НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ
www.nit.tuva.asia №3
ТНЕ РЕБЕДРСН ОР ТиУД
2023 Novye issledovaniia Tuvy
DOI: 10.25178/ПЙ.2023.3.13
Статья
Вызовы образовательной миграции молодежи Тувы: демографический аспект
Тамара К. Ростовская
Институт демографических исследований ФНИСЦРАН; Российский университет дружбы народов,
Российская Федерация, Екатерина Н. Васильева
Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Российская Федерация
Целью статьи является изучение институциональных вызовов и их влияния на образовательную миграцию тувинской молодежи в Республике Тыва в период с 2018 по 2022 г. Под институциональными вызовами понимаются: 1) соотношение числа молодежи и количества бюджетных мест в образовательных учреждениях республики; 2) стоимость обучения в учреждениях среднего и высшего образования в регионе и уровень доходов населения; 3) уровень безработицы молодежи. Источниками информации являются сайты образовательных учреждений по исследуемому субъекту РФ в сети Интернет, статистические данные о доходах населения, рынке труда и демографических показателях Тувы. Используемые методы исследования — логический, статистические методы, анализ документов.
Индикаторы возрастно-половой структуры населения Республики Тыва показывают, что в демографической структуре населения доля молодежи, претендующей на обучение в средних профессиональных и высших образовательных учреждениях, в ближайшие 10 лет будет расти. Ресурсы института образования в Туве на современном этапе развития не рассчитаны на удовлетворение спроса абитуриентов на региональном рынке образовательных услуг. Ограниченное количество бюджетных мест, высокая стоимость образования являются причинами формирования жизненных стратегий молодежи, направленных на реализацию планов образовательной миграции в более благополучные регионы России. Препятствием к получению высшего и среднего профессионального образования тувинской молодежью являются низкие доходы населения. На примере модели домохозяйства, состоящего из родителей и трех детей, находящихся на иждивении, рассчитано, что оплату образования одного ребенка по договору оказания услуг за счет физических лиц члены такого домохозяйства позволить себе не смогут. Вынужденный, мотивированный материальными проблемами отказ молодых людей от миграции после получения среднего образования не гарантирует, что молодой человек не уедет в другой регион в поисках работы. Анализ ситуации на рынке труда Тувы показывает, что уровень безработицы остается высоким.
Ключевые слова: Республика Тыва; внутренняя миграция; образовательная миграция; миграция молодежи; институциональный вызов; образовательное учреждение; уровень доходов населения; рынок труда
Публикация выполнена в рамках проекта № 060508-0-000 системы грантовой поддержки научных проектов РУДН.
Для цитирования:
Ростовская Т. К., Васильева Е. Н. Вызовы образовательной миграции молодежи Тувы: демографический аспект // Новые исследования Тувы. 2023, № 3. С. 207-219. DOI: https://doi.Org/10.25178/nit.2023.3.13
Ростовская Тамара Керимовна — доктор социологических наук, профессор, заместитель директора по научной ^ ^ работе Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН; профессор кафедры региональной экономики и географии экономического факультета Российского университета дружбы народов. Адрес: 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6, к. 1; 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. Эл. адрес: [email protected]
Васильева Екатерина Николаевна — доктор социологических наук, доцент, главный научный сотрудник Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН. Адрес: 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6, к. 1. Эл. адрес: [email protected]
www.nit.tuva.asia №3 2023 Novye issledovaniia Tuvy
Article
Challenges of educational migration of Tuvan youth:
Demographic aspect
Tamara K. Rostovskaya
Institute for Demographic Research of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the RAS; Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Russian Federation, Ekaterina N. Vasilieva Institute for Demographic Research of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the RAS,
Russian Federation
The purpose of the article is to study institutional challenges and their influence on the educational migration of Tuvan young people in the Republic of Tuva in 2018-2022. In the article, institutional challenges are interpreted as: 1) the ratio of the number of young people to the number of state-funded places in educational institutions of the Republic; 2) tuition fee in institutions of secondary and higher education in the region and the level of income of the population; 3) the youth unemployment rate. The sources of information include websites of educational institutions in the studied subject of the Russian Federation on the Internet, statistical data on the income of the population, the labor market and demographic indicators of Tuva. The research methods are logical and statistical ones, as well as document analysis.
The indicators of the age and gender structure of the population of the Republic of Tuva show that in the demographic structure of the population, the proportion of young people applying for a place in secondary vocational and higher educational institutions will be increasing during the next 10 years. At the present stage of development, there are not enough educational resources in Tuva to meet the demands of applicants on the regional market of educational services. The limited number of budget-funded places and the high cost of education are the reasons for the formation of life strategies of young people aimed at implementing plans for educational migration to more prosperous regions of Russia. Low incomes of the population are an obstacle to obtaining higher and secondary vocational education for the Tuvan youth. Using the example of a household model that consists of parents and three dependent children, the authors have calculated that the members of such a household will not be able to afford to pay for the education of one child under a service contract at their expense. The young people involuntarily abandon the idea to migrate after acquiring secondary education due to financial problems. But this does not guarantee that a young person will not leave for another region searching for a work. An analysis of the situation on the Tuvan labor market shows that the unemployment rate remains high.
Keywords: Republic of Tuva; internal migration; educational migration; youth migration; institutional challenge; educational institution; income level of the population; labor market
Financing
This publication was supported by the RUDN University Scientific Projects Grant System, project No. 060508-0-000.
