Научная статья на тему 'Ценностные ориентации предпринимателя и критерии разумности риска в предпринимательской деятельности'

Ценностные ориентации предпринимателя и критерии разумности риска в предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2381
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ / КРИТЕРИИ РАЗУМНОСТИ РИСКА / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ / BUSINESS ACTIVITY / PERSONAL READINESS FOR RISK / CRITERIA OF RATIONALITY OF RISK / SPECIFIC VALUABLE ORIENTATIONS OF BUSINESSMAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вандышева Екатерина Юрьевна

Проблема риска и рискованного поведения является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день. В данной статье рассматривается современное состояние теоретических предпосылок понятия «готовность к риску» в предпринимательской деятельности как одной из характерных особенностей предпринимателей, дается теоретический анализ литературы по данной теме. Представлено понятие «личностной готовности к риску предпринимателя» и обосновывается сущность критериев разумности риска, влияющих на ее успешность. Представлены современные представления, имеющиеся в психологической науке, о состоянии данной проблемы в отечественной и зарубежной литературе. В связи с тенденциями развития современного общества и особенностями предпринимательской деятельности выделены ценностные ориентации, характерные именно для предпринимательства. Сделаны выводы о влиянии учета критериев разумности риска и ценностных ориентаций на успешность предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUABLE ORIENTATIONS OF THE BUSINESSMAN AND CRITERIA OF THE RATIONALITY OF RISK IN BUSINESS ACTIVITY

The problem of risk and risky behaviour is one of the most actual today. In this article the current state of theoretical prerequisites of the concept «readiness for risk» of business activity as one of characteristics of businessmen is considered, the theoretical analysis of literature on this subject is given. The concept «is presented to personal readiness for risk of the businessman» and the essence of criteria of a rationality of the risk, influencing its success locates. The modern ideas which are available in psychological science, of a condition of this problem in domestic and foreign literature are presented. Due to the tendencies of development of modern society and features of business activity valuable orientations, characteristic for business are allocated. Conclusions about influence of the accounting of criteria of a rationality of risk and valuable orientations to success of business activity are drawn.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации предпринимателя и критерии разумности риска в предпринимательской деятельности»

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ И КРИТЕРИИ РАЗУМНОСТИ РИСКА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. Ю. ВАНДЫШЕВА

Проблема риска и рискованного поведения является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день. В данной статье рассматривается современное состояние теоретических предпосылок понятия «готовность к риску» в предпринимательской деятельности как одной из характерных особенностей предпринимателей, дается теоретический анализ литературы по данной теме. Представлено понятие «личностной готовности к риску предпринимателя» и обосновывается сущность критериев разумности риска, влияющих на ее успешность. Представлены современные представления, имеющиеся в психологической науке, о состоянии данной проблемы в отечественной и зарубежной литературе. В связи с тенденциями развития современного общества и особенностями предпринимательской деятельности выделены ценностные ориентации, характерные именно для предпринимательства. Сделаны выводы о влиянии учета критериев разумности риска и ценностных ориентаций на успешность предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, личностная готовность к риску, критерии разумности риска, специфические ценностные ориентации предпринимателя.

Современные экономические, политические, социальные изменения, происходящие в государстве, в первую очередь влияют на индивида как субъекта профессиональной деятельности. Высокие требования предъявляются, прежде всего, к личности, охватывая все аспекты ее жизни, но в первую очередь ее профессиональную деятельность, одной из которых все чаще становится предпринимательская деятельность.

В период экономического подъема любого государства предпринимательская деятельность всегда проявляет себя с положительной стороны. Благодаря предпринимательской деятельности в обществе и психологии каждого индивида появляется что-то новое, имеющее социальную, духовную и экономическую ценность, внедряются новые технологии, обеспечивающие более быстрое и качественное удовлетворение общественных потребностей, используются новые возможности, которые на практике вводятся в конкретных предприятиях [7].

