УДК 316.752:070-057.87 ЕйЫ BLWLWH
йО! 10.17150/2308-6203.2024.13(2).303-324 Научная статья
Ценностные ориентации будущих журналистов в России и Китае: результаты анкетирования студентов
Смирнова О.В.Г ©, Демина И.Н.2 , Кажберова В.В.1 , Стебловская С.Б.1 ©
1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г Москва, Российская Федерация
2 Байкальский государственный университет, г Иркутск, Российская Федерация Автор, ответственный за переписку: Смирнова О.В., smirnova.olga.msu@yandex.ru
Аннотация. Глобальные и национальные изменения и трансформации, оказывающие влияние на медиасистемы, актуализируют те их характеристики, которые связаны с их социальными, политическими, экономическими, культурными особенностями. Эти процессы в том числе оказывают влияние на особенности формирования идентичности современного журналиста, его ценностей и компетенций в контексте национальной медиасреды, в условиях общественных вызовов, технологических революций, мировоззренческих кризисов. В этой связи важно иметь представление о динамике изменений в представлениях о ценностях, мотивации и приоритетах и учитывать это при преподавании профессиональных дисциплин будущим журналистам. Статья представляет результаты одного из этапов пролонгированного исследования ценностей будущих журналистов, в ней приводятся итоги сравнительного анализа результатов опроса российских и иностранных (преимущественно граждан КНР) студентов, обучающихся в бакалавриате по направлению «Журналистика». В ходе исследования выявились национально обусловленные различия в целеполагании, мотивации в профессии студентов в обеих группах, что позволило описать возможные модели развития ценностных представлений с учетом страновой специфики и в контексте актуальных ценностных конфликтов. Данные могут быть использованы для обновления и адаптации образовательных программ, практикумов, лекционных курсов для студентов. Кроме того, сформулирован ряд рекомендаций по сбалансированному в плане ценностей преподаванию профессиональных дисциплин в разных группах учащихся.
Ключевые слова. Ценности журналистов, национальные ценности, российская журналистика, китайская журналистика, национальные медиасистемы, профессиональная этика журналиста, ценностные конфликты.
Финансирование. Работа выполнена при поддержке Программы развития МГУ, проект № 23-Ш02-16 «Конфликт и медиа: теоретические, исторические, социокультурные и коммуникативные аспекты».
Информация о статье. Дата поступления 27 февраля 2024 г.; дата поступления после доработки 25 марта 2024 г.; дата принятия к печати 26 марта 2024 г.; дата онлайн-размещения 30 июня 2024 г.
Original article
Value Orientations of Future Journalists in Russia and China: The Results of the Survey
Olga V. Smirnova1® , Irina N. Demina2 , Varvara V. Kazhberova1 ©, Sophia B. Steblovskaia1 •)
1 Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation
2 Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
Corresponding author: Olga V. Smirnova, smirnova.olga.msu@yandex.ru
Abstract. Global changes and transformations affecting media systems actualize their characteristics that are associated with national characteristics: social, political, economic, cultural. These processes raise issues of a journalist's identity, conditions for the formation of values and competencies in the context of the national media environment, in the context of social "challenges", technological revolutions, and ideological crises, conflict of values to a new level. In this regard, it is important to improve the understanding of national values, motivation and priorities in the process of teaching basic professional disciplines, compare value models, apply successful ideas and solutions. The article is a representation of the second stage of the study, it presents the results of a comparative analysis of the results of a survey of Russian and foreign (mainly citizens of the People's Republic of China) undergraduate students studying in the field of Journalism. The study revealed both national differences (goal-setting, motivation in the profession) and the nonlinearity of students' ideas in both groups, which allowed describing possible models for the development of value ideas, taking into account country specifics. The data can be used to update and adapt educational programs, workshops, lecture courses for students. In addition, a number of recommendations have been formulated for the balanced teaching of professional disciplines in terms of values in different groups of students.
Keywords. Values of journalists, national values, Russian journalism, Chinese journalism, national media systems, professional ethics, conflict of values.
Funding. This work was done with the support of MSU Program of Development, Project № 23-SCH 02-16 "Conflict and Media: Theoretical, Historical, Sociocultural and Communicative Aspects".
Article info. Received February 27, 2024; revised March 25, 2024; accepted March 26, 2024; available online June 30, 2024.
Актуальность исследования
Необходимость изучения национальных особенностей развития современной журналистики, ее социальных ролей и ценностных ориентиров продиктована прежде всего тем, что журналистика и медиа как общественные институты «обеспечивают индивидуальную и
общественную культурную, социальную, политическую, экономическую идентичность обществ и людей» [1]. Развитие национальных медиа и журналистики обусловлено в первую очередь общественными интересами. К числу основных компетенций современного журналиста медиаисследователи относят уже
не только базовые профессионально-технологические знания и навыки, но и способности учитывать ценностные ориентиры общества [2; 3], вписывать свою деятельность в широкий социально-политический контекст [4]. В процессе происходящих изменений формируется представление о журналистах как о драйверах социального развития [5], навигаторах социальных потоков [6; 7] организаторах и модераторах общественного диалога [8; 4].
Объектом внимания исследователей становятся также различные аспекты профессиональной идеологии — прежде всего, в контексте социальной интеграции, как инструмента противодействия фрагментации социума [9-11]. Реализация всех этих ролей затруднительна без осознанного понимания журналистами своих ценностных ориентиров. Мировоззренческий комплекс профессиональных журналистов основан на их личных ценностных ориентациях, представлениях о профессиональных ценностях, которые они приобрели, получая журналистское (или иное) образование, а затем в процессе их практической деятельности, особенно в ситуациях, требующих этического выбора. Студенты, обучающиеся по направлению «Журналистика», на первом этапе своего обучения ориентируются преимущественно на ценностные представления, сформированные у них на предыдущих этапах жизни и усвоенные в семье, в школе, в их социальном окружении (друзья, одноклассники, однокурсники и т.п.). Приобретение в процессе обучения новых представлений о профессиональной деятельности журналиста, а также о ее ценностной составля-
ющей, зачастую может вступать в противоречие с, как им кажется, уже вполне целостным, сложившемся у них до этого мировоззрением.
Кроме того, студентам в процессе обучения приходится осваивать знания о современных процессах, происходящих в обществе, о динамичном переосмыслении и перефокусировке ценностей, вызванных теми тенденциями, которые исследователи обозначают как деве-стернизация и деглобализация. О негативных эффектах и рисках глобализации исследователи говорили уже давно [12; 13]. З. Бауман отмечал, что «глобализация разобщает не меньше, чем объединяет, она разобщает, объединяя, — и расколы происходят по тем же самым причинам, что и усиление единообразия мира» [14, с. 32]. По его мнению, рост поляризации в мире, как идеологической, так и экономической, был «не внешним, посторонним, деструктивным вмешательством, а прямым следствием глобализации» [14, с. 33]. Исследователи также зафиксировали, что обострение ценностных противоречий вызвано тем, что одна из сторон глобализма «была заключена в позиции последовательного отстранения от всех местных интересов, норм и традиций» [15, с. 2], что с одной стороны, способствовало процессам глокали-зации, с другой — осознанному противопоставлению национального и глобального.