For citation:
Rostovskaya T. K. and Vasilieva E. N. Vyzovy obrazovatel'noi migratsii molodezhi Tuvy: demograficheskii aspekt [Challenges of educational migration of Tuvan youth: Demographic aspect]. New Research of Tuva, 2023, no. 3, pp. 207-219. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.3.13
ROSTOVSKAYA, Tamara Kerimovna, Doctor of Sociology, Professor; Deputy Director for Research, Institute for ^ Demographic Research, Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences; Professor, Department of Regional Economics and Geography, Faculty of Economics, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). Postal addresses: Bldg. 1, 6, Fotievoi St., 119333 Moscow, Russian Federation; 6, Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0002-1629-7780
VASILIEVA, Ekaterina Nikolaevna, Doctor of Sociology, Associate Professor; Chief Researcher, Institute for Demographic Research of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences. Postal address: Bldg. 1, 6, Fotievoi St., 119333 Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0002-0460-5539
www.nit.tuva.asia
№3
2023
Novye issledovaniia Tuvy
Введение
Демографическая ситуация в регионах Российской Федерации ухудшается с 2016 г., когда соотношение между естественным приростом населения и миграционной убылью приобрело неблагоприятные тенденции. Лидерами миграционного прироста уже не первый год являются Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край. Рост численности в указанных субъектах происходит за счет исходящей миграции из других регионов РФ, особенно интенсивный отток население наблюдается в регионах, в которых население не удовлетворено уровнем доходов, предложением на рынке труда, доступностью социальной инфраструктуры.
Если во многих регионах РФ отток населения сопряжен с низкой рождаемостью, что дополнительно увеличивает риски депопуляции населения, то Республика Тыва является одним из лидеров в РФ по суммарному коэффициенту рождаемости. Население, человеческие ресурсы — сегодня главный и востребованный капитал регионов, обладая данным капиталом, можно существенно увеличить благосостояние в регионе, используя управленческие ресурсы, осуществляя стратегическое планирование.
В Туве много сделано для повышения качества жизни населения, однако не все вызовы миграции преодолены. Цель данного исследования — изучение институциональных вызовов и их влияния на образовательную миграцию тувинской молодежи в период с 2018 по 2022 г. Объект исследования — вызовы образовательной молодежной миграции. Предмет исследования — институциональные условия, влияющие на формирование вызовов молодежной образовательной миграции в Республике Тыва. Под вызовами миграции понимаются проблемы (угрозы), которые ведут к увеличению исходящей образовательной молодежной миграции из Республики Тыва, их институциональный характер определяется тенденциями, которые можно зафиксировать, анализируй индикаторы функционирования таких социальных институтов, как семья, образовательные учреждения, рынок труда и др.
Методологическая база исследования вызовов образовательной миграции опирается на концепцию принятия управленческих решений обеспечения демографической безопасности, разработанную под руководством проф. Т. К. Ростовской на основе следующих концепций: национальной безопасности академика РАН Г. В. Осипова, демографической безопасности ведущего демографа России Л. Л. Рыбаковского, демографического благополучия чл.-корр. РАН С. В. Рязанцева (Ростовская, Васильева, Князькова, 2022). Исследование вызовов (угроз) демографической безопасности включает оценку параметров и индикаторов изменения численности населения (естественного воспроизводства населения, миграции, плотности населения и др.). Снижение численности населения или увеличение исходящей миграции при сохранении численности населения — тенденции, которые необходимо исследовать с целью выявления их причин, последующего принятия управленческих решений (предупреждения негативных последствия для страны или субъекта РФ). Неблагоприятные тенденции миграции, фиксируемые в Республике Тыва (Анайбан, Балакина, 2022; Хольшина, Кылгы-дай, 2014; Чернышев и др., 2023), повышают актуальность исследования вызовов образовательной миграции тувинской молодежи. В работе использованы следующие источники информации: сайты образовательных учреждений по исследуемому субъекту РФ в сети Интернет, статистические данные о доходах населения, рынке труда и демографических показателях Тувы, опубликованные в статистических ежегодниках Республики Тыва (Красноярскстат), а также данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Используемые методы исследования — логический и статистические методы, а также анализ документов.
На основе полученной информации выделены следующие институциональные вызовы, позволяющие прогнозировать рост образовательной миграции тувинской молодежи из региона: 1) соотношение числа молодежи и количества бюджетных мест в образовательных учреждениях республики; 2) стоимость обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего образования в регионе и уровень доходов населения; 3) высокий уровень безработицы молодежи в возрастных группах от 20 до 40 лет, а именно в период расцвета экономической активности молодежи. Проведенный анализ позволил определить основные стратегические направления, позволяющие сократить миграцию молодежи из Тувы в другие регионы и РФ.
www.nit.tuva.asia
№3
2023
Novye issledovaniia Tuvy
Краткий обзор исследований миграционных процессов и мотивации к миграции в Туве
Исследования динамики численности населения Тувы проводятся постоянно. Оценивая вклад миграции в демографический баланс, исследователи отмечают, что сельская местность Тувы является ресурсом населения для городов как самой республики (Хольшина, Кылгыдай, 2014), так и других населенных пунктов Сибирского федерального округа и России (Абылкаликов, 2021). На миграцию из республики влияют этнические особенности миграционного поведения тувинцев (Балакина, Анай-бан, 2016), в том числе стремящихся сохранить уникальную тувинскую культуру, но проживающих в других странах или регионах (Ламажаа, 2014). Важное влияние, помимо экономических, на миграцию оказывают социокультурные и гендерные факторы (Бадмаева, Натсак, 2021). Статус приграничного региона формирует настороженное отношение населения к мигрантам из других стран (Сарыг-лар, 2019; Ойдуп, 2021).
З. В. Анайбан отмечает, что мотивация к миграции различна у русского и тувинского населения (Анайбан, 2020), и выявляет вместе с коллегой Г. Ф. Балакиной неблагоприятные тенденции, оценивая ожидания учащейся молодежи Тувы (Анайбан, Балакина, 2022). Учеными отмечено, что каждый четвертый студент (исследование было проведено среди молодежи, учащейся в Тувинском госуниверситете, Кызылском транспортном техникуме, Кызылском техникуме экономики и права) готов поменять свое место жительства для улучшения материального положения. Обозначенные результаты исследования ценностей и ожиданий студенческой молодежи можно дополнить данными о том, что часть абитуриентов уже покинули регион с целью образовательной миграции (Чернышев и др., 2023). В основном это выпускники школ из столицы региона, уехавшие для получения образования в Новосибирск, Томск, Красноярск и другие города России, в столицу региона же приезжают выпускники сельской местности, что, конечно, не исключает случаи переезда абитуриентов из сельской местности в другие регионы или принятого городскими выпускниками решения продолжать обучение в столице региона.
