Научная статья на тему 'Ценностные ориентации учащейся молодежи как показатель духовно-нравственного здоровья'

Ценностные ориентации учащейся молодежи как показатель духовно-нравственного здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / SPIRITUAL AND MORAL HEALTH / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUES / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / TERMINAL VALUES / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / INSTRUMENTAL VALUES / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / FACTOR ANALYSIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Будукоол Лариса Кара-Саловна, Дада Долаана Чигир-Ооловна

Проведено исследование студентов средних профессиональных образовательных организаций по методике оценки ценностных ориентаций М. Рокича, которая определяет терминальные и инструментальные ценности. Обследование проводили в трех образовательных организациях Республики Тыва. Было показано, что студенты высоко ранжируют такие терминальные ценности, как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «активная деятельная жизнь». На последних местах по значимости оказались «счастье других», «независимость», «непримиримость к недостаткам в себе и других». В инструментальных ценностях на первые места респонденты поставили «воспитанность», «аккуратность», «образованность», «жизнерадостность». Показаны различия ценностных ориентаций по образовательным организациям и по полу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Будукоол Лариса Кара-Саловна, Дада Долаана Чигир-Ооловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATION OF STUDENTS AS EVIDENCE moral health

This paper focuses on the research of students of professonal educational institutions. According to the method of M. Rokeach of moral values, it defines terminal and instrumental values. The research work took place in three educational institutions of the Republic of Tuva. It has been shown that students rank high terminal values such as «health», «having of good and true friends», «active life», and the less important values are «the happiness of others», «independence», intolerance to themselves and others. In instrumental values at the first place respondents put «accuracy», «education», «cheerfulness». The article shows the differences of value orientation and gender differences and educational institutions.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации учащейся молодежи как показатель духовно-нравственного здоровья»

ФИЗИОЛОГИЯ PHYSIOLOGY

УДК 37.012.5.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

Будук-оол Л.К., Дада Д. Ч.

Тувинский государственный университет, Кызыл

VALUE ORIENTATION OF STUDENTS AS EVIDENCE MORAL HEALTH

Buduk-ool L.K., Dada D. Ch.

Tuvan State University, Kyzyl

Проведено исследование студентов средних профессиональных образовательных организаций по методике оценки ценностных ориентаций М. Рокича, которая определяет терминальные и инструментальные ценности. Обследование проводили в трех образовательных организациях Республики Тыва. Было показано, что студенты высоко ранжируют такие терминальные ценности, как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «активная деятельная жизнь». На последних местах по значимости оказались «счастье других», «независимость», «непримиримость к недостаткам в себе и других». В инструментальных ценностях на первые места респонденты поставили «воспитанность», «аккуратность», «образованность», «жизнерадостность». Показаны различия ценностных ориентаций по образовательным организациям и по полу.

Ключевые слова: духовно-нравственное здоровье, ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, факторный анализ.

This paper focuses on the research of students of professonal educational institutions. According to the method of M. Rokeach of moral values, it defines terminal and instrumental values. The research work took place in three educational institutions of the Republic of Tuva. It has been shown that students rank high terminal values such as «health», «having of good and true friends», «active life», and the less important values are - «the happiness of others», «independence», intolerance to themselves and others. In instrumental values at the first place respondents put - «accuracy», «education», «cheerfulness». The article shows the differences of value orientation and gender differences and educational institutions .

Key words: spiritual and moral health, values, terminal values, instrumental values, factor analysis.

Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель, нельзя не остановиться на его определении, данном ВОЗ, в котором здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов (ВОЗ, Устав - Женева, 1998 г.).

Духовно-нравственное здоровье понимается как способность к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, созданию установки на здоровый образ жизни.

Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий. От того, какие цели и средства для их достижения выбирает

молодой человек, зависит его будущая счастливая жизнь, а также развитие общества в целом.

Система ценностей человека занимает важное место в структуре личности. Ценности являются одним из источников мотивации поведения. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида [1].

Именно ценностные ориентации определяют духовный стержень человека, выражают его отношение к миру и к самому себе, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, наполняют жизнь смыслом, представляют основной канал усвоения человеком духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения, являются системообразующим элементом мировоззрения [2]. По доминирующим в обществе ценностям можно определить уровень культурного развития общества, степень его цивилизованности, интересы, превалирующие в обществе [3].

На современном этапе ценности российской молодежи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствие четких морально -нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска [4]. Поэтому необходимо понять, что для молодых людей сегодня является важным, каковы их жизненные ценности, и что необходимо сделать для того, чтобы направить эти ориентиры в нужное русло. Для начала необходимо понять, что такое ценности вообще.

Ценности - культурные стандарты, отталкиваясь от которых, люди определяют благо, добродетель и красоту, которые в широком смысле являются нормативами жизни в обществе. Ценности - это то, что важно, к чему стоит стремиться [5].

Ценностные ориентации молодежи основаны на двух направлениях. Первое - это направление духовности, характеризующееся господством нравственных установок, гуманизма, человеколюбия. Второе направление, которое распространяется в последнее десятилетие, нацелено на индивидуализм, приоритет материального над духовным.

По результатам исследования В.Е. Семенова (2007) выделены главные жизненные ценности как семья, наличие хороших и верных друзей, здоровье, затем следуют интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает) [6]. Следует отметить, что ценностные ориентации молодежи в последние 30 - 40 лет претерпели заметные изменения, особенно это касается значимости труда. В советское время, в 1960-е - первой половине 1970-х гг., ценность интересной работы у молодёжи была на первом месте, её выбирало не менее 2/3 респондентов; теперь она на четвертом месте. Это обусловлено, в частности, тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания. В средствах массовой информации исчез образ честного труженика, передовика производства.

В последующие годы заметна тенденция - потребность в восстановлении таких ценностей, как «спокойная жизнь», «душевная гармония», значимость равенства возможностей, интересной работы. При этом российская молодежь не озабочена сегодня

мировыми проблемами. Ценностный мир для российской молодежи несут в себе мотивации, находящиеся в иной плоскости: полноценная работа, досуг, вера в собственные силы, безопасность семьи, устойчивые личные отношения. Для современной молодежи важными сегодня являются деньги, образование и профессия, деловая карьера и удовольствия; она больше ориентирована на индивидуальные ценности.

Цель исследования: Оценка духовно-нравственного здоровья по ценностным ориентациям студентов.

Методы и контингент исследования: В исследовании приняли участие студенты первых курсов Тувинского строительного техникума (г. Кызыл), Ак-Довуракского горного техникума (г. Ак-Довурак), Тувинского техникума жилищно-коммунального хозяйства и сервиса (г. Шагонар). Возраст респондентов от 15 до 17 лет, всего 145 студентов (из них юношей - 63 и девушек - 82).

Для изучения ценностных ориентаций студентов использовали опросник «Ценностные ориентации» М. Рокича, который состоит из двух частей. Первая часть опросника форма А содержит терминальные ценности, которые можно отнести к характеристикам внутреннего мира человека. Вторая часть опросника форма В содержит инструментальные ценности, выявляющие приоритетные способы, используемые человеком для достижения своих целей [7].

При проведении тестирования по методике М. Рокича испытуемым предъявлялись 2 списка ценностей (терминальные (18) и инструментальные (18)), которые предлагалось проранжировать от самого важного до самого незначительного. По результатам ранжирования подсчитывалось среднее значение рангов, присвоенных каждой ценности в каждой группе исследуемых студентов.

Результаты исследования подвергались статистической обработке с использованием пакета статистических программ «^аЙБЙса 6.0». Различия считались значимыми при р<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ распределения рангов показал, что самые высокие ранги у юношей и девушек имеют такие ценности, как «здоровье» (2,8), на втором месте - «активная деятельная жизнь» (6,6), а на третьем - «любовь» (6,9). Из списка А ценности «творчество» (14,3) и «счастье других» (14,6) заняли самые последние места (рис. 1).

Рис. 1. Ранжирование терминальных ценностей у юношей и девушек

Такие ценности, как «продуктивная жизнь» и «счастливая семейная жизнь» имеют достоверные различия по полу, причем девушки оценивают их более высоко, чем юноши.

Сегодня, когда ценность семьи теряется в обществе, девушки ставят ее выше, чем юноши - 8,7 и 9,0 места соответственно. Возможно, это связанно с желанием получить семейный статус и с более ранним взрослением девушек.

Рис. 2. Ранжирование инструментальных ценностей у юношей и девушек

Анализ ценностей из списка В показал, что на первое место респонденты поставили «воспитанность» (4,4), на второе место - «аккуратность» (6,1),на третье -«образованность» (6,8). Между юношами и девушками достоверные различия показаны в выборе «непримиримость к недостаткам в себе и других», причем юноши более непримиримы к «недостаткам в себе и других», 10,8 и 13,2 места соответственно. Возможно, это связано с давно сложившимся стереотипом, что мужчины более прямолинейны и меньше идут на компромиссы.

Таблица 1

Ранжирование терминальных ценностей (список А, М±m)

Терминальные Техникум жилищно-коммуналь- Ак-Довуракский Тувинский

ценности ного хозяйства и сервиса горный техникум строительный техникум

Юноши девушки юноши девушки Юноши девушки

Активная 7,5 0,7 6,9 1,0 7,9 2,1 7,8 1,0 5,3 1,1 5,6 1,2

деятельная жизнь

Жизненная 9,8 0,8 8,5 1,0 5,3 1,8 8,6 0,9 6,2 0,9 5,3 0,8

мудрость

Здоровье 3,2 0,5 2,3 0,6 4,0 1,8 6,0 1,2 2,6 0,6 3,5 0,8

Интересная работа 7,2 0,8 7,5 1,2 7,3 1,8 9,9 0,9 8,6 1,2 11,1 1,2

Красота природы и 11,7 0,7 11,5 1,0 9,7 2,4 10,7 1,0 8,4 0,9 9,3 0,9

искусства

Любовь 5,8 0,7 6,9 0,9 6,6 0,9 6,6 0,9 8,6 1,0 6,5 1,1

Материально 8,2 0,9 8,2 1,1 11,4 2,0 9,6 1,2 8,8 0,7 8,6 0,8

обеспеченная жизнь

Наличие хороших и 6,2 0,6 6,9 0,9 10,3 1,4 7,7 1,0 7,5 0,8 6,7 0,8

верных друзей

Общественное 11,9 0,8 11,5 1,0 7,7 1,7 8,9 0,7 9,7 0,3 10,8 0,8

признание

Познание 11,0 0,8 10,0 1,0 10,0 1,4 6,5 0,9 8,3 0,8 9,9 1,0

Продуктивная 12,2* 0,6 9,9 0,7 10,7 13,5 9,5 0,9 11,0 0,7 10,5 0,7

жизнь

Развитие 10,2* 0,8 9,4 0,9 8,6 1,2 9,2 0,8 9,7 0,8 10,1 1,0

Развлечение 10,9 0,7 13,3 0,9 12,3 1,8 14,1 0,7 13,4 0,7 11,5 0,8

Свобода 11,0* 1,1 5,0 1,0 8,7* 2,3 13,6 0,7 11,6 1,0 11,4 0,8

Счастливая 6,6* 1,1 15,0 0,7 12,1 2,2 7,9 1,2 10,4 1,0 10,5 1,1

семейная жизнь

Счастье других 15,1 0,6 14,4 0,7 14,9 1,3 12,9 0,8 13,8 0,8 13,9 0,7

Творчество 13,4* 1,0 9,0 1,0 10,4 2,9 12,6 0,9 14,2 0,7 14,6 0,6

Уверенность в себе 9,0 1,0 6,9 1,0 10,6 2,2 8,4 1,0 12,0 1,2 10,5 1,0

По результатам проведенных исследований среди студентов установлены различия в ранжировании терминальных ценностей: у студентов техникума жилищно-коммунального хозяйства и сервиса «здоровье» имеет средний ранг - 3,2, Ак-Довуракского горного техникума - 4,5, Тувинского строительного техникума - 3,5.

В техникуме жилищно-коммунального хозяйства и сервиса между юношами и девушками достоверные различия оказались по выбору «продуктивная жизнь»: у юношей данная ценность находится в среднем на 12,2 месте, а у девушек - на 9,9 месте. Терминальные ценности «свобода» и «развитие» также имеют различия по полу: «свободу» юноши поставили на 11,0 место, а девушки - 5,0 место (возможно, это связано с желанием юношей быстрее стать самостоятельными и независимыми в суждениях и поступках). В Ак-Довуракском горном техникуме юноши, наоборот, «свободе» отдали более высокое место. Ценность «развитие» юноши поставили на 10,2 место, девушки -на 9,4 место. Вероятно, девушки считают важным работу над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование (табл.1).

Таблица 2

Ранжирование инструментальных ценностей (список В, М±т)

Инструментальные Техникум жилищно - Ак-Довуракский Тувинский

ценности коммунального горный техникум строительный техникум

хозяйства и сервиса

юноши девушки юноши девушки Юноши девушки

Аккуратность 5,6 0,9 4,5 0,9 9,3 2,7 0,8 1,3 3,5 0,9 3,0 0,7

Воспитанность 12,7 1,0 11,8 1,1 9,1 2,5 5,0 1,2 3,7 0,7 3,9 0,8

Высокие запросы 7,4 1,1 7,2 1,0 11,2 2,0 13,6 0,8 6,2 1,0 8,7 1,2

Жизнерадостность 11,0 0,9 13,4 1,1 9,9 2,5 6,8 0,8 5,8 0,8 7,0 1,0

Исполнительность 11,0 0,9 9,0 1,2 9,7 2,2 7,3 0,8 6,8 0,9 8,2 0,9

Независимость 14,4 0,6 14,8 0,8 13,0 1,8 10,7 1,0 7,5* 0,8 11,0 0,9

Непримиримость к 4,9 0,7 5,2 0,6 7,1* 1,8 12,7 1,1 7,8* 0,8 12,3 1,0

недостаткам в себе и

других

Образованность 8,2 0,8 6,6 0,7 11,3* 2,8 6,4 1,0 7,8 0,8 6,2 0,8

Ответственность 10,9 0,7 19,2 7,8 9,7 1,1 10,3 0,9 9,5 0,7 7,9 0,9

Рационализм 10,6 0,7 11,1 1,0 8,0* 1,3 12,4 0,9 11,5 0,8 12,1 0,9

Самоконтроль 8,3 0,9 9,0 0,9 11,1 1,5 10,0 1,0 10,8 0,8 10,2 0,8

Смелость в 7,8 0,9 10,1 1,1 7,4 1,5 10,8 0,8 11,4 0,7 10,6 0,8

отстаивании своего

мнения, взглядов

Твердая воля 11,2 0,8 10,6 0,9 7,6 1,2 9,7 0,6 12,7 0,6 11,1 0,9

Терпимость 11,2 0,8 12,3 0,9 7,3 1,8 10,7 0,9 12,5 0,8 10,9 1,0

Широта взглядов 6,2 0,7 8,3 1,1 9,1 1,8 10,5 0,9 3,9 0,8 3,2 0,8

Честность 11,2 0,8 9,9 1,2 10,7 2,2 8,1 1,0 12,3 0,9 9,9 1,0

Эффективность в 10,5 0,8 10,0 1,1 11,6 1,7 10,4 1,0 14,2 0,9 12,3 0,8

делах

Чуткость 5,6 0,9 4,5 0,9 11,7 2,4 9,3 0,9 3,5 1,1 2,2 0,9

Анализ инструментальных ценностей в техникуме жилищно-коммунального хозяйства и сервиса показал, что юноши на первое место ставят «непримиримость к недостаткам в себе и другим» (4,9), а девушки - «аккуратность» (4,5).

В Ак-Довуракском горном техникуме юноши на первое место поставили также «непримиримость к недостаткам в себе и другим», а девушки - «воспитанность». Достоверные отличия показаны у юношей и девушек в выборе ценностей «непримиримость к недостаткам в себе и другим» и «рационализм», причем для юношей они более важны, чем для девушек, а «образованность», наоборот, у девушек (6,4) занимает более высокое место, чем у юношей (11,3).

Студенты Тувинского строительного техникума, и юноши и девушки, на высокие места ставят «аккуратность» и «воспитанность». По «независимости» и «непримиримости к недостаткам в себе и другим» показаны достоверные различия по полу, причем эти ценности более значимы для юношей, чем для девушек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вывод:

Результаты исследования оценки духовно-нравственного здоровья по терминальным ценностным ориентациям студентов образовательных организаций Республики Тыва показали, что у студентов преобладают биосоциальные ценности над духовными, т.е. «здоровье», «любовь» - над «активной деятельной жизнью». Такие терминальные ценности, которые можно отнести к абстрактным ценностям («счастье других», «творчество»), занимают самые последние места.

В структуре духовно-нравственного здоровья по инструментальным ценностям доминируют «воспитанность» и «образованность», т.е. социокультурные качества человека.

Наблюдается синхронность при выборе ведущих ценностей у студентов Ак-довуракского горного техникума и техникума жилишно-комунального хозяйства и сервиса. Ведущие терминальные ценности: на первом месте - «здоровье», на втором и третьем - «любовь», «жизненная мудрость», «наличие друзей». Можно утверждать, что для студентов этих образовательных организаций приоритетной является сфера семейных отношений. Студенты Тувинского строительного техникума, и юноши и девушки, на второе и третье место выбрали «жизненую мудрость» и «активную деятельную жизнь».

«Работа» как ценность для студентов менее значима по сравнению с «друзьями», «любовью» и «жизненной мудростью», однако профессиональная самореализация очень важна.

Библиографический список

1. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социол. исслед. 2002. №1. С.96.

2. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. 2001. № 1. С.58-65.

3. Титаренко, Л.Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект / Л.Г. Титаренко. Мн.: БГУ, 2004. 205 с.

4. Волосков И. В. Особенности социализации учащейся молодежи // Социологические исследования. 2009. № 6. С. 107-109.

5. Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе. СПб.: Питер, 2008. С. 400.

6. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования . 2007. № 4. С. 37-43.

7. Дащинская Т.Н., Холманский А.С. Социобиологические факторы духовной эволюции // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал. 2012. № 1. URL: www.science-education.ru/101-5451.

Bibliograficheskii spisok

1. Gavrilyuk V.V., Trikoz NA. Dinamika tsennostnykh orientatsij v period sotsial'noj transformatsii // Sotsiol. issled. 2002. №1. S.96.

2. Leont'ev, DA. Professional'noe samoopredelenie kak postroenie obrazov vozmozhnogo budushhego / DA. Leont'ev, E.V. SHelobanova // Voprosy psikhologii. 2001. № 1. S.58-65.

3. Titarenko, L.G. TSennostnyj mir sovremennogo belorusskogo obshhestva: gendernyj aspekt / L.G. Titarenko. Mn.: BGU, 2004. 205 s.

4. Voloskov I. V. Osobennosti sotsializatsii uchashhejsya molodezhi // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2009. № 6. S. 107-109.

5. Gulina M. А. Slovar'-spravochnik po sotsial'noj rabote. SPb.: Piter, 2008. S. 400.

6. Semenov V. E. TSennostnye orientatsii sovremennoj molodezhi // Sotsiologicheskie issledovaniya . 2007. № 4. S. 37-43.

Тувинский государственный университет

7. Dashhinskaya T.N., KHolmanskij A.S. Sotsiobiologicheskie faktory dukhovnoj ehvolyutsii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya : ehlektronnyj zhurnal. 2012. № 1. URL:www.science-education.ru/101-5451.

Будук-оол Лариса Кара-Саловна - доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, E-mail: buduk-ool@mail.ru

Дада Долаана Чигир-ооловна - аспирант Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: dadadolana@mail.ru

Buduk-ool Larissa - Sc.D., Associate Professor, Department of Anatomy, Physiology and Safety Tuvan State University, E-mail: buduk-ool@mail.ru

Dada Dolaana - graduate student Tuvan State University, E-mail: dadadolana@mail.ru

УДК 612.821+159.9+378+316.6

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА РАЗНЫХ СОЦИОТИПОВ

Будук-оол Л.К., Сарыг С.К., Какай-оол С.

Тувинский государственный университет, Кызыл

THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF UNIVERSITY STUDENTS IN DIFFERENT SOCIOTYPES

Buduk-ool L.K., Saryg S.K., Kakay-ооl S.

Tuvan State University, Kyzyl

В статье анализируются особенности психофизиологических характеристик студентов Тувинского государственного университета в зависимости от социотипа. У студентов доминируют социалы и гуманитарии, что указывает на преобладание в университете социально-гуманитарного направления подготовки специалистов. Показано, что среди студентов-юношей преобладают социалы, затем следуют управленцы, среди девушек - гуманитарии и затем также социалы. Среди девушек оказалось меньше всего управленцев, среди юношей - сайентистов. Определены психофизиологические особенности студентов Тувинского университета разных социотипов.

Ключевые слова: студенты, социотипы, личностная тревожность, стратегии поведения, психопатизация, невропатизация.

The article analyses the peculiarities of psycho-physiological characteristics of students of Tuvan State University, depending on their social type. Among students, socialists and humanists dominate, indicating the predominance of the socio-humanities training in the university. It is shown that among students, boys dominate the socials, followed by managers, and among girls it is the humanities and then also the socials. Girls were less likely to be managers, and among boys they were less likely to be scientists. The psychophysiological features of Tuvan students of the university of various sociotypes was defined.

Key words: students, socialtypes, trait anxiety, behavioral strategies psihopatisation, neuropatisation.

В современной психофизиологии большое внимание уделяется исследованиям характеристик индивидуально-типологических особенностей личности, поскольку это является основой индивидуализации обучения, профессиональной и спортивной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.