Научная статья на тему 'Ценностные ориентации студентов педагогических специальностей с разными уровнями субъективного благополучия'

Ценностные ориентации студентов педагогических специальностей с разными уровнями субъективного благополучия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
296
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONALITY / STRUCTURE OF PERSONALITY / VALUE ORIENTATION / VALUE-SENSE SPHERE / STUDENTS / SUBJECTIVE WELL-BEING / LEVEL OF SUBJECTIVE WELL-BEING / ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / СТУДЕНТЫ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Погорская В.А.

В статье рассматривается проблема связи ценностных ориентаций с разным уровнем субъективного благополучия на примере студентов педагогических специальностей. Представлен научный обзор по теме. Обоснован терминологический аппарат. Проанализированы понятия «ценности», «ценностные ориентации», «субъективное благополучие». Выявление взаимосвязи ценностно-смысловой сферы и субъективного благополучия личности имеет большое значение при изучении проблемы активности личности, сохранению её благополучия. Показаны результаты исследования. Проанализированы положительные и отрицательные корреляции ценностей студентов педагогических специальностей с более высокими и более низкими уровнями субъективного благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUABLE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES WITH DIFFERENT LEVELS OF SUBJECTIVE WELL-BEING

In the article a problem of communication of valuable orientations with different levels of subjective wellbeing on the example of students of pedagogical specialties is considered. The scientific review is provided. The author studies a framework of terms. The concepts “values”, “valuable orientations”, “subjective well-being” are analyzed. Detection of correlation of the valuable and semantic sphere and subjective well-being of a personality is of great importance in case of study of a problem of activity of a personality. Results of the research are shown. The positive and negative correlations of values of students of pedagogical specialties with higher and lower levels of subjective well-being are analyzed.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации студентов педагогических специальностей с разными уровнями субъективного благополучия»

Рис. 1. Интеркорреляционный уровень развития групп Рис.2.Корреляциснные связи структурных компонентов

самооценкистудентов - мигрантов к поликультурной среде вуза в экспериментальной группе_ (кукстетирующийэтнп)

Сила корреляционтм1тввязуй: Компоренты:

сильная (0,70 > r >0,60) 1. Когнитивный

средняя (0,60 > r >0,50) 2. Эмоциональный

слабая (0,50 > r >0,40) 3. Поведенческий

знания, функционирует как механизм социально-психологической адаптации и саморегуляции личности. А социально-психологическая адаптация, в свою очередь, функционирует через согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды.

Таким образом, изучив теоретический и эмпирический материал по исследуемой проблеме, мы определили диагностические параметры предмета исследования, выделили составляющие, показатели и критерии социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в поликультурной среде вуза и самооценки как механизма данного вида адаптации. Подобранные и модифицированные диагностические параметры самооценки как компонента социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в поликультурной среде вуза могут иметь прикладное значение не только для дальнейшего решения задач эксперимента, но и полезными в работе таких специализированных служб как: психолого-педагогическая, социальная, меди-ко-валеологическаяидр.

Библиографическийсписок

1. Василенко Д.В. Психологическая поддержка развития личности студента-мигранта. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Ставрополь, 2001.

2. Гукаленко О.В. Поликультурное образовательное пространство как среда поддержки и защиты личности учащегося. Тирас-поль,2000.

3. Гордиенко Н.В. Об особенностях эмпирического исследования профессиональной деформации в практике современного образовательного маршрута личности педагога. AustrianJournalofHumanitiesandSocialSciences.20144 9-10:168-171.

4. Ивченко Е.И. Формирование самооценки как фактора успешности социально-психологической адаптации студентов в образовательном пространстве вуза. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ставрополь, 2007.

5. Петьков В.А., Пилюгина Е.И. Социально-психологическая адаптация студентов-мигрантов: монография. Армавир: ООО «ЦИУМи НЛ»,2015.

6. Эннс Е.А. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность как системообразующий фактор развития интегральной индивидуальности помогающих профессий. Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012; 4: 169-174.

References

1. Vasilenko D.V. Psihologicheskaya podderzhka razvitiya lichnosti studenta-migranta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Stavropol', 2001.

2. Gukalenko O.V. Polikul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo kak sreda podderzhki i zaschity lichnosti uchaschegosya. Tiraspol', 2000.

3. Gordienko N.V. Ob osobennostyah 'empiricheskogo issledovaniya professional'noj deformacii v praktike sovremennogo obrazovatel'nogo marshruta lichnosti pedagoga. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 20144 9-10: 168 - 171.

