Научная статья на тему 'Ценностные ориентации в проекции формирования физической культуры студенчества'

Ценностные ориентации в проекции формирования физической культуры студенчества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
134
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Морозова Елена Вениаминовна

Социологическое исследование ценностной проблематики во всей её многогранности открывает перспективы изучения ресурсов формирования физической культуры студенчества, а также направленность изменений как в ценностно-ориентационной системе молодёжи, так и в обществе в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации в проекции формирования физической культуры студенчества»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

________77

2006.№3

УДК 316.334 Е. В. Морозова

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОЕКЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСТВА

Социологическое исследование ценностной проблематики во всей её многогранности открывает перспективы изучения ресурсов формирования физической культуры студенчества, а также направленность изменений как в ценностно-ориентационной системе молодёжи, так и в обществе в целом.

Ключевые слова: ценностные ориентации, физическая культура, формирование физической культуры.

Необходимость социологической рефлексии ценностных ориентации обусловлена потребностью поиска адекватных ресурсов формирования физической культуры студенчества. Систему ценностных ориентации в определённой мере можно отнести к особому классу социальных систем, так как она образуется и воспроизводится деятельностью социальных агентов. Кроме того, ей присущи такие системообразущие признаки, как цель, иерархия, управление, синергия. Цель данной системы можно определить исходя из сущности ценностных ориентации, понимая, прежде всего, интеграцию различных социальных субъектов и их деятельности в социальном пространстве. Иерархия выражается в структурном строении ценностных ориентаций по степени своей значимости для социального субъекта. Управление же проявляется в действии социальных норм, соответствующих данным ценностным ориентациям, которые координируют и регулируют социальное поведение субъектов. Синергия — во взаимосвязи и взаимообусловленности ценностных ориентации (как элементов системы), обеспечивающих целостность и управляемость ценностно-ориентационной системы. Вследствие приведённых признаков можно утверждать, что система ценностных ориентации латентно содержит в себе соответствующие нормы поведения, обусловливающие социальное поведение субъектов - носителей данных ценностей. Тем самым система ценностных ориентации в наибольшей мере субъективна [4. С. 93].

Выделяют три различных уровня структурной иерархии ценностно-ориентационной системы: макросистема (система ценностных ориентации, общепринятая в обществе, характеризующаяся взаимодействием и взаимовлиянием ценностно-нормативной системы и системы общественных отношений); мезосистема (система ценностных ориентации социальной группы, отражающая неустойчивость взаимодействий социальных групп в их конкретных проявлениях, эффективность социального управления на уровне конкретной группы); Каждой из них присуща своя ориентация на определённый набор ценностей. Они взаимообусловлены и взаимозависимы в социальном пространстве, которое интегрирует в себе ценностные системы различного порядка: личностную, культурную и общественную систему.

При этом данные системы выражают три иерархически выстроенных структурных уровня социальной системы, дифференцированной на основе ценностного показателя.

Они взаимозависимы и взаимообусловлены. Их взаимодействие осуществляется на основе коммуникационных процессов, построенных на определении значений ценностей и норм, выражающихся в символах. Каждой системе соответствует своё символическое поле. Тем самым любое социальное действие «направляется» ценностями, которые соответствуют каждой из указанных систем. Оно является ориентированным в социальном пространстве по степени символической значимости ценностей [4. С. 94].

Основой взаимодействия личностной, культурной и общественной систем выступают ценностно-ориентированные группы социальных субъектов, интегрирующие качественные характеристики каждой из систем. Через систему ценностных ориентации личности физическая культура оказывает стабилизирщее/дестабилизирующее воздействие

на образ жизни индивида и общества, обеспечивает формирование индивидуального интереса к физическому совершенству как социально и культурно осознаваемой потребности.

При рассмотрении вопроса формирования физической культуры студенчества особый интерес вызывает артикуляция

экоантропоцентрической парадигмы социального познания, где культура трактуется как система кодифицированных образцов и норм поведения, деятельности, общения и взаимодействия людей, несущих регулятивную и контрольную функцию в социуме. Соответствующие нормы и образцы поведения, деятельности, общения и взаимодействия людей с элементами окружающей их среды создаются самими людьми в процессе коммуникации. Она реализуется в форме обмена действиями порождения и интерпретации текстов («текстовой деятельности»). Культурная субстанция, порождаемая и развиваемая людьми в коммуникации, «пребывающая» в людях и

эволюционирующая вместе с ними, впитывается поколениями людей, консолидируя их вокруг соответствующих норм и образцов.