Основной мотив для миграции — улучшение материального положения. В 2018 г. сотрудниками Института социологии ФНИСЦ РАН (под руководством З. Т. Голенковой) было проведено исследование, основной целью которого было выявить причины бедности тувинского населения (Социально-стратификационные процессы ... , 2020). Выявив специфические черты экономического и финансового поведения, а также систематизировав статистические данные, исследователи проделали огромную работу, однако для решения проблемы необходимы не только знания о специфике поведения, но и институциональные решения, направленные на повышение благосостояния тувинской молодежи.
Р. Ш. Харунов и М. М.-Б. Харунова выявили, что образовательная миграция молодежи является жизненной стратегией не только современных молодых тувинцев, поскольку она является актуальной с 1921 г., а значит, является привычной практикой для тувинского народа (Харунов, Харунова, 2021). В то же время востребованность высшего образования у населения Тувы остается на контроле правительства региона. В Туве некоторые семьи не имеют в трех поколениях детей с высшим образованием. Для них разработан проект «В каждой семье — не менее одного ребенка с высшим образованием на 2020-2022 годы», т. е. управленческие стратегии в республике включают задачи по повышению уровня образования населения (Харунова, 2020). Возможно, на то, что высшее образование не востребовано некоторыми семьями, влияют традиционные представления и исторический опыт, негативно отразившиеся на детско-родительских отношениях, а именно — принудительное образование и ломка традиций кочевого образа жизни тувинцев (Ламажаа, 2021).
Мониторинг планов школьников на ближайшую перспективу после окончания школы, проведенный в 2010 и 2019 гг. Т. М. Ойдуп и А. Ч. Кылгыдай, показывает, что более 90% выпускников хотят продолжить образование (Ойдуп, Кылгыдай, 2021). Исследование проводилось и в 2021 г., по его итогам до 95% вырос процент выпускников, нацеленных на получение дальнейшего образования (Ойдуп, Трошкина, 2022). Понимание молодежью образования как одного из значимых социальных лифтов, информированность о наиболее востребованных и актуальных профессиях в современной России — показатель целерациональной мотивации, сопряженной с выработкой стратегий, ориентированных на повышение качества жизни. Целерациональной поведение — это и причина выявленных в указанных исследованиях высоких миграционных настроений у выпускников, а также отсутствия желания связывать трудовую деятельность с регионом, который характеризуется неблагоприятными экономическими показателями.
www.nit.tuva.asia №3
2023 Novye issledovaniia Tuvy
Т. К. Ростовская и О. А. Золотарева по результатам кластеризации регионов включили в первый кластер, характеризующийся крайне неблагополучным уровнем благосостояния населения, 10 субъектов России, в том числе Республику Тыва (наряду с Республикой Калмыкией, Республикой Ингушетией, Кабардино-Балкарской Республикой, Карачаево-Черкесской Республикой, Чеченской Республикой, Республикой Марий Эл, Курганской областью, Республикой Алтай, Еврейской автономной областью) (Ростовская, Золотарева, 2022). Проблематика бедности в Туве обсуждается достаточно давно в работах Т. И. Гориной (Горина, 2019), О. Д. Натсак (Натсак, 2022), П. Е. Сушко (Сушко, 2019).
Таким образом, проведенный теоретический анализ по основным проблемам исследования позволил определить основные направления сбора статистической и эмпирической информации для достижения поставленной в работе цели:
— возрастно-половая пирамида как источник информации о динамике изменения числа молодежи в общей численности населения;
— количество бюджетных мест в образовательных учреждениях республики;
— стоимость обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего образования в регионе;
— уровень доходов населения;
— данные о занятости и безработице в Туве.
Институты высшего и среднего образования в Республике Тыва
Дефицит образовательных организаций в Республике Тыва является вызовом образовательной миграции молодежи, на что указывают данные мониторингов, показывающих качество подготовки кадров в среднем профессиональном образовании1; эффективность деятельности образовательных организаций высшего образования2. По данным, полученным по итогам мониторинга 2022 г., в средних профессиональных образовательных учреждениях обучалось за счет средств бюджетной системы РФ 7 255 человек, в учреждениях системы высшего образования — 4 164. Если сравнить полученные данные с данными по численности молодежи в возрастных группах, соответствующих возрасту получения среднего и высшего образования, то из числа молодежи в возрасте 15-24 лет на 2021 г. (см. табл. 1) только малая часть выпускников могла претендовать на обучение в образовательных учреждениях Тувы за счет бюджетных средств.
Таблица 1. Численность населения Республики Тыва в возрасте от 15 до 29 лет включительно на 2018-2022 гг.3
Table 1. Population of the Republic of Tuva aged 15 to 29 years (inclusive), for 2018-2022
2018 2019 2020 2021 2022
Все население 321 722 324 423 327 383 330 368 332 609
15-19 20 589 21 596 22 867 24 136 24 977
20-24 19 602 19 529 19 426 19 223 19 103
25-29 22 894 22 308 22 327 22 392 23 303
1 Характеристика системы среднего профессионального образования. Сибирский федеральный округ. Республика Тыва [Электронный ресурс] // Мониторинг (СПО). Главный информационно-вычислительный центр. URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2022/_spo/material.php?type=2&id=11005 (дата обращения 30.06.2023).
2 Характеристика системы высшего образования. Сибирский федеральный округ. Республика Тыва [Электронный ресурс] // Мониторинг (СПО). Главный информационно-вычислительный центр. URL: https:// monitoring.miccedu.ru/iam/2022/_vpo/material.php?type=2&id=11005 (дата обращения: 30.06.2023).
