без учёта количества респондентов, указавших на такую степень неудовлетворённости, как „скорее «нет», чем «да»".
Резюмируя, вышеотмеченный факт, следует констатировать, что рекомендация родителей в выборе профессии своим детям оказывается во многих случаях более неудачной, чем выбор самых респондентов. Разница в показателях удовлетворённости выбранной специ-
8 Опрос среди студенческой молодёжи был проведён в апреле 2017г. в столице РД Махачкале в четырёх колледжах: медицинском (80 чел.), промышленно-экономическом (50), финансово-экономическом (60), автодорожном (4б).Всего - 236 респондентов, которые по социально -демографическим признакам распределились следующим образом: муж. - 108 чел.(47,з%), жен. - 123 (53-9%); по возрасту до 20 лет - 221 (96,9%) , 21-25лет - 12 (5,3%); поступившие в: ССУЗы после окончания 9 классов - 129 (56,6%), после 11 кл. - 102 (44,7%); по местожительству (до поступления) : городские - 118 чел. (51,8%), сельские - 85 (37,3%), посёлковые - 30 чел.
197
альностью респондентов довольно существенна. Ошибка выбора специальности вполне может сказываться на их успеваемости, в конечном счёте, и на квалификации.
Конечно, каким бы способом не выбрал профессию, нет гарантии от ошибок. Например, проведённое в 2017г. в Северо-Восточном федеральном университете социологическое исследование показало, что 15% студентов (1129 чел.) этого ВУЗа засомневались в своем выборе специальности, 5% (381 чел.) поняли, что ошиблись в её выборе. Более того, опрос студентов этого же ВУЗа о том, что возникает ли у них желание прервать обучение в вузе, дал следующий результат: доля респондентов, указавших на вариант ответа «никогда не было» такого желания сократилась в 2017г. по сравнению с предыдущим годом на 4% (с 53% до 49%). Но зато она увеличилась в позициях «да, бывает» с 16% до 18% и «было, но сейчас нет» с 31% до33%9. Число студентов, недовольных и сомневающихся в правильности выбора специальности в этом ВУЗе, увеличилось по 2% и в основе этого факта, на наш взгляд, слабая профориентационная работа. Имеет смысл при поступлении в учебное заведение требовать наличие у абитуриента направление рекомендательного характера от окончившей им школы.
Ошибается молодёжь, в частности, и от малой информативности о мире существующих профессий и при этом только название профессии (специальности) мало что даёт об её особенностях. Профориентационная работа - очень важная сфера социальной жизни, где нужна совместная деятельность родителей, школы и службы занятости населения.
Президент РФ В.В.Путин на встрече с участниками форума «Наставник», обращая внимание на эту проблему, подчеркнул необходимость работать над ранней профессиональной ориентацией, поскольку «именно в это время закладывается интерес к конкретному виду деятельности». У меня есть мысль создать проект для совсем молодых наших граждан, для старших школьников от шестого до десятого класса. Можно разные названия дать, «Билет в будущее» можно назвать» [15].
По словам президента, проект нужно будет разделить на три этапа. На первом этапе школьники могли бы «обозначить свой будущий профессиональный интерес дома, на местном уровне через систему интернет», а на втором — принять участие в работе по разным центрам компетенции, уточнил Путин. «У нас есть общеобразовательный центр «Сириус» в Сочи», — отметил он. На третьем этапе, по словам президента, школьники могли бы получить «специальный грант для приобретения практических профессиональных навыков в крупных учреждениях либо крупных наших компаниях. Мы сделаем это достаточно широко. Мы сделаем по стране примерно в расчете на 100 тыс. школьников, как первый этап. И посмотрим, как это будет работать», — отметил президент[15].
Одним словом, профориентационная политика государства находится ещё на стадии эксперимента, и в этом деле что-то позитивное можно было бы заимствовать из богатого зарубежного опыта. Период взросления детей или период детства, отмечает Министр здравоохранения РФ В.Скворцова, в перспективе будет считаться 25-30 лет[16]. Может быть, поэтому есть смысл время учёбы в школе увеличить ещё на один год - год приобретения практических навыков и определения настоящих профессиональных ценностей. Лучше потерять один год, чем потерять годы на переквалификацию или в худшем случае мучиться всю жизнь.
Некоторые профессии исчезают, появляются новые. В «Дагестанской правде» была опубликована замечательная статья «Пожать руку роботу, или как умирают профессии», в которой её автор отмечал, что сайт «Атлас новых профессий» предназначен, прежде всего, для педагогов, чтобы помочь учащимся уже сейчас в школе правильно выбрать направление своей будущей деятельности [17, а16]. Кроме того, подготовка специалистов должна привязываться к потребностям экономии страны. Иначе - специалисты с образованием будут стоять за прилавком или где-то там ещё, где нужна сила, а не ума.
9 См. Отчёт о результатах социологического исследования «Студент-2017» [ электронный ресурс] URL//:https://www.s-vfu.ru/upload/iblock/8oc/8oc66oacззee58lfc49Clbcec88ccfel.pdf (дата обращения 16.02.2018). Выборка - 7620 чел., в том числе муж. - 39%, жен. - 61%, горожане (до поступления) -42%, сельчане - 56% (судьба 2% не известна).
Список литературы:
1. Кравченко А.И. Выбор профессии как социологический феномен: вопросы теории// Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. № 23 (1). С.49-68.
2. Онипко А.А. Самоопределение старшеклассников при выборе профессии: социологический анализ URL:// http://www.dissercat.com/content/samoopredelenie-starsheklassnikov-pri-vybore-professii-sotsiologicheskii-analiz (дата обращения 12.05.2018).
3. Труд как первая жизненная потребность. Минск, 1987.
4. Семкина А. «Около 80 % российских студентов приходят в вузы не учиться, а тусоваться, и их надо отчислять». URL//http://www.online812.ru/2010/12/22/018/ (дата обращения 14.09.2018)
5. Трушин А. Кризис первой четверти. URL//https://www.msn.com/ru-ш/news/other/кризис-первой-четверти/ar-AAzppKX (дата обращения 14.09.2018)
6. Золотухина Д., Скарлош С., Тарасевич Г. Выбрать себе жизнь. URL// http://expert.ru/russian_reporter/2012/21/vyibrat-sebe-zhizn/ (дата обращения 05. 09. 2018).
7. Епифанцева Е. Профориентация: что происходит? Результаты масштабного опроса. URL//http://5uglov.ru/post/12745_proforientaciya_chto_proishodit_rezultati_masshtabnogo_oprosa_pu (дата обращения 05. 09. 2018).
8. Петров В. Без третьей смены//Российская газета. 2016, 30 сентября. С. 2
9. Голодец: доля людей без высшего образования будет увеличиваться. URL//http://tass.ru/obschestvo/3457732 (дата обращения 15.07. 2016).
10. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: Монография. Волгоград, 2010.
11. Климов Е.А. Как выбирать профессию — 2-е изд., доп. и дораб. М. 1990.
12. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи/Под.ред.В.Л.Ословского. М. 1999.
13. Гасанова П. Балл преподавателей/ Новое дело. 2016, 4 марта.
14. Образование по-дагестански: медалисты не попадают в вузы. URL//http://https://riaderbent.ru/obrazovanie-po-dagestanski-medalisty-ne-popadayut-v-vuzy.html (дата обращения 26.01.2018).
15. Путин предложил проект по профориентации школьников за 1 млрд. руб. [электронный ресурс] URL//https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a8459ef9a7947cea28d0cc1 (дата обращения 15.02.02018). 16.30-летние «детки». Зачем в России предложили увеличить возраст детства.//Аргументы и факты. 2018. 23 мая.
17. Саидгазин Д. Пожать руку роботу, или как умирают профессии //Дагестанская правда. 2017, 17 марта.