Разворачивание ценностного конфликта при этом происходит в рамках существования разных ци-вилизационно-культурных типов, каждому из которых присуща своя конфигурация ценностных ориен-таций [16]. Одной из составляющих
многоаспектного ценностного конфликта можно назвать конфликт социокультурных практик, или аксиологических стратегий, которые современная культурология в самом общем виде делит на базовые культурные модели гедонизма и антигедонизма, являющиеся вневременными, не совпадающими напрямую с этнокультурными матрицами [17]. Первой модели свойственны такие ценности как потребление материальных благ, финансовое благополучие, ориентация на внешний успех, второй тип высоко ценит служение, долг, аскетизм, внутреннее самоограничение и дисциплину, способность служить другому, самопожертвование.
В этих условиях неизбежен конфликт между ценностными представлениями, формируемыми в процессе инкультурации человека в рамках национального культурного пространства, и установками, доминирующими во вненациональном глобальном информационном поле. Формирование ценностных представлений у молодого человека в таких условиях уже сопряжено с неизбежными мировоззренческими разногласиями и рисками. При этом неизбежная необходимость совмещать личностные ценности с профессиональными ценностями (как происходит в случае с будущими журналистами) может создавать еще более драматичные противоречия, влияющие на баланс личных и профессиональных представлений, на понимание общественных целей журналистики и своей роли как журналиста. Эти противоречия могут кардинально повлиять на ценностные и профессионально-этические представления будущих журнали-
стов. Выявление возможных противоречий, а также их национальных и культурных особенностей и является целью данного исследования.
Проблемы развития этических представлений в национальном контексте уже попадали в фокус внимания исследователей [2; 18], однако в этих исследованиях анализировались процессы, уже происходящие в профессии. Представления же будущих журналистов — студентов факультетов журналистики — будут анализироваться в этом исследовании впервые.
Обозначенные выше факторы обусловили актуальность получения данных, необходимых для осмысления подходов к преподаванию дисциплин по направлению «Журналистика» с учетом ценностных особенностей национальной журналистики, что отмечалось уже на предыдущем этапе исследования [19].
Теоретический обзор
Представление о журналистике как о практической деятельности, содержащей вместе с тем очевидные ценностные компоненты, — один из наиболее острых вопросов современной теории журналистики. Кроме того, сами медиа в отдельных случаях могут выполнять функции площадки для трансляции ценностей либо форума для их обсуждения и выработки. Можно было ожидать, что обсуждение ценностей как категории должно быть одним из приоритетных направлений научных исследований в сфере теории журналистики.
Однако, как показало одно из исследований, среди российских научных публикаций, посвященных ценностям, за период 2018-2022 гг. меньше всего таких публикаций за-
регистрировано в рубрике ГРНТИ «Массовая коммуникация. Журналистика. СМИ». Так, за пять лет, в соответствии с данными eLibrary.Ru в рубрике «Массовая коммуникация. Журналистика. СМИ» всего зарегистрирована 81 публикация (суммарно статьи в научных журналах, монографии, материалы конференции). Для сравнения: на первом месте по данной тематике среди публикаций — раздел «Экономика. Экономические науки» — 1 274 публикации, на втором — «Общественные науки в целом» — 1 051, третье-четвертое разделяют «Социология» (971 публикация) и «Философия» (968 публикаций). Пятое место среди социально-гуманитарных наук по количеству научных публикаций, посвященных ценностям, занимает «Психология» — 736 публикаций, затем «Политика. Политические науки» — 554 публикаций, наконец, седьмое — «Культура. Культурология» — 311 публикаций. В рубрике ГРНТИ «Массовая коммуникация. Журналистика. СМИ» среди выбранных направлений всего 81 публикация [20]. Пока нет актуальных исследований за 2023 г., но очевидно, что научные исследования ценностей и действующих, и будущих журналистов — актуальное поле теоретиков журналистики и СМИ.
Основой для настоящего исследования стал, прежде всего, комплекс научных представлений о ценностях: это работы, посвященные общим подходам к ценностным ориентациям, классификациям ценностей на индивидуальном уровне [21]; выявлению связей между ценностями и мотивацией [22]; наборам ценностей, характерных для разных культур [23-26]. По методике
Р. Инглхарта [27], например, создана и обновляется база данных «Всемирный обзор ценностей» (World Values Surwey). Ш. Шварцем описаны культурно-ценностные модели разных стран мира [28], также заслуживает внимания концепция социальных аксиом [29].
Медиаисследователи соотносят процесс формирования профессиональных ценностей с «антропологическим поворотом» и общими гуманистическими тенденциями [30], возрастающим влиянием медиа, в том числе, новых платформ и пространств коммуникации [31].
Одной из тенденций, усиливающей актуальность изучения национальной специфики формирования ценностей, является девестерниза-ция исследований медиа [32]. Одним из результатов этого процесса можно считать возросший интерес к исследованию особенностей и процессов, характерных для национальных медиасистем [1], идей, подходов и практик, формирующих мультикуль-турную среду [33].
Отдельный блок исследований, необходимых для понимания формирования ценностных ориентаций будущих журналистов, представлен работами о медиапотреблении молодых людей1, отдельных характеристиках студентов вузов2. При этом в контексте представленного в дан-
1 Mediascope. Медиапотребление 2023. URL: https://cdn1.tenchat.ru/static/ vbc-gostinder/2023-05-03/888ec847-bf58-4bfc-9498-9d3d875dc94f.pdf.
2 Учиться, общаться и тусоваться, или главные ценности российского студенчества. ВЦИОМ. 2022. URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/uchitsja-obshchatsja-i-tusovatsja-ili-glavnye-cennosti-rossiiskogo-studenchestva (дата обращения 05.05.2023).
ной статье исследования важно понимать, что респонденты являются студентами, уже приступившими к изучению журналистики, что могло сказаться на особенностях их меди-апотребления, хотя они намеренно и не выделялись в ходе исследования в отдельную социальную группу. Тем не менее, чтобы по возможности учесть особенности формирования ценностей, были учтены также результаты исследований, отражающие ценности журналистов3.
Методика исследования
Основной массив данных был получен методом анкетирования: студентам второго курса, обучающимся по направлению «Журналистика», было предложено ответить на два открытых и пять закрытых вопросов.
Анкетирование проводилось в феврале 2023 г., в итоге были получе-
3 Представление журналистов о профессии и профессиональном сообществе. 2016. URL: https://www.zircon.ru/upload/iblock/ bb5/joumalists_presentation.pdf.
ны 274 анкеты российских студентов и 55 анкет иностранных студентов. Разница в количестве респондентов из РФ и КНР вызвана объективным дисбалансом в количестве обучающихся. Состав респондентов: возраст 19-22 лет, женщины — 85,8 %, мужчины — 14,2 % (российские студенты); женщины — 68 %, мужчины — 32 % (китайские студенты).
