Научная статья на тему 'Ценностные ориентации первокурсников: перспективы развития'

Ценностные ориентации первокурсников: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПЕРВОКУРСНИК / ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛ / PERSONALITY / VALUE ORIENTATION / FIST-YEAR STUDENT / PERSONAL-SEMANTIC POTENTIAL / PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суходолова Е. П.

Ценностные ориентации составляют основу жизненной мотивации и мировоззрения личности. Подготовка специалиста в высшей школе это и развитие его личности, поэтому важно выяснить, какие ценности являются доминирующими у первокурсников, определить, какую роль могут сыграть органы студенческого самоуправления в процессе подготовки профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value focuses of freshmen: development perspectives

Value focuses compose the basis of life motivation and personality’s world outlook. Specialist’s training in higher school it’s a personality development, that’s why it is necessary to find out the values are important for freshmen, define the role which can be played by student’s selfgovernment institutions in the process of professional’s training.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации первокурсников: перспективы развития»

Е. П. Суходолова,

проректор по воспитательной работе, ФГБОУ ВПО «Гжельский государственный художественно-промышленный институт», г. Гжель, Россия metodgghpi@yandex.ru

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

ПЕРВОКУРСНИКОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Образование XXI века развивается в условиях продолжающейся гуманизации, а, следовательно, подготовка будущего специалиста требует формирования личности, обладающей широким спектром ценностей: общечеловеческих, духовных, материальных, профессиональных.

В контексте гуманистической парадигмы образования, в условиях стремительно происходящих процессов информатизации, инновации востребованным, очевидно, будет специалист, обладающий сформированным личностно-смысловым потенциалом, способный к принятию неординарных, мобильных, профессиональных решений, умеющий быстро адаптироваться к изменениям социокультурной ситуации в обществе. Эти требования относятся к специалисту в любой сфере. Современный студент первокурсник — какой он? С какими детерминированными стремлениями, потребностями, желаниями, личными ценностями приходит он в вуз?

Важно уже на первом курсе провести их анализ, чтобы в процессе его профессиональной подготовки средствами обучения и воспитания выполнить социальный заказ: подготовить конкурентоспособного специа-

листа, обладающего способностью к саморазвитию, саморегуляции, самопознанию, со сформированным ценностно-смысловым потенциалом личности и профессиональной компетентностью.

Студент первокурсник уже через 4-5 лет придет в ту или иную сферу экономики и начнет реализовывать свой профессиональные и личностные возможности.

Непременным условием востребованности такого специалиста на рынке труда являются не только его профессиональные знания, но и личностный потенциал, в первую очередь ценностно-смысловой.

Ряд ученых (З. И. Васильева, А. В. Ки-рьякова) рассматривают ценностные ориентации в виде потребностей, осознанных и переживаемых личностью.1

В. И. Сластенин в ценностных ориента-циях личности делает акцент на систему устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе, как установок на те или иные материальные и духовные ценности.2 Для формирования системы развития личностно-смыслового потенциала будущего специалиста важно проанализировать ранжирование ценностей у студентов

Важно уже на первом курсе провести их анализ, чтобы в процессе его профессиональной подготовки выполнить социальный заказ: подготовить конкурентоспособного специалиста, обладающего способностью к саморазвитию, саморегуляции, самопознанию, со сформированным ценностно-смысловым потенциалом личности и профессиональной компетентностью.

первокурсников с применением различных методик. Методика « Смысл ожизнен-ные ориентации» Д. А. Леонтьева отражает три важнейшие СЖО: цель в жизни, её насыщенность и оценку -самореализации. В основе методики теория стремления к смыслу и логотерапия Виктора Франкла. Методика М. Рокича «Отец», которая поможет выявить направленность личности и осуществить професси- = ональный отбор.

Нами было проведено анкетирование среди 156 первокурсников, поступивших в 2012 году на факультеты сервиса и туризма, экономики и управления, декоративно-прикладного искусства и дизайна в Гжельский государственный художественно-промышленный институт (ГГХПИ).

Респондентам была предложена методика М. Рокича «Ценностные ориентации», в основе которой ранжирование двух групп ценностей: терминальных и инструментальных, определяющих содержание направленности личности, отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям.

При многолетней подготовке профессионала происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности.

Поскольку ценностные ориентации можно рассматривать в качестве универсальной системы регуляции жизнедеятельности личности, то, изучив их, можно достаточно точно наметить стратегические линии, как обучения, так и воспитания.

Анализ ранжирования ценностей у первокурсников необходим для развития в течение всего периода обучения средствами воспитательной работы, в частности студенческого самоуправления, профессионально-смыслового потенциала личности будущего специалиста.

Методом анкетирования удалось выстроить иерархию ценностей у студентов — первокурсников ГГХПИ.

Мы попытались также сгруппировать их в содержательные блоки, по разным основаниям: содержанию, направленности, формам проявления и определить ранг каждой ценности, что отражено на диаграммах.

В первой группе терминальных ценностей мы рассмотрели такие блоки, как ценности профессиональной самореализации и личной жизни (Рис. 1), (Рис. 2).

12

10

14

|==| продуктивная жизнь | | развитие

| | общественное признание | | интересная работа Н активная деятельная жизнь

Рис 1. Ценности профессиональной самореализации.

15

6

|_| удовольствия

| | счастливая семейная жизнь | | наличие хороших друзей ^ свобода Н любовь

Рис.2. Ценности личной жизни.

9

6

4

2

Во второй группе мы условно выделили ценности, воплощенные в конкретных явлениях и предметах действительности, и ценности, воплощенные во взаимоотношениях человека и окружающей среды — природы и других людей (Рис.3), (Рис.4).

Приоритетными у первокурсников оказались ценности личной жизни (здоровье и наличие хороших и верных друзей, развлечения, счастливая семейная жизнь, а ценности профессиональной самореализации (активная деятельная жизнь, интересная работа, развитие, общественное признание и т.д.), заняли ранги чуть ниже. Терминальные ценности, связанные с интересной работой, заняли 10 ранг.

Это вполне объяснимо, потому что на данном этапе жизни главным событием для них было поступление в вуз, а значит на ближайшие 4-5 лет проблема будущего решена.

По мнению Е. А. Климова, при многолетней подготовке профессионала «происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности»3. На следующем этапе работы нами будут исследованы ценностные ориентации студентов старших курсов и проведен их сравнительный анализ.

Профессиональное развитие личности продолжается через всю жизнь, но основа закладывается именно в период профессионального обучения через учебно-воспитательную и самовоспитательную деятельность. Этот этап в жизненном пути профессионала Е.А. Климов называет адептом. Ученый считает, что именно тогда «ценностные представления надо активно и искусно культивировать в сознании подрастающего человека как потенциального субъекта труда, а не рассчитывать, что они сами "произ-

15

13

14

р=| активная деятельная жизнь | | здоровье | | интересная работа | | материально обеспеченная жизнь | | наличие хороших верных друзей общественное признание продуктивная жизнь счастливая семейная жизнь удовольствия

Рис.3. Ценности, воплощенные в конкретных явлениях и предметах действительности.

18

17

16

11

жизненная мудрость красота природы

| | любовь | | познание | | развитие [УТЦ свобода | | счастье других ЕЩ творчество

уверенность в себе

Рис.4. Ценности, воплощенные во взаимоотношениях человека и окружающей среды —

природы и других людей.

9

6

2

7

3

4

растут в порядке вольного самоопределения. Сами не произрастут или произрастут "не те"».4

В группе инструментальных ценностей были проанализированы такие блоки, как ценности межличностного общения и ценности профессиональной самореализации, самоутверждения и принятия других (Рис.5), (Рис.6).

Такие инструментальные ценности как терпимость (9 ранг), чуткость (16 ранг), непримиримость к недостаткам в себе и других выявили тенденцию к интолерантности части студентов.

Анализ проведенного анкетирования подводит нас к заключению, что определившаяся иерархия ценностных ориентаций первокурсников неоднородна.

В различные периоды жизни под влиянием социокультурной среды и в процессе профессионального становления ценности меняются: в результате деятельности людей, как изменяются и сами люди, происходит переоценка ценностей, рефлексия, и это закономерно. Человек в ходе жизни приобретает новые социальные роли, накапливает

жизненный опыт, начинает по-другому оценивать многие жизненные обстоятельства.

Как отмечают А. Т. Москаленко и В. Ф. Сержантов: «формирование ценностных ориентаций — не простая проекция ценностных элементов культуры, а такое субъектное образование, центр которого составляет ценность человека, данная индивиду в виде осознания им смысла жизни».5

Многие исследователи отмечают сложную структуру ценностных ориентаций. В частности, И.Э Ярмакеев считает, что основой этой структуры является концепция индивидуальности, а вершиной системы ценностных ориентаций — концепция смысла жизни.6

Конечно же, главный вид деятельности студента в вузе это учеба. Но практика показывает, что еще не все возможности учебно-воспитательного потенциала вуза работают на подготовку личности будущего специалиста. Разделяя позицию этих авторов о том, что целью профессионального воспитания в вузе является развитие профессионально-личностной позиции будущего

4

16

| | жизнерадостность | | воспитанность | | терпимость

^^ чуткость

■ непримиримость к недостаткам других

-""- честность

Рис.5 Ценности межличностного общения

12

р=| ответственность

| | эффективность в делах

| | твердая воля

Ц"Г[| исполнительность

Ц аккуратность

| | образованность

2 о ■ ■ смелость в отстаивании

2 8 своего мнения

рационализм

Рис.6. Ценности профессиональной самореализации, самоутверждения и принятия других.

3

специалиста как системы его ценностно-смысловых отношений к оществу, самому себе и своей деятельности, мы и исследуем возможности студенческого самоуправления в этом процессе.

Изучение проблемы ценностей — это важнейшее условие коррекции их иерархии у отдельных личностей и развития у них способности к полноценной деятельности во всех сферах общества. Образование сегодня следует рассматривать как главный фактор развития ценностной системы личности.

Опора образования на духовные, интеллектуальные, социальные ценности позволяет включать акси- = ологический потенциал в разнообразные сферы человеческой деятельности. Все эти ценности транслирует в студенческую среду и вузовское самоуправление, позволяющее через включение студентов в различные виды деятельности развивать творчество, результативность, сотрудничество, осознанность, и ценностно--смысловые предпочтения у молодежи.

Профессиональное развитие личности продолжается через всю жизнь, но основа закладывается именно в период профессионального обучения через учебно-воспитательную и самовоспитательную деятельность.

Поиск новых форм организации студенческого самоуправления в вузе — одна из перспектив развития ценностных ориен-таций студентов.

Активная позиция первокурсников в студенческих организациях нацеливает их на постоянное совершенствование, поиск новых идей, учит критически оценивать информацию, себя и своих сокурсников, брать на себя ответственность, развивает самореализацию, самоутверждение, самооценку и самопонимание.

Проведенное анкетирование позволяет направить деятельность органов студенческого самоуправления в ГГХПИ в русло развития ценностно-смыслового потенциала личности будущего специалиста:

— развитие интереса к избранной профессии: (конкурсы «Лучший по профессии», встречи с работодателями, деятельность студенческих ярмарок вакансий, студенческие строительные отряды, школы студенческого актива, работа в мастерских института, проектная деятельность, студенческое туристическое

бюро, студенческий театр «Степ», студенче ские газеты «Истоки», «Дом солнца» и т. д.);

— формирование толерантности в студенческой среде: в ГГХПИ обучаются пред ставители 52 субъектов

РФ и 24 национальностей, в связи с чем в объединенном совете обучающихся создан сектор развития межнациональных связей, который проводит фестиваль национального единства «Мы живем в России», всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества «Синяя птица Гжели»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— формирование общечеловеческих ценностей: этому способствует деятельность в студенческом совете самоуправления сектора добра, который организует акции помощи ветеранам, детским домам, домам инвалидов и социальным центрам, участвует в благотворительном марафоне «Мы — город неравнодушных людей», проводит дни донора, и другие волонтерские акции.

Студенческое самоуправление в высшей школе переживает новый этап развития: появляются новые формы, методы его реали-

Формирование ценностных ориентаций - не простая проекция ценностных элементов культуры, а такое субъектное образование, центр которого составляет ценность человека, данная индивиду в виде осознания им смысла жизни.

зации, о чем свидетельствовал прошедшии в марте 2012 года всероссийский конкурс программ развития органов студенческого самоуправления, в котором приняли участие = 253 вуза из 53 субъектов Российской Федерации, которые представили уникальные программы. ГГХПИ оказался в числе 95 вузов-победителей.

Главным субъектом конкурса выступил объединенный совет = обучающихся ГГХПИ, разработавший программу «Молодые, инициативные, творческие», рассчитанную на 2 года. Программа позволяет реализовать возможности студенческого самоуправления в организации приоритетных мероприятий по профессиональной адаптации, развитию студенческой науки и творчества, пропаганде здорового образа жизни, патриотизма. Она поможет укрепить межнациональные и культурные связи в молодежной среде, а также позволит каждому студенту найти приложение своим способностям и, несомненно, окажет влияние на развитие ценностных ориентаций личности.

Очевидно, что личность современного студента развивается под влиянием стремительно меняющейся социокультурной ситуации, воспитательным воздействием таких институтов, как семья, образовательные учреждения, студенческие молодежные объединения и т. д. Изучение данной проблемы позволяет скорректировать планы воспитательной работы на цикл обучения в сторону формиро- : вания ценностно-смыслового потенциала личности будущего специалиста, что определяет для каждой личности особые условия развития. Важнейшие из них — новые формы студенческого самоуправления: клубы по интересам, студенческие правительства, студенческие деканаты, творческие объединения, акции, форумы, фестивали, дни самоуправления и соуправления, проектная деятельность и т.д. Участие во всероссийских студенческих форумах, лагерях студенческого актива, конгрессах: «Селиас», «Перспектива», «Технологии управления карьерой», «Российский студент» также является площадкой изучения и обмена опытом по личностному и профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию современного студенчества, что, опять-таки, влияет на его ценности. Как уникальная система регуляции жизнедеятельности человека, ценностные ориентации в зависимости от содержательного наполнения, позволяют очень точно выстроить стратегию образовательного процесса.

Высшая школа должна подготовить для экономики страны специалиста, не напичканного информацией, а обладающего навыками нестандартного решения профессиональных задач, творчески активного человека, способного генерировать новые идеи и искать пути их воплощения. Знание, которое рассматривается вне аксиологического контекста, превращается в безличную информацию, утрачивает свою воспитательную функцию, ведет к утрате нравственно-духовной ответственности личности за сформировавшуюся у нее картину мира. Это, в свою очередь, опустошает самого человека, лишает его перспекти-

Возникновение в вузах особой среды, сочетающей высокие технологии передачи знаний с высокой нравственностью, духовностью, гражданственностью, -вот главные условия подготовки личности профессионала.

вы, закрывает путь к обогащению его внутреннего мира.7

Возникновение в вузах особой среды, сочетающей высокие технологии передачи знаний с высокой нравственностью, духовностью, гражданственностью, — вот главные условия подготовки личности профессионала.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что переход высшей шко-= лы на федеральные государственные стандарты третьего поколения открывает новые перспективы развития ценностных ориентаций студентов. Это в первую очередь связано с введением общекультурных компетенций будущего специалиста, что требует смещения всей воспитательной работы в вузе, и в том числе студенческого самоуправления, на развитие у студентов способностей к личностной и профессиональной самоорганизации, расширению границ профессиональных практических знаний и умений, осознанию социальной значимости избранной профессии.

Именно на это и должны быть нацелены инновационные процессы в учебно-воспитательной деятельности.

V

1. Кирьякова А. В. Теория организации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996. 77 с.

2. Сластенин В. А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую психологию. М.: Изд. центр «Академия», 2003. С. 128-129.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Изд. центр «Академия», 2007. С. 249

4. Там же. С. 30.

5. Москаленко Т. А. , Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. — Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1984. С. 218.

6. Ярмакеев И. Э. Моделирование личности современного учителя: ценностно-смысловой аспект. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. С. 186.

7. Нечаев В. А. Развитие ценностных отношений у студентов вуза (на примере изучения пед. дисциплин): Дисс.... канд. пед. наук. г. Екатеринбург, 2001. с. 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.