Научная статья на тему 'Ценностные ориентации современной тувинской молодежи'

Ценностные ориентации современной тувинской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / ценностные ориентации / молодежь / тувинская молодежь / традиционные ценности / values / value orientations / youth / Tuvan youth / traditional values

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сайлык Мергеновна Карашпай

Изучение системы ценностных ориентаций тувинской молодежи актуально для понима-ния современного состояния этноса и особенностей трансформации этносоциальных процессов. В настоящей статье представлены результаты социологического исследования с использованием количественного (анке-тирование) и качественных (8 глубинных интервью, 4 фокус-группы) методов. По итогам проведенного анке-тирования определены основные ценности тувинской молодежи, такие как: семья, здоровье, дети, образова-ние, любовь, работа и материальная обеспеченность. Качественные методы выявили проблемы столкнове-ния традиционных ценностей и современных тенденций, когда структура ценностей современной тувинской молодежи выстроилась в обратной иерархии: материальные ценности, образование, карьерный рост и семья. Данные исследования отражают сложные переплетения тенденций влияния многовековой культурной тради-ции тувинского общества и современных глобальных социокультурных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сайлык Мергеновна Карашпай

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value Orientations of Modern Tuvan Youth

The study of the system of value orientations of Tuvan youth is relevant for understanding the current state of the ethnos and the peculiarities of the transformation of ethno-social processes. This article presents the results of a sociological study using quantitative (questionnaires) and qualitative (8 in-depth interviews, 4 focus groups) meth-ods. Based on the results of the questionnaire survey, the main values of Tuvan youth were identified, such as: family, health, children, education, love, work and material affluence. Qualitative methods revealed the problems of collision of traditional values and modern trends, when the structure of values of modern Tuvan youth was built in an inverse hier-archy: material values, education, career growth and family. These studies reflect the complex intertwining of trends in the influence of centuries-old cultural tradition of Tuvan society and modern global socio-cultural processes.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации современной тувинской молодежи»

Научная статья

УДК 316.752-053.81

https ://d oi.org/10.24158/spp.2023.11.7

Ценностные ориентации современной тувинской молодежи Сайлык Мергеновна Карашпай

Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве РТ, Кызыл, Россия, Asm23_09@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1006-0504

Аннотация. Изучение системы ценностных ориентаций тувинской молодежи актуально для понимания современного состояния этноса и особенностей трансформации этносоциальных процессов. В настоящей статье представлены результаты социологического исследования с использованием количественного (анкетирование) и качественных (8 глубинных интервью, 4 фокус-группы) методов. По итогам проведенного анкетирования определены основные ценности тувинской молодежи, такие как: семья, здоровье, дети, образование, любовь, работа и материальная обеспеченность. Качественные методы выявили проблемы столкновения традиционных ценностей и современных тенденций, когда структура ценностей современной тувинской молодежи выстроилась в обратной иерархии: материальные ценности, образование, карьерный рост и семья. Данные исследования отражают сложные переплетения тенденций влияния многовековой культурной традиции тувинского общества и современных глобальных социокультурных процессов.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, молодежь, тувинская молодежь, традиционные ценности

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Карашпай С.М. Ценностные ориентации современной тувинской молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 11. С. 64-68. https://doi.org/10.24158/spp.2023.11.7.

Original article

Value Orientations of Modern Tuvan Youth

Sailyk M. Karashpai

Tuvan Institute of Humanities and Applied Social and Economic Research under the Government of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia, Asm23_09@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1006-0504

Abstract. The study of the system of value orientations of Tuvan youth is relevant for understanding the current state of the ethnos and the peculiarities of the transformation of ethno-social processes. This article presents the results of a sociological study using quantitative (questionnaires) and qualitative (8 in-depth interviews, 4 focus groups) methods. Based on the results of the questionnaire survey, the main values of Tuvan youth were identified, such as: family, health, children, education, love, work and material affluence. Qualitative methods revealed the problems of collision of traditional values and modern trends, when the structure of values of modern Tuvan youth was built in an inverse hierarchy: material values, education, career growth and family. These studies reflect the complex intertwining of trends in the influence of centuries-old cultural tradition of Tuvan society and modern global socio-cultural processes.

Keywords: values, value orientations, youth, Tuvan youth, traditional values

Funding: Independent work.

For citation: Karashpai, S.M. (2023) Value Orientations of Modern Tuvan Youth. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (11), 64-68. Available from: doi:10.24158/spp.2023.11.7 (In Russian).