В ходе анализа результатов ответы на вопросы № 1-2 обрабатывались вручную методом контент-анализа, ответы на вопросы № 3-7 — автоматизированными методами [19].
Результаты исследования
По результатам анализа ответов на вопрос № 1 («Как бы вы определили для себя понятие «ценность»? Приведите пример того, чему можно дать такое определение») были сформированы «облака» наиболее частотных слов (см. рис. 1) по обеим группам студентов4.
4 Использован сервис World's Cloud. URL: https://wordscloud.pythonanywhere.com.
! Чс1 У ЛПии *
понятие
- _ ^ ^ ^ ^ ^hTLp^^i Ж1/13. . - l
&аимеет м р |-| Н О CT И я
О м. чем т"| I . ЧГМ чеда^ек JS
го=
веи,и
Сдечтс
^ЖН^М
важно
которыхжщщ,-
человека
I может »6 ьдаетга
Ответы российских студентов / Answers from Russian Students
цена чтобы' быТЬ
м......
"ж^^тнуитоГ л г Л yjvla
. .друг«vß-^CIBy НОВОСТИ
Например-з
е,,уЛЮДЯГ^ X_______1тень 1П
■которая
ь,
си
^ -I QJ пользу п
^ ?t-r I г;
0§S...... 5
i^. щ
¡¿сделать т
^собственные ка
является"|ВНЬ ^
шость значигТс
CTВО..........Н
значимость польза -г"
ценность,
Жя f4 в кл a R^j^tM о
заключает с я ™;,Гс е б е s F
Ответы иностранных студентов / Answers from International Students
Рис. 1. Частота употребления слов в ответах на вопрос № 1: «Как бы вы определили для себя понятие "ценность"»? Fig. 1. Frequency of Word Use in Answers to Question No. 1: "How Would You Define the Concept of "value" for yourself"?
Количественные данные представлены в формате семантического ядра слов по обеим группам ответов (см. табл. 1).
Анализ семантического ядра показывает, что студенты обеих групп часто давали определение ценности через схожие понятия. В ответах российских студентов представлены две ценностные парадигмы [34] — с преобладанием материального компонента и с преобладанием духовного, значительная часть ответов делает попытку сочетать оба этих подхода («Ценник — это денежное определение вещи или человека, а ценность — это духовное определение»; «Каждый наделяет ценностью разные вещи — творчество, самореализация, деньги и т.д. Ос-
новополагающей являются такие ценности, как здоровье и самореализация»).
В ответах китайских студентов дуализма материального и нематериального не наблюдается, но в ответах видна отчетливая ориентация не на индивидуальную, а на общественную пользу. Часть студентов говорила также о пользе в профессии — поэтому в некоторых ответах встречалось упоминание новости как наиболее универсального продукта журналистской деятельности (эти идеи звучат и в профессиональных этических кодексах). Многие китайские студенты упоминали при этом имена исторических личностей, на которых они ориентируются и/или хотели бы быть похожими («Юань
Ответы россииских студентов / Answers from Russian Students
Семант. ядро / Semant. Core Количество / Quantity Частота, % / Frequency, %
семья / family 25 1,92
материальный / material 9 0,69
принцип / principle 9 0,69
деньги / money 8 0,61
любовь / love 8 0,61
духовный / spiritual 6 0,46
Ответы иностранных студентов / Answers from International Students
Семант. ядро / Semant. Core Количество / Quantity Частота, % / Frequency, %
общество / society 20 1,42
вклад / contribution 14 0,99
польза / benefit 11 0,78
новость / news 9 0,64
полезность / utility 9 0,64
вклад + общество / contribution + society 8 0,57
Таблица 1 / Table 1 Семантическое ядро слов в ответах на вопрос № 1: «Как бы вы определили для себя понятие "ценность"?»
The semantic Core of Words in Answers to Question No. 1: "How would you define the concept of "value" for yourself?"
Лунпин сделал еду доступной для многих людей, его работа ценна»; «Я хочу быть как Карл Маркс»; «Иоганн Гутенберг, первый типограф. Мать Тереза. Карл Маркс. Александр II. Петр I»).
Отвечая на вопрос № 2 «Приведите также примеры того, что является ценностью лично для вас», студенты обеих групп в целом продолжали рассуждение в категориях, намеченных в вопросе № 1 (см. рис. 2, табл. 2).
Российские студенты в ответах на вопрос № 2 продемонстрировали яркую тенденцию к преобладанию нематериальных ценностей: продолжили тему семьи, часто упоминали такие категории как здоровье, любовь, свобода, дружба («Свобода, справедливость, мои принципы, самоуважение, память, семья, друзья»; «Человеческая жизнь, природа, семья, друзья, образование, искусство»; «Свободно выражаться в творчестве, развиваться»). Инте-
ресно, что число упоминаний работы (не карьеры) здесь было крайне незначительным, хотя именно работа и образование стали лидерами среди ответов на вопрос № 3 («Что особенно важно для вас сейчас, на данном этапе жизни?»).
В ответах китайских студентов нет столь явных лидеров: выделяется понятие знаний, возможно, отчасти этот приоритет стал итогом самого факта анкетирования в вузе, однако истоки этого лежат, по всей видимости, в конфуцианской духовной и социокультурной традиции. Например, это образ ученого, наставника, который упорным трудом достигает уважения в обществе и помогает другим [35; 36]. Далее следуют более универсальные темы любви, общества, семьи. В отличие от ответов студентов российских групп, здесь звучит также тема работы и денег — однако контент-анализ показал, что они скорее выступают определенными «маркерами» социального успеха, нежели самоценны, и
ценность—
К ДРУЗЬЯ снончдо ..........МОЯ Г. г
™ лпйпптя меня ценность х
т до6еота ........ценности^
>1 I
Л1■>'д
-также все ьюСамореа л и з а ция о бра"зова н и е
жба
Ответы российских студентов / Answers from Russian Students
мсэжет сейчас.......
■ С ЛИЧНО ~
Хщиогать „..,. . 6
МОГуТоба
'"любовь "IT'' s
Ш
цещно ценн^.щ
знания
Ответы иностранных студентов / Answers from International Students
Рис. 2 Частота употребления слов в ответах на вопрос № 2: «Приведите также примеры того, что является ценностью
лично для вас?» Fig. 2. Frequency of Words Used in Answers to Question No. 2: "Also Give Examples of What Is Valuable to You Personally?"
Таблица 2 / Table 2 Семантическое ядро слов в ответах на вопрос № 2: «Приведите также примеры того, что является ценностью
лично для вас?»
The Semantic Core of Words in Answers to Question No. 2: "Also Give Examples of What Is Valuable to You Personally?"