Предпринимательская деятельность отличается от всех других видов деятельности своей спецификой и рядом требований, предъявляемых к предпринимателю как субъекту этой деятельности. Исследователи, изучающие характеристики предпринимательской деятельности и личностные особенности предпринимателя, выделяют своеобразие личности предпринимателя по отношению к индивидам, занимающимся другими видами профессио-

нальной деятельности. Это и наличие определенных индивидуально-психологических качеств, и высокая мотивация, и специфические жизненные ценности, и особенности поведенческой сферы.

Пожалуй, наиболее значимой чертой предпринимательской деятельности, отличающей ее от других видов деятельности, является неизбежное наличие риска. В итоге предприниматель как субъект деятельности всегда находится в зоне риска от начала функционирования «своего дела» и в течение всей последующей работы. Это обстоятельство предполагает наличие у предпринимателя таких качеств, которые определяют успешность его действий в ситуации риска. Совокупность этих качеств можно обозначить термином «готовность к риску».

Риск в предпринимательской деятельности -это не только вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата, но также возможность потери чего-либо ценного для предпринимателя. Поэтому готовность предпринимателя к риску как личностная черта определяется имеющимися у него набором и иерархией ценностей. Эти ценности, с одной стороны, выступают как то, чем рискует предприниматель, принимая то или иное решение, а с другой стороны, могут включать в себя рисковость как ценность, имеющую самостоятельное значение для личности предпринимателя.

Под личностной готовностью к риску предпринимателя мы понимаем устойчивое качество личности, в основе которого лежит способность индивида оценивать ситуацию, субъективно являющуюся для него рисковой, как преодолимую; прогнозировать положительные и негативные последствия этой ситуации и рационально использовать результат прогнозирования для принятия решений в ходе предпринимательской деятельности.

Многие исследователи (Т. В. Корнилова, Е. П. Ильин) говорят о разумности риска как об одной из главных составляющих этого феномена. Несомненно, что разумный риск часто приводит к положительным результатам и является продуктивным в любой деятельности, в том числе и предпринимательской. Разумность риска предполагает рациональную оценку сложившейся «рисковой» ситуации и прогнозирует высокую вероятность ее положительного разрешения. Под «рисковой» ситуацией или ситуацией риска мы понимаем ситуацию, имеющую два полярных исхода: негативный исход - несущий опасность или ущерб для личности либо деятельности субъекта (убытки, материальная, уголовная или административная ответственность, потеря дохода и т. д.), положительный исход - благоприятный исход для субъекта, в результате которого субъект имеет какую-либо выгоду (прибыль, повышение доходов, приобретение более высокого статуса и т. д.). Необходимо сочетать разумную долю риска с разумной долей рациональности, обеспечивающей человеку стабильность, имеющийся комфорт [3].

Мы считаем, что следует выделить некоторые критерии, которые нужно принимать во внимание при оценке разумности риска.

Критерии разумности риска в предпринимательской деятельности:

- критерий оправданности;

- критерий допустимости;

- критерий рациональности;

- критерий перспективности (или критерий обратимости);

- критерий доступности (посильности).

Как пишет О. Д. Ситковская (1998), риск считается оправданным, если действие соответствует современным научным знаниям и опыту; поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями; лицо предприняло все возможные меры для предотвращения вреда; риск не должен быть заведомо сопряжен с угрозой перечисленных в законе тяжких последствий. Речь идет, таким образом, во-первых, о субъективной оценке ситуации рискующим лицом. Именно доказанность, что в основе лежал обоснованный расчет, а не легкомыс-

