Научная статья на тему 'Ценностные ориентации учащейся молодежи'

Ценностные ориентации учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
168
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Узлов Н. Д., Семенова М. Н., Новиков А. С., Симанова Н. А.

В статье приводятся данные, касающиеся исследования ценностных ориентаций разных категорий учащихся молодежи за период 2003-2008 г. На выборке 434 испытуемых показано, что в сознании учащейся молодежи доминирует индивидуализированная ориентация на личные гедонистические ценности в ущерб ценностям самореализации и социального взаимодействия, что отражает в целом кризисные явления в духовном развитии общества, и является проявлением более масштабного аксиологического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации учащейся молодежи»

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

© Узлов Н.Д.*, Семенова М.Н.*,

Новиков А.С.*, Симанова Н.А.*

Березниковский филиал Пермского государственного университета,

г. Березники

В статье приводятся данные, касающиеся исследования ценностных ориентаций разных категорий учашдхся молодежи за период 20032008 г. На выборке 434 испытуемых показано, что в сознании учащейся молодежи доминирует индивидуализированная ориентация на личные гедонистические ценности в ущерб ценностям самореализации и социального взаимодействия, что отражает в целом кризисные явления в духовном развитии общества, и является проявлением более масштабного аксиологического кризиса.

1990-е годы стали переломными для массового сознания в плане изменения ценностей. Принимая и поддерживая главные базовые ценности (семья, нравственность, закон и порядок, свобода, стабильность, хорошая профессия, интересная работа), молодежь в отличие от старшего поколения, оказалась более практична и независима: она ставит материальное благополучие как основную жизненную ценность.

В апреле-мае 2002 г. социологической лабораторией Российской академии предпринимательства (РАП) проведен выборочный опрос 487 студентов ряда московских вузов в целях выявления их жизненных ценностей и трудовой мотивации, прежде всего взглядов на высшее образование и его влияние на выработку мировоззренческих и профессиональных установок. В обследовании участвовали студенты государственных и негосударственных вузов столицы. Опросы показали, что выбор профессии в значительной степени определяется ее предполагаемой «доходностью» и тем, насколько быстро она позволит достичь материального благополучия. В числе предпочитаемых ценностей доминировали «материальное благополучие», «семья» и «здоровье». Было также показано, что студенты, обучающиеся по так называемым рейтинговым специальностям (экономика, юриспруденция), реже ориентируются на «социально-нравственные» ценности (порядочность, свобода выбора, дружба) как важные для себя и в большей степени, чем представители других профессий, нацелены на по-

* Заведующий кафедрой Психологии и социальной работы, кандидат медицинских наук.

* Доцент кафедры Психологии и социальной работы, кандидат психологических наук.

* Доцент кафедры Психологии и социальной работы, кандидат медицинских наук.

* Старший преподаватель кафедры Психологии и социальной работы.

лучение высоких доходов и организацию собственного бизнеса. Хотя данный контингент респондентов ориентирован на высокий профессионализм, при более подробном опросе выяснилось, что молодежь рассматривает собственность не как возможность заняться нужным для общества и для себя делом, а как средство получения максимальной независимости - профессиональная самореализация уступает место социальному статусу [2].

На кафедре психологии Березниковского филиала ПГУ также систематически проводятся исследования, касающиеся ценностных ориентаций учащейся молодежи. Так, в работе О.В. Овчинниковой с соавторами [4] изучались ценностные ориентации старшеклассников (38 чел.), лицеистов (40 чел.) и студентов-психологов БФ ПГУ (18 чел.). Качественный анализ ценностей всех трех категорий молодежи г. Березники показал следующие особенности: 1) индивидуализированная ориентация на личные ценности (любовь, уверенность в себе, счастливая семейная жизнь, материальная обеспеченность; 2) снижение значимости качеств личности, таких как счастье других, эмпатия, чуткость, исполнительность. Исследование ценностей по опроснику Е.Б. Фанталовой показало, что к числу непринимаемых ценностей относятся такие, как «активная деятельная жизнь», «познание», «творчество», «красота природы и искусства».

В другом исследовании [9] изучались ценностные ориентации студентов 1-3 курсов дневной формы обучения (51 чел.). Как и в предыдущей работе, студенты-психологи выбирали и отвергали те же ценности. К числу доступных, но неважных они относили «интересную работу», «творчество», к низкодоступным (1-2 курс) - «материально обеспеченную жизнь» и совсем недоступным - «семейное счастье».

Салминой ГА. и Семеновой М.Н. [6] было проведено сравнительное изучение ценностных ориентаций студентов-юристов (29 чел.) и психологов БФ ПГУ (20 чел.). В обеих выборках в рейтинге предпочитаемых терминальных ценностей значились «здоровье», «материально обеспеченная жизнь», «любовь» (у юристов) и «уверенность в себе» (у психологов), предпочитаемых инструментальных ценностей «ответственность», «независимость», «воспитанность» (у юристов) и «образованность» (у психологов). В обеих группах к числу отвергаемых терминальных ценностей студенты относили «творчество», «счастье других людей», «красота природы и искусства», инструментальных - «широту взглядов», «чуткость и заботливость», «высокие запросы», «непримиримость к недостаткам в себе и других».

2008 году на базе Соликамского медицинского училища было опрошено 92 студента в возрасте от 15-18 лет (86 девушек и 6 юношей). В рейтинге терминальных ценностей (по М.Рокичу) у студентов-медиков доминировали «здоровье», «любовь» (у первокурсников), «развитие» (у студентов 2-го и 3-го курсов), «наличие хороших и верных друзей», «интересная работа», «познание» (соответственно у студентов 1-го, 2-го и 3-го курсов).

К числу отвергаемых ценностей студенты относили «творчество», «красоту природы и искусства», «общественное признание», «продуктивную жизнь». Среди предпочитаемых инструментальных ценностей у студентов всех курсов доминировали «ответственность» и «образованность», а также «чуткость» (1-й курс), «честность» (2-й курс) и «терпимость» (3-й курс), кото-

рые в известной степени отражают деонтологически значимые качества будущего специалиста. Студенты отвергают «высокие запросы», «непримиримость к недостаткам в себе и других», «рационализм». По опроснику Е.Б. Фанталовой студенты всех курсов указывали на «счастливую семейную жизнь» (как низко доступную в будущем), «наличие хороших и верных друзей» (ценность, доступную в будущем), «любовь»; отвергали «красоту природы и искусства», «творчество» (низко доступные ценности в будущем) и «активную деятельную жизнь». Интересно, что студенты к числу малодоступных ценностей относили «материально обеспеченную жизнь», «счастливую семейную жизнь» и «здоровье» (!), что отражает их будущий пессимизм относительно возможностей с помощью профессии среднего медицинского работника обеспечить себе достойную жизнь [7]. Эти данные также близки пессимистическим ожиданиям студентов-психологов [9].

В 2006 г. аналогичное исследование было проведено среди учащихся ПТУ, в котором принимали участие 75 юношей в возрасте 17-20 лет. Исследование ценностей по опроснику Е.Б.Фанталовой показало, что будущие рабочие в качестве приоритетных выбирают ценности: «наличие хороших и верных друзей», «свобода», «счастливая семейная жизнь», которые, кроме того, считают доступными и в будущем; и отвергают как малозначимые ценности творчества, познания, «красоту природы и искусства», «активную жизнь» (как на малодоступные в будущем указывали от 40 до 72 % респондентов), «интересную работу» (малодоступная ценность в будущем для 23 % опрошенных) [5].

В другом исследовании [3] изучались ценностные предпочтения здоровых и физически тяжело больных подростков 13-16 лет, в том числе 20 учащихся общеобразовательных школ из неполных, 22 учащихся из полных семей; 13 онкологически больных подростков и 16 чел., перенесших термические ожоги. Исследование показало однотипную картину как по опросникам М.Рокича, так и Е.Б.Фанталовой: практически все испытуемые в числе предпочитаемых ведущих и терминальных ценностей выделяли «любовь», «материально обеспеченную жизнь», «здоровье», «счастливую семейную жизнь», наличие верных друзей» (за исключением подростков из неполных семей, которые предпочитали дружбу «развлечениям»), инструментальных - «жизнерадостность», «независимость», «воспитанность» (все), «твердую волю» (подростки из полных семей и онкобольные), «образованность» (неполные семьи и онкобольные), «терпимость» и «смелость» (ожоговые пациенты).

Подростки отвергали (опросник Е.Б.Фанталовой) стопроцентно ценности «творчества», познания», «красоту природы и искусства», «интересную работу», «активную деятельную жизнь»; «уверенность в себе» (подростки из полных семей); терминальные ценности по М Рокичу: «красоту природы и искусства», «творчество», «познания» (все), «жизненную мудрость» (кроме подростков из полных семей), «развитие» (кроме подростков из неполных семей), «уверенность в себе» (подростки из полных семей), «интересную работу» (подростки из неполных семей). Обследованные отвергали следующие инструментальные ценности: «исполнительность», «рационализм», «высокие запросы» (все), «непримиримость к недостаткам в себе и других» (подростки из полных семей и больные онкологическими заболеваниями), «самоконтроль» (кроме подростков из полных семей), «терпимость (подростки из полных и неполных семей), «чуткость» (подростки с ожоговой болезнью).

Проведенные нами исследования показали, что общая структура ценностных предпочтений едина для всех подростков независимо от состояния здоровья и состава семьи. Она также практически мало меняется по мере взросления: как у школьников, так и студентов преобладает индивидуализированная ориентация («материально обеспеченная жизнь», «любовь», «здоровье», «счастливая семейная жизнь» и др.), которая отражает скорее абстрактные, нежели реалистические ожидания на будущее. Наиболее ценными качествами (инструментами) личности молодые люди считают независимость, образованность, ответственность, смелость, жизнерадостность, терпимость, воспитанность, которые, по-видимому, и дадут им возможность достичь желаемых целей. Более приземленной оказалась оценка студентов, у которых уже на этапе освоения профессии вырабатываются пессимистические ожидания по поводу своей будущей взрослой жизни: к числу малодоступных, хотя и желаемых ценностей они относят «материально обеспеченную жизнь» и «семейное счастье» (психологи, медики), «интересную работу», «активную жизнь» (будущие рабочие).

Анализируя вышеприведенные работы в контексте рассматриваемой нами темы, можно видеть преобладание тенденций достигнуть высоких уровней материальной обеспеченности при отвержении «высоких запросов», «творчества», «активности», т.е. реальных усилий по их достижению.

Вызывает беспокойство тот факт, что учащаяся молодежь всех возрастных групп (от 13 до 20 лет) отвергает почти 100-процентно эстетические ценности («красота природы и искусства»); в меньшей степени, но весьма значительно, ценности творчества и познания, а также «активную деятельную жизнь»; в рейтинге отвергаемых терминальных ценностей присутствуют «интересная работа», «общественное признание», «развитие», «счастье других». Малоценными для них являются такие качества личности, как широта взглядов, чуткость и заботливость, рациональность, высокие запросы как инструменты личностного развития.

Большое количество испытуемых, принявших участие в исследованиях 2003-2008 гг. (434 чел.) позволяет предположить, что обнаруженные нами тенденции на основе психодиагностических методик, отражают реальную ситуацию в молодежном массовом сознании, которое, как и российское общество в целом, переживает аксиологический кризис [8]. Его индикаторами являются социальная пассивность, уход в «виртуальные миры», подверженность влиянию масс-медиа, индивидуалистические гедонистические потребности, свойственные западной молодежи 1960-х («секс, наркотики, рок-н-ролл», «танцуй, пока молодой»), падение престижа знаний и культурных ценностей и др. Одним из таких индикаторов является ориентация студентов вузов на получение диплома, вместо более глубокого освоения профессии и на ее основе построения карьеры, что подтверждается и в результатах наших исследований [1].

Список литературы:

1. Боробова О.В. Мотивация учебной деятельности студентов-психо-логов БФ ПГУ [Текст] / О.В. Боробова, О.В. Овчинникова // Актуальные проблемы практической психологии: матер. 2-й Ежегодной конфер. студентов и учащихся Вехнекамья. - Березники, 2004. - С. 25-31.

2. Лясникова Ю. Жизненные ценности и социально-трудовые ожидания студенческой молодежи [Текст] / Ю. Лясникова // Человек и труд. -2003. - № 4. - С. 58-60.

3. Моховикова А. А. Ценностные предпочтения здоровых и физически тяжело больных подростков [Текст]: выпускная квалификационная работа / А. А. Моховикова; научный руководитель А. С. Новиков. - Березники: БФ ПГУ, 2006. - 59 с.

4. Овчинникова О.В. Новые ответы на старые вопросы о ценностях / О.В. Овчинникова, Н.Д. Узлов, Е.Б. Букатина, А.А. Бабина, Е.И. Сапунова // Феномен человека в психологических исследованиях и социальной практике: матер. 1-й междунар. научно-практ. конференции 31 октября - 1 ноября 2003 г. - Смоленск: СГПИ, 2003. - С. 242-246.

5. Поцелуйкина А.С. Связь смысложизненных ориентаций с направленностью в общении, самооценкой и ценностями у юношей - выпускников профессионального училища [Текст]: выпускная квалификационная работа / А.С.Поцелуйкина; научный руководитель Н.А. Симанова. - Березники: БФ ПГУ, 2007. - 59 с.

6. Салмина Г.А. Ценностные ориентации студентов с различной профессиональной направленностью [Текст] / Г.А. Салмина, М.Н. Семенова // Актуальные проблемы практической психологии: матер. 2-й Ежегодной конфер. студентов и учащихся Вехнекамья. - Березники, 2004. - С. 22-25.

7. Тимашева А.А. Ценностные ориентации и личностные особенности студентов разных курсов Соликамского медицинского училища [Текст]:

выпускная квалификационная работа / А.А.Тимашева; научный руководитель Т.Н. Медведева. - Березники: БФ ПГУ, 2006. - 70 с.

8. Узлов Н.Д. Духовный кризис и гуманитарное образование [Текст] / Н.Д.Узлов // Актуальные проблемы современности: матер. 3-й Ежегодной конфер. студентов и учащихся Верхнекамья. - Березники, 2005. - С. 11-13.

9. Шварева Е.В. Особенности системы ценностных ориентаций студен-тов-психологов разных курсов БФ ПГУ [Текст] / Е.В.Шварева, О.В. Овчинникова // Актуальные проблемы практической психологии: матер. 2-й Ежегодной конфер. студентов и учащихся Вехнекамья. - Березники, 2004. - С. 17-22.

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ: «ЦЕННОСТИ»

И «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ»

© Цоц М.К.*

Военный автомобильный институт, г. Рязань

В статье рассматриваются теоретические основы понятий «ценности» и «ценностные ориентации» как важнейшие характеристики личности человека. Исследуются проблемы понятий с точки зрения специфики контекста.

Смысл понятий «ценность», «ценностные ориентации», используемых в разных теориях, во многом определяется субъективной позицией исследователей. В результате получается не просто множество определений одного и того же, а разные понятия, которые пересекаются, но не сводятся друг к другу и имеют разную смысловую нагрузку. Поэтому изучение проблемы ценностей должно быть связано с исследованием и уточнением специфики контекста, в котором употребляется понятие «ценности». В зависимости от смысловой нагрузки этих терминов возможно принципиальное различие их осмысления. Традиция российского рассмотрения проблемы связана с соотнесением ценности к сфере должного, которое обычно берется в качестве нормы, идеала, цели, но в реальной жизни не всегда осуществимо.

Следует выделить точку зрения Р. Рокича, согласно которой ценности есть устойчивые убеждения на определенный способ поведения или существования, есть индивидуальный или социально предпочтительный перед каким-то иным способом поведения личности в подобной ситуации. Сама система ценностей представляет собой некоторую устойчивую сово-

* Преподаватель кафедры Русского и иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.