Ответы россииских студентов / Answers from Russian Students
Семант. ядро / Semant. Core Количество / Quantity Частота, % / Frequency, %
семья / family 33 4,96
ценность/ value 28 4,21
здоровье/ health 13 1,95
любовь / love 11 1,65
возможность / opportunity 8 1,2
дружба / friendship 7 1,05
свобода / liberty 7 1,05
семья + здоровье / family + health 7 1,05
благополучие / well-being 4 0,6
Ответы иностранных студентов / Answers from International Students
Семант. ядро / Semant. Core Количество / Quantity Частота, % / Frequency, %
ценность/ value 17 1,61
ценный / valuable 10 0,95
знание / knowledge 9 0,85
любовь / love 7 0,66
общество / society 7 0,66
деньги / money 6 0,57
работа/job 6 0,57
путешествовать / travel 5 0,47
семья / family 5 0,47
выражают упомянутую выше идею достижений ради помощи людям («Мы активно работаем в жизни и вносим собственные силы в развитие родного города и Родины»; «Звезда, которая использует свой горячий трафик для помощи фермерам»; «Если у кого-то рак и ему нужны деньги, журналист поможет ему вылечиться»).
Отвечая на вопрос № 3 «А что особенно важно для вас сейчас, на данном этапе жизни?» (см. табл. 3), многие студенты оказались единодушны в выборе варианта «Учиться, стать образованным человеком» (россияне — 44,5 %, китайские сту-
денты — 32 %). Далее приоритеты разделились: российские студенты чаще выделяли приоритеты «Найти работу» (15 %) и «Начать зарабатывать» (7,7 %), китайские студенты — «Помогать близким, семье» (15 %), «Понять смысл жизни» (15 %).
При этом китайские студенты (8 %) нередко выбирали вариант «Другое», где добавляли свои варианты ответа, в основном касающиеся самопознания и самоощущения в мире («Узнать, что я действительно хочу, испытав как можно больше вещей»; «Понять себя», «Быть счастливым человеком и весело жить»; «Постоянно обогащать
Таблица 3 / Table 3 Топ-6 ответов на вопрос «А что особенно важно для вас сейчас,
на данном этапе жизни?» Top 6 Answers to the Question "What Is Especially Important to You Now, at This Stage of Life?"
№/Группа / No./Group Российские студенты / Russian Students Доля, % / Share, % Иностранные студенты / Foreign Students Доля, % / Share, %
1 Учиться,стать образованным человеком / Study, become an educated person 44,5 Учиться, стать образованным человеком / Study, become an educated person 32
2 Найти интересную работу / Find an interesting job 15 Помогать близким, семье / Help loved ones and family 15
3 Начать зарабатывать / Start earning money 7,7 Понять смысл жизни / Understand the meaning of life 15
4 Помогать близким, семье / Help loved ones and family 5,5 Много путешествовать / To travel a lot 11
5 Много путешествовать / To travel a lot 5 Другое / Other 8
6 Понять смысл жизни / Understand the meaning of life 4,4 Начать зарабатывать / Start earning money 7
себя и находить смысл жизни»; «Со- явили себя при ответе на вопрос хранять позитивный настрой»). № 4 «В чем ваша основная моти-Еще более единодушными рос- вация в изучении журналистики» сийские и китайские студенты про- (см. табл. 4).
Таблица 4 / Table 4 Топ-6 ответов на вопрос «В чем ваша основная мотивация в изучении журналистики?» Top 6 Answers to the Question "What Is Your Main Motivation for Studying Journalism?"
№/Группа/ No./Group Российские студенты / Russian Students Доля, % / Share, % Иностранные студенты / Foreign Students Доля, % / Share, %
1 Всегда узнавать новое, расширять кругозор / Always learn new things and expand your horizons 70,8 Всегда узнавать новое, расширять кругозор / Always learn new things and expand your horizons 27
Окончание табл. 4 / The End of the Table 4
№/Группа/ No./Group Российские студенты / Russian Students Доля, % / Share, % Иностранные студенты / Foreign Students Доля, % / Share, %
2 Реализовать свои проф. Возможности / Realize your prof. possibilities 73,4 Встречаться с интересными людьми / Meet interesting people 20
3 Встречаться с интересными людьми / Meet interesting people 68,6 Реализовать свои проф. Возможности / Realize your prof. possibilities 13
4 Помогать конкретным людям / Help specific people 39 Помогать конкретным людям / Help specific people 13
5 Зарабатывать как можно больше денег / Earn as much money as possible 38 Зарабатывать как можно больше денег / Earn as much money as possible 10
6 Получить признание, известность / Gain recognition and fame 35,8 Осваивать современные технологии / Master modern technologies 10
Студенты из обеих групп отметили, что для них важно узнавать новое и расширять кругозор, встречаться с интересными людьми, реализовать профессиональные возможности, помогать людям. И в той, и в другой группе значительная часть учащихся не
стала отрицать важность финансовой мотивации.
Тема мотивации и стимулов в изучении профессии была продолжена в вопросе № 5 «Что вам нужно, чтобы развиваться и двигаться вперед в профессии и в жизни?» (см. табл. 5).
№/Группа/ No./Group Российские студенты / Russian Students Доля, % / Share, % Иностранные студенты / Foreign Students Доля, % / Share, %
1 Нужна объективная и честная оценка работы / We need an objective and honest assessment of work 28,5 Нужна объективная и честная оценка работы / We need an objective and honest assessment of work 26
Таблица 5 / Table 5 Топ-6 ответов на вопрос «Что вам нужно, чтобы развиваться
и двигаться вперед в профессии и в жизни?» Top 6 Answers to the Question "What Do You Need to Develop and Move Forward in Your Profession and in Life?"
Окончание табл. 5 / The End of the Table 5
№/Группа/ No./Group Российские студенты / Russian Students Доля, % / Share, % Иностранные студенты / Foreign Students Доля, % / Share, %
2 Просто получать удовольствие от работы / Just enjoy your work 23,4 Чтобы талант признавали, восхищались / For talent to be recognized and admired 19
3 Чтобы талант признавали, восхищались / For talent to be recognized and admired 16,4 Деньги - лучшая мотивация / Money is the best motivation 19
4 Другое / Other 14 Достаточно простой похвалы / Simple praise is enough 19
5 Деньги - лучшая мотивация / Money is the best motivation 10,6 Просто получать удовольствие от работы / Just enjoy your work 16
6 Достаточно простой похвалы / Simple praise is enough 6,9 Другое / Other 6
Значительная часть и российских, и китайских студентов отметили, что для них важна объективная и честная оценка работы (28 % и 26 % соответственно).
Для россиян оказалось важным также получать удовольствие от работы (23 %), чтобы талантом восхищались (16 %). 14 % дали ответ в графе «Другое», чаще всего предлагая различные комбинации вариантов («Нужно, чтобы мой талант признавался и еще оплачивался», «Объективная оценка моей работы + удовольствие от нее»), и предлагая свои формулировки («Самосовершенствование — уже мотивация»). Одинаковые доли респондентов из КНР (по 19 %) отвечали, что им достаточно простой похвалы, что они хотят восхищения их талантом или что деньги — лучшая мотивация.