3 Таблицы 1-6, рисунок 1 — составлены на основе данных, представленных в следующих изданиях: Статистический ежегодник Республики Тыва 2022 : стат. сб. / Красноярскстат. Красноярск, 2022. С. 104. URL: https://24. rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ежегодник PT.zip (дата обращения: 30.06.2023); Статистический ежегодник Республики Тыва 2020 : стат. сб. / Красноярскстат. Красноярск, 2021. С. 104. URL: https://24.rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/1.37.5 Ежегодник РТ.шг (дата обращения: 30.06.2023); Республика Тыва в цифрах 2022 : стат. сб. / Красноярскстат. Красноярск, 2023. С. 45. URL: https://24.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/1.37.4РТ Республика Тыва в цифрах 2022(1).zip (дата обращения: 30.06.2023).
www.nit.tuva.asia
№3
2023 Novye issledovaniia Tuvy
Рисунок 1. Возрастно-половая пирамида Республики Тыва на 1 января 2022 г. Figure 1. Age-sex pyramid of the Republic of Tuva, as of January 1,2022
Возрастно-половая пирамида Республики Тыва на 1 января 2022 г. (см. рис. 1) наглядно показывает, что в ближайшее время дефицит бюджетных мест будет расти: новые поколения абитуриентов, которые не пройдут по конкурсу на бюджетные места в региональные учебные заведения, если они на них рассчитывали, будут вынуждены покинуть регион и принять участие в конкурсе за бюджетные места в более крупных вузах, чем Тувинский государственный университет, а также в иных средних профессиональных образовательных учреждениях. Ограниченное число бюджетных мест в образовательных учреждениях Республики Тыва имеет несколько последствий.
Во-первых, контингент вуза не растет, что в рамках стратегии нормативно-подушевого подхода к финансированию образования ведет к недостатку ресурсов у образовательных учреждений для наращивания конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг, не позволяет открывать новые образовательные программы, обновлять инфраструктуру в соответствии с актуальными инновационными разработками (в соответствии со стандартами это делают все образовательные учреждения), приглашать на чтение отдельных курсов ведущих специалистов (теоретиков или практиков). Неуверенность в качестве образования и желание учиться на конкретной образовательной программе, не открытой в образовательных учреждениях Тувы, приводит к тому, что абитуриенты стремятся получить образование за пределами региона. Во-вторых, недостаток бюджетных мест приводит к большому конкурсу, в том числе за счет тех абитуриентов, кто не может выезжать за пределы Тувы (в том числе по финансовым причинам). Например, в 2022 г. конкурс в Тувинском государственном университете на направления подготовки «Юриспруденция» был 40 человек на место, «Электроэнергетика и электроника» — 7 человек на место, специальность «Горное дело» — 6 человек на место и т. д.1
Таким образом, недостаточное количество бюджетных мест является первым вызовом образовательной миграции тувинской молодежи. Важная проблема артикулируется на основе сведений, представленных в мониторингах, которые указывают на яркую тенденцию — платное образование остается недоступным для абитуриентов и их родителей: только 1 330 человек обучаются за счет собственных средств в вузах; 2912 человек — в средних профессиональных образовательных учреждениях. Доступность высшего образования за счет физических лиц в Туве необходимо со-
1 Результаты приемной кампании 2022 года [Электронный ресурс] // Тувинский государственный университет. Сайт для абитуриента. URL: http://abiturient.tuvsu.ru/sites/default/files/2022-12/rezultaty-priema-2022avtomatich eskivosstanovlenoavtomaticheskivosstanovleno0.pdf (дата обращения: 20.06.2023).
www.nit.tuva.asia №3
2023 Novye issledovaniia Tuvy
поставить с уровнем доходов в домохозяйстве (стоимость обучения в Тувинском государственном университете на 2023/2024 учебный год составляет от 168 222 до 225 300 руб.1).
Уровень доходов населения в Республике Тыва
Анализ данных изменения прожиточного минимума (см. табл. 2) позволяет сделать следующие выводы. В течение исследуемого периода величина прожиточного минимума ежегодно росла равномерно за 2019 и 2020 гг. (5-7% по всем категориям населения). Однако в 2021 г. рост серьезно замедлился и составил 2-4%, т. е. почти в два раза меньше. 2022 г., наоборот, характеризуется чрезвычайно высоким увеличением данного показателя до 9%. Тем не менее стоит отметить и серьезную дифференциацию размера прожиточного уровня в зависимости от выделяемой категории населения. Самый низкий прирост прожиточного уровня оказывается у детей (4%), в то время как самый высокий — у пенсионеров и трудоспособного населения — 17 и 14% соответственно.
Данные изменения хорошо иллюстрируют происходящие в экономике страны изменения, связанные с ростом влияния на ВВП обрабатывающих предприятий, а также производств, имеющих высокий уровень добавленной стоимости своих товаров, что оказывает положительное влияние на уровень доходов части населения, занятой выпуском высокомаржинальных и трудоемких товаров. Если обратить внимание на интенсивный рост величины прожиточного минимума у пенсионеров, то это итог оптимизации поддержки со стороны государства.
В целом, увеличение величины прожиточного минимума также является следствием замедления процесса роста в 2021 г., т. е. в 2022 г. происходит компенсационный рост данного показателя за 2021 г.
Таблица 2. Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), руб. в месяц Table 2. The value of the subsistence minimum (on average per capita), rubles per month
Все население Трудоспособное население Пенсионеры Дети
2018 9 957 10 268 7 869 10 482
2019 10 556 10 887 8 355 11 106
2020 11 041 11 540 8 815 11 842
2021 11 494 11 856 9 034 12 213
2022 13 420 14 628 11 542 13 337
Величина прожиточного минимума (см. табл. 2) стала основой расчета величины прожиточного минимума для модели домохозяйства, состоящего из родителей трудоспособного возраста и трех детей. Такая структура домохозяйства выбрана как модельная, в связи с тем, что суммарный коэффициент рождаемости в Республике Тыва (среднее число детей на одну женщину) хоть и снизился с 2,97 в 2020 г. до 2,94 в 2021 г.2, однако указывает, что многодетная семьи остается важным элементом тувинского общества и в тоже время является целевым ориентиром российской семейно-демографической политики.