4. Ivchenko E.I. Formirovanie samoocenki kak faktora uspeshnosti social'no-psihologicheskoj adaptacii studentov v obrazovatel'nom prostran-stve vuza. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskihnauk.Stavropol',2007.

5. Pet'kov V.A., Pilyugina E.I. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya studentov-migrantov: monografiya. Armavir: OOO «ClUMi NL», 2015.

6. 'Enns E.A. Professional'noe samosoznanie i professional'naya identichnost' kak sistemoobrazuyuschij faktor razvitiya integral'noj individu-al'nosti pomogayuschih professij. Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij. 2012; 4: 169-174.

Статьяпоступила вредакцию24.02.16

УДК 159.9

Pogorskaya V.A., senior teacher, Department of Educational Psychology, School Pedagogy Far Eastern Federal University

(Vladivostok, Russia), E-mail: vpogorskaya@mail.ru

VALUABLE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES WITH DIFFERENT LEVELS OF SUBJECTIVE WELL-BEING. In the article a problem of communication of valuable orientations with different levels of subjective wellbeing on the example of students of pedagogical specialties is considered. The scientific review is provided. The author studies a framework of terms. The concepts "values", "valuable orientations", "subjective well-being" are analyzed. Detection of correlation of the valuable and semantic sphere and subjective well-being of a personality is of great importance in case of study of a problem of activity of a

структурных компонентов социально-психологическои адаптации студентов - мигрантов к поликультурной среде вуза в экспериментальной_группе. (по данным констатирующего этапа)

Сила корреляционных связей: сильная (0,70 >г >0,60) средняя (о,60 >г >0^ слабая (0,50 > r >0,40)

Компоненты: 1 .Социальный

2. Личностный

3. Деятельностн ый

Таблица 5

Матрицаинтеркорреля ци й у ро вня развития групп структурных компонентов самооценки студентов-мигрантов кполикультурнойсред е вузав экспер име нтал ьной группе (по данным констатирующего этапа)

№ Структурный компонент. G 1 2 3

1 Когнитивный 2 1 0,610 0,506

2 Эмоциональный 2 1 0,411

3 Поведенческий 2 1

Проанализировав интеркорреляционный уровень развития групп структурных компонентов социально-психологической адаптации и самооценки студентов-мигрантов к поликультурной среде вуза, мы видим, что самооценка, являясь ядром самопо-

personality. Results of the research are shown. The positive and negative correlations of values of students of pedagogical specialties with higher and lower levels of subjective well-being are analyzed.

Key words: personality, structure of personality, value orientation, value-sense sphere, students, subjective well-being, level of subjective well-being.

В.А. Погорская, ст. преп. каф. педагогической психологии, Школа педагогики Дальневосточного федерального

университета г. Владивосток, Е-mail: vpogorskaya@mail.ru

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

В статье рассматривается проблема связи ценностных ориентаций с разным уровнем субъективного благополучия на примере студентов педагогических специальностей. Представлен научный обзор по теме. Обоснован терминологический аппарат. Проанализированы понятия «ценности», «ценностные ориентации», «субъективное благополучие». Выявление взаимосвязи ценностно-смысловой сферы и субъективного благополучия личности имеет большое значение при изучении проблемы активности личности, сохранению её благополучия. Показаны результаты исследования. Проанализированы положительные и отрицательные корреляции ценностей студентов педагогических специальностей с более высокими и более низкими уровнями субъективного благополучия.

Ключевые слова: личность, ценностные ориентации, ценностно-смысловая сфера, студенты, субъективное благополучие, уровень субъективного благополучия.

Введение

В настоящее время смена концепции образования не просто затрагивает деятельность и личность педагога, реализация положений нового подхода в первую очередь базируется на ценностях, профессиональной направленности и отношениях педагога. Становление профессионализации студента, будущего педагога определяется системой его ценностей, в контексте профессиональной идентичности, а также субъективно-личностного благополучия.

Проблемы ценностной сферы и субъективного благополучия личности в психологии становятся всё более актуальными в контексте стремления человека сделать жизнь ценной, цельной и целенаправленной. Представления о собственном жизненном пути, включённые в понятия образа мира личности, её субъективного благополучия, эмоционального комфорта видоизменяется на протяжении жизни под влиянием активности личности и воздействий социальной среды. Ценностная сфера личности определяет приоритеты жизнедеятельности. Субъективное благополучие, эмоциональный комфорт во многом связаны с ценностями личности.