Вопрос № 6 «Есть ли у вас мечта?» зафиксировал различия в мировоззрении студентов (см. рис. 3). Российские студенты в подавляющем большинстве (86 %) имеют мечту. У 72 % китайских студентов мечта тоже есть, однако практически каждый третий (28 %) затруднился с ответом.
Конкретизируя свой ответ в следующем вопросе № 7 «Если у вас есть мечта, то с чем она связана?», студенты обеих групп детализировали, с чем именно связан их «образ будущего» (см. табл. 6).
И у российских, и у китайских студентов в структуре ответов преобладала нацеленность на личные потребности (42 % в обеих группах). Достаточно большая доля связывает мечту и будущую профессию (россияне — 25 %, китайцы — 27 %).
Ответы российских студентов Ответы иностранных студентов
Рис. 3. Ответы на вопрос «Есть ли у вас мечта?», % Fig. 3. Answers to the Question "Do you have a dream?", %
Таблица 6 / Table 6 Топ-5 ответов на вопрос «Если у вас есть мечта, то с чем она связана?» Top 5 Answers to the Question "If You Have a Dream, What Is It Connected With?"
№/Группа / No./Group Российские студенты / Russian Students Доля, % / Share, % Иностранные студенты / Foreign Students Доля, % / Share, %
1 С личными потребностями / With personal needs 42,5 С личными потребностями / With personal needs 42
2 С будущей профессией 25,7 С будущей профессией 27
3 Другое / Other 16,5 С семьей / With a family 19
4 С семьей / With a family 9,6 С жизнью родного города, страны / With the life of your hometown, country 10
5 С жизнью родного города, страны / With the life of your hometown, country 5,7 Другое / Other 2
Далее российские учащиеся (16,5 %) предпочли дать свой ответ на этот вопрос, связав мечту в том числе с самореализацией, внутренним балансом, гармонией разных сфер жизни («Мир во всем мире, ментальная гармония и постоянные возможности самосовершенствования», «Просвещать людей», «Желание стать писателем и сценаристом», «Прыгнуть с парашю-
том»). Почти у 10 % мечта связана с семьей и всего у 6 % - с жизнью родного города (страны). Китайские студенты, обозначая характер своей мечты, значительно чаще упоминали семью (19 %) и благополучие родного города/страны (10 %).
Зафиксированные в ответах ориентиры можно представить в виде условных ценностных моделей в динамике (см. рис. 4).
Российские студенты / Russian Students
Основные ценности (вопросы № 1, 2)
Вектор движения (вопросы № 3, 4, 5)
Образ будущего (вопросы № 6, 7)
Мир
повседневности:
- семья
- здоровье
- любовь
- дружба
- свобода
- деньги
Интересная работа, карьера Самореализация Знания, общение Известность, признание Помощь людям Фин. благополучие
Личные потребности
Профессиональный
рост
Гармония разных сфер жизни, баланс Мир,справедливость Миссия (личная, профессиональная) Семья
Ш
Иностранные студенты / Russian Students
Основные ценности (вопросы № 1, 2)
Вектор движения (вопросы № 3, 4, 5)
Образ будущего (вопросы № 6, 7)
Коллективные ценности:
- польза для общества
- реализация миссии в профессии (давать обществу информацию)
Личные ценности также служат обществу: знания, работа, деньги
(примеры — исторические и общественные деятели)
Поиск смысла жизни Самопознание Помощь близким, семье Путешествия Знания, общение Освоение технологий Фин. благополучие
Личные потребности
Развитие в профессии
Мир вокруг и его
позитивное
изменение:
- помощь семье
- помощь родному городу, стране
Рис. 4. Модели ценностей студентов (по итогам анализа ответов на вопросы № 1-7) Fig. 4. Models of Students' Values (Based on the Results of the Analysis of Answers to Questions No. 1-7)
При анализе графических изображений ценностных моделей хорошо заметно, что, хотя обе группы студентов упоминают схожие кате-
гории (например, семья, работа, деньги), контекст этих упоминаний различен. Также были выявлены различия в мотивации студентов, в
их дальнейших личных и профессиональных стремлениях. Глубину этих различий еще предстоит исследовать.
Вместе с тем, уже возможно сформулировать базовые рекомендации, которые могут помочь в преподавании основных профессиональных дисциплин (см. табл. 7).
Рекомендации, приведенные в таблице, можно использовать в рамках освоения дисциплин профессионального блока. При этом можно опираться как на мировоззренческие особенности, присущие студентам разных национальных групп, так и использовать рекомендации по сбалансированному
Таблица 7 / Table 7 Основные рекомендации по сбалансированному в плане ценностей преподаванию профессиональных дисциплин Key Recommendations for Values-Balanced Teaching of Professional Disciplines
Основные элементы образовательного процесса / Basic Elements of the Educational Process Выявленные особенности восприятия российских студентов / Identified Features of Perception of Russian Students Выявленные особенности восприятия китайских студентов / Identified Features of Perception of Chinese Students Рекомендации по преподаванию основных профессиональных дисциплин / Recommendations for Teaching Basic Professional Disciplines
Изучение основных понятий, категорий, этических норм / Study of Basic Concepts, Categories, Ethical Standards Опора на индивидуальные и семейные ценности Опора на государственные и общественные ценности Знакомить студентов с основными классификациями ценностей. Для российских студентов: приводить примеры, где индивидуальное и общественное (государственное) находится в балансе. Для китайских студентов: обсуждать элементы общественной миссии и роль индивидуальных ценностей для развития журналиста
Формирование основных профессиональных компетенций/ Formation of Basic Professional Competencies Акцент на особенностях личности, коммуникационных навыках, возможностях общения, сферах, где можно достичь успеха Акцент на методах, позволяющих добиться финансового успеха в профессии, инновационных и наукоемких технологиях Для российских студентов: обсуждать роль технологий; трансформации миссии и компетенций журналиста. Для китайских студентов: фиксировать личные качества журналиста (коммуникабельность, ответственность и т.д.), обсуждать пути их развития
Окончание табл. 7 / The End of the Table 7
Основные элементы образовательного процесса / Basic Elements of the Educational Process Выявленные особенности восприятия российских студентов / Identified Features of Perception of Russian Students Выявленные особенности восприятия китайских студентов / Identified Features of Perception of Chinese Students Рекомендации по преподаванию основных профессиональных дисциплин / Recommendations for Teaching Basic Professional Disciplines
Формирование и развитие профессиональной мотивации/ Formation and Development of Professional Motivation Акцент на самореализацию, известность, признание; гармонию сфер жизни, общественные задачи (помощь людям) Акцент на самопознание и самоощущение, поиск смысла жизни, путешествия, семейные ценности Для российских студентов: усиливать идею национальных интересов, говорить о журналистах, которые достигли успеха в профессии и общественной жизни; говорить о формировании среды вокруг человека (дом, город и т.д.). Для китайских студентов: фиксировать не только общие, но и прикладные задачи журналистики, например, роль профессии в укреплении ценностей семьи
Обсуждение практических примеров,кейсов (семинары, практикумы) / Discussion of Practical Examples, Cases (Seminars, Workshops) Интересны примеры достижения личного успеха,поиска призвания Интересны примеры деятельности исторических личностей, общественных деятелей Для российских студентов: приводить примеры социальных проектов, гражданских инициатив. Для китайских студентов: обсуждать, какие качества и компетенция востребованы обществом и профессией на данном этапе цивилиза-ционного развития
формированию профессиональных ценностей. В настоящий момент указаны общие возможные направления для решения этой задачи, конкретные теоретические и практические материалы подбираются самими преподавателями и могут быть реализованы в разных форматах: на очных семинарах, практикумах, коллоквиумах; в устной и письменной форме, в форме домашних
практических заданий. Представляется, что предложения будут полезны как для гармонизации ценностных представлений между разными группами студентов, так и для более сбалансированного восприятия этой тематики каждым из учащихся: для расширения ценностного кругозора, обогащения инструментария для поиска личных мотиваций и профессиональных решений.