Если принять за ориентир среднемесячный доход от трудовой деятельности (см. табл. 4), то можно сделать вывод, что полная многодетная семья, в которой оба супруга работают, не в состоянии без государственной поддержки обеспечить достойный уровень жизни в домохозяйстве, не говоря уже об оплате расходов за обучение за счет бюджета семьи (см. табл. 3).
1 Стоимость обучения [Электронный ресурс] // Тувинский государственный университет. URL: http://tuvsu.ru/ abitur/bakalavriat-spetsialitet/stoimost/ (дата обращения: 20.06.2023).
2 О демографической ситуации в Республике Тыва в 2021 году : пресс-выпуск [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. URL: https://24.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/0 демографической ситуации в Республике Тыва в 2021 году_728484^ (дата обращения: 31.06.2023).
www.nit.tuva.asia №3
2023 Novye issledovaniia Tuvy
Таблица 3. Величина и динамика прожиточного минимума (в среднем рассчитана для модели домохозяйства,
состоящего из родителей трудоспособного возраста и трех детей) Table 3. The value and dynamics of the subsistence minimum (calculated on average for a household consisting of parents of working age and three children)
2018 2019 2018 /2019 2020 2019 /2020 2021 2020 /2021 2022 2021 /2021
Среднее домохозяйство 51 982 руб. 55 092 руб. 6% 58 606 руб. 6% 60 351 руб. 3% 64 956 руб. 8%
Источник: рассчитано авторами на основе данных Росстата.
Таблица 4. Среднемесячная начисленная заработная плата работников в Республике Тыва (2017-2021 гг.)
Table 4. Average monthly accrued wages of employees in the Republic of Tuva (2017-2021)
2017 2018 2019 2020 2021
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций: номинальная, руб. 31 251,10 35 778,80 39 672,80 44 104,20 46 084,30
Среднемесячный доход от трудовой деятельности, руб. 27 995,00 31 222,00 33 870,00 37 533,00 38 983,00
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. 15 010,90 15 609,70 16 617,90 18 975,00 20 651,80
Итак, в таблице 3 приведен расчет динамики величины прожиточного минимума исходя из характеристик среднего домохозяйства — благополучной полной семьи, включающей супругов и троих несовершеннолетних детей, находящихся на иждивении у своих родителей. Изменение данной величины в рамках анализируемого периода характеризуется уже описанными тенденциями.
В течение 2018-2020 гг. прожиточный уровень среднего домохозяйства равномерно увеличивается на 6% год к году. В 2021 г. данный рост существенно замедляется и составляет лишь 3%, а в 2022 г. стремительно увеличивается до уровня в 8%. Таким образом в 2022 г. проявляется процесс компенсации (возмещения) за период 2021 г. Это становится хорошо видно, если рассчитать рост каждого по интервалам, равным не одному, а двум годам. Получается, что в 2020 г. величина данного показателя увеличилась по отношению к 2018 г. на 12%, а в 2022 г. по отношению к 2020 г. величина прожиточного минимума среднего домохозяйства увеличилась на 11%. В последствии будет интересно и полезно узнать какую тенденцию в изменении величины прожиточного минимума покажет 2023 г.
Уровень безработицы населения в Республике Тыва
Третий вызов определяется высоким уровнем безработицы. Окончив образовательные учреждения в Туве, выпускники будут вынуждены выйти на рынок труда, где доля безработных является одной из самых высоких в России (см. табл. 5). В этом отношении целерациональное поведение — это получение образования за счет бюджетных средств в экономически успешных регионах, так как одна из приоритетных жизненных стратегий молодежи — получение опыта работы на последних курсах, поиск стажировок в успешных компаниях или подработка для получения опыта работы на основе частичной занятости. Неблагоприятными являются и данные о структуре безработных по уровню образования (см. табл. 6).
www.nit.tuva.asia №3
2023 Novye issledovaniia Tuvy
Таблица 5. Структура безработных по возрастным группам Table 5. The structure of the unemployed by age group
2019 2020 2021
Всего Мужчины Женщины Всего Мужчины Женщины Всего Мужчины Женщины
Безработные — всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100
В том числе в возрасте, лет:
15-19 1,7 2,1 0,9 1,7 1,3 2,5 1,6 1,9 1
20-24 16,7 16,4 17,3 14,6 14,2 15,4 11,4 12,1 10,3
25-29 14 17,9 7,7 15 16,6 11,9 20 20,2 19,6
30-34 16,1 18,1 12,8 19 17,3 22,3 18,9 17,9 20,6
35-39 15,2 14,5 16,4 15,4 16,2 13,9 16 16,9 14,4
40-44 11,2 9,3 14,1 11,5 12,2 10,2 11,3 11,9 10,5
45-49 12,5 9,6 17,2 13,8 13,2 14,9 12,8 11,9 14,5
50-54 8,3 7,9 9 6,2 6,4 5,8 5,5 4,5 7,2
55-59 2,7 3,1 2,1 2,8 2,6 3,1 2,3 2,5 1,9
60-69 1,6 1 2,6 - - - 0,2 0,3 -
Средний возраст, лет 35,7 34,6 37,6 35,4 35,4 35,3 35,3 35,1 35,7
Таблица 6. Структура безработных по уровню образования Table 6. The structure of the unemployed by level of education
2019 2020 2021
Всего Мужчины Женщины Всего Мужчины Женщины Всего Мужчины Женщины
Безработные — всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100
В том числе имеют образование:
Высшее 12,8 6,8 22,5 14,2 13,5 15,7 16,6 9,6 28,6
Среднее профессиональное:
По программе
подготовки специалистов 17,5 14,1 23 23,4 21,3 27,4 23,7 24,6 22
среднего звена
По программе
подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 21,6 24 17,8 17,4 17,8 16,5 18,2 18,5 17,7
Среднее общее 34,5 38,2 28,6 29,2 28,7 30,2 22,6 23 21,9
Основное общее 13,2 16,5 8 15,1 17,6 10,2 18,1 23,8 8,2
Не имеют основного общего 0,2 0,4 - 0,7 1,1 - 0,8 0,4 1,5
www.nit.tuva.asia
№3
2023
Novye issledovaniia Tuvy
В целом безработица среди тех, кто получил высшее образование, ниже, чем среди других групп населения, но, тем не менее, она высока, особенно среди женщин. Для понимания сложившейся ситуации на рынке труда стоит проанализировать информацию Министерства труда и социальной политики Республика Тыва1. По итогам 2022 г. в списке присутствуют 50 наименований наиболее востребованных профессий, которые предоставляют около 800 рабочих мест (более точно — 740). Укрупненно можно выделить две наиболее больших группы и все остальное (третья группа). Первая группа — профессии, относящиеся в сфере среднего и дошкольного образования — 34% вакансий (253 рабочих места). Вторая группа — работники здравоохранения — 25% (184 рабочих места). В третьей группе большую часть 14% (107 рабочих мест) составляют разнорабочие и специалисты широкого профиля, а все остальные — работники сферы обслуживания. Соотношение вакансий и получаемых выпускниками специальностей2 показывает, что данную сферу также необходимо регулировать, добиваясь большего соответствия направлений подготовки востребованным вакансиям.