Введение. Изучение ценностных ориентаций актуализируется в период трансформаций общества, сопровождающихся изменением системы ценностей. Молодежь является активной частью общества, которая открыта к новым веяниям и тенденциям. В сравнении ценностных ориентаций старшего и молодого поколений отмечается стремление первых сохранить ценность традиций и обычаев, вторые, чаще всего, выступают за инновации. 31,7 % населения Республики Тыва составляет молодежь от 14 до 35 лет. Изучение системы ценностных ориентаций тувинской молодежи имеет особое значение для понимания современного состояния этноса и особенностей трансформационных процессов.

Современные исследователи приходят к выводу, что стремление к накоплению, отказ от традиционных ценностей, общемировая тенденция на расширение индустрии развлечений ведут к уничтожению самой культуры как таковой, замене ее на эрзац-культуру (Мадюкова, 2018).

Изучением разных аспектов ценностных оснований социальной активности тувинской молодежи занимались Ч.К. Ламажаа (2021), З.В. Анайбан (2019), Г.Ф. Балакина, А.Ч. Кылгыдай (2012), Ю.В. Попков, Е.А. Тюгашев, (2010), О.А. Персидская (2019) и др.

© Карашпай С.М., 2023

В специфике ценностей молодежи Тувы отмечаются характерность ориентации на коллективизм, приоритет общественных интересов, взаимопомощь, стабильность и общий порядок (Попков, 2009), высокая степень избегания неопределенности (Персидская, 2019). Ч.Н. Монгуш, Б.К. Са-рыглар (2019) выявили значимые ценности студенческой молодежи Тувы - здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, выраженность чувства долга, хороших манер, соблюдение норм культуры.

Среди молодежи растёт уровень безработицы в связи с неконкурентоспособностью на рынке труда, недостатком профессионального образования и опыта, отсутствием трудового воспитания в семье и школе (Анайбан, 2019).

Д.Ф. Дабиев (2018) утверждает, что высшее образование не имеет главенствующего значения, 16,2 % населения устраивает получение среднего специального образования и дальнейшее трудоустройство. Ограничивающими факторами при получении высшего образования являются: низкое качество среднего образования; плохое знание русского языка, которое обуславливает малые возможности прохождения конкурсного отбора на бюджетные места; невысокие доходы, которые препятствуют получению платного образования; также недостаток вузов на территории данного региона.

Группа исследователей О.Е. Ноянзина, С.Г. Максимова, Д.А. Омельченко (2023) определила жизненные цели тувинской молодежи, состоящие в иерархии: материальное обеспечение -образование - карьерный рост - создание семьи - профессиональный успех. В трансформациях традиционных ценностных ориентиров молодежи С.В. Куулар (2022) обозначила снижение значимости ценности любви к природе, родине, человеческим качествам, таким как честность, чуткость, бережное отношение к людям.

В исследованиях разных годов прослеживается динамика трансформаций ценностей тувинской молодежи, в данной работе продемонстрировано положение «семьи», «образования», «материальной обеспеченности» в структуре ценностных ориентаций молодежи.

Методы исследования. Цель социологического исследования - изучение ценностных ориентаций современной тувинской молодежи. Для достижения поставленной цели были использованы количественный (анкетирование) и качественные (фокус-группы и экспертное интервью) методы исследования. Выборочная совокупность анкетирования составила 1503 респондентов от 14 до 35 лет. Стратифицированная выборка осуществлялась квотированием по территориальному и половозрастному признаку. Проведена серия из 8 экспертных интервью и 4 фокус-групп, которые позволили выявить основные интерпретационные подходы к полученным данным, верифицировать выводы. В качестве экспертов были выбраны представители научного, педагогического сообщества, а также организаторы работы с молодежью. Результаты анкетирования были проанализированы с использованием программы статистической обработки данных SPSS.

Результаты. Согласно результатам нашего опроса, больше всего в жизни молодые люди дорожат семьей (64,0 %), интересно, что ценность семьи лидирует с большим отрывом. Чуть меньше половины респондентов отметили важным здоровье (38,5 %), треть молодежи главным в жизни считает детей (32,9 %), образование (32,6 %) и любовь (32,5 %). Средние позиции в системе ценностей молодежи занимают работа (22,4 %), материальная обеспеченность (16,8 %), карьера (14,6 %). Наименее ценными в глазах молодежи выглядят родина (5,7 %), народ как представитель своей национальности (4,1 %), религия (2,1 %).

Ценность семьи выступает на первом месте у обоих полов. Примечательно, что ценность любви, детей, образования и здоровья у женщин выше, чем у мужчин. Для мужчин более важно уважение окружающих, материальная обеспеченность, карьера и дружба.