Выводы и интерпретация
Как уже отмечалось ранее, будущие журналисты в настоящий момент имеют нечеткие, излишне абстрактные представления о ценностях как общенаучной и профессиональной категории [19].
Ответы студентов, принимавших участие в исследовании, подтвердили, что в восприятии ими профессии журналиста, ее миссии, ценностей и задач, в представлениях о своем профессиональном будущем наблюдаются существенные различия, предположительно связанные с национальной спецификой ценностных представлений, что в целом соотносится с существующими концепциями культурных ценностей. При этом важно учесть, что в контексте геополитических, социокультурных, аксиологических трансформаций возможны как внутрилич-ностные (материальное — духовное; гедонизм — идеализм), так и кросс-культурные, цивилизационные (ценности выживания — самореализации; секулярные — традиционные
ценности) конфликты ценностей, которые в дальнейшем могут приобретать все большую остроту.
Так, например, у китайских студентов наметилось отчетливое стремление не только помогать близким и семье, но и реализоваться в профессии с материальной точки зрения; многие в этой группе студентов планируют принести пользу обществу, быть похожими на исторических личностей. Российские студенты чаще акцентировали внимание на индивидуальных ценностях, отмечая такие из них, как самореализация, личный успех, гармоничное развитие личности, однако исследование зафиксировало и стремление помогать людям, участвовать в волонтерских проектах. Исходя из этих представлений, на следующих этапах исследования намечена подготовка рекомендаций по преподаванию профессиональных дисциплин по направлению «Журналистика», учитывающих динамику ценностных представлений студентов в национально-культурном контексте.
Список использованной литературы
1. Вартанова Е.Л. Медиасистема в контексте общественных процессов: переосмысление теоретической конструкции // Е.Л. Вартанова. — 601 10.30547/ mediaalmanah.2.2023.819. — EDN DTZVDH // Меди@льманах. — 2023. — № 2 — С. 8-19.
2. Смирнова О.В. Ценностные ориентации журналистов России и Китая: сравнительный анализ профессионально-этических кодексов // О.В. Смирнова, С.Б. Стеблов-ская, Ф. Ван. — DOI 10.17150/2308-6203.2022.11(3).453-472. — EDN BSWSJC // Вопросы теории и практики журналистики. — 2022. — Т. 11, № 3. — С. 453-472.
3. Тулупов В.В. Профессиональные ценности и профессиональная компетентность журналистов / В.В. Тулупов. — EDN ZBEYGJ // Журналистский ежегодник. — 2016. — № 5. — С. 22-23.
4. Гатилин А.С. Функционально-ролевые особенности деятельности журналистов в контексте реализации социальных проектов (на материале местных СМИ) // А.С. Гатилин. — DOI 10.30547/mediaalmanah.2.2021.6679. — EDN BVFKPO // Меди@льманах. — 2021. — № 2 — С. 66-79.
5. Вартанова Е.Л. Современная журналистика: актуализация основных понятий и терминов / Е.Л. Вартанова. — EDN OXUXNB // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2012. — № 1 — С. 7-26.
6. Витвинчук В.В. Социальная миссия российской журналистики: эволюция методов творческой деятельности : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10. — Екатеринбург, 2013. — 178 с.
7. Вартанова Е.Л. Людям нужны навигаторы по социальным потокам / Е.Л. Вартанова // Журналист. — 2018. — 7 февр. — URL: https://jrnlst.ru/2018/02/07/8037/.
8. Фомичева И.Д. СМИ как партиципарные коммуникации : дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.10 / И.Д Фомичева. — Москва, 2002. — 84 с. — EDN QDRWKV.
9. Блохин И.Н. Параметры идентификации и оценки профессиональной идеологии журналистики / И.Н. Блохин. — DOI 10.17150/2308-6203.2023.12(2).183-198. — EDN KVECAF // Вопросы теории и практики журналистики. — 2023. — Т. 12, № 2. — С. 183-198.
10. Воскресенская М.А. Экспликация элементов профессиональной идеологии журналистики в медиатексте // М.А. Воскресенская. — DOI 10.17150/2308-6203.2023.12(2).199-215. — EDN ESULFI // Вопросы теории и практики журналистики. — 2023. — Т. 12, № 2. — С. 199-215.
11. Гришанина А.Н. Фактор духовности в профессиональной идеологии современного журналиста: к вопросу о культурной памяти / А.Н. Гришанина, И.В. Ерофеева. — DOI 10.17150/2308-6203.2023.12(2).216-231. — EDN GGZFTZ // Вопросы теории и практики журналистики. — 2023. — Т. 12, № 2. — С. 216-231.
12. Beck U. What Is Globalization? / U. Beck. — Cambridge : Polity Press, 2004. — 180 p.
13. Giddens A. Runaway World: How Globalization Is Reshaping Our Lives / A. Giddens. — New York : Routledge, 2003. — 146 p.
14. Bauman Z. Globalization: The Human Consequences / Z. Bauman. — Columbia University Press, 1998. — 136 p.
15. Панарин А.С. Искушение глобализмом / А.С. Панарин. — Москва : Эксмо, 2003. — 415 c.
16. Inglehart R. Human Values and Beliefs: A Cross-Cultural Sourcebook. Political, Religious, Sexual and Economic Norms in 43 Societies. Findings from 1990-1993 World Values Survey / R. Inglehart, M. Basanez, A. Moreno. — Ann Arbor : University of Michigan Press, 1998. — 534 p.
17. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации / В.С. Глаголев, Н.И Бирюков, Н.Н. Зарубина [и др.]. — 2-е изд. — Москва : Проспект, 2016. — 200 c. — EDN WCWQOD.
18. Смирнова О.В. Ценностные ориентации журналистов КНР в контексте идей конфуцианства / О.В. Смирнова, Ф. Ван — DOI 10.30547/mediaalmanah.2.2022.1625. — EDN BHHWKD // Меди@льманах. — 2022. — № 2 — С. 16-25.