Заключение
Стратегически важно для сокращения образовательной миграции тувинской молодежи в другие регионы, а, следовательно, сокращения числа невозвратных миграций расширить меры поддержки образовательных учреждений Республики Тыва. Рост числа бюджетных мест зависит от поддержки тувинского образования на федеральном уровне. Стратегии образовательных учреждений также могут существенно изменить ситуацию за счет увеличения интересных для абитуриентов специальностей или совместных программ с другими вузами России или зарубежных стран (Китая, Монголии).
Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 г.3 включает задачи по улучшению качества жизни населения, развитию транспортной доступности региона, снятию напряжения на рынке труда и др. Но, к сожалению, включенные в документ вызовы (высокая очередь в детские сады; износ зданий; рост запроса на профессиональные технические компетенции; средний возраст педагогических работников; недостаток рецензируемых научных изданий) не акцентируют внимание на недостатке бюджетных мест в средних и высших учебных образовательных учреждениях, высокой стоимости высшего образования для населения. Выявленные нами вызовы будут оказывать все большее влияние, так как возрастно-половая пирамида Тувы расширена к основанию, а, следовательно, необходимо уже сегодня планировать расширенные меры поддержки молодежи и образовательных учреждений среднего и высшего образования, продолжая социологический мониторинг целей и ценностных ориентаций тувинской молодежи.
Абылкаликов, С. И. (2021) Особенности демографического развития Тувы: вклад миграции в демографический баланс // Новые исследования Тувы. № 4. С. 131-142. DOI: https://doi.Org/10.25178/nit.2021.4.10
Анайбан, З. В. (2020) Динамика развития этнодемографических процессов в постсоветской Туве // Вестник Института востоковедения РАН. № 2. С. 284-293. DOI: https://doi.org/10.31696/2618-7302-2020-2-284-293
1 Источник: Перечень востребованных профессий по Республике Тува (на основе потребности работодателей) (по состоянию на 30 ноября 2022 года) [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной политики Республика Тыва. URL: https://mmtшdtuva.m/wp-content/uploads/2022/12/Восстребованные-профессии-2022. pdf (дата обращения: 01.07.2023).
2 Характеристика системы среднего профессионального образования. Сибирский федеральный округ. Республика Тыва [Электронный ресурс] // Мониторинг (СПО). Главный информационно-вычислительный центр. URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2022/_spo/material.php?type=2&id=11005 (дата обращения: 30.06.2023); Характеристика системы высшего образования. Сибирский федеральный округ. Республика Тыва [Электронный ресурс] // Мониторинг (СПО). Главный информационно-вычислительный центр. URL: https:// monitoring.miccedu.ru/iam/2022/_vpo/material.php?type=2&id=11005 (дата обращения: 30.06.2023).
3 О Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года от 24 декабря 2018 г. № 638 (с изменениями на 17 января 2023 года) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. URL: https://docs.cntd.ru/document/550322563 (дата обращения: 01.07.2023).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
www.nit.tuva.asia
№3
2023
Novye issledovaniia Tuvy
Анайбан, З. В., Балакина, Г. Ф. (2022) Социальные ожидания и ценностные ориентации учащейся молодежи Тувы // Социологические исследования. № 2. С. 151-156. DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250018548-5
Бадмаева, Н. В., Натсак, О. Д. (2021) Современная трудовая миграция из Калмыкии и Тувы: экономические, социокультурные и гендерные аспекты // Новые исследования Тувы. № 4. С. 186-205. DOI: https://doi.org/10.25178/ mt.202L4.14
Балакина, Г. Ф., Анайбан, З. В. (2016) Особенности этнорегиональной миграции в Туве // Социологические исследования. № 10 (390). С. 85-92.
Горина, Т. И. (2019) Методологические основы исследования проблематики бедности в Республике Тыва // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. № 3: Особенности социальной стратификации в Республике Тыва. С. 18-28. DOI: https://doi.Org/10.19181/inab.2019.3.2
Ламажаа, Ч. К. (2014) Засаянские тувинцы: образ жизни, ценности, идеалы // Новые исследования Тувы. № 3.
Ламажаа, Ч. К. (2021) Дети для тувинцев: изменения отношения в социокультурных трансформациях // Новые исследования Тувы. № 4. С. 57-75. DOI: https://doi.Org/10.25178/nit.2021.4.5
Натсак, О. Д. (2022) Материальная самооценка жителей республики Тыва в контексте исследования бедности (по материалам социологических исследований) // Уровень жизни населения регионов России. Т. 18, № 1. С. 120-135. DOI: https://doi.org/10.19181/lsprr.2022.18.1.10
Ойдуп, Т. М. (2021) Миграционные процессы в приграничном регионе: социологический анализ // Материалы международного симпозиума хакасского эпоса, VIII Международной научной конференции «Народы и культуры Саяно-Алтая и сопредельных территорий», посвященной 300-летию открытия памятников енисейской письменности и Году хакасского эпоса в Республике Хакасия (23-25 сентября 2021 г.) / отв. ред. Н. С. Майнагашева. Абакан : Хакасское книжное издательство имени В. М. Торосова. 346 с. С. 227-231.