Теоретический обзор

Ценности и ценностные ориентации личности, как общечеловеческие принципы, на основании которых строится поведение человека в различных жизненных ситуациях, являются одним из важных компонентов структуры личности.

В современной отечественной психологии нет общего толкования терминов «ценности» и «ценностные ориентации». Следует отметить, что не всеми авторами специально дифференцируются понятия «ценность» и «ценностные ориентации». На наш взгляд, в сущности определения «ценность» и «ценностные ориентации» в основе терминологически едины.

Д.А. Леонтьев (1996) различные понимания и определения ценностей соотносит с различными группами явлений, с тремя формами существования ценностей, переходящих одна в другую - это общественные идеалы, предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и мотиваци-онных структурах личности [1].

H.А Журавлёвой (2006) выделены следующие основные характеристики ценностных ориентаций личности: субъективность, структурность, иерархичность, избирательность, целостность, динамичность [2].

I. Субъективность ценностных ориентаций. Ценностные ориентации рассматриваются как субъективная психологическая характеристика, представляющая собой результат отражения, осмысления, переживания и оценки личностью предметов и явлений окружающей действительности.

2. Структурность ценностных ориентаций личности. Структура ценностных ориентаций, по мнению Г.А. Гусевой (1999), включает межличностный, мотивационный, когнитивный, эмоциональный и оценочный компоненты. Личность формирует свои приоритеты через переживание, осмысление, осознание и определение своего отношения к ценностям [3].

3. Иерархичность ценностных ориентаций личности. Система ценностных ориентаций имеет сложную, иерархическую структуру. Согласно теории личности А. Маслоу (1943), иерархия

жизненных ценностей организуется в соответствии с иерархией потребностей [4].

4. Избирательность ценностей личности рассматривается как совокупность объектов или сторон действительности, к которым личность относится определённым образом.

Б.Ф. Ломов (1994) рассматривает субъективные отношения с точки зрения широты, хотя не все отношения, в которые включена личность объективно, приобретают субъективную окраску [5].

5. Целостность ценностных ориентаций личности, важным свойством которой является внутренняя связанность всей системы ценностных ориентаций личности.

6. Динамичность ценностных ориентаций личности, при которой происходят изменения на протяжении всей жизни человека, при условии накопления жизненного опыта, изменения социальной среды. Так, М.И. Бобнева, Е.Д. Дорофеев, М.А. Сомов считают, что ценностные ориентации меняются достаточно медленно, так как отражают глубинные и менее изменчивые слои психики [6].

Таким образом, выделенные характеристики ценностных ориентаций личности показывают, что это понятие представлено с различных точек зрения, таких как: отношение личности к объектам окружающей действительности, активности, культуры, интереса, жизни как ценности, свободы и др.

Ход исследования

Теоретический анализ ценностей дал возможность провести эмпирическое исследование характера связи ценностных ориентаций и показателя уровня субъективного благополучия, а также, корреляционный анализ связи параметров ценностных ориентаций и субъективного благополучия и исследование факторной структуры ценностно-смысловой сферы.

На основании корреляционного анализа взаимосвязи параметров ценностно-смысловой сферы личности и субъективного благополучия, можно сделать вывод, что некоторые значимые связи в группах с высоким и низким уровнем субъективного благополучия находятся в отношениях совместимости или противоречия, что соотносится с теорией динамических отношений между ценностями личности Ш. Шварца [7]. Субъективное благополучие рассматривается как ощущение счастья, удовлетворённость трудом и жизнью, межличностными взаимоотношениями, как чувственное переживание характеризующееся отсутствием резко выраженных психологических проблем, ориентацию преимущественно на рефлексивные компоненты самосознания (Е.А. Белан, С.А. Карандашова) [8].

В соответствии с теорией динамических отношений между ценностными типами Ш. Шварца, концептуальная организация системы ценностей может быть противоречивой, ценности могут вступать в конфликт. Ш. Шварц утверждает, что действия, совершаемые в соответствии с каждым типом ценностей, имеют психологические, практические и социальные последствия, которые могут вступать в конфликт или, наоборот, быть совместимыми с другими типами ценностей [9].