19. Смирнова О.В. Ценностные ориентиры будущих российских журналистов (результаты опроса студентов) / О.В. Смирнова, В.В. Кажберова. — DOI 10.30547/ mediaalmanah.2.2023.5359. — EDN RMHRKG // Меди@льманах. — 2023. — № 2 — С. 53-59.
20. Демина И.Н. «Ценности» в российском научном дискурсе / И.Н. Демина. — DOI 10.17150/2308-6203.2022.11(4).657-679. — EDN YIVTGJ // Вопросы теории и практики журналистики. — 2022. — Т. 11, № 4. — С. 657-679.
21. Rokeach M. The Nature of Human Values / M. Rokeach. — New York : Free Press, 1973. — 456 p.
22. Schwartz S.N. Universals in the Content and the Structure of Values: Theoretical Advances and Empirical Tests in 20 Countries / S.N. Schwartz // Advances in Experimental Social Psychology / ed. M. Zanna. — New York : Academic Press, 1992. — Vol. 25. — P. 1-65.
23. Pelto P. The Differences Between «Tight» and «Loose» Societies / P. Pelto // Society. — 1969. — Vol. 5. — P. 37-40.
24. Hofstede G. Culture's Consequences: International Differences in Work-Related Values / G. Hofstede. — Beverly Hills : Sage, 1984. — 327 p.
25. Triandis H.C. Culture and Social Behavior / H.C. Triandis. — New York : McGraw Hill, 1994. — 330 p.
26. Fukuyama F. Trust: The Social Virtues and the Creation Prosperity / F. Fukuyama. — New York : Free Press, 1999. — 457 p.
27. Inglehart R. Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies / R. Inglehart. — Princeton University Press, 1997. — 453 p.
28. Schwartz S. Mapping and Interpreting Cultural Differences Around the World / S. Schwartz // Comparing Cultures: Dimensions of Culture in a Comparative Perspective / ed. H. Vinken, J. Soeters, P. Ester. — Leiden : Brill, 2004. — P. 43-73.
29. Culture-Level Dimensions of Social Axioms and Their Societal Correlates Across Cultures / M.N. Bond, K. Leung, A. An [et al.] // Journal of Cross-Cultural Psychology. — 2004. — Vol. 35, no. 5. — P. 548-570.
30. Фролова Т.И. Гуманистическая повестка российских СМИ / Т.И. Фролова. — Москва, 2014. — 454 c.
31. Вартанова Е.Л. Развивая понимание медиа: от технологий к социальному пространству // Е.Л. Вартанова. — DOI 10.30547/mediaalmanah.5.2020.1224. — EDN SBFTWZ // Меди@льманах. — 2020. — № 5 — С. 12-24.
32. Корконосенко С.Г. Новые возможности для теории журналистики в свете де-вестернизации исследований массмедиа // С.Г. Корконосенко // Культура/Culture. — 2015. — Т. 5, № 12. — P. 17-28.
33. Шкондин М.В. Медиатизация и процесс социокультурного взимодействия / М.В. Шкондин. — DOI 10.17805/trudy/2022.1.2. — EDN NOHHAA // Научные труды московского гуманитарного университета. — 2022. — № 1. — С. 10-17.
34. Свитич Л.Г. Ценностная парадигма как базовый фактор стратегии развития общества и медиасистемы / Л.Г Свитич. — EDN VVMUGJ // Век информации. — 2016. — № 2. — С. 300-306.
35. Иващенко В.И. О влиянии Конфуция на формирование традиционной китайской системы образования и воспитания / В.И. Иващенко, ГА. Капранов. — EDN VVJCGP // Экономика и социум. — 2015. — № 6-3. — С. 32-38.
36. Цзоу Хун. Влияние традиционной культуры Китая на современное общество / Хун Цзоу. — EDN KZFJXR // Гуманитарный вектор. — 2009. — № 4. — С. 92-97.
References
1. Vartanova E.L. Media System in the Context of Social Processes: Reconceptualiza-tion of the Theoretical Construction. MediaAl'manakh = MediaAlmanah Journal, 2023, no. 2, pp. 8-19. (In Russian). EDN: DTZVDH. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2023.819.
2. Smirnova O.V., Steblovskaia S.B., Wang F. Russian and Chinese Journalists' Values: Comparing Professional Codes of Ethics. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2022, vol. 11, no. 3, pp. 453-472. (In Russian). EDN: BSWSJC. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(3).453-472.
3. Tulupov V.V. Professional Values and Professional Competence of Journalists. Zhur-nalistskii ezhegodnik = Journalistic Yearbook, 2016, no. 5, pp. 22-23. (In Russian). EDN: ZBEYGJ.
4. Gatilin A.S.Functions and Roles in the Professional Activity of Journalists in the Context of Implementing Social Projects (a Case Study of Local Media). MediaAl'manakh = MediaAlmanah Journal, 2021, no. 2, pp. 66-79. (In Russian). EDN: BVFKPO. DOI: 10.30547/ mediaalmanah.2.2021.6679.
5. Vartanova E.L. On the Need to Update the Concepts of Journalism and Media. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika = Moscow University Journalism Bulletin, 2012, no. 1, pp. 7-26. (In Russian). EDN: OXUXNB.
6. Vitvinchuk V.V. The Social Mission of Russian Journalism: The Evolution of Methods of Creative Activity. Cand. Diss. Ekaterinburg, 2013. 178 p.
7. Vartanova E.L. People Need Social Stream Navigators. Zhurnalist = The Journalist, 2018, February 7. Available at: https://jrnlst.ru/2018/02/07/8037/ (In Russian).
8. Fomicheva I.D. Media as Participatory Communications. Doct. Diss. Moscow, 2002. 84 p. EDN: QDRWKV.
9. Blokhin I.N. Parameters of Identification and Evaluation of the Professional Ideology of Journalism. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2023, vol. 12, no. 2, pp. 183-198. (In Russian). EDN: KVECAF. DOI: 10.17150/2308-6203.2023.12(2).183-198.
10. Voskresenskaya M.A. Explication of Elements of Professional Ideology of Journalism in Media Text. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2023, vol. 12, no. 2, pp. 199-215. (In Russian). EDN: ESULFI. DOI: 10.17150/2308-6203.2023.12(2).199-215.
11. Grishanina A.N., Erofeeva I.V. Spirituality Factor in the Professional Ideology of a Modern Journalist: On the Issue of Cultural Memory. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2023, vol. 12, no. 2, pp. 216-231. (In Russian). EDN: GGZFTZ. DOI: 10.17150/2308-6203.2023.12(2).216-231.
12. Beck U. What is Globalization? Cambridge, Polity Press, 2004. 180 p.
13. Giddens A. Runaway World: How Globalization is Reshaping our Lives. New York, Routledge, 2003. 146 p.
14. Bauman Z. Globalization: The Human Consequences. Columbia University Press, 1998. 136 p.
15. Panarin A.S. Temptation by Globalism. Moscow, Ehksmo Publ., 415 p.
16. Inglehart R., Basanez M., Moreno A. Human Values and Beliefs: a Cross-Cultural Sourcebook. Political, Religious, Sexual and Economic Norms in 43 Societies. Findings from 1990-1993 World Values Survey. Ann Arbor, University of Michigan Press, 1998. 534 p.
17. Glagolev V.S., Biryukov N.I., Zarubina N.N., Zonova T.V., Samarin A.N., Silant'eva M.V. Intercultural Communication in the Context of Globalization. 2nd ed. Moscow, Prospekt Publ., 2016. 200 p. EDN: WCWQOD.
18. Smirnova O.V., Wang Fang. Value Orientations of Chinese Journalists in the Context of Confucian Ideas. MediaAl'manakh = MediaAlmanah Journal, 2022, no. 2, pp. 16-25. (In Russian). EDN: BHHWKD. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2022.1625.
19. Smirnova O.V., Kazhberova V.V. Value Orientations of Future Russian Journalists (Results of a Survey among Students). MediaAl'manakh = MediaAlmanah Journal, 2023, no. 2, pp. 53-59. (In Russian). EDN: RMHRKG. DOI: 10.30547/mediaalma-nah.2.2023.5359.
20. Demina I.N. "Values" in Russian Scientific Discourse. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2022, vol. 11, no. 4, pp. 657-679. (In Russian). EDN: YIVTGJ. DOI :10.17150/2308-6203.2022.11(4).657-679.
21. Rokeach M. The Nature of Human Values. New York, Free Press, 1973. 456 p.
22. Schwartz S.N. Universals in the Content and the Structure of Values: Theoretical Advances and Empirical Tests in 20 Countries. In Zanna M. (ed.). Advances in Experimental Social Psychology. New York, Academic Press, 1992. Vol. 25, pp. 1-65.
23. Pelto P. The Differences Between "Tight" and "Loose" Societies. Society, 1969, vol. 5, pp. 37-40.
24. Hofstede G. Culture's Consequences: International Differences in Work-related Values. Beverly Hills, Sage, 1984. 327 p.
25. Triandis H.C. Culture and Social Behavior. New York, McGraw Hill, 1994. 330 p.
26. Fukuyama F. Trust: The Social Virtues and the Creation Prosperity. New York, Free Press, 1999. 457 p.
27. Inglehart R. Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies. Princeton University Press, 1997. 453 p.
28. Schwartz S. Mapping and Interpreting Cultural Differences around the World. In Vink-en H., Soeters J., Ester P. (eds). Comparing Cultures: Dimensions of Culture in a Comparative Perspective. Leiden, Brill, 2004, pp. 43-73.
29. Bond M.N., Leung K., An A., Tong K.K., Reimelde Carrasquel S., Murakami F. [et al.] Culture-Level Dimensions of Social Axioms and Their Societal Correlates Across Cultures. Journal of Cross-Cultural Psychology, 2004, vol. 35, no. 5, pp. 548-570.
30. Frolova T.I. Humanistic Agenda of Russian Media. Moscow, 2014. 454 p.
31. Vartanova E.L. A Development of Understanding Media: From Technologies to Social Space. MediaAl'manakh = MediaAlmanah Journal, 2020, no. 5, pp. 12-24. (In Russian). EDN: SBFTWZ. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2020.1224.
32. Korkonosenko S.G. New Opportunities for Journalism Theory in the Light of the Dew-esternization of Mass Media Research. Culture, 2015, vol. 5, no. 12, pp. 17-28. (In Russian).
33. Shkondin M.V. Mediatization and the Process of Socio-Cultural Interaction. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta = Scientific Works of the Moscow University for the Humanities, 2022, no. 1, pp. 10-17. (In Russian). EDN: NOHHAA. DOI: 10.17805/ trudy/2022.1.2.
34. Svitich L.G. Values Paradigm as a Basic Development Factor of Society and Media Systems. Vekinformatsii = The Information Age, 2016, no. 2, pp. 300-306. (In Russian). EDN: VVMUGJ.
35. Ivashchenko V.I., Kapranov G.A. About the Influence of Confucius on the Formation of the Traditional Chinese System of Education and Upbringing. Ehkonomika i sotsium = Economy and Society, 2015, no. 6-3, pp. 32-38. (In Russian). EDN: VVJCGP.
36. Hong Z. Chinese Traditional Culture and its Influence on the Modern Society. Gu-manitarnyi vektor = Humanitarian Vector, 2009, no. 4, pp. 92-97. (In Russian). EDN: KZFJXR.
Информация об авторах
Смирнова Ольга Владимировна — кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой цифровой журналистики, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г Москва, Российская Федерация, smirnova.olga.msu@yandex.ru, ® https://orcid.org/0000-0003-1349-4241.
Демина Ирина Николаевна — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики и маркетинговых технологий, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, idemina.irk@gmail.com, С https://orcid. org/0000-0003-0306-3579, SPIN-код: 8976-1790, ResearcherID: GLR-4527-2022.
Кажберова Варвара Валентиновна — кандидат филологических наук, научный сотрудник, Проблемная научно-исследовательская лаборатория актуальных проблем журналистики, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, kazhberovavv@gmail.com, G https://orcid.org/0000-0001-8732-8479.
Стебловская Софья Борисовна — кандидат филологических наук, доцент, кафедра цифровой журналистики, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, stebl@inbox.ru, G https://orcid.org/0000-0002-3866-852X.
Authors Information
Olga V. Smirnova — PhD in Philology, Associate Professor, Head of Department of Digital Journalism, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, smirnova.olga.msu@yandex.ru, d https://orcid.org/0000-0003-1349-4241.
Irina N. Demina — D.Sc. in Economics, Professor, Head of Department of Journalism and Marketing Technologies, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, idemina.irk@ gmail.com, Q https://orcid.org/0000-0003-0306-3579, SPIN-Code: 8976-1790, ResearcherID: GLR-4527-2022.
Varvara V. Kazhberova — PhD in Phillology, Researcher, Problem Research Laboratory of Actual Journalism Issues, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, kazhberovavv@gmail.com, <E https://orcid.org/0000-0001-8732-8479.
Sophia B. Steblovskaia — PhD in Philology, Associate Professor, Department of Digital Journalism, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, stebl@inbox.ru, @ https://orcid.org/0000-0002-3866-852X.
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the Authors
The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Для цитирования
Ценностные ориентации будущих журналистов в России и Китае: результаты анкетирования студентов / О.В. Смирнова, И.Н. Демина, В.В. Кажберова, С.Б. Стеблов-ская. — DOI 10.17150/2308-6203.2024.13(2).303-324. — EDN BLWLWH // Вопросы теории и практики журналистики. — 2024. — Т. 13, № 2. — С. 303-324.
For Citation
Smirnova O.V., Demina I.N., Kazhberova V.V., Steblovskaia S.B. Value Orientations of Future Journalists in Russia and China: The Results of the Survey. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2024, vol. 13, no. 2, pp. 303324. (In Russian). EDN: BLWLWH. DOI: 10.17150/2308-6203.2024.13(2).303-324.