Ойдуп, Т. М., Кылгыдай, А. Ч. (2021) Выпускники школ как основа человеческого капитала региона (на примере Республики Тыва) // Вестник Института социологии. Т. 12, № 3. С. 176-188. DOI: https://doi.org/10.19181/ vis.2021.12.3J43
Ойдуп, Т. М., Трошкина, И. Н. (2022) Профессиональные предпочтения выпускников школ столиц республик Тыва, Алтая и Хакасии как основа формирования человеческого капитала регионов (2021 г.) // Новые исследования Тувы. № 2. С. 198-210. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2022.2.14
Ростовская, Т. К., Васильева, Е. Н., Князькова, Е. А. (2022) Теоретическая интерпретация понятия «демографическая безопасность» и принятие управленческих решений по обеспечению национальной безопасности // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. Т. 15, № 4. С. 158-170. DOI: https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-4-158-170
Ростовская, Т. К., Золотарева, О. А. (2022) Переход к новому технологическому укладу — детерминанта роста благосостояния населения регионов России // Экономика региона. Т. 18, № 3. С. 623-637. DOI: https://doi. org/10.17059/ekon.reg.2022-3-1
Сарыглар, С. А. (2019) Социологический анализ миграционной ситуации в Республике Тыва // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. Т. 2, № 8. С. 233-238.
Социально-стратификационные процессы в Республике Тыва (2020) : [монография] / З. Т. Голенкова [и др.]; отв. ред. З. Т. Голенкова, Ю. В. Голиусова, П. Е. Сушко. М. ; Кызыл : ФНИСЦ РАН. 128 с. DOI: https://doi.org/10.19181/ monogr.978-5-89697-332-4.2020
Сушко, П. Е. (2019) Особенности доходной стратификации населения Республики Тыва // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. № 3: Особенности социальной стратификации в Республике Тыва. С. 46-58. DOI: https://doi.org/10.19181/inab.2019.3.4
Харунов, Р. Ш., Харунова, М. М.-Б. (2021) Образовательная миграция как жизненная стратегия молодежи Тувы // Ермолаевские чтения : материалы юбилейной V научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию образования Тувинской Народной Республики (26-27 августа 2021 г.). Кызыл : Изд. отд. НБ им. А. С. Пушкина РТ. 284 с. С. 32-36. DOI: https://doi.org/10.24412/2686-9624-2021-32-36
Харунова, М. М. Б. (2020) В каждой семье — не менее одного ребенка с высшим образованием // Вестник Тувинского государственного университета. Вып. 1: Социальные и гуманитарные науки. № 3 (64). С. 53-64.
Хольшина, М. А., Кылгыдай, А. Ч. (2014) Территориальное различие внутренней миграции населения республики Тыва // Перспективы науки. № 11 (62). С. 14-17.
С. 152-165.
www.nit.tuva.asia
№3
2023
Novye issledovaniia Tuvy
Чернышев, К. А., Митягина, Е. В., Чернышева, Н. В., Петров, Е. Ю. (2023) Масштабы и направления образовательной миграции тувинской молодёжи // Новые исследования Тувы. № 2. С. 70-83. DOI: https://doi.org/10.25178/
Abylkalikov, S. I. (2021) Osobennosti demograficheskogo razvitiia Tuvy: vklad migratsii v demograficheskii balans [Features of the demographic development of Tuva: Contribution of migration to the demographic balance]. New Research of Tuva, no. 4, pp. 131-142. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/mt.202L4.10
Anayban, Z. V. (2020) Dinamika razvitiia etnodemograficheskikh protsessov v postsovetskoi Tuve [The dynamics of ethno-demographic processes development in post-Soviet Tuva]. Journal of the Institute of Oriental Studies RAS, no. 2, pp. 284-293. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.31696/2618-7302-2020-2-284-293
Anayban, Z. V. and Balakina, G. F. (2022) Sotsial'nye ozhidaniia i tsennostnye orientatsii uchashcheisia molodezhi Tuvy [Social expectations and value orientation of the contemporary students of Tuva]. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 2, pp. 151-156. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250018548-5
Badmaeva, N. V. and Natsak, O. D. (2021) Sovremennaia trudovaia migratsiia iz Kalmykii i Tuvy: ekonomicheskie, sotsiokul'turnye i gendernye aspekty [Modern labor migration from Kalmykia and Tuva: Economic, socio-cultural and gender aspects]. New Research of Tuva, no. 4, pp. 186-205. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2021.4.14
Balakina, G. F. and Anayban, Z. V. (2016) Osobennosti etnoregional'noi migratsii v Tuve [Features of ethno-regional migration in Tuva]. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 10 (390), pp. 85-92. (In Russ.).
Gorina, T. I. (2019) Metodologicheskie osnovy issledovaniia problematiki bednosti v Respublike Tyva [Methodological foundations of the study of the problems of poverty in the Republic of Tyva]. Informatsionno-analiticheskii biulleten' Instituta sotsiologiiFNISTs RAN, no. 3, pp. 18-28. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.19181/inab.2019.3.2
Lamazhaa, Ch. K. (2014) Zasaianskie tuvintsy: obraz zhizni, tsennosti, idealy [Tuvans beyond the Sayan mountains: Way of living, values and ideals]. New Research of Tuva, no. 3, pp. 152-165. (In Russ.).
Lamazhaa, Ch. K. (2021) Deti dlia tuvintsev: izmeneniia otnosheniia v sotsiokul'turnykh transformatsiia [Tuvans' views on children: Changes of the attitudes in socio-cultural transformations]. New Research of Tuva, no. 4, pp. 57-75. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2021.4.5
Natsak, O. D. (2022) Material'naia samootsenka zhitelei respubliki Tyva v kontekste issledovaniia bednosti (po materialam sotsiologicheskikh issledovanii) [The material self-assessment of the Tuvan families in the context of the poverty studies (based on the materials of sociological research)]. Living Standards of the Population in the Regions of Russia, vol. 18, no. 1, pp. 120-135. DOI: https://doi.org/10.19181/lsprr.2022.18.1.10 (In Russ.)