ленный отказ от оценки и прогноза развития ситуации, отличает обоснованный риск от неосторожности [6]. Любая деятельность, подвергающаяся риску, имеет определенную цель. Значимость этой цели для субъекта деятельности определяет оценку и прогнозирование результата деятельности в конкретной ситуации и является доминирующим критерием в принятии решения индивидом. Целесообразность разумного риска предполагает высокую значимость и необходимость достижения поставленной цели, которая даже в случае неблагоприятного прогноза результата деятельности в рисковой ситуации не теряет своей значимости для субъекта. Соответственно предприниматель принимает решение о целесообразности риска в данной ситуации, несмотря на ее благоприятный либо неблагоприятный исход. Таким образом, критерий оправданности предполагает, что значимость достигаемой цели оценивается субъектом выше предполагаемых потерь в случае неблагоприятного исхода рисковой ситуации. Разумность риска в данном контексте подразумевает рациональную оценку цели, предполагаемого результата и возможных последствий в ситуации риска. Важным является также оптимальное соотношение в предпринимательской деятельности понятий «риск - прибыль», «риск - убытки». Осознание предпринимателем значимости этого соотношения, на наш взгляд, является первоочередным в ситуации риска, ее оценке и принятии решения. Предполагается количественная оценка предпринимателем степени риска, величины предполагаемой прибыли либо убытков при принятии решения в ситуации риска. Соотношение степени риска с объемом предполагаемых потерь должно быть оптимальным в том случае, если вероятность неблагоприятного исхода рисковой ситуации достаточно высока.

Предприниматель как любое другое звено общества ограничен определенными рамками: правовыми, социальными, нравственными нормами. Предпринимательская деятельность постоянно связана с выбором действий, которые могут противоречить правовым, социальным или нравственным нормам. В таком случае предприниматель может рисковать не только деловой репутацией, но и понести значительные убытки. Нарушая юридические нормы, которые в некоторых случаях ограничивают предпринимательскую деятельность, предприниматель рискует понести административную или уголовную ответственность, что в итоге ведет к материальным убыткам в виде штрафов или лишению свободы. Нарушение социальных и нравственных норм может привести в свою очередь к потере деловой репутации, расторжению договоров, потере

клиентов и деловых связей, что также может стать причиной материальных убытков. Критерий допустимости в ситуации риска регламентирует соблюдение юридических, социальных, нравственных норм в предпринимательской деятельности, что также определяет ее успешность.

Каждый субъект имеет определенное количество информации о той ситуации, которая сложилась в данный момент. Для того чтобы принять решение, как действовать дальше, субъект деятельности оценивает и прогнозирует ее результат, опираясь на свой прошлый опыт (возможно в похожих обстоятельствах), охватывая максимальное количество доступной информации в конкретной сложившейся ситуации и предвосхищая возможные события, которые последуют за принятием решения и совершением определенных действий. Рационализируя всю полученную в ходе оценки рисковой ситуации информацию, предприниматель определяет возможную прибыль или убытки и принимает решение. Критерий рациональности подразумевает владение максимальным количеством информации о рисковой ситуации предпринимателем, которое в результате мыслительных процессов, анализа ситуации, ее оценки, сравнения с предыдущими, похожими ситуациями, обобщения всех полученных данных, приводит к принятию субъектом того или иного решения. Каждый индивид субъективно воспринимает рисковую ситуацию. В предпринимательской деятельности данные ситуации не являются исключением, а, скорее, в большей степени влияют на деятельность и ситуацию в целом. Риск рассматривается в данном случае с разных сторон: риск для личности, риск для субъекта деятельности, риск для окружающих, близких для предпринимателя людей, риск для деятельности, материальный риск и т. д. Предприниматель прогнозирует, какая сторона его деятельности в случае неудачного исхода рисковой ситуации пострадает в большей степени, а на какую риск повлияет положительно. В данном случае на ситуацию риска влияет субъективное восприятие и оценка предпринимателем всех видов рисков и рисковой ситуации в целом с разных сторон, минимизируя таким образом свои потери в случае неудачи.

Критерий перспективности подразумевает оценку ситуации в будущем в случае неблагоприятного исхода. Предприниматель прогнозирует, насколько значительным будет ущерб в этом случае, возможно ли изменение ситуации в дальнейшем в лучшую сторону, выгодны ли будут убытки в данном случае, могут ли они в отдаленном будущем принести большую прибыль. Прогнозирование в данном случае определяет внедрение каких-либо новшеств в предпринимательской деятельности,

изменение средств или предметов деятельности и оценку их развития и влияния на деятельность в целом.

