Научная статья на тему 'Ценностные ориентации философии неокантианства в системе отношений трансцендентальной реальности и эмпирической действительности'

Ценностные ориентации философии неокантианства в системе отношений трансцендентальной реальности и эмпирической действительности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАЧЕНИЕ / VALUE / ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЭМПИРИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / EMPIRICAL REALITY / ИДЕАЛЬНАЯ НОРМА / IDEAL NORM / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / VALUE ORIENTATION / ДОСТОИНСТВО / DIGNITY / ОЦЕНКА / EVALUATION / ХОРОШО / TRANSCENDENTAL REALITY / GOOD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мешков И.М.

В статье рассматривается неокантианская проблема соотношения трансцендентальной реальности и эмпирической действительности в контексте ценностных ориентаций. Мир идей тем самым по необходимости отражается в действительности, а действительность через познавательную роль человека постигает трансцендентальную реальность. Вместе с тем, так как данные части бытия содержат категории, имеющие отношения к ценности, то они формируют ценностные ориентации. Ценностные ориентации понимаются в релятивистском смысле как отношение или связь ценности с такими категориями, как: оценки, идеальные нормы, блага, достоинство, цели, значимости, символы и др. Порядок отношений в ценностных ориентациях зависит от положения ценности в трансцендентальной реальности или эмпирической действительности. Идеальная ценность формирует «нисходящую ценностную ориентацию», направленную на категории действительности, а ценность действительности направлена на категории мира идей, выражая «восходящую ценностную ориентацию». Соотношение «нисходящей» и «восходящей» ценностной ориентации диалектически составляет «циркулирующую ценностную ориентацию», включающую оба процесса. То есть философия неокантианства в историко-философской перспективе показывает представление о ценностях как о системах смысловых связей, расширяющих понимание проблемы ценностей в аксиологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value orientations of Neo-Kantianism in the system of relationsof transcendental reality and empirical reality

The article considers the problem of correlation of Neo-Kantian transcendental reality, and empirical reality in the context of value orientations. The world of ideas thus is necessarily reflected in reality, and reality through cognitive role of man comprehends the transcendental reality. However, as the given parts of the existence contain categories relevant to the values, they form value orientations. Value orientations are taken in the relativistic sense of word as attitude or connection of the values to such categories as: assessment, common standards, benefits, dignity, purpose, significance, symbols, etc. The order of relations in the value orientations depends on the position of the value in the transcendental reality or empirical reality. The ideal value forms the "downward value orientation," aimed at a category of reality, and the value of the reality is directed at categories of the world of ideas, expressing "the rising value orientation". The ratio "downward" and "upward" value orientations dialectically forms "circulating value orientation" including both processes. That is, the new-kants philosophy in the historical and philosophical perspective shows the concept of values as a system of semantic relationships that enhance understanding of the problem of values in axiology.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации философии неокантианства в системе отношений трансцендентальной реальности и эмпирической действительности»

Философия

УДК 1 (091) И.М.Мешков

Ценностные ориентации философии неокантианства в системе отношений трансцендентальной реальности и эмпирической действительности

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный университет имени В.И. Вернадского» г. Ялта; Россия,295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект академика Вернадского, 4; nesyalkayot1@mail.ru

В статье рассматривается неокантианская проблема соотношения трансцендентальной реальности и эмпирической действительности в контексте ценностных ориентаций. Мир идей тем самым по необходимости отражается в действительности, а действительность через познавательную роль человека постигает трансцендентальную реальность. Вместе с тем, так как данные части бытия содержат категории, имеющие отношения к ценности, то они формируют ценностные ориентации. Ценностные ориентации понимаются в релятивистском смысле как отношение или связь ценности с такими категориями, как: оценки, идеальные нормы, блага, достоинство, цели, значимости, символы и др. Порядок отношений в ценностных ориентациях зависит от положения ценности в трансцендентальной реальности или эмпирической действительности. Идеальная ценность формирует «нисходящую ценностную ориентацию», направленную на категории действительности, а ценность действительности направлена на категории мира идей, выражая «восходящую ценностную ориентацию». Соотношение «нисходящей» и «восходящей» ценностной ориентации диалектически составляет «циркулирующую ценностную ориентацию», включающую оба процесса. То есть философия неокантианства в историко-философской перспективе показывает представление о ценностях как о системах смысловых связей, расширяющих понимание проблемы ценностей в аксиологии.

Неокантианство как философское направление внесло весомый вклад в развитие аксиологии и гносеологии ценностей. Концептуализация ценностей в представленном течении сформировала основы видения проблемы ценностных ориентаций. Ценностные ориентации в философии неокантианства прослеживаются как взаимонаправленность ценности и других категорий, таких, как: цели, идеи, норма, значимость, достоинство, благо, оценки и др. Представленные категории дуально расположены в трансцендентальной реальности и эмпирической действительности. Философия неокантианства показывает разделение действительности и идеальной реальности, на что указывает Г. Риккерт, утверждая, что «сущностью ценности является значимость, а не фактичность» [1, с. 55]. С его позиции «о ценностях нельзя сказать, существуют они или нет, но только что значат или не имеют значимости» [1, с. 56]. То есть, с точки зрения мыслителя, ценность в некоторой степени противостоит бытию.

Соотношение идеального и действительного наиболее ярко прослеживается в концепции В. Вильденбанда, утверждавшего, что «нормативное сознание» - «не эмпирическая действительность, а идеал, которым должна измеряться ценность всякой эмпирической действительности» [2, с. 36]. Исходя из позиции мыслителя, трансцендентальная реальность и действительность соотносятся, и «нормативное сознание» является идеалом для фактичности, которая содержит в себе ценности. Подобным образом соотношение частей бытия показывает П. Наторп, у которого идея - «регулятив в том смысле, в каком к точке в бесконечности направляются пути опыта» [3, с. 473]. В пред-

ставленном высказывании мыслителя подчёркивается гносеологическая сторона ориентации действительности на трансцендентальную реальность, что нашло своё отражение в его трансцендентальном методе, с помощью которого происходит постижение идей, тем самым, этот метод способен к бесконечному развитию. Философия в данном смысле - метод бесконечного творческого развития. В этом отношении мыслитель опирается на идею Канта о познании как бесконечной задаче. Соответственно культура есть горизонт, к которому устремляется человечество, где идея является бесконечной задачей [3, с. 382].

В подобном смысле Г. Мюнстерберг определяет абсолютные ценностикак чистое, абсолютное, сверхличностное хотение, абсолютное удовлетворение воли, не зависимое от индивидуальной воли. Ценности даны в личностном переживании, но мы их переживаем, отрешаясь от своего преходящего «я». Они не относятся к личностному удовольствию или неудовольствию, будучи «сверхличностным хотением» - стремлением к правде, красоте, нравственному и священному [4, с. 59].

Исходя из высказываний мыслителя, можно усмотреть гносеологическую сторону ценностей как чувственно-постигаемых, ориентирующих человека на абсолютные ценности. В данном контексте исследователи философии неокантианства С. Неретина и А. Огурцов пишут об идеальной реальности: «трансцендентальное сознание вообще -гарант истинности, морально благого и эстетически прекрасного, которое задаёт общезначимые нормы и ценности» [10, с. 43-44]. То есть высказывания исследователей подчёркивают, что «трансцендентальное» - ориентир для эмпирической действительности, поскольку первая сфера содержит в себе нормы и ценности, что сходно с концепцией Г. Мюнстерберга.

Видный представитель марбургской школы неокантианства Г. Коген, считая достоинство человека главной ценностью, полагает, что оно способно мотивировать индивида через чувства - побуждать приобщаться ко всеобщему, «идеальному». Человек как представитель всего человечества связан с таким родовым состоянием человеческого сознания, как «чистое чувство». «Чистое чувство», по Г. Когену, и есть эстетическая сфера, объединяющая «чистое познание» - мышление и «чистую волю». Искусство, объективирующее «чистое чувство», приобщает человека к человечеству и воспитывает человечность в человеке [5, с. 236].

Таким образом, мыслитель показывает, что личность, имеющая достоинство как главную ценность, постигает «идеальное» через «чистые чувства». То есть Г. Коген подчёркивает «ценностно-окрашенную действительность», ориентированную на «всеобщее».

Исходя из вышеприведённых положений философов, показывающих ориентацию эмпирической действительности на трансцендентальную реальность, можно назвать этот процесс «онтологически-восходящим», включающим следующие ценностные ориентации:

- «восходящая трансцендентально-ценностная ориентация» показывает, как эмпирическая действительность ориентирована на трансцендентально-ценностную реальность, где «идеальное» мыслится как «ценностное», исходя из утверждений С. Неретиной [10, с. 43-44]. Наиболее ярко данный процесс описывает Г. Мюнстерберг, у которого «абсолютные ценности», обладая «сверхличным хотением», чувственно постигаемы [4, с. 59]. То есть «абсолютные ценности» с позиции Мюнстерберга - «точки в бесконечности», куда направлены пути опыта по П. Наторпу [3, с. 473];

- «восходящая ценностно-эмпирическая ориентация» показывает ценностную ориентацию эмпирической действительности, которая содержит в себе ценности, на

трансцендентальную реальность. Такого рода ориентация прослеживается в концепции В. Вильденбанда, показывающего, что ценности действительности направлены на «идеальные нормы» [2, с. 36]. Подобный процесс отображён и в позиции Г. Когена, где через достоинство как ценность личности человек через «чистое чувство» приобщается к человечеству [5, с. 236].

Таким образом, «онтологически-восходящая ориентация бытия» показывает «идеальную регулятивность» для эмпирической действительности. Такого рода соотношение трансцендентальной реальности и эмпирической действительности порождает два вида ценностных ориентаций: «восходящую трансцендентально-ценностную ориентацию» и«восходящую ценностно-эмпирическую ориентацию». Ценностные ориентации выражают отношения категорий, а также таких феноменов, как: «идеальные нормы» и ценности, личностное «я» и «абсолютные ценности», «достоинства и человечество» и т.д.,т. е. категории и феномены «расставлены» во взаимно-ориентированных частях бытия, тем самым создавая категориальные ориентации, а «ценностные ориентации» являют собой их выражение, где либо ценности ориентированы на иные категории, либо категории ориентированы на ценности.

Так же, как действительность ориентирована на трансцендентальную реальность, имеет место иобратный процесс, на что указывает В. Вильденбанд, в концепции которого «идеальные нормы» выражают необходимость долженствования и являются правилами оценки в действительности [2, с. 34, 201]. «Идеальные нормы» по В. Вильден-банду в действительности отражаются как ценности [2, с. 36]. Подобный процесс соотношения показывает также Г. Лотце, говоря о трёх началах мировоззрения, он утверждает: «что одно из них - это вера, указывающая нам в идеях блага, прекрасного и святого единственную непреложную цель, которая даёт ценность всякой действительности» [7, с. 15-16]. Исходя из высказывания мыслителя, идеи блага, создавая цели, формируют ценность действительности, что сходно с позицией его ученика - В. Вильденбанда.

Таким образом, концепции В. Вильденбанда и Г. Лотце показывают определённые сходные линии ценностных ориентаций, в которых трансцендентальная реальность ориентируема на эмпирическую действительность, что в категориальном отношении указывает на ориентацию «идеальных норм» на ценности действительности (по В. Виндельбанду). Отражение идей в ценностях, судя по всему, происходит в антропологическом поле, так как «идеальные нормы» являются «правилами оценки», то есть-относятся к субъективным оценкам. В указанном умозаключении получается, что ценность реализуется в личностном плане. Подобный процесс прослеживается и у Г. Лотце, у которого категория ценности является обозначением достоинства духовного бытия человека, не охватываемого областью естественнонаучного знания, ибо «вся ценность нашей личности и наших поступков зависит от этого освобождения нашего существа из-под гнёта механической последовательности» [6, с. 161].То есть, с точки зрения мыслителя, ценность личности связана с достоинством человека, которое выражает его духовное бытие.

Антропологичность ценности в виде достоинства подчёркивается также и Г. Ко-геном, утверждавшим, что ценности - «это маски, соблазнительные понятия, посредством которых находит оправдание равнодушие к действительной проблеме ценностей, которая служит разменной монетой на рынке труда для человеческих тружеников». «Моральные ценности являются всегда только ценностями праценности, которая не

может быть перечеканена. Эта праценность есть достоинство человека. На достоинство человека направлена любовь к человеку» [5, с. 225-226].

Подобную ориентацию трансцендентальной реальности на действительность показывает и Г. Риккерт, утверждая, что ценность, несмотря на свою трансценденталь-ность, имеет связь с действительностью, с объектом и субъектом: «Ценность может таким образом присоединиться к объекту, что последний становится благом, и она может также быть таким образом связанной с актом субъекта, что акт этот становится тем самым оценкой» [1, с. 66].

Мыслитель также представляет данную ориентацию в другом ключе, где ценность противостоит долженствованию, норме, утверждая, что ценность становится долженствованием как только мы относим её к познающему субъекту. Тогда она противостоит ему как правило, как норма, с которой субъект должен сообразоваться [8, с. 58]. Исходя из утверждений Г. Риккерта, можно подытожить, что, по сути, он показывает в представленных выше высказываниях аналогичную ориентацию идеальной реальности на эмпирическую действительность.

В данной связи аналогичные ориентации по схожестиможно охарактеризовать как «нисходящие», «реализующиеся», отражающие направленность «идеального» на «действительное», что, по сути, показывает классическую линию Платона. Различие в представленных вышеконцепциях мыслителей состоит в том, что, по Г. Риккерту, ценность трансцендентальна, а, по Г. Лотце, В. Вильденбанду и Г. Когену, она действительна и привязана к личности.

Таким образом, в философии неокантианства вышепредставленную ориентацию можно определить как «нисходящую реализуемую», в которой «трансцендентальное» реализуется в «действительном». Такого рода бытийная ориентация была наиболее ярко выражена в утверждении представителя феноменологии Н. Гартмана, который в действительности выделял «ценность реализации ценности» [9, с.51]. То есть ориентация идей на действительность характеризуется их объективной реализацией.

Исходя из обозначенных утверждений, в «нисходящую реализуемую ориентацию бытия» можно включить следующие ценностные ориентации:

- «нисходящая трансцендентально-ценностная ориентация» - указываетна присутствие ценности в трансцендентальной реальности и её воплощение в эмпирической действительности в виде норм, культурных благ, оценок, значимостей и др. Наиболее ярким примером таких ориентаций служит концепция Г. Риккерта, утверждавшего, что ценность трансцендентальна, но соотносясь с личностью, она становится нормой, долженствованием [8, с. 58]. Ценность с позиции философа связана в действительности с оценкой, и реализуется как культурные блага [1, с. 66];

- «нисходящая ценностно-эмпирическая ориентация» предполагает направленность мира идей на эмпирическую действительность, в которой положена ценность. Наиболее отчётливо такую ориентацию показывает В. Вильденбанд, у которого «идеальные нормы» реализуются в действительности как ценности [2, с. 36].

Наряду с представленными выше ценностными ориентациямифилософия неокантианства показывает ещё и иную диалектически выстроенную ориентацию. Такого рода ориентацию можно обозначить как «циркулирующую», ориентирующую трансцендентальную реальность на действительность и в то же время действительность на трансцендентальную реальность.

Наилучшим образом описываемую ценностную ориентацию показывает В. Вильденбанд, утверждавший, что нормативное долженствование ценности имеет своё сверхъестественное основание: «... высшие ценности эмпирической жизни - знание, нравственность и искусство, становятся живыми деяниями Божества в человеке и приобретают в трансцендентальном сознании более высокое и глубокое значение» [2, с. 298]. В данном высказывании философ утверждает, что ценности осуществляются в эмпирической действительности с ориентацией их на трансцендентальную значимость.

На подобную ориентацию философ указывает в другом фрагменте, где пишет, что «необходимость, с которой человек ощущает значимость логических, этических и эстетических определений, носит характер идеальной необходимости. Это не необходимость, основанная на принуждении и невозможности иного, а необходимость, заключающаяся в долженствовании и непозволительности иного. Другими словами, за каждой конкретной нормой человеческого бытия, за каждой общеобязательной оценкой стоит не безличное, подавляющее долженствование, а значимость более высокого порядка» [2, с. 37].

Другой видный представитель баденской школы неокантианства Г. Риккерт утверждает, что ценности идеальны, он их называет «ценностными значимостями» или «значимыми ценностями» и эта значимость по необходимости проникает в индивидуальную действительность, которая и указывает на универсальные ценности [1, с. 92]. То есть философ категориально «закольцовывает» систему отношений в данной ценностной ориентации.

Таким образом, «циркулирующая» ценностная ориентация диалектически объединяет ориентации частей бытия и непосредственно «восходящие» и «нисходящие» ценностные ориентации, которые выражают отношения эмпирической действительности и трансцендентальной реальности. То есть «циркулирующая ценностная ориентация» в философии неокантианства позволяет взглянуть на проблему соотношений «ориентаций» комплексно, рассматривая два процесса: отношения частей бытия и отношения ценностных ориентаций.

Литература

1. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М.: Республика, 1992. - 128 с.

2. Вильденбанд В. Прелюдии: философские статьи и речи. - СПб.: Изд-во Жуковского, 1904. - 374 с.

3. Natorp P. Platos Ideenlehre. - 2 Aufl. - Leipzig, 1921. -473 S.

4. Munsterberg H. Philosophie der Werte. Grundzüge einer Weltanschauung. - Leipzig: Zweite Auflage, 1921. - 370 S.

5. Cohen H. Astetic des Gefühls. - Berlin, 1912. - 225 S.

6. Лотце Р.Г. Микрокосм. Мысли о естественной и бытовой истории. Опыт антропологии: в 3 ч. Ч. 1. Душа. - М.: К. Солдатенков, 1866. - 580 с.

7. Лотце Р.Г. Микрокосм. Мысли о естественной и бытовой истории. Опыт антропологии: в 3 ч. Ч. 2. Жизнь. - М.: К. Солдатенков, 1866. - 620 с.

8. Риккерт Г. Два пути познания // Новые идеи в философии. - СПб., 1913. -Сб. 7. Теория познания. - С. 1-79.

9. Гартман Н. Этика. - СПб.: Владимир Даль, 2002. - 707 с.

10. Неретина С.,Огурцов А. Время культуры. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. - 131 с.

Поступила в редакцию 3ноября 2015 г.

UDC 1 (091)

Value orientations of Neo-Kantianism in the system of relationsof transcendental reality

and empirical reality

I.M. Meshkov

Humanitarian-pedagogical Academy of FSAEI HE "Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky"Yalta;Russia,Republic of Crimea, 295007,Simferopol, Academician Vernadsky Ave., 4; nesyalkayot1@mail.ru

The article considers the problem of correlation of Neo-Kantian transcendental reality, and empirical reality in the context of value orientations. The world of ideas thus is necessarily reflected in reality, and reality through cognitive role of man comprehends the transcendental reality. However, as the given parts of the existence contain categories relevant to the values, they form value orientations. Value orientations are taken in the relativistic sense of word as attitude or connection of the values to such categories as: assessment, common standards, benefits, dignity, purpose, significance, symbols, etc. The order of relations in the value orientations depends on the position of the value in the transcendental reality or empirical reality. The ideal value forms the "downward value orientation," aimed at a category of reality, and the value of the reality is directed at categories of the world of ideas, expressing "the rising value orientation". The ratio "downward" and "upward" value orientations dialec-tically forms "circulating value orientation" including both processes. That is, the new-kants philosophy in the historical and philosophical perspective shows the concept of values as a system of semantic relationships that enhance understanding of the problem of values in axiology.

Keywords: value, the transcendental reality, the empirical reality, the ideal norm, value orientation, dignity, evaluation, good.

Received 3 November, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.