При проведении фокус-групп и экспертных интервью отмечены расхождения в структуре ценностных ориентаций тувинской молодежи. Главным стремлением молодежи является материальное благополучие, наличие собственного жилья, машины, бизнеса и т. д. Размер заработной платы важнее, чем интересная работа и личное желание человека. «Для меня важно получить знание. Материальные ценности важны. Все желают больше заработать» (участник фокус-группы). «Времена меняются, и молодежь Тувы активно перестраивается под новые требования современности. В первую очередь в приоритете сейчас материальные ценности, стабильно финансовое положение, что является адекватным и здоровым само по себе» (эксперт).

Далее следуют ценности личностного развития: образование, карьерный рост, самореализация: «Молодые люди начали понимать ценность образования. Все стремятся получить высшее образование. Ходят к репетиторам, в различные кружки. Молодые люди стали более продвинутыми в плане владения информационными технологиями и для них ценность информации тоже важна» (участник фокус-группы). «Думаю, молодежь больше заинтересована в своем развитии: материальном, физическом, профессиональном» (эксперт).

На третьем месте стоят семейные ценности: здоровье и безопасность членов семьи, отношения с супругом (-ой), дети. Менее значимыми для молодежи оказались духовные ценности, в

частности религия: «В последнее время духовные ценности утрачивают свое значение, поэтому молодежи надо прививать семейные ценности. Боятся брать ответственность за детей» (участник фокус-группы).

Обеспокоенность всех экспертов вызывает утрата традиционных и духовных ценностей, национальной самобытной культуры и родного языка. «<Что касается духовных ценностей (вера, нравственность, доброта, щедрость, любовь и т. д.), в целом, они утрачивают свое значение для молодежи. В тяжелой борьбе за выживание нам чаще всего некогда думать о таких отвлеченных вещах. К тому же в тувинском обществе мало примеров для подражания. Мы, к сожалению, все чаще видим отрицательные примеры». «Тувинские традиции и обычаи утрачивают свою значимость. Многие молодые люди не знают национальные обычаи, традиции».

Вместе с тем, молодежь старше 23 лет встревожена состоянием и функционированием тувинского языка. Озабочены тем, что дети говорят только на русском языке, в школах сокращаются часы родного языка и литературы, родители не хотят отдавать детей в национальные классы, в детских садах программы подготовки ведутся на русском языке. («Забывают свой родной язык, подрастающие дети в основном говорят на русском языке. В садиках не обучают на тувинском языке, даже если захотят учить, то есть дети, которые не знают язык». «(Родители отдают детей в русские классы, потому что учить тувинский язык сложно»).

Расхождения в ответах количественного и качественных методов исследования свидетельствуют о конфликте традиционных ценностей молодежи и современных тенденций. По данным российских экспертов, в системе ценностей российской молодежи лидируют материальные ценности. Ценность семьи и детей среди студенческой молодежи Тувы уступает материальному благосостоянию, образованию и личностному саморазвитию. Утрачивается значимость духовных и нравственных ценностей, особо отмечается слабое знание тувинского языка среди молодежи и детей.

Как отмечает К.Ф. Фаисханова (2017), образ успешного человека - это динамическое понятие, которое складывается из многих факторов (субъективная картина мира, пространственное окружение, временная последовательность событий и др.). По данным фокус-групп, образ успешного человека складывается на основе внешних и внутренних критериев. К внешним критериям отнесли видимые достижения человека: материальное благополучие (дом, машина, бизнес), авторитетность и известность, финансовая независимость, образование, наличие некоторых достижений в определенной сфере. К внутренним критериям причислили достижение поставленных целей, богатый внутренний мир, удовлетворенность своей жизнью (работой, семьей, материальным положением, отношениями и т. д.), целеустремленность.

Материальное благополучие человека для молодежи является основным критерием успешности человека. Респонденты приводили в пример бизнесменов, спортсменов и известных блоге-ров Тувы.

Для молодых людей основными личностными качествами для достижения успеха в жизни являются уверенность (46,0 %), целеустремленность (45,6 %), честность (35,5 %), смелость (30,2 %), настойчивость и упорство (26,3 %), трудолюбие (25,9 %). Такие качества, как интеллектуальность (11,6 %), образованность (11,2 %) и грамотность (10,9 %), по мнению молодежи Тувы, являются менее важными в достижении успеха.