Оценка внешних и внутренних ресурсов предпринимателя определяет в ситуации риска возможность ее благоприятного разрешения. Критерий доступности (посильности) предполагает, что предприниматель обладает достаточным количеством знаний о ситуации риска при наличии определенных личностных свойств, способствующих разумному поведению в данной ситуации, оценку материального состояния субъекта деятельности в данный момент времени, необходимого для благоприятного разрешения рисковой ситуации, и его возможности в будущем поддерживать такое состояние, наличие соответствующих деловых связей, которые будут способствовать благоприятному разрешению ситуации. Переоценка возможностей в рисковой ситуации может нанести весомый материальный ущерб для предпринимателя или привести к дезорганизации всей предпринимательской деятельности.

Разумность риска направлена на минимизирование потерь субъекта предпринимательской деятельности в рисковой ситуации. Выделенные критерии разумности риска, на наш взгляд, в достаточной степени отражают мотивационные, поведенческие, когнитивные стороны предпринимательской деятельности, необходимые для осознания и оценки предпринимателем ситуации риска, учета всех ее особенностей, прогнозирование возможных результатов и ее благоприятного разрешения. Учет всех изложенных критериев позволит оценить продуктивность предпринимательской деятельности в количественных и качественных характеристиках и эффективнее планировать предпринимательскую деятельность в ситуации риска.

Т. В. Корнилова считает, что те выборы из альтернатив, которые осуществляет человек думающий (и имеющий возможность изменять ситуацию своими решениями, а не только подчиняться ей), могут трактоваться в качестве интеллектуальных. И любые решения (управленческие в том числе) могут анализироваться с точки зрения того, в какой степени они были опосредствованными уровнями интеллектуальной саморегуляции и личностной ответственности человека при их принятии [5].

Риск и его разумность в первую очередь зависят от ценностных ориентаций и расстановки приоритетов предпринимателя. Учет выделенных нами критериев разумности будет полностью зависеть от того, какие ценности являются для предпринимателя доминантными. У каждого индивида существуют свои ценности. М. Рокич рассматривал ценности

как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Природа человеческих ценностей по Рокичу проявляется в следующих особенностях:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

3) ценности организованы в системы;

4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения [1].

М. Рокич различает два класса ценностей, к которым стремится большинство людей:

- терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

- инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации [1].

Терминальные ценности по Рокичу включают в себя 18 пунктов: активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); здоровье (физическое и психическое); интересная работа; красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); наличие хороших и верных друзей; общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); счастливая семейная жизнь; счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); творчество (возможность творческой деятельности); уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) [4].

Указанные ценности являются общими для всех людей. Однако можно предположить, что у разных людей могут быть также свои специфиче-

ские ценности, которые определяются их принадлежностью к какой-либо социальной группе, выделяемой на основе общего для них возрастного, профессионального или другого признака. Мы предполагаем наличие подобных ценностей и у предпринимателей. Они представляют собой основные виды ценностей людей, получившие конкретные воплощения в рамках предпринимательской деятельности. Исходя из принятого деления ценностей на материальные, социальные и духовные можно выделить следующие специфические ценности предпринимательской деятельности.

1. Материальные ценности предпринимателя:

- объект деятельности (материальный товар, услуга, коммерческая информация);

- средства производства (средств и предметы труда);

- денежные средства (денежные затраты, залог, кредит и т. д.).

2. Социальные ценности предпринимателя:

- деловые связи (партнеры, потребители);

- деловая репутация (имидж фирмы);

- личная свобода;

- особое положение в обществе.

3. Духовные ценности:

- нравственные ценности;

- эстетические ценности;

- знания.

Мы считаем, что риску в предпринимательской деятельности могут подвергаться только материальные и социальные ценности предпринимателя. К духовным ценностям понятие риска не применимо, здесь можно говорить скорее о расстановке приоритетов.

Материальные ценности лежат в основе предпринимательской деятельности, хотя с течением времени наблюдаются и другие тенденции. Обнаружены различия в данных, полученных в разные годы, свидетельствующие об изменениях в структуре мотивации предпринимательства: в 1996 г. наиболее привлекательным мотивом предпринимательской деятельности становится материальная обеспеченность, в 1998 г. ее ранг опустился на второе место, так как ее все же оттеснил мотив самореализации [2]. Материальное благополучие как ценность существует в сознании большинства людей, но в отличие от большинства из них предприниматель сам прогнозирует, на какой доход он может рассчитывать, занимаясь бизнесом, сколько затрат и сколько прибыли он получит.

