Научная статья на тему 'Ценностные ориентации в системе профессионально важных качеств личности судоводителя рыбопромыслового флота'

Ценностные ориентации в системе профессионально важных качеств личности судоводителя рыбопромыслового флота Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
419
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митракова О. К.

Работа посвящена изучению ценностных ориентаций личности и проводилась в контексте выявления профессионально важных пси-хологических качеств судоводителей рыбопромыслового флота. По-лученные результаты могут быть также использованы в практике образовательно-воспитательного процесса будущих специалистов данного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации в системе профессионально важных качеств личности судоводителя рыбопромыслового флота»

УДК 159.9

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СУДОВОДИТЕЛЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА

О.К. Митракова, Дальрыбвтуз, Владивосток

Работа посвящена изучению ценностных ориентаций личности и проводилась в контексте выявления профессионально важных психологических качеств судоводителей рыбопромыслового флота. Полученные результаты могут быть также использованы в практике образовательно-воспитательного процесса будущих специалистов данного профиля.

Психологический прогноз успешности обучения, эффективности и надежности последующей деятельности специалистов любого направления в различных сферах деятельности проводится по разным основаниям, но всегда с акцентом на оценку личностных характеристик субъекта труда [5, 20].

Зависимость между показателями эффективности деятельности и личностными качествами профессионалов приобретает особое значение в условиях эмоционального стресса, обусловленного выраженной напряженностью труда и высокой степенью ответственности, что характерно, в частности, для морских профессий. Именно личностный резерв позволяет судоводителям морского флота противодействовать негативным влияниям микро - и макросреды в условиях длительных рейсов [4].

Человек, личностные характеристики которого не позволяют справиться с многообразием и сложностью рабочих нагрузок, входящих в содержание профессиональной деятельности судоводителей, представляет потенциальную угрозу безопасности судовождения. Поэтому личностный потенциал как фактор успешности и надежности этих специалистов анализируется в разных аспектах рядом авторов [3,

4, 13]. Многие их них к профессионально важным качествам

специалиста морского флота относят преимущественно те психологические особенности личности, которые облегчают процесс адаптации к необычным и усложненным условиям деятельности в море. И конкретно: гибкость мышления, скорость ориентации в обстановке, уравновешенность внутренних механизмов саморегуляции, объективность суждений в оценке критических ситуаций при отсутствии дисгармоний в структуре личности [10, 13].

Существует также обоснованное мнение, что выполнение судоводителями (будущими штурманами, капитанами) обязанностей руководителей профессиональных групп и коллективов значительно повышает уровень и расширяет состав комплекса предъявляемых им

требований, а следовательно, и значимых для деятельности качеств [11, 12]. К ним многочисленные авторы относят высокий интеллект, согласованность различных свойств характера, ответственность, способность к эффективным коммуникациям, стабильную положительную самооценку, наличие лидерских черт, объективность и активную позицию при разрешении проблемных ситуаций и многие другие интегративные образования психики [8]. Такие особенности личности, проецируясь в сферу общения, позитивно влияют на психологический климат в коллективе [3, 2]. Иными словами, это практически полный спектр качеств и свойств, затрагивающих все сферы психологической организации личности руководителя [19].

В первую очередь это касается такого интегративного личностного образования человека как ценностные ориентации. Именно ценности, одобряемые и положительно санкционируемые обществом, являются основой бытия и создают культурный мир [7, 15]. И в этой связи именно от ценностных ориентаций руководителей коллективами, в том числе административно-командного состава судов, зависит состояние морально-психологического климата в организационно-производственных общностях людей [6, 13]. Система ценностей, составляющая основу отношений личности к себе, к миру и к жизни, в том числе к другим людям и обществу в целом, - это характеристика, отражающая жизненную концепцию человека и его нравственные качества. Являясь базисной частью нормативной системы общества, именно ценности регулируют поведение человека и лежат в основе мотивов профессиональной деятельности, ответственного или безответственного отношения к ней [6, 7, 8].

Внимание многих современных исследователей ценностных ориентаций личности направлено на иерархическую структуру и содержание ценностей, на обусловленность ценностей культурными и социальными условиями жизни [18]. Вместе с тем работы по изучению закономерностей развития и проявления ценностных ориентаций как мотивационных структур в профессиональной деятельности личности являются редкими и, соответственно, весьма актуальными.

В настоящей работе поставлена задача изучения уровня развития ценностных ориентаций у будущих специалистов-судоводителей в контексте исследования их профессионально значимых качеств

Объект и метод исследования

Исследование проводилось на выборке курсантов (студентов) 5-го курса Мореходного института Дальрыбвтуза г. Владивостока специальности 180402 «Судовождение». Общее количество обследуемых составило 59 человек.