Oidup, T. M. (2021) Migratsionnye protsessy v prigranichnom regione: sotsiologicheskii analiz [Migration processes in the border region: Sociological analysis]. In: Materialy Mezhdunarodnogo simpoziuma khakasskogo eposa, VIII Mezh-dunarodnoi nauchnoi konferentsii «Narody i kul'tury Saiano-Altaia i sopredel'nykh territorii», posviashchennoi 300-letiiu otkrytiia pamiatnikov eniseiskoi pis'mennosti i Godu khakasskogo eposa vRespublikeKhakasiia [Proceedings of the International Symposium of Khakass Epic, the 8th International scientific conference "Peoples and Cultures of the Sayan-Altai and bordering territories" dedicated to the 300th anniversary of the discovery of sites of the Yenisei script and to the Year of Khakass epic in the Republic of Khakassia] (September 23-25, 2021) / ed. by N. S. Maynagasheva. Abakan, V. M. Torosov Khakass Book Publishing House. 346 p. Pp. 227-231. (In Russ.).
Oydup, T. M. and Kylgiday, A. Ch. (2021) Vypuskniki shkol kak osnova chelovecheskogo kapitala regiona (na primere Respubliki Tyva) [School graduates as the basis of the human capital of the region (on the example of the Republic of Tyva)]. Bulletin of the Institute of Sociology, vol. 12, no. 3, pp. 176-188. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.3.743 Oydup, T. M. and Troshkina, I. N. (2022) Professional'nye predpochteniia vypusknikov shkol stolits respublik Tyva, Altaia i Khakasii kak osnova formirovaniia chelovecheskogo kapitala regionov (2021 g.) [Vocational choices of secondary school graduates in the capitals of Tuva, Altai and Khakassia as a basis of building human capital in the region (2021)]. New Research of Tuva, no. 2, pp. 198-210. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2022.2.14
Rostovskaya, T. K., Vasilieva, E. N. and Knyazkova, E. A. (2022) Teoreticheskaia interpretatsiia poniatiia «demo-graficheskaia bezopasnost'» i priniatie upravlencheskikh reshenii po obespecheniiu natsional'noi bezopasnosti [Theoretical interpretation of the concept of "demographic security" and making managerial decisions to ensure national
nit.2023.2.5
Дата поступления: 03.07.2023 г. Дата принятия: 25.07.2023 г.
REFERENCES
www.nit.tuva.asia
№3
2023
Novye issledovaniia Tuvy
security]. Bulletin of the South Russian State Technical University. Series: Socio-economic Sciences, vol. 15, no. 4, pp. 158-170. (In Russ.) http://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-4-158-170
Rostovskaya, T. K. and Zolotareva, O. A. (2022) Perekhod k novomu tekhnologicheskomu ukladu — determinanta rosta blagosostoianiia naseleniia regionov Rossii [Transition to a new technological paradigm as a determinant of the population welfare growth in Russian regions]. Ekonomika Regiona, vol. 18, no. 3, pp. 623-637. (In Russ.). DOI: https://doi. org/10.17059/ekon.reg.2022-3-1
Saryglar, S. A. (2019) Sotsiologicheskii analiz migratsionnoi situatsii v Respublike Tyva [Sociological analysis of the migration situation in the Republic of Tyva]. Sotsial'naia integratsiia i razvitie etnokul'tur v evraziiskom prostranstve, vol. 2, no. 8, pp. 233-238. (In Russ.).
Sotsial'no-stratifikatsionnye protsessy v Respublike Tyva [Social stratification processes in the Republic of Tuva] (2020) / Z. T. Golenkova et al., ed. by Z. T. Golenkova, Yu. V. Goliusova and P. E. Sushko. Moscow ; Kyzyl, FCTAS RAS. 128 p. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-332-4.2020
Sushko, P. E. (2019) Osobennosti dokhodnoi stratifikatsii naseleniia Respubliki Tyva [Features of income stratification of the population of the Republic of Tyva] Informatsionno-analiticheskii biulleten'Instituta sotsiologii FNISTs RAN, no. 3, pp. 46-58. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.19181/inab.2019.3.4
Kharunov, R. Sh. and Kharunova, M. M.-B. (2021) Obrazovatel'naia migratsiia kak zhiznennaia strategiia molodezhi Tuvy [Educational migration as life strategy of Tuva's youth]. In: Ermolaevskie chteniia[ErmolaevReadings] : Proceedings of the 5th jubilee science-to-practice conference with international participation dedicated to the 100th anniversary of the formation of the Tuvan People's Republic (August 26-27, 2021). Kyzyl, Publishing Department of A. S. Pushkin National Library of the Republic of Tuva. 284 p. Pp. 32-36. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.24412/2686-9624-2021-32-36
Kharunova, M. M. B. (2020) V kazhdoi sem'e — ne menee odnogo rebenka s vysshim obrazovaniem [No less than one child with university degree in each family]. Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Vyp. 1: Sotsial'nye i gumanitarnye nauki, no. 3 (64), pp. 53-64. (In Russ.).
Kholshina, M. A. and Kylgyday, A. Ch. (2014) Territorial'noe razlichie vnutrennei migratsii naseleniia respubliki Tyva [Territorial differentiation of internal migration of the population of the Republic of Tuva]. Perspektivy nauki, no. 11 (62), pp. 14-17. (In Russ.).
Chernyshev, K. A., Mitiagina, E. V., Chernysheva, N. V. and Petrov, E. Yu. (2023) Masshtaby i napravleniia obrazovatel'noi migratsii tuvinskoi molodezhi [Incidence and directions of educational migration of Tuvan youth]. New Research of Tuva, no. 2, pp. 70-83. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.2.5
Submission date: 03.07.2023. Acceptance date: 25.07.2023.