Определяя материальные ценности предпринимателя, мы разделяем их на объект деятельности, средства производства и денежные средства. Объект деятельности и средства производства зависят

от специфики предпринимательской деятельности. Под объектом предпринимательской деятельности мы понимаем производимый товар, представленный в виде физического объекта, услуги, коммерческой информации. Объектом предпринимательской деятельности могут являться товары в сфере торговли (продукты питания, одежда, мебель и т. д.), предоставляемые услуги в сфере услуг (юридические, туристические, транспортные и др.), информация.

Средства производства, совокупность средств и предметов труда, используемых в процессе производства материальных и духовных благ. Средства труда - это машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и сооружения, средства перемещения грузов, средства связи. Предметы труда - исходный материал, который подвергается обработке, чтобы получить товар или потребительную стоимость. Предметы труда либо даны природой (например, уголь, руда, нефть), либо являются продуктами труда (металл, хлопок, древесина и т. д.).

Также одной из важных материальных ценностей предпринимательской деятельности являются денежные средства, которые могут выражаться в банковских счетах, займах, кредитах, залоге и т. д.

Несомненно, риск в предпринимательской деятельности может привести к потере одного или нескольких компонентов выделенных нами материальных ценностей предпринимательской деятельности, что в свою очередь негативно отразится на самой деятельности, может привести к лишению прибыли, убыткам или лишению предпринимателем всей деятельности. Таким образом, риск в предпринимательской деятельности неразрывно связан материальными ценностями, из которых и состоит сам бизнес.

Немаловажными являются и социальные ценности предпринимателя. Одной из важнейших социальных ценностей предпринимателя являются деловые связи. Здесь следует отметить, что предприниматели, как активная социальная группа, тесно взаимодействуют с тремя слоями общества:

1) с клиентами (потребителями их товаров или услуг);

2) наемными работниками;

3) представителями госструктур [9].

Клиенты являются потребителями продукции

предпринимателей и обеспечивая возврат потраченных финансовых средств в виде оплаты товаров или услуг. Кроме того, между предпринимателями и потребителями существуют и другие связи, которые могут иметь решающие последствия для развития того или иного бизнеса [9]. Таким образом, кли-

енты выступают важнейшим звеном в цепочке социальных связей предпринимателя, выполняя главную функцию получения прибыли предпринимателем.

Наемные работники возникают на определенном этапе развития бизнеса, т. е. тогда, когда предприниматель уже не может сам выполнять все функции на своем предприятии. Сначала они выполняют роль исполнителей производственных функций, а затем и менеджмента [9].

Государство, с одной стороны, осуществляет регламентацию бизнеса и жесткий контроль, получая взамен финансовые ресурсы в виде налогов. Одна из важнейших составляющих государства -это силовые структуры, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на бизнес-процессы [9].

Другие авторы выделяют еще одно звено деловых связей предпринимателя - это партнеры и партнерские связи [8]. Именно от наличия партнерских связей, их количества и добросовестности зависит успешность предпринимательской деятельности. Таким образом, потеря добросовестных партнеров в предпринимательской деятельности может привести к убыткам, а рисковые ситуации, связанные с партнерскими связями, должны быть сведены к минимуму.

Всем известно, что «реклама является двигателем торговли», поэтому создание деловой репутации является одной из ключевых задач в предпринимательской деятельности. Деловая репутация или имидж фирмы, как называет ее И. К. Шевченко, это представление о фирме во внешней среде. Она может облегчать или усложнять деятельность в зависимости от положительного или негативного восприятия фирмы [8].

Говоря о личной свободе предпринимателя, мы имеем в виду ответственность, которую он несет перед государством и обществом. Предприниматели несут юридическую ответственность, которая представляет собой установленную правовыми нормами обязанность претерпевать неблагоприятные последствия при неисполнении ими установленных нормами права (законами) и договорами обязанностей и обязательств. В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, устанавливающих ответственность, применяются гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность предпринимателей. Действует также дисциплинарная, материальная, моральная ответственность [8].