Для 40,0 % молодых людей основной жизненной целью является спокойная жизнь, с заботой о своей семье; 39,7 % респондентов хотели бы открыть свое дело; 33,6 % молодых людей планируют получить образование и работать по специальности; 29,7 % молодежи ставили цель - жить в достатке и благополучии. Самореализацией в творчестве и науке хотели бы заниматься 16,0 % опрошенных. Приносить пользу народу, обществу, участвуя в общественной, политической жизни готовы 15,7 % участников опроса. Каждый десятый имеет желание изменить мир, внедрив что-то новое. Меньше всего молодые люди хотели бы добиться популярности в жизни (3,4 %).

Жизненные цели молодых людей подтверждают данные количественного и качественных методов, где в системе ценностей семья и открытие своего дела занимают лидирующие позиции. О желании улучшить свое материальное положение изъявила молодежь до 29 лет, для которой получение образования, открытие своего дела важнее семьи. Респонденты старше 30 лет в первую очередь выбирали семью и спокойную семейную жизнь.

Как показывают результаты нашего исследования, на формирование жизненных планов молодых людей наибольшее влияние оказывают родители - 67,0 %, наименьшее - средства массовой информации - 5,3 %. Около трети молодых людей посчитали, что на их будущие планы повлияли учителя, треть молодежи сформировала планы под влиянием друзей и знакомых. 14,7 % респондентов указали социальные сети/интернет, в частности, популярных блогеров среди молодежи.

Эксперты солидарны во мнении о том, что ценности молодых людей формируются под влиянием семьи и интернета. В оценках влияния сети Интернет на жизнь молодежи респонденты распределились на две группы:

1) положительно оценили за возможность получения информации и обучения, видят его как площадку для саморазвития: «Положительные моменты, мой сын выучил цвета на английском. Т. е. обучающие программы тоже есть». «Интернет благоприятно влияет. Я подписана на девушек, которые выкладывают контент про семейные отношения. Материальные ценности тоже черпаю в интернете. Я подписана на финансовых блогеров» (участник фокус-группы);

2) негативно оценили появление интернет-зависимости у молодежи, бесконтрольное и избыточное использование интернета, также отмечали отрицательное влияние сети на тувинский язык. («Интернет плохо влияет, нужно проводить ограниченное время в сети. Даже дети с пеленок смотрят, и взрослые, проснувшись, смотрят интернет». «Еще стали говорить на смешанном русском и тувинском языках. Когда уезжают учиться за Саяны, русский язык необходим, поэтому стали учить русский. Родители стали отдавать детей в русские классы»).

К основным источникам информации молодежи отнесли Инстаграм (запрещен на территории РФ), Телеграм- и Ютуб-каналы, что подтверждают данные количественного опроса: ВКон-такте (82,0 %), Вайбер (67,5 %), Инстаграм (65,8 %), Телеграм (56,4 %), Ютуб (46,3 %). Участники признались, что ВКонтакте и Вайбер являются платформами для общения.

Выводы. Современной тувинской молодежи присущ противоречивый комплекс ценностей, в котором отражаются сложно переплетенные тенденции влияния многовековой культурной традиции тувинского общества и современных глобальных социокультурных процессов. При этом основные особенности этого состояния ценностного сознания молодежи заключаются в следующем. Во-первых, в системе ценностей молодежи не просто присутствуют свойственные нам исторические ценности, например, ценность семьи, которая обладает высокой степенью значимости и определяет особенности жизнедеятельности молодежи в обществе. Во-вторых, ценности современной тувинской молодежи наполняются в ее сознании новым, отражающим внешнее, преимущественно информационное, влияние, смыслом.

Список источников:

Анайбан З.В. Трудовая занятость и социально-профессиональные ориентации молодежи современной Тувы // Новые исследования Тувы, 2018. № 2. C. 112-132. https://doi.org/10.25178/nit.2018.2.6.

Балакина Г. Ф., Кылгыдай, А. Ч. Особенности социально-экономической адаптации этнических групп в Республике Тыва // Социологические исследования. 2012. № 4 (336). С. 69-77.

Дабиев Д.Ф. Профессиональные предпочтения населения Тувы в контексте экономической культуры // Новые исследования Тувы. 2018. № 2. C. 132-148. https://doi.org/10.25178/nit.2018.2.7.

Куулар С.В. Изучение ценностных ориентаций тувинской молодежи // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2. 5 c. https://doi.org/10.17513/spno.31529.

Ламажаа Ч.К. Социальная культура тувинцев и онлайн-пространство // Новые исследования Тувы. 2021. № 2. С. 115129. https://doi.org/10.25178/nit.2021.2.10.