Культура изначально коммуникативна, это не только имплицитная сторона человеческой деятельности, она напрямую связана с социальными практиками [2. С. 170]. В коммуникативной концепции культуры,

разработанной Э. Холлом и Дж. Трейджером, названы десять основных фокусов человеческой активности, комбинация которых порождает культуру, осуществляет «человеко-средовой метаболизм», это - интеракция, ассоциирование, питание, различение полов, территориальность, временные отношения, учение, игра, самозащита и использование материалов, орудий. Пересекающиеся формы овладевания жизненным опытом, освоения человеком окружающего его мира, обретения им умения анализировать события и поступки другого человека, обращаться с вещами, информацией, другими людьми - всё это образует так называемую Большую триаду в силу наличия трёх способов и соответствующих им этапов трёхфазного процесса интеграции человека в культуре: от формального следования образцам, или

формальной фазы, - к неформальной адаптации, или неформальной фазы и затем к инструментально-технологическому освоению культурных образцов и норм, или технологической фазы. Возникающая культурная субстанция, будучи частью сознания порождающих и воспроизводящих её людей, становится ещё и частью их жизненной среды, то есть того контекста, в котором протекает повседневная жизнедеятельность человека, кристаллизуется его ментальность, вырабатываются его мировоззрение, образ и стиль жизни [1. С. 102].

Определённой культуре соответствует своя система ценностей, а условия, в которых происходит их развёртывание в соответствии с потребностями социальных субъектов, формируют установку на заданную ценностную систему.

Важной характеристикой ценностно-ориентационной системы является сложность, определяющаяся субъективностью, достаточно широким диапазоном выбора путей развития, нелинейным воздействием на «своего носителя». Относительная самостоятельность данной системы обусловлена детерминированностью развития общества как социальной системы большего порядка. Одной из характеристик системы ценностных ориентации является её открытость, обусловленная наличием проницаемых границ, обладающих «входами» и «выходами» при соцальном взаимодействии с социокультурной средой. В силу свойства проницаемости границ она компенсирует энергию, нарушаемую самопроизвольными процессами, на восстановление внутренней организации и перестройку в связи с изменениями в системе общественных отношений.

Система ценностных ориентации не обладает сильно выраженной инертностью, поскольку воздействия внешней среды, воспринимаемые ею в виде информационных инноваций, вызывают смещение её равновесия и порой непредвиденные последствия, связанные с непредсказуемостью поведения социальных агентов.

Анализ социальной реальности показывает, что ценностноориентационная система периодически находится в своеобразной точке бифуркации в смысле выполнения воспроизводительной (передача культурного кода) и инновационной (преобразование действительности посредством полученных знаний - когнитивных компонентов ценностных ориентации) функций [6. С. 95].

Бифуркационность системы определяется её реакцией на введение новых элементов при взаимообмене с социокультурной средой! Последняя оказывает различное воздействие (по силе и частоте) на систему. Результаты такого воздействия могут выражаться в различных формах управления социальными субъектами, в частности манипуляцией их сознанием, поведением. При этом малые, но точно организованные воздействия, могут производить наибольший эффект. Система ценностных ориентации проявляет различные реакции на воздействие социокультурной среды, изменяющейся при общественных преобразованиях. Соответственно, на введение новых элементов реакции системы могут быть различны, что

зависит от степени её устойчивости, объёма и силы воздействия. Известно, что личностная система ценностных ориентации изменяется в зависимости от возраста, социального статуса субъекта, а также общественных преобразований. При этом определённые «изменения» могут быть различными и выражаться в реакции системы на них. Так, если система достаточно устойчива, то количество «новых» ценностей в ней будет небольшое, следовательно, они не смогут существенным образом повлиять на иерархию ценностей в системе и привести всю систему к новому режиму функционирования. В том случае, если же новые ценности (структурные флуктуации) наиболее значимы для личности, и они преобладают над «старыми», то они успешно «приживаются», и система переходит на новый режим функционирования, соответствующий новой структурной иерархии. Наконец, если новые ценности значительно доминируют в структурно неустойчивой ценностно-ориентационной системе, то, как правило, функционирование «старой» системы переходит в фазу разрушения. Подобный механизм воздействия факторов социокультурной среды может быть вполне адекватен и для функционирования системы ценностных ориентации не только на уровне личности, но и социальной группы и общества.

Как отмечает П.А. Сорокин, без культурных ценностей человеческое взаимодействие было бы просто физическим, а не социальным явлением. Без включения культурного элемента, значения ценностей и норм невозможно изучать факторы, регулирующие взаимодействие между индивидами, составляющими суть любых социальных институтов и организаций. Он выделял именно культурную систему, под которой понимал взаимосвязанное единство норм, ценностей, идей, материальных предметов, то есть культурные феномены, имеющие идеологическую, поведенческую, материальную или смешанную форму. При этом любая социальная группа имеет разделяемые её членами общие ценности и нормы. Тем самым члены одной социальной группы могут ориентироваться на различные культурные системы, в том числе и системы ценностей, что приводит к различению различных ценностно-ориентированных групп [5. С. 8].

Значительный вклад в развитие проблематики ценностных ориентации внёс создатель теории действия и системно-функциональной школы в социологии Т. Парсонс. В его исследованиях была сделана попытка построить общую аналитическую логико-дедуктивную теоретическую систему, охватывающую человеческую реальность во всём её многообразии.

На основе этого анализа Т. Парсонс приходит к пониманию человеческого действия как самоорганизующейся системы, специфику которой, в отличие от системы физического и биологического действия, он усматривал, во-первых, в символичности, то есть в наличии таких символических механизмов регуляции, как язык, ценности и т.п.; во-вторых, в нормативности, то есть в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм; наконец, в известной иррациональности и независимости от условий среды и в то же время зависимости от

субъективных «определений ситуации». Детальную разработку эти идеи получили в работах Э. Шилза, Т. Оппорта, Р. Шелдона и других исследователей. Подразумевается, что субъект действия (будь то индивид или коллектив) способен вычленять из окружающей среды отдельные объекты, различая и классифицируя их по месту, свойствам и т.д. (познавательная или когнитивная ориентация); что он различает в ситуации объекты, имеющие для него положительное или отрицательное значение с точки зрения удовлетворения его потребностей (катектическая ориентация); что среди познавательного и катектически оценённых объектов он вынужден производить дальнейший отбор и сравнительную оценку в плане первоочередности удовлетворения тех или иных своих потребностей (оценочная ориентация). Кроме того, ориентация деятеля на объекты ситуации имеет временное измерение, то есть связана с представлением деятеля о том, какие изменения будут иметь место в ситуации в случае того или иного его действия или бездействия. Это представление лежит в основе способности деятеля ставить перед собой цель и стремиться к её достижению [3. Р. 195]. Таким образом, анализ системы ценностных ориентации даёт возможность изучить её сложную, открытую, неустойчивую структуру, имеющую различные иерархические уровни в целях поиска ресурсов формирования физической культуры студенчества, а также прогноза путей эффективного развития в процессе социальной интеграции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дридзе Т. М. Экоантропоцентристская парадигма в социальном познании и социальном управлении // Человек. 1998. №2. С. 102.

2. Круткин В.Л. Визуальная репрезентация как антропологическая проблема // Вест. Удм. Ун-та. Сер. Социология и философия. 2003. С. 170.

3. Parsons T. Societies: evolutionary and comparative perspectives. New Jersey: NJVP, 1996 P. 195.

4. Семененко И. С. Глобализация и социокультурная динамика: личность, общество, культура// Полис. 2003. №1. С. 8.

5. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат,

1992, С. 219.

6. Сурина И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии. М.:Социум, 1999, 184с.

Е. V. Morozova

Valuable orientations in a projection of formation of physical training of students

Морозова Елена Вениаминовна Удмуртский государственный университет 426034, Россия, г. Ижевск, Университетская, 1 (корп. 6) e-mail: e_moroz@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.