Известно, что предприниматель имеет особое положение в обществе, что определяет его статус. В последнее время в современном обществе на-

блюдается тенденция к повышению престижа «профессии» индивидуального предпринимателя, поэтому приобретая этот статус, предприниматель становится определенным звеном общества, которое в его сознании имеет высокое положение по сравнению с остальными членами общества. Осознавая значимость своего социального статуса и своей деятельности, предприниматель как личность осознает свое место в обществе, свой авторитет в семье, среди друзей и родственников, роль в общественной жизни.

Всем известно, что вектор специфики предпринимательской деятельности направлен на ту область, на которой предприниматель специализируется (врачи открывают медицинские центры, парикмахеры - салоны красоты, автомеханики - автомастерские и т. д.) или ту, которое является для него наиболее привлекательной (любители цветов открывают салоны цветов и т. д.) Таким образом, у данной категории людей появляется возможность заниматься любимым и интересным для них делом, и в работе удовлетворяется тем самым их личный интерес.

Как уже отмечалось выше, мы считаем, что духовные ценности не подвергаются риску, но, несомненно, присутствуют в предпринимательской деятельности в той или иной степени и их значимость индивидуально определяется в каждом конкретном случае. Риск специфическими материальными и социальными ценностями всегда может привести к негативным последствиям, касающимся непосредственно бизнеса: материальным убыткам, разорению предпринимателя, несению административной ответственности, лишению свободы и т. д.

Наличие специфических ценностей предпринимателя как субъекта деятельности свидетельствует о существовании у него определенных личностных черт, одной из которых является личностная готовность к риску.

Таким образом, субъект предпринимательской деятельности характеризуется своими специфическими ценностными ориентациями, которые лежат в основе его деятельности и определяют ее структуру. Ценности, которые мы определили как специфичные для предпринимательской деятельности тесно связаны с основными базовыми ценностями каждого индивида, но обладают определенным своеобразием по отношению к ним и определяют направление вектора специфики предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность в большей степени подвержена риску в отличие от других видов деятельности. «Личностная готовность к риску» как ключевое понятие, определяющее индивидуальные характеристики предпри-

нимателя как субъекта деятельности, требует более детального изучения и выделения количественной оценки данного понятия. Данное понятие перекликается с понятием «разумность риска», связанным с результативностью предпринимательской деятельности. Выделение «критериев разумности риска» позволяет дать более детальное определение понятию «разумность риска».

Литература

1. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. Е. Клочко. М., 2003.

2. Дружинин В. Н. Психология: учебник для экономических вузов. СПб., 2000.

3. Ильин Е. А. Психология риска. СПб., 2012.

4. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М., 2007.

5. Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений: учеб. пособие для вузов. М., 2003.

6. Ситковская О. Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998.

7. Троицкая И. В. Психология предпринимательской деятельности и основы экономической психологии: курс лекций. СПб., 2010.

8. Шевченко И. К. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие. Таганрог, 2004.

9. Щербатых Ю. В. Психология предпринимательства и бизнеса: учеб. пособие. СПб., 2008.

* * *

VALUABLE ORIENTATIONS OF THE BUSINESSMAN AND CRITERIA OF THE RATIONALITY OF RISK IN BUSINESS ACTIVITY

Ye. Yu. Vandysheva

The problem of risk and risky behaviour is one of the most actual today. In this article the current state of theoretical prerequisites of the concept «readiness for risk» of business activity as one of characteristics of businessmen is considered, the theoretical analysis of literature on this subject is given. The concept «is presented to personal readiness for risk of the businessman» and the essence of criteria of a rationality of the risk, influencing its success locates. The modern ideas which are available in psychological science, of a condition of this problem in domestic and foreign literature are presented. Due to the tendencies of development of modern society and features of business activity valuable orientations, characteristic for business are allocated. Conclusions about influence of the accounting of criteria of a rationality of risk and valuable orientations to success of business activity are drawn.

Key words: business activity, personal readiness for risk, criteria of rationality of risk, specific valuable orientations of businessman.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.