Мадюкова С.А. Ментальные и этнопсихологические особенности тувинцев в системе детерминант развития Республики Тыва (на примере этнотуризма) // Новые исследования Тувы. 2018. № 2. С. 72-93. https://doi.org/10.25178/NIT.2018.2.4.

Монгуш Ч.Н., Сарыглар Б.К. (2019) Ценностные ориентации студентов ТувГУ // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2019. № 4 (55). С. 48-55. https://doi.org/10.24411/2221-0458-2019-10023.

Ноянзина О.Е., Максимова С.Г., Омельченко Д.А. Традиционное и модернизационное в конструировании ценностных оснований жизненных перспектив молодежи (Тува и другие регионы) // Новые исследования Тувы. 2023. № 1. С. 154-169. https://doi.org/10.25178/nit.2023.19.

Персидская О.А. Роль ценностных ориентаций молодых тувинцев в пространственном развитии Республики Тыва // Новые исследования Тувы. 2019. № 3. C. 41-51. https://doi.org/10.25178/nit.2019.3A

Попков В.Ю. Базисные ценности народов евразийской цивилизации в условиях глобализации // Новые исследования Тувы. 2009. № 1-2. 14 c.

Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Ценностные ориентации народов Южной Сибири // Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация / под ред. Ю.В. Попкова. Новосибирск, 2010. С. 213-236.

Фаисханова К.Ф. Образ успешного человека в представлениях молодежи // Форум молодых ученых. 2017. № 1 (5). С. 620-623.

References:

Anajban, Z.V. (2018) Employment and socio-professional orientations of contemporary Tuva's youth. The New Research of Tuva. (2), 112-132. Available from: doi:10.25178/nit.2018.2.6. (In Russian).

Balakina, G.F. & Kylgydaj, A.Ch. (2012) Osobennosti social'no-ekonomicheskoj adaptacii etnicheskih grupp v Respublike Tyva [Features of socio-economic adaptation of ethnic groups in the Republic of Tyva]. Sociologicheskieissledovaniya. (4 (336)), 69-77. (In Russian).

Dabiev, D.F. (2018) Career preferences of Tuva population in the context of economic culture. The New Research of Tuva. (2), 132-148. Available from: doi:10.25178/nit.2018.2.7. (In Russian).

Faiskhanova, K.F. (2017) Image of a successful person in the representations of youth. Forum molodyh uchenyh. 1 (5), 620623. (In Russian).

Kuular, S.V. (2022) Studying value orientations of tuvinian youth. Modern Problems of Science and Education. (2), p. 5. Available from: doi:10.17513/spno.31529. (In Russian).

Lamazhaa, Ch.K. (2021) Social culture of Tuvans and online space. The New Research of Tuva. (2), 115-129. (In Russian).

Madyukova, S.A. (2018) Mental and ethnopsychological features of Tuvans within the system of development determinants of the Republic of Tuva: the case of ethno-tourism. The New Research of Tuva. (2), 72-93. doi.org/10.25178/NIT.2018.2.4. (In Russian).

Mongush, Ch.N. & Saryglar, B.K. (2019) Valuable orientations of Tuvan state university students. Vestnik of Tuvan state university. Pedagogical sciences. 4 (55), 48-55. Available from: doi:10.24411/2221-0458-2019-10023. (In Russian).

Noyanzina, O.E., Makximova, S.G. & Omelchenko, D.A. (2023) The traditional and the modern in constructing axiological foundations of youth's life prospects (Tuva and other regions). The New Research of Tuva. (1), 154-169. Available from: doi: 10.25178/nit.2023.1.9. (In Russian).

Persidskaya, O.A. (2019) The role of value orientations of young Tuvans in the spatial development of the Republic of Tuva. The New Research of Tuva. (3), 41-51. Available from: doi:10.25178/nit.2019.3.4. (In Russian).

Popkov, Yu.V. (2009) Basic values of people of the Eurasian civilization in the conditions of globalization. The New Research of Tuva. (1-2), 14 p. (In Russian).

Popkov, Yu.V., Tyugashev, E.A. (2010) Cennostnye orientacii narodov YUzhnoj Sibiri [Value orientations of the peoples of Southern Siberia]. In: Evrazijskij mir: cennosti, konstanty, samoorganizaciya [The Eurasian world: values, constants, self-organization]; Popkov Yu.V. (ed.). Novosibirsk, pp. 213-236. (In Russian).

Информация об авторе С.М. Карашпай - научный сотрудник Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве РТ, Кызыл, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=979499

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author S.M. Karashpai - Researcher at the Tuvan Institute of Humanitarian and Applied Socioeconomic Research under the Government of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=979499

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.10.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 03.11.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.11.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.