Для изучения системы ценностных ориентаций у обследуемой группы лиц нами была выбрана методика М. Рокича [15], которая

довольно активно используется для этих целей специалиствами в области психодиагностики.

Методика дает широкие возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций, улавливания ее индивидуальных закономерностей. Анализируя иерархию ценностей, обращают внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно группировать ценности как «конкретные» и «абстрактные», профессиональной самореализации и личной жизни и т.п. Ценности могут группироваться в этические, индивидуалистические, конформистские и альтруистические, а также ценности самоутверждения и принятия других, ценности общения, дела и т.д.

Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным недостатком методики является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым.

Процедура тестирования

Автор методики различает два класса ценностей. К первому классу он относит ценности терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Ко второму классу - ценности иинструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации [15]. Это соответствует традиционному делению на «ценности-цели» и «ценности-средства».

Испытуемым предъявляется соответственно два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. Каждая ценность написана на отдельной карточке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Внимательно изучив карточки и выбрав ту, которая для него наиболее значима, испытуемый помещает ее на первое место. Затем выбирает вторую по значимости ценность и помещает ее вслед за первой. Затем проделывает то же самое с оставшимися карточками. Наименее

важная останется последней и займет 18-е место. Исследование желательно проводить индивидуально, но возможна также форма группового тестирования.

В настоящей работе применялись списки ценностей на листах бумаги, где испытуемые ранжировали их в порядке значимости, отмечая ранги соответствующей цифрой; обследование проводилось в групповой форме.

Результаты исследования

Как видно из таблицы, отражающей значения среднего ранга оценки той или иной ценности по группе, на первое место поставлены такие терминальные ценностные ориентации, как материально обеспеченная жизнь и интересная работа (различие между значениями оценочных рангов по названным качествам статистически недостоверно).

Достигать эти ценности курсанты (студенты) обследуемой группы предполагают с помощью следующих ценностных ориентаций инструментального плана: образованность,

эффективность в делах, рационализм.

Соотношение терминальных и инструментальных ценностей по данным тестирования методикой М. Рокича «Ценностные ориентации» (значения среднего ранга по группе)

№ п/п Терминальные ценности Инструментальные ценности

Наименование Ра нг Наименование Ра нг

1 Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 2,4 Образованность (широта знаний, высокая общая культура) 2,3

2 Интересная работа 2,9 Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) 3,0

3 Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) 4,0 Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) 3,4

4 Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) 4,2 Твердая воля (умение настоять «на своем», не отступать перед трудностями) 3,7

5 Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) 4,7 Ответственность (чувство долга, умение держать слово) 5,3

6 Уверенность в себе 6,0 Самоконтроль 5,7

(внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) (сдержанность, самодисциплина)

7 Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) 7,0 Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) 7,2

8 Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) 7,1 Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов 7,8

с Наличие хороших и верных друзей 9,7 Исполнительность (дисциплинированность) 9,4

1 0 Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 9,8 Честность (правдивость, искренность) 9,6

1 1 Счастливая семейная жизнь 11, 2 Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать чужие вкусы) 11, 3

1 2 Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) 11, 7 Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) 11, 6

1 3 Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом) 13, 3 Чуткость (заботливость) 13, 4

Окончание таблицы

№ п/п Терминальные ценности Инструментальные ценности

Наименование Ра нг Наименование Ра нг

1 4 Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) 13, 9 Воспитанность (хорошие манеры) 13, 8

1 5 Развлечения (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей) 15, 3 Жизнерадостность (чувство юмора) 5,

1 6 Творчество (возможность творческой деятельности) 15, 9 Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) 5,

1 7 Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) 17, 4 Непримиримость к недостаткам в себе и в других 7,

1 Здоровье (физическое и 17, Аккуратность 17,

8 психическое) 9 (чистоплотность), умение 8

содержать вещи в порядке,

порядок в делах

Второе место в иерархической системе ценностей-целей отведено: общественному признанию, интеллектуальному развитию и продуктивной жизни (различие между значениями оценочных рангов по этим качествам статистически недостоверно). Достижение ценностей второго ранга согласно выбору обследуемой группы обучающихся возможно в первую очередь на основе таких качеств личности, как ответственность, твердая воля, самоконтроль и независимость в отстаивании своего мнения.

Третье место в диспозиционной системе ценностей, по данным тестирования, занимают: уверенность в себе, самостоятельность в суждениях и поступках, саморазвитие, четвертое место - наличие верных друзей и любовь (различие между значениями рангов оценки данных ценностей статистически недостоверно).

Следующие места в порядке значимости занимают такие терминальные ценности, как счастливая семейная жизнь; счастье других людей, мудрость и красота природы; развлечения, творчество и активная эмоционально насыщенная жизнь. Последнее место в иерархии этих ценностей отводится физическому здоровью и жизни. Среди инструментальных ценностей, направленных на достижение названных целей, соответственно отмечаются: исполнительность и честность; широта взглядов и терпимость; чуткость и воспитанность, высокий уровень притязаний, непримиримость к недостаткам и др.

И далее в иерархическом ряду располагаются терминальные ценности, направленные на самореализацию личности: познание, самопознание и саморазвитие, уверенность в себе, самодисциплина и самостоятельность в суждениях. Среди инструментальных ценностей, направленных на достижение этих целей, отмечаются: ответственность, твердая воля, самоконтроль, независимость, смелость в отстаивании мнений.

Полученные результаты подтверждаются данными, показывающими распределение выборов тех или иных ценностей по группе. Материально обеспеченную жизнь, интересную работу и общественное признание (терминальные ценности), а также образованность, эффективность в делах и рационализм (инструментальные ценности) на 1-3 места поставили в среднем более 80 % курсантов обследуемой группы.

90%

85%

80%

75%

70%

65%

опо/ 81,36% 81,36%

о / /о 80%

78%

76%

74%

72%

1

б

Рис. 1. Наиболее важные терминальные (а) и инструментальные (б) ценности по результатам обследования испытуемой группы курсантов:

Терминальные ценности: ЕГ1 - материально обеспеченная жизнь;

□ - интересная работа; □ - общественное признание.

Инструментальные ценности: □ - образованность;

□ - эффективность в делах; СИ - рационализм

Выводы

1. Данные проведенной в исследовании психодиагностики системы ценностных ориентаций обследуемой группы курсантов (студентов) свидетельствуют о первостепенной роли в ней таких рациональных ценностей, как богатство, предприимчивость в делах и прибыльность труда, профессионализм и образованность.

2. Не менее значимыми в иерархическом ряду их системы ценностей являются и нравственные показатели, занимающие второе место. Это - одобряемые обществом и присущие преимущественно отечественному менталитету [3] ценности, такие как ответственность, честность, самоконтроль, чуткость, трудолюбие, самодисциплина и в целом высокий уровень общей культуры.

3. На наш взгляд, для судоводителей основополагающим базисом профессионально важных личностных качеств является наличие в системе их ценностных диспозиций нравственных показателей, поскольку деятельность по управлению судном и людьми предполагает высокую меру ответственности как проявление нравственного чувства [13, 15, 17].

88,14% 86,44%

74,58%

1

а

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях, переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 3. С. 3-19.

3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. 752 с.

4. Егоров Ю.Н., Королев В.В. О личностных свойствах, обусловливающих успешность деятельности и психологическую совместимость руководителей судовых подразделений // Психологический журнал. 1990. № 1. С. 31-137.

5. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996. 348 с.

6. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002. 368 с.

7. Крылов А.А. Психология: Учебник. М.: Проспект, 1999. 584 с.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.

9. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, измененная конференцией 1995 года. СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 1996. 551 с.

10. Митракова О.К. Профессионально важные качества личности судоводителя по данным экспертной оценки // Сборник научных трудов ДВГТРУ. 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Митракова О. К. Самоконтроль как профессионально значимая психологическая характеристика специалиста-судоводителя рыбопромыслового флота // Проблемы транспорта Дальнего Востока: Пленарные доклады Седьмой междунар. науч.-практ. конф. Владивосток: МГУ им. адм Г.И. Невельского, 2007.

12. Митракова О.К., Герошенко Н.В., Иванова А.А. Психологические аспекты образовательной подготовки инженеров-судоводителей // Психология и педагогика современного образования в России: Тез. докл. II междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2007.

13. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Изд. 7-е. Ростов н/Д: Феникс, 200б. 704 с.

14. Разработка нормативной базы и методологических основ

системы социально-психологического сопровождения морского образования: Отчет о НИР / Министерство транспорта РФ.

Владивосток: ДВГМА им. адм. Г.И. Невельского, 2001. 256 с.

15. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: ИД «БАХРАХ-М», 2003. 672 с.

16. Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: ИД «БАХРАХ-М», 2000. 397 с.

17. Сахарова В.Г. Ответственность как личностный фактор и возможности ее диагностики: Дис. канд. психолог. наук. Хабаровск, 2003. 1 84 с.

18. Тихомандрицкая О.А., Дубовская Е.М. Особенности социальнопсихологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы // Мир психологии. 1999. № 3. С.

12.

19. Урбанович А.А. Психология управления: Учеб. пособие. Мн.: Харвест, 2003. 640 с.

20. Фонарев А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 88-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.