Результаты исследования

В группе студентов с высоким уровнем субъективного благополучия проявляется связь следующих параметров:

- «самоценность», «открытость», «саморуководство», «самоуверенность», «зеркальное Я», «достижения» с ценностями «собственный престиж» (0,566550), «высокое материальное положение» (0,622384), «духовное удовлетворение» (0,652267), «сохранение собственной индивидуальности» (0,772793), «креативность» (0,641498), а также сферами общественной жизни (0,741733): «активные социальные контакты» (0,647115), «семейная жизнь» (0,714438) и смыслом «стимуляция» (0,620229).

- ценность «духовное удовлетворение», в свою очередь, напрямую связана с ценностями: сохранение собственной индивидуальности (0,772793), собственный престиж (0,565324), сфера обучения и образования (0,532551) - эти результаты отражают актуальные для студентов приоритеты.

- ценность «высокое материальное положение» находится в тесной связи с достижениями (0,622384), сферой профессиональной жизни (0,555369), сфера обучения и образования (0,482359), сферой семейной жизни (0,686454), сферой сохранения собственной индивидуальности (0,530449)- сфера обучения и образования положительно коррелирует

со сферой увлечений (0,631935). Данные связи характеризуют перспективы профессиональной и личной жизни будущих педагогов.

Кроме того, значимые положительные корреляции были обнаружены между: гедонистическими и экзистенциальными смыслами (0,522580); ценностью универсализм и смыслом конформность (0,605566); ценностью стимуляция и смыслом самостоятельность (0,643372); ценностью безопасность и ценностями конформность (0,531273) и универсализм (0,511136). Указанные закономерности логично отражают современный индивидуализм, а также законы социализации личности.

Отрицательная корреляция была получена между коммуникативными смыслами и смыслами самореализации (-0,512154). Это свидетельствует о том, что студенты не осознают, во имя чего они общаются. Это является тревожным сигналом, требующим специального исследования.

В группе, состоящей из испытуемых с низким уровнем субъективного благополучия, присутствуют достоверные связи между:

- ценностью «собственный престиж» и ценностью «креативность» (0,550729) и «активные социальные контакты» (0,689089). Это может быть интерпретировано, как социальный успех - особое состояние;

- ценность «активные социальные контакты» связана с ценностью «высокое материальное положение» (0,530315) - ве-

Библиографический список

роятно студенты с низким уровнем благополучия полагают, что для получения денег нужны связи;

- ценность «достижение» связана положительной корреляцией с такими смыслами как «самостоятельность» (0,512281) и смыслом «гедонизм» (0,567520) - на наш взгляд данная закономерность вызывает опасение, поскольку предполагает, что результативность деятельности связана с её субъектом, который получает результаты для собственного удовлетворения;

- ценность «власть» с ценностью достижения (0,641377) и смыслом «гедонизм» (0,573422) также связаны значимыми корреляциями. Власть и достижения - оба мотивационных типа означают социальный успех, они содержат некоторую оценку и являются непротиворечивыми отношениями. «Достижения» и «гедонизм» связаны с получением удовольствия, потаканием самому себе и являются непротиворечивыми отношениями. Однако, поскольку речь идёт о будущих учителях, закономерности получения власти, достижений и удовлетворения говорит о том, что у студентов с недостаточным уровнем субъективного благополучия работа, педагогическая деятельность может выступать способом удовлетворения через власть над детьми. Мотив власти у такого рода личности должен быть осознанным, что требует особой работы над собой или специально созданных для этого условий.

В заключении можно сделать вывод, что субъективация ценностей личности не является тождественной пониманию ценностей как сферы и способа утверждения личности. Ценности достижения могут вступать в конфликт с ценностями доброты, стремление к личному успеху может противоречить действиям, направленным на благополучие других. В соответствии с результатами исследования факторной структуры личности - в группе студентов-будущих педагогов с более низким уровнем субъективного благополучия наблюдается конфликт между ценностями: сфера общественной жизни и сфера семейной жизни, высокое материальное положение и гедонизм, конформность, доброта и власть. Поскольку мы рассматривали в качестве испытуемых студентов, будущих педагогов, то такого рода противоречия могут негативно отразиться на учениках, а также профессиональной и личностной жизни педагога.

Полученные результаты являются перспективными для дальнейших исследований и могут быть использованы в деятельности психологов-практиков, психологов-экспертов, психологов и психотерапевтов-консультантов, а также, в психолого-педагогической деятельности.

1. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. Современный социо-анализ: сборник работ авторов, получивших гранты Московского отделения Российского научного фонда и Фонда Форда. VI вып. Москва, 1996: 5 - 23.

2. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодёжи в условиях социально-экономических изменений. Психологический журнал. 2006; Т. 27; 1: 35 - 44.

3. Гусева Г.А. Формирование ценностных ориентаций государственных служащих. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 1999.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Евразия, 1999: 77-105.

5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва: Наука, 1994.

6. Бобнева М.И. Дорофеев Е.Д. Изменение ценностных систем личности в период преобразования общества. Ценностное сознание личности в период преобразования общества. Редакторы Е.Д. Дорофеев, Л.А. Седова. Москва: Издательство ИП РАН, 1997: 32-46.

7. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Санкт-Петербург: Речь, 2004.

8. Белан Е.А., Карандашова С. Эмоциональный компонент субъективного благополучия женщин-педагогов общеобразовательных школ. Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики. Казань, 2007: 193 - 197.

9. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточнённая теория базовых ценностей: применение в России. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012; Т. 9; № 1; 43 - 70.

References

1. Leont'ev D.A. Cennost' kak mezhdisciplinarnoe ponyatie: opyt mnogomernoj rekonstrukcii. Sovremennyjsocio-analiz: sbornik rabot avtorov, poluchivshih granty Moskovskogo otdeleniya Rossijskogo nauchnogo fonda i Fonda Forda. VI vyp. Moskva, 1996: 5 - 23.

2. Zhuravleva N.A. Dinamika cennostnyh orientacij molodezhi v usloviyah social'no-'ekonomicheskih izmenenij. Psihologicheskijzhurnal. 2006; T. 27; 1: 35 - 44.

3. Guseva G.A. Formirovanie cennostnyh orientacij gosudarstvennyh sluzhaschih. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1999.

4. Maslou A. Motivaciya ilichnost'. Sankt-Peterburg: Evraziya, 1999: 77-105.

5. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. Moskva: Nauka, 1994.

6. Bobneva M.I. Dorofeev E.D. Izmenenie cennostnyh sistem lichnosti v period preobrazovaniya obschestva. Cennostnoe soznanie lichnosti v period preobrazovaniya obschestva. Redaktory E.D. Dorofeev, L.A. Sedova. Moskva: Izdatel'stvo IP RAN, 1997: 32-46.

7. Karandashev V.N. Metodika Shvarca dlya izucheniya cennostejlichnosti: koncepciya imetodicheskoe rukovodstvo. Sankt-Peterburg: Rech', 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Belan E.A., Karandashova S. 'Emocional'nyjkomponent sub'ektivnogo blagopoluchiya zhenschin-pedagogovobscheobrazovatel'nyh shkol. Vyzovy 'epohi v aspekte psihologicheskoj i psihoterapevticheskoj nauki i praktiki. Kazan', 2007: 193 - 197.

9. Shvarc Sh., Butenko T.P., Sedova D.S., Lipatova A.S. Utochnennaya teoriya bazovyh cennostej: primenenie v Rossii. Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki. 2012; T. 9; № 1; 43 - 70.

Статья поступила в редакцию 01.04.16

УДК 159.9

Popova T.M., Сапд. of Scienes (Psychology), senior lecturer, Department of Psychological and Pedagogical Basis of Special Education, Institute of Special Education and Complex Rehabilitation, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), Е-mail: popova_opb@mail.ru

DEVIANT COPING BEHAVIOR OF ADOLESCENTS WITH DISABILITIES. The article discusses psychological problems of social adaptation of adolescents with developmental disorders. The author defines possible psychological reasons for the development and formation of deviant behavior in children and adolescents with developmental disabilities. Characterological specificity of different forms of dysontogenesis is seen as preconditions for the development of maladaptive coping behavior. The author carries out a comparative analysis of individual psychological characteristics, causing the development of deviant coping behavior in normally developing adolescents and in adolescents with disabilities. The work also considers a need to study risk factors for the formation of deviations, prevention of deviant behavior in a teenage population.

Key words: deviant behavior, coping behavior, persons with disabilities, social adaptation, coping resources, adolescents.

Т.М. Попова, канд. психол. наук, доц. каф. психолого-педагогических основ специального образования, Институт специального образования и комплексной реабилитации, ГАОУ ВО МГПУ «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Е-mail: popova_opb@mail.ru

ДЕВИАНТНОЕ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматриваются психологические проблемы социальной адаптации подростков с отклонениями развития. Анализируются возможные психологические причины развития и формирования девиантного поведения у детей и подростков с нарушениями развития. Характерологическая специфичность различных форм дизонтогенеза рассматривается в качестве предпосылки развития дезадаптивного копинг-поведения. Приведён сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей, спосособствующих развитию девиантного копинг-поведения у подростков развивающихся нормально и у подростков с ограниченными возможностями здоровья. Рассматривается вопрос о необходимости изучения факторов риска формирования девиаций, для их предупреждения и профилактики отклоняющегося поведения в подростковой популяции.

Ключевые слова: девиантное поведение, копинг поведение, лица с ограниченными возможностями здоровья, социальная адаптация, копинг-ресурсы, подростки.

В настоящее время отмечается рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности психологической адаптации, обусловленные особенностями социальной ситуации их развития. Дезадаптация способствует формированию девиантного поведения, обуславливающего рост преступности и неполноценную интеграцию в социум несовершеннолетних. Термин девиантное поведение рассматривается как нарушение личностью правовых, нравственных и социальных норм. Отклоняющееся поведение приобрело в последние годы массовый характер, и превратилось в серьезную социальную и психолого- педагогическую проблему. В последние десятилетия более заметными становятся нарушения адаптации и рост отклонений в социальном поведении детей, проявляющиеся в повышенной агрессивности, тревожности, гиперактивности, социальном негативизме, осознанном нарушении принятых общественных норм [1]. В процессе социальной адаптации происходит согласование притязаний личности с его возможностями и с реальностью социальной среды; затем осуществляется оценка, принятие или отвержение требований социальной среды, общепризнанных социальных ценностей. Следовательно, процесс адаптации детей с отклонениями в развитии предполагает некую активность, направленную на преобразование как самих себя, так и той социальной среды, с которой они непосредственно взаимодействуют. Трудности приспособления к новым социальным условиям обусловлены как причиной вызвавшей нарушение, неправильными условиями воспитания подростков с ограниченными возможностями, так и следствием нарушенного развития.

Наряду с этим, к одной из причин социальной дезадаптации подростков с нарушениями развития относят их неспособность адекватного восприятия ситуаций, связанных с необходимостью преодоления жизненных трудностей. Среди разных возрастных групп подростки с различными отклонениями наиболее инто-лерантны к негативным социально стрессовым воздействиям, что обусловлено незрелостью и неустойчивостью их стратегий адаптации. Вследствие этого в пубертатный период нередко развивается девиантное копинг-поведение, особенно актуализирующееся в ситуациях затрудненности удовлетворения социально значимых потребностей личности. Сущность девиантного копинг-поведения заключается в стремлении человека к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема психоактивных веществ, отрицания социаль-

ных норм и правил, фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития положительных эмоций [2].

Для объяснения процесса адаптации при формировании девиантного поведения у подростков с отклонениями в развитии целесообразно рассмотреть когнитивную теорию копинга Р Ла-заруса. Копинг в данной теории понимается как деятельность личности по сохранению баланса между требованиями среды и личностными ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям.

Копинг-ресурсы являются относительно стабильными поведенческими установками личности (эмпатия, поиск социальной поддержки, компенсация нарушенного развития и т. д.), эффективность их развития определяет успешность адаптации подростка с ограниченными возможностями к стрессовым ситуациям. Слабое развитие копинг-ресурсов способствует формированию дезадаптивного копинг-поведения, социальной изоляции личности [3].

Согласно модели девиантного копинг-поведения В.М. Ял-тонского, девиации представляют собой малоэффективное поведение, препятствующее развитию адаптивных копинг-меха-низмов у подростоков, характеризующееся преимущественным использованием подростками копинг-стратегии избегания и ухода от реальности, уменьшением контроля над средой. Подобная стратегия позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса [2]. Отличительной чертой девиантного поведения является то, что оно меняет способ интерпретации проблемы, но не меняет стрессовую ситуацию и условий адаптации подростка к социальной среде. Это позволяет подростку с нарушением развития на время преодолеть тревогу, неуверенность, социальную неопределённость, но оставляет без изменения дистресс-причину. Такие деструктивные стереотипы копинга в подростковом возрасте реализуются вследствие отсутствия или слабости адаптивных личностных копинг-ресурсов. Наличие дефекта у подростка определяет не только качественное своеобразие развития его познавательной сферы, но и недостаточное развитие социальных навыков и ко-пинг-ресурсов, способствующих дезадаптации и риску развития девиантного поведения.

Исследования в области специальной педагогики и психологии показали, что наличие отклонений в психофизическом развитии подростков отрицательно влияет на развитие межличностного общения, приